обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
Следует учесть, что конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.[2, с. 22]
Использованные источники:
1. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. / Е.Е. Румянцева. М.: Инфа, 2007
2. Князева И.В.Антимонопольная политика в России / Учебное пособие. М.: Омега. 2007.С.17-22,103-356
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений / Учебник.М.: Инфра-М.2006.С.344-352
Мазуренко А.А. магистр 2-го курса Алтайский государственный университет
Россия, г. Барнаул ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДЕВИАЦИИ Анотация: В данной статье рассмотрены основные факторы, детерминирующие молодежные девиации. Даны основные определения. Сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: молодежь, девиация, девиантное поведение. В условиях системного кризиса, объективно переживаемого российским обществом в период трансформации, исследование девиантного поведения молодых россиян представляется чрезвычайно актуальным. Девиации определяются множеством взаимозависимых факторов. Среди них можно выделить, прежде всего, социальные факторы как процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное
поведение его членов. В социологии они изучаются в рамках различных вариантов теорий аномии, социальной дезинтеграции (дезорганизации), социального неравенства, концепции стигматизации, в радикальной криминологии.
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и группового давления. Эти проблемы рассматриваются в теориях дифференцированной ассоциации (связи), первичного и вторичного отклонения.
Ситуационные факторы могут влиять на социальное поведение двояко: вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому среди ситуационных следует выделить факторы экстремальности и благоприятствующие факторы (последние интегрируются, например, в теории рационального выбора). Ситуационные факторы могут рассматриваться на социальном, групповом и индивидуальном уровнях. Выделенные факторы воздействуют на формирование и функционирование психики индивидов и психологии групп. Влияя на психику индивидов, они могут приводить к психическому неблагополучию. Поэтому девиантное поведение возможно как в психологической норме, так и в психологической патологии. В динамическом аспекте возникновение девиантного поведения можно представить следующим образом. Исходным пунктом для большинства девиаций являются биологические факторы (хотя, возможно, и не самыезначительные). Затем в процессе социализации индивиды (через социальные институты, средства массовой информации, конкретных агентов социализации) интериоризируют ценности и нормы своей культуры и субкультур референтных групп. В случае отсутствия, противоречивости или девиантности норм впроцессе социализации формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. В результате социальных потрясений могут наблюдаться явления десоциализации [1] и ресоциализации [2]. В определенных ситуациях происходят первичные, затем и вторичные, отклонения, приводящие к стойкой девиантности.
Детерминанты девиантного поведения, как правило, действуют комплексно. Однако применительно к конкретным отклонениям можно выделить и наиболее значимые из них. Наконец, различные виды девиаций сами могут обусловливать друг друга, хотя эти связи достаточно сложны. В ряде случаев одно негативное социальное явление усиливает другое, в ряде других - ослабляет его. Понимая условность всякой классификации, можно выделить некоторые подходы к исследованию проблемы девиантного поведения молодежи. Это психоаналитическая ориентация, культурологический подход, структурно-функциональный подход. Прежде чем перейти к характеристике выделенных подходов, необходимо определиться с тем, что мы вкладываем в понятие «молодежь». Молодежь рассматривается нами как большая общественная группа, имеющая
специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, ихдуховный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет [3, с. 297].
Ученые, занимающиеся проблемами молодежи в рамках психоаналитической ориентации, опирались на идеи З. Фрейда и его последователей. В частности, их усилиями получила дальнейшую разработку теория «эдипова комплекса», в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка и прочие формы сублимации свойственной ей энергии. Рассмотрение молодежи как социологической категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями человеческого сознания и поведения продуцировало более глубокое понимание молодежных проблем, научное обоснование дифференцированной воспитательной работы. Это в решающей степени привело к выделению в молодежной политике целого направления, связанного с гармоничным совершенствованием подрастающего поколения.
Именно благодаря психоаналитическому методу, применению принципов «понимающей социологии» удалось проникнуть в глубинные пласты молодежного сознания, полнее раскрыть индивидуальность молодого человека и в меру сил способствовать его самоактуализации, «снятию» отчуждения от общества. Для культурологического подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологической социологии. Перечисленные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемой и как степень усвоения общественных норм, и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности
Использованные источники:
1. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г. В. Осипова М., 2004. С. 297.
2. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 2003. С. 156.
3. Гилинский Я. И., Смолинский Л. Г. Социодинамика самоубийств //Социологические исследования. 2006. № 5. С. 62.