Научная статья на тему 'Факторный анализ рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности'

Факторный анализ рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ СТАТУС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Алеся Анатольевна

В статье представлены результаты факторного анализа рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностного статуса и учителей общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the Factor analysis of reflexive semantic mechanisms of regulation of the status of burnout among high school teachers and teachers of General education schools.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности»

8. Юрков, Е.Е. Проблемы формирования социокультурной компетенции на учебных занятиях по РКИ [Текст] / Е.Е. Юрков, Л.В. Московкин // Пробл. адаптации иностр. студентов в рос. социокульт. среде: учеб. процесс и воспитат. работа. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 198-199.

9. Якимович, А.И. Курс «Дидактическое реги-оноведение» в профессиональной подготовке будущих преподавателей РКИ [Текст] / А.И. Якимович // Рус. яз. как иностранный: теория, исслед., практика. — Вып. VI. — СПб.: Сударыня, 2003. — С. 452—455.

УДК 159.9

A.A. Кузнецова

ФАКТОРНЫ Й АНАЛИЗ РЕФЛЕКСИВНО-СМ Ы СЛОВ ЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В Ы ГОРАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная деятельность педагогов представляет собой профессиональную активность, направленную на решение задач обучения и развития. Существует большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на профессиональную деятельность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Необходимо указать также на то, что это одна из профессий альтруистического типа, где достаточно высока вероятность возникновения состояния выгорания.

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы часто выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя [2]. Эти особенности педагогической деятельности могут способствовать возникновению состояния выгорания.

В период бурных социально-экономических преобразований, сопровождающихся стрессами, личностно-профессиональное благополучие работающего населения представляет собой важную проблему, приобретающую масштабы государственной кадровой политики. В ее решении особое место занимают теория и практика психологической науки. Результаты многих исследований (в области психологии труда, социальной психологии, психологии профессионального здоровья, психологии развития и др.) пока-

зывают, что труд способствует личностному развитию работника, но может оказывать разрушающее воздействие на него. В связи с этим одна из задач сохранения надежности и работоспособности работника — выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии, в частности состояния профессионального выгорания. Оно обнаруживается в отрицательных переживаниях относительно себя, процесса и результатов труда, деловых отношений, личностного неблагополучия [5]. Состояние выгорания, представляющее собой форму психологической дезадаптации, проявляется в физическом, психическом истощении, «обезличивании» других людей, потере трудовой мотивации или эмоционально-ценностного отношения к профессии. Наибольшему риску в этом отношении подвержены специалисты «помогающего характера» труда, к которым относятся учителя, преподаватели.

За последние десятилетия обнаружены многие факторы, инициирующие появление и развитие состояния выгорания. Теоретический анализ показывает, что недостаточно раскрытыми остаются личностные факторы, способствующие устойчивости к профессиональному выгоранию. Опираясь на концептуальный подход к единству сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.), факторы устойчивости к рассогласованию между работником и профессией следует искать в смысложизненных ориентациях ра-

ботника, его личных смыслах профессиональной деятельности и других ценностно-смысловых переменных, а также в саморегуляции поведения, в уровне рефлексивности. Именно поэтому основными для построения концептуальной модели исследования стали: системно-функциональная концепция саморегуляции функциональных состояний А.О. Прохорова; системно-деятельностная концепция саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой; концепция рефлексивности А.В. Карпова; теория Д.А. Леонтьева, объединившая современные представления о смысле, а также концепция А.О. Прохорова о смысловой регуляции состояний [1; 3, с. 88; 6].

Библиометрический анализ дает основания констатировать, что в научно-исследовательском пространстве проблема изучения состояния выгорания как психического состояния со стороны механизмов его возникновения и реализации фактически не возникает. Результаты теоретического анализа изучаемой проблематики показали актуальность и значимость темы изучения рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях профессиональной деятельности.

Цель работы состоит в изучении рефлексивно-смысловых механизмов возникновения состояния выгорания у педагогов высшей школы.

Эмпирическое исследование проводилось на базах вузов и средних общеобразовательных школ города Курска в 2010—2012 годах. Общий объем выборки 180 человек в возрасте от 24 до 65 лет. Это люди, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование и занимающиеся профессиональной деятельностью более трех лет. Первую группу составили 99 преподавателей высших учебных заведений, занимающих различные должности. С учетом профессионально-должностного статуса они были разделены на четыре подгруппы: преподаватели (27 человек), старшие преподаватели (25), доценты (25), профессора (22). Во вторую группу вошли учителя средних общеобразовательных школ (81 человек).

Исследование осуществлялось с использованием двух групп методов: организационных (метод поперечных срезов) и эмпирических (беседа, наблюдение, психодиагностические методы, в том числе психодиагностические

методики: методика диагностики эмоционального выгорания А.А. Рукавишникова; методика исследования стиля саморегуляции поведения В.И. Моросановой; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика диагностики уровня рефлексивности А.В. Карпова; Опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда; Опросник PSM; шкала субъективного благополучия; методика оценки интегральной удовлетворенности трудом; методика диагностики социальной фрустрированности Вассермана). При статистической обработке использовался пакет прикладных программ STATISTIKA 6.0. Исследование иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности осуществлялось через процедуру факторизации.

В результате факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции в условиях педагогической деятельности, а также с учетом профессионально-должностной дифференциации было выделено по три основных фактора (см. табл. 1 и 2).

У преподавателей высшей школы первый фактор характеризуется структурными компонентами состояния выгорания (эмоциональное истощение и личностное отдаление), а также общим индексом состояния выгорания, что соотносится с высоким уровнем выраженности у них состояния выгорания (см. табл. 1). Содержанием второго фактора являются субъективное благополучие как критерий регуляции состояния выгорания и осмысленность жизни, выступающая в качестве механизма, обеспечивающего регуляцию состояния выгорания у преподавателей высшей школы. Третий по значимости фактор представлен рефлексивными механизмами.

У учителей общеобразовательных школ основная факторная нагрузка приходится на профессиональную мотивацию как структурный компонент состояния выгорания. Второй по значимости фактор характеризуется эмоциональным истощением и общим индексом выгорания. Третий фактор в иерархической структуре рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания учителей общеобразовательных школ не представлен.

Таблица 1

Результаты факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции в условиях педагогической деятельности

Показатели Factor 1 Factor 2 Factor 3

Преподаватели высшей школы

Эмоциональное истощение 0,845958 -0,277764 0,077730

Личностное отдаление 0,899578 -0,203517 -0,007158

Профессиональная мотивация 0,359756 0,359815 0,618292

Индекс выгорания 0,951394 -0,104510 0,249854

Адаптированность 0,192115 0,081081 -0,018631

Удовлетворенность -0,405890 0,063419 0,410447

Благополучие 0,131472 -0,787181 0,260338

Общий уровень саморегуляции -0,209306 0,149472 -0,504478

Осмысленность жизни -0,092838 0,861215 0,168581

Рефлексивность -0,145219 -0,055778 0,700721

Ехр1^аг 2,851916 1,656355 1,461323

Ргр.ТоИ 0,285192 0,165635 0,146132

Учителя общеобразовательных школ

Эмоциональное истощение -0,384761 0,857598 0,127500

Личностное отдаление 0,012705 0,558434 -0,520808

Профессиональная мотивация 0,736681 -0,156002 0,011891

Индекс выгорания 0,091371 0,902074 0,078280

Адаптированность 0,278026 0,131913 -0,579202

Удовлетворенность -0,077608 -0,129636 -0,551914

Благополучие 0,640816 0,109838 -0,187343

Общий уровень саморегуляции 0,691639 0,015727 0,107155

Осмысленность жизни 0,571479 -0,307615 0,426776

Рефлексивность 0,319908 0,458464 0,647498

Ехр1^аг 2,100512 2,236731 1,581821

Ргр.ТоИ 0,210051 0,223673 0,158182

В табл. 2 приведены результаты факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностной дифференциации.

У преподавателей высшей школы первый по значимости фактор является содержательным и характеризуется структурными компонентами состояния выгорания, а также включает в себя

общий индекс состояния выгорания. Второй и третий факторы определяются регулирующей функцией, включающей осмысленность жизни (содержание второго фактора) и общий уровень саморегуляции (третий по значимости фактор).

Основная факторная нагрузка у старших преподавателей приходится также на структурные компоненты состояния выгорания (эмоциональное истощение и личностное отдаление) и общий индекс состояния выгорания.

Та блица 2

Результаты факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностной дифференциации

Показатели Factor 1 Factor 2 Factor 3

Преподаватели

Эмоциональное истощение 0,855041 0,204575 0,022103

Личностное отдаление 0,897505 -0,058879 -0,053662

Профессиональная мотивация 0,221225 0,733550 0,147314

Индекс выгорания 0,872774 0,419818 0,049068

Адаптированность 0,331501 0,437637 -0,232553

Удовлетворенность -0,179313 -0,271658 0,293695

Благополучие 0,243160 -0,101911 0,665215

Общий уровень саморегуляции 0,317567 -0,313770 -0,737785

Осмысленность жизни -0,106122 0,872982 -0,154735

Рефлексивность 0,249167 0,595217 0,380655

Ехр1^аг 2,722654 2,250203 1,323493

Ргр.ТоИ 0,272265 0,225020 0,132349

Старшие преподаватели

Эмоциональное истощение 0,901660 -0,238646 -0,164178

Личностное отдаление 0,869185 0,039857 -0,128428

Профессиональная мотивация 0,445059 0,759029 0,071269

Индекс выгорания 0,959716 0,121461 -0,117527

Адаптированность -0,278780 0,894426 0,006674

Удовлетворенность -0,289199 0,003004 0,819709

Благополучие 0,647020 0,468902 -0,155352

Общий уровень саморегуляции -0,320366 -0,237206 0,229789

Осмысленность жизни -0,528843 -0,283285 0,525859

Рефлексивность 0,029912 0,070522 0,835144

Ехр1^аг 3,650800 1,810785 1,785238

Ргр.ТоИ 0,365080 0,181078 0,178524

Доценты

Эмоциональное истощение 0,926789 0,136865 0,099727

Личностное отдаление 0,929946 -0,015569 0,124086

Профессиональная мотивация 0,029285 0,776705 -0,392024

Индекс выгорания 0,906080 0,375090 -0,047899

Адаптированность 0,135493 -0,030454 0,925996

Удовлетворенность -0,540353 0,527502 0,076290

Благополучие -0,031176 -0,668125 0,290360

Общий уровень саморегуляции -0,053090 -0,791113 -0,047792

Осмысленность жизни -0,742673 0,333306 0,004500

Рефлексивность 0,021987 0,275363 -0,810303

Ехр1^аг 3,411751 2,301291 1,787813

Ргр.ТоИ 0,341175 0,230129 0,178781

Окончание табл. 2

Показатели Factor 1 Factor 2 Factor 3

Профессора

Эмоциональное истощение 0,915023 0,146976 0,171646

Личностное отдаление 0,947894 0,137647 0,047289

Профессиональная мотивация 0,100451 0,080295 0,508627

Индекс выгорания 0,934702 0,159240 0,235906

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адаптированность 0,140620 0,206930 -0,180238

Удовлетворенность 0,042364 -0,899455 -0,157168

Благополучие 0,122465 0,888484 -0,007827

Общий уровень саморегуляции -0,761053 0,147478 0,350024

Осмысленность жизни -0,111178 -0,203060 0,918025

Рефлексивность -0,203359 -0,332186 -0,519480

Ехр1^аг 3,289012 1,886929 1,638448

Ргр.ТоИ 0,328901 0,188693 0,163845

Профессиональная мотивация в структуре их состояния выгорания является содержанием второго фактора, характеризующегося регулирующей функцией, реализуемой через осмысленность жизни.

Рефлексивно-смысловые механизмы регуляции состояния выгорания у доцентов также группируются в три основных фактора. Содержание первого фактора проявляется через структурные компоненты состояния выгорания, характеризующие общий индекс выгорания. Второй фактор представлен профессиональной мотивацией и общим уровнем саморегуляции, что свидетельствует о регулирующей функции данного фактора. Третий по значимости фактор характеризуется критериально-регуляторным содержанием, реализующимся через уровень адаптированности и рефлексивность.

Первый фактор факторной структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания у профессоров характеризуется структурными компонентами состояния выгорания и общим индексом выгорания. Второй по значимости фактор характеризуется критериальным содержанием, реализуемым через удовлетворенность профессиональной деятельностью и уровень субъективного благополучия. Третий фактор осуществляет регулирующие функции через смысловые механизмы регуляции.

Таким образом, в результате исследования иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности выявлены следующие тенденции. Основная факторная нагрузка у преподавателей высшей школы и учителей общеобразовательных школ приходится на структурные компоненты состояния выгорания, второй и третий факторы характеризуются регулирующими функциями, проявляющимися в параметрах саморегуляции, рефлексивности и смысложизненных ориентациях.

Выявленная тенденция сохраняется и для иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания у преподавателей высшей школы с учетом внутрипрофессиональной дифференциации. Однако при этом к регулирующему содержанию второго и третьего факторов у старших преподавателей и доцентов добавляется критериальное содержание через адаптированность, у профессоров — через удовлетворенность профессиональной деятельностью и субъективное благополучие.

Таким образом, в контексте состояния эмоционального выгорания неизбежно возникает такой вопрос, как профилактика и коррекция данного явления. Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс до-

вольно сложный, поскольку человек, подверженный ему, как правило, мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому такой человек нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. К. Маслач считает, что «сгорание» не является неизбежным. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмо-

ционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и в определенных социальных и ситуативных факторах [4].

Сегодня используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности с учетом выявленной нами иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дикая, Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека [Текст] / Л.Г Дикая // Проблем-ность в проф. деятельности: теория и методы психол. анализа. - М., 1999. - С. 80-81.

2. Дубиницкая, К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / К.А. Дубиницкая. — М., 2011. — 172 с.

3. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А.В. Карпов. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004.

4. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач. — 1978. — С. 3—7 // По материалам сайтов: Маслач К., Джексон С. Диагностика проф. выгорания. — М., 2002.

5. Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / В.Е. Орел. — Ярославль, 2005. - 449 с.

6. Прохоров, А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния [Текст] / А.О. Прохоров // Психол. журн. - 1999. - Т. 20, № 2. - С. 115-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.