Научная статья на тему 'Факторы десекуляризации и формы религиозности в культуре постмодерна'

Факторы десекуляризации и формы религиозности в культуре постмодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUALITY / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / SECULARIZATION / ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / DESECULARIZATION / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВЕРА / FAITH / ЭЗОТЕРИЗМ / ESOTERICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивановская Ольга Викторовна

В статье рассматриваются причины возврата религии и веры в пространство современной культуры. Анализируется эзотеризм как одна из форм религиозности эпохи постмодернизма. Делается вывод о том, что для комфортного существования человека в пространстве культуры необходимо гармоничное равновесие ее рационального и духовного начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF DESECULARIZATION AND THE FORMS OF RELIGIOSITY IN POSTMODERN CULTURE

The article considers the reasons for the return of religion and faith in the space of modern culture. The esotericism as one of the forms of religiosity in the era of postmodernism is analysed. The conclusion is that the harmonious balance between the rational and spiritual principles is required for comfortable existence of the person in space of culture.

Текст научной работы на тему «Факторы десекуляризации и формы религиозности в культуре постмодерна»

УДК 124.5

ФАКТОРЫ ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИИ И ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

О.В. Ивановская

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

iov59@list.ru

В статье рассматриваются причины возврата религии и веры в пространство современной культуры. Анализируется эзотеризм как одна из форм религиозности эпохи постмодернизма. Делается вывод о том, что для комфортного существования человека в пространстве культуры необходимо гармоничное равновесие ее рационального и духовного начал.

Ключевые слова: урбанизация, модернизация, культура, постмодернизм, виртуальность, секуляризация, десекуляризация, религиозность, вера, эзотеризм.

Культура как разворачивающееся осознание — это постоянно продолжающееся событие, в котором смена поколений становится необходимым моментом изменения самой модели понимания культурных смыслов. Смысловая трансформация, вызывая конфликт интерпретаций между культурными поколениями, носит, как правило, относительный характер и связана не столько со сменой всей системы координат культуры, сколько с перемещением смыслового центра: то, что для одного культурного поколения представляется смысловой периферией, для другого обретает первостепенную значимость, следовательно, начинает определять базовые установки понимания действительности и себя в ней. В этом случае важнейшей задачей философской рефлексии становится стремление предсказать облик грядущего мироощущения — смысловой пафос наступающей эпохи.

Сегодня исследователи все чаще говорят о десекуляризации, постсекулярном обществе, религиозном возрождении. «Религиозный Ренессанс» ставит перед философией задачу всестороннего изучения и анализа не только прошлого религии, но и ее бурного и противоречивого настоящего, стимулируя исследовательский интерес к религиозной ситуации в современной культуре. В свою очередь, философско-культурологический анализ должен быть вписан в общий фон социальных процессов и отношений, и только на этом фоне он получает свое оправдание.

Известный американский социолог С.Ф. Хантингтон увязал религиозное возрождение последней трети XX в. с модернизацией незападных обществ, нарастающей социальной мобильностью, размыванием традиционного уклада жизни, разрушением традиционных сообществ. Людей, теряющих почву под ногами, вовлекаемых

в водоворот масштабных экономических и социальных изменений, становится все больше. Они нуждаются в духовной поддержке. Если традиционная религия способна ее обеспечить, люди обращаются к ней. Но традиционные религии не всегда успевают приспособиться к изменениям и новым запросам. Тогда люди ищут духовную поддержку в иных религиях1. Это приводит к появлению новых религиозных движений и развитию эзотеризма.

По происхождению новые религии могут быть разделены на эмерджентные (возникшие вновь) и экскурсивные (перенесенные из других культур). Причем «...эмерджентные движения, разумеется, не создаются ex nihilo, вероучения многих из них — результат религиозного синкретизма: вероучение может включать элементы самых разных религиозных доктрин»2, а экскурсивные движения неизбежно трансформируются, оказавшись на Западе и приобретая, например, социальную структуру, напоминающую структуру западных христианских церквей.

Среди факторов, способствующих распространению новых религиозных учений, следует назвать формализацию деятельности традиционных религиозных организаций и уменьшение их влияния; относительный религиозный плюрализм; возможность выбора религиозной доктрины; плюралистическую и открытую внешним влияниям культуру современных обществ. Однако важнейшим фактором социально-культурной трансформации можно счи-

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. [Электронный ресурс]. — URL: http://grachev62. narod.ru/hantington/content.htm.

2 Эгильский Е.Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения / Е. Э. Эгильский. — М.: КНОРУС, 2011. - С. 94.

тать крупномасштабную, глобальную урбанизацию: миллионы хлынули в города, получившие явное преимущество в виде более высокой концентрации человеческих ресурсов. Причем чем больше город, тем, как правило, выше концентрирующийся в нем человеческий капитал, способствующий модернизации социальной среды: роль центров развития и модернизации выполняют сегодня именно города. В городской, как правило, многонациональной, поликонфессиональной и мультикуль-турной среде размываются религиозные и национально-этнические различия, стираются традиционные грани культур, угасают устоявшиеся нормы, законы и правила жизни, происходит отрыв от корней, возникает «безродность» — духовное «освобождение из-под гнета традиций». Именно поэтому города становятся креативной средой современности, в которой, как в плавильном котле, из пестрого многообразия рождаются новые культурные смыслы.

Размывание идентичности, поиск себя и своего места в мире вкупе с доступностью информации о разнообразных эзотерических учениях и практиках, которые можно поверхностно, не вдаваясь в детали, играя, испробовать на себе, приводит к эклектичности современной духовной культуры. Происходит возвращение религиозного начала в наш секуляризованный мир.

Известно, что десакрализация и секуляризация, как печальный итог развития европейского рационализма, вызвали к жизни кризис ценностей и духовных ориентиров, мировоззренческую неопределенность, свойственную сегодня развитым обществам. Так, П. Бергер, соотнося секуляризацию с рационализацией мышления и поведения, отмечает, что главный результат секуляризации, который должны при-

знать и верующие, и агностики, и атеисты, заключается в том, что «секуляризация делает тщетными человеческие устремления, наиболее важным среди которых является стремление жить в осмысленном и предельно надежном космосе»3. Иными словами, секуляризация ведет к радикальному обессмысливанию человеческого существования, обмирщению мира, утрате чувства священного, — к смерти Бога, к эпохе популизма и профанации. Так, известный теолог Харви Кокс отметил прагматизм и профанность как особенности стиля жизни нынешнего «мирского града» и человека, обитающего в нем: «Говоря о профанности, мы имеем в виду сугубо земной горизонт секулярного человека, исчезновение всякой надмирной реальности, которая определяла бы его жизнь. Pro-fane буквально означает "вне храма", т. е. "относящийся к этому миру". Называя секулярного человека профаном, мы не обвиняем его в богохульстве, а хотим сказать, что этот человек безрелигиозен. Он рассматривает мир не с точки зрения какого-то иного мира, а изнутри его самого. <...> Профан — это просто человек от мира сего...»4.

Но в душе человека остается след религиозности как потребность в осмысленном видении реальности, как тяга к «вертикальному росту», к стабильности, Вечности и бессмертию. Дефицит святости рождает ее интенсивный, напряженный, хотя и веерный, никем не направляемый, хаотичный и спонтанный поиск духовного пути. Поэтому сегодня можно говорить о новой «закол-

3 Бергер П. Понимание современности / П. Бергер // Социологические исследования.

1990. - № 7. - С. 133.

4 Кокс Х. Мирской град: секуляризация и ур-

банизация в теологическом аспекте. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/bib-liotek_Buks/Sociolog/Cox/index.php.

дованности», о новой магической эпохе — в арсенал современной массовой культуры прочно вошел эзотеризм.

Эзотеризм (англ. esoteric — тайный, известный лишь посвященным, скрытый, неясный запутанный) как внутренний, духовно-психологический, индивидуально-субъективный путь познания мистических законов Природы и Вселенной («Абсолюта») сопряжен с постижением предельных сущностей бытия через такие иррациональные способности духа, как интуиция, вера, совесть и мистическое пребывание души в сферах трансцендентного5.

Главной установкой эзотеризма является идея о том, что никакая сущность из-за объективной невыразимости самых глубоких истин не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах рационального познания. Непостижимые в познавательных образах аспекты сущности в лучшем случае категоризуются особыми символами, вживанием в которые частично постигается секретная сторона бытия.

Но природа символа, рассмотренная под определенным углом зрения, и есть природа культуры. Поэтому мы вправе констатировать смещение смысловых акцентов современности от секулярного («профан-ного») мировидения в сторону оккультно-магического и мистико-эзотерического восприятия реальности.

Кроме того, говоря об изменении религиозности в постмодерных обществах, можно констатировать и смещение фокуса теперь уже самой религиозности с коллективных ритуальных практик на индивидуальные проблемы смысла эзотерических систем. Эзотерические учения — это чаще

5 Современный философский словарь / под общ. ред. проф. В.Е. Кемерова. — М.: ПАН-ПРИНТ, 1998. - С. 1026.

всего путь одиночек, что обусловлено не только и не столько стремлением к ощущению своей избранности и элитарности, сколько индивидуализированным характером современного общества, утратой открытости и доверия между людьми.

Конечной целью эзотерических усилий, нередко обозначаемых как «полет в себя», выступает борьба с земными страстями и осознанное изменение личности: переделка «посюстороннего» индивида-профана в существо эзотерическое, готовое к индивидуальному спасению. Причем внутренний преобразованный мир эзотерика расширяется до пределов мира внешнего, замещает его, что позволяет говорить об эзотеризме не только как о способе своеобразной индивидуализации религии, но и как о специфической форме эскапизма. Внутренняя жизнь становится приоритетной, что может привести к агонии социальности и культуры.

Пытаясь выделить факторы возвращения «мистицизма» и «магизма» в высокотехнологичные информационные общества, Л.Г. Ионин, в свою очередь, считает, что непоследнюю роль в этом играют тотальное онаучивание мира и непрерывный прогресс технологий, а также глобализация, разрастание пространства виртуальности, вторгающегося в реальность, и распространение постмодернизма6.

Постмодернизм - это культурологическое имя постиндустриальной информационной цивилизации. Постмодернизм как гипертрофированный техницизм, уничтожая границу между реальным и воображаемым, искусственным и настоящим, породил проблему сохране-

6 Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха. [Электронный ресурс]. — URL: http://popovkin-av.narod.

ru/Ionin_New_magic_age.pdf.

ния целостности духа и защиты челове-коразмерного мира.

Обращаясь к исторической ретроспективе, отметим, что длительный путь человечества от мифа и магии к науке и технике принято считать путем обретения людьми власти над природой, возможностей ее преобразования в соответствии со своими потребностями. Это был путь прогресса как движения к расцвету деятельности и могущества человека на Земле. В этом суть гуманизма как совести культуры, как «триумфа человеческого». В нем, как в фокусе, преломляется и оцелостнивается все многообразие культурных символов. Человек — цель познания, в каких бы формах познание это ни проявлялось. Однако к началу XXI в. человеческое познание в условиях информационного этапа научно-технического прогресса, продолжая двигаться от мифа к логосу по пути рациональности и редукционизма, пришло к абсурду: «Вакуум — вот действительное бытие. По-русски вакуум — пустота, на философском языке — небытие, ничто. Ничто — максимально абстрактная возможность всего, и чем ничтожнее ничто, тем оно потенциально реальнее. Настоящая реальность есть отсутствие реальности — таков результат доведенной до кон-

~ 7

ца научной редукции» .

Познавательное отношение к реальности, когда миф трансформировался в метафизику как философию и первоначальную науку, было связано с тем, что человек как Субъект отделил себя от этой реальности и противопоставил себя ей, признав ее существующей самостоятельно и независимо от него — как Объект. Метафизическое воз-

7 Кутырев В .А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) / В .А. Кутырев // Вопросы философии. - 2002. - № 9. - С. 69.

зрение на мир возникло вследствие проти-вополагания познаваемого и познающего, что в конечном итоге привело к «расколдовыванию мира» (М. Вебер), к его рационализации и технологизации, к отчуждению между миром и человеком. Научный Разум отказался от эстетико-этического, любовно-верящего отношения к бытию, культивировавшемуся мифологией и религией.

Причем такое восприятие бытия как расколотой на Объект и Субъект реальности легло в основу не только рационально-философской методологии познания, но и пророческой традиции «религий Книги», оказавшейся в каком-то смысле определяющей для европейской ментальности и провозгласившей Бога трансцендентным и недосягаемым для «отпавшего от него» человека.

Дальнейшее развитие рациональности и науки привело к известному тезису: «Науки в любом знании столько, сколько в нем математики». Стремление «отцифровать» реальность, выразить ее чисто теоретически, в пределе — количественно в процессе сциентистской редукции бытия, демифологизирует мир, расчленяет его на «типы рациональности». Но культура иррациональна. Нематематизированность как предметное бытие, символизм, мифологичность, чувственность, духовность — и есть собственно культура. Иррациональна и вера. Поэтому сциентизм объявил непримиримую войну религиозности и мифоантро-поморфности человеческого Духа.

Тем не менее религия еще долго продолжала компенсировать, уравновешивать сухую рациональность Научного Разума, сохраняя целостное мировосприятие за счет веры и трансцендентности. Мир как «дом человека» окончательно рухнул с приходом эпохи атеизма, когда бездушная

рациональность (научность) покусилась на духовные Святыни — «Истину в последней инстанции», пытаясь занять ее место. Произошло окончательное расколдовывание мира от религиозной веры. Это — поворотная точка в развитии человечества — точка невозврата, уводящая человека как от целостного мировосприятия, так и от себя самого. Нарушилось относительное равновесие рационального и иррационального в культуре.

Чтобы окончательно справиться с «желанием» — волей, верой, любовью, чувствами и духовностью, — постмодернизм объявил человека (и окружающую его реальность) текстом, т. е. знаково-звуковой, а по сути — физико-математической матрицей, которую можно перепрограммировать, переписать или даже стереть. Кстати, пророческая традиция и здесь сыграла непоследнюю роль, ведь «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог», т. е. Мысль, Проект, Текст.

Происходит полная элиминация Субъекта. Но эта «матрица», пытаясь адаптироваться к столь быстроменяющимся условиям бытия в мире, продолжает стремиться к постоянству, ибо не утратила еще своего онтологического чувства Вечности, вертикали транцендентального предчувствия — «интуиции присутствия Бога»8.

Эзотеризм как ответ на непостоянство и стремительную изменчивость бытия — это поиск такого текста (заклинания, магической формулы, «волшебной палочки»), который бы помог обрести власть над окружающей действительностью и обладал бы устойчивостью и даже бессмерти-

8 Карпицкий Н.Н. Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности: дисс. ... канд. филос. наук. — Томск, 2004. — 295 с.

ем в своем магическом значении и власти над Судьбой. Возникает представление об иерархии текстов (но не смыслов!), иллюзия, что с помощью такого текста сегодня, сейчас можно кардинально изменить свою жизнь.

Следовательно, эзотеризм как оккульт-но-магическое мировоззрение можно рассматривать как инстинкт самосохранения человеческого, как мифологический возврат в соизмеримую с человеком антропоморфную реальность из доведенной до абсурда научной рациональности, рассматривающей истинное бытие как Ничто («нет ничего, кроме кривизны и кручения пространства»), а человека — как «электромагнитное возмущение в пространственно-временном континууме». Это попытка создания хоть и виртуальной, креативно-ментальной, но целостной альтернативной реальности, не расчленимой на молекулы, атомы, струны и вакуум.

Таким образом, началось «обратное движение» - возвращение иррационализма, в котором, как в капле росы, «капсули-руется» чувственное, интуитивное, эстетическое, ценностное отношение к реальности, способность и стремление человеческого Духа к целостному восприятию мира и себя в нем. Началось возвращение Субъекта в наполненный смыслами и символами, воспринимаемый личностно объектный мир культуры, правда, теперь через виртуальность - мысле-техногенные искусственные миры (цифровые миры компьютера и эзотеризм).

Выходит, эзотеризм - не только и не столько форма эскапизма, отчуждения, бегства от социального, но, главным образом, способ защиты от тотально-довлеющего рационализма современной эпохи постмо-

дерна, ведь ритуалы начинаются там, где заканчивается рацио.

Спонтанное развитие эзотеризма, приводящее к виртуальному хаосу, может, согласно синергетике, спровоцировать рождение в этом плавильном тигле эклектики «альтернативных миров» нового уровня целостности, новой, принципиально иной формы переобъединения. Следовательно, ситуация «множества миров», потрясшая человеческий дух в целом, — это попытка вернуться к хаосу как прелюдии нового типа порядка.

Сегодня для сохранения своей субъектной самоидентичности культуре нужен некий кардинальный поворот к самой себе, необходимо обратное движение духа - интерпретация, привязка к реальности созданных в воображении виртуальных миров, оценка их с позиций культуры, рассмотрение сквозь призму добра и зла. Приручив природу путем преобразования ее в технику, человек должен теперь приручить технику, осознав себя как средоточие субъектности посреди нее. И если верно то, что «в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столь-

~ 9

ко, сколько имеется в ней математики»9, то, в конечном счете, должна быть верной и предельная ступень этого принципа: «Любая частная наука может быть оправдана лишь в той мере, в какой скрытым пафосом всех ее свершений является повышение ценности человеческого бытия»10. Поэтому в происходящем сегодня процессе глобального переосмысления концептуальных основ мировидения должно быть восста-

9 Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 6. / И. Кант — М.: Мысль, 1966. - С. 58.

10Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ) / К.А. Сва-сьян. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. - С. 206.

новлено относительное равновесие противодействующих друг другу, но образующих культурное смыслотворческое пространство полюсов — «физики» и «лирики», рационально-научного и иррационально-духовного, разума и веры, — в поле которого каждому человеку предстоит самоопределиться.

Литература

Бергер П. Понимание современности / П. Бергер // Социологические исследования. — 1990. - № 7. - С. 127-133.

Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха. [Электронный ресурс]. — URL: http://popovkin-av. narod.ru/Ionin_New_magic_age.pdf.

Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 6. / И. Кант — М.: Мысль, 1966. - 743 с.

Карпицкий Н.Н. Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности: дисс. ... канд. филос. наук / Н.Н. Карпицкий. - Томск, 2004. - 295 с.

Кокс Х. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. [Электрон-

ный ресурс]. — URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/Cox/index.php.

Кутырев ВА. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) / В. А. Кутырев // Вопросы философии. - 2002. - № 9. - С. 68-80.

Свасьян КА. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ) / К. А. Свасьян. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. - 224 с.

Современный философский словарь / под общ ред. проф. В.Е. Кемерова. 2-е изд, испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Минск, Москва: ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// grachev62.narod.ru/hantington/content.htm.

Эгильский Е.Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения / Е.Э. Эгильский, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. - М.: КНОРУС, 2011. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.