Научная статья на тему 'Фактор экономической безопасности личности в регулировании инвестиционного поведения граждан'

Фактор экономической безопасности личности в регулировании инвестиционного поведения граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ECONOMIC SECURITY OF PERSON / ФИНАНСОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / FINANCIAL ANXIETY / СТРАХОВАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INSURANCE AND INVESTMENT POLICY / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медяник Ольга Викторовна

Рассматривается необходимость активной разработки проблематики экономической безопасности личности. До настоящего времени остается открытой проблема упреждения угроз экономической безопасности личности, наносящих экономический и психологический ущерб гражданину. Целью публикуемого исследования является изучение теоретических и практических аспектов изменения психологических характеристик и тенденций в психологии людей (пространственных, временных, информационных, энергетических и т. п.) под влиянием государственной политики страхования и инвестирования. Методический арсенал исследований включил в себя два авторских многофакторных шкальных опросника: «Отношение граждан к государственной политике страхования» и «Финансовая тревожность личности». Предметом исследования являлись психологические характеристики отражения страховой и инвестиционной политики государства в сознании граждан. Факторный анализ результатов обследования по двум опросникам позволил определить два принципиальных компонента: во-первых, проблемы взаимосвязи отношения граждан к страхованию и инвестированию с состоянием национальной экономики и, во-вторых, психологические проблемы, связанные с личным финансированием домашнего хозяйства. Повышение финансовой грамотности и действия, направленные на улучшение личного финансового положения, обеспечивают лучший предикт для трат и сохранения денег в первом компоненте, что в итоге ведет к развитию национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF PERSON IN REGULATION OF CITIZEN’S INVESTMENT BEHAVIOR

The article pays attention to necessity of active working-out of problems of person’s economic security. Up to present time the problem of prevention of threats to persons’ economic safety, which make economical and psychological harm to a citizen still unsolved. The aim of our research is to study theoretical and practical aspects of changes of characteristics and tendencies in psychology of people areal, time-dependent, informational and energetic ones, under the influence of state insurance and investment policy. Methodical store of the researches included two author’s multifactorial scale questionnaires: “Attitude of citizens toward the state insurance policy” and “Financial anxiety of the person”. The subject of our research is psychological characteristics of reflection of state insurance and investment policy in citizens’ minds. Factor analysis of two questionnaires had defined for us two principal components: problems in interconnection of citizens’ attitude to insurance and investing with the condition of the national economy and psychological problems, connected to personal financing of household. Increase of financial awareness and actions aimed to improvement of personal financial condition provide the better prediction for expenses and saving money in the first component, which leads to development of national economy.

Текст научной работы на тему «Фактор экономической безопасности личности в регулировании инвестиционного поведения граждан»

Краткие сообщения

УДК 159.923:330.322 DOI: 10.14529^у180108

ББК Ю935 + Ю953

ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН

О.В. Медяник

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Рассматривается необходимость активной разработки проблематики экономической безопасности личности. До настоящего времени остается открытой проблема упреждения угроз экономической безопасности личности, наносящих экономический и психологический ущерб гражданину. Целью публикуемого исследования является изучение теоретических и практических аспектов изменения психологических характеристик и тенденций в психологии людей (пространственных, временных, информационных, энергетических и т. п.) под влиянием государственной политики страхования и инвестирования. Методический арсенал исследований включил в себя два авторских многофакторных шкальных опросника: «Отношение граждан к государственной политике страхования» и «Финансовая тревожность личности». Предметом исследования являлись психологические характеристики отражения страховой и инвестиционной политики государства в сознании граждан. Факторный анализ результатов обследования по двум опросникам позволил определить два принципиальных компонента: во-первых, проблемы взаимосвязи отношения граждан к страхованию и инвестированию с состоянием национальной экономики и, во-вторых, психологические проблемы, связанные с личным финансированием домашнего хозяйства. Повышение финансовой грамотности и действия, направленные на улучшение личного финансового положения, обеспечивают лучший предикт для трат и сохранения денег в первом компоненте, что в итоге ведет к развитию национальной экономики.

Ключевые слова: экономическая безопасность личности, финансовая тревожность, страховая и инвестиционная политика, финансовые риски.

Введение

Частная инвестиционная и страховая деятельность гражданина так же, как и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Под частной инвестиционной деятельностью гражданина понимаются локальные объекты личного инвестирования, доступные российскому гражданину: банковские депозиты, накопительное страхование жизни, обязательные и добровольные виды страхования. Другими словами, такие виды инвестиционной деятельности, которые граничат с финансовым риском и во многом определяют стабильность экономики, а также реальное отношение граждан к действующей государственной финансовой политике.

В условиях экономической и политической, а теперь уже и геополитической неопределенности государственные финансовые ин-

ституты Российской Федерации мало уделяют внимания психологическим составляющим инвестиционного поведения граждан. Инвестиционная деятельность российского гражданина как финансовый институт не носит массового характера, но объективно увеличивается число граждан, включенных в этот процесс, причем их основу составляют в основном люди со средним или высоким уровнем доходов (Безденежных, 2012).

Вследствие недостаточной финансовой грамотности населения гражданин в осуществлении своих экономических потребностей ситуативно ищет пути выхода из кризиса и, как следствие, зачастую идет на финансовый риск, который трудно предвидеть и оценить. Негативные психологические последствия такого поведения, к сожалению, не заставляют себя долго ждать, проявляясь переживанием человеком проблем долгового поведения и вызванной им бедности, переживание посяга-

тельства на личное имущество (Голубева и Спасенников, 2009).

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, особенно в кризисных ситуациях, роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления она снижается, но никогда не исчерпывается (Джалилова, 2011). Например, позитивное восприятие такого финансового института, как страхование, которое в западных странах уже давно воспринимают как важный в социальном плане институт, защищающий личное имущество граждан, имеет массовый характер. В то же время в России такой институт отвергается либо не поддерживается большинством населения. К сожалению, не получает своего достойного развития программа добровольного медицинского страхования, которая, по сути, избавила бы российскую медицину от бедности и нехватки достойных медицинских кадров (Медяник, 2015). Если обратить внимание на рейтинг топ-10 стран с лучшим здравоохранением, то в их число входят Германия, Израиль, США и другие страны, в которых есть государственные программы, обязывающие каждого гражданина иметь медицинскую страховку. Программы избирательных компаний западных политических лидеров порой строятся на стратегиях внедрения новых программ медицинского страхования, что наглядно показал пример избранного в 2017 году президента США Дональда Трампа, который в самом начале своего президентства отменил ранее проводившуюся в стране реформу здравоохранения, как раз обязывающую каждого американца иметь медицинскую страховку («Obama care»), а также программу государственного субсидирования Medicaid, с пропагандой которой приходил к власти предыдущий президент США Барак Обама.

На сегодняшний день в России государство (фактически - государственный бюджет) по большей части является страховщиком первой инстанции в отношении множества рисков, которые могли бы покрываться страховой отраслью, как это и происходит в западных странах. Например, в Германии один из самых высоких в мире показатель доли страховых услуг, предоставляемых физическим лицам - 87 % объема германского страхового рынка, что в значительной мере является результатом проведения стимули-

рующей государственной политики (Дейне-ка, 2015). Российские страховщики же до сих пор в значительной степени не участвуют в принятии на себя рисков, покрываемых в настоящий момент средствами государственного бюджета. Возможно наше государство в период экономического «взросления» должно обратить большее внимание на человека как перспективного субъекта инвестиционной деятельности. Именно частные инвестиции самих граждан во многом запускают экономику государства. Актуальность такого вопроса велика, поскольку на макроэкономическом уровне экономику обеспечивает человеческий фактор, который воплощается в воле к ответственной оценке последствий принятия экономико-политических решений (Дейнека, 2002).

Целью исследования явилось изучение отношения россиян к страхованию и частному инвестированию в экономической политике, формирующегося с учетом влияния различных факторов (региона проживания, пола, возраста, уровня субъективного дохода и личностных свойств).

Предметом исследования являлись психологические характеристики отражения страховой и инвестиционной политики государства в сознании граждан.

Выборку исследования составили потребители страховых услуг - клиенты страховых компаний г. Санкт-Петербурга.

Гипотезами исследования стали:

- гипотеза № 1: достаточно сильно отражен показатель фатальности в страховом поведении граждан, которые больше доверяют судьбе, нежели страховым институтам;

- гипотеза № 2: в российских гражданах еще, возможно, преобладают иждивенческие и патерналистические настроения как последствия существования советского периода, в котором государство брало на себя всю инициативу по защите граждан по всем страховым рискам;

- гипотеза № 3: низкое доверие и потребительский пессимизм, сказывающийся на низких доходах и таких же тратах граждан, может привести к экономической ситуации, при которой появится потребительский страх, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на национальной экономике;

- гипотеза № 4: устойчивость личного финансового положения и финансовая тревожность гражданина взаимосвязаны и имеют

положительный эффект для развития личного инвестиционного и страхового поведения.

Задачи, которые предстояло решить в ходе исследования:

1) обоснование актуальности и новизны проблемы отношения граждан к государственной политике, стимулирующей инвестиционное поведение гражданина в Российской Федерации, отражающее внутренние и внешние экономические риски, рассматриваемые в рамках политической и экономической психологии как научной дисциплины;

2) изучение теоретических и практических аспектов изменения базисных характеристик и тенденций в психологии людей -пространственных, временных, информационных, энергетических и т. д. под влиянием государственной политики страхования и инвестирования;

3) проведение эмпирического исследования с помощью авторских многофакторных шкальных опросников.

Методы эмпирического исследования

Выборка участников исследования

Были опрошены 53 клиента страховых компаний г. Санкт-Петербурга, в том числе 31 женщина и 22 мужчин в возрасте преимущественно от 25 до 45 лет с субъективно оцениваемым уровнем дохода как «средний» и «высокий».

С учетом того, что в России процесс сбережения и страхования имеет свою психологическую специфику и практически отсутствуют разработанные психологические методы исследования отношения граждан к институтам страхования и инвестирования, автором публикации (при участии О С. Дейнеки) были разработаны оригинальные шкальные многофакторные опросники «Отношение граждан к государственной политике страхования» и «Финансовая тревожность личности». Создание опросных инструментов предполагало наличие четырех этапов: 1) подбор концептуальных положений конструкта; 2) конструирование утверждений; 3) корректировку текста опросника; 4) проверку надежности и валидности опросника на основе факторизации данных.

Результаты эмпирического

исследования

Факторный анализ двух опросников определил два принципиальных компонента: проблемы взаимосвязи отношения граждан к

страхованию и инвестированию с состоянием национальной экономики и психологические проблемы, связанные с личным финансированием домашнего хозяйства.

Первый компонент показывает больше вариаций предельных отклонений от базовых значений. Российские граждане крайне озабочены состоянием национальной экономики как в позитивном, так и негативном направлениях. В период экономического кризиса главной опасностью становится негативное отношение граждан к проблеме национальной экономики, следствием которого является негативное отношение и к личной финансовой и инвестиционной деятельности. Улучшение личного финансового положения обеспечивает лучший предикт для трат и сохранения денег в первом компоненте, что ведет к развитию национальной экономики.

Обсуждение результатов

эмпирического исследования

Результаты исследования по опроснику «Отношение граждан к государственной политике страхования» показали, что для российских граждан главным гарантом финансовой защиты все же является государство. Статистический анализ средних показателей показал, что, по мнению респондентов, основные финансовые риски в чрезвычайных ситуациях должно брать на себя правительство (73,33 % численности выборки). Им представляется очевидным, что во всех финансовых проблемах нужно винить политику государства (23 %), а не самих себя (56,6 %). Также совершенно очевидно, что в России налицо низкая финансовая грамотность населения - так считают 90,57 % испытуемых. Тем самым получает подтверждение одна из гипотез исследования: статистические данные отражают показатель фатальности граждан, которые больше доверяют судьбе, нежели покупают страховой полис (84,78 %). Причиной этого, возможно, является несовершенство и недостаточность информационных ресурсов по продуктам страховых и инвестиционных услуг (63,05 %). Развитие страхового рынка происходит посредством работы страховых посредников (страховых агентов), доверие к которым очень показательно высоко в проведенном исследовании (82,61 %), в то время как интернет-ресурсы влияют на принятие такого решения при покупке страхового полиса только для 6,52 % респондентов (Дейнека, 1999б).

В результате факторного анализа данных было выделено четыре фактора, характеризующих отношения российских граждан к государственной политике страхования.

Первый по величине объясняемой дисперсии фактор был назван фактором волюнтаристической/фаталистической инвестиционной установки (9,6 % дисперсии переменных), поскольку объединяет в себе характеристики, связанные с готовностью граждан купить страховой полис, нежели довериться судьбе (значение коэффициента нагрузки на фактор 0,64), доверяя покупку только у проверенного страхового агента (0,75). Участники исследования охотно доверяют свои деньги негосударственным страховым компаниям (0,51), не считая их «мошенниками» и «ворами» (0,41). Граждане с волюнтаристической инвестиционной установкой не испытывают судьбу, действуют рационально (0,54), предпринимая волевые усилия для поиска надежной страховой компании, страхового агента, прибегая к советам друзей (Дейнека, 2008).

Второй по информативному весу фактор был назван фактором рациональной/рыночной установки (8,5 % объясняемой дисперсии), образованный утверждениями, связанными с убежденностью испытуемых в том, что государство должно опекать и заботиться о своих гражданах, принимая на себя риски, связанные, например, со стихийными бедствиями (0,63), выделяя деньги на покрытие страховых расходов из госбюджетных средств (0,78). Вероятно, и в постсоветский период в популяции продолжают преобладать иждивенческие и патерналистические настроения как отражение ранее существовавшей практики взятия государством на себя инициативы по защите граждан по всем страховым рискам. Тем самым получает свое косвенное подтверждение одна их наших гипотез. При социалистическом укладе экономики государство брало на себя большую ответственность за трудовую занятость населения, производство, доходы, здравоохранение, образование детей и взрослых, пенсионное обеспечение и другие социальные обязательства. В социалистической экономике также снижена возможность выбора продуктов или брендов, поэтому легче предсказать и объяснить доверие к тем или иным потребительским тратам, поскольку существует дефицит и малое разнообразие товаров и меньше свобо-

ды, чтобы выбрать товар (Медяник, 2017). Тем самым исторически российские граждане привыкали брать на себя меньше рисков, чем люди, живущие при капиталистической экономике.

Достаточно значимым (с нагрузкой 0,72) для испытуемых так же является их ближний круг (семья, родственники, друзья). Таким образом, для большинства опрошенных государство и семья являются главными «защитниками» в момент наступления страхового случая и непредвиденных ситуаций (Медяник, 2016).

Следующий показатель получил название ориентировочно-п оискового фактора

(с 7,4 % информационной нагрузки). С наибольшей нагрузкой в него вошли признаки, отражающие поисково-ориентировочную деятельность, связанную, например, с поиском предложения по страхованию в интернете (0,73) или выбором страховщика, прибегая к советам друзей (0,42). Респонденты откровенно сообщали, что во многом не понимают смысла оказания страховых услуг (0,61), при этом среди этой группы опрошенных преобладали покупатели обязательных видов страхования (0,74). По нашему мнению, среди потребителей страховых услуг встречаются две категории, полярно оценивающие свое доверие к продажам через Интернет. Для тех, кто ищет выгодное предложение в интернете, страховые компании разрабатывают всевозможные программы прямых интернет-продаж. Большинство не доверяющих рекламе в интернете принимают решение о покупке страхового полиса только после обсуждения с друзьями или проверенным страховым агентом. Следует отметить, что среди пользователей страховых услуг преобладает вторая категория граждан, несмотря на то что интернет-технологии предоставляют достаточно доступный сервис интернет-продаж (Дейнека, 2009).

Следующий фактор подтвердил третью гипотезу. Фактор доверия (вес 6,1) объединил в себя характеристики, отражающие корреляции низких доходов граждан (0,80) и уровня финансовой грамотности населения (0,50) с убеждением, что только грамотная экономическая политика может изменить ситуацию в стране в лучшую сторону и определить благополучие граждан (0,58). Доверие -это жизненный фактор в экономике (Дейнека, 1999а), и считается, что потребители должны

доверять государственным и частным финансовым институтам. Низкое доверие и потребительский пессимизм, сказывающийся на низких доходах и тратах граждан, может привести к экономической ситуации, при которой появляется потребительский страх, что может отрицательно сказаться на национальной экономике. В противном случае высокое доверие, высокая потребительская активность может привести к ситуации, при которой активность потребителей составляет наибольшую выгоду для экономики (Miller, 1998; Slater, 1997). Доверие, по мнению Ф. Фукуямы (2004), является культурным ключом к процветанию. Доверие к банкам и страховым компаниям как к финансовым институтам особенно необходимо в тех условиях, когда качество предлагаемых продуктов и услуг невозможно оценить перед их покупкой (так называемый «кредит доверия»). Некоторые финансовые продукты, например, ипотека, накопительное страхование жизни и т. п., приобретаемые как долгосрочные контракты на период 10-20 лет, должны создавать у потребителей уверенность в надежности финансовых институтов. Это и есть «кредит доверия» на долгосрочную временную перспективу, поскольку клиент на протяжении действия всего срока контракта должен верить, что по окончанию срока действия страхового полиса он получит обратно денежные средства или имущественные права.

Согласно данным опросника «Финансовая тревожность личности», 43,18 % испытуемых чувствуют себя относительно безопасно в текущей политической и финансовой ситуации в Российской Федерации, хотя уровень их инвестиционного интереса достаточно низкий: граждане не готовы покупать личный автотранспорт и(или) недвижимость в кредит (25,58 %). Возможно, этот тренд сложился из-за высоких тарифных ставок либо исторически обусловленной неготовности жить долгое время в обременении. В целом финансовая тревожность становится достаточно сильным фактором, влияющим на жизнь россиян. Например, у достаточно большого числа респондентов отмечаются относительно высокие показатели деструктивных психосоматических реакций, связанных с переживанием финансовых трудностей (30,23 %), например, бессонница (27,90 %), мышечные спазмы (26,19 %), учащенное сердцебиение (20,93 %), панические настроения (14,28 %). Проведенное исследование ставит вопрос поиска причин проявления

различных форм экономической безопасности личности и возможных способов компенсации и преодоления финансовой тревоги с помощью регуляции экономической политики государства. По итогам опроса не установлено значимых корреляционных связей с психосоматическими проявлениями, сведения о которых были преднамеренно включены в опросник в виде достаточно большого перечня для подтверждения/исключения четвертой гипотезы: из 31 утверждений 20 были посвящены изучению психосоматических проявлений и переживаниям, связанным с личной финансовой ситуацией. Возможно, все-таки клиенты страховых компаний чувствуют себя достаточно уверено в действующей экономической ситуации, имеют средний или выше среднего доход и не готовы делится личными переживаниями за финансовые неудачи (Medyanik, 2016).

В результате факторного анализа данных «Опросника финансовой тревожности» были выделены четыре значимых фактора, имеющих отношение к тревоге и переживаниям потребителя за личную финансовую ситуацию.

Первый фактор объединил в себя почти все основные «психосоматические» утверждения и был назван фактором финансовой тревожности (20,5 % объясненной дисперсии). Он скрыто, но достаточно весомо расставил акценты по утверждениям, содержащим информацию об отражении наличия психосоматических реакций (Medyanik, 2017), например, «Мои мышцы сжимаются и мне тяжело дышать, если меня обманули с деньгами» (0,86), «Я испытываю сложности с концентрацией внимания, ощущение пустоты в голове из-за возможных страхов и забот, связанных с деньгами» (0,86).

Второй фактор обозначен как фактор переживания дефицита денег (4,8 % дисперсии), поскольку он объединил утверждения, связанные с переживанием нехватки денег, которое часто сопровождается (Дейнека, 2000) эмоциональным стрессом (0,82) и раздражительностью (0,59).

Третий фактор ценности страховой защиты объединил признаки необходимости иметь страховую защиту, поскольку она снижает финансовую тревогу (0,80), также как и страховка на автомобиль обеспечивает душевный покой (0,58) на фоне реальных опасений опрошенных попасть в дорожно-транспортное происшествие (0,56). Проведенный опрос показал, что устойчивость личного фи-

нансового положения и тревожность индивидуума взаимосвязаны и имеют положительный эффект для развития личного инвестирования. Переживание финансовой тревоги, по сути, запускает покупательский интерес к инвестиционным продуктам, активизирует потребителя на поиск финансовых продуктов, которые могут дать ему уверенность в завтрашнем дне и избавят от переживаний риска полного разорения или потери имущества (Дейнека, 2006).

Заключение

Главный вывод описываемого исследования обусловлен пониманием того, что отношение граждан к политике страхования и инвестирования в России находится еще в фазе развития, поскольку доля финансовых средств граждан, направляемых на накопление, относительно невелика и кратковременна, поскольку у населения еще не сформировалась привычка делать сбережения в современных, обусловленных рыночным типом экономики формах (имущественное страхование, накопительное страхование жизни и т. д.), мало встречается практика правильного расчета экономических рисков и относительно невелик среднестатистический доход населения.

Факторный анализ результатов двух авторских шкальных многофакторных опросников подтвердил первые три исследовательских гипотезы, а четвертая подтвердилась лишь частично. Граждане с высокими и средними показателями финансовой тревожности в большей мере вовлечены в страховой и инвестиционный процесс, поскольку сохранение личного имущества и финансовых накоплений является достаточно сильным фактором психологического комфорта и личного благополучия индивидуума.

Психологическая составляющая экономического регулирования предполагает также наличие системы просветительской деятельности, воспитания и обучения гражданина для исполнения им роли страхового и инвестиционного потребителя. Необходима большая работа государства с населением при осуществлении инвестиционной и страховой политики, поскольку постоянство личного финансового положения граждан может послужить стимулом к накоплению сбережений и трансформации их в инвестиции, столь необходимых для государства.

Литература

1. Безденежных, В. Неопределенности и риски современного мира: Эволюция содержания /В. Безденежных // Экономическая психология в современном мире: сборник научных статей. - М.: Экон-информ, 2012. - С. 30-56.

2. Голубева, Г.Ф. Экономическая психология и духовно-нравственные проблемы созидательной деятельности в России / Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы десятой юбилейной междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - С. 40-47.

3. Дейнека, О.С. Экономическая психология в российской политике переходного периода: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.12. / О.С. Дейнека. - СПб., 1999а.

4. Дейнека, О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы / О.С. Дейнека. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999б.

5. Дейнека, О.С. Экономическая психология: учеб. пособие / О.С. Дейнека. - СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2000.

6. Дейнека, О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании / О.С. Дейнека //Психологический журнал. - 2002. - № 23(2). - С. 36-46.

7. Дейнека, О.С. Экономическая психология / О.С. Дейнека // Нац. психологический журнал. - 2006. - №1(1). - С.110-114.

8. Дейнека, О.С. Социальные регуляторы как факторы реализации экономической власти и политики / О.С. Дейнека //Психология власти: материалы 2-й междунар. науч. Конф. - СПб.: СПбГУ, 2008. - С. 37-41.

9. Дейнека, О.С. Методология экономико-политических исследований на кафедре политической психологии СПбГУ / О.С. Дейнека // Теория и практика российской политической психологии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - С. 174-177.

10. Дейнека, О.С. Опыт эмпирических исследований политического и экономического сознания / О.С. Дейнека // Вестн. СПбГУ. Сер. 16. Психология, педагогика. - 2015. -№ 3. - С. 13-26.

11. Джалилова, К.А. Собственность в современной системе рыночных отношений/ К.А. Джалилова // Вестник социально-педагогического института. - 2011. - 2(3). - С. 2533.

12. Медяник, И.В. Детство в контексте глобального мира: миграции и терроризм /

И.В. Медяник, О.В. Медяник // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. -С. 229-231.

13. Медяник, О.В. Отношение граждан к государственной финансовой политике как фактор экономической безопасности личности / О.В. Медяник // Сборник научных статей Института социальных исследований ИнгГУ. - Назрань: Институт социальных исследований ИнгГУ, 2015. - С. 179187.

14. Медяник, О.В. Отношение граждан к государственной финансовой политике как фактор экономической безопасности личности / О.В. Медяник // Психология XXI века: российская психология в контексте мировой науки: материалы международной научной конференции молодых ученых. - СПб.: Скифия-принт, 2016. - С. 265-266.

15. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

16. Medyanik, O. Importance of psychoanalysis for solving the problem of economic security of a personality in Russia / О. Medyanik // International Psychological Applications Conference and Trends (InPACT). - 2016. - Lisbon, Portugal, 2016.

17. Medyanik, O. The factor of economic security of person in the regulating of insurance and investment policy / О. Medyanik // International Psychological Applications Conference and Trends (InPACT) 2017. Lisbon, Portugal, 2017.

18. Miller, D. A Theory of Shopping (paperback) / D. Miller. - Ithaca, NY: Cornell University Press, 1998.

19. Slater, D. Consumer Culture and Modernity / D. Slater. - Cambridge, UK: Polity Press, 1997.

Медяник Ольга Викторовна, ассистент кафедры политической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург), Российская Федерация, [email protected]

Поступила в редакцию 21 января 2018 г.

DOI: 10.14529/psy180108

FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF PERSON IN REGULATION OF CITIZEN'S INVESTMENT BEHAVIOR

O.V. Medyanik, [email protected]

Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

The article pays attention to necessity of active working-out of problems of person's economic security. Up to present time the problem of prevention of threats to persons' economic safety, which make economical and psychological harm to a citizen still unsolved. The aim of our research is to study theoretical and practical aspects of changes of characteristics and tendencies in psychology of people - areal, time-dependent, informational and energetic ones, under the influence of state insurance and investment policy. Methodical store of the researches included two author's multifactorial scale questionnaires: "Attitude of citizens toward the state insurance policy" and "Financial anxiety of the person". The subject of our research is psychological characteristics of reflection of state insurance and investment policy in citizens' minds. Factor analysis of two questionnaires had defined for us two principal components: problems in interconnection of citizens' attitude to insurance and investing with the condition of the national economy and psychological problems, connected to personal financing

of household. Increase of financial awareness and actions aimed to improvement of personal financial condition provide the better prediction for expenses and saving money in the first component, which leads to development of national economy.

Keywords: economic security of person, financial anxiety, insurance and investment policy, financial risks.

References

1. Bezdenezhnykh V. [The Uncertainties and Risks of the Modern world: Evolution of Content]. Ekonomicheskaya psikhologiya v sovremennom mire: sbornik nauchnykh statey [Economic Psychology in the Modern World: a Collection of Scientific Articles]. Moscow, Ekon-inform Publ., 2012, pp. 30-56. (in Russ.)

2. Golubeva G.F., Spasennikov V.V. [Economic Psychology and Spiritual and Moral Problems of Creative Activity in Russia]. Ekonomicheskaya psikhologiya: aktual'nye teoreticheskie i prikladnye problemy [Economic Psychology: Current Theoretical and Applied Problems]. Irkutsk, "BGUEP" Publ., 2009,pp.40-47.

3. Deyneka O.S. Ekonomicheskaya psikhologiya v rossiyskoy politike perekhodnogo perioda. Diss. doct. psikhol. nauk [Economic Psychology in Russian Politics in Transition. Doct. Diss. (Psychology)]. St. Petersburg, 1999a.

4. Deyneka O.S. Ekonomicheskaya psikhologiya: sotsial'no-politicheskie problemy [Economic Psychology: Socio-political Problems]. St. Petersburg, Saint Petersburg University Publ., 1999b.

5. Deyneka O.S. Ekonomicheskaya psikhologiya [Economic Psychology]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2000.

6. Deyneka O.S. [Dynamics of Macroeconomic Components of the Image of Money in Ordinary Consciousness]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2002, no. 23(2), pp. 36-46. (in Russ.)

7. Deyneka O.S. [Economic Psychology]. Nats. psikhologicheskiy zhurnal [The National Psychological Journal], 2006, no. 1(1), pp. 110-114. (in Russ.)

8. Deyneka O.S. [Social Regulators as Factors of Realization of the Economic Power and a Policy]. Psikhologiya vlasti [Psychology of Power]. St. Petersburg, Saint Petersburg University Publ., 2008, pp. 37-41. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Deyneka O.S. [Methodology of Economic and Political Studies at the Department of Political Psychology of Saint Petersburg University]. Teoriya i praktika rossiyskoy politicheskoy psikhologii [Theory and Practice of Russian Political Psychology], St. Petersburg, Saint Petersburg University Publ., 2009, pp. 174-177. (in Russ.)

10. Deyneka O.S. [The Experience of Empirical Studies of Political and Economic Consciousness]. Vestn. SPbGU. Ser. 16. Psikhologiya, pedagogika [Bulletin of the Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology, pedagogics], 2015, no. 3, pp. 13-26. (in Russ.)

11. Dzhalilova K.A. [Ownership in the Modern System of Market Relations]. Vestnik sotsial'no-pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the South Ural State University], 2011, vol. 2(3), pp. 25-33. (in Russ.)

12. Medyanik I.V., Medyanik O.V. [Childhood in the Context of the Global World: Migration and Terrorism]. Prazdnik i povsednevnost': evristicheskiy potentsial detstva [Holiday and Daily Life: the Heuristic Potential of Childhood]. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gertsena [Herzen University] Publ., 2017, pp. 229-231. (in Russ.)

13. Medyanik O.V. [The Attitude of Citizens to Public Financial Policy as a Factor of the Economic Security of the Individual]. Sbornik nauchnykh statey Instituta sotsial'nykh issledovaniy IngGU [Collected scientific articles of the Institute of Social Studies of IngSU]. Nazran', Institut sotsial'nykh issledovaniy IngGU [Institute of Social Studies of the Ingush State University] Publ., 2015, pp. 179-187. (in Russ.)

14. Medyanik O.V.[The Attitude of Citizens to Public Financial Policy as a Factor of the Economic Security of the Individual]. Psikhologiya XXI veka: rossiyskaya psikhologiya v kontekste mirovoy nauki [Psychology of the XXI Century: Russian Psychology in the Context of World Science]. St. Petersburg, Skifiya-print Publ., 2016, pp. 265-266. (in Russ.)

15. Fukuyama F. Doverie: sotsial'nye dobrodeteli i put' kprotsvetaniyu: Per. s angl. [Trust: Social Virtues and the Path to Prosperity. transl. from English]. - Moscow, "ACT" Publ., "Ermak" Publ., 2004.

16. Medyanik O. [Importance of Psychoanalysis for Solving the Problem of Economic Security of a Personality in Russia]. International Psychological Applications Conference and Trends (InPACT). Lisbon, Portugal, 2016.

17. Medyanik O. [The Factor of Economic Security of Person in the Regulating of Insurance and Investment Policy]. International Psychological Applications Conference and Trends (InPACT), 2017. Lisbon, Portugal.

18. Miller D. [A Theory of Shopping (paperback)]. Ithaca, NY, Cornell University Press, 1998.

19. Slater D. [Consumer Culture and Modernity]. Cambridge, UK, Polity Press, 1997.

Received 21 January 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Медяник, О.В. Фактор экономической безопасности личности в регулировании инвестиционного поведения граждан / О.В. Медяник // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. - Т. 11, № 1. - С. 88-96. DOI: 10.14529^180108

FOR CITATION

Medyanik O.V. Factor of Economic Security of Person in Regulation of Citizen's Investment Behavior. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2018, vol. 1, no. 1, pp. 88-96. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy180108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.