Научная статья на тему 'Фактор риска и неопределенности информации при оценке эффективности проектов'

Фактор риска и неопределенности информации при оценке эффективности проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество исходной информации / степень неопределенности

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жолобов Максим Иванович

Путь от формирования инвестиционной идеи до ее реализации сопровождается уточнением исходной информации. На более ранних этапах создания проектов исходная информация характеризуется повышенной степенью неопределенности. Под неопределенностью информации в данном случае понимается неполнота, или неточность технико-экономических показателей реализации проекта. Принимаемые для обоснования инвестиционных проектов данные могут иметь существенные отклонения фактических значений от проектных, особенно в условиях инфляции. Экономичность проектов в значительной степени зависит от качества исходной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жолобов Максим Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор риска и неопределенности информации при оценке эффективности проектов»

УДК 625.1.003.12

ФАКТОР РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ

М.И. Жолобов Руководитель Свинцов Е.С.

Аннотация

Путь от формирования инвестиционной идеи до ее реализации сопровождается уточнением исходной информации. На более ранних этапах создания проектов исходная информация характеризуется повышенной степенью

неопределенности. Под неопределенностью информации в данном случае понимается неполнота, или неточность технико-экономических показателей реализации проекта. Принимаемые для обоснования инвестиционных проектов данные могут иметь существенные отклонения фактических значений от проектных, особенно в условиях инфляции. Экономичность проектов в значительной степени зависит от качества исходной информации.

Ключевые слова: качество исходной информации, степень

неопределенности.

Введение

Резкое сокращение объемов железнодорожного строительства в 1990-х годах ХХ в. и начавшееся оживление экономики России в начале ХХ1 в. создали ситуацию спроса на рынке, как на сооружение новых линий, так и усиление существующих.

На нынешнем этапе восстановления экономического потенциала России государство не может выделять достаточно инвестиций на усиление мощности сети дорог. Кроме того, государство заинтересовано в строительстве подъездных железнодорожных путей приватизированных предприятий только в тех случаях, когда кроме транспортных задач отдельных частных предприятий решаются также народнохозяйственные и социальные проблемы региона. Все это требует разработки механизма привлечения частных капиталов в данный сектор народного хозяйства. Опыт многих стран показывает, что на первоначальном этапе послекризисного развития экономики страны одним из способов строительства железных дорог может служить заключение договоров концессии.

Широкому применению договоров концессии при строительстве и эксплуатации дорог в нашей стране препятствует отсутствие

законодательной базы в этой области, а также отсутствие методики оценки эффективности данного рода проектов.

1.Особенности разработки договора концессии при строительстве железных дорог

1.1. Основные положения договора концессии и принципы его применения при строительстве и эксплуатации железных дорог

Основные положения договора концессии должны определяться рядом базовых принципов, позволяющих учесть интересы как государства, так и инвесторов (концессионеров). Интересами государства являются обеспечение безопасности движения, как в отношении пассажиров и грузов, так и в отношении окружающей среды и смежных землепользователей. К интересам концессионеров относится получение подряда на строительство железной дороги, гарантированность возврата заемных средств, окупаемости инвестиций с необходимой нормой прибыли в установленные сроки.

Учитывая выполненное обобщение опыта его применения в России и за рубежом, можно предложить следующие основные принципы и условия для концессионного строительства и эксплуатации железных дорог. При этом под принципами понимаются основные руководящие правила, которым следуют при подборе инвесторов, проведении с ними переговоров и заключении договора концессии.

1. Принцип платности, в соответствии с которым, стороны по договору концессии должны определить стоимость своих вкладов в строительство объекта, а также согласовать необходимую норму прибыли (дисконта), с которой будут возвращены инвестиции.

2. Принцип моделирования денежных потоков. Принцип моделирования денежных потоков позволяет отразить типичное поведение и различие в интересах отдельных участников строительства железной дороги на основе договора концессии, различие в их оценках риска, стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта, продолжительности расчетного периода, ожидаемых вариантах развития событий, альтернативности возможных вариантов инвестиций, потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации договора концессии производственных фондов.

3. Принцип положительности и максимума эффекта для всех участников договора концессии. При этом, для государства в составе эффекта должна быть учтена бюджетная и социальная эффективность (создание рабочих мест, рост реальных доходов населения, снижение социальной напряженности, повышение привлекательности региона для ведения предпринимательской деятельности), для остальных участников проекта - коммерческая эффективность.

4. Принцип срочности. Принцип срочности позволяет установить ответственность концессионера по выполнению взятых на себя обязательств с точки зрения соблюдения продолжительности отдельных этапов договора концессии, а также предложить органу государственного управления инструмент контроля за деятельностью концессионера.

5. Принцип возвратности. Данный принцип применяется в отношении обеих сторон договора концессии. Для государства он означает, что переданное имущество и права другому концессионеру должны быть возвращены после окончания договора концессии, т.е. железная дорога должна будет стать государственной. Для концессионера этот принцип означает, что все инвестированные средства он должен себе вернуть за счет доходов от эксплуатации дороги за определенный период времени, именуемый сроком окупаемости, который входит в срок договора концессии.

7. Принцип целевого использования также имеет обоюдное значение для сторон договора концессии и должен быть закреплен в тексте договора в качестве одного из его существенных условий. Принцип целевого использования применяется как к строительному этапу договора концессии, так и к его эксплуатационному этапу.

8. Принцип правопреемства, в соответствии с которым должны быть решены вопросы передачи концессионеру на весь период договора прав, а также ограничения на их использование; прав на созданные за счет концессионера неотделимые улучшения, которые не являлись предметом договора концессии (возвращается ли их стоимость концессионеру после окончания договора концессии и как она определяется); возможность привлечения субконцессионеров. Использование данного принципа позволит снизить риск проекта для концессионера, что сделает строительство железной дороги более привлекательным объектом инвестиций и облегчит поиск инвесторов и проведение с ними переговоров.

2.2. Современная методика оценки и показатели эффективности инвестиционных проектов

До начала заключения договора концессионер оценивает его эффективность. В настоящее время оценка эффективности любых инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

Основными показателями, позволяющими оценить целесообразность любого мероприятия, проекта, инновации являются:

- ЧД - чистый доход (в английской терминологии NV- net value);

- ЧДД - чистый дисконтированный доход или интегральный эффект (в английской терминологии NPV - net present value).

- дисконт проекта - разность между ЧД и ЧДД;

- ВНД(Р) - внутренняя норма доходности (рентабельности) (в английской терминологии IRR - internal rate of return);

- срок окупаемости (в английской терминологии PP - payback period), который может определяться как без дисконтирования (простой срок окупаемости), так и с учетом дисконтирования. Можно отметить, что второй из них всегда больше первого срока окупаемости;

- ПФ - потребность в финансировании, которую называют также капиталом риска, из-за того, что величина ПФ показывает минимальный объем внешнего (заемного) финансирования, необходимый для обеспечения финансовой реализуемости проекта. Если данный показатель определяется с учетом дисконтирования, то он называется ДПФ;

- ИД - индексы доходности затрат или инвестиций. Индекс доходности затрат и индекс доходности инвестиций могут быть рассчитаны как с учетом, так и без учета дисконтирования. При этом индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) равен отношению ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций плюс единица.

Основными показателями, используемыми для сравнения

различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта Эож (экономического - на уровне народного хозяйства, коммерческого - на уровне отдельного участника).

В общем случае расчет ожидаемого интегрального эффекта рекомендуется производить по формуле (Критерий Гурвица):

Э =Л*Э + i-Afj (1)

где Этах и Этщ - наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта (нормы дисконта) по допустимым вероятностным распределениям;

X - специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3.

3. Назначение методики оценки риска инвестиционного проекта

В исследовании производится оценка риска инвестиционного проекта с помощью метода Монте-Карло в сочетании с методом экспертных оценок. Для решения задачи были проведены несколько серий вычислительных экспериментов по оценке влияния различных стохастических параметров величину риска инвестиционного проекта. Для выполнения моделирования и обработки результатов моделирования использовался комплекс программ

на базе системы MATLAB, предоставляющий возможность проводить анализ результатов моделирования с помощью средств визуализации.

На рисунках 1,2 приведены квантили случайной величины X и Эож при различных уровнях согласованности экспертов.

Рис. 1. Квантили случайной величины X при высокой (более изогнутая) и низкой степени согласованности экспертов.

Рис. 2. Квантили случайной величины ожидаемого эффекта при высокой и низкой степени согласованности экспертов.

4. Заключение

В ходе вычислительного эксперимента предложен способ назначения норматива неопределенности, позволяющий в значительной степени сократить объем работы, не вычисляя все промежуточные значения ожидаемого эффекта, по различным сценариям развития событий (при оптимистических и пессимистических нормах дисконта) на примере договоров концессии. Для концессионных проектов величина норматива для учета неопределенности эффекта принимается равной 0,71.

5. Литература

Вадзинский Г.Н. “Справочник по вероятностным распределениям” С.П.Наука 2001г. С-

295.

Чистяков В.П. “Курс теории вероятностей” М.Агар - 2000г. С -256.

Соболь И.М. Численные методы Монте-Карло. - М.: Наука, - 1973.

Волков Б.А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. - М.: Транспорт, -1996. С-192.

Ермаков С.М., Михайлов Г.А. Статистическое моделирование. - М.: Наука, -1982. С-

296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.