Научная статья на тему 'Факторная детерминация отношений доверия населения к реализации программ в области физической культуры и спорта по месту жительства'

Факторная детерминация отношений доверия населения к реализации программ в области физической культуры и спорта по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / DETERMINATION / TRUST / SOCIAL FACTORS / SPORT / PHYSICAL CULTURE / OLYMPIC RESERVE SYSTEM / SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурцов М. Ю.

На примере реализации программ развития физической культуры и спорта по месту жительства раскрыто содержание феномена доверия как механизма укрепления социальной стабильности и обеспечения гармоничного взаимодействия власти и общества. Представлено авторское понимание факторной детерминации отношений доверия. На основе анализа реализуемых программ, планов и мероприятий в сфере физической культуры и спорта показана специфика нормативно-правовых, социально-экономических и социокультурных факторов укрепления доверия. По результатам экспертного исследования обоснованы предложения по совершенствованию управления отношениями доверия в системе спортивных учреждений, в частности в системе подготовки олимпийского резерва (на примере Московской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR DETERMINATION OF THE RELATIONSHIP OF PUBLIC CONFIDENCE IN THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE PLACE OF RESIDENCE

The content of the phenomenon of trust as a mechanism for strengthening social stability and ensuring the harmonious interaction of government and society has been revealed on the example of the development of programs for the development of physical culture and sports at the place of residence. The author’s understanding of the factor determination of trust relations has been presented. On the basis of the analysis of implemented programs, plans and activities in the field of physical culture and sports the specificity of legal, socio-economic and socio-cultural factors of confidence building has been shown. According to the results of expert research, the proposals to improve the management of relations of trust in the system of sports institutions, in particular in the system of training of the Olympic reserve (on the example of the Moscow region), have been substantiated.

Текст научной работы на тему «Факторная детерминация отношений доверия населения к реализации программ в области физической культуры и спорта по месту жительства»

УДК 316.258

Бурцов Максим Юрьевич

аспирант, ГБОУ ВО МО «Технологический университет», г. Королёв, Российская Федерация e-mail: unitech@unitech-mo.ru

Burtsov Maxim

Postgraduate student, University of Technology, Korolev, Russia e-mail: unitech@unitech-mo.ru

DOI10.26425/1816-4277-2019-9- 75-81

ФАКТОРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Аннотация. На примере реализации программ развития физической культуры и спорта по месту жительства раскрыто содержание феномена доверия как механизма укрепления социальной стабильности и обеспечения гармоничного взаимодействия власти и общества. Представлено авторское понимание факторной детерминации отношений доверия. На основе анализа реализуемых программ, планов и мероприятий в сфере физической культуры и спорта показана специфика нормативно-правовых, социально-экономических и социокультурных факторов укрепления доверия. По результатам экспертного исследования обоснованы предложения по совершенствованию управления отношениями доверия в системе спортивных учреждений, в частности в системе подготовки олимпийского резерва (на примере Московской области).

Ключевые слова: детерминация, доверие, социальные факторы, спорт, физическая культура, система олимпийского резерва, социальное управление.

Цитирование: Бурцов М.Ю. Факторная детерминация отношений доверия населения к реализации программ в области физической культуры и спорта по месту жительства//Вестник университета. 2019. № 9. С. 75-81.

FACTOR DETERMINATION OF THE RELATIONSHIP OF PUBLIC CONFIDENCE IN THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE PLACE OF RESIDENCE

Abstract. The content of the phenomenon of trust as a mechanism for strengthening social stability and ensuring the harmonious interaction of government and society has been revealed on the example of the development of programs for the development of physical culture and sports at the place of residence. The author's understanding of the factor determination of trust relations has been presented. On the basis of the analysis of implemented programs, plans and activities in the field ofphysical culture and sports the specificity of legal, socio-economic and socio-cultural factors of confidence building has been shown. According to the results of expert research, the proposals to improve the management of relations of trust in the system of sports institutions, in particular in the system of training of the Olympic reserve (on the example of the Moscow region), have been substantiated.

Keywords: determination, trust, social factors, sport, physical culture, Olympic reserve system, social management.

For citation: Burtsov M.Yu. Factor determination of the relationship of public confidence in the implementation of programs in the field of physical culture and sports at the place of residence (2019) Vestnik universiteta, I. 9, pp. 75-81. doi: 10.26425/1816-4277-2019-9-75-81

Отношения доверия становятся все чаще объектом исследования современных социологов, которые видят в них важный механизм достижения согласия между властью и обществом, различными социальными группами, институтами и организациями [7; 10; 11]. При этом в общем виде под доверием в социальных и гуманитарных науках понимают ставки в отношении будущих непредвиденных действий других, либо предположения относительно поведения других людей, что они будут делать так, как мы [12].

© Бурцов М.Ю., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

К социальным факторам укрепления доверия между субъектами общественных отношений относятся причины, движущие силы, условия, определяющие веру в позитивность установок взаимодействия, уверенность в том, что декларируемые и реализуемые цели, а также способы их достижения соответствуют взаимным интересам. В настоящее время ученые и практики в своих исследованиях рассматривают систему факторной детерминации отношений доверия и управления ими в качестве отдельной темы социальной диагностики [5; 6].

Особое значение, по мысли Н. Лумана, имеют отношения доверия между населением и властью, что связано с возрастанием неопределенности и сложности общественных процессов, связанной с этим неуверенности людей в сегодняшнем и завтрашнем дне [11]. Субъекты стратегического социального управления российским обществом также обращают внимание на важность отношений доверия россиян к органам государственной власти. Президент России В. В. Путин подчеркнул, важность того, чтобы «люди доверяли тому, что делает руководство страны, что делает правительство». По мысли руководителя страны, «эта нить не утрачена, ...это, ...самый главный, основной фактор внутриполитической жизни» [8].

Озабоченность социологов наличием определенного недоверия жителей к действиям местных властей, возрастанием значения спонтанных акций протеста по частным случаям неблагополучия, наличием субъектов продуцирования негативных настроений, их некритичного либо злонамеренного распространения вполне понятна, потому что опирается на факты обыденной жизни современного информационного общества.

Также понятно и стремление ответственных субъектов социальных отношений поиска институциональных социальных технологий поддержания стабильности и устойчивости развития социально-экономических и социальных процессов, базирующихся на отношениях доверия и других позитивных социальных механизмах функционирования социума во всем многообразии его проявлений.

Социальные механизмы обеспечения доверия между властными субъектами управления и рядовыми членами социума включают в себя следующие процессы:

- формирования консесуальных оценок прошлого, настоящего и будущего местного сообщества, группы избирателей, социума в рамках политической организации (государства);

- вовлечения населения в процессы формирования политической повестки дня, уточнения приоритетов, форм и способов реализации общих, частных и индивидуальных интересов;

- включения в систему социально-политического взаимодействия норм ответственности, социального порядка и регламента социального взаимодействия, критериев функциональности действий и санкций за неправомерное поведение, деятельность;

- выбора и введения в общественное сознание символов, социальных воззрений, идей, интерпретаций, которые формируют позитивное восприятие действий власти в обычных и, что особо важно, в условиях сложного общества, в экстремальных условиях;

- рекрутирование лидеров общественного мнения, социально активных граждан в позитивные, ответственные и взаимовыгодные формы реализации части государственных полномочий, предусмотренные законодательством;

- поддержка функционирования институтов обратной связи и получения информации властью и потребностях населения, а также населения о реализации властных функций, правомерности затраченных ресурсов, воплощения в жизнь принципа повышенной открытости, снижения уровня закрытости государственных служащих о личной жизни, если это имеет значение для населения.

Достаточно интересным и плодотворным в этом отношении является развитие отношений доверия между властью и обществом путем вовлечения населения в универсальные, доступные, общепризнанные и априори позитивные практики социального взаимодействия, к которым несомненно можно отнести физкультурно-оздоровительную и спортивную сферу, как социального пространства взаимных интересов жителей и органов государственной власти и местного самоуправления. Исследованию отношений доверия в спорте были посвящены некоторые работы современных авторов [3; 4; 9].

Физкультура и спорт благотворно влияют на удовлетворение базовых потребностей человека в поддержании жизненного тонуса, укрепление здоровья, получения позитивных эмоций. Также спортивная жизнь предполагает активное социальное взаимодействие, вовлечение человека в особые массовые эмоционально окрашенные социальные коммуникации. Немаловажно указать и на то, что сама спортивная сфера опирается

на отношения честного соперничества, следование правилам игры, доверие к субъектам спортивной деятельности - участникам соревнований, тренерам, судьям, спортивным врачам.

Исходя из этого, важно указать активное использование органами власти Московской области программ развития физкультуры и спорта, как институциональных механизмов развития и поддержания доверия населения к их управленческой деятельности.

К важному социальному фактору повышения отношений доверия в сфере физической культуры и спорта отнесем прежде всего наличие нормативной правовой основы закрепления и планомерного достижения целей спортивной деятельности Московской области в виде соответствующих региональных и местных программ, о содержании которых информируют жителей.

Основным системообразующим документом в этой сфере является соответствующая государственная программа развития спорта в области [1]. Качество этой программы, обеспечивающее ее социальную эффективность, связано со следующими обстоятельствами:

- областная программа корреспондирует с соответствующими федеральными программными документами;

- программа включает подпрограммы, которые обеспечивают адресность планируемых мероприятий по вопросам массового и детского спорта, спорта среди инвалидов;

- разработчики характеризуемой программы включили в ее целевые показатели не столько спортивные и инфраструктурные показатели, сколько широкий круг социальных и управленческих приоритетов, к которым относятся: обеспечение возможностей подмосковным жителям оздоравливать себя физкультурой, регулярно уделять время спортивным занятиям; обеспечение благоприятных условий для становления в качестве гражданина, успешной социальной адаптации, а также интеграции молодежи в различные сферы жизнедеятельности, связанные с экономикой, культурой, политикой; осуществление функционирования системы различной по содержанию поддержки деятельности органов власти области;

- наличие программы, которая предусматривает возможности талантливым юношам и девушкам реализовать себя в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, потом в массовых спортивных состязаниях, а затем получить возможность опробовать свои силы в спорте высших достижений.

Для получения экспериментальных данных в ноябре 2018 г. - феврале 2019 г. проведено социологическое исследование «Отношения доверия в сфере физической культуры и спорта Подмосковья» (шифр «Доверие - 2018/2019»). Руководитель исследования - аспирант ГБОУ ВО МО «Технологический университет» (далее - Технологический университет) М. Ю. Бурцов, научный консультант - профессор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (далее - ГУУ), доктор социологических наук, доцент М. В. Кибакин. В ходе исследования проведен экспертный опрос 76 специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей и должностных лиц спортивных учреждений, руководителей спортивных организаций, ветеранов спорта Московской области.

С точки зрения формирования доверия населения к государственной политике в области физической культуры и спорта, реализуемая программа, по мнению опрошенных в ходе авторского социологического исследования экспертов, обладает такими позитивными социальными характеристиками, как:

- контроль за исполнением и реализация основных мероприятий программы, на что указали 86,2 % экспертов;

- постоянное наращивание средств, вкладываемых в программу (75,1 % экспертов);

- гибкость планирования и ее ежегодная корректировка (70,4 % экспертов);

- учет особенностей условий муниципальных образований (64,2 % экспертов);

- хорошее информационное сопровождение и разъяснительная работа (62,8 %) (рис. 1).

Непосредственное влияние на отношения доверия оказывает развитие спортивной инфраструктуры

по месту жительства, которая в настоящее время включает в Подмосковье множество спортивных сооружений различного типа. Это влечет за собой непосредственное (систематическое) занятия спортом населения, что непосредственно отражает также изменение социальных установок на здоровый образ жизни и формирование «моды на спорт», как социального феномена.

Так, в 2013 г. количество жителей Подмосковья, которые систематически занимались спортом, составляло 1,7 млн человек, а в 2018 г. ожидается увеличение их численности до 2,8 млн человек. Можно отметить, что это также можно рассматривать в качестве показателя эффективности реализуемых органами власти мер, так как планируемый показатель численности входил в задачу только к 2020 г.

100

80

60

о ¥

40

20

0

Полная реализайия мероприятий

Увеличение средств

Гибкость планирования

Учет Информационное

специфики сопровождение

Характеристики программы

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Характеристики областной программы развития спорта, влияющие на доверие населения (экспертная оценка)

Показателем гибкости реализации государственной политики в области физической культуры и спорта является адресное увеличение финансирование социальной активности в данной сфере отдельных категорий жителей. Так, позитивный отклик у населения получило дополнительное финансирование программы развития массового и детского спорта в Московской области. В 2017 г. около 155 тыс. подмосковных жителей, относящихся к социально уязвимым категориям, были включены в особую программу «Добрый час». Это позволило им бесплатно посетить спортивные сооружения, принять участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

В 2012-2017 гг. в интересах жителей области было сооружено, реконструировано, а также капитально отремонтировано 144 различных по назначению и вместимости спортивных объекта. Это позволяет жителям с доверием относится к планам соорудить в каждом городе области ледовые площадки (ледовые дворцы), а также отвечающие современным требованиям спортивные залы. В этой связи весьма вероятными для исполнения представляются планы областных органов власти построить в 2018 г. еще 26 спортивных объектов, в том числе 3 крытых ледовых катка, 9 бассейнов различного вида, 6 спортивных многофункциональных комплексов, 8 залов для игровых видов спорта.

Необходимо также выделить социокультурный фактор укрепления доверия, связанный с реализацией осмысленной информационной политики в области физической культуры и спорта, основанной на современных социальных технологиях сетевого общества, активной коммуникации с лидерами общественного мнения, блогерами, использовании социальных сетей и т. п. Например, хороший информационный эффект ожидается в результате реализации соглашения между Министерством физической культуры и спорта Московской области и информационным порталом Живуспортом.ру.

Среди организационно-управленческих факторов развития, установления и поддержания отношений доверия между властью и обществом можно выделить стремление и реальную практику участия избирателей в формировании представительных органов власти (реализация активного и пассивного избирательного права), внесение предложений в определение приоритетных мер поддержки спорта, формирование авторитетных общественных совещательных органов при структурах власти. Эти факторы проявляются, в частности, в том, что в списки политических партий включают выдающихся спортсменов, которые в ряде случаев пользуются и своим правом выдвинуть свою кандидатуру самостоятельно. Это позволяет включать в политические программные документы, а в последующем и реальные планы представительных органов власти мероприятия спортивного характера. В таком случае связь предвыборных обещаний с реальными делами способна повысить доверие избирателей к органам власти.

На основе доверия строится привлечение населения к формированию инициатив, проектов, программ спортивной направленности, которые зачастую выступают в форме электронных голосований, обсуждения

проектов нормативных актов, которые размещаются на сайтах органов власти, в том числе структур, реализующих государственную политику в области физической культуры и спорта.

Определенную роль в придании прозрачности деятельности уполномоченных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта органов власти, в Московской области действует общественный совет, состав которого постоянно уточняется с учетом мнений спортивной общественности [2]. Его функциональное предназначение связано, в частности, с обеспечением взаимодействия населения, общественных объединений в целях учета потребностей и интересов населения в сфере физической культуры и спорта.

Важными социальными показателями доверия населения к мерам по развитию физической культуры и спорта является поддержка родителями стремления детей к участию в спортивных секциях.

В настоящее время регулярные спортивные занятия ребенка являются достаточно престижными для различных групп населения - как по материальному положению, так и образовательному уровню, социокультурным и национальным традициям.

Особое место в этой работе имеет система подготовки олимпийского резерва, которая широко представлена в Московской области.

В Московской области в части подготовки спортивного резерва для сборных Московской области и России осуществляют свою деятельность 207 учреждений. Среди них 178 муниципальных спортивных школ, 10 областных спортивных школ олимпийского резерва, 3 училища (техникума) олимпийского резерва, а также 10 центров спортивной подготовки.

Целесообразно обратить внимание на этот особый социальный институт выявления и подготовки одаренной молодежи, который системно обеспечивает не только развитие функциональных спортивных навыков - скорости реакции, выносливости, техники исполнения спортивных приемов, но и является хорошей школой воспитания у юношей и девушек социально значимых качеств, основанных, в частности, на развитии отношений доверия в спортивных коллективах и в период соревнований.

В целях дальнейшего укрепления доверия населения в физкультурно-оздоровительной и спортивной политике органов власти Подмосковья целесообразно:

- развивать спортивную инфраструктуру по месту жительства, обеспечить физическую доступность физкультурно-оздоровительных объектов;

- совершенствовать систему адресной финансовой помощи, системы льгот и скидок для занятий спортом самых широких групп населения, что повысит финансово-экономическую доступность как массового спорта, так и спорта больших достижений;

- проводить широкую разъяснительную работу среди родителей, направленную на показ преимуществ вовлечения детей в спорт, консультирование по способам и механизмам их участия в спортивных секциях, соревнованиях, зрелищных массовых мероприятиях физкультурно-оздоровительной направленности;

- укреплять кадровую базу тренерского состава, спортивных судей, врачей, администрации спортивных учреждений.

Необходимо также подчеркнуть, что свое место в развитии отношений доверия должны найти мероприятия социологического обеспечения поддержания постоянной обратной связи между населением и должностными лицами органов власти. Это прежде всего связано с реализацией общей тенденции информатизации государственного и муниципального управления, которое должно иметь постоянный (мониторинговый) канал насыщения социальными показателями динамики отношения различных групп населения к своей деятельности, оценки социальной эффективности вложения ресурсов в осуществление спортивно-оздоровительной политики, повышения качества жизни населения, укрепления его доверия к государственным институтам управления.

В систему социологических показателей установления отношений доверия между населением и властью в сфере физической культуры и спорта могут стать как объективные характеристики вовлеченности людей в предлагаемые оздоровительные и спортивные программы, проекты, мероприятия, так и субъективные оценки веры людей в честность, добросовестность, открытость власти. Причем при использовании мониторинговых социологических категорий целесообразно использовать широкий спектр опросных, статистических, экспертных и аналитических методов.

Таким образом, развитие отношений доверия между властью и населением, институтами гражданского

общества на территории Подмосковья является важным фактором вовлечения людей в мероприятия спортивно-оздоровительной направленности и программы подготовки резерва для спорта больших достижений.

Это, в свою очередь, создает дополнительные возможности для обеспечения стабильности в обществе, планирования и реализации программ социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Постановление Правительства МО «Об утеверждении Государственной программы Московской области «Спорт Подмосковья» на 2017-2021 годы» № 786/39) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 04.08.2019).

2. Приказ министра физической культуры и спорта МО «Об общественном совете при Министерстве физической культуры и спорта Московской области» от 14.09.2015 г. № 22-187-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 04.08.2019).

3. Алёшин, С. В. Доверие в спорте - успешное решение спортивных споров и проблем//В мире научных открытий: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Таганрог, 30 июня 2015 г / Центр научной мысли; науч. ред. И. А. Рудакова. - М.: Перо, 2015. - С. 127-131.

4. Алёшин, С. В. Доверие в спорте как социокультурный феномен//Система ценностей современного общества. - 2009. -№ 5-1. - С. 13-17.

5. Антоненко, И. В. Фактор доверия в управлении коммерческой организацией / И. В. Антоненко, О. В. Кащеев//Перспек-тивы психологической науки и практики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 16 июня 2017 г. / Отв. ред. В. С. Белгородский, О. В. Кащеев, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкий. - М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2017. - С. 692-696.

6. Каниева, М. М. Фактор доверия в управлении репутацией / М. М. Каниева, М. Г. Орлова//Наука. Университет. 2016: Материалы семнадцатой международной ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов. Новосибирск, 25 марта 2016 г. / Отв. ред. Ю. В. Низковская. - Новосибирск: Сибпринт, 2016. - С. 89-90.

7. Кравченко, С. А. Доверие к знанию во всемирном обществе риска//Международные процессы. - 2016. - Т. 14. - № 2 (45). - С. 38-46.

8. Путин рассказал о доверии к власти//РИА Новости. - 18 окт. 2018 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria. ru/20181018/1530997320.html (дата обращения: 21.07.2019).

9. Сайманова, О. Г. Доверие как фактор снижения издержек на управление и рост эффективности труда / Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сб. ст. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. - С. 304-306.

10. Штомпка, П. Доверие - основа общества. - М.: Логос, 2012. - 440 c.

11. Luhmann, N. Trust and Power. - N.Y.: Free Press, 1979. - 457 p.

12. Sztompka, P. Trust: A Sociological Theory. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 214 p.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva MO "Ob uteverzhdenii Gosudarstvennoi programmy Moskovskoi oblasti "Sport Podmoskov'ya" na 2017-2021 gody" № 786/39) [Decree of the Government of the Moscow Region "On the confirmation of the State program of the Moscow region" Sports of the Moscow Region for 2017-2021" dated October, 25 2016 № 786/39)]. Available at: Sprav-ochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons (accessed 04.08.2019).

2. Prikaz ministra fizicheskoi kultury i sporta Moskovskoi oblasti "Ob obshchestvennom sovete pri Ministerstve fizicheskoi kultury i sporta Moskovskoi oblasti" ot 14.09.2015 g. № 22-187-P [Order of the Minister of physical culture and sports of the Moscow region "On the public Council under the Ministry ofphysical culture and sports of the Moscow region" dated September 14, 2015 № 22-187-P]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/ cons (accessed 04.08.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Aleshin S. V. Doverie v sporte - uspeshnoe reshenie sportivnykh sporov i problem [Trust in sport - successful solution of sports disputes and problems]. V mire nauchnykh otkrytii: Materialy XVI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Taganrog, 30 iyunya 2015 g. [in the world of scientific discoveries: Proceedings of the XVI International scientific-practical conference. Taganrog, June 30, 2015]. Tsentr nauchnoi mysli; nauch. red. I. A. Rudakova. M.: Pero, 2015. Pp. 127-131.

4. Aleshin S. V. Doverie v sporte kak sotsiokulturnyi fenomen [Trust in sport as a socio-cultural phenomenon]. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva [System of values of modern society], 2009, I. 5-1, pp. 13-17.

5. Antonenko I. V., Kashcheev O. V. Faktor doveriya v upravlenii kommercheskoi organizatsiei [TrustFactor in the management of a commercial organization]. Perspektivy psikhologicheskoi nauki i praktiki: Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii. Moskva, 16 iyunya 2016 g. [Prospects of psychological science and practice: Collection of articles of the International scientific-practical conference. Moscow, June 16, 2017]; otv. red. V. S. Belgorodskii, O. V. Kashcheev, I. V Antonenko, I. N. Karitskii. M.: Moskovskii gosudarstvennyi universitet dizaina i tekhnologii, 2017. Pp. 692-696.

6. Kanieva M. M., Orlova M. G. Faktor doveriya v upravlenii reputatsiei [Trustfactor in reputation management]. Nauka. Universitet. 2016: Materialy semnadtsatoi mezhdunarodnoi ezhegodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, studentov i aspirantov, Novosibirsk, 25 marta 2016 g. [Science. University 2016: Proceedings of the seventeenth international annual scientific-practical conference of teachers, students and graduate students. Novosibirsk, March 25, 2016]; otv. red. Yu. V. Niz-kovskaya. Novosibirsk: Sibprint, 2016. Pp. 89-90.

7. Kravchenko S. A. Doverie k znaniyu vo vsemirnom obshchestve riska [Trust in knowledge in the world risk society]. Mezhdun-arodnye processy [Internationalprocesses], 2016, Vol. 14, I. 2 (45), pp. 38-46.

8. Putin rasskazal o doverii k vlasti [Putin told about trust to the government]. RIA Novosti, Oct. 18, 2018. Available at: https://ria. ru/20181018/1530997320.html (accessed 21.07.2019).

9. Saimanova O. G. Doverie kak faktor snizheniya izderzhek na upravleniye i rost effektivnosti truda [Trust as a factor in reducing management costs and increasing efficiency of labor]. Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Sotsial'no-gumanitarnye i ekonomicheskie nauki: sb. st. [Traditions and innovations in construction and architecture. Socio-humanitarian and economic sciences: collection of articles]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet, 2016. Pp. 304-306.

10. Shtompka P. Doverie - osnova obshchestva [Trust is the Foundation of society]. M.: Logos, 2012. 440 p.

11. Luhmann N. Trust and Power. N.Y.: Free Press, 1979. 457 p.

12. Sztompka P. Trust: A Sociological Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 214 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.