Научная статья на тему 'Факторный анализ в управлении устойчивым развитием предприятия сферы услуг'

Факторный анализ в управлении устойчивым развитием предприятия сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE DEVELOPMENT / ENTERPRISE SUSTAINABILITY / ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александренко П.Н., Еронкевич Н.Н., Щедрина И.В.

В статье рассматриваются основные тенденции развития сферы услуг. Выделены такие экономические категории как конкурентоспособность, эффективность и устойчивость развития предприятия, даны определения указанным категориям, показана их взаимосвязь и выделены основные факторы, влияющие на них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing sustainable development of enterprises in the sphere of services: the place of factor analysis (Russia, Krasnoyarsk)

The article discusses the major trends in the development of the sphere of services, distinguishes and describes such economic categories as competitiveness, efficacy and sustainable development, and shows the major factors that impact these categories

Текст научной работы на тему «Факторный анализ в управлении устойчивым развитием предприятия сферы услуг»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

7. Манн И. Без бюджета. 57 эффективных примеров маркетинга. — М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 124 с.

8. Носков-Дукельский А.И. Инновационные маркетинговые технологии в системе антикризисного управления: В кн.: Инновационные маркетинговые технологии в условиях экономического кризиса. Колл. моногр. под науч. ред. В.А. Бабурина. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. — С. 63-104.

9. Питерс Т. Вот представьте себе. — СПб.: Изд-во: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 352 с.

10. Porter M. E., Elizabeth Olmsted Teisberg E. O. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. — Boston: Harvard Business School Press, 2006. — 506 p.

11. Джек Траут, Эл Райс. Маркетинговые войны. — СПб.: Изд-во: Питер, 2009. — 304 с.

12. Ямагучи Т. Путь Торговли. — Изд-во: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишер, 2009. — 144 с.

13. Уфимцева Е. Аутсорсинг маркетинга. Кризис классического маркетинга [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://metaphor.ru/er/approach/marketing.xml (дата обращения 13.08.2011).

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

П.Н. Александренко,

аспирант кафедры менеджмента Торгово-экономического института Сибирского федерального университета (Красноярск)

alexnina@inbox.ru

Н.Н. Еронкевич,

старший преподаватель кафедры менеджмента Торгово-экономического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), кандидат экономических наук NaEr@list.ru

И.В. Щедрина,

доцент кафедры менеджмента Торгово-экономического института Сибирского федерального университета (Красноярск), кандидат экономических наук Chshed@mail.ru

В статье рассматриваются основные тенденции развития сферы услуг. Выделены такие экономические категории как конкурентоспособность, эффективность и устойчивость развития предприятия, даны определения указанным категориям, показана их взаимосвязь и выделены основные факторы, влияющие на них.

Ключевые слова: развитие предприятия, устойчивость предприятия, конкурентоспособность предприятия.

УДК 330.12 ББК 65.291

Любое предприятие стремится осуществлять свою деятельность в долгосрочной перспективе. Наибольшую сложность в достижении данной цели испытывают предприятия сферы услуг, которые в числовом выражении в большем количестве представлены малым бизнесом. По статистическим данным, в 2013 г. общее количество малых предприятий (включая микропредприятия) составило 2063126 единиц, из них 73,13% относятся к предприятиям сферы услуг, генерирующих 18 994,9 млрд руб., что соответствует 77% от всего оборота малых предприятий России (включая микропредприятия) (рис. 1). Средний оборот равен 9,7 млн руб. на одно малое предприятие сферы услуг. Изучая статистику по среднему бизнесу, видно, что положение дел несколько иное. Так из общего оборота средних предприятий (4295,9 млрд руб.) на предприятия сферы услуг приходится 56,96%. Из этого можно сделать вывод, что в структурном соотношении средних предприятий сферы услуг в общей доле на 16,17% меньше, чем в структуре предприятий малого бизнеса. Общее количество предприятий среднего бизнеса в сфере услуг равно 5520 единиц, что в 272 раза меньше количества предприятий малого бизнеса [5]. Стоит отметить, что ежегодно число предприятий среднего бизнеса снижается на 14%, а предприятий малого бизнеса увеличивается на 15%. Несмотря на то, что сфера услуг представлена малым числом средних предприятий, все же одно предприятие среднего бизнеса аккумулирует оборота в 45 раз больше, чем одно предприятие малого предпринимательства.

Полученные результаты статистического исследования указывают на наличие высокой конкуренции в сфере услуг и высоком ее динамизме, т.к. в данной сфере представлено большое количество участников. Поэтому важно быть конку-

рентоспособным предприятием, учитывающим факторы организационного окружения и прогнозирующим условия развития и функционирования, в которых будет осуществлять свою деятельность предприятие, что свидетельствует об актуальности тематики данного исследования. В процессе своего развития предприятия сферы услуг активно участвуют в конкурентной борьбе, где ключевую роль играют конкурентоспособность предприятия и устойчивость его развития, которые основаны на эффективности управления и конкурентных преимуществах. Рассматривая данные экономические категории необходимо определить их взаимосвязь и факторы на них влияющие.

Анализ публикаций в области менеджмента, выявил, что над вопросами конкурентоспособности, устойчивости и эффективности работали и продолжают работать большое количество ученых, у которых точки зрения не всегда совпадают. С целью установления ясности и конкретности при употреблении терминов, приведем в таблице 1 часть трактовок исследуемых экономических категорий, что позволит выбрать наиболее приемлемое определение.

Выше представленное толкование рассматриваемых терминов показывает разность подходов ученых к формированию своих научных концепций и позволяет установить между ними взаимосвязь.

Предприятие, осуществляющее деятельность в сфере услуг является конкурентоспособным при наличии у него конкурентных преимуществ, т.е. конкурентные преимущества и конкурентоспособность не разделимы, и одна категория без другой не может существовать. Стоит отметить, что данные категории реагируют на происходящие изменения на рынке и предприятии дольше, чем эффективность и устойчивость, так как они

308

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Таблица 1

Определения категорий «конкурентоспособность», «устойчивость», «эффективность»

и «конкурентное преимущество»

Автор Определение

А Б

Конкурентоспособность

Ориентация на товар Миронов М.Г. способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише [7]

European management forum это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента [7]

Куприянова Т. В. Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах [5]

Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю [18]

Ори-ент. на конкуренцию Маракулин М.В. способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше — с положительной динамикой) [6]

Яшин Н.С. возможность и динамика приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции [7]

Ориентация на цель Баринов В. Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели [1]

Конно Т. совокупность характеристик, включающих захваченную предприятием долю рынка, способность предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели [7]

Ориентация на развитие Калашникова Л.М. комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы [4]

Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. эффективность использования производственного потенциала предприятия (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) [7]

Конкурентное преимущество

Ламбен Ж.Ж. это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами

Юданов А.Ю. это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей

Эффективность

Клименко О.И. представляет сложную категорию, выражающую совокупность различных социально-экономических процессов и явлений, связанных с достижением народнохозяйственных результатов (эффекта) и рациональным использованием ресурсов

Энциклопедический словарь экономики и права результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение

Устойчивость

Богданов И.Я. отражает прочность и надежность элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки

Окладский П.В. динамическое соответствие (адекватность) параметров состояния системы (предприятие) состоянию внешней и внутренней среды, обеспечивающему его эффективное функционирование в условиях возмущающих воздействий

базируются на формировании у потребителей отношения и лояльности к данному предприятию.

Исследуя эффективность и устойчивость предприятия, авторы пришли к выводу о взаимодополняемости данных категорий и одностороннем влиянии эффективности на устойчивость: при увеличении эффективности деятельности предприятия устойчивость его увеличивается, с другой стороны, предприятие может быть устойчивым в развитии, но малоэффективным в определенный промежуток времени. Это указывает, на то, что скорость реагирования на различные изменения у эффективности выше, чем у устойчивости. Поэтому все управленческие решения, нацеленные на изменение эффективности должны подвергаться дополнительной оценке и проверке. Соединив конкурентоспособность, эффективность и устойчивость предприятия в векторном пространстве, авторский коллектив получил представленный ниже рис. 2.

Из представленного рисунка видно, что взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и его устойчивости образуют вектор, характеризующий долю рынка, который реагирует на изменение представленных характеристик предприятия медленнее всех. Вектор, характеризующий потенциал предпри-

ятия, образуется на стыке конкурентоспособности и эффективности: чем выше конкурентоспособность и эффективность предприятия, тем большим потенциалом оно обладает. И последний вектор, обладающий высокой скоростью реагирования на любое изменение в данных экономических категориях и характеризующий уровень развития предприятия, получен в результате взаимоотношения эффективности и устойчивости предприятия. В процессе увеличения эффективности и устойчивости предприятия повышается его уровень развития, и оно становится прогрессивным.

С помощью полученных векторов можно наблюдать за происходящими изменениями в процессе функционирования предприятия, прогнозировать и управлять отклонением векторов, зная их скорость реагирования на изменения и факторы на них влияющие (табл. 2).

Таким образом, если представить процесс управления конкурентоспособностью, эффективностью и устойчивостью, основываясь на факторном анализе, то получим следующее.

Изначально, вся информация первичной обработки управленческого, бухгалтерского, сбытового, складского, природного и другого характера, поступающая от функциональных звеньев

309

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

оощее число предприятии, единиц

5520

■ малые пр едприятия (вкл.

микр опр едпр пятня)

■ средние предприятия

Оборот предприятий, млрд.руб

2446,9 j

■ малые пр> едпрштия (вкл. мпкропредприятия)

■ средние предпр пятя Рис.1. Статистические данные предприятий сферы услуг малого (вклю-

чая микропредприятия) и среднего бизнеса в России за 2013 год [5]

Таблица 2

Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость развития предприятия

Факторы Внутренние Внешние

А 1 2

Конкурентоспособность Сдерживающие Неуправ- ляемые — асоциальное поведение предприятия; — скрытые конфликты интересов, интриги на предприятии; — человеческий фактор (ошибки сотрудников) и т.д. — экономическая ситуация в стране, регионе, населенном пункте; — наличие на рынке товаров-аналогов и товаров-заменителей; — большое количество участников присутствующих на рынке и др.

Управляе- мые — некомпетентность персонала; — узкий ассортимент предоставляемых товаров или услуг; — нарушение технологии процесса обслуживания кли- — отсутствие устойчивых деловых связей; — нестабильный спрос; — отсутствие внешних инвесторов и т. д

ента и др.

Движущие Неуправ- ляемые — инициативность и креативность сотрудников; — сплоченность и готовность к изменениям коллектива — новые технологии/инновации на рынке; — время присутствия предприятия на рынке и т.п.

Управляе- мые — хорошая репутация и сервис обслуживания на предприятии; — лояльность к потребителю; — комфортное, уютное, чистое помещение, в котором находятся клиенты предприятия и т.п. — близость к потребителю; — открытость к инновациям; — наличие других контрагентов, удовлетворяющие дру-гие/отличные от предприятия потребности клиентов; — развитая инфраструктура и т.д.

Устойчивость Сдержи- вающие — бюрократизм; — время реагирования предприятия на происходящие изменения; — рыночная конъюнктура; — нормативно-правовые акты; — динамизм сферы услуг;

Движу- щие — мобильность и гибкость системы управления; — размер и стадия жизненного цикла предприятия — специализация — предприятий положительная негласная поддержка предприятия у клиентов (поддержка отечественного производителя)

Эффективность Сдержи- вающие — слабые кредитные возможности предприятия; — сложные коммуникационные связи; — ограниченность ресурсов; — форс-мажорные ситуации на предприятии; — фискальная политика предприятия; — фактор риска и неопределенности;

Движу- щие — высокая техническая оснащенность; — высокая скорость обслуживания; — ориентация процессов обслуживания на потребности клиентов — государственная поддержка предприятия; — налоговые льготы

управления, будет обрабатываться и анализироваться с помощью исследовательских систем и технологий управления.

Также ежегодно и при необходимости (сложная экономическая ситуация на рынке), будет проводиться комплексный анализ организационного окружения, посредством использования факторного, SWOT — анализа, а также диагностики пред-

приятия с целью выявления зон неустойчивости и выявления резервов повышения на предприятии. Для этого необходимо будет проводить тщательный и всесторонний анализ внешней и внутренней среды, выделять те компоненты, которые действительно имеют приоритетное значение для предприятия, собирать информацию по каждому компоненту, а также оценивать

3 1 0

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Рис. 2. Взаимосвязь конкурентоспособности, устойчивости и эффективности предприятия

реальное положение дел на нем. Комплексная диагностика возможных причин развития неустойчивых и малоэффективных зон на предприятии включает:

— анализ эффективности текущей стратегии и ее функциональных направлений. Для этого проводится мониторинг изменения ключевых показателей деятельности компании по функциональным направлениям;

— анализ конкурентных преимуществ организации, ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз;

— анализ конкурентоспособности цен и издержек предприятия. Для этого должны проводиться ежеквартально маркетинговые исследования (опрос, анкетирование покупателей и поставщиков) и оперативный мониторинг работы конкурентов.

Осуществляемый постоянный мониторинг организационного окружения и наблюдение за отклонением векторов в рассмотренных плоскостях экономических категорий, позволяет управленческому составу предприятия прогнозировать будущие условия, в которых предприятие будет функционировать, что увеличивает конкурентоспособность предприятия за счет сохранения его устойчивого развития при должной эффективности.

Литература

1. Катанаева М.А. Концептуальные и методологические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества: Автореф. дис. ... док. экон. наук. — СПб., 2010. — 41 с.

2. Клименко О.И. Роль пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности деятельности потребительского общества. — Белгород: Изд-во «Кооперативное образование», 2000.

3. Корбкин А.З. Эффективность и конкурентоспособность функционирования организаций торговли: теоретико-методические аспекты. — Гомель: Коммунальное издательско-полиграфическое унитарное предприятие «Сож», 2005. — 215 с.

4. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: АльфаПресс, 2004. — 230 с.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чаплина А.Н., Клименкова Т. Анализ и оценка эффективности системы управления предприятием. — Красноярск, 2002. — 109 с.

7. Экономико-этимологический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/

8. Энциклопедический словарь экономики и права. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slovarik.net/ entsiklopedicheskiy_slovar_ekonomiki_i_prava/

9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 2008. — 301 с.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: РЕКЛАМА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

А.А. Лин,

заведующий кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,

доктор фармацевтических наук, профессор ecoup@yandex.ru

Б.И. Соколов,

профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук bisokolov@yandex.ru

А.С. Орлов,

доцент кафедры экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,

кандидат фармацевтических наук pharmmanagement@yandex.ru

В статье проанализированы состояние, тенденции и проблемы развития такого сопряженного сегмента фармацевтического рынка как реклама лекарственных препаратов. Даны характеристики европейского и российского законодательного пространства рекламы лекарств. Проанализированы структура рынка рекламы фармацевтических товаров. Показано, что объем рекламы лекарств в России растет высокими темпами, при этом опережающими темпами возрастает реклама отечественных медикаментов.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, реклама лекарственных препаратов, законодательное пространство рекламы лекарственных средств, структура рекламного рынка лекарственных препаратов, фармацевтические рекламодатели.

УДК 615.1/.4 ББК 52.8

Данная статья является продолжением ряда публикаций по социально-экономическим вопросам развития фармацевтического рынка и посвящена сопряженному сегменту фармацевтического рынка — рекламе лекарственных препаратов [1-12].

Реклама является обязательным условием реализации и важным инструментом конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. Здесь фармацевтический рынок не исключение. Но постольку лекарственные препараты — товар особый,

31 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.