8. Юрков, Е.Е. Проблемы формирования социокультурной компетенции на учебных занятиях по РКИ [Текст] / Е.Е. Юрков, Л.В. Московкин // Пробл. адаптации иностр. студентов в рос. социокульт. среде: учеб. процесс и воспитат. работа. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 198-199.
9. Якимович, А.И. Курс «Дидактическое реги-оноведение» в профессиональной подготовке будущих преподавателей РКИ [Текст] / А.И. Якимович // Рус. яз. как иностранный: теория, исслед., практика. — Вып. VI. — СПб.: Сударыня, 2003. — С. 452—455.
УДК 159.9
A.A. Кузнецова
ФАКТОРНЫ Й АНАЛИЗ РЕФЛЕКСИВНО-СМ Ы СЛОВ ЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В Ы ГОРАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессиональная деятельность педагогов представляет собой профессиональную активность, направленную на решение задач обучения и развития. Существует большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на профессиональную деятельность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Необходимо указать также на то, что это одна из профессий альтруистического типа, где достаточно высока вероятность возникновения состояния выгорания.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы часто выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя [2]. Эти особенности педагогической деятельности могут способствовать возникновению состояния выгорания.
В период бурных социально-экономических преобразований, сопровождающихся стрессами, личностно-профессиональное благополучие работающего населения представляет собой важную проблему, приобретающую масштабы государственной кадровой политики. В ее решении особое место занимают теория и практика психологической науки. Результаты многих исследований (в области психологии труда, социальной психологии, психологии профессионального здоровья, психологии развития и др.) пока-
зывают, что труд способствует личностному развитию работника, но может оказывать разрушающее воздействие на него. В связи с этим одна из задач сохранения надежности и работоспособности работника — выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии, в частности состояния профессионального выгорания. Оно обнаруживается в отрицательных переживаниях относительно себя, процесса и результатов труда, деловых отношений, личностного неблагополучия [5]. Состояние выгорания, представляющее собой форму психологической дезадаптации, проявляется в физическом, психическом истощении, «обезличивании» других людей, потере трудовой мотивации или эмоционально-ценностного отношения к профессии. Наибольшему риску в этом отношении подвержены специалисты «помогающего характера» труда, к которым относятся учителя, преподаватели.
За последние десятилетия обнаружены многие факторы, инициирующие появление и развитие состояния выгорания. Теоретический анализ показывает, что недостаточно раскрытыми остаются личностные факторы, способствующие устойчивости к профессиональному выгоранию. Опираясь на концептуальный подход к единству сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.), факторы устойчивости к рассогласованию между работником и профессией следует искать в смысложизненных ориентациях ра-
ботника, его личных смыслах профессиональной деятельности и других ценностно-смысловых переменных, а также в саморегуляции поведения, в уровне рефлексивности. Именно поэтому основными для построения концептуальной модели исследования стали: системно-функциональная концепция саморегуляции функциональных состояний А.О. Прохорова; системно-деятельностная концепция саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой; концепция рефлексивности А.В. Карпова; теория Д.А. Леонтьева, объединившая современные представления о смысле, а также концепция А.О. Прохорова о смысловой регуляции состояний [1; 3, с. 88; 6].
Библиометрический анализ дает основания констатировать, что в научно-исследовательском пространстве проблема изучения состояния выгорания как психического состояния со стороны механизмов его возникновения и реализации фактически не возникает. Результаты теоретического анализа изучаемой проблематики показали актуальность и значимость темы изучения рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях профессиональной деятельности.
Цель работы состоит в изучении рефлексивно-смысловых механизмов возникновения состояния выгорания у педагогов высшей школы.
Эмпирическое исследование проводилось на базах вузов и средних общеобразовательных школ города Курска в 2010—2012 годах. Общий объем выборки 180 человек в возрасте от 24 до 65 лет. Это люди, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование и занимающиеся профессиональной деятельностью более трех лет. Первую группу составили 99 преподавателей высших учебных заведений, занимающих различные должности. С учетом профессионально-должностного статуса они были разделены на четыре подгруппы: преподаватели (27 человек), старшие преподаватели (25), доценты (25), профессора (22). Во вторую группу вошли учителя средних общеобразовательных школ (81 человек).
Исследование осуществлялось с использованием двух групп методов: организационных (метод поперечных срезов) и эмпирических (беседа, наблюдение, психодиагностические методы, в том числе психодиагностические
методики: методика диагностики эмоционального выгорания А.А. Рукавишникова; методика исследования стиля саморегуляции поведения В.И. Моросановой; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика диагностики уровня рефлексивности А.В. Карпова; Опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда; Опросник PSM; шкала субъективного благополучия; методика оценки интегральной удовлетворенности трудом; методика диагностики социальной фрустрированности Вассермана). При статистической обработке использовался пакет прикладных программ STATISTIKA 6.0. Исследование иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности осуществлялось через процедуру факторизации.
В результате факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции в условиях педагогической деятельности, а также с учетом профессионально-должностной дифференциации было выделено по три основных фактора (см. табл. 1 и 2).
У преподавателей высшей школы первый фактор характеризуется структурными компонентами состояния выгорания (эмоциональное истощение и личностное отдаление), а также общим индексом состояния выгорания, что соотносится с высоким уровнем выраженности у них состояния выгорания (см. табл. 1). Содержанием второго фактора являются субъективное благополучие как критерий регуляции состояния выгорания и осмысленность жизни, выступающая в качестве механизма, обеспечивающего регуляцию состояния выгорания у преподавателей высшей школы. Третий по значимости фактор представлен рефлексивными механизмами.
У учителей общеобразовательных школ основная факторная нагрузка приходится на профессиональную мотивацию как структурный компонент состояния выгорания. Второй по значимости фактор характеризуется эмоциональным истощением и общим индексом выгорания. Третий фактор в иерархической структуре рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания учителей общеобразовательных школ не представлен.
Таблица 1
Результаты факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции в условиях педагогической деятельности
Показатели Factor 1 Factor 2 Factor 3
Преподаватели высшей школы
Эмоциональное истощение 0,845958 -0,277764 0,077730
Личностное отдаление 0,899578 -0,203517 -0,007158
Профессиональная мотивация 0,359756 0,359815 0,618292
Индекс выгорания 0,951394 -0,104510 0,249854
Адаптированность 0,192115 0,081081 -0,018631
Удовлетворенность -0,405890 0,063419 0,410447
Благополучие 0,131472 -0,787181 0,260338
Общий уровень саморегуляции -0,209306 0,149472 -0,504478
Осмысленность жизни -0,092838 0,861215 0,168581
Рефлексивность -0,145219 -0,055778 0,700721
Ехр1^аг 2,851916 1,656355 1,461323
Ргр.ТоИ 0,285192 0,165635 0,146132
Учителя общеобразовательных школ
Эмоциональное истощение -0,384761 0,857598 0,127500
Личностное отдаление 0,012705 0,558434 -0,520808
Профессиональная мотивация 0,736681 -0,156002 0,011891
Индекс выгорания 0,091371 0,902074 0,078280
Адаптированность 0,278026 0,131913 -0,579202
Удовлетворенность -0,077608 -0,129636 -0,551914
Благополучие 0,640816 0,109838 -0,187343
Общий уровень саморегуляции 0,691639 0,015727 0,107155
Осмысленность жизни 0,571479 -0,307615 0,426776
Рефлексивность 0,319908 0,458464 0,647498
Ехр1^аг 2,100512 2,236731 1,581821
Ргр.ТоИ 0,210051 0,223673 0,158182
В табл. 2 приведены результаты факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностной дифференциации.
У преподавателей высшей школы первый по значимости фактор является содержательным и характеризуется структурными компонентами состояния выгорания, а также включает в себя
общий индекс состояния выгорания. Второй и третий факторы определяются регулирующей функцией, включающей осмысленность жизни (содержание второго фактора) и общий уровень саморегуляции (третий по значимости фактор).
Основная факторная нагрузка у старших преподавателей приходится также на структурные компоненты состояния выгорания (эмоциональное истощение и личностное отдаление) и общий индекс состояния выгорания.
Та блица 2
Результаты факторного анализа структурных компонентов состояния выгорания, критериев и механизмов его регуляции у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностной дифференциации
Показатели Factor 1 Factor 2 Factor 3
Преподаватели
Эмоциональное истощение 0,855041 0,204575 0,022103
Личностное отдаление 0,897505 -0,058879 -0,053662
Профессиональная мотивация 0,221225 0,733550 0,147314
Индекс выгорания 0,872774 0,419818 0,049068
Адаптированность 0,331501 0,437637 -0,232553
Удовлетворенность -0,179313 -0,271658 0,293695
Благополучие 0,243160 -0,101911 0,665215
Общий уровень саморегуляции 0,317567 -0,313770 -0,737785
Осмысленность жизни -0,106122 0,872982 -0,154735
Рефлексивность 0,249167 0,595217 0,380655
Ехр1^аг 2,722654 2,250203 1,323493
Ргр.ТоИ 0,272265 0,225020 0,132349
Старшие преподаватели
Эмоциональное истощение 0,901660 -0,238646 -0,164178
Личностное отдаление 0,869185 0,039857 -0,128428
Профессиональная мотивация 0,445059 0,759029 0,071269
Индекс выгорания 0,959716 0,121461 -0,117527
Адаптированность -0,278780 0,894426 0,006674
Удовлетворенность -0,289199 0,003004 0,819709
Благополучие 0,647020 0,468902 -0,155352
Общий уровень саморегуляции -0,320366 -0,237206 0,229789
Осмысленность жизни -0,528843 -0,283285 0,525859
Рефлексивность 0,029912 0,070522 0,835144
Ехр1^аг 3,650800 1,810785 1,785238
Ргр.ТоИ 0,365080 0,181078 0,178524
Доценты
Эмоциональное истощение 0,926789 0,136865 0,099727
Личностное отдаление 0,929946 -0,015569 0,124086
Профессиональная мотивация 0,029285 0,776705 -0,392024
Индекс выгорания 0,906080 0,375090 -0,047899
Адаптированность 0,135493 -0,030454 0,925996
Удовлетворенность -0,540353 0,527502 0,076290
Благополучие -0,031176 -0,668125 0,290360
Общий уровень саморегуляции -0,053090 -0,791113 -0,047792
Осмысленность жизни -0,742673 0,333306 0,004500
Рефлексивность 0,021987 0,275363 -0,810303
Ехр1^аг 3,411751 2,301291 1,787813
Ргр.ТоИ 0,341175 0,230129 0,178781
Окончание табл. 2
Показатели Factor 1 Factor 2 Factor 3
Профессора
Эмоциональное истощение 0,915023 0,146976 0,171646
Личностное отдаление 0,947894 0,137647 0,047289
Профессиональная мотивация 0,100451 0,080295 0,508627
Индекс выгорания 0,934702 0,159240 0,235906
Адаптированность 0,140620 0,206930 -0,180238
Удовлетворенность 0,042364 -0,899455 -0,157168
Благополучие 0,122465 0,888484 -0,007827
Общий уровень саморегуляции -0,761053 0,147478 0,350024
Осмысленность жизни -0,111178 -0,203060 0,918025
Рефлексивность -0,203359 -0,332186 -0,519480
Ехр1^аг 3,289012 1,886929 1,638448
Ргр.ТоИ 0,328901 0,188693 0,163845
Профессиональная мотивация в структуре их состояния выгорания является содержанием второго фактора, характеризующегося регулирующей функцией, реализуемой через осмысленность жизни.
Рефлексивно-смысловые механизмы регуляции состояния выгорания у доцентов также группируются в три основных фактора. Содержание первого фактора проявляется через структурные компоненты состояния выгорания, характеризующие общий индекс выгорания. Второй фактор представлен профессиональной мотивацией и общим уровнем саморегуляции, что свидетельствует о регулирующей функции данного фактора. Третий по значимости фактор характеризуется критериально-регуляторным содержанием, реализующимся через уровень адаптированности и рефлексивность.
Первый фактор факторной структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания у профессоров характеризуется структурными компонентами состояния выгорания и общим индексом выгорания. Второй по значимости фактор характеризуется критериальным содержанием, реализуемым через удовлетворенность профессиональной деятельностью и уровень субъективного благополучия. Третий фактор осуществляет регулирующие функции через смысловые механизмы регуляции.
Таким образом, в результате исследования иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания в условиях педагогической деятельности выявлены следующие тенденции. Основная факторная нагрузка у преподавателей высшей школы и учителей общеобразовательных школ приходится на структурные компоненты состояния выгорания, второй и третий факторы характеризуются регулирующими функциями, проявляющимися в параметрах саморегуляции, рефлексивности и смысложизненных ориентациях.
Выявленная тенденция сохраняется и для иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания у преподавателей высшей школы с учетом внутрипрофессиональной дифференциации. Однако при этом к регулирующему содержанию второго и третьего факторов у старших преподавателей и доцентов добавляется критериальное содержание через адаптированность, у профессоров — через удовлетворенность профессиональной деятельностью и субъективное благополучие.
Таким образом, в контексте состояния эмоционального выгорания неизбежно возникает такой вопрос, как профилактика и коррекция данного явления. Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс до-
вольно сложный, поскольку человек, подверженный ему, как правило, мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому такой человек нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. К. Маслач считает, что «сгорание» не является неизбежным. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмо-
ционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и в определенных социальных и ситуативных факторах [4].
Сегодня используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в педагогической деятельности с учетом выявленной нами иерархической структуры рефлексивно-смысловых механизмов регуляции состояния выгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дикая, Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека [Текст] / Л.Г Дикая // Проблем-ность в проф. деятельности: теория и методы психол. анализа. - М., 1999. - С. 80-81.
2. Дубиницкая, К.А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / К.А. Дубиницкая. — М., 2011. — 172 с.
3. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А.В. Карпов. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004.
4. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач. — 1978. — С. 3—7 // По материалам сайтов: Маслач К., Джексон С. Диагностика проф. выгорания. — М., 2002.
5. Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / В.Е. Орел. — Ярославль, 2005. - 449 с.
6. Прохоров, А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния [Текст] / А.О. Прохоров // Психол. журн. - 1999. - Т. 20, № 2. - С. 115-124.