Я. Я. Милъчакова, О. Я. Галюта
ФАКТОРНЫЙ ДОХОД В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Рассматривается информационная рента, причины ее образования и экономические формы реализации в сфере корпоративной, государственной и муниципальной собственности. Проведено сравнение добавленной и монопольной информационной ренты, выявлены основные отличия и особенности процесса образования. Особое внимание уделяется инновационной информационной ренте, выявляются ее взаимосвязь с инвестициями е информационные продукты и услуги, факторы определяющие величину ренты, а также рассматриваются основные субъекты рентных отношений, приводится их классификация.
Все тщдът ренты как особый фиксированный доход представляют собой форму экономической реализации собственности на ограниченные высокоценные ресурсы.
Информационная: рента также представляет собой форму экономической реализации различных видов собственности на полезную информацию — государственную, корпоративную и частную.
Для количественной характеристики информационной ренты целесообразно учесть стоимость и ценность типичного, относительно широко используемого информационного продукта данного вида и с ним соизмерять стоимость и ценность более качественных, более ценных информационных продуктов, дающих их пользователям информационную ренту.
Экономической формой реализации интеллектуальной собственности выступает монопольная информационная рента. Объекты интеллектуальной собственности — авторские права, лицензии, ноу-хау, тиражи и др.— приносят их собственникам фиксированный доход, который и является денежным выражением монопольной информационной ренты.
В сфере корпоративной собственности собственники ценных информационных ресурсов получают добавленную и монопольную информационную ренту. Добавленная информационная рента возникает при использовании высокоценной информации, которой обладают субъекты сотрудники с высоким уровнем профессионализма. Высокое качество знаний руководителей, специалистов, предпринимателей и других субъектов обеспечивает высокую рентабельность результатов их деятельности и дает доход в форме добавленной информационной ренты. Подобную же ренту получают собственники продуктовых и технологических инноваций, которые при их использовании становятся лидерами на рынке и также получают избыточный доход,
В сфере корпоративной собственности образуется монопольная информационная рента в виде фиксированного дохода, когда собственники располагают коммерческими та ами и ноу-хау. В отличие от добавленной информационной ренты монопольная информационная рента имеет устойчивый, фиксированный характер и возникает у собственников особо ценных, редких информационных ресурсов.
в сфере государственной и муниципальной собственности также постоянно возникает добавленная и монопольная информационная рента. Государство, финансируя
образование, здравоохранение* науку, культуру, осуществляет инвестиции в национальный человеческий капитал и этим повышает конкурентоспособность страны и отечественных предприятий. Использование корпоративных государственных информационных ресурсов снижает их социальные и трансакционные издержки. Этому же способствует предоставление государством своих баз данных и бесплатной информации хозяйствующим субъектам. Кроме того, уменьшая угрозы и риски, государственная правоохранительная система также способствует уменьшению резервов и страховых запасов, и в целом транзакционных издержек хозяйствующих субъектов. Поэтому пользователи государственных информационных ресурсов получают добавленную информационную ренту.
Причиной образования информационной ренты можно назвать монополию пользователей ограниченными более ценными информационными продуктами как объектом хозяйствования в отраслях материального производства или непроизводственной сферы.
С учетом качества информационных продуктов и услуг можно выделить три формы информационной ренты (рис. 1).
Рис. 1. Формы информационной ренты
В информационной сфере особо важное значение имеет монопольная рента. Монополия частной собственности на информацию является причиной, обеспечивающей наличие монопольной информационной ренты, которая изымается из всех по ценности информационных продуктов и услуг.
Главное отличие монопольной информационной ренты от добавленной состоит в следующем:
1) монопольную информационную ренту приносят все информационные ресурсы;
2) она не зависит ни от различий в ценности, общественной полезности отдельных ресурсов, ни от ресурсов, повысивших свою полезность в результате дополнительных инвестиций;
3) добавленная рента есть разница между общественной и индивидуальной ценой производства, а монопольная рента представляет собой излишек стоимости над общественной ценой производства.
Образование монопольной ренты тесно связано с монопольной ценой, по которой продается продукт редкого качества. Свойства, какими, например, располагают твердые сорта пшеницы, позволяющие получать муку высших сортов, с особо ценными хлебопекарными качествами, обеспечивает этим сельскохозяйственным продуктам монопольное положение на рынке и позволяет продавать их по монопольно высоким ценам.
Монопольная информационная рента есть излишек рыночной цены над стоимостью особо ценных информационных ресурсов, продуктов и услуг.
Необходимо различать причины и следствия: вытекает ли рента из монопольной цены, потому что независимо от нее существует монопольная цена информационных продуктов, или же продукты продаются по монопольной цене, поскольку существует
рента. Говоря о монопольной цене, мы имеем в виду ту цену величина которой определяется соотношением спроса и предложения на особо ценные информационные ресурсы, продукты и услуги.
Монопольная информационная рента выступает экономической формой реализации интеллектуальной собственности на особо ценные информационные ресурсы, продукты и услуги. По своей сути интеллектуальная собственность есть монополия — право распоряжаться в своих интересах тем, что не имеют другие, поэтому она позволяет приобретать контроль над продуктами интеллектуального труда, который используется для монополизации собственником инноваций. Монополия, как барьер при входе на рынок данного продукта, является препятствием для конкурентов, пытающихся использовать инновации в своем производстве.
Интеллектуальная собственность является экономической формой реализации дохода от инноваций в виде интеллектуальной ренты. А. И. Колганов считает интеллектуальную собственность одной из разновидностей коммерческой тайны, которая охраняет возможность извлечения дополнительной прибыли собственником инновации [2]. Охрана права частной интеллектуальной собственности является способом обеспечения интеллектуалам дохода от их труда, а капиталу — дохода на инвестиции, вложенные в НИОКР. Без этого условия исчезают стимулы для интеллектуального труда и использования его результатов.
Данный вид собственности представляет собой отношения между агентами рынка по поводу использования ее объектов, которыми выступают:
1) объекты промышленной собственности (изобретения, модели);
2) объекты индивидуальности предприятия и его продукции (товарный знак, фирменное наименование);
3) объекты инфраструктуры (программное обеспечение, базы данных);
4) прочие нематериальные объекты (коммерческая тайна, лицензии и др.).
В целях увеличения доли на рынке предприятие может превратить свой товар в товарную марку, которая является объектом интеллектуальной собственности. Представление товара в качестве марочного повышает его ценность. Марочный товар стоит на 30% дороже обычного, так как имеет определенный уровень качества, который гарантируется предприятием, производителем или продавцом данного продукта [3]. Марка —■ продукт уникального интеллектуального труда, что, естественно, учитывается при определении цены марочного продукта. Потребители согласны заплатить за марочный товар дороже, поскольку они приобретают не просто товар, имеющий определенные потребительские свойства, а право пользоваться изделием определенной марки, которое гарантирует определенный уровень качества данного продукта.
Различия в полезности информационных ресурсов ведут к образованию добавленной информационной ренты при продаже более ценных информационных продуктов и услуг. Добавленная информационная рента — это дополнительный доход, возникающий при использовании лучших и средних по ценности информационных продуктов и услуг.
При анализе добавленной информационной ренты было бы несправедливо предполагать, что со ственник типичного, относительно широко используемого информационного продукта не получает свою долю ренты. Действительно, ни один собственник никогда
огласится предоставить свой продукт в пользование бесплатно. Даже относительна ИНФ0РМаЦИ0ННЫЙ Продукт должен приносить доход, в противном случае он
не будет включен в хозяйственный оборот.
20 ■
Добавленная рента порождается различиями в уровне производительности труда и величине издержек производства, обусловленных различиями в полезности используемой информации. Естественно, при использовании информационных продуктов и услуг особой ценности образуется больший доход, который и присваивает собственник в виде добавленной ренты.
Особый интерес представляет собой образование инновационной информационной ренты, связанной с получением дополнительной прибыли, получаемой при использовании информационных продуктов и услуг, повысивших свою полезность в результате дополнительных инвестиций.
Практика показывает, что в настоящее время инвестиции в информационный сеюгор быстро окупаются и приносят более высокую прибыль, чем традиционные отрасли промышленности. Сказывается отставание информационной сферы и экономия в предыдущие десятилетия на инвестициях в информатику и коммуникации, рекламу и сервисное обслуживание потребителей. Информационные инвестиционные проекты столь же значимы, как и производственные, если они эффективны и приносят дополнительные доходы.
К инвестициям в информационные продукты и услуги мы относим следующие инвестиции:
- в программное обеспечение;
- базы данных;
- совершенствование коммуникационных сетей;
- маркетинговые исследования рынков для получения информации о движении рынков, позициях и планах конкурентов;
- организацию информационных проектов рекламного характера;
- повышение квалификации персонала информационных служб.
Кроме того, следует учесть затраты, связанные с администрированием баз данных, разработкой их структуры, разработкой и тестированием программ конвертирования, поиска, загрузки файлов, актуализации и перезагрузки баз данных и т. д. [4].
Дополнительные вложения капитала в информационные ресурсы улучшают их качественные характеристики и способствуют росту прибыли от их использования и образованию инновационной ренты.
Особенность этого вида ренты состоит в том, что пока не истек срок лицензионного пользования информацией, если таковой имеется, дополнительную прибыль от вложений получает пользователь. По истечении данного срока, вследствие повышения ценности информационного продукта, собственник увеличит арендную плату за пользование этими ресурсами, поэтому арендатор заинтересован в увеличении срока пользования, а собственник — в его уменьшении.
Однако качество информационного продукта не всегда имеет значение в процессе образования информационной ренты. Внедренные крупнейшими компаниями нормы и стандарты становятся всеобщими, независимо от того, хороши они или плохи сами но себе. Стандартизация является объективной общественной потребностью, но благодаря интеллектуальной собственности она превращается в источник монопольной частной прибыли.
С другой стороны, во многих случаях мы имеем дело с уникальным продуктом, что делает конкуренцию невозможной в принципе. Но даже там, где продукт не является уникальным, всякое посягательство на монополию интеллектуального собственника
оборачивается конфликтом. При определении прав собственности следует учесть следующее обстоятельство: чем полнее охрана прав частной интеллектуальной собственности, тем меньше свободы конкуренции, а в ряде случаев возможен экономический диктат. Например, крупные предприятия, владельцы массы патентов, могут блокировать развитие определенного направления техники конкурентами. Бюрократия, занимающаяся патентованием инноваций с целью получения «взяток» с производителей, удлиняет и усложняет процесс патентования,
В конце 1990-х гг. филиппинский исследователь Роберто Версола (Roberto Verzola) писал про появление нового привилегированного сословия — кибер-лордов (cyberlords): «Кибер-лорды — это класс собственников в информационном секторе. Они контролируют либо сам массив информации, либо материальную инфраструктуру, необходимую для ее создания, распространения и использования. Кибер-лорды — это капиталистический класс, живущий за счет ренты» [1].
Сами кибер-лорды редко принимают участие в исследованиях и творчестве, благодаря которым возникает информация, защищенная патентами и интеллектуальными правами кибер-лордов. При этом они эксплуатируют не только чужой труд, но и чужие знания, в конечном счете — личность работающих на них людей. Их власть основана на контроле над виртуальным, информационным пространством.
Р. Версола делит кибер-лордов на две категории. К первой он относит владельцев компаний программного обеспечения, баз данных, издателей, фирм, занимающихся генной инженерией, фармацевтических фирм и т, д. Ко второй категории относятся владельцы инфраструктуры, то есть линий коммуникаций, радио- и телестанций, интернет-провайдеров [1].
Беспрепятственное распространение инноваций влечет за собой утрату монополии, соответственно, и возможность компенсировать затраты на НИОКР и получение дохода инноваторами. Процесс распространения информационного продукта происходит не только путем продажи патентов, лицензий, но и в процессе взаимодействия и сотрудничества, постоянных контактов между хозяйствующими субъектами.
С учетом вышесказанного в связи с возрастающим значением в современных условиях интеллектуальной собственности особо важное значение имеет информационная рента как форма экономической реализации этой собственности,
В процессе распределения информационной ренты наряду с формой собственности на информационные ресурсы необходимо также учитывать экономические интересы
всех хозяйствующих субъектов — государства, организаций и индивидуальных пользователей.
Каждый из этих субъектов экономики заинтересован в повышении своих доходов и в создании для се я благоприятных экономических условий расширенного воспроизводства, хозяйствующего в информационной сфере.
0™ечалось>основными отечественными производителями информационных пр дуктов являются крупные государственные информационные центры и библиотеки.
ми маствпй !1Ь1ДаННЫх Р^Р^атываются информационными агентствами и средства-следоватет,етга^т°РМаЧИИ> различными государственными организациями, научно-ис-стоуктупами и ИНСТЙТу^ами= высшими учебными заведениями, новыми рыночными
полнее качесгвеиие**411 °У Ъектами‘Их эк0иомические интересы состоят в стремлении «¡ST УД0ВЛеТВ0РйТЬ П0ТребНОСга —йствующих субъектов^ разнооб-
22
Названные государственные поставщики информации в настоящее время имеют относительно низкий уровень коммерциализации своей деятельности. Однако в силу недостаточного бюджетного финансирования эти информационные организации вынуждены продавать часть предоставляемой пользователям информации, чтобы получать денежные доходы. В этом и заключаются экономические интересы государственных поставщиков разнообразной информации.
Имеются также информационные интересы, носителями которых являются различные ведомства. Эти ведомства вырабатывают и тиражируют многообразную информацию, характеризующую различные стороны и процессы их деятельности.
По мере развития сферы коммерческих информационных услуг и приватизации организаций, производящих средства новых информационных технологий, а также демонополизации и приватизации предприятий связи и телекоммуникаций в стране постепенно создается корпоративный сектор информационной экономики, который обеспечивает основную часть инвестиций в развитие рынков информационных продуктов и услуг. Соответственно возникают, развиваются и реализуются корпоративные экономические интересы в информационной сфере. Эти интересы наиболее динамичны и занимают всё более важное место в экономике. Корпоративные экономические интересы субъектов информационной сферы в современных рыночных условиях становятся преобладающими.
Все физические лица обладают частными экономическими интересами в сфере информационных продуктов и услуг. Каждый взрослый человек получает, анализирует, передает и использует различную бытовую, потребительскую, образовательную, техническую, коммерческую, экономическую и иную информацию. Содержание частных экономических интересов в информационной сфере состоит прежде всего в стремлении людей лучше распорядиться имеющейся у них информацией, полнее и качественнее удовлетворять с помощью информации свои разнообразные потребности.
Таким образом, в процессе создания, анализа, распределения, продажи и использования информации необходимо полнее и качественно удовлетворять с наименьшим издержками государственные, ведомственные, корпоративные и частные хозяйственные интересы.
Вышеуказанные экономические интересы необходимо учитывать на всех стадиях движения информационной ренты — создания, обоснованного распределения, обмена и использования.
Как известно, распределение является отдельной стадией воспроизводства, связующим звеном между производством, обменом и потреблением. Распределение активно влияет на другие стадии воспроизводственного процесса и способствует повышению эффективности исходной и конечной стадий воспроизводства — производства и потребления.
Однако до распределения информационная рента должна образоваться и зафиксироваться качественно и количественно как экономическая категория и особая форма дополнительного чистого дохода.
На первый взгляд, все формы информационной ренты выступают в виде дополнительной прибыли организаций, использующих более ценные информационные ресурсы, а также созданные с их применением информационные продукты и услуги. Однако дополнительная прибыль различных организаций, обрабатывающих, передающих и использующих информационные продукты, возникает не только вследствие высокой
ценности этих продуктов, но и в результате многих других объективных и субъективных факторов и условий: применения новой техники, передовых технологий, высокой квалификации персонала, качественного менеджмента и маркетинга и др. Важнейшими же конкретными из указанных групп факторов, в наибольшей мере влияющими на величину информационной ренты, можно выделить следующие:
-рыночные факторы (рентабельность производства, товарность, доля на рынке);
-материально-технические факторы (укомплектованность техникой);
- трудовые факторы (уровень квалификации работников и их заинтересованность в производстве информационных продуктов);
- качественные факторы (ценность, полезность, оперативность, возможность тиражирования информационных ресурсов).
Для обоснованного учета и распределения информационной ренты надо учитывать, что повышение ценности используемых информационных ресурсов происходит в условиях интенсификации производства под воздействием научно-технического прогресса, Чтобы существенно повысить ценность этих ресурсов, необходимо направить дополнительные инвестиции в укрепление материально-технической базы информатизации, в создание и обработку ценной информации, ее хранение, передачу и реализацию.
В связи с тем, что ценность информации в условиях современного научно-технического прогресса быстро меняется с учетом изменяющихся потребностей субъектов экономики, необходимо повышать оперативность и обоснованность принимаемых решений относительно объемов и сроков инвестиций в информационную сферу, обеспечивающую расширенное воспроизводство информационных ресурсов.
Чтобы обоснованно распределять информационные ресурсы, следует учитывать, что в них входит совокупность элементов, задействованных в процессе создания, обработки, хранения, передачи и использования полезной информации.
В процессе распределения информационной ренты необходимо учитывать вклад в ее создание следующих субъектов информационной сферы:
- производителей баз данных (организаций, осуществляющих сбор информации и перевод ее в машиночитаемую форму);
- организаций, осуществляющих интерактивный доступ к базам данных; -телекоммуникационных служб;
- конечных и промежуточных пользователей.
Рассмотрим процесс распределения выделенных нами ранее форм информационной ренты монопольной, добавленной и инновационной между субъектами хозяйство-
вания.
Монопольная информационная рента, образующаяся в условиях частной собственности на информационные ресурсы, полностью принадлежит частному собственнику более ценных информационных ресурсов и является экономической формой реализации частно ственности на эти ресурсы, поэтому распределение монопольной информационной ренты не представляет особых трудностей и споров.
(Ьпг^я^т«Л^НаЯ и^°Рмационная рента принадлежит собственнику более ценной ин-
то ттптъ С^С° ственник^олее Ченн°й информации сам является их пользователем,
ли от ее информационную ренту из общей суммы получаемой прибы-
онных _ГЙИЯ нецелесообРазно*в случае передачи более ценных информаци-
лица должны ттепртгяУСЛУГ Вкаренду разшчнЬ1М юридическим и физическим лицам эти лица должны передавать добавленную информационную ренту арендодателям. При этом
указанная рента может составлять лишь часть арендной платы, в которую наряду с добавленной информационной рентой входит и плата за арендуемые помещения, компьютеры, принтеры, оргтехнику, транспортные средства и другое арендуемое имущество.
Выделение и передача собственнику добавленной информационной ренты является составной частью механизма реализации собственности на более ценные информационные ресурсы, а также способом выравнивания экономических условий хозяйствования и согласования экономических интересов субъектов рыночной экономики, владеющих информационными ресурсами и использующих их в своих интересах.
В связи с тем, что значительная часть информационных ресурсов принадлежит государству, именно соответствующим государственным организациям должна передаваться добавленная информационная рента. Собственник же вправе распорядиться этой рентой как частью получаемого чистого дохода.
Определенную специфику имеет распределение инновационной информационной ренты, возникающей при дополнительных инвестициях в повышение ценности информационных продуктов и услуг. Если такие инвестиции осуществляет собственник инвестиционных ресурсов, то возникающий дополнительный доход (основой которого является инновационная информационная рента) должен получать этот собственник. В случае если дополнительный доход от использования более ценных информационных ресурсов получает их арендатор, то в течение срока аренды образующуюся инновационную информационную ренту будет получать арендатор. В дальнейшем же собственник более ценных, информационных ресурсов учтет их высокую ценность и отдачу и повысит размер арендной платы за использование этих ресурсов. Тогда для получения инновационной информационной ренты арендатор должен снова осуществить инвестиции в повышение качества и ценности используемых инвестиционных ресурсов.
Особенности распределения каждой формы информационной ренты показаны на рис. 2.
Рис. 2. Механизм формирования и распределения информационной ренты
Таким образом, с учетом особенностей добавленной, инновационной и монопольной информационной ренты следует осуществлять обоснованное распределение каждой конкретной формы информационной ренты, прежде всего, передавая ее собственнику.
Основной проблемой информационной ренты на сегодняшний день является проблема информационного неравенства в условиях глобализации, позволяющего опережать
«противника», хота в рамках принятых соглашений все выглядят равными партнерами. Дело в том, что информация сегодня является и средством коммуникации, и стратегическим ресурсом, позволяющим извлекать реальные экономические, политические и социальные преимущества, блага. Но одна из особенностей информации в том, что смысл ее частей, сведений получает свое полное завершение лишь в общем парадигмальном контексте. Поэтому, даже имея доступ (равный) к сведениям, оценить их полезность можно лишь в том случае, если аналитик или потребитель посвящен в общий замысел.
Таким образом, информационная рента представляет собой экономическую форму реализации собственности хозяйствующих субъектов информационной экономики в условиях глобализирующейся экономики.
Список литературы
1. Кагарлицкий, Б. Кибер-лорды против бизяес-геррильи / Б. Кагарлицкий // Компьютерра. 2002. № 35. С. 18-27.
2. Леонтьев, А. Н. Проблема генезиса постиндустриального общества / А. Н. Леонтьев, 3, А. Корчагина// Вестн. МГУ. Сер. Экономика. 2001. № 5. С. 93-120.
3. Паринов, С. И. Экономика 21 века на базе интернет-технологий [Электронный ресурс] / С. И. Паринов. Режим доступа: http://rvIes.ieie.nsc.ru/parmov/economy21Jitm
4. Теория и практика общественно-научной информации : сб. науч. ст. Вып. 1. М.: ИНИОН, 1989.274 с.
Д А. Плетнев
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ: ПРЕД ПО СЫЛКИ СОЗДАНИЯ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На основе анализа современных подходов к природе фирмы и ее функциям в современной экономике обосновывается необходимость создания новой экономической теории фирмы. Эта теория, должна основываться на теоретико-методологическом фундаменте институциональной школы и призвана в первую очередь о ъяснить поведение, фирмы. Особое внимание уделено вопросу институиионапь-нои структуры фирмы, ее базовым внутренним институтам.
ломапшігГ^ГТ1 На^Ка постоянно эволюционирует, от науки о рациональном ведении ства (мептсянти ш^СТВа античном шРе)к 0 преумножении национального богат-
(неоклассики школа^ и дзлее к науке об экономическом поведении
тие общества и неоклассический синтез). На рубеже ХХ-ХІ вв. разви-
шГыГв Гках^™ СТШ1Т Перад ™™ норией новые задачи, не разре-
аппарате и методологШК°”’ПРИ ГООПОДСТВУющем категориальном
ДУ теорией и прагакойтТйЧеСКОЙ ТЄОршї сегодня — всё возрастающий разрыв меж-
макроэкономическом давне Оубъекгов-ЕсЛИ ^
на адекватно опилят*, «т Кейнса и других ученых теория способ-
^ адекватно описать национальную экономику, то на уровне фирмы существующий