ФАКТОРИНГ
ФАКТОР МАЛОГО
АНДРЕЙ
МОСКАЛЕНКО
За шесть месяцев 2015 года совокупный оборот российского факторинга составил 830 млрд рублей, на долю малого и среднего бизнеса (МСБ) в нем пришлось 16%. По сравнению с первым полугодием прошлого года доля МСБ сократилась на 4%, отмечается в обзоре Ассоциации факторинговых компаний (АФК). Клиенты из числа МСБ оказались наиболее чувствительны к ужесточению риск-менеджмента, на который были вынуждены пойти факторы. В условиях экономического спада последние не готовы удовлетворять растущий спрос на факторинговое финансирование.
Как результат, оборот рынка факторинга в сегменте МСБ упал на 33%. В 2015-м по итогам первого полугодия он составил 133 млрд рублей — на 65 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Исследование учитывает данные 18 участников рынка, которые формируют около 75% оборота российского факторинга (отрасль сильно консолидирована). При этом за пределами обзора, по оценкам АФК, осталось еще около 17 млрд рублей оборота. На этот раз в анкетировании АФК не приняли участия факторы, занимающие прочные позиции в сегменте, — например, банки «Открытие» (включая присоединенный «Петрокоммерц»), «Кредит Европа», «Возрождение», «Глобэкс» и ряд других. Оценка реального объема факторинговых операций с МСБ в первом полугодии осложнена была также и тем, что факторы старались минимизировать риски будущих потерь, приостанавли-
Доля малого и среднего бизнеса в обороте факторинга сокращается.
Такие данные были получены в ходе проведенного Ассоциацией факторинговых компаний исследования, с результатами которого первым ознакомился «Бизнесжурнал». В чем причина и что ждет рынок к концу года — редакции рассказали сами факторы.
вая финансирование клиентов. Кроме того, по сравнению с исследованием годичной давности российский рынок факторинга по различным причинам покинули несколько игроков. «Сейчас основная рыночная новость — это отзыв лицензии у Пробизнесбанка, — напоминает генеральный директор Русской факторинговой компании (РФК) Владимир Инякин. — Этот финансовый институт не только служил расчетным банком для многих компаний МСБ, но и являлся основным кредитором ФК «Лайф», которая также фокусируется на этом сегменте. Многие клиенты из числа МСБ, которые пользовались их факторинговыми услугами, остались без финансирования и задумались о смене фактора». Таким образом, консервативная оценка общего объема факторинговых операций в стране в сегменте МСБ составляет примерно 150 млрд рублей.
НА 61 %
ФОРМИРУЮТ КЛИЕНТСКУЮ БАЗУ ФАКТОРИНГА
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
на16%
ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОБОРОТ РЫНКА ФАКТОРИНГА
68 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ОКТЯБРЬ #10 2015
ОБОРОТ И ПОРТФЕЛЬ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В СЕГМЕНТЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1-Е ПОЛУГОДИЕ 2015 ГОДА
ФАКТОР ОБОРОТ С КЛИЕНТАМИ МСБ, МЛН РУБ. ДОЛЯ В ОБЩЕМ ОБОРОТЕ ФАКТОРА ОБЪЕМ ФАКТОРИНГОВОГО ПОРТФЕЛЯ ПО СДЕЛКАМ С МСБ, МЛН РУБ. ДОЛЯ СДЕЛОК С МСБ В ПОРТФЕЛЕ
Промсвязьбанк 27 422,02 16% 4 852,22 10%
ВТБ Факторинг 21 179,49 12% 12 491,66 21%
Металлинвестбанк 20 085,81 85% 3 531,84 85%
ФК «Лайф» 14 726,95 100% 6 202,63 100%
Альфа-банк 13 022,77 21% 2 744,80 20%
Национальная факторинговая компания 8 006,28 24% 2 883,03 23%
ЮниКредит Банк 7 073,70 47% 2 496,36 29%
Ситибанк 6 018,26 100% 981,50 95%
ФК «Санкт-Петербург» 3 117,00 50% 2 216,00 67%
Русская факторинговая компания 3 052,00 78% 1 214,00 59%
ТрансКапиталБанк 2 538,42 25% 541,28 10%
Московский кредитный банк 2 121,53 10% 584,56 10%
Р.Е.Факторинг 1 833,91 46% 576,08 31%
СДМ-банк 1 305,1 1 53% 311,33 55%
ГПБ-факторинг 898,69 1% 144,77 1%
ФК «Клевер» 257,30 34% 500,90 50%
Земкомбанк 155,40 19% 124,87 39%
Ижкомбанк 57,14 100% 43,20 н. д.
Итого: 132 871,78 42 441,03
ГОДОВАЯ ДИНАМИКА РЫНКА ФАКТОРИНГА В СЕГМЕНТЕ МСБ, МЛРД РУБ.
2013
2014
2015
(прогноз)
67,8
71,2
301.3 401,1
313.3
ОБОРОТ
Источник: АФК
ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА СДЕЛОК ФАКТОРОВ С МСБ В 1-М ПОЛУГОДИИ 2015 ГОДА
46,5%
Оптовая торговля
Прочее
3,7%
Услуги
41,9%
Обрабатывающее
производство
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ОКТЯБРЬ #10 2015 69
ФАКТОРИНГ
Несмотря на заметное снижение оборотов, круг лидеров в сегменте почти не изменился: это Промсвязьбанк (доля в обороте среди респондентов — 21%), ВТБ Факторинг (16%), Металлинвестбанк (15%) и Лайф Факторинг (11%). Из респондентов, принимавших участие в исследовании по итогам первого полугодия 2014-го, в нынешнем году положительную динамику продемонстрировали только шесть факторов.
ДАРЬЯ
НИКОЛАЕВСКАЯ
ДИРЕКТОР ДИРЕКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НФК
Квалифицированный спрос на факторинг есть у тех, у кого все-таки присутствует намерение если не увеличить объем продаж, то хотя бы сохранить его на прежнем уровне. Кроме того, повышение конкурентоспособности российских товаров в краткосрочной перспективе может дать импульс для развития экспортного факторинга. Например, наша факторинговая компания получает поддержку со стороны государства в лице ЭКСАР. Так, агентство выдает нам страховое покрытие по финансируемым нами поставкам в адрес экспортеров в страны бывшего СССР и страны дальнего зарубежья.
ВЛАДИМИР
ИНЯКИН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РФК
Рынок факторинга в целом, равно как и сегмент этого рынка, обслуживающий МСБ, традиционно зависит от поведения крупнейших игроков — ВТБ Факторинга, Промсвязьбанка, Альфа-банка и других. Стратегии и планы развития этих игроков в отношении сегмента МСБ не сообщались, поэтому делать какие-либо прогнозы не представляется возможным. В то же время рынок ожидает активного развития компании «Сбербанк Факторинг», однако по косвенным признакам она будет фокусироваться на сделках с крупными клиентами и, таким образом, вряд ли окажет влияние на факторинг в сегменте МСБ.
В любом случае, как отмечает директор дирекции инновационного развития Национальной факторинговой компании (НФК) Дарья Николаевская, темпы снижения в сегменте МСБ оказались гораздо выше, чем общее сокращение рынка факторинга (-16% с января по июль).
— Это связано с тем, что факторы сконцентрировали свое внимание на средних и крупных компаниях, которые более прозрачны, понятны и финансово устойчивы, — объясняет Николаевская. — Именно к таким компаниям в большей степени лояльны банковские структуры. Однако нельзя говорить о том, что «калитка» для МСБ закрыта полностью. Мы анализируем характер конечного спроса на продукцию, уровень долговой нагрузки, качество обслуживания долга и поставщиков, учитываем также, что для многих предпринимателей сегмента МСБ их бизнес является ключевым, зачастую единственным источником дохода. Вероятность того, что у них что-то пойдет не так, намного ниже, нежели в тех компаниях, где ключевые должности занимают наемные менеджеры. Но так или иначе МСБ с оборотом от одного до десяти миллионов рублей в месяц наиболее подвержен влиянию внешних факторов, ключевой из которых — доступность финансирования.
По словам генерального директора компании «Лайф Факторинг» Виктора Вернова, во многом это связано со снижением объемов выдач банковских кредитов для МСБ. «Сейчас активно развиваются государственные программы поддержки предпринимателей, но этого мало для стабильного развития этого сектора экономики, — считает Вернов. — В нынешних условиях имеется повышенный спрос не только на факторинговые решения, но также и на кредитные средства от микрофинансовых организаций, чего не наблюдалось ранее».
Как добавляет директор по развитию бизнеса факторинговой компании «Клевер» Сергей Авдюхин, сегмент МСБ испытывает те же трудности, что и вся экономика в целом: спад продаж, высокие ставки привлечения финансирования, ужесточение требований к заемщикам, задержки платежей от контрагентов и банкротства отдельных участников рынка. И в этой ситуации, по мнению директора дирекции корпоративного бизнеса ОТП Банка Екатерины Миненко, отрадно, что хотя бы во втором квартале 2015 года интерес к факторингу со стороны МСБ повысился. Это подтверждает и отчет АФК, согласно которому оборот факторинга в этом сегменте увеличился относительно первого квартала на 6%, составив 68,5 млрд рублей. Однако Миненко связывает это в первую очередь все же с желанием МСБ получить относительно дешевое финансирование по факторингу по сравнению со ставками по другим кредитным продуктам.
«Абсолютное большинство банков сейчас проводит консервативную кредитную политику, ориентируясь на крупнейших, низкорисковых заемщиков, — говорит Владимир Инякин (РФК). — Поэтому малые и средние предприятия демонстрируют растущий спрос на услуги факторинга. Можно говорить об устойчивой закономерности: сложности с кредитованием обязательно влекут за собой рост спроса на факторинг со стороны МСБ».
Как считает начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев, в последнее время рост интереса МСБ к факторингу действительно колоссален. Сегодня этот доступный и недорогой инструмент оборотного финансирования оценили даже те, кто раньше к нему никогда не прибегал. «В кризис всегда намного тяжелее привлечь
70 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ОКТЯБРЬ #10 2015
просто деньги, нежели продать факторинговой компании дебиторскую задолженность», — подчеркивает банкир.
Об увеличении спроса говорит и Дарья Николаевская из НФК. Но она связывает это не только с ограничением доступности кредитных продуктов, но и с новой политикой поставщиков — сокращением сроков отсрочки платежей в связи с непростыми условиями на рынке.
По словам Виктора Вернова (Лайф Факторинг), за последний год рынок факторинга для МСБ претерпел значительные изменения, и касаются они нескольких аспектов. Во-первых, на рынке наблюдается ощутимое снижение предложения по финансированию как от факторов, так и со стороны банковского сектора. «Многие говорят о присутствии ажиотажного спроса у компаний МСБ на кредитные продукты, но, по сути, дело не в изменении общего уровня спроса, а скорее в сокращении предложения, — считает Вернов. — Для многих категорий предприятий финансирование стало попросту недоступно». Во-вторых, многие факторы сузили свою специализацию за счет изменения модели оценки рисков. «Сейчас для всех факторов наиболее лакомым кусочком являются поставщики сетевого ритейла, при этом многие стали выставлять также приоритеты по отраслям поставщиков, — поясняет эксперт. — Однотипная реакция факторов на повышенные риски контрагентов выразилась в усилении конкуренции в низкорисковых сегментах, объемы же получаемого фондирования в других нишах значительно снизились».
В общей сложности за рассматриваемый период, по данным АФК, услугами факторинга воспользовались свыше 3,2 тыс. малых и средних компаний и ИП, что составляет 61% от всей клиентской базы рынка. На долю клиентов московских офисов факторов приходится 44% портфеля и 55% клиентской базы, доля Санкт-Петербурга — 16% и 12% соответственно. В число федеральных округов с наиболее развитым факторингом в сегменте МСБ также входят Центральный (9% портфеля), Приволжский (8%) и Сибирский (7%).
Совокупный факторинговый портфель, сформированный клиентами МСБ на начало июля этого года, составил 42,4 млрд рублей (за год он потерял 37%). В сегменте малого и микробизнеса на одного клиента за шесть месяцев 2015 года приходится от 9 до 49 млн рублей оборота, в сегменте среднего бизнеса — до 200 млн. При этом задолженность клиента, представляющего в портфелях факторов микро- и малый бизнес, находится в диапазоне от 3 до 17 млн рублей, средний бизнес — до 117 млн.
Что касается отраслевой структуры, то по сравнению с первым полугодием 2014-го соотношение долей торгового, неторгового сектора и реверсивного факторинга с МСБ-дебиторами в обороте сегмента по итогам января-июня текущего года практически не изменилось. Неторговый сектор составляет 47% (плюс 6 процентных пунктов за год), торговый — 51% (минус 7 п. п.), «реверс» продолжает стагнировать — 1,5%. В совокупном портфеле сегмента МСБ динамика торгового и неторгового секторов находится в диапазоне статистической погрешности, отмечается в обзоре. Это, как считают в АФК, может свидетельствовать о результативности программ поддержки факторинговых операций в неторговом секторе МСП Банком. Средства, выделенные в 2014 году, продолжили работать и в первом полугодии 2015-го. Аналитики считают, что в ближайшие 12 месяцев отраслевая картина сегмента начнет меняться вслед за либерализацией отраслевых условий предоставления фондирования со стороны МСП Банка.
«В отраслевой структуре преобладают по-прежнему такие традиционные для факторинга отрасли, как производство и продажа продуктов питания и строительно-отделочных материалов, — отмечает специалист НФК Дарья Николаевская. — Некоторые из компаний, несмотря на снижение платежеспособного спроса населения, увеличивают
ВИКТОР
ВЕРНОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
КОМПАНИИ
«ЛАЙФ ФАКТОРИНГ»
Проблема рисков бизнеса сейчас касается не только банков, но и предпринимателей в целом, особенно малого и среднего бизнеса, для которого неоплата отгруженного заказа может оказаться критической. Поэтому наиболее востребованный продукт в нынешней ситуации — безрегрессный факторинг. Большим спросом пользуются и такие продукты, как закупочный и предпоставочный факторинг, но в данный момент мы сократили это направление из-за ухудшения платежной дисциплины, так как дебиторами по этим продуктам чаще всего выступают также компании МСБ. Помимо этого, повысился спрос на такие услуги, как проверка контрагентов и факторинг-гарантия.
ЕКАТЕРИНА
МИНЕНКО
ДИРЕКТОР ДИРЕКЦИИ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА ОТП БАНКА
Рынок, как и прежде, активнее всего использует классический факторинг с регрессом. В целом по рынку доля безрегрессного факторинга составляет около 30%, из-за того что для факторов он более рискованный, а для клиентов — дорогой. Наш банк на данный момент предлагает оба этих продукта; основным является факторинг с регрессом. В планах на 2016 год — запуск реверсивного факторинга, его еще называют факторингом для крупных дебиторов и федеральных сетей. Этот продукт вот уже на протяжении нескольких лет постепенно набирает обороты в нашей стране, и уже сейчас его можно смело причислить к основным видам факторинга в России.
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ОКТЯБРЬ #10 2015 71
ФАКТОРИНГ
СЕРГЕЙ
АВДЮХИН
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА ФК «КЛЕВЕР»
На рынке сейчас востребован полный перечень факторинговых продуктов. Это и стандартный факторинг с регрессом и без регресса, и реверсивный, и международный факторинг.
К сожалению, в настоящее время для снижения наших рисков мы в основном предлагаем стандартный факторинг с регрессом — и для крупного бизнеса, и для сегмента МСБ. В особых случаях можем рассмотреть безрегрессный факторинг на покупателя очень высокого качества. Реверсивный и международный факторинг очень рискован в текущих реалиях, и экономически более целесообразно сосредоточиться на простых и стандартных продуктах.
СЕРГЕЙ
ВОЕВОДИН
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО РАБОТЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНФРАСТРУКТУРЫ МСП БАНКА
В рамках проведения очередной актуализации «Программы поддержки малого и среднего предпринимательства» мы недавно обновили свою кредитную линейку Новые продукты «Фактор развития — Банк» и «Фактор развития — Компания» позволяют оказать поддержку субъектам МСП вне зависимости от их отраслевой принадлежности. (В предлагавшихся ранее продуктах обязательным условием получения целевого финансирования было отнесение МСП к неторговому сектору экономики.) Кроме того, введена опция «Импульс», позволяющая на более льготных условиях получить финансирование предприятиям, относящимся к приоритетным направлениям стратегии МСП Банка: зарегистрированным в моногородах или регионах с приоритетом государственного развития, выполняющим заказы для крупных предприятий и компаний с государственным участием, резидентам индустриальных и технопарков, а также МСП-экспортерам. Полагаем, что обновленная линейка кредитных продуктов позволит в максимальной степени удовлетворить потребности рынка в получении фондирования на приемлемых ценовых условиях.
с помощью факторинга свои обороты, пользуясь тем, что ряд компаний рынок покинули».
Что касается перспектив рынка факторинга в сегменте МСБ, то он, несмотря на сложную экономическую обстановку, все же сохраняет шансы на рост по итогам текущего года и, возможно, в 2016-м. Только шансы эти — исключительно статистические, связанные с постановлением правительства РФ № 702 от 13 июля 2015 года, увеличившим предельные значения выручки для субъектов МСБ в два раза: для микропредприятий — до 120 млн рублей, малых — до 800 млн, средних — до 2 млрд. Как полагает директор департамента по работе с организациями инфраструктуры МСП Банка Сергей Воеводин, принимая во внимание это расширение критериев отнесения к категории МСБ, можно рассчитывать на прирост совокупного факторингового портфеля, но не более чем на 5-7%.
Сами участники рынка факторинга в большинстве своем не готовы давать прогнозы даже на горизонт в шесть месяцев. «Рынок факторинга для МСБ весьма рискован с точки зрения финансовых институтов и требует серьезных инвестиций в инфраструктуру для построения массового бизнеса, — уточняет топ-менеджер компании «Лайф Факторинг» Виктор Вернов. — В нынешней экономической ситуации говорить о росте не приходится, однако сам факт того, что рынок не снижается, — уже хороший знак». Что касается 2016 года, то здесь, по ожиданиям Вернова, доля факторинга для МСБ может прирасти на 5-10%.
По мнению Сергея Авдюхина из ФК «Клевер», если до конца 2015-го рынок подрастет на 5-10% в связи с традиционным осенним и предновогодним увеличением продаж в торговле, то первая половина следующего года покажет отрицательную динамику в связи с длительными праздниками и, по прогнозам аналитиков, общими негативными тенденциями в российской экономике, такими как дальнейшее ослабление рубля, снижение мировых цен на энергоносители, продолжение санкционных ограничений. «Ко всем этим факторам МСБ даже более чувствителен, чем крупный бизнес», — подчеркивает Авдюхин.
Гораздо больше уверенности у факторов в прогнозах, касающихся того, сможет ли МСБ увеличить свою долю на факторинговом рынке в целом. По оценке вице-президента, начальника департамента оценки кредитных рисков ТрансКапиталБанка Михаила Емельянова, до конца 2015 года доля МСБ в целом по рынку может вырасти примерно до 20% (напомним, сейчас — 16%), а в 2016-м составит 25%.
«Реальность сегодняшнего рынка факторинга такова, — дополняет Екатерина Миненко (ОТП Банк), — что МСБ сможет занять существенную его долю только за счет количества таких компаний. Их действительно много, и, скорее всего, в 2016 году мы увидим дальнейший рост их числа. Если же говорить о так называемом эффекте масштаба или значительном приросте объемов, то это уже вряд ли». Так, расчетный показатель оборота факторинга в сегменте МСБ по итогам 2015 года (без учета изменения предельных значений по выручке. — «БЖ») составил, по оценкам АФК, 313 млрд рублей, что может оказаться на 22% ниже, чем за весь 2014-й. Для сравнения: консенсус-прогноз по обороту рынка в целом составляет 1,85 трлн рублей (-11% от оборота прошлого года). При этом совокупный портфель в сегменте МСБ в 2015 году, по расчетам АФК, щв может увеличиться на 5% — до 71 млрд рублей. Н9
72 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ОКТЯБРЬ #10 2015