Научная статья на тему 'Факторы экономического роста: стратегия национального развития России'

Факторы экономического роста: стратегия национального развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1810
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / ФАКТОРЫ РОСТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И.Е.

В статье рассматривается институциональный анализ использования природно-экономических преимуществ России как факторов экономического роста. Особое внимание уделяется сочетанию факторов производства в национальной экономике и изучению их организационных составляющих. На примере промышленности строительного комплекса предлагается следующая организационная последовательность реализации стратегии: Инвестиции + Технологии + Кадры + Рынки сбыта = Национальное благополучие в среднесрочном периоде. Отмечается, что без качественного роста благополучия домашних хозяйств количественный рост макроэкономических показателей не имеет никакого значения для национального развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы экономического роста: стратегия национального развития России»

30 (123) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.22

факторы экономического роста: стратегия национального развития России

И. е. БЕльсКИх, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: igbelvolgograd@rambler.ru Волгоградский государственный технический университет

В статье рассматривается институциональный анализ использования природно-экономических преимуществ России как факторов экономического роста. Особое внимание уделяется сочетанию факторов производства в национальной экономике и изучению их организационных составляющих. На примере промышленности строительного комплекса предлагается следующая организационная последовательность реализации стратегии: Инвестиции + Технологии + Кадры + Рынки сбыта = Национальное благополучие в среднесрочном периоде. Отмечается, что без качественного роста благополучия домашних хозяйств количественный рост макроэкономических показателей не имеет никакого значения для национального развития России.

Ключевые слова: стратегия развития, экономика России, факторы роста, институциональная политика.

Особенности экономики России

Основой экономического благополучия является оптимальное сочетание факторов производства. В конце XIX начале XX в. преимущественными считались природно-географические условия, способствующие первоначальному экономическому росту, основанному на индустриальном способе производства. Однако научно-техническая революция и ее этапы привели к увеличению значения других факторов производства, основанных на использовании технологий, новых достижений науки и техники. Большую роль играет организационная

способность национальной элиты организовать устойчивый экономический рост.

На взгляд автора, без роста качественно измеряемых параметров благополучия домашних хозяйств количественный рост макроэкономических показателей не имеет никакого значения для национального развития России.

Со школьной скамьи россияне знают, что живут в удивительно богатой стране. Россия имеет самую большую территорию в мире, огромные сельхозугодья, обладает одной из лучших в мировой экономике кладовых природных ископаемых, неограниченные лесные, водные и другие ресурсы. Правда, россияне не знают, сколько это стоит в масштабах мировой экономики. Хотя необходимо отметить, что внешние сырьевые рынки демонстрировали до недавнего времени впечатляющие показатели по своей доходности.

В России самая развитая в мировом народном хозяйстве многоотраслевая добывающая промышленность и эффективно работающая на экспорт транспортная инфраструктура. В результате, Россия накопила за последние годы значительные инфляционные финансовые ресурсы в государственном и частном секторах по сравнению с 1990 г.

Одновременно с этим в России нет современных промышленных технологий (за исключением некоторых отдельных отраслей), имеется значительный износ основных фондов национального хозяйства, в

России плохое качество человеческого капитала (по объему потребления плохих лекарств на душу населения мы входим в число стран-лидеров [1], ведем нездоровый образ жизни, продолжительность самой жизни в стране — небольшая (по сравнению с ведущими странами мировой экономики), образование давно не соответствует потребностям и структуре рынка). В стране наблюдается катастрофическое состояние в сфере демографии, непосредственно отражающееся на рынке труда, недоразвит сектор малого предпринимательства, и т. д. Все эти проблемы в условиях мирового экономического кризиса резко обострились.

Для решения перечисленных проблем необходимо всесторонне развиваться за счет инвестиционно-кредитных ресурсов мировой экономики, которые придут в Россию при качественном экономическом росте. Организовать этот приток ресурсов возможно при сочетании трех составляющих:

1) при определении количественных и качественных параметров национальных потребностей;

2) при повышении культуры домашних хозяйств и бизнеса в экономической сфере;

3) при привлечении инвестиционных ресурсов мировой экономики, соответствующих рыночной стоимости объектов национального хозяйства.

Наша страна и ее правительство должны знать, что необходимо для организации качественной жизни каждого человека. После этого ведущие экономисты должны индикативно (директивно?) спланировать механизм для достижения желаемого результата. Далее необходимо назначить главным контролером экономическую культуру гражданского общества страны.

Все это возможно при условиях финансирования экономики России со стороны мирового хозяйства. Отечественных ресурсов никогда не хватит для эффективного развития страны. По такому национальному бизнес-плану финансировать мировые инвесторы будут при условии получения ликвидных залогов и в ожидании высоких норм прибыли. Для этого нужна инвентаризация национальных богатств и экспертная добросовестная их оценка.

Для этого необходимо создать 4 национальных оценочных инвентаризационных агентства на смешанной основе административных органов, представителей общественных отраслевых организаций и бизнеса:

1) агентство по оценке природных ресурсов;

2) агентство по оценке сельхозугодий;

3) агентство по оценке национальной недвижимости;

4) агентство по оценке промышленной и транспортной инфраструктуры.

В число задач этих агентств должны входить задачи по разработке методик и анализу стоимости национальных активов на микро- и макроуровнях для формирования национальной залоговой базы по развитию экономики.

Объемы внешнего финансирования национальной экономики России зависят от материальных претензий россиян, и автору думается, что залоговых ценностей вполне хватит. Морально-этический вопрос о допуске иностранных инвесторов на национальные рынки для всестороннего развития российской экономики был решен еще в конце XIX в. С. Ю. Витте в споре с Николаем II. [7]

Стратегические потребности домашних хозяйств России

Домашним хозяйствам России, ждущим коммунизм с 1980 г., нужны качественное жилье, транспорт, продовольственное и товарное обеспечение, высокооплачиваемые рабочие и социально защищенные места, рекреационные ресурсы для отдыха и справедливая (стабильная) стоимость национальной денежной единицы. Необходимо достижение следующих параметров и условий:

— в ближайшие 5 лет россиянам нужны 50 млн современных квартир и домов средней площадью не менее 100 м2 (в настоящее время на душу населения, по данным статистики, в среднем приходится 22 м2), при этом стоимость всех коммунальных расходов в совокупном бюджете семьи не должна превышать 15 %;

— потребление продовольственных товаров по протеиновому содержанию должно достичь уровня Германии и США (90—120 кг мяса на душу населения по сравнению с 60 кг в настоящее время);

— ежегодно 80 % российских семей должны отдыхать на курортах 21 день в году (в настоящее время, по опросам общественного мнения, 70 % семей даже не планируют отдыха!);

— динамичный рост спекулятивных цен, связанных с недостатком отечественного предложения и монополизмом сетевых компаний, должны смениться прогнозируемым уровнем инфляции в 1-3 %;

— правительственные эксперты обязаны экономические термины использовать корректно для повышения хозяйственной грамотности населения (например, не называть запоздалую двухзначную компенсацию инфляционных потерь увеличением заработной платы бюджетников) и т. д. [9].

Потребности домашних хозяйств — это и есть национальная стратегия развития любой страны.

Есть еще потребности бизнеса, потребности государства, но все они решаемы при условии удовлетворения национальных потребностей домашних хозяйств.

Факторы экономического роста на примере промышленности строительного комплекса

Очевидно, что первичными являются финансовые (производственные и иные) инвестиции, далее следуют технологии, с которыми должны работать высококвалифицированные кадры, завершающий этап успешного экономического роста — это наличие рынков гарантированного или конкурентного сбыта.

Россия не имеет достаточного национального капитала для удовлетворения перечисленных ранее потребностей домашних хозяйств. Только на строительство первых 10 млн (из 50 млн необходимых) квартир по 100 м2 необходимо инвестиций в размере 25 трлн руб. (по данным статистики и экспертов, примерно столько составляют все сбережения населения страны и золотовалютные запасы Банка России, которые в условиях недавнего кризиса сократились). Но их можно получить в рамках развития на территории России международных ипотечных центров через зарубежные банки под залог этой недвижимости (на западных рынках, кстати, кризис данного сегмента финансового рынка и капитал ждет стабилизации ценовой динамики, чтобы включится снова в работу), ведь 1 трлн долл. в масштабах мировой экономики — это реальная расчетная величина. В России до недавнего времени наблюдался недостаток мощностей промышленности строительного комплекса, а в соседнем Китае цемент дешевле, чем у нас, и к тому же сотни тысяч строителей из российских деревень ждут работы. Оборудование и технологии для строительства традиционно представляются под лизинг немецкими компаниями. Высокий уровень национальных цен, сложившийся на данном рынке, лучший инвестиционный стимул для мировых инвесторов, которые захотят построить доходные дома для сдачи в аренду россиянам. Большинство жителей Западной Европы арендуют жилье, что вовсе не снижает их высокого уровня жизни. Государство получает налоги с новых объектов недвижимости, жилищно-коммунальный сектор также улучшает показатели и осваивает новые энергосберегающие технологии. Цены на недвижимость падают (из-за классического роста предложения), появляется шанс для россиян купить жилье по лучшему соотношению цены и качества. Старые

дома и старые квартиры в новых условиях рынка недвижимости можно продать или сдать в аренду миллионам тружеников из далеких мест, которых устроят экссоветские жилищные условия.

Построенные квартиры и дома — это стимул уже для малого и среднего бизнеса России: для роста продаж мебели, кухонного оборудования, оргтехники, лакокрасочных и отделочных материалов и т. д. А это уже сотни тысяч новых рабочих мест. Возникает традиционный эффект инвестиционного мультипликатора.

В результате мировые инвестиции сочетаются со строительными технологиями, российские трудовые резервы повышают свои профессиональные качества. Россия будет иметь в этом случае один из самых передовых и технологичных строительных комплексов в мире, который в дальнейшем может работать на строительных площадках внешних рынков.

Подобной рыночной оптимизации ждут АПК, ЖКХ, национальное машиностроение. Объемы инвестиций там сопоставимы с объемами в промышленность строительного комплекса. Однако всему свое время. Без удовлетворения базовых потребностей в жилье от домашних хозяйств нельзя получить высокого уровня реализации рационального хозяйственного поведения.

Институциональная политика:

организационные аспекты государственного регулирования

Населению России нужны инновационные институты национального развития1. Домашние хозяйства давно уже рассчитывают на себя и не ждут подарков судьбы, в том числе и от государства.

Институциональная задача государства состоит в организации возможности работы страны в масштабах глобальной экономики. Для этого необходимы приоритеты и этапы движения. Эти этапы развития определены сочетанием факторов экономического роста: Инвестиции (И) + Технологии (Т) + Кадры (К) + Рынки сбыта (РС) = Национальное благополучие (НБ) в среднесрочном периоде (Tср).

Инвестиции обязательно «пойдут» под залоговые национальные ценности (земля, дороги, трубопроводы, полезные ископаемые), подготовленные 4 национальными оценочными инвентаризационными агентствами в следующих направлениях:

1 В данном случае автор понимает под этим термином на-

правления хозяйственного развития.

1) АПК — создание прозрачного и понятного (предсказуемого) для россиян и зарубежных инвесторов рынка земли в стране. Снижение или отмена налогов с животноводческих комплексов. Привлечение в комплекс компаний со смешанным капиталом и передовыми технологиями. Строительство предприятий перерабатывающей промышленности в сельской местности (организация приемных пунктов сельхозпродуктов, усиление госконтроля за криминалом в данной сфере), стимулирование внедрения передовых технологий роста урожайности сельхозкультур и т. д.;

2) ЖКХ — капитальный ремонт и обновление инфраструктуры жилого фонда; пересмотр ценовой политики с позиции учета реальных затрат; введение дифференциации оплаты за жилье, а не использование единых тарифов за квадратный метр для всего региона, устанавливаемых административными методами (неликвидная и убыточная в эксплуатации недвижимость сама уйдет с рынка);

3) промышленность строительного комплекса — объекты недвижимости и дорожная инфраструктура являются прекрасными объектами для инвестирования. Здесь надо брать примеры с государств, расположенных на Аравийском полуострове, когда на пустынном месте возникают многомиллиардные строительно-инвестиционные объекты [2];

4) национальная транспортная промышленность — масштабы России предполагают всегда большой рынок сбыта для продукции судостроения, авиастроения, локомотивостроения, вагоностроения, трубной промышленности. Поэтому данные предприятия целесообразно развивать ускоренным порядком, так как возрастающие потребности национального рынка обеспечивают многолетний гарантированный рынок сбыта;

5) промышленность для добывающих отраслей — международная специализация России на сырьевых сегментах в мировой экономике позволяет усилить развитие предприятий данных отраслей также за счет увеличение заказов на их продукцию.

Аналогичная задача стоит и по развитию оборонно-промышленного комплекса. Необходимо отметить вероятное увеличение доли России на мировых рынках вооружений (из-за страха большинства потребителей вооружений в слаборазвитых странах мира перед иностранной агрессией стран НАТО). Все это способствует росту инвестиционных потоков на предприятиях, а при дальнейшем усилении их маркетинга на мировом рынке вооружений поможет найти стратегических инвесторов со стороны развивающихся стран — импортеров оружия.

18 -

Организация работы в перечисленных отраслях и комплексах даст возможность десяткам миллионов российских граждан найти себе достойную, престижную и высокооплачиваемую работу с гарантированным высоким уровнем социальных условий труда. Это является типичной социальной западной моделью экономического процветания геронтократических обществ.

Ориентиры промышленной политики

Все все понимают, но как заставить национальное хозяйство России, построенное на административно-рыночных принципах, работать с опорой на значительный госсектор ускоренными темпами на благосостояние домашних хозяйств?

Ответ однозначен. С помощью грамотной промышленной политики. Она должна иметь два четких организационных ориентира: на отрасль и на промышленный комплекс.

Инвестиционные потоки в отдельных стратегических отраслях формируются за счет государства и его средств, выделяемых в виде субсидий или льготных кредитов. По примеру промышленной политики дирижизма во Франции конца 1950— 1960-х гг., когда крупные промышленные компании рассчитывали и получали многомиллиардную инвестиционную поддержку от государства [8].

Такой отраслью в России должна стать малорентабельная национальная транспортная промышленность: самолетостроение, судостроение, локомотивостроение, вагоностроение. Государство может сформировать и досрочно оплатить заказ на продукцию данных отраслей, организационно помочь с получением технологий на Западе, профинансировать обновление основных фондов. За счет этого произойдет значительный рост выпуска продукции, вырастут оборотные фонды и в дальнейшем, при прогнозируемом росте пассажиро- и товаропотока, увеличатся самодостаточность и конкурентоспособность данных предприятий. В данных отраслях в годы советской власти трудились сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, которые в настоящий момент находятся в сложном экономическом положении.

Вторым организационным направлением промышленной политики должны стать приоритетные комплексы, инвестиционная поддержка которых будет осуществляться на другой основе. Промышленные комплексы (АПК, ЖКХ, промышленность строительного комплекса, ОПК) никакие государственные финансы, построенные на эксплуатации сырьевой экономики, не «потянут»

по определению. Для их финансирования (на обновление основных фондов, внедрение передовых технологий и т. д.) необходимо использовать мировые инвестиционные ресурсы и следующие организационные алгоритмы промышленной политики, рассчитанные на 5-7-летний срок реализации (за исключением ОПК—здесь государственные инвестиционные и хозяйственные отношения строятся на принципах конкурсного исполнения госзаказа и стратегической ориентации предприятий на зарубежные рынки) [3]. Этапный подход для решения указанных проблем следующий:

I этап — выделение на конкурсной основе государственных грантов (количество измеряется десятками или сотнями по территориально-географическому принципу) на реализацию отдельно взятых типичных технологических проектов в АПК, ЖКХ, строительстве (на микроуровне жилого дома, квартала, отрезка дороги, предприятия АПК) под эгидой национального оценочного инвентаризационного агентства. В течение года грант должен реализоваться, потом специалисты проводят анализ результатов и вырабатывают рекомендации по внедрению опыта на принципах возвратного (долгосрочный кредит) смешанного финансирования (государственного и частного) под соответствующий отраслевой залог.

II этап — разработка и реализация на конкурсной основе масштабных 10—12 пилотных технологических тендеров-проектов, измеряемых миллиардами рублей (частных и государственных инвестиций) и популяризируемых в бизнес-среде России и за рубежом (модернизация ЖКХ в городском районе миллионного мегаполиса, строительство группы перерабатывающих мощностей в сельском районе, строительство платной дороги в курортном регионе, моста в отдельном регионе). Одновременно с этим (за счет государственных средств) на данных проектах формируются обучающие площадки для технологов и менеджеров со всей России.

III этап — полученный организационный и технологический опыт в результате этих проектов (в течение 2—3 лет) тиражируется по всей стране при консультационной поддержке национального оценочного инвентаризационного агентства соответствующей направленности и при условии привлечения инвестиций под соответствующие отраслевые залоги.

В результате такого подхода будут выбираться самые оптимальные варианты инвестиционного и технологического решения проблем и задач в АПК, ЖКХ и на предприятиях строительного комплекса России. Одновременно будет происходить

обучение рабочих и управленческих кадров на базе российских и зарубежных передовых компаний, реализовывающих данные конкурсные проекты. В дальнейшем выстраиваются конкурентоспособные организации, ориентированные на рынки России, СНГ и другие страны. В среднесрочном периоде миллионы российских специалистов получат передовой опыт, а население страны — качественные услуги и продукты. Капитализация данных отраслей увеличит стоимость экономики России на мировых финансовых рынках даже в условиях кризиса.

Политика финансового просвещения как повышение культуры домашних хозяйств и бизнеса в экономической сфере

Российское население — это весьма сложный объект и субъект национального рынка. Существует множество национальных стереотипов о нем. Например, некоторые авторы отмечают его мобилизационную и сезонную работоспособность («Долго запрягаем, но быстро едем», образ «Емели на печи» и т. д.). Мифологизация таких образов продолжается выработкой современных подходов, в частности интересна концепция правового нигилизма россиян («законы принимают, чтобы их обходить» и т. д.) [6]. Автор считает, что титульная нация не обладает высоким уровнем предпринимательской инициативы от природы, поэтому и малый бизнес развит слабо и т. д.

В связи с такими особенностями российского менталитета государству необходимо проводить политику финансового просвещения населения, которая должна значительно повысить экономическую культуру общества [4]. Необходимо сформировать у населения способность к рациональному рыночному поведению, умению работать с инвестиционными инструментами и финансовыми средствами. Необходимо вспомнить, что в России около 60 % домашних хозяйств хранят свои сбережения дома (зачастую в иностранной валюте) и не доверяют их финансовому сектору, особенно в условиях кризиса. Такой уровень институционального недоверия (в сочетании с массовой экономической неграмотностью) к государству и бизнесу является тормозом национального развития и не способствует благополучию домашних хозяйств.

Традиционно есть два пути для повышения уровня доверия и экономической грамотности российского населения:

1) метод проб и собственных ошибок (вклады населения в финансовые пирамиды, долевое участие в строительстве, приватизация в России и т. д.);

- 19

2) анализ информации и изучение чужого опыта (получение консультаций, просмотр аналитических телепередач с участием экспертов и участников финансовых рынков, чтение соответствующей литературы и периодики).

При первом варианте рост участников финансовых рынков происходит естественным путем в течение десятилетий. При этом негативный опыт от недобросовестных агентов финансового рынка и от бездействия государства запоминается навсегда. Это в настоящее время и характеризует особенности национального экономического поведения.

При втором варианте, т. е. при активном проведении политики финансового просвещения и наличии государственных гарантий добросовестности агентов рынка рост числа его участников произойдет достаточно быстро. На постсоветском пространстве есть пример Казахстана, где на национальном финансовом рынке смогли сформировать высокий уровень доверия и повысить грамотность населения по отношению к банковскому сектору. В результате, активы коммерческих банков по отношению к ВВП в этой стране превышают аналогичные показатели России, что дает возможность эффективнее использовать внутренние накопления домашних хозяйств [5].

Политика финансового просвещения должна опираться на равноправный диалог домашних хозяйств, бизнеса и государства. Право на одинаковую информацию без конъюнктурных искажений имеют все граждане России.

Единственным организационным инструментом по оперативному формированию рационального рыночного поведения являются средства массовой информации. В условиях сокращения тиражей печатных СМИ и роста влияния радиоэлектронных средств коммуникаций необходимо проводить информационную политику на телевидении по повышению уровня экономических знаний и овладению соответствующей терминологией населения. Героями телепередач должны стать ученые-экономисты, успешные хозяйственники-практики, представители малого бизнеса. Серьезные аналитические передачи должны способствовать рационализации инвестиционного поведения граждан страны. Жители России должны знать размер федерального (регионального, муниципального) бюджета, его основные статьи расходов и доходов, должны видеть сравнительный объективный анализ с бюджетами ведущих государств мира (регионов страны).

Одновременно с этим программа федеральной книгоиздательской деятельности должна быть направлена на публикацию популярно-просветительских работ для населения в сфере экономики.

20 -

«Азбука народного инвестора», подготовленная специалистами ведущих учреждений экономического образования России, должна стать настольной книгой в домашних хозяйствах страны.

Очевидно, что экономисты страны имеют право на публичную альтернативную (от правительства) гражданскую оценку развития экономики России. Население страны под влиянием публичных альтернативных оценок, дискуссий должно научиться влиять на изменение бюджетных приоритетов, учитывать это в своей инвестиционной деятельности и т. д. Рост культуры населения в финансово-экономической сфере будет способствовать повышению качества национального управления и повышению ответственности домашних хозяйств за собственное благополучие.

Одновременно с этим национальный бизнес в среднесрочном периоде получит рациональных потребителей, ответственных инвесторов и добросовестных работников, которые смогут планировать свое собственное благополучное будущее. И все это коренным образом укрепит национальную экономическую безопасность в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Вельских И. Е, Кулагина С. В. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 14 (164). С. 37—45.

2. Вельских И. Е, Гладкая Е. А. Первичный рынок жилой недвижимости Южного федерального округа в период кризиса // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13 (148). С. 2—6.

3. Вельских И. Е. Имидж оборонно-промышленного комплекса России // ЭКО. 2007. № 12. С. 161—169.

4. Вельских И. Е. Корпоративная социальная ответственность как инновационная технология привлечения клиентов в банки // Финансы и кредит. 2011. № 14. С. 2—7.

5. Вельских И. Е. Инновационные маркетинговые технологии «паблик рилейшнз» как способ повышения конкурентоспособности отечественных банковских структур // Финансы и кредит. 2006. № 21. С. 22—23.

6. Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России: монография/ Волгоград: Перемена. 2005.

7. Докладная записка Витте Николаю II // Историк-марксист. 1935. № 2—3. С. 130—139.

8. Матвеев В. Развитие государственно-монополистических методов централизации капитала и капитало-накопления (на примере Франции) // Государственно-монополистический капитализм. Экономические проблемы. М.: Мысль. 1971. С. 61—81.

9. Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. М. , 2009. 795 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.