Научная статья на тему 'Факторинг как форма финансирования торговли: анализ российского и зарубежного опыта'

Факторинг как форма финансирования торговли: анализ российского и зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1087
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОРГОВЛЯ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА / FACTORING / EXPORT / IMPORT / TRADE / ACCOUNTS RECEIVABLE / CREDIT / BANKING SYSTEM / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байрачная Алина Александровна, Байрачная Милана Александровна

В статье проанализированы особенности применения факторинга в России и в зарубежных странах. В России факторинг только недавно начал активно развиваться и пользоваться популярностью у организаций, осуществляющих свою деятельность в торговле. Что касается зарубежного опыта, то использование факторинга растет быстрыми темпами в странах Западной Европы, США и Азии. Также в настоящей работе проанализирована динамика факторинговых услуг в России за период 2010-2017 гг. Исследования показывают снижение факторинговых услуг, в связи с падением спроса потребителей, вынудившего компаний сократить объемы производства, что привело к снижению торговых оборотов. На основе сравнительного анализа российского и зарубежного опыта выявлены основные проблемы применения факторинга в торговле в российских условиях: несовершенство нормативно-правовой базы, нестабильность российской экономики, сложившаяся неблагоприятная финансовая и инвестиционная ситуация на рынках финансовых продуктов. Не смотря на проблемы и недостатки данного финансового инструмента, у него есть перспективы развития, которые связаны со стабилизацией внешних экономических факторов, валютного курса и повышением ресурсной обеспеченности финансовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байрачная Алина Александровна, Байрачная Милана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORING AS THE FORM OF TRGOVLY FINANCING: ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article analyzes the peculiarities of factoring application in Russia and in foreign countries. In Russia factoring only recently began to develop actively and enjoy popularity among the organizations carrying out the activity in trade. With regard to foreign experience, the use of factoring is growing rapidly in Western Europe, USA and Asia. Also in this paper the dynamics of factoring services in Russia for the period of 2010-2017 is analyzed. Studies show a decrease in factoring services, due to the fall in consumer demand, which forced companies to reduce production volumes, which led to a decrease in trade turnover. On the basis of comparative analysis of Russian and foreign experience the main problems of factoring application in trade in Russian conditions are revealed: imperfection of regulatory framework, instability of Russian economy, unfavorable financial and investment situation in the markets of financial products. Despite the problems and shortcomings of this financial instrument, it has prospects for development, which are associated with the stabilization of external economic factors, the exchange rate and increasing the resource availability of financial institutions.

Текст научной работы на тему «Факторинг как форма финансирования торговли: анализ российского и зарубежного опыта»

УДК 336.648.8 ББК 65.291 Б 18

ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ: АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

(Рецензирована)

Байрачная Алина Александровна,

аспирант кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва. Tел.: (985) 569 23 25, е-mail: [email protected]

Байрачная Милана Александровна,

магистр кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва. Tел.: (966) 177 26 66, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проанализированы особенности применения факторинга в России и в зарубежных странах. В России факторинг только недавно начал активно развиваться и пользоваться популярностью у организаций, осуществляющих свою деятельность в торговле. Что касается зарубежного опыта, то использование факторинга растет быстрыми темпами в странах Западной Европы, США и Азии. Также в настоящей работе проанализирована динамика факторинговых услуг в России за период 2010-2017 гг. Исследования показывают снижение факторинговых услуг, в связи с падением спроса потребителей, вынудившего компаний сократить объемы производства, что привело к снижению торговых оборотов. На основе сравнительного анализа российского и зарубежного опыта выявлены основные проблемы применения факторинга в торговле в российских условиях: несовершенство нормативно-правовой базы, нестабильность российской экономики, сложившаяся неблагоприятная финансовая и инвестиционная ситуация на рынках финансовых продуктов. Не смотря на проблемы и недостатки данного финансового инструмента, у него есть перспективы развития, которые связаны со стабилизацией внешних экономических факторов, валютного курса и повышением ресурсной обеспеченности финансовых институтов.

Ключевые слова: факторинг, экспорт, импорт, торговля, дебиторская задолженность, кредит, банковская система, экономика.

FACTORING AS THE FORM OF TRGOVLY FINANCING: ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

(Reviewed)

Bayrachnaya Alina Aleksandrovna,

post-graduate student at the Department of financial management of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow. Ph.: (985) 569 23 25, e-mail: [email protected]

Bayrachnaya Milana Aleksandrovna,

student at the Department of financial management of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow. Ph.: (966) 177 26 66, e-mail: [email protected]

Summary. The article analyzes the peculiarities of factoring application in Russia and in foreign countries. In Russia factoring only recently began to develop actively and enjoy popularity among the organizations carrying out the activity in trade. With regard to foreign experience, the use of factoring is growing rapidly in Western Europe, USA and Asia. Also in this paper the dynamics of factoring services in Russia for the period of2010-2017 is analyzed.

Studies show a decrease in factoring services, due to the fall in consumer demand, which forced companies to reduce production volumes, which led to a decrease in trade turnover. On the basis of comparative analysis of Russian and foreign experience the main problems of factoring application in trade in Russian conditions are revealed: imperfection of regulatory framework, instability of Russian economy, unfavorable financial and investment situation in the markets of financial products. Despite the problems and shortcomings of this financial instrument, it has prospects for development, which are associated with the stabilization of external economic factors, the exchange rate and increasing the resource availability of financial institutions.

Keywords: factoring, export, import, trade, accounts receivable, credit, banking system, economy.

Российские корпорации, имеющие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут обеспечить стабильного экономического роста без серьезного реформирования своей деятельности. Так, достаточно острой считается проблема неплатежей и недостатка оборотных средств предприятий, о чем свидетельствует удельный вес дебиторской и кредиторской задолженностей. В этих условиях нужен поиск новых механизмов привлечения средств, адаптированных к конкретным условиям хозяйствования. В условиях дефицита оборотных активов в разрезе денежных средств, факторинг может помочь решить текущие финансовые проблемы. Факторинг учитывает интересы всех сторон коммерческой сделки, в том числе решает вопросы производственного характера. Экономическая эффективность факторинговых операций проявляется в том, что факторинг позволяет существенно повысить ликвидность активов, рентабельность компаний и их платежеспособность и, как следствие, способствует экономическому росту.

Актуальность развития факторинговых отношений в России обусловлена состоянием расчетов и имеющихся долговых обязательств. Проблема дебиторской задолженности для поставщиков товаров и услуг стала серьезнее, поскольку предприятия оказались не в состоянии эффективно управлять дебиторской задолженностью, которая наносит экономический ущерб предприятию-кредитору, а именно: ресурсы теряют свою покупательную способность в результате инфляции, растут убытки от упущенных возможностей, предприятие выплачи-

вает банку процент за кредит, связанный с нехваткой собственного оборотного капитала [1, с. 157].

К одному из механизмов привлечения средств, адаптированных к конкретным условиям хозяйствования следует отнести факторинг, получивший известность как простой и доступный механизм кредитования. Услуга предназначена для пополнения оборотных средств предприятия, то есть обеспечения поступления денежных средств сразу после поставки товара, не дожидаясь окончания срока отсрочки платежа [2, с 756].

В России факторинг, как вид финансовой услуги, внедрен более двадцати лет назад, но только недавно он начал активно развиваться и пользоваться популярностью у субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в торговле. Однако, не так много предприятий пользуются факторингом для рефинансирования торговой дебиторской задолженности и пополнения оборотных активов ликвидными средствами, что можно связать с высокой комиссией по факторингу. Это в среднем составляет от 3% до 20% от суммы задолженности, причем ставка комиссии возрастает до 20% при возникновении затруднений с истребованием долга, трудоемкостью в подготовке необходимых документов и в целом недостаточной развитостью рынка факторинговых услуг [2, с 757]. Так, согласно статистическим данным, в 2016 году российский рынок факторинговых услуг продемонстрировал существенное снижение по сравнению с 2015 годом на 10,3%. Динамика предоставления факторинговых услуг показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика факторинговых услуг в России, трлн. руб.1

1 Источник: «Информационный обзор рынка факторинга» «Ассоциации факторинговых компаний» (АФК)

Причиной снижения объема факторинговых услуг следует считать падение потребительского спроса, вынудившего предприятия сократить объемы производства и, соответственно, меньше взаимодействовать с контрагентами, что отразилось в снижении товарного торгового оборота. Однако уже в 2017 году оборот факторинга увеличился и даже превзошел показатель 2015 года (рисунок 1).

Анализируя зарубежный опыт применения факторинга, следует обратить внимание на положительный опыт международного факторинга. В нем существенная роль принадлежит экспортному факторингу - продаже экспортером своему «фактору» краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно до 60-90 дней) по экспортной торговле. Обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (экспорты-факторы) часто действуют совместно с иностранными факторинговыми компаниями, функционируют в странах импорта (импорт-факторами) [3, с. 32; 4, с. 72]. Импорт-факторы помогают экспорт-факторам получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимать дебиторскую задолженность. Для целей вышеуказанного взаимодействия факторинговые компании из разных стран составляют межфакторные соглашения или вступают в международные факторинговые ассоциации и группы.

Были созданы 3 крупнейшие международные факторинговые группы: Heller International Group, International Factors Group SC, Factors Chain International. В течение последних десятилетий использование факторинга в развитых странах Западной Европы, Америки и Азии растет впечатляющими темпами. По данным международной факторинговой ассоциации International Factors Group SC, объемы факторинговых операций в мире за период последних 10 лет выросли на 88% и достигли в абсолютных показателях более чем 1 трлн. евро [3, с. 34].

По нашему мнению, факторинг является одним из самых перспективных источников финансирования внешнеэкономической деятельности для российских предприятий, поскольку именно этот инструмент достаточно хорошо воспринимается в развивающихся странах. Быстрый рост рынка факторинговых услуг наблюдается в странах Азии и Латинской Америки. Финансовые институты этих стран активно выходят как на внутренний, так и на международный рынок факторинговых услуг. Такая же ситуация наблюдается в странах Центральной и Восточной Европы [3, с. 27].

Преимущества, которые предоставляет факторинг участникам международной торговли, до-

статочно интересны. Можно утверждать, что факторинг выступает альтернативой другим видам международного торгового финансирования. Международный факторинг становится эффективным инструментом для участников внешнеэкономической деятельности, позволяет им с меньшими рисками и затратами выходить на новые международные рынки товаров и услуг, применять такие формы расчета, как аккредитив, документарное инкассо, и торговать на условиях открытого счета [4, с. 2].

Следовательно, можно сказать, что международный факторинг успешно применяется в иностранных рыночных экономиках. Но в условиях российской действительности до сих пор он не получил большое распространение. Этому, возможно, способствует нестабильность российской экономики, отсутствие четкой законодательной базы по данному виду кредитования и др. Это негативно влияет на положение некоторых предприятий, так как, исходя из западного опыта работы, международный факторинг имеет много преимуществ перед обычными видами кредитования [5, с. 48-55]. Международный факторинг - это относительно молодая для России услуга, и много предприятий о ней не знают или не имеют полного представления обо всей структуре сервиса и преимуществах для развития того или иного бизнеса. Это объясняется тем, что внешнеэкономические операции более сложные и стандартизированы, а мнение о них со стороны предприятий - достаточно консервативно [6, с. 124]. В связи с непредсказуемой политической обстановкой, например, введением санкций против России и ответных действий нашей страны, возрастает риск невыполнения обязательств между продавцом и покупателем, договор международного факторинга может стать единственным выходом из сложившейся ситуации. Так же есть возможность заключить такой договор с правом на регресс.

Что касается государственной поддержки предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью за рубежом, следует заметить, что практически все высокоразвитые страны мира являются членами ВТО. Ими осуществляется более 95% от всей международной торговли. Но возникает противоречие - любая высокоразвитая страна заинтересована в уменьшении своей импортозави-симости, и, наоборот, склонна к увеличению своего экспорта, особенно это касается экспорта высоких технологий и услуг. Соответственно, эти высокоразвитые страны создают для производителей внутри страны благоприятные условия для эффективного производства и высокой конкурентоспособности их товаров на международных рынках. Также помогают компаниям продавать эти товары, открывая различные программы для кредитования

на покупку этих товаров в любой другой стране. Это можно назвать «скрытым протекционизмом». Таким образом, эти государства помогают развивающимся странам посредством программ кредитования обновлять основные фонды, но при условии приобретения их в стране, которая предоставляет кредит [7, с. 28]. По сути, государство таким образом «убивает двух зайцев»: позволяет экспортеру продать свой товар, а банку, через который был выдан кредит, - заработать на кредите. Такие программы очень популярны в Германии, которая является одним из крупнейших стран-экспортеров в мире. Так очень часто действуют и страны, когда речь идет о каком-то стратегическом сотрудничестве. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Между двумя предприятиями, к примеру, из России и Франции, где кредит предоставляется французским предприятием российскому на строительство крупного объекта, кредитором выдвинуто требование покупать строительные материалы у французской компании и строительство будет осуществляться французской компанией. В России данную практику государственной поддержки внешнеэкономической деятельности ввести невозможно не только из-за существования кризиса, но и по причине слабости банковской системы, которая и так на половину состоит из иностранного капитала, а также по причине низкой конкурентоспособности большинства российских товаров на мировых рынках [8, с. 231-233].

Таким образом, проанализировав зарубежный и российский опыт применения факторинга во внешней и внутренней торговле, можно выделить основные проблемы предоставления факторинговых услуг в России.

1) Несовершенство нормативно-правовой базы. В настоящий момент не существует самостоятельного закона, регулирующего исключительно вопросы факторинговой деятельности, а также государственного органа, осуществляющего надзор за предоставлением факторинговых услуг. Отдельные моменты регулируется Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности», однако и в данных документах существуют противоречия, например, в отношении лицензирования деятельности факторинговых компаний [9, с. 44].

2) Основными поставщиками факторинговых услуг в России являются банки, для которых данный вид деятельности не приоритетен. Кредитные организации не заинтересованы в разработке новых факторинговых продуктов и специальных ак-ционных предложений, поскольку конкуренция с факторинговыми компаниями практически отсутствует [9, с. 44].

3) Сложившаяся неблагоприятная инвестиционная и финансовая ситуация на рынках товаров, услуг, финансовых продуктов. Факторинг как специфический инструмент страхования возможных рисков неплатежей зависит от экономической ситуации. Несмотря на медленное восстановление российской экономики в 2016 г., продиктованное жесткой политикой Банка России в отношении инфляции, у российских компаний пока нет стимула для использования факторинговых продуктов [9, с. 45].

Тем не менее, несмотря на трудности развития факторинга в России, можно говорить о существенном потенциале роста факторинговых услуг, увеличении спроса на них, а также роста числа факторинговых компаний. Перспективы развития данного финансового инструмента сопряжены со стабилизацией внешних экономических условий, валютного курса и повышением ресурсной обеспеченности финансовых институтов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Грызунова Н.В., Швейкерт М.И. Цена как инструмент контроллинга. Оптимизация объемов заказов на базе экосоставляющей // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 9. - С. 157-163.

2. Алиев Т.А. Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью в условиях кризиса // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 755-758.

3. Аникина И.Д., Бондаренко А.С., Грушевский Д.В. Современные методики анализа финансовых организаций: учебное пособие. - Волгоград: ВолГУ, 2016. - 72 с.

4. Чиж М.Д. Факторинг как инструмент финансирования внешнеэкономической деятельности: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.14 / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов.

- Санкт-Петербург, 2005. - 19 с.

5. Рыжковская Е.А., Шаблова Е.Г. Совершенствование норм об уступке требования и факторинге в гражданском законодательстве России // Право и экономика. - 2015. - №11. - С. 48-55.

6. Емельянов В.Ю. Факторинг и факторинговые отношения в финансовой системе // Вестник СамГУ.

- 2014. - № 6 (117). - С.166-173.

7. Risk management in the conditions of the economic crisis: Monograph / Kiseleva I.A., Tsetsgee B., Simonovich N.E., Tikhomirov N.P., Tikhomirova T.M., Gryzunova N.V., Shuvalovа E.B., Karmanov M.V., Korotkov A.V., Kuznetsov V.I., Tramova A.M. Monograph. - Linograph, Ulaanbaatar, 2017. - 153 p.

8. Грызунова Н.В., Швейкерт М.И. Управление трудом. Контроллинг расходов на оплату труда и пенсионные отчисления // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - №2. -С. 231-233.

9. Евдокимова С.С., Бондаренко С.А. Развитие факторинга в России: проблемы и перспективы // Инновационные процессы в социально-экономическом развитии: материалы VI Международной научно-практической конференции, Бобруйск, 15 декабря 2016 г. - Минск: РИВШ, 2016. - С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.