Научная статья на тему 'Факторный анализ влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на инновационную активность фармацевтических предприятий: методические рекомендации'

Факторный анализ влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на инновационную активность фармацевтических предприятий: методические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / МЕТОД ГЛАВНЫХ ФАКТОРОВ / PRINCIPAL FACTORS / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / INTEGRAL INDICATOR / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FORECASTING AND ANALYTICAL STUDIES / ФУНКЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РОСТА / FUNCTION OF SUSTAINABLE (INNOVATIVE) GROWTH / PHARMACEUTICAL-INDUSTRIAL FIRMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Ирина Валерьевна

Анализ динамики инновационных процессов в фармацевтических индустриальных компаниях требует проведения прогнозно-аналитических исследований и всесторонней оценки факторов, влияющих на инновационную активность. Автором проанализированы внешние и внутренние факторы, влияющие на инновационную активность, дана их классификация по связи с основными элементами производственного процесса и способности интенсифицировать или сдерживать инновационный процесс. Для оценки влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на инновационную активность фармацевтических предприятий, анализа и прогнозирования факторного воздействия автором применен метод главных факторов, позволяющий учитывать влияние всей их совокупности, воздействующих на изучаемый объект. Предложенный автором комплексный подход учитывает группы факторов: стратегии и конкурентоспособность предприятия; доступность, своевременность и объем ресурсов; тактические решения и временные показатели; затраты; показатели обновляемости и средства производства (маркетинг, технологии, оборудование); структурные и кадровые показатели организации; использование инноваций; отраслевой фактор. Результатом разработанной автором методики по проведению факторного анализа являются предложенная математическая модель интегрального показателя для оценки инновационной активности и функция устойчивого инновационного роста, как результат слагаемых 10 ключевых групп факторов и переменной, сформированной синергическим эффектом от одновременного изменения этих взаимосвязанных факторов (некий нематериальный актив деловая репутацию компании).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of State-based Regulations and Support Measures on the Innovative Activities of Pharmaceutical Companies: methodical recommendations

The article has covered pharmaceutical companies (PCs), noting how state regulations and support measures (RaSMs) influence innovative activities. In so doing, the research report focuses on internal and external factors (including the key elements of the production process, and the ability to intensify or inhibit innovative procedures). In the course of the study, the document considers the RaSMs' influence on 10 PC attributes including strategy and competitiveness; renewability indicators; parameters and tactical decisions; production stages (marketing, technology, equipment); resources; and structural-personnel functions. The commentary relates to this multitude of attributes by presenting a mathematical model-based methodology which examines the 'integral index' of innovative RaSM activities and sustainable growth. The review in closing claims the aforementioned PC aspects have a 'synergistic effect' that alters characteristics such as pharmaceutical industrial goodwill.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на инновационную активность фармацевтических предприятий: методические рекомендации»

факторный анализ влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на инновационную активность фармацевтических предприятий: методические рекомендации

The Influence of State-based Regulations and Support Measures on the Innovative Activities of Pharmaceutical Companies: Methodical Reccomendations

УДК 615.1:005

Никитина Ирина Валерьевна

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат фармацевтических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Nikitina Irina Valer'evna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Анализ динамики инновационных процессов в фармацевтических индустриальных компаниях требует проведения прогнозно-аналитических исследований и всесторонней оценки факторов, влияющих на инновационную активность. Автором проанализированы внешние и внутренние факторы, влияющие на инновационную активность, дана их классификация по связи с основными элементами производственного процесса и способности интенсифицировать или сдерживать инновационный процесс. Для оценки влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на инновационную активность фармацевтических предприятий, анализа и прогнозирования факторного воздействия автором применен метод главных факторов, позволяющий учитывать влияние всей их совокупности, воздействующих на изучаемый объект. Предложенный автором комплексный подход учитывает группы факторов: стратегии и конкурентоспособность предприятия; доступность, своевременность и объем ресурсов; тактические решения и временные показатели; затраты; показатели обновляемости и средства производства (маркетинг, технологии, оборудование); структурные и кадровые показатели организации; использование инноваций; отраслевой фактор. Результатом разработанной автором методики по проведению факторного анализа являются предложенная математическая модель интегрального показателя для оценки инновационной активности и функция устойчивого инновационного роста, как результат слагаемых 10 ключевых групп факторов и переменной, сформированной синерги-ческим эффектом от одновременного изменения этих взаимосвязанных факторов (некий нематериальный актив — деловая репутацию компании).

Ключевые слова: инновационная активность, факторный анализ, метод главных факторов, интегральный показатель, фармацевтические индустриальные компании, прогнозно-аналитические исследования, функция устойчивого инновационного роста

The article has covered pharmaceutical companies (PCs), noting how state regulations and support meas-

ures (RaSMs) influence innovative activities. In so doing, the research report focuses on internal and external factors (including the key elements of the production process, and the ability to intensify or inhibit innovative procedures). In the course of the study, the document considers the RaSMs' influence on 10 PC attributes including strategy and competitiveness; renewability indicators; parameters and tactical decisions; production stages (marketing, technology, equipment); resources; and structural-personnel functions. The commentary relates to this multitude of attributes by presenting a mathematical model-based methodology which examines the 'integral index' of innovative RaSM activities and sustainable growth. The review in closing claims the aforementioned PC aspects have a 'synergistic effect' that alters characteristics such as pharmaceutical-industrial goodwill.

Keywords: Innovative activity, factor analysis, principal factors, integral indicator, pharmaceutical-industrial firms, forecasting and analytical studies, function of sustainable (innovative) growth

Прогнозно-аналитические исследования экономических процессов, происходящих в фармацевтической индустрии, содержат комплекс процедур, позволяющих перейти от системы исходных показателей, характеризующих результаты производственно-экономической деятельности, к набору количественно измеримых факторов, влияющих на изменение исходных показателей. В ряду этих факторов одно из центральных мест занимают инновации, которые являются основой экономического развития.

Инновации — это внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения (Приказ Росстата от 25 августа 2011 г. № 373). Исходным положением при оценке эффективности реализации инновационных проектов является интерпретация инновационного фактора как совокупности результатов инновационной деятельности, которые инициируют позитивную динамику основных направлений производственного и технологического развития отрасли производства. Это позволяет получить количественные характеристики значимости инновационного фактора для развития производства и повышения инновационной активности.

m О

II

с 0. s с

0 с

о; s

1 с m О CÍ ш с; о

0 s ш !û

1

J>

с

о

с!

О О

> <

Рис. 1. Структурная взаимосвязь инновационного потенциала, инновационной активности и инновационного результата

Инновационная активность — самостоятельная категория, которая позволяет оценить характер инновационной деятельности и показывает связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат. Инновационная активность (ИА) влияет на инновационный процесс, степень влияния ИА отражается показателем эффективности осуществления инновационной деятельности, результатом инновационной деятельности является фактический уровень применения текущего инновационного потенциала. Инновационный потенциал организации — это мера ее готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

Под инновационным потенциалом принято рассматривать способность анализируемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры. К экономическим возможностям предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [1]: интеллектуальные; материальные финансовые; кадровые инфраструктурные; дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в том числе зарубежными; опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).

Математическая модель вышеуказанных взаимосвязей может быть выражена следующим образом:

ИР = / (а; ИА; ИП),

где ИР — инновационный результат, ИА — инновационная активность; ИП — инновационный потенциал; а — коэффициент эффективности инновационной деятельности.

Многообразие структурных элементов рыночной среды, многоуровневый механизм государственного регулирования отрасли предопределяют разнообразие факторов, определяющих ИА предприятия (рис. 1).

В макросреде выделяют четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее ИА устанавливают по результатам СТЭП-анализа. Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем, заполняя и анализируя подробные таблицы-анкеты для проведения СТЭП-анализа инновационного климата. Микросреда организации представляет собой совокупность стратегических зон ближайшего окружения, непосредственно определяющих ИА и влияющих на состояние инновационного потенциала через реализацию инновационного процесса. Взаимосвязь макро- и микроэкономических факторов реализуется краткосрочном и в долгосрочном периодах. Если в краткосрочном периоде макроэкономические условия (нормативно-законодательная база, налоги, курсы валют и пр.) оказывают мощное влияние на функционирование микроэкономических объектов, то в долгосрочном периоде особенности макроэкономического устройства будут формироваться под воздействием складывающимися на предприятиях взаимоотношениями между трудом и капиталом, собственниками, менеджерами и наемными работниками [2]. Достижению цели углубленного анализа государственного воздействия на ИА при функционировании фармацевтических предприятий способствует использование методов факторного анализа.

ИА предприятий зависит от многих экономических факторов, которые условно можно разделить на две категории: внешние и внутренние (табл. 1). Внешние факторы — это в основном неконтролируемые со стороны организации силы, которые воздействуют на ее внутренние процессы. Внутренние объективные факторы определяют рамочные условия функционирования конкретной организации на рынке и создают

Взаимосвязь внешних и внутренних факторов и отнесение их к объективным и субъективным

Факторы

Внешние

Внутренние

Объективные

Природно-климатические условия, политическая ситуация в стране и в мире, мировой уровень научно-технического прогресса и др.

Форма собственности, размер организации, отраслевая принадлежность, специализация компании и др.

о

о о

> <

Субъективные

Институциональные изменения в экономике; обострение отраслевой конкуренции; стратегии конкурирующих фирм, поведение потребителей, формирующих спрос на инновационные продукты, предложение финансовых ресурсов для осуществления инновационной деятельности (со стороны государства или частных компаний), предложение труда высококвалифицированных специалистов, способных найти применение и внедрить новые разработки в производство; коммуникации с органами власти, заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами и др.

Мотивация и компетентность руководства и специалистов, открытость компании; интеллектуально-креативный потенциал и позитивное восприятие новшеств сотрудниками компании, применение новых технологий управления предпринимательскими структурами, гибкость организационной структуры, инвестиционная политика организации, износ оборудования, обеспеченность производственными мощностями и квалифицированными кадрами и др.

ограничения для выбора инновационной стратегии. Объективные и субъективные внешние и внутренние факторы связаны между собой и образуют систему исходных предпосылок для формирования инновационной стратегии организации [Там же].

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования ИА. В то же время для оценки степени ее воздействия на ИА важно учитывать и степень интенсивности конкурентной борьбы. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств, но с усилением конкурентной борьбы финансовые ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется, или прекращается. Фактором, способным активизировать конкуренцию в современных условиях, является динамичная конкуренция на внутреннем рынке за счет его открытости. Для победы в конкурентной борьбе компании должны стремиться к техническому лидерству, находить новые и преобразовывать старые рынки, стремиться по возможности более точно угадывать изменения в потребительских предпочтениях и максимально полно воплощать их в соответствующих продуктах. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения «выживания в условиях динамичной конкуренции».

По характеру воздействия на ИА все факторы можно классифицировать на стимулирующие и тормозящие. В табл. 2 приведена классификация факторов, связанных с отдельными элементами инновационного процесса в зависимости от направленности их воздействия.

Инновационная деятельность в фармацевтической индустрии носит стратегический и тактический характер, она должна быть рациональна, своевременна и последовательна, соразмерна по динамичности текущей и прогнозируемой ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды.

Управление ИА требует подойти к этой категории как к количественному параметру и рассматривать его как интегральный показатель, определенный совокупностью частных свойств.

Для анализа и прогнозирования факторного воздействия на производственно-экономическую деятельность используются методы факторного анализа. Основными задачами экономического факторного анализа являются построение экономико-математических моделей, описывающих влияние факторов на резуль-

тирующий показатель, и оценка оказываемого этими факторами влияния [4]. Один из таких методов — метод главных факторов, являющийся развитием метода главных компонент и позволяющий, в отличие от последнего, измерение влияния всей совокупности факторов, воздействующих на изучаемый объект, и определение доли влияния главных факторов. При одинаковой длине рядов данных надежность модели метода главных факторов оказывается более высокой, по сравнению с регрессионной моделью. В рассматриваемых условиях поставленной задачи прямого детерминированного факторного анализа наиболее простым является разложение результирующего показателя (функции) в виде:

п

Л У = +°(х)

¡=1

где Ду = Х2, xi-l, xi + Дхр хп) -

х2, •••, х^1, xi, xi+1, •", хп)

о(х) — неразложимый остаток, который можно интерпретировать как результат синергического эффекта от одновременного изменения взаимосвязанных факторов. В этом случае используется принцип элиминирования — способ определения влияния некоторого фактора на результирующий показатель при фиксированных остальных факторах [Там же].

К преимуществам метода главных факторов при проведении прогнозно-аналитических исследований функционирования следует отнести:

1) возможность оценивания многофакторного влияния на объект изучения при использовании информационной базы с числом наблюдений, недостаточным для применения других методов исследования многофакторных моделей;

2) возможность проведения расчетов одновременно для большого числа показателей, что позволяет идентифицировать сразу несколько факторов, оказывающих основное воздействие на объект исследования;

3) получение оценки совокупного влияния факторов, формирующих специфику объекта исследования;

4) возможность прогнозирования факторного воздействия на динамику производственно-экономических показателей объекта исследования.

Основная модель факторного анализа записывается в следующем виде:

= аПР1 + а!2Р2 + • + а{ш^ш + dи а = 1,2, • , п),

Классификация факторов, оказывающих влияние на ИА предприятия (по связи с основными элементами производственного процесса) [3]

Группа факторов Факторы, сдерживающие инновационное развитие Факторы, способствующие инновационному развитию

Экономические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов; неприемлемые условия кредитования; высокая степень риска, обусловленная инновациями; длительный период окупаемости инновационных проектов Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, изменение потребительского спроса; обострение конкуренции, увеличение рентабельности; капитализация компании

Технические, технологические Технико-технологическое отставание; затрудненность доступа к научно-техническим достижениям; отсутствие производства субстанций в стране; отсутствие резервных мощностей; отсутствие технологического оборудования отечественного производства; доминирование интересов текущего производства Наличие резерва прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; научно-технические открытия, высокая степень износа оборудования

Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура предприятия. Ориентация на сложившиеся рынки и краткосрочную выгоду. Сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Снижение ИА на всех уровнях управления и объемов бюджетного финансирования науки. Отсутствие информации о перспективных инновационных проектах; консервативности и инертность менеджеров всех уровней; сложность согласования интересов участников инновационных процессов Ускорение разработок новшеств. Гибкость организационной структуры, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп. Государственная поддержка участников инновационного процесса. Повышение квалификации. Информированность дистрибьюторов о продуктах / результатах новых научных разработок

Социально- психологические, культурные Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка работы и устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Снижение креативной составляющей, спад платежеспособного спроса Научная и организационная подготовленность кадров. Выбор приоритетных направлений внедрения новых технологий в производство. Экономическое стимулирование за результативность инновационной деятельности. Моральное поощрение участников инновационного процесса; общественное признание; обеспечение возможностей самореализации

Правовые Несовершенное законодательство институциональное обеспечение; «непрозрачность» информации Законодательные меры, поощряющие инновационную деятельность; государственная поддержка

о

о о

> <

где 2. — параметр факторного анализа; {Од, а.2,..., а.т} — коэффициенты факторных нагрузок при общих факторах (в терминах факторного анализа факторная нагрузка — это коэффициент корреляции между фактором и параметром); F2, ..., Fm} — общие факторы; d¡ — коэффициент факторной нагрузки при характерном факторе; и. — характерный фактор [5], таким ообразом

о(х) = dj и.

Интерпретация главных факторов, т. е. определение характера взаимодействия между объектом исследования и собственно фактором, осуществляется на основании анализа коэффициентов факторных нагрузок. Основанием для интерпретации является преобладание значимости нагрузки при одном из наблюдаемых параметров.

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что интегральный метод разложения факторов наиболее приемлем для оценки причинно-следственных экономических связей, так как дает общий подход к решению задач самого разного вида независимо от количества элементов, входящих в модель факторной системы, и формы связи между ними [6-8].

Для оценки состояния инновационной деятельности система показателей, характеризующих данное состояние, должна отвечать следующим требованиям:

1) система показателей должна учитывать отраслевые особенности инновационных процессов (наукоем-кость технологических процессов), характеристики производственной системы (уровень трудоемкости производства), конкурентоспособность, уровень интеграции предприятия в кластеры и бизнес-группы;

2) включать показатели, прямо или косвенно указывающие на результативность использования имеющихся ресурсов предприятия, задействованных в инновационной деятельности;

3) включать показатели, отражающие наличие и качество основных стратегически важных для предприятия ресурсов, задействованных в инновационной деятельности предприятия.

Для решения задач с целью оценки влияния механизмов государственного регулирования и мер поддержки на ИА фармацевтических предприятий оптимальным является применение комплексного подхода, который учитывает несколько групп факторов:

Группировка факторов, влияющих на ИА предпринимательства в фармацевтической индустрии

Группы факторов Условное обозначение Показатели-признаки

Стратегии и конкурентоспособность (А) Ах Качество инновационной стратегии конкуренции — соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям компании

А2 Уровень мобилизации инновационного потенциала — способность руководства проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала, т. е. способность привлечь требуемый потенциал: не только очевидную и известную часть (А2), но также скрытую (латентную) часть потенциала (А2"); (А2= = А2' + А2'')

Аз Соответствие реакции компании характеру конкурентной стратегической ситуации: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам»

Ресурсы (R) Ri Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций — способность руководства привлечь необходимые по объему и приемлемые по источникам инвестиции

R2 Доступность и условия привлечения заемных средств на среднесрочный и длительный периоды

Тактические решения/ временные показатели (В) Bi Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации, состоянию внешней среды и состоянию самой организации

В2 Скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведение стратегических инновационных изменений и оценка комплекса показателей инновационного процесса

Вз Показатель инновационности ТАТ — turn-around time («успевай поворачиваться») — время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах

В4 Длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В5 Длительность подготовки производства нового продукта

В6 Длительность производственного цикла нового продукта

Затраты (С) Ci Удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы

С2 Удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау

Сз Удельные затраты на клинические исследования, проводимые компанией

С4 Затраты на приобретение инновационных фирм

С5 Наличие фондов на развитие инициативных разработок

Показатели обновляемости Маркетинг (M) Mi Количество оригинальных патентоспособных препаратов на III фазе КИ

M2 Показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и i0 лет)

M3 Количество биотехнологических препаратов в портфеле компании

M4 Количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений)

M5 Объем экспортируемой инновационной продукции

Мб Объем предоставляемых новых услуг

M7 Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска

Ms Коэффициент охвата сегментов рынка

Технологии (T) Ti Удельный вес затрат на инновации в общем объеме продаж

T2 Количество технологий производства АФС и биотехнологических субстанций в собственности компании

T3 Количество разработок или нововведений-продуктов и нововведений-процессов

Оборудование (E) Ei Коэффициент обновления оборудования

e2 Коэффициент загрузки оборудования

о

о о

> <

Группы факторов Условное обозначение Показатели-признаки

Структурные, персонал (Р) Рх Состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений, включая экспериментальные и испытательские комплексы

Р 2 Состав и количество контрактных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции

Рз Численность и структура сотрудников, занятых НИОКР

Р 4 Доля расходов на подготовку кадров

Р 5 Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ (метод «параллельного проектирования», концепция «фокусирования на клиентах» и др.)

Инновационная деятельность (I) Л Доля чистой прибыли от инноваций

12 Коэффициент прироста производительности труд

!з Доля нематериальных активов в общей величине активов

14 Коэффициент инновационного роста

15 Доля основных и оборотных материальных активов, обеспечивающих инновационную деятельность предприятия

Отраслевой фактор (й) Стремление компании получить преференции при локализации производства

Кластерные льготы и льготы резидентам ОЭЗ

йз Доля разработок в государственных контрактах

• стратегические / конкурентоспособность предприятий, увеличение доли рынка,

• доступность, своевременность и объем ресурсов,

• тактические решения и временные показатели,

• затраты,

• показатели обновляемости и средства производства (маркетинг, технологии, оборудование),

• структурные и кадровые показатели,

• использование инноваций,

• отраслевой фактор.

Такой агрегированный подход для оценки влияния разнообразных групп факторов на ИА фармацевтической производственной компании впервые предложен в данной работе. Группы факторов и формирующие их показатели дифференцированы в табл. 3.

Таким образом, интегральный показатель для оценки ИА имеет вид:

ИА = 1/3- о.А + 1/2- О^ + 1/6- О3В + + 1/5-О4;Сг ... + О^т + СТ(Ж) (I = 1, 2, ... , п),

ст(х) — неразложимый остаток неравенства (результат синергического эффекта от одновременного изменения взаимосвязанных факторов).

В контексте результатов данного исследования неразложимый остаток неравенства представляет собой нематериальный актив — Осюс^Ш/деловую репутацию компании, стремление соответствовать имиджу и приблизиться к запланированной стратегической цели.

Эффективность инновационной деятельности предприятия во времени с учетом основных групп факторов определяется в общем виде следующим неравенством:

Ft(А; Я; В; С; М; Т; Е; Р; I; S) <

Я; В; С; М; Т; Е; Р; I; S),

где Ft(А; Я; В; С; М; Т; Е; Р; I; S) — функция устойчивого инновационного роста; t = 0...п — период

времени; А — группа факторов «Стратегии и конкурентоспособность»; Я — группа факторов «Ресурсы»; В — группа факторов «Тактические решения / временные показатели»; С — группа факторов «Затраты»; М; Т; Е — факторы, отражающие «Показатели об-новляемости»: группы факторов «Маркетинг», «Технологии», «Оборудование»; Р — структурные факторы и показатели кадрового ресурса; I — группа факторов, отражающих использование инноваций; S — группа отраслевых факторов.

Все вышеперечисленные показатели приемлемы и важны для характеристики динамики инновационных процессов в фармацевтических индустриальных компаниях и в полной мере отражают отраслевую специфику и влияние на высоко рисковые инновации широкого спектра факторов. Показатели, определяющие ИА предприятия, необходимо учитывать не только самой компании при выборе стратегии или ее пересмотре, но и государству при формировании долгосрочных стратегий развития отраслей экономики новой инновационной модели, предоставлении инновационным производственным компаниям капитала, преференций, налоговых льгот. Одной из первоочередных задач государства является снижение или устранение влияния негативных факторов, сдерживающих ИА и стимулирование компаний, готовых инвестировать в освоение и внедрение всех видов инноваций и системных улучшений. Такое взаимодополняющее движение со стороны предпринимательства и государства создаст условия для технологического скачка и предотвращения или (по крайней мере) сглаживания кризисных явлений в экономике, будет способствовать развитию промышленного сектора, повышению конкурентоспособности и экспортного потенциала индустриальных компаний.

Литература

1. Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2000.

№ 3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cfin.ru/press/management/2000-3/04.shtml.

2. Макина С. А., Максимова Е. Н. Анализ факторов, влияющих на инновационную активность российских предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 368372.

3. Шашина Н. С., Ходырев В. В. Система государственного и муниципального управления: Учебник. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2012. 221 с.

4. Блюмин С. Л., Суханов В. Ф., Чеботарев С. В. Экономический факторный анализ. Липецк: ЛЭГИ, 2004. 148 с.

5. Харман Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972. С. 163-170.

6. Московцев А. Ф., Косенков Р. А., Великанов В. В., Симонов А. Б. Анализ методов исследования и прогнозирования инновационной активности на региональном уровне // Вопросы инновационной экономики. 2012. № 2 (12). С. 15-29.

7. Управление инновационным развитием региона / Под ред. Н. С. Шашиной. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2009. 360 с.

8. Шашина Н. С. Усиление взаимообусловленности экономического роста в процессах интеграции и глобализации // Экономика и управление. 2005. № 1. С. 46-49.

References

1. Korobeynikov O. P., Trifilova A. A., Korshunov I. A. Rol' in-novatsiy v protsesse formirovaniya strategii predpriyatiy [The role of innovation in the process of enterprise strategies formation]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2000, no. 3. Available at: http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/04. shtml.

2. Makina S. A., Maksimova E. N. Analiz faktorov, vliyayushchikh m na innovatsionnuyu aktivnost' rossiyskikh predpriyatiy [Ana- h-lysis of the factors influencing the innovative activity of the < Russian companies]. Audit i finansovyy analiz, 2010, no. 5,

pp. 368-372. i=

o

3. Shashina N. S., Khodyrev V. V. Sistema gosudarstvennogo < i munitsipal'nogo upravleniya [The system of state and ^ municipal government]. St. Petersburg, St. Petersburg Acad. =c of Manag. and Econ. Publ., 2012. 221 p. Available at: http:// S spbume.ru/up/izdat/shashina_hodirev.pdf. °

4. Blyumin S. L., Sukhanov V. F., Chebotarev S. V. Ekono- lu micheskiy faktornyy analiz [Economic factor analysis]. Li- 5 petsk, Lipetsk Ecological and Humanitarian Inst. Publ., 2004. ^ 148 p. uj

5. Harman H. H. Modern factor analysis. Chicago, Univ. of Chicago Press Publ., 1967. 508 p. (Russ. ed.: Kharman G. ? Sovremennyy faktornyy analiz. Moscow, Statistika Publ., 1972, < pp. 163-170.). 1

6. Moskovtsev A. F., Kosenkov R. A., Velikanov V. V., Simonov A. B., Tsygankova V. N. Analiz metodov issledovaniya i prognozirovaniya innovatsionnoy aktivnosti na regional'nom urovne [Analysis of methods of innovative activity research and forecasting on regional level]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki, 2012, no. 2 (12), pp. 15-29.

7. Shashina N. S., ed. Upravlenie innovatsionnym razvitiem regiona [Management of innovative development of the region]. St. Petersburg, St. Petersburg Acad. of Manag. and Econ. Publ., 2009. 360 p.

8. Shashina N. S. Usilenie vzaimoobuslovlennosti ekonomiche-skogo rosta v protsessakh integratsii i globalizatsii [Intensification of the economic growth interdependence in the processes of integration and globalization]. Ekonomika i upravlenie, 2005, no. 1, pp. 46-49.

Издания СПбУУиЭ

из текста статей, а также пристатеиные библиотеки http://www.elibrary.ru.

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.