Научная статья на тему 'Факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов'

Факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / Я-РЕАЛЬНОЕ / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / MOTIVATION / MOTIVATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / FACTOR ANALYSIS / MOTIVATION FOR SUCCESS / PERSONALITY FOCUS / INTRINSIC MOTIVATION / EXTRINSIC MOTIVATION / POSITIVE MOTIVATION / NEGATIVE MOTIVATION / SELF-ESTEEM / I-REAL / I-IDEAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Гольева Галина Юрьевна

В статье раскрыто содержание понятия «мотивация профессиональной деятельности». Изложена процедура применения факторного анализа. Показано, что критериями успешного развития изучаемого феномена являются: мотивация достижения успеха, направленность личности на себя и на дело, преобладание внутренней мотивации над внешней положительной и отрицательной, самооценка личности «Я-реального» и «Я-идеального»; представлены результаты исследования, проведенного на базе факультета психологии ФГБОУ ВО «Челябинского государственного педагогического университета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor analysis of future teachers-psychologists development of motivation for professional activities

The article reveals the content of the concept of motivation of professional activity. The procedures of application of factor analysis are described. It is shown that the criteria for the successful development of the phenomenon under study are: the motivation to succeed, personal orientation to themselves and to the case, the predominance of intrinsic motivation on the outside of the positive and negative self-esteem of the individual “I-real” and “I-ideal”. The results of a study conducted on the basis of the Faculty of Psychology FGBOU VO “Chelyabinsk State Pedagogical University” are presented.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов»

Буторин Геннадий Геннадьевич,

доктор психологических наук, профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: g1966@mail.ru

Butorin Gennadiy Gennadevich,

Doctor of Psychology,

Academic Title of Professor,

Department of Theoretical

and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: g1966@mail.ru

УДК 373:151.8 ББК 74.204.2:88.4

В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева

факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов

В статье раскрыто содержание понятия «мотивация профессиональной деятельности». Изложена процедура применения факторного анализа. Показано, что критериями успешного развития изучаемого феномена являются: мотивация достижения успеха, направленность личности на себя и на дело, преобладание внутренней мотивации над внешней положительной и отрицательной, самооценка личности «Я-реального» и «Я-идеального»; представлены результаты исследования, проведенного на базе факультета психологии ФГБОУ ВО «Челябинского государственного педагогического университета».

Ключевые слова: мотивация, мотивация профессиональной деятельности, факторный анализ, мотивация достижения успеха, направленность личности, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, положительная мотивация, отрицательная мотивация, самооценка, Я-реальное, Я-идеальное.

activities

The article reveals the content of the concept of motivation of professional activity. The

V.I. Dolgova, G.Yu. Goleva « factor analysis of future

о

teachers-psychologists development

of motivation for professional 11

procedures of application of factor analysis are described. It is shown that the criteria for the pE [J

successful development of the phenomenon under study are: the motivation to succeed, personal £ x

orientation to themselves and to the case, the predominance of intrinsic motivation on the outside

of the positive and negative self-esteem of the individual "I-real" and "I-ideal". The results of a study 5

conducted on the basis of the Faculty of Psychology FGBOU VO "Chelyabinsk State Pedagogical x s

University" are presented. >5 o

Key words: motivation, motivation for professional activity, factor analysis, motivation for success, ££

o <u

personality focus, intrinsic motivation, extrinsic motivation, positive motivation, negative motivation, fc £

self-esteem, I-real, I-ideal. ^

го

m

ф

.Q

с; .о

го ш

£ с; о d

ш

Математические методы используются не всегда, но в каждом конкретном случае успешно применяются регистрация, построение шкал, присвоение рангов, установление корреляционных связей, методики кластерного, факторного [3, с. 51], регрессионного и дис-криминантного анализа, технологии нейронных сетей и дерева решений [4, с. 165].

Математический анализ факторов, которые отражают характеристики исследуемого нами типа личности будущего психолога, влияющие на развитие мотивации профессиональной деятельности 6, с. 267], показывает, что от профессиональной активности зависят показатели субъективной активности в [2, с. 111].

Вектор развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов установлен в квалификационной характеристике выпускника [1, с. 72].

Специфика видов деятельности педагога-психолога (практическая, педагогическая (образовательная), исследовательская (научная) задает характеристики трех видов направленности - практической, педагогической, исследовательской. Сходство этих характеристик с мотивацией будущей деятельности выпускника психолого-педагогического направления во многом определяет её качество [5, с. 13].

В нашем исследовании критерии (их 12) развития названного феномена были выявлены также с помощью технологии, называемой факторным анализом, и содержательное наполнение этих критериев связано с:

1) с мотивацией достижения успеха;

2) мотивацией избегания неудачи;

3) преобладанием внутренней мотивации над внешней положительной или внешней отрицательной мотивацией;

4) преобладанием внешней (положительной или отрицательной) мотивации над внутренней мотивацией;

5) направленностью личности на Себя;

6) направленностью личности на Общение;

7) направленностью личности на Дело;

8) самооценкой личности «Я-реаль-ного»;

9) отношением к самооценке «Я-ре-ального»;

11) самооценкой личности «Я-иде-ального»;

12) отношением к самооценке «Я-идеального».

Под факторным анализом мы понимаем процедуру, которая способна свести самое большое количество исследуемых переменных к наименьшему числу независимых влияющих величин - факторов.

С целью выявления факторов нами было проведено последующее ортогональное варимакс-вращение по методу нормализации Кайзера.

В исследовании участвовали студенты факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета. Выборка включала 60 испытуемых третьего и четвертого курсов очной формы обучения.

Эмпирическое исследование было проведено с использованием следующих психодиагностических методик: Мотивации достижения успеха или избегание неудач Т. Елерс; Ориентацион-ной анкеты Б. Басса; Методики исследования самооценки личности С.А. Бу-дасси.

По итогам варимакс-вращения интересующие нас переменные распределились по шести факторам.

Наибольшая нагрузка проявилась у трех факторов, что объясняет 62,48% суммарную дисперсию, первому фактору выпало нести самую большую нагрузку 35,64% от общей дисперсии.

Это означает, что те показатели мотивации профессиональной деятельности, которые вошли в первый фактор, оказывают наибольшее влияние на развитие обсуждаемого феномена.

Распределение переменных в порядке убывания привело нас к матрице, которая представлена в таблице 1.

Табл. 1. Матрица значимых факторных нагрузок показателей проявления мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов (п=60)*

Показатели Факторы

1 Факторная нагрузка (ранг) 2 Факторная нагрузка (ранг) 3 Факторная нагрузка (ранг)

Мотивация достижения успеха 0,946 (1)

Мотивация избегания неудачи -0,813 (6)

Преобладание внутренней мотивации над внешней положительной или внешней отрицательной мотивацией 0,873 (3)

Преобладание внешней (положительной или отрицательной) мотивации над внутренней мотивацией -0,732 (9)

Направленность личности на Себя 0,854 (4) 0,838 (1)

Направленность личности на Общение -0,874 (2) -0,824 (2)

Направленность личности на Дело 0,814 (5)

Самооценка личности «Я-реального» 0,772 (7) 0,836 (1)

Отношение к самооценке «Я-реального» - 0,753 (8) -0,809 (2)

Самооценка личности «Я-идеального» 0,812 (3)

Отношение к самооценке «Я-идеального» -0,809 (4)

*п - количество испытуемых

Из таблицы 1 видно, что первый фактор представлен девятью показателями мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов с различной индивидуальной факторной нагрузкой значения, что свидетельствует о различной степени влияния заявленных показателей на развитие изучаемого феномена.

С учетом этого обстоятельства выстроим показатели первого фактора согласно занимаемому рангу: мотивация достижения успеха (0,946), направленность личности на общение (-0,874), преобладание внутренней мотивации над внешней положительной или отрицательной мотивацией (0,873), направленность личности на себя (0,854), направленность личности на дело (0,814), мотивация избегания неудачи (-0,813), самооценка личности «Я-реального» (0,772), отношение к самооценке «Я-реального» (0,753), преобладание внешней мотивации над внутренней мотивацией (-0,732). Отметим, что все показатели, которые характеризуют первый фактор, корреля-

ционно связаны (прямо и обратно) с развитием обсуждаемой мотивации и это отражено в положительном или отрицательном значении факторной нагрузки.

Проявились и показатели, определяющие сразу два фактора. В подобном случае мы учитывали количественный показатель индивидуального значения.

Согласно данному утверждению показатели направленности личности на общение и направленности личности на себя относятся к первому фактору, а показатели самооценки личности Я-реального и отношения к самооценке Я-реального отражают содержание третьего фактора развития изучаемого нами феномена.

Второй фактор представлен двумя парами взаимозависимых показателей. Проанализируем этот эффект.

Первая пара заполнена направленностью личности на себя (0,838) и направленностью личности на общение (- 0,824), у второго фактора в индивидуальном значении проявилась отрицательная нагрузка.

Анализ в совокупности значений первого и второго факторов позволил сделать вывод о том, что с возрастанием направленности на себя и на дело закономерно снижается направленность на общение.

То есть успешному развитию мотивации на профессиональную деятельность большое значение оказывает доминирующая направленность на себя, меньшее значение - доминирующая направленность на дело; и отрицательно сказывается стойкая направленность на общение.

Вторая пара представлена такими показателями, как «самооценка личности «Я-идеального» (0,812) и «отношение к самооценке «Я-идеального» (-0,809), то есть, чем выше уровень личностной самооценки, тем меньше человек зацикливается на процессе ее формирования.

Характер третьего фактора представлен показателями самооценки личности «Я-реального» (0,836) и отношением к самооценке личности «Я-реального» (-0,809), которые также находятся в обратной корреляции: чем выше показатель самооценки личности как «Я-реального», тем ниже показатель отношения к ней.

Анализ содержания всех факторов развития внутренней профессиональной

мотивации позволяет сделать следующее обобщение.

Во-первых, наибольшее суммарное значение факторной нагрузки взял на себя первый фактор (35,64%), включены при этом девять показателей исследуемой мотивации, шесть из них находятся в прямой, а три - в обратной корреляционной зависимости. Психокоррекционное взаимодействие со студентами именно по этим элементам должно обеспечить наибольший успешное развитие мотивации профессиональной деятельности.

Во-вторых, суммарная факторная нагрузка других двух факторов равна 26,86%. Это означает, что уровни достижения показателей по ним. Выступают дополнительными условиями развития мотивации вхождения в профессиональную деятельность.

Таким образом, критерии успешного развития мотивации профессиональной деятельности у будущих педагогов-психологов обусловлены мотивацией достижения успеха, направленностью личности на себя и на дело, преобладанием внутренней мотивации над внешней положительной и отрицательной, самооценкой личности Я-реального и Я-идеального.

Библиографический список

1. Галаев, С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования [Текст] / С.В. Галаев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. - Психология. - Педагогика. - 2008. - Т. 8. - № 2. - С. 72-76.

2. Мусина, В.П. Диагностика профессиональной активности [Текст] / В.П. Мусина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 111-115.

3. Простокишин, В.М. К вопросу о математических методах в психологии [Текст] / В.М. Про-стокишин В.П. Мусина, Г.А. Ткаченко, С.В. Петров // Научные исследования и образование. - 2016. - № 21. - С. 51-53.

4. Рубаков, С.В. Современные методы анализа данных [Текст] / С.В. Рубаков // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - № 7. - С. 165-176.

го 5. Тимченко, И.Н. Профессиональная направленность студентов-психологов [Текст] / И.Н.

ей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Тимченко, Л.И. Кунц // Современные научные исследования. - 2011. - № 3 (3). - С. 13-17.

[<5 6. Ульянов, А.В. Типы личности студентов-психологов [Текст] / А.В. Ульянов // Мир науки,

2 культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 267-269.

LJ

са Referencеs

е

§ 1. Galaev S.V. Motivation for professional development of future teachers-psychologists in the

conditions of informatization of education. Izvestia Saratovskogo Universiteta. Novaia seria. Seria: Filosofia.

ri Psikhologia. Pedagogika, 2008. V. 8. № 2. P. 72-76. [in Russian].

2. Musina V.P. Diagnostics of professional activity. Uchnyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2012. № 2 (84). P. 111-115. [in Russian].

3. Prostokishin V.M., Tkachenko G.A., Petrov S.V. On the question of mathematical methods in psychology. Nauchnyie issledovania i obrazovanie, 2016. № 21. P. 51-53. [in Russian].

4. Rubakov S.V. Modern methods of data analysis. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie, 2008. № 7. P. 165176. [in Russian].

5. Timchenko I.N., Kuntz L.I. Professional orientation of students of psychology. Sovremennyie nauchnyie issledovania, 2011. № 3 (3). P. 13-17. [in Russian].

7. Ulyanov A.V. Types of personality psychology students. Mir nauki, kultury, obrazovania, 2015. № 3 (52). P. 267-269. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ 23a12@list.ru

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru

Гольева Галина Юрьевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ golevag.78@mail.ru

Goleva Galina Yurevna,

Candidate of Science (Psychology),

Associate professor,

Department of Theoretical

and Applied Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: golevag.78@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.4

Ю.А. Рокицкая

субъектность-детерминистичность

способности самоуправления студентов

в условиях инновационного профессионального образования

Статья посвящена проблеме исследования субъектно-детерминистичной природы становления способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования. Обнаружены положительные корреляционные взаимосвязи показателей самоуправления как с субъектными, так и с «объектными» характеристиками личности.

Ключевые слова: самоуправление личности, саморегуляция, субъект (субъектность), детерминация, инновационное образование

о

IX

ф

Ii

H

о

X

р

S го

Œ Cû

о Го S О. гою о о s о

О X X -Û

ю ^

о ТО О X

о о с s

о о

¡5 ф &î

ü

ü Щ О

р « ii

.0 I

M ÊÛ Ü CÛ

Ф о ,0 ц

Ю о

О m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.