здоровья в целом. Второе: выравнивание условий финансирования в субъектах Федерации, то есть ликвидация финансовой асимметрии в системе здравоохранения, которая, увы, до сих пор является одной из основных проблем здравоохранения. Третье: возможность вести профилактическую работу с населением, повышение ответственности врачей в выборе наиболее рациональных медицинских технологий, поскольку фонд будет их заказчиком, и главное - приведение в систему ОМС всех медицинских организаций независимо от форм собственности. Теперь у пациента появилось реальное право выбора медицинского учреждения.
Что касается структурной перестройки системы здравоохранения, то здесь есть две проблемы. Первая - размеры финансовых ресурсов должны измениться по видам медицинской помощи, давая преимущество амбулаторно-поликлинической помощи и новым технологиям в стационарах. Вторая — создание в стране государственной программы управления качеством медицинской помощи. Уже выполнен большой объем работ по реализации отраслевой программы введения общей врачебной (семейной) практики.
Вводится государственная программа управления качеством медицинской помощи. Программа состоит из трех частей. Это организация управления качеством по уровням (федеральный, субъекта РФ, медицинской организации) ее внутриструктурного подразделения. Разработка и внедрение единой методики оценки качества медицинской помощи, мониторинг врачебных ошибок, развитие системы аккредитации и лицензирования медицинской деятельности. В программе намечена разработка конкретных планов госпитальной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, проекта постановления правительства о санаторно-курортных организациях, а совместно с Министерством сельского хозяйства проведена работа по составлению программы развития здравоохранения на селе. Сформирована программа развития сети наркологических и реабилитационных центров, создан федеральный реабилитационный центр для больных наркоманией, что должно резко повысить качество лечения этой категории больных.
Основные мероприятия по охране материнства и детства: разработка и утверждение федеральной целевой программы "Здоровый ребенок", развитие сети медико-генетических и перинатальных центров, развитие самостоятельной акушерской службы.
Особые проблемы стоят в области профилактики заболеваний. Разрабатываются и вводятся необходимые программы, но основная задача - это создание общероссийской системы самооздоровления населения. Такие системы существуют во всех развитых странах. Необходимо в нашей стране создать систему, которая включала бы в себя структуру определения уровня здоровья человека. Должны появиться новые специалисты, вооруженные соответствующими технологиями, которые укажут человеку на недостатки в его здоровье и подскажут что делать, не с точки зрения применения лекарственных препаратов, а изменения поведения дома и на службе. Работы в этом направлении уже ведутся. Но мало сказать человеку, что делать, он должен иметь возможность выполнить рекомендации специалиста, значит, должны быть условия, ресурсы, должна быть развита соответствующая индустрия. Все это вместе и должно составлять систему самооздоровления населения.
Также, весьма немаловажной задачей является разработка концепции интеллектуализации здравоохранения и развития творческих способностей медицинских работников. Специалисты очень высокого уровня в системе здравоохранения есть, но, к сожалению, таких специалистов у нас немного, а вот средние в своей массе, увы, выглядят гораздо хуже, чем зарубежные коллеги.
Увеличение расходов на лекарственные препараты, с одной стороны, а с другой - введение формулярной системы, заставляющей наиболее рационально их использовать, позволит построить в стране вполне удовлетворительный рынок лекарственных препаратов как для населения, так и для медицинских учреждений страны.
Наряду с обозначенной выше положительной динамикой развития системы здравоохранения, нельзя не заметить, что ряд мероприятий по реализации национальных проектов не выполнен в том объеме, в котором были запланированы, а некоторые из них полностью не решены, и связано это не только с рядом социально-экономических условий, но и с недостаточной организационной работой Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Динамика медико-демографических показателей здоровья ростовчан по-прежнему остается неблагоприятной, несмотря на рост рождаемости (на 9,6 %) за последние пять лет, сохраняется высокий уровень смертности, что ведет к естественной убыли населения5.
За последние 5 лет наблюдается некоторое снижение младенческой смертности (с 19,7 до 15,7 чел. на 1000 детей родившихся живыми).
Показатель смертности (число умерших на 1000 человек населения) в Ростове-на-Дону составляет - 15. Это выше, чем в целом по ЮФО (14,3), но ниже, чем в Ростовской области (16,5) и в РФ (16,2). Среди причин смертности преобладает смертность от болезней системы кровообращения - 56,2%,от новообразований - 15 %, несчастных случаев, отравлений и травм - 7,1 %, от болезней органов пищеварения - 2,9 %.
Растет детская, подростковая, взрослая заболеваемость как первичная, так и общая. Особенно значителен рост по группам заболеваний эндокринной системы (на 60 %), системы кровообращения (на 8 %) у взрослых. У подростков по этим группам увеличение произошло в 2 и более, чем 2 раза.
Укомплектованность штатных должностей врачебными специальностями составляет 68,9 %, средними медицинскими работниками - 56,3%. Неблагоприятным является соотношение врачей и медсестер (1 : 1,6) при нормативе 1 : 4. Таким образом, врачи выполняют функции медсестер, те же в свою очередь - регистраторов, делопроизводителей.
Острой проблемой является моральный и физический износ больничных и поликлинических зданий и сооружений (продолжительность эксплуатации некоторых более 100 лет), недостаточное оснащение необходимым медицинским оборудованием.
Достижение стратегических целей государственной политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня управляемости системы здравоохранения. В целях реализации Концепции Министерством здравоохранения образован Совет по региональной политике, введен институт представителей Минздрава России в Федеральных округах, создаются окружные координационные советы по здравоохранению, проведена реорганизация Министерства здравоохранения, направленная на приведение структуры в соответствие с целями и задачами возложенными Правительством на Министерство.
Литература
1. Стратегический план города Ростова-на-Дону на 2010-2025 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.rostov-gorod.ru/?ID=3873 (дата обращения 20.07.2013).
2. Современные тенденции развития здравоохранения [Электронный ресурс] URL:
http://www.zdrav.ru/artides/practice/detail.php?ro=76161 (дата обращения 21.07.2013).
Дайриарх Яссер
Аспирант, Тамбовский государственный технический университет, кафедра "Управление качеством и сертификация"
5 Стратегический план города Ростова-на-Дону на 2010-2025 гг.
10
ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА КАЧЕСТВА КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация
Статья посвящена вопросу построения факторной модели в системе маркетинга качества с целью воздействия на активность потребительской аудитории. Изучается маркетинговый потенциал в области формирования воспринимаемого качества, что обозначает дальнейшие точки приложения усилий по повышению уровня качественного исполнения продукта и предоставляет актору возможность с минимальными рисками сформировать марочный актив, приносящий доход, обладающий отличимостью и имеющий потенциальную возможность перехода в сегмент с большей доходностью.
Ключевые слова: маркетинг качества, воспринимаемое качество, факторная модель.
Dairiah Yasser
Postgraduate student, Tambov State Technical University, quality management and certification department THE FACTOR MODEL AT THE SYSTEM OF QUALITY MARKETING AS A MECHANISM OF CONSUMER
BEHAVIOR MANAGEMENT
Abstract
The article is devoted to issue offorming the factor model at the system of quality marketing in order to influence on consumer audience activity. The market potential in the field offorming the perceived quality is studied. That is the point offurther efforts to increase the level of product quality performance, and provides to an actor with minimal risk formed a profitable branded assets, being distinctive, with the potential to move into higher-yielding segment.
Keywords: quality marketing, perceived quality, factor model.
Сегодня парадигма качества приобрела иной характер. Производство качественного товара может быть разделено во времени и пространстве при изготовлении отдельных комплектующих, не привязано к одному административному аппарату управления и даже не определяться объективными показателями эксплуатационных характеристик. Последнее заставляет обращать внимание на субъективные критерии качества, выделяемые самими потребителями. Выявить признаки качества, по которым покупатель принимает окончательное решение о приобретении конкретного товара, определить, что актуально в данной товарной группе и в соотношении «цена — результат», — именно это является сферой интересов службы маркетинга качества [1].
Потребитель покупает лучшее для себя. Что есть «лучшее» - вопрос уже более неоднозначный: иногда лучшее это самое дешевое, иногда лучшее это самое красивое, а иногда - самое классическое и т.д. Потребитель старается купить максимально качественный продукт, который можно найти за конкретные деньги. Иногда, потребитель склонен тратить некоторое количество времени на поиск и обдумывание того, какой товар лучше, иногда он не думая выбирает привычные решения, товары, которые он уже покупал ранее. Но во всех случаях, он выбирает лучшее качество или же самый качественный продукт из всех, что ему доступен за определенную сумму денег.
В каждом конкретном случае понятие «качественный продукт» для потребителя подразумевает что-то свое, что говорит об отсутствии универсальной модели потребительского качества. Сегодня качество все больше превращается в «манипуляторный» придаток и тут задействованы две стороны: объективная и субъективная.
По сути, концепция маркетинга качества - это инструмент, который должен предоставлять актору возможность с минимальными рисками сформировать марочный актив, приносящий доход, обладающий отличимостью и имеющий потенциальную возможность перехода в сегмент с большей доходностью. Другими словами, с помощью маркетинга качества должна быть реальная возможность сформировать марочный / продуктовый актив по возможностям и желанию (потребностям) собственника, оперативно управлять и мониторить. Действительно, все давно известно, бренды-лидеры стабильно заполняют масс-медиа своими посланиями, не давая потребителю расслабиться, придумать же что-то радикально новое, особенно в России, это нонсенс. Остается опираться на слабые места конкурентов и выстраивать такую качественную базу, которая как минимум приносила бы прибыль, как максимум позволяла бы проецировать в сознание диференцированные образы и смыслы.
Работа на уровне «качественного» восприятия может формировать у потребителя определенные установки, с помощью которых последний отличает одинаково хорошие товары друг от друга и один предпочитает другому.
Можно выделить несколько групп факторов, которые влияют на воспринимаемое качество (рис.1):
• параметры знаний о марке, фактов о марке;
• параметры позитивного сравнения;
• параметры идентификации;
• параметры каноничности (соответствия представлениям о родовом или эталонном продукте);
• параметры эстетики продукта (дизайн, эргономика и т.п.);
• параметры связи с прошлым опытом (как личным так и коллективным - ассоциации с чем-то позитивным);
• параметры верификации (доказательства фактов);
• параметры статусности [2].
По данным факторам можно анализировать конкурентов и предполагать пути конкурентной борьбы, предполагать точки дифференциации. Дифференциация продукта может идти по направлениям «сравнение характеристик», «связь с прошлым опытом» и «статусность». На основе данной модели можно создавать / дорабатывать продукт во всех его нюансах. Сначала определить некие общие вещи, потом уточнять частности.
Данная концепция позволяет осуществить те изменения в самом продукте или его оформлении, которые действительно нужны потребителю, на основании которых он составит мнение о продукте, как о более качественном. В отличие от попыток предложить нужные улучшения «вслепую». Во вторых, появится возможность определить целый ряд рекламных идей и способов подачи, которые опять же скажут потребителю о качестве. Скажут, разумеется, не прямым текстом «у нас качество», а при помощи ряда аргументов, которые помогут сформировать нужную оценку продукта, как «качественного» или «более качественного, чем другие». Создавать представление о качественности продукта необходимо гораздо тоньше, тактичнее, при помощи нескольких аргументов, которые потом, в сознании потребителя сложатся как пазл.
11
знании о марке
позитивного сравнения
идентификации
каноничности
связи с прошлым опытом
верификации
статусности
s о
X ш
S т,
ё;
о о ш
анализ конкурентов, выбор конкурентной борьбы
выделение точек дифференциации продукта
создание/доработка продукта по релеван тным аргументам качества
Рис. 1. Факторная модель в системе маркетинга качества
В большинстве случаев покупки на конкурентном рынке, потребитель выбирает только то «качество», которое он считает «настоящим», актуальным, реальным, и по той цене, которую он считает справедливой.
Литература
1. Дайриарх Я. Маркетинг качества в российской практике / Я. Дайриарх, А.А. Краснослободцев // Стандарты и качество. -2013. - № 7. - С. 87-90.
2. Тамберг В., Бадьин А. Качественный продукт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newbranding.ru/
Зак Т.В.
Доцент, Астраханский государственный университет
КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МАССОВИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются негативные последствия, связанные с превращением высшего образования в массовое благо. Обосновывается, что снижение качества образования является краткосрочным явлением в условиях развитой конкурентной среды в образовательной системе и всей экономики. Проводится сравнительный анализ влияния разных способов разрешения противоречия «доступность-качество» на общественное благосостояние.
Ключевые слова: качество, доступность, массовое образование.
Zak T. V.
Associate Professor, Astrakhan State University
QUALITY AND ACCESSIBILITY OF HIGHER EDUCATION IN ITS MASSIVIZATION
Abstract
The problems associated with the methods of solving the negative consequences that arise at a time when higher education is becoming a mass blessing are considered. It is substantiated that the decline in the quality of education is a short-term phenomenon in competitive environment in the educational system and the entire economy. A comparative analysis of the impact of different ways to resolve the conflict "the availability and quality" on social welfare is discussed.
Keywords: quality, accessibility, mass education.
В последние годы практически во всех странах мира происходят существенные изменения в системе высшего образования, в основе которых лежит, прежде всего, увеличение числа студентов. Не остались в стороне от этого процесса и страны Прикаспийского региона (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Число студентов на 1000 чел. населения
2000 2009 2010
Россия 49 68 65
Азербайджан1 20 22 21
Исламская Республика Иран2 22 47 52
Казахстан1 41 69 68
1 студенты высших и средних учебных заведений, аспиранты и докторанты
2 студенты вузов и учреждений послевузовского профессионального образования
Источник: [3,138-139].
Наиболее быстрыми темпами в 2000-2010 гг. росла численность студентов в Исламской республике Иран (в 2,36 раза), в Казахстане (в 1,69 раза). В России за рассматриваемый промежуток времени число студентов увеличилось на 33%. Относительно низкий темп роста численности студентов наблюдался в Азербайджане (5%). Увеличение количества студентов свидетельствует о росте доступности высшего образования, одним из показателей которой является доля студентов вузов в общей численности молодежи соответствующей возрастной группы. Увеличение доступности образования явилось следствием действия ряда факторов:
- увеличения частной полезности высшего образования, обусловленного сохранением высокой нормы отдачи инвестиций в высшее образование в большинстве стран мира [5], а. также превращением высшего образования в статус социальной нормы [2];
- увеличения количества вузов, в том числе частных (негосударственных);
- частичной приватизацией государственных образовательных учреждений, связанной с разрешением им обучать студентов на платной основе.
Следствием роста количества студентов и выпускников вузов является увеличение национального благосостояния, происходящее в результате накопления человеческого капитала, снижения уровня безработицы, повышения качества медицинского обслуживания, увеличения социального капитала.
Однако вовлечение в процесс обучения все новых и новых студентов порождает дополнительные трудности и проблемы,