5. Коростелева Е.М. Текущее состояние и перспективы развития машиностроительной отрасли в России / Е.М. Коростелева // Молодой ученый, 2011. № 8. Т. 1. С. 140-144.
6. Муханова И.В. Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения / И.В. Муханова // Экономический журнал, 2015. № 2. С. 34-41.
7. Соловенко И.С. Фактор внешнеэкономической деятельности в развитии машиностроения России на современном этапе / И.С. Соловенко, А.Д. Кононыхина // Актуальные проблемы современного машиностроения. Юргинский технологический институт. Томск, 2015. С. 423-427.
8. Тимофеев Д.Н. Изучение развития промышленности России в 1930-2011 годах с использованием статистических методов / Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин // Экономическое возрождение России. № 1 (39), 2015. С. 54-59.
9. Цыпин А.П. О статистических методах периодизации исторических временных рядов макроэкономических показателей / А.П. Цыпин // Вестник НГУЭУ. № 4, 2015. С. 88-10.
ФАКТОРИНГ КАК МЕРА СОКРАЩЕНИЯ КАССОВОГО РАЗРЫВА И УВЕЛИЧЕНИЯ ТОВАРООБОРОТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ Генералова Д.А. Email: [email protected]
Генералова Дарина Александровна — бакалавр экономических наук, бухгалтер-экономист,
ООО «Голд Фрут», экономический факультет, Волгоградский институт управления, г. Волгоград
Аннотация: в статье рассматривается основная проблема крупных продовольственных торговых компаний, работающих с торговыми сетями, - недостаток оборотных средств. Как следствие - расчёты с поставщиками приостанавливаются, оборот компании уменьшается. Цель исследования - показать удобство обслуживания через факторинг. Факторинговая схема при грамотном использовании может профинансировать поставку, которой нет и дня. Особенно выручает электронный факторинг, значительно экономящий трудовые и денежные затраты компании.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, факторинг, финансирование, торговые сети, электронный документооборот, верификация.
FACTORING AS A MEASURE TO REDUCE THE CASH BREAKDOWN AND INCREASE THE TRADE OF THE FOOD Generalova DA.
Generalova Darina Alexandrovna - Bachelor of Economics, Accountant-Economist, GOLD FRUIT LLC, ECONOMIC FACULTY, VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT, VOLGOGRAD
Abstract: the article deals with the main problem of large food trading companies working with trade networks - lack of working capital. As a consequence - settlements with suppliers are suspended, the company's turnover is reduced. The purpose of the study is to show the convenience of service through factoring. The factoring scheme with competent use can finance a supply that does not have a day. Especially electronic factoring, which significantly reduces the labor and cash costs of the company, helps out.
Keywords: accounts receivable, factoring, financing, trade networks, electronic document management, verification.
УДК 336.648
Факторинг никогда не был прост в использовании для фирмы. Он всегда пользовался большим спросом, однако предложение и количество сделок достаточно невелики. Так, на сегодняшний день схемой факторинга пользуются около 8 тыс. отечественных фирм, что
является очень малой долей в сравнении с общим количеством действующих фирма, которые ведут экономическую деятельность (в России зарегистрировано более 3 млн малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей).
В 2016 году доли клиентов секторов оптовой торговли и обрабатывающих производств в обороте рынка факторинга практически сравнялись, составив 44,9% и 44,6% соответственно (по итогам 2015 года соотношение составляло 46% на 41% соответственно). Доли услуг и прочих секторов за 12 месяцев снизились на 0,5 пп. и 1,7 пп. соответственно.
Годовые результаты говорят о расширении масштабов деятельности крупных участников рынка в промышленности и, с другой стороны, на замедление роста дистрибьюторского бизнеса в условиях падения потребительского спроса.
Главным покупателем продовольственных оптовых компаний являются крупные торговые сети, которые обеспечивают основной объем товарооборота. Торговые сети вынуждают сотрудничать только на собственных условиях и работают только при предоставлении отсрочки платежа. Исключением является ситуация, когда поставщик является монополистом на рынке. Монополий существует, однако, крайне мало сегодня. Причина, по которой поставщик рвётся работать с торговыми сетями, очевидна. Выкладка товара на полки сетевого ритейлера - это прямая дорога к конечному потребителю. Стабильный спрос, большие объёмы и высокая оборачиваемость обеспечены ритейлерам. Можно отметить еще одну положительную особенность сетей: хорошую платежную дисциплину.
Однако при больших плюсах, начать работать с сетью может себе позволить не каждая компания. Торговые сети выступают монополистами, диктуя собственные условия поставщикам, т.к. основной объем продаж обеспечивают им именно они. Ниже представлены требования, которые выдвигают торговые сети.
В первую очередь, перед поставщиком ставится задача обеспечить определенный объем продаж и ассортимент для того, чтобы заинтересовать сеть продолжать сотрудничать с ним. Обычно таких сложностей не бывает у крупных компаний, у которых налажено производство и имеются собственные склады. Совсем другое дело мелкие и средние фирмы, работу которых затрудняет недостаток оборотных средств. Для продолжения своей деятельности им приходится обращаться к дополнительным источникам финансирования, как для обеспечения закупок и производства, так и для соблюдения условий по кредитованию сети.
Во-вторых, торговые сети для своих покупателей постоянно устраивают акции. Например, при снижении цены на какой-либо из товаров при проведении акции дополнительная нагрузка ложится на поставщика, т.к. сеть вынуждает его опускать цену на свою продукцию, иначе магазин может отказать в закупке данного товара из-за отрицательной маржи. Также поставщик несет обязанность, закрепленную в договоре и дополнительных соглашениях, выплачивать бонусы за достижение определенного уровня товарооборота, а также в некоторых торговых сетях ежемесячно выставляются претензии по недопоставкам и нарушениям сроков поставок.
В-третьих, торговые сети имеют требования к документообороту и логистике, иначе поставщик вынужден будет нарваться на просрочку. Стоит отметить основное условие, выдвигаемое сетью - это предоставление отсрочки. Отсрочка по продовольственным товарам закреплена законодательно в статье № 9 ФЗ № 381 «О торговле» и не может превышать 45 дней [2].
В данной сфере факторинг - единственный комфортный способ избежать кассового разрыва и увеличить оборот. Ведь поставщики в отличии от сетей не предоставляют такой большой отсрочки и могут запросить оплату сразу после отгрузки товара.
В теории схема работы достаточно проста и понятно, однако при работе могут возникнуть некоторые трудности. Через факторинговые компании соглашаются работать не все сети. Есть торговые сети, которые без проблем идут на такой режим работы, а есть такие, которые работают только с определенными банками через факторинговые схемы, при этом сеть выдвигает условие для поставщика - открыть расчетный счет в этом же банке. В случае несогласия сеть может создать проблемы в работе с поставщиком, например, отказаться оплачивать поставки на счет Фактора или выступать против проведения процедур по управлению дебиторской задолженностью [3].
Определенные трудности создают «ретро-бонусы». Проблема может возникнуть в случае, если по окончании срока отсрочки сеть оплатит поставку за вычетом бонусов. Если поставку передадут на факторинг, то по ней вопросы по ней возникнут обязательно - ведь фактор выдал финансирование на одну сумму, а сеть оплатит поставщику сумму меньшую. К счастью, решение существует - поставщику необходимо предоставить факторинговой компании подтверждающие расчет бонуса документы (подписанный обеими сторонами) и вернуть финансирование в размере начисленного бонуса.
Бывают случаи, когда факторинг не является инициативой поставщика. Иногда бывают случаи, когда сеть самостоятельно идёт навстречу поставщику, понимая, какие выгоды факторинг может принести обеим сторонам. Рынок факторинга уже предложил решение для сетей, которые имеют интерес в длительной работе с поставщиками. Это финансирование закупок. Такая схема заключается в 100% оплате отгрузки Поставщику и полном электронном трехстороннем документообороте. Факторинг обеспечивает поставщику поступления денежных средств в необходимое для поставщика время, что дает возможность планировать денежные потоки и предотвращать кассовые разрывы.
2016 г. принёс масштабируемую настраиваемую модульную систему факторингового документооборота, как двустороннего с системой верификации, так и трехстороннего. Электронная верификация имеет следующие преимущества преимуществ:
— прозрачность этапов сделки, начиная с заказа и заканчивая получением денежных средств;
— быстрый процесс финансирования благодаря верификации через электронный документооборот, а именно это время доставки / получения электронного документа;
— исправлены ошибки ввода вручную, а также фальсификаты документов, которые применяют недобросовестные участники сделок при оформлении документации на бумажных носителях.
Как работает факторинг:
1. После получения заявки начинается весь процесс
2. Покупателю отгружается товар или оказывается услуга
3. Через электронную систему документооборота загружаются данные о поставках и подписываются акты об уступке в личном кабинете
4. Поданные в реестре фактору поставки финансируются согласно лимитам
5. Фактор напрямую получает оплату от покупателя
6. Вторые платежи перечисляются факторам на счёт поставщику
В основном все фирмы уже перешли на электронный документооборот, однако остаются те, кто пользуется «банк - клиент», а другие - системой документооборота с верификацией поставки. Фактор сам выбирает тип документооборота, поэтому если он решил применять электронный документооборот, то и основная составляющая его клиентского списка будет его использовать.
Электронный трехсторонний факторинг имеет три преимущества для его пользователей: безопасность, удобство и выгода. В итоге фактор может быстрее принять решение о предоставлении финансирования для более широкого перечня поставщиков, что, безусловно, даст толчок финансированию. Таким образом, электронный факторинг снижает риски Фактора. Благодаря данному преимуществу он может открыть для себя новые отрасли, которые ранее несли высокие риски и считались не факторабельными. Борьба уже идёт не за клиентов в распределенном ранее рынке, а за новое место, за клиентов, ранее не связанных с факторингом.
В заключение стоит отметить, что нынешний ритейлерский рынок - это рынок покупателя, диктующего своим поставщикам серьезные условия, и именно факторинг помогает эффективно соответствовать этим требованиям. Партнерство торговых сетей и поставщиков не может быть не выгодным, несмотря на возникающие в работе сложности. А факторинг способствует более удобной работе для обеих сторон.
Список литературы / References
1. Информационный обзор рынка факторинга. [Электронный ресурс]: Ассоциация
факторинговых компаний. Режим доступа: http://asfact.ru/wp-content/uploads/2017/03/AFC-
Y2016_open.pdf./ (дата обращения 18.04.2017).
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (редакция от 03.07.2017).
3. Факторинг и финансовая логистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ifactoring.ru./ (дата обращения 17.04.2017).