Научная статья на тему 'ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ В ЯНВАРЕ 2021 ГОДА В РОССИИ)'

ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ В ЯНВАРЕ 2021 ГОДА В РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
330
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ / ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заяц Дэвид Янович, Маноилова Софья Антоновна

В статье с использованием проведённых социологических исследований и статистических данных пользователей Интернета в России проводится анализ влияния публикуемого в социальных медиа политического контента на формирование протестных настроений граждан как в виртуальной среде, так и выражающейся в протестной активности. В качестве практической части анализа рассматривались события и процессы, непосредственно и проходившие до и во время протестных акций в январе 2021 года в России: активность пользователей в социальных медиа, действия органов государственной власти, были использованы данные статистики посещаемости социальных сетей и данные социологических опросов участников протестных акций. На основе анализа теоретических и эмпирических данных делается вывод о том, что социальные медиа фактически стали основным инструментом для формирования политического мышления (в том числе и протестных настроений), проведения общественно-политической мобилизации или координации массовых протестных акций. Однако, нельзя не забывать и о том, что эти процессы происходят только как реакция на события, происходящие вне Интернета, а масштабы этих процессов во многом зависят от направленности каждой социальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Заяц Дэвид Янович, Маноилова Софья Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL MEDIA FACTOR IN THE SHAPING OF PROTEST ATTITUDES (THE EXAMPLE OF THE JANUARY 2021 PROTESTS IN RUSSIA)

Using sociological research and statistical data from Russian Internet users, the article analyzes the influence of political content published in social media on the formation of citizens' protest attitudes both in the virtual environment and expressed in protest activity. The practical part of the analysis looked at the events and processes taking place immediately before and during the January 2021 protests in Russia: the activity of users in social media, the actions of state authorities, and used the statistical data of social network attendance and the data of sociological surveys of protest action participants. Based on the analysis of theoretical and empirical data, the conclusion is made that social media have actually become the main tool for shaping political thinking (including protest sentiments), social and political mobilization, or the coordination of mass protests. However, we should also not forget that these processes occur only as a reaction to events outside the Internet, and the extent of these processes largely depends on the focus of each social network.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЙ В ЯНВАРЕ 2021 ГОДА В РОССИИ)»

Фактор социальных медиа в формировании протестных настроений (на примере протестных акций в январе 2021 года в России)

The social media factor in the shaping of protest attitudes (the example of the January 2021

protests in Russia)

Заяц Дэвид Янович

Студент 4 курса Гуманитарный факультет Российский государственный социальный университет

Москва, Россия e-mail: [email protected]

Zayats David Yanovich

Student 4 term Faculty of Humanities Russian State Social University Moscow, Russia e-mail: metrostroy2033@gmail. com

Маноилова Софья Антоновна

Студентка 4 курса Гуманитарный факультет Российский государственный социальный университет

Москва, Россия e-mail: sofamanoilova@gmail. com

Manoilova Sofia Antonovna

Student 4 term Faculty of Humanities Russian State Social University Moscow, Russia e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье с использованием проведённых социологических исследований и статистических данных пользователей Интернета в России проводится анализ влияния публикуемого в социальных медиа политического контента на формирование протестных настроений граждан как в виртуальной среде, так и выражающейся в протестной активности. В качестве практической части анализа рассматривались события и процессы, непосредственно и проходившие до и во время протестных акций в январе 2021 года в России: активность пользователей в социальных медиа, действия органов государственной власти, были использованы данные статистики посещаемости социальных сетей и данные социологических опросов участников протестных акций. На основе анализа теоретических и эмпирических данных делается вывод о том, что социальные медиа фактически стали основным инструментом для формирования политического мышления (в том числе и протестных настроений), проведения общественно-политической мобилизации или координации массовых протестных акций. Однако, нельзя не забывать и о том, что эти процессы происходят только как реакция на события, происходящие вне Интернета, а масштабы этих процессов во многом зависят от направленности каждой социальной сети.

Annotation

Using sociological research and statistical data from Russian Internet users, the article analyzes the influence of political content published in social media on the formation of citizens' protest attitudes both in the virtual environment and expressed in protest activity. The practical part of the analysis looked at the events and processes taking place immediately before and during the January 2021 protests in Russia: the activity of users in social media, the actions of state authorities, and used the statistical data of social network attendance and the data of sociological surveys of protest action participants. Based on the analysis of theoretical and empirical data, the conclusion is made that social media have actually become the main tool for shaping political thinking (including protest sentiments), social and political mobilization, or the coordination of mass protests. However, we should also not forget that these processes occur only as a reaction to events outside the Internet, and the extent of these processes largely depends on the focus of each social network.

Ключевые слова: социальные медиа, политический протест, протестные настроения, Интернет, мониторинг и измерение активности в социальных медиа.

Key words: social media, political protest, protest attitudes, Internet, monitoring and measuring social media

activity.

Введение

Исследования общества значительно изменились с появлением глобальной сети «Интернет», позволившей значительно повысить уровень всех видов коммуникации между людьми, а также ускорить её настолько, что доставка информации на какие угодно расстояния нередко может быть практически мгновенной. Именно ускорение коммуникации между индивидами изменило все общественные процессы - они многократно ускорились, и появились новые формы их взаимодействий. Помимо этого, очевидно, что теперь в поле межличностной коммуникации может быть вовлечено практически всё человечество, вне зависимости от территориальных рамок, а каждому пользователю Интернета стали доступны не только колоссальные массивы информации самого разного толка, но и возможность делиться своим мнением на любую аудиторию и предпринимать какие-либо совместные действия [4, с. 604].

Одной из форм распространения информации в Интернете являются социальные медиа - их отличительной чертой является доступность для любого пользователя и, соответственно, интерактивность: в социальных медиа большую часть контента генерируют сами пользователи. Именно этим социальные медиа отличаются от традиционных средств массовой информации, где отсутствует возможность взаимодействовать с автором контента, и фактически нет такого понятия, как «пользователь» - его заменяет «потребитель» контента. Телевидение, печатные издания и другие традиционные СМИ в большинстве своём построены именно на такой модели, и именно этим от них отличаются социальные медиа, содержательной основой которых является прежде всего пользовательский контент [7, с. 37].

Доступность социальных медиа заключается не только в этом: такие факторы, свойственные традиционным СМИ, как территория или ограниченность времени для социальных медиа отсутствуют - любой пользователь Интернета имеет возможность к потреблению уже существующего контента либо к созданию собственного в любом месте и в любое время, лишь при наличии Интернет-соединения и, конечно, устройства, поддерживающего его. Из этого также следует и то, что социальные медиа не ограничены по формату или способу подачи информации, что позволяет им быть и более интерактивными, в том числе и в области взаимодействия с другими пользователями, но и иметь больше шансов для привлечения внимания аудитории.

Социальные медиа существуют в самых разных формах, к которым можно отнести следующие: блоги и микроблоги, бизнес-сети, корпоративные сети, сайты знакомств, геосоциальные сервисы, форумы, фото- и видеохостинги, сайты отзывов, социальные игры, социальные сети, виртуальные миры, а также многие другие [7, с. 38]. Из них наиболее разнообразным функционалом и, следовательно, наибольшей популярностью обладают социальные сети.

Всё большая популярность Интернета и социальных медиа ведёт к тому, что структура СМИ стремительно меняется в целом. Всё больше растёт аудитория тех, кто получает информацию исключительно из новых медиа [5], которыми являются именно интернет-ресурсы. Поэтому нельзя не говорить о том, что Интернет постепенно становится и политическим инструментом - современный анализ метаданных исследований показывает, что происходит усиление различных эффектов влияния цифровых коммуникаций на политическое взаимодействие граждан. Одной из важнейших тем влияния цифровых коммуникаций на гражданское участие стала протестная мобилизация. Многие исследователи рассуждали о том, что цифровые коммуникации, в частности социальные медиа, способствуют распространению протестной активности [11, с. 65].

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе эмпирических данных обосновать взаимовлияние контента, публикуемого в различных социальных медиа, и протестных настроений граждан, как в виртуальной среде, так и выражающихся в непосредственно протестную активность.

Объект исследования - контент социальных медиа, а конкретно социальных сетей на территории России в январе 2021 года, во время новой волны массовых протестных акций в поддержку Алексея Навального.

Актуальность исследования - данная работа посвящена тем событиям, которые на момент её написания произошли не столь давно. Поэтому важным представляется провести анализ этих событий - протестных акций и их взаимовлияния с социальными медиа. Результаты этой работы могут быть применимы в дальнейшем, так как и гражданская активность, и социальные медиа, как уже было сказано, неограниченны во времени, и не являются одномоментными феноменами, которые не могут повториться в будущем. Анализ этих событий и явлений имеет также перед собой цель выявить конкретно то, что позволит определить современную роль того, как оказывают взаимное влияние друг на друга, с одной стороны, Интернет и социальные медиа, а с другой стороны, протестные настроения и активность. Не стоит забывать и о том, что в свете развития цифровых коммуникаций роли современных общественных институтов меняются гораздо быстрее - этим и обуславливается актуальность данной работы.

Новизна данной работы состоит в том, что в ней анализируются события и явления, произошедшие в 2021 году и, следовательно, ранее не затрагиваемые научными исследованиями. Исследуются новые тенденции, характерные именно для того поколения пользователей социальных медиа и Интернета, которые и составляют «ядро» современного на момент написания работы российского протеста.

История вопроса

С развитием современных цифровых коммуникационных технологий открылись новые возможности для политического и гражданского активизма. Межличностная коммуникация в Интернете в целом и в социальных сетях в частности способствуют повышению уровня плюрализма в массовом сознании, предоставляя индивидам и социальным группам возможности не только для обыденного обмена информацией, но и для создания разного рода структур коллективных действий. Социальные медиа постоянно и всюду используются различными гражданскими организациями как инструмент для координации действий и обмена информацией, а также как место для выражения своей гражданской и политической позиции, что может иметь также некую импровизированную форму протеста. Становится всё более ясным тот факт, что новые медиа становятся важными политическими акторами [6, с. 68].

Особый интерес к политической роли интернета и социальных медиа возник после всплеска массовых протестных движений в 2010-2011 годах. Роль социальных медиа в «Арабской весне» и движении «Occupy Wall Street» была настолько заметной, что эти события стали относить к новому термину «Твиттер -революции» и говорить о феномене протеста, зародившегося в Интернете [2, с. 118]. Именно с этого момента начали проводиться исследования, явно указывающие на то, что протестный потенциал в социальных сетях не может оставаться лишь в Интернете, а является потенциалом также и реального, «физического» протеста. Зарубежными политологами изучались, в частности, взаимосвязи потока протестных сообщений в сетях Twitter и Facebook, с одной стороны, и динамики уличного протеста (определённой через данные о событиях), с другой; рассматривались конкретные примеры движений «Occupy Wall Street», «Возмущённых» против политики жёсткой экономии в Испании (оба произошли в 2011 году), массовых выступлений во Франции памяти погибших в ходе теракта в редакции журнала Charlie Hebdo под названием «Марш Республики» в 2015 году. Полученные эмпирические результаты свидетельствуют о том, что социальные сети увеличивают количество и качество

доступной пользователям информации и сокращают издержки координации протеста, смещая баланс сторон в сторону участия в реальном протесте [3, с. 74].

Российские исследователи в 2010-х годах также изучают взаимодействие протестов и Интернета на примере протестов в России и других странах постсоветского пространства со схожими политическими режимами или социально-экономическими ситуациями. Интернет-аспекты протестной активности исследовались на примере протестного движения в России в 2011-2013 годов [13], стратегии формирования установок протестного поведения украинских граждан в социальных медиа анализировались на примере Евромайдана в период ноября 2013 года [1], социальная сеть Twitter рассматривалась как эффективный инструмент общественно-политической мобилизации в ходе антикоррупционных протестов 2017 года [6].

Отдельно хотелось бы выделить работу отечественного исследователя Р. В. Пырмы, посвящённую протестным настроениям российской молодёжи в Интернете и содержащую в том числе социологическое исследование. Так, автор справедливо отмечает, что в общей протестной массе и среди организаторов протеста весьма значительна, а часто и преобладает доля молодёжи от 15 до 30 лет. Делается вывод о том, что новые медиа породили творческие и неполитические способы участия в общественной и политической жизни [12].

Методология исследования

В качестве методологической основы нашего исследования выступает анализ социальных сетей как способа выражения гражданской и политической позиции. Общение в социальной сети является одним из типов межличностной коммуникации, в котором могут проявляться политические убеждения индивидов. Понимание связей между людьми, группами, государствами и негосударственными организациями может помочь пониманию того, какое влияние они оказывают друг на друга [4, с. 607].

Таким образом, социальные сети должны являться одной из областей предметного поля любого исследования, связанного с политической ролью социальных медиа. Именно они задают методологические рамки подобного исследования.

Необходимо обозначить и ключевые характеристики социальных сетей, отобранных непосредственно для нашего исследования, которые влияют на набор тех инструментальных средств, которые будут использованы в исследовании:

• Контент, публикуемый пользователями социальных сетей, не всегда предназначен для открытого доступа. Для доступа к наиболее интересному контенту, размещённому в социальных медиа, обычно необходимо зарегистрироваться на соответствующих платформах, а в некоторых случаях - быть подписанным на конкретного пользователя или группу.

• С другой стороны, социальные сети зачастую дают доступ к большому количеству персональной информации о зарегистрированных пользователях (например: место проживания, возраст, подписчики, группы и так далее), что даёт целую массу возможностей для поиска и обработки информации о природе связей между пользователями сети.

• Используя такие платформы, как Twitter, TikTok, пользователи могут быстро поделиться контентом с большой аудиторией, так как на этих ресурсах есть возможность применить специальные методы для распространения информации на широкую аудиторию (например, хештеги).

Собственно анализ конкретных сетей заключается в последовательном выполнении трёх шагов, которые должны быть составной частью любого научного проекта, направленного на исследование социальных медиа:

• Шаг 1: определение границ сети. Этот шаг заключается в том, чтобы есть определить, какая конкретно аудитория превалирует в социальной сети и каковы границы видимости контента, размещённого в ней (то есть, необходима ли регистрация, добавление в «подписки» и другие действия пользователя).

• Шаг 2: определение связей между пользователями сети. Пользователи делятся друг с другом найденной в Интернете информацией для оказания влияния на действия других пользователей. Поэтому важно понять, как люди в социальных сетях связаны друг с другом. Один из эффективных способов поиска не только информации, но и связей между людьми в социальных сетях - это хештеги, то есть слово или словосочетание со знаком решётки - #, которое позволяет тематически группировать сообщения разных пользователей и отслеживать тренды общения в социальных сетях. Популярность хештегов среди пользователей социальных сетей росла одновременно с ростом популярности сети «Twitter», а их использование в качестве своеобразного аналога политического лозунга началось всё в тот же период «Арабской весны» и акций движения «Occupy Wall Street» [10, с. 22]. В настоящее время хештеги активно используются во всех социальных сетях, затрагиваемых нашим исследованием: Twitter, TikTok, ВКонтакте.

• Шаг 3: мониторинг и оценка ключевых индикаторов. Мониторинг и измерение активности пользователей в социальных сетях необходимо проводить в рамках целостного подхода - то есть процесс наблюдения и измерения должен включать в себя всю активность, имеющую значение для исследуемого предметного поля, вне зависимости от того, где именно она наблюдается: в Twitter, TikTok, ВКонтакте или иной платформе. Мониторинг начинается с определения набора ключевых слов, релевантных для исследуемого предметного поля. Затем ключевые слова вводятся в инструмент мониторинга, отслеживающий обмены информацией, и организует данные для дальнейшего использования в ходе анализа [4, с. 609].

В нашем исследовании используются данные, полученные с помощью следующих инструментов, а также информация, опубликованная на следующих интернет-ресурсах анализа социальных медиа:

• Mediascope WEB-Index - измерение аудитории интернет-ресурсов среди населения России старше 12 лет. Данные об объёме и социально-демографическом профиле аудитории сайтов и мобильных приложений;

• Brand Analytics - система аналитики социальных медиа и СМИ, ежегодно публикуются данные исследования активной аудитории социальных сетей в России, а также трендов в русскоязычных социальных медиа;

• GetDayTrends - сервис, созданный для хранения и анализа данных Twitter. Данный сервис показывает не только актуальные данные, но также и позволяет просмотреть историю трендов с географической привязкой по крупным странам или городам.

Протест в Интернете и на улицах: январь 2021 года

В течение недели, с 18 по 22 января 2021 года, в российских сегментах социальных сетей произошло резкое увеличение количества контента политического содержания. Особенно сильно это было заметно в социальной сети TikTok, предназначенной для записи и распространения коротких (не больше 1 минуты) видеороликов пользователей о самих себе, часто содержащих музыку в фоновом режиме. Как было указано выше, распространение информации и контента в TikTok может охватывать широкую аудиторию при помощи хештегов: по ним алгоритмы платформы подбирают пользователю для просмотра похожие видеоролики. При этом просмотр видеороликов доступен и тем пользователям Интернета, которые не зарегистрированы в TikTok: их может посмотреть каждый, а обязательная регистрация необходима для комментирования и для загрузки собственных роликов.

После того, как российским оппозиционером Алексеем Навальным было записано видеообращение с призывом к его сторонникам участвовать в протестных акциях 23 января, в TikTok начали набирать популярность видеоролики с хештегами, связанными с Алексеем Навальным и акциями протеста, затем они распространились и по другим платформам. В этих видеороликах подростки заявляли о своей поддержке Навального, а также о готовности присоединиться к протестным акциям [24].

По данным «Открытых медиа» видео по хештегам #свободуНавальному, #23января и подобные им набрали к утру 21 января более 200 млн просмотров [23]. Согласно статистике, публикуемой сервисом Mediascope WEB-Index, в январе 2021 года количество человек, заходивших в Т1кТок хотя бы один раз в месяц, достигло 33 млн человек (рис. 1), при этом наиболее крупная составляющая в аудитории платформы - люди от 12 до 25 лет, это почти 9 млн пользователей (рис. 2). Конечно, трудно сказать, сколько именно подобных роликов действительно отражали гражданскую и политическую позицию пользователей, а сколько были записаны с целью попасть в рекомендации платформы и получить большое количество просмотров и, следовательно, внимание аудитории. Тем не менее, тренды социальных сетей всегда отражают предпочтения аудитории, большинства пользователей, и данный феномен показателен в своей популярности. Это также соотносится с результатами исследований, указывающими на то, что активность в социальных сетях коррелирует с последующей крупномасштабной децентрализованной координацией протестов [12, с. 101].

Рисунок 1. График числа пользователей из России, заходивших в TikTok хотя бы один раз в месяц за период с

февраля 2020 по январь 2021 года.

Источник: Mediascope WEB-Index [31].

Рисунок 2. Линейчатая диаграмма - половозрастной состав пользователей из России, заходивших в Т1кТок хотя

бы один раз в месяц в январе 2021 года. Источник: Mediascope WEB-Index [32].

Следует отдельно отметить, что подобное распространение протестных настроений в TikTok, вызванное

как арестом Алексея Навального, так и выпуском его командой фильма-расследования «Дворец для Путина. История самой большой взятки», носило преимущественно характер перформанса или флэш-моба: в видеороликах пользователи пересказывали содержание упомянутого фильма-расследования и шутили на тему роскоши показываемого в нём дворца. В частности, появилось определённое количество роликов, на которых подростки снимают портреты Владимира Путина в классах школ и заменяют их на портреты Алексея Навального [24].

В ответ 20 января органы власти РФ потребовали от TikTok удалить материалы с «призывами к несовершеннолетним пользователям соцсети участвовать в противозаконных протестных массовых мероприятиях» [19]. Для Роскомнадзора, опубликовавшего сообщение по требованию Генеральной прокуратуры РФ, массовые протестные акции 23 января 2021 года являлись незаконными по причине отсутствия их согласования с органами власти тех городов, где проводились акции [16]. В свою очередь, согласование, в особенности в крупных городах, получено быть не могло по причине установленных ограничений на массовые мероприятия из-за распространения инфекции СОУГО-^ [22]. Подобные упомянутому требования были также высланы Роскомнадзором другим социальным сетям, в частности ВКонтакте [19]. Также, уже после проведения массовых митингов 23 января, были найдены заказы на публикацию блогерами за определённую плату видеороликов в TikTok против акций в поддержку Навального, сопровождаемых хештегами #нетреволюции или #нехочуреволюцию [30].

По мнению политтехнолога Руслана Модина, высказанному до проведения митингов, описанный выше феномен Т1кТок не даёт гарантии, что число участников протестных акций заметно увеличится. Видеоролики дают эмоциональное возбуждение, к тому же, усиливающееся тем фактом, что основная аудитория - подростки, но не более того, тогда как настоящая политическая мобилизация происходит в других социальных сетях [24].

Самые крупные по численности участников и создавшие наибольший общественный резонанс массовые протестные акции прошли 23 и 31 января 2021 года. В обе даты проведения акции прошли более чем в 100 городах России и в более чем 50 городах за рубежом. Наиболее массовые акции традиционно прошли в крупнейших городах России - Москве и Санкт-Петербурге. По разным оценкам, 23 января в Москве в массовых акциях приняло участие от 15 до 40 тысяч человек [17], в Санкт-Петербурге - от 8 до 10 тысяч человек [18]. Акции,

прошедшие 31 января, по числу участников в целом оказались сравнимыми с акциями 23 января. В ходе протестов сотрудниками ОМОН было задержано несколько тысяч человек [17].

Социальный антрополог, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС Александра Архипова совместно с коллегами провели исследование акций 23 января в Москве и 31 января в Москве и Санкт-Петербурге, в результате чего был составлен краткий социологический портрет участников наиболее массовых акций. Для акции 23 января в Москве он выглядит следующим образом:

• всего было опрошено 365 человек, из которых: о 55% мужчин, 45% женщин;

о самый молодой участник протестов - 13 лет, самый пожилой - 74 года; о 42% протестующих впервые присутствовали именно на этой акции (для сравнения - на согласованной акции 10 августа 2019 года на проспекте Академика Сахарова пришедших впервые было 17%)

[14].

Подобный опрос был проведён и 31 января на акциях в Москве и Санкт-Петербурге:

• Всего было опрошено 294 человека в Москве и 492 человека в Санкт-Петербурге, из которых:

о большинство участников - с высшим либо неоконченным высшим образованием. В частности, с неоконченным высшим образованием 22% в Санкт-Петербурге, 14% в Москве;

о 33% протестующих в Санкт-Петербурге и 24% в Москве - представители возрастной группы от 18 до 24 лет, тогда как несовершеннолетних на акции - меньше 2%;

о впервые пришедших на митинг в Москве 14% протестующих, в Санкт-Петербурге 17%. При этом, впервые участвовали в других акциях в течение 2021 года 25% протестующих в Москве и 30% в Санкт-Петербурге.

Таким образом, был сделан вывод о том, что участники протестных акций 31 января - это, в основном, молодые люди с высшим/неоконченным высшим образованием (в том числе студенты) в возрасте от 18 до 35 лет

[15]. Данные по возрастному составу участников всех трёх описанных акций приведены на рис. 3.

45 40 35 30 25 20 15 10

Младше 18 лет

От 18 до 24 лет 23 января, Москва

От 25 до 35 лет От 36 до 46 лет От 47 до 57 лет Старше 58 лет ■ 31 января, Москва ■ 31 января, Санкт-Петербург

Рисунок 3. Возрастной состав участников протестных акций (в процентах) в январе 2021 года. Источник: А. Архипова [14][15].

Как можно увидеть из графика, наиболее крупную возрастную группу участников протестных акций составляет в основном молодёжь - от 18 до 35 лет, что лишь частично соотносится с половозрастным составом

5

0

пользователей TikTok в России, где наиболее крупная группа - от 12 до 24 лет, и только на втором месте - группа от 25 до 34 лет.

Для соотношения возрастных групп участников протестных акций и пользователей социальных сетей более подходящей является платформа, в которой, по данным системы Brand Analytics, публикуется наибольший объём контента среди всех социальных сетей в России - ВКонтакте. Краткая статистика ВКонтакте отображена на рис. 4.

ВКонтакте, данные по России

Авторов

28 663 700

Сообщений

496 156 200

Пол

45,3% ♦ 54,7%

Россия, октябрь 2020

Рисунок 4. Статистические данные пользователей социальной сети ВКонтакте: число авторов (пользователей, написавших хотя бы 1 публичное сообщение за месяц), их половозрастной состав. Данные приведены по пользователям из России по состоянию на октябрь 2020 года. Источник: Brand Analytics [21].

Как можно увидеть, возрастной состав российских пользователей ВКонтакте и участников протестных акций в январе 2021 года в большей степени соотносятся друг с другом, за исключением большего процента пользователей ВКонтакте до 18 лет.

Нельзя забывать и о том, что ВКонтакте - самая популярная социальная сеть в России [20], где идёт постоянный обмен самой разной информацией. Контент, публикуемый на этой платформе, в большинстве своём может быть доступен любому желающему, без регистрации - особенно это касается публичных страниц и групп. Так же, как и в TikTok, регистрация необходима для публикации собственного контента и для общения с другими пользователями. При этом во ВКонтакте существуют так называемые «закрытые группы», для просмотра которых необходимо не только быть зарегистрированным пользователем, но и подать приглашение на вступление в такую группу. Аналогичная функция существует и с личными страницами пользователей - их можно сделать «закрытыми», и, чтобы увидеть их содержимое, необходимо отравить пользователю заявку на добавление в «друзья», которая должна быть им одобрена.

По мнению авторов работы, ВКонтакте - своего рода уже «традиционная» для России социальная сеть, в которой зарегистрировано большинство трудоспособного населения, а также практически вся молодёжь. Помимо этого, практически повсеместно во ВКонтакте присутствуют политики (как провластные, так и оппозиционные) и чиновники всех уровней государственной и муниципальной власти [9]. Публичные страницы, посвящённые публикации новостных сообщений (например, «Лентач»), постепенно становятся основным

Ь brand analyti

Возраст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(указан у 43,5% авторов)

до 18 лет 18-24 лет 25-34 лет

35-44 лет

45-54 лет

55 и старше

источником информации для пользователей, особенно молодёжи. Также, немалым числом пользователей ВКонтакте рассматривается в качестве площадки для обсуждения актуальных вопросов политики, сфера политического имеет место быть в межличностной коммуникации на платформе ВКонтакте [8].

В российском сегменте Интернета присутствует и платформа Twitter, которая всегда была значительной виртуальной площадкой в политической среде, начиная с протестов за рубежом (уже упоминаемая «Арабская весна») и продолжая акциями в России. В частности, Twitter уже рассматривался исследователями как эффективный инструмент общественно-политической мобилизации в ходе антикоррупционных протестов 2017 года [6]. Эта площадка остаётся таковой и в 2021 году.

Twitter заметно отличается от иных рассматриваемых платформ своим функционалом: он скорее имеет форму микроблога, чем традиционной социальной сети. Публикация контента в нём происходит с гораздо большей скоростью, чем в TikTok или ВКонтакте - это обусловлено тем, что на любое сообщение в Twitter отведено всего лишь 280 знаков, а также возможность «прикрепить» к посту уже созданные видеоролики, картинки или ссылки на уже опубликованную в других источниках информацию. Пост в Twitter (или же твит) может быть написан и опубликован буквально за минуту. Помимо этого, существует функция «цитирование», схожая с комментариями, но публикуемая на личной странице пользователя. Уже упомянутые хештеги в Twitter играют важнейшую роль - в основном распространение информации происходит именно посредством хештегов [10, с. 21].

Так же, как и во ВКонтакте, за доступность публикуемой информации отвечает сам пользователь, делая свою страницу «открытой» или «закрытой». Контент на «открытой» странице доступен для просмотра всем пользователям Интернета и без регистрации, необходимой, опять же, лишь для публикации собственного контента и для общения с другими пользователями.

Помимо этого, исследователи подмечают, что, в отличие от ВКонтакте и подобных платформ, общение в Twitter носит сравнительно безличный характер [6, с. 70]. При регистрации пользователь совсем не обязательно создаёт свою личную страницу именно как человека. Аккаунты в Twitter могут быть, например, у новостных изданий (телеканал «Дождь»), правительственных организаций, и они ничем не будут отличаться от аккаунтов других пользователей.

Вышеперечисленные особенности Twitter выделяют его в сравнении с другими платформами и создают предпосылки для его популярности: по данным системы Brand Analytics, несмотря на то, что по числу активных авторов (690 тысяч человек) Twitter является самой маленькой социальной сетью в России, по состоянию на октябрь 2020 года в течение месяца в российском сегменте Twitter было опубликовано 32 млн сообщений, из чего следует вывод, что активность пользователей Twitter - самая высокая из всех соцсетей: в среднем на каждого автора приходится 47,1 сообщений в месяц [21].

Как и во время антикоррупционных протестов 2017 года, в течение недели с 18 по 23 января 2021 года Twitter использовался как канал общения и распространения информации (путём ретвитов и «цитирования») о происходящих политических событиях. Также, сторонниками Алексея Навального через Twitter распространялись призывы к участию в протестах, что указывает на организационную роль коммуникации в Twitter. Наше исследование опирается на сервис GetDayTrends, созданный для хранения и анализа данных Twitter и позволяющий отследить популярность тех или иных хештегов в выбранный временной промежуток и на определённой территории распространения. Данные, показывающие популярность хештегов, связанных с Алексеем Навальным, показаны на рисунках ниже.

Рисунок 5. Тренды Twitter в России на 18 января 2021 года, 20:00. Источник: GetDayTrends [25].

Рисунок 6. Тренды Twitter в России на 19 января 2021 года, 20:00. Источник: GetDayTrends [26].

Тренды Твиттера Россия

©

21 января 2021 г.

Время UTC

12:00 13:00 14:00 16:00 17:00 18:00 19:00 20:00 21:00 22:00 23:00

1 #2 3 Ра 6 ота йте Б рат ь я Менее 10К "битов У Г >

2 #Биатлон Менее 10К ~витов Г>

3 #нюдсочетверг Менее 10К "витов

4 Любовь Соболь Менее 1ОК. "витов

5 #23января Менее 10К "витов л/

Рисунок 7. Тренды Twitter в России на 21 января 2021 года, 15:00. Источник: GetDayTrends [27].

Рисунок 8. Тренды Twitter в России на 22 января 2021 года, 20:00. Источник: GetDayTrends [28].

Рисунок 9. Тренды Twitter в России на 23 января 2021 года, 20:00. Источник: GetDayTrends [29].

Как можно увидеть, в течение практически всей недели, начиная с понедельника, 18 января и по субботу, 23 января практически беспрерывно в актуальных темах Twitter присутствуют хештеги, связанные с Алексеем Навальным и объявленным им протестным акциям: #СвободуНавальному, #23января, #23январяЗаСвободу. В течение недели лишь 20 января эти хештеги не были достаточно популярны в связи с проходившей в тот день инаугурацией нового Президента США Джо Байдена. Наибольший всплеск наблюдался непосредственно в день митингов, 23 января: видны как уже упоминавшиеся хештеги, так и отдельные слова, в том числе и на английском языке: Russia, ОМОН, Цветном (митинги проходили в том числе на Цветном бульваре в Москве), Putin. Сообщения о митингах публиковали не только рядовые пользователи, но и аккаунты СМИ, как российских, так и зарубежных, чем и обусловлено наличие иностранных слов. К тому же, через Twitter осуществлялась непосредственная координация движения протестной акции, что возможно благодаря описанному выше функционалу Twitter. Помимо этого, в один из дней можно заметить такой хештег, как #23РаботайтеБратья - это маркер консолидации и укрепления идентичности пользователей, лояльных к действующей власти. «Братья» здесь - это сотрудники ОМОН.

Таким образом, непосредственно на эмпирических данных можно увидеть, что коммуникация в Twitter может создавать условия для организации совместных действий и, соответственно, являться инструментом

общественно-политической мобилизации. Этот процесс во многом схож с подобным явлением, происходившим в марте 2017 года, чему уже уделялось внимание исследователей [6].

Заключение

В заключении работы, на основе собранных теоретических и эмпирических данных можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, социальные медиа действительно создают значительный потенциал для распространения протестных настроений среди граждан. Социальные сети являются своего рода виртуальной репрезентацией реальности, где пользователи могут общаться, а благодаря технологиям, значительно ускоряющим процесс коммуникации, социальные медиа стали удобной площадкой в том числе и для обсуждения политических событий, как тех, которые приковывают к себе острое внимание общества. Благодаря описанным выше функциональным особенностям платформ, за последние годы они стали фактически основным инструментом для формирования политического мышления (в том числе и протестных настроений), проведения общественно -политической мобилизации или даже координации массовых протестных акций, что и происходило в январе 2021 года.

Во-вторых, как уже было сказано, очень многое зависит от конкретной направленности каждой социальной сети: в публикации контента, в целевой аудитории пользователей и так далее. Это непосредственно касается так называемого «феномена TikTok», заключающегося в резкой политизации публикуемого на этой платформе контента с 18 по 23 января 2021 года. Тем не менее в силу того, что сама социальная сеть была изначально направлена на публикацию контента развлекательного характера, а также того, что основная аудитория социальной сети - это подростки, произошедший «феномен» являлся скорее актом гражданского активизма, имеющим характер перформанса, нежели политической мобилизации. Как показали социологические данные с последовавших протестных акций, число несовершеннолетних участников протестов не превышало 5%, что явно не соотносится с аудиторией TikTok. Действительными акторами политической мобилизации, как и в ходе протестов предыдущих лет, скорее стали другие платформы, такие как Twitter и ВКонтакте.

Протестные настроения, конечно, формируются на основе событий, происходящих вне Интернета: в данном конкретном случае «триггером» протеста стал арест Алексея Навального, при этом не стоит забывать, конечно, и про нестабильный социально-экономический фон в стране. Но все дальнейшие события вплоть до момента проведения протестных акций происходили в пространстве социальных медиа: публикация фильма-расследования «Дворец для Путина. История самой большой взятки», его обсуждение, в том числе «феномен TikTok», анонсирование акций протеста. Также, непосредственная координация акций во время их проведения в Москве и Санкт-Петербурге также проходила в социальных сетях, как и, в большинстве своём, освещение акций средствами массовой информации. Из этого можно сделать вывод, что социальные медиа сегодня являются основным пространством для формирования и распространения протестных настроений, особенно, учитывая наибольшую популярность этих настроений именно среди молодёжи, собственно, и являющейся основной аудиторией социальных медиа.

В дальнейшем, как мы предполагаем, с непрекращающимся ростом аудитории социальных медиа, повышением качества их работы и удобства их функционала для пользователей, присутствие в них сферы политического и, в частности, потенциал и возможности для формирования протестных настроений будут только возрастать.

Список используемой литературы:

1. Азаров А. А., Бродовская Е. В., Дмитриева О. В., Домбровская А. Ю., Фильченков А. А. Стратегии формирования установок протестного поведения в сети Интернет: опыт применения киберметрического анализа (на примере Евромайдана, ноябрь 2013 г.) // Мониторинг. - 2014. - №2 (120). - С. 63-78.

2. Априянц К. В. «Твиттер-революции»: микроблоги как инструмент выражения протестных настроений гражданского общества // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2014. - №1. - С. 118121.

3. Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных // Полис. Политические исследования. - 2020. - № 2. - С. 73-91.

4. Балуев Д. Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. - 2013. - №2. - С. 604-616.

5. Балуев Д. Г., Каминченко Д. И. Фактор «новых» средств массовой информации в формировании современного политического индивида // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №1. - С. 266-269.

6. Гончаров Д. В., Нечай В. В. Антикоррупционые протесты 2017: отражение в Твиттере // Полития. -2018. - №1 (88). - С. 65-81.

7. Дукин Р. А. К вопросу определения понятия «Социальные медиа» // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №4. - С. 37-39.

8. Дыбкина А. Н. Новостные паблики ВКонтакте как фактор формирования политического сознания // Скиф. - 2020. - №2 (42). - С. 350-355.

9. Ермолаев В. П. Социальная сеть «ВКонтакте» как современный канал политической коммуникации // Социум и власть. - 2017. - №3 (65). - С. 47-55.

10. Новикова С. А. Российские хэштеги микроблога «Твиттер» как политико-идентификационный маркер // Социум и власть. - 2014. - №5 (49). - С. 20-26.

11. Пырма Р. В. Влияние цифровых коммуникаций на политическое участие // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2019. - №4. - С. 63-69.

12. Пырма Р. В. Протестные настроения российской молодёжи в цифровой сети // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2019. - №6. - С. 100-110.

13. Соколов А. В., Фролов А. А. Интернет-аспекты протестной активности в современной России // Известия АлтГУ. - 2012. - №4-2 (76). - С. 280-283.

14. Архипова А. НОВИЧКИ И НЕ-ШКОЛОТА: Краткий социологический портрет протестующих в Москве [Электронный ресурс] // Facebook. 23.01.2021. URL:

https://www.facebook.com/alexandra.arkhipova.50/posts/4532470916780496 (дата обращения: 17.04.2021)

15. Архипова А. КТО ОНИ, ЭТИ ПРОТЕСТУЮЩИЕ: факты удивительные и не очень [Электронный ресурс] // Facebook. 02.02.2021. URL: https://www.facebook.com/alexandra.arkhipova.50/posts/4561618827199038 (дата обращения: 17.04.2021)

16. Все об акциях 23 января. Как к ним готовятся власти и оппозиция, чего опасаться участникам - и что там с масочным режимом [Электронный ресурс] // Meduza. 22.01.2021. URL: https://meduza.io/slides/vse-ob-aktsiyah-23 -yanvarya (дата обращения: 17.04.2021)

17. МВД оценило число участников акции в поддержку Навального в Москве [Электронный ресурс] // РБК. 24.01.2021. URL: https://www.rbc.ru/politics/24/01/2021/600db7239a7947b8a9481842 (дата обращения: 17.04.2021)

18. «Перемен требуют наши сердца». Масштабный митинг в Петербурге в фоторепортаже Znak.com [Электронный ресурс] // Znak.com. 23.01.2021. URL: https://www.znak.com/2021-01-

23/masshtabnyy miting v peterburge v fotoreportazhe znak com (дата обращения: 17.04.2021)

19. Роскомнадзор потребовал от TikTok удалить призывы к участию несовершеннолетних в протестах [Электронный ресурс] // ТАСС. 20.01.2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/10508603 (дата обращения: 17.04.2021)

20. Социальные сети в России [Электронный ресурс] // Левада-центр. 23.02.2021. URL: https://www.levada.ru/2021/02/23/sotsialnye-seti-v-rossii/ (дата обращения: 17.04.2021)

21. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020 [Электронный ресурс] // Brand Analytics.

30.11.2020. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (дата обращения: 17.04.2021)

22. Сторонникам Навального не разрешат проводить массовые акции в Москве [Электронный ресурс] // Интерфакс. 19.01.2021. URL: https://www.interfax.ru/moscow/745791 (дата обращения: 17.04.2021)

23. Теги #свободуНавальному и #23января в TikTok набрали в сумме больше 200 млн просмотров [Электронный ресурс] // Открытые медиа. 21.01.2021. URL: https://openmedia.io/news/n2/tegi-svobodunavalnomu-i-23yanvarya-v-tiktok-nabrali-v-summe-bolshe-200-mln-prosmotrov/ (дата обращения: 17.04.2021)

24. Теперь никто не боится. «Медуза» рассказывает, как Алексей Навальный и митинги обрушились на российский тикток - и планируют ли сами тиктокеры выйти на улицы [Электронный ресурс] // Meduza.

21.01.2021. URL: https://meduza.io/feature/2021/01/21/teper-nikto-ne-boitsya (дата обращения: 17.04.2021)

25. Тренды Твиттера / Россия / 18 января 2021 г., 20:00 [Электронный ресурс] // GetDayTrends. URL: https ://getdaytrends.com/ru/russia/2021-01-18/20/ (дата обращения: 17.04.2021)

26. Тренды Твиттера / Россия / 19 января 2021 г., 20:00 [Электронный ресурс] // GetDayTrends. URL: https ://getdaytrends.com/ru/russia/2021-01-19/20/ (дата обращения: 17.04.2021)

27. Тренды Твиттера / Россия / 21 января 2021 г., 15:00 [Электронный ресурс] // GetDayTrends. URL: https://getdaytrends.com/ru/russia/2021-01-21/15/ (дата обращения: 17.04.2021)

28. Тренды Твиттера / Россия / 22 января 2021 г., 20:00 [Электронный ресурс] // GetDayTrends. URL: https://getdaytrends.com/ru/russia/2021 -01 -22/20/ (дата обращения: 17.04.2021)

29. Тренды Твиттера / Россия / 23 января 2021 г., 20:00 [Электронный ресурс] // GetDayTrends. URL: https://getdaytrends.com/ru/russia/2021 -01 -23/20/ (дата обращения: 17.04.2021)

30. TikTok и методички. Тиктокерам заказывают видеоролики, осуждающие протесты сторонников Навального [Электронный ресурс] // Znak.com. 25.01.2021. URL: https://www.znak.com/2021-01-25/tiktokeram zakazyvayut videoroliki osuzhdavuchie protesty storonnikov navalnogo (дата обращения: 17.04.2021)

31. TikTok - Обзор. Январь 2021. Динамика Monthly Reach [Электронный ресурс] // Mediascope. WEB -Index. URL:

https://webindex.mediascope.net/report?bvGeo=2&bvDevice=3&bvDevice=1&bvDevice=2&bvMonth=202101&id=38 4931 (дата обращения: 17.04.2021)

32. TikTok - Социально-демографический портрет: Пол и возраст. Январь 2021. Monthly Reach [Электронный ресурс] // Mediascope. WEB-Index. URL: https://webindex. mediascope. net/report/sex-and-age?bvGeo=2&bvDevice=3&bvDevice=1&bvDevice=2&bvMonth=202101&id=384931 (дата обращения: 17.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.