Логистика и управление цепями поставок,на предприятии
УДК 658.7:339.9
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ТЭП ПРЕДПРИЯТИЯ
А. В. Селиванов1, О. Я. Ведерникова2
1Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
2ЗАО ЗК «Северная» Россия, 660006, г. Красноярск, ул. Веселая, 16 E-mail: [email protected]
Предлагаются методы управления логистическими затратами, с помощью которых регулируются суммарные издержки в производственной системе предприятия.
Ключевые слова: логистические затраты, анализ факторов, логистический менеджмент.
LOGISTICAL EXPENSES IMPACT ON INDUSTRIAL ENTERPRISE KPI
A. V. Selivanov1, O. Ja. Vedernikova2
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia 2Private company "Severnaja" 16, Cheerful street, Krasnoyarsk, 660006, Russia E-mail: [email protected]
Management methods of logistical expenses to regulate total costs in industrial enterprise system are proposed.
Keywords: logistic costs, the analysis of factors, logistical management.
Исследование причин изменения уровня затрат можно проводить с подключением факторного анализа. Он предоставляет возможность установить факторы, влияющие на уровень тех или иных затрат, и их количественное влияние на технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия (например себестоимость, цену, прибыль). Следовательно, это позволит определить такие факторы, на которые необходимо воздействовать, чтобы снизить значение результирующего показателя затрат. По этим показателям планируются статьи бюджета предприятия, и далее на «план» накладывается «факт» и оцениваются отклонения в полярной системе координат [1] (см. рисунок).
Снижение себестоимости продукции и услуг является одним из основных источников увеличения прибыли и повышения рентабельности логистической системы в целом и её подсистем. Логистическим затратам в формировании себестоимости продукции и услуг предприятия принадлежит немаловажная роль. Они оказывают существенное влияние на установление цены конечной продукции, так как занимают значительную долю в себестоимости продукции. А цена, в свою очередь, является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли.
Известно, что сокращение логистических затрат примерно на 1 % может на 10 % увеличить прибыль от продаж. Так, анализ структуры логистических затрат в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую
долю в них занимают затраты на управление запасами, транспортные и складские расходы [2; 3].
Рассмотрим экономический эффект влияния логистических затрат на прибыль на примере формирования цены в классическом варианте:
Ц = Сп + П, (1)
где Ц - цена продукции (работ, услуг); Сп - себестоимость производства; П - прибыль.
Себестоимость производства определяется путем сложения логистических и прочих производственных издержек по равенству
Сп = Зл + Зп, (2)
где Зл - логистические издержки; Зп - прочие производственные издержки.
Механизм управления логистическими затратами можно записать в виде выражения (при неизменных ценах[4])
Ц = Сп-^=1 А',-3,/100 +
+ (П + £[=1 А-,3,/100). (3)
где ^ - процент снижения i-х логистических затрат; З; - значение i-х логистических затрат; ] - индекс количества факторов.
Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортные расходы и затраты на содержание запасов (табл. 1).
Решетневскуе чтения. 2013
Возвратная Возвратная
логистика логистика
«план» «факт»
Факторный анализ воздействия логистических затрат на ТЭП предприятия
Таблица 1
Факторный анализ воздействия логистических затрат на технико-экономические
показатели предприятия
Наименование фактора (З,) Доля в структуре логистических затрат (к,), % Соотношение логистических затрат и ТЭП предприятия
Снижается себестоимость продукции Цена не изменяется Прибыль увеличивается, %
Управление запасами, З! 30...40 кх* ^/100 const к * З! / П
Транспортные расходы, З2 20...40 к2* З2/100 const к2 * З2 / П
Складские расходы, З3 5.15 к3* З3/100 const к3 * З3 / П
Прочие расходы, З4 10.45 к4* З4/100 const к4 * З4 / П
В том числе управление производственным обеспечением, З5 19.35 к5* З5/100 const к5* З5/П
Таблица 2
Сопоставление вариантов изменения цены и прибыли
Изменение цены (Ц) Размер, % Действие на Сп и П Значение прибыли (П)
1 не изменяется const Не изменяются Сп и П П
2 рост 30 Равномерное на Сп и П 1,3П
3 рост 30 Неравномерное: Сп возрастает на 60 % , а П на 40 % 1,12-П + 0,12Сп
4 рост 30 Неравномерное: Сп возрастает на 40 % , а П на 60 % 1,18П + 0,18Сп
5 снижение 30 Равномерное на Сп и П 0,7П
6 снижение 30 Неравномерное: Сп снижается на 60 % , а П на 40 % 0,88П - 0,12Сп
7 снижение 30 Неравномерное: Сп снижается на 40 % , а П на 60 % 0,82П - 0,18Сп
В данном примере в выражении (4) знаменатель имеет значение (1,12-П + 0,12 Сп) и отличается от знаменателя, который указан в табл. 1. Если сопоставить эти два варианта, то относительный прирост прибыли в первом случае будет больше. Более полный набор возможных вариантов изменения цены представлен в табл. 2.
Анализ табл. 2 позволяет сделать вывод, что самые выгодные (по убыванию) варианты относятся к 7, 6, 5 и 1 строкам.
Если же цена возрастает или снижается, то действие логистических затрат не меняет числителя (в столбце «Прибыль увеличивается, %», табл. 1), но изменяет знаменатель дроби на большую или меньшую величину. Например, если цена возрастает на 30 % (в выражении (1)) при росте себестоимости на 60 %, а прибыли на 40 %, то эти изменения можно записать
1,3 Ц = С + 0,18Сп + 0,18 П +
+ (П + 0,12 П + 0,12 Сп). (4)
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
При различных вариантах решения задач снижения логистических затрат выбирается наиболее эффективный из них.
Так, например, для снижения транспортных издержек таким является маршрутизация автомобильных перевозок на предприятии и улучшение качества перевозочного процесса [5].
Следует добавить ещё возможности возвратной логистики, так как имеется возможность получения дополнительного дохода предприятием [6]:
Псум = (Ц - Сп)-е + (Цут - Сут)-бут , (5)
где Псум - суммарная прибыль предприятия (до налогообложения); Q - объем основной продукции; Цуг -цена дополнительной продукции из утилизированного сырья; Суг - себестоимость дополнительной продукции из утилизированного сырья; Qут - объем дополнительной продукции из утилизированного сырья.
В итоге, эффективное управление затратами возникает в том случае, когда при анализе логистических затрат определяется наилучшее соотношение между издержками и устанавливаются направления деятельности предприятия, обеспечивающие повышение его прибыльности.
Библиографические ссылки
1. Слак Н., Стюарт Ч., Джонстон Р. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент : пер. с 5-го англ. изд. М. : Инфра-М, 2011. С. 62.
2. Дыбская В. В., Зайцева Е. Н., Сергеев В. И. и др. Логистика : учебник. М. : Эксмо, 2011. 944 с.
3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. науч. ред. В. И. Сергеева. М. : Инфра-М, 2008. С. 80-86.
4. Горских О. А., Селиванов А. В. Особенности управления логистическими затратами промышленного предприятия // Логистика: современные тенденции развития : материалы Х1-й Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012, г. Санкт-Петербург)
/ ред. кол. : В. С. Лукинский и др. СПб. : Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2012. С. 80-81.
5. Селиванов А. В., Шамлицкий Я. И. Транспорт-но-складская логистика производственной системы машиностроительного предприятия // Вестник СибГАУ. 2013. Вып. 2(48). С. 260-265.
6. Селиванов А. В., Вашлаев И. И. Методика эко-лого-экономического управления горным производством // Горный информационно аналитический бюллетень. 2009. № 11. С. 241-245.
References
1. Slak N., Stjuart Ch., Dzhonston R. Organizacija, planirovanie i proektirovanie proizvodstva. Operacionnyj menedzhment / Per. s 5-go angl. izd. M. : INFRA-M, 2011. S. 62.
2. Dybskaja V. V. Logistika: Uchebnik / V. V. Dybskaja, E. N. Zajceva, V. I. Sergeev i dr. M. : Jeksmo, 2011. 944 s.
3. Korporativnaja logistika. 300 otvetov na voprosy professionalov/ Pod obshh. nauch. red. prof. V. I. Sergeeva. M.: INFRA-M, 2008. S. 80-86.
4. Gorskih O. A., Selivanov A. V. Osobennosti upravlenija logisticheskimi zatratami promyshlennogo predprijatija. // Logistika: sovremennye tendencii razvitija: materialy Xl-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19-20 aprelja 2012, g. Sankt-Peterburg). / red. kol. : V. S. Lukinskij i dr., Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj inzhenerno-jekonomicheskij universitet, 2012. S. 80-81.
5. Selivanov A. V., Shamlickij Ja. I. Transportno-skladskaja logistika proizvodstvennoj sistemy mashinostroitel'nogo predprijatija // Vestnik SibGAU. 2013. Vyp. 2(48). S. 260-265.
6. Selivanov A. V., Vashlaev I. I. Metodika jekologo-jekonomicheskogo upravlenija gornym proizvodstvom// Gornyj informacionno analiticheskij bjulleten'. 2009. № 11. S. 241-245.
© Селиванов А. В., Ведерникова О. Я., 2013
УДК 658.7:339.9
СБАЛАНСИРОВАННАЯ ПОДСИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗВРАТНОЙ ЛОГИСТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
А. В. Селиванов\ Д. А. Прокопович1, И. И. Вашлаев2
1Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
2Институт химии и химической технологии СО РАН Россия, 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50. E-mail: [email protected]
Предлагается классифицировать возвратные материальные ресурсы с целью их повторного использования в производственной системе предприятия.
Ключевые слова: возвратные отходы, классификация отходов, управление возвратной логистикой.