Буторин Геннадий Геннадьевич,
доктор психологических наук, профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Butorin Gennadiy Gennadevich,
Doctor of Psychology,
Academic Title of Professor,
Department of Theoretical
and Applied Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 373:151.8 ББК 74.204.2:88.4
В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева
факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов
В статье раскрыто содержание понятия «мотивация профессиональной деятельности». Изложена процедура применения факторного анализа. Показано, что критериями успешного развития изучаемого феномена являются: мотивация достижения успеха, направленность личности на себя и на дело, преобладание внутренней мотивации над внешней положительной и отрицательной, самооценка личности «Я-реального» и «Я-идеального»; представлены результаты исследования, проведенного на базе факультета психологии ФГБОУ ВО «Челябинского государственного педагогического университета».
Ключевые слова: мотивация, мотивация профессиональной деятельности, факторный анализ, мотивация достижения успеха, направленность личности, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, положительная мотивация, отрицательная мотивация, самооценка, Я-реальное, Я-идеальное.
activities
The article reveals the content of the concept of motivation of professional activity. The
V.I. Dolgova, G.Yu. Goleva « factor analysis of future
о
teachers-psychologists development
of motivation for professional 11
procedures of application of factor analysis are described. It is shown that the criteria for the pE [J
successful development of the phenomenon under study are: the motivation to succeed, personal £ x
orientation to themselves and to the case, the predominance of intrinsic motivation on the outside
of the positive and negative self-esteem of the individual "I-real" and "I-ideal". The results of a study 5
conducted on the basis of the Faculty of Psychology FGBOU VO "Chelyabinsk State Pedagogical x s
University" are presented. >5 o
Key words: motivation, motivation for professional activity, factor analysis, motivation for success, ££
o <u
personality focus, intrinsic motivation, extrinsic motivation, positive motivation, negative motivation, fc £
self-esteem, I-real, I-ideal. ^
го
m
ф
.Q
с; .о
го ш
£ с; о d
ш
Математические методы используются не всегда, но в каждом конкретном случае успешно применяются регистрация, построение шкал, присвоение рангов, установление корреляционных связей, методики кластерного, факторного [3, с. 51], регрессионного и дис-криминантного анализа, технологии нейронных сетей и дерева решений [4, с. 165].
Математический анализ факторов, которые отражают характеристики исследуемого нами типа личности будущего психолога, влияющие на развитие мотивации профессиональной деятельности 6, с. 267], показывает, что от профессиональной активности зависят показатели субъективной активности в [2, с. 111].
Вектор развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов установлен в квалификационной характеристике выпускника [1, с. 72].
Специфика видов деятельности педагога-психолога (практическая, педагогическая (образовательная), исследовательская (научная) задает характеристики трех видов направленности - практической, педагогической, исследовательской. Сходство этих характеристик с мотивацией будущей деятельности выпускника психолого-педагогического направления во многом определяет её качество [5, с. 13].
В нашем исследовании критерии (их 12) развития названного феномена были выявлены также с помощью технологии, называемой факторным анализом, и содержательное наполнение этих критериев связано с:
1) с мотивацией достижения успеха;
2) мотивацией избегания неудачи;
3) преобладанием внутренней мотивации над внешней положительной или внешней отрицательной мотивацией;
4) преобладанием внешней (положительной или отрицательной) мотивации над внутренней мотивацией;
5) направленностью личности на Себя;
6) направленностью личности на Общение;
7) направленностью личности на Дело;
8) самооценкой личности «Я-реаль-ного»;
9) отношением к самооценке «Я-ре-ального»;
11) самооценкой личности «Я-иде-ального»;
12) отношением к самооценке «Я-идеального».
Под факторным анализом мы понимаем процедуру, которая способна свести самое большое количество исследуемых переменных к наименьшему числу независимых влияющих величин - факторов.
С целью выявления факторов нами было проведено последующее ортогональное варимакс-вращение по методу нормализации Кайзера.
В исследовании участвовали студенты факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета. Выборка включала 60 испытуемых третьего и четвертого курсов очной формы обучения.
Эмпирическое исследование было проведено с использованием следующих психодиагностических методик: Мотивации достижения успеха или избегание неудач Т. Елерс; Ориентацион-ной анкеты Б. Басса; Методики исследования самооценки личности С.А. Бу-дасси.
По итогам варимакс-вращения интересующие нас переменные распределились по шести факторам.
Наибольшая нагрузка проявилась у трех факторов, что объясняет 62,48% суммарную дисперсию, первому фактору выпало нести самую большую нагрузку 35,64% от общей дисперсии.
Это означает, что те показатели мотивации профессиональной деятельности, которые вошли в первый фактор, оказывают наибольшее влияние на развитие обсуждаемого феномена.
Распределение переменных в порядке убывания привело нас к матрице, которая представлена в таблице 1.
Табл. 1. Матрица значимых факторных нагрузок показателей проявления мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов (п=60)*
Показатели Факторы
1 Факторная нагрузка (ранг) 2 Факторная нагрузка (ранг) 3 Факторная нагрузка (ранг)
Мотивация достижения успеха 0,946 (1)
Мотивация избегания неудачи -0,813 (6)
Преобладание внутренней мотивации над внешней положительной или внешней отрицательной мотивацией 0,873 (3)
Преобладание внешней (положительной или отрицательной) мотивации над внутренней мотивацией -0,732 (9)
Направленность личности на Себя 0,854 (4) 0,838 (1)
Направленность личности на Общение -0,874 (2) -0,824 (2)
Направленность личности на Дело 0,814 (5)
Самооценка личности «Я-реального» 0,772 (7) 0,836 (1)
Отношение к самооценке «Я-реального» - 0,753 (8) -0,809 (2)
Самооценка личности «Я-идеального» 0,812 (3)
Отношение к самооценке «Я-идеального» -0,809 (4)
*п - количество испытуемых
Из таблицы 1 видно, что первый фактор представлен девятью показателями мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов с различной индивидуальной факторной нагрузкой значения, что свидетельствует о различной степени влияния заявленных показателей на развитие изучаемого феномена.
С учетом этого обстоятельства выстроим показатели первого фактора согласно занимаемому рангу: мотивация достижения успеха (0,946), направленность личности на общение (-0,874), преобладание внутренней мотивации над внешней положительной или отрицательной мотивацией (0,873), направленность личности на себя (0,854), направленность личности на дело (0,814), мотивация избегания неудачи (-0,813), самооценка личности «Я-реального» (0,772), отношение к самооценке «Я-реального» (0,753), преобладание внешней мотивации над внутренней мотивацией (-0,732). Отметим, что все показатели, которые характеризуют первый фактор, корреля-
ционно связаны (прямо и обратно) с развитием обсуждаемой мотивации и это отражено в положительном или отрицательном значении факторной нагрузки.
Проявились и показатели, определяющие сразу два фактора. В подобном случае мы учитывали количественный показатель индивидуального значения.
Согласно данному утверждению показатели направленности личности на общение и направленности личности на себя относятся к первому фактору, а показатели самооценки личности Я-реального и отношения к самооценке Я-реального отражают содержание третьего фактора развития изучаемого нами феномена.
Второй фактор представлен двумя парами взаимозависимых показателей. Проанализируем этот эффект.
Первая пара заполнена направленностью личности на себя (0,838) и направленностью личности на общение (- 0,824), у второго фактора в индивидуальном значении проявилась отрицательная нагрузка.
Анализ в совокупности значений первого и второго факторов позволил сделать вывод о том, что с возрастанием направленности на себя и на дело закономерно снижается направленность на общение.
То есть успешному развитию мотивации на профессиональную деятельность большое значение оказывает доминирующая направленность на себя, меньшее значение - доминирующая направленность на дело; и отрицательно сказывается стойкая направленность на общение.
Вторая пара представлена такими показателями, как «самооценка личности «Я-идеального» (0,812) и «отношение к самооценке «Я-идеального» (-0,809), то есть, чем выше уровень личностной самооценки, тем меньше человек зацикливается на процессе ее формирования.
Характер третьего фактора представлен показателями самооценки личности «Я-реального» (0,836) и отношением к самооценке личности «Я-реального» (-0,809), которые также находятся в обратной корреляции: чем выше показатель самооценки личности как «Я-реального», тем ниже показатель отношения к ней.
Анализ содержания всех факторов развития внутренней профессиональной
мотивации позволяет сделать следующее обобщение.
Во-первых, наибольшее суммарное значение факторной нагрузки взял на себя первый фактор (35,64%), включены при этом девять показателей исследуемой мотивации, шесть из них находятся в прямой, а три - в обратной корреляционной зависимости. Психокоррекционное взаимодействие со студентами именно по этим элементам должно обеспечить наибольший успешное развитие мотивации профессиональной деятельности.
Во-вторых, суммарная факторная нагрузка других двух факторов равна 26,86%. Это означает, что уровни достижения показателей по ним. Выступают дополнительными условиями развития мотивации вхождения в профессиональную деятельность.
Таким образом, критерии успешного развития мотивации профессиональной деятельности у будущих педагогов-психологов обусловлены мотивацией достижения успеха, направленностью личности на себя и на дело, преобладанием внутренней мотивации над внешней положительной и отрицательной, самооценкой личности Я-реального и Я-идеального.
Библиографический список
1. Галаев, С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования [Текст] / С.В. Галаев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. - Психология. - Педагогика. - 2008. - Т. 8. - № 2. - С. 72-76.
2. Мусина, В.П. Диагностика профессиональной активности [Текст] / В.П. Мусина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 111-115.
3. Простокишин, В.М. К вопросу о математических методах в психологии [Текст] / В.М. Про-стокишин В.П. Мусина, Г.А. Ткаченко, С.В. Петров // Научные исследования и образование. - 2016. - № 21. - С. 51-53.
4. Рубаков, С.В. Современные методы анализа данных [Текст] / С.В. Рубаков // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - № 7. - С. 165-176.
го 5. Тимченко, И.Н. Профессиональная направленность студентов-психологов [Текст] / И.Н.
ей
^ Тимченко, Л.И. Кунц // Современные научные исследования. - 2011. - № 3 (3). - С. 13-17.
[<5 6. Ульянов, А.В. Типы личности студентов-психологов [Текст] / А.В. Ульянов // Мир науки,
2 культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 267-269.
LJ
са Referencеs
е
§ 1. Galaev S.V. Motivation for professional development of future teachers-psychologists in the
conditions of informatization of education. Izvestia Saratovskogo Universiteta. Novaia seria. Seria: Filosofia.
ri Psikhologia. Pedagogika, 2008. V. 8. № 2. P. 72-76. [in Russian].
2. Musina V.P. Diagnostics of professional activity. Uchnyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2012. № 2 (84). P. 111-115. [in Russian].
3. Prostokishin V.M., Tkachenko G.A., Petrov S.V. On the question of mathematical methods in psychology. Nauchnyie issledovania i obrazovanie, 2016. № 21. P. 51-53. [in Russian].
4. Rubakov S.V. Modern methods of data analysis. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie, 2008. № 7. P. 165176. [in Russian].
5. Timchenko I.N., Kuntz L.I. Professional orientation of students of psychology. Sovremennyie nauchnyie issledovania, 2011. № 3 (3). P. 13-17. [in Russian].
7. Ulyanov A.V. Types of personality psychology students. Mir nauki, kultury, obrazovania, 2015. № 3 (52). P. 267-269. [in Russian].
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ [email protected]
Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Гольева Галина Юрьевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ [email protected]
Goleva Galina Yurevna,
Candidate of Science (Psychology),
Associate professor,
Department of Theoretical
and Applied Psychology,
Chelyabinsk State Pedagogical University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.4
Ю.А. Рокицкая
субъектность-детерминистичность
способности самоуправления студентов
в условиях инновационного профессионального образования
Статья посвящена проблеме исследования субъектно-детерминистичной природы становления способности самоуправления студентов в условиях инновационного профессионального образования. Обнаружены положительные корреляционные взаимосвязи показателей самоуправления как с субъектными, так и с «объектными» характеристиками личности.
Ключевые слова: самоуправление личности, саморегуляция, субъект (субъектность), детерминация, инновационное образование
CÙ
о
IX
ф
Ii
H
о
X
р
S го
Œ Cû
о Го S О. гою о о s о
О X X -Û
ю ^
о ТО О X
о о с s
о о
¡5 ф &î
ü
ü Щ О
р « ii
.0 I
M ÊÛ Ü CÛ
Ф о ,0 ц
Ю о
О m