УДК 159.9
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1
О. С. Дейнека, Ж. З. С. Матемулане
ОБРАЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ У ГРАЖДАН МОЗАМБИКА (РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ-ИССЛЕДОВАНИЯ)
Воздействие политических структур на национальное хозяйство преломляется через психологию людей, их ментальные и личностные особенности, ситуативные компоненты сознания и историческую память. Чтобы функционировали политические и экономические институты, «необходимы определенные фигуры сознания людей, реализующих экономическое и политическое поведение» [1]. Образы государства и его экономической политики вплетаются в социально-психологическую ткань общества, вне которой экономико-политические процессы малообъяснимы.
Экономическую политику определяют как совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы [2], направленную на то, чтобы упорядочить и предопределить их протекание [3]; процесс обмена между гражданином и государством, при котором каждый соглашается обменивать свою долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, потребляемые совместно [4]. Целью государства как формы организации современного общества и ведущего субъекта экономической политики является обеспечение единства и независимости общества, поддержание общественного (хозяйственного, социального и др.) порядка и безопасности, а также выполнение иных общественных функций посредством властной деятельности и закона [5, 6].
Сегодня немыслимо говорить об экономике и экономической политике стран вне глобального контекста, поскольку глобализация является объективной реальной силой, которая определяет взаимосвязь и взаимозависимость стран на основе экономических и политических процессов, охватывая все сферы жизнедеятельности общества. К числу положительных сторон феномена глобализации экономики можно, безусловно, отнести такие факторы как неизбежная конкуренция, единые «правила игры», разработка мер коллективной безопасности, открывающие большие возможности для развития всех стран. Тем не менее, следует подчеркнуть, что обеспечение эффективной экономической безопасности зависит и от того, к какому типу относится то или иное государство — ресурсопотребляющему или ресурсовывозящему. Очевидно, что в условиях кризисных явлений менее защищенными остаются ресурсовывозящие страны [7]. К таковым относится Республика Мозамбик, обеспечение функционирования основных государственных служб и инфраструктур которой в значительной степени зависит от внешних партнеров. Основными эмергентными партнерами для африканских стран в последнее время стали Китай, Бразилия и Индия, хотя и другие государства все более активно проявляют свои интересы на африканском континенте, стремясь получить доступ к горнодобывающей и строительной промышленности. Китай весьма заинтересован в тропической древесине и рыболовстве, в то время как бразильские и индийские конгломераты более привлекает добыча угля. Продукция алюминиевого сектора поставляется в Европейский Союз, особенно в такие страны как Бельгия и Италия. Интересы России в Мозамбике пока представлены мало.
© О. С. Дейнека, Ж. З. С. Матемулане, 2012
Несмотря на высокий, прежде всего экономический, интерес к странам Африки, все же наблюдается дефицит научных исследований, посвященных современной специфике развития стран расположенных на этом континенте, особенно в контексте политической психологии. Республика Мозамбик представляет собой яркий образец страны, обремененной контрастами в динамике развития экономики и политических процессов, но ориентированной на перспективы адаптации в глобальном пространстве.
Целью настоящего исследования было эмпирическое изучение образа современной экономической политики Мозамбика в массовом сознании и отношения граждан страны к государству Республики Мозамбик как институту.
Методы исследования. Дизайн настоящего исследования разрабатывался с опорой на эмпирические работы одного из авторов статьи, в которых изучался образ главного субъекта экономической политики — государства — в разные периоды трансформирующегося российского общества, имеющийся у представителей разных социальных групп [8]; осуществлялся также мониторинг образа национальной валюты как одного из инструментов и компонентов формирования образа страны [9] и, наконец, сравнивался образ российской экономической политики [10] с образами экономической политики других стран [11]. В исследовании использовались в сочетании опросный и полупроективные методы. Применение последних позволяет сделать анализ более глубоким, так как помогает воссоздать образ или продукт репрезентации явления в обыденном сознании, которому свойственно сочетание осознаваемых и неосознаваемых компонентов, взаимосвязь рационального и эмоционального контекстов отражения.
Участникам настоящего исследования в режиме он-лайн предлагалось выполнить задания в рамках использования трех методик: опросника гражданина, методики ранжирования ассоциаций со словосочетаниями «государство Мозамбика в реальности» и «государство Мозамбика в идеале», а также метода семантического дифференциала со стимульным словосочетанием «Экономическая политика в Мозамбике».
Опросник гражданина представляет собой многофакторный шкальный опросник, содержащий 26 утверждений, с которыми следует выразить степень согласия/несогласия по 7-балльной шкале (где «7» означает «полностью согласен», а «1» — «абсолютно не согласен»). С помощью него исследовались:
— прямые (позитивные или негативные) и косвенные (измерение политического оптимизма, патриотизма, солидарности, временной перспективы) оценки образа страны;
— содержательные компоненты имиджа страны (экономический, политический, ментальный);
— содержательно-инструментальные показатели, в качестве которых выступили социальные регуляторы в обществе (закон, мораль, традиции);
— триада отношения (установки): когнитивные, аффективные и действенные компоненты.
Кроме того, в опросник были включены оценки, касающиеся наиболее острых на данный момент проблем социума (коррупция, социально-экономическое расслоение или стратификация; безработица, миграционные процессы). С помощью него предполагалось также зафиксировать предпочтения граждан Мозамбика в отношении стран и регионов, которые могут выступать в качестве наиболее перспективных партнеров во внешней политике. Опросник проверялся на конструктную валидность с помощью
факторного анализа и на надежность по гомогенности с применением формулы Спир-мена-Брауна (был получен высокий коэффициент надежности: К = 0,781).
Метод семантического дифференциала (СД), используемый для исследования отражения современной экономической политики страны в обыденном сознании, включал три классические шкалы Ч. Осгуда («оценки», «активности», «силы») и шкалу «выгоды-риска», разработанную психолингвистом И. М. Лущихиной. В качестве стимульного материала использовалось словосочетание «экономическая политика», которое уточнялось в устной инструкции как «экономическая политика в современном Мозамбике».
Метод ранжирования ассоциаций позволяет измерить отношение к государству как институту в реальности и в идеале. В перечень ассоциативных понятий вошли функции государства (управление, господство, руководство и контроль); состояния общества, воплощающие собой продукты политической деятельности в стране (свобода, законность, стабильность, порядок, социальная защита); конкретные фигуры и группы, с которыми ассоциируют государство (президент, правящий класс, партии, бюрократия); образы государства, отражающие некоторые формы взаимодействия элементов системы «гражданин-государство» («партнер», «конкурент», «тиран», «никто»). Анализ данных ранжирования второго ряда ассоциаций (в идеале) позволяет сделать вывод об ожиданиях граждан по отношению к государству, ответить на вопрос, каким должен быть центральный обобщенный институт власти, по мнению объектов политики.
Пилотажным исследованием были охвачены 72 гражданина республики Мозамбик в возрасте от 22 лет до 61 года (77% мужчин и 13% женщин). Выборка была гетерогенной, респонденты представляли разные сферы деятельности и различались по социально-экономическому статусу. Однако сам факт участия в интернет-опросе свидетельствует о том, что обследованные граждане Мозамбика относились к общественно активной и материально благополучной части населения страны.
Для статистической обработки данных использовались методы непараметрической статистики.
Результаты исследования
Отображение образа современной экономической политики Мозамбика локализовалось в отрицательной зоне семантического пространства в окрестностях нуля по шкалам оценки (М = -0,16), активности (М = -0,04), силы (М = 0,03) и выгоды (М = -0,12). Суммарные оценки по всем четырем шкалам показали невыразительную картину, свидетельствующую о нейтральности обобщенного (усредненного) «приговора» экономической политике страны, разбросе мнений, сложности для испытуемых постановки политического диагноза. Как правило, на фоне кризиса у граждан усиливаются проявления растерянности, недовольства, тревоги, недоверия [12], что находит отражение и в суммарных показателях СД [10]. В связи с этим возникла необходимость обратиться к более конкретной информации, предоставленной дескрипторами. Приведем только те из них, которые дали наибольшие значения независимо от знака. Так, в сознании испытуемых экономическая политика репрезентируется как зависимая (М = -0,93), покорная (М = -0,80) и несправедливая (М = -0,75). Она плохая (М = -0,35), опасная (М = -0,35), тревожная (М = -0,26), пагубная (М = -0,35), фальшивая (М = -0,46), поверхностная (М = -0,22) и неперспективная (М = -0,26), но тяжелая (М = 0,39) и резкая (М = 0,29), упрямая (М = 0,56) и энергичная (М = 0,36). Как видим,
основные претензии к экономической политике страны связаны с низкой самостоятельностью и дефицитом справедливости. Несмотря на определенные достижения, Мозамбик остается зависимым от иностранной финансовой помощи государством, а большая часть населения страны пока проживает за чертой бедности, не располагая рентой от ее национальных богатств.
Поскольку основным субъектом экономической политики является государство, целесообразно было провести исследование особенностей его отражения в сознании граждан Мозамбика. Полученные с помощью методики ранжирования результаты (табл. 1) свидетельствуют о существенных расхождениях образов реального и идеального государства.
Таблица 1. Основные статистики данных методики ранжирования ассоциаций с понятием «государство Мозамбика» сейчас и в идеале
Государство Мозамбика сейчас Государство в идеале
Ассоциативные понятия Рейтинг М а Рейтинг М а
Партии 2 7,24 3,89 15 13,11 3,89
Социальная защита 18 13,00 6,60 1 2,84 2,24
Господство 9 9, 10 4,99 14 12,89 3,58
Партнер 15 11,29 5,47 8 9. 42 3,11
Никто 17 12,86 5. 66 17 15,00 4,29
Правящий класс 6 8,48 4,43 16 14,05 4,02
Порядок 7 8,52 4,49 5 5,16 2,75
Президент 1 6,19 2,86 7 7,74 2,98
Руководство 8 8,76 4,66 9 9,58 3,25
Тиран 16 12,67 5,51 18 15,58 4,93
Стабильность 4 8,19 4,05 2 4,26 2,45
Контроль 10 9,19 5,084 10 10,37 3,33
Бюрократия 3 7,62 3,90 13 12,42 3,51
Управление 11 9,57 5,081 4 4,37 2,61
Свобода 12 9,62 5,18 3 4,31 2,55
Конкурент 14 10,71 6,45 11 10,84 3,40
Законность 5 8,33 4,18 6 6,16 2,81
Регулирование 13 9,76 5,34 12 12,37 3,47
В стране, где государство пользуется безусловным авторитетом у населения, на первых позициях ранжирования располагаются продукты политического труда, а не носители и проводники власти. Такой результат был получен у жителей Германии в 2000 году [8]. Государство Мозамбика как институт в первую очередь ассоциируется с президентом, партиями и бюрократией (1-3 места), на 6-м месте — правящий класс. Полученные данные соответствуют мнению экспертов о результатах демократических преобразований и политической ситуации в стране. Так, вся государственная власть сосредоточена в руках президента, который по совместительству является и главой правительства. Согласно конституции, парламент может требовать отчет у премьер-
министра, но на практике эта подотчетность не имеет смысла, так как конституция позволяет президенту заменить премьера в любой момент [13]. Партия власти ФРЕЛИМО фактически контролирует деятельность исполняющей, законодательной и юридической властей. Эксперты констатируют размывание границ между партией и правительством, что способствует подрыву системы противовесов между ветвями правления в стране [14]. Существуют также очень сильные связи между политической и экономической элитами.
Как показано в табл. 1, испытуемым представляется избыточной монополия партии как части государственной машины, а дефицитарной оказалась представленность таких продуктов политического труда как социальная защита и свобода. При этом стабильность и законность занимают 4-е и 5-е места соответственно, а вот социальная защита оказалась на последнем, 18-м, месте. В образе идеального государства, напротив, на первой позиции располагается социальная защита. Важны также стабильность (2-е место) и порядок (5-е место), но при этом высока ориентация на такую политическую ценность и продукт политического труда как свобода (3-е место) при соблюдении закона (6-е место).
Низкий уровень удовлетворенности социальной защитой в Мозамбике связан, в частности, с высоким уровнем коррупции и бедностью значительной части населения. Индекс развития человеческого капитала (ИРЧК) для страны в настоящее время ниже 0,366 и показывает, что социально-экономическое положение большинства людей, в лучшем случае, демонстрирует стагнацию. Противоречие существующей (и соответственно отраженной в тесте ранжирования ассоциаций) стабильности состоит в том, что устойчивый рост ВВП страны (7-8%) в последние годы происходит в рамках мозамбийской модели «роста без развития». Рост занятости значительно отстает от роста ВВП, последний мало сказывается на благосостоянии большинства.
То, что обыденное сознание отразило дефицит свободы, также вполне объяснимо. Несмотря на плюралистический характер конституции 1990 года, которая гарантирует права гражданского общества на свободные собрания и выражения, правящая партия продолжает сверхактивно вмешиваться в общественную жизнь страны, так как многие общественные организации были основаны людьми, имеющими сильные связи с правящей партией. Конституция предусматривает свободу слова и прессы, но на практике правительство ограничивает эти права. Хотя закон позволяет лицам критиковать правительство (публично или в личном порядке) без репрессий, нередко такое занятие заканчивается судебными делами, избиениями и допросами. Репортеры без границ понизили Мозамбик в списке из 169 стран по мировому индексу свободы прессы с 45-го (2006 год) до 73-го места в 2007 году. А в 2011 году по рейтингу американской неправительственной организации «Дом Свободы» (Freedom House) Мозамбик занимает уже 90-е место, рядом с Бразилией и Панамой [15].
Сравнение образов реального и идеального государства в стране по функциям власти показало, что реализацией функций руководства и контроля испытуемые удовлетворены, с функцией эффективного управления мозамбийское государство, по их мнению, пока справляется значительно хуже, а функция господства (подчинения одних групп другим) избыточна.
Согласно данным, полученным с помощью многофакторного опросника гражданина, участники обследования в высокой степени имеют гражданскую гордость (М = 6,22; а = 1,47), в большинстве своем не выражают готовности к эмиграции, хотя
и отмечен большой разброс мнений по этому поводу (М = 3,13; а = 2,32); демонстрируют относительно высокий уровень солидарности и готовности пожертвовать личным интересом ради общественного (М = 4,59; а = 1,87). При этом респонденты осознают текущие проблемы и несовершенства современного государства Мозамбика. Была выявлена самая низкая степень согласия с утверждениями опросника, которые касаются перспектив и средств реализации политики в стране. Так, респонденты в слабой степени выразили оптимизм по поводу того, что экономическая ситуация в Мозамбике улучшится в ближайшие три года (М = 3,29; а = 1,07). Более того, они мало понимают и принимают цели своего правительства (М = 2,54; а = 1,28), считают, что в политике страны нет последовательной стратегии и четких приоритетов, то есть нет концепции развития (М = 3,62; а = 1,78). Все это не позволяет гражданам Мозамбика ставить долгосрочные цели, затрудняет планирование своей жизни (М = 3,35; а = 1,93). При этом образ будущего своего государства обследованные скорее имеют, чем не имеют (М = 4,35; а = 1,58).
На основании данных опроса можно говорить о небольшом преобладании внутреннего социального локуса контроля над внешним у данной группы испытуемых. Это проявляется в том, что обследованные в большей степени винят в проблемах страны ее граждан (М = 4,57; а = 2,00), чем власть (М = 2,35; а = 1,42), а также в том, что они не слишком надеются на помощь государства (М = 5,95; а = 1,46). При этом данные опросника зафиксировали низкий уровень доверия власти в Мозамбике, в частности, испытуемые с большим разбросом мнений, но все же сомневаются в достаточной порядочности государственных деятелей страны (М = 3,02; а = 2,11).
Наибольшая степень согласия и единодушия выявлена с утверждениями, касающимися озабоченности граждан уровнем коррупции в стране (М = 6,10; а = 1,45) и остроты проблемы безработицы (М = 5,06; а = 1,58). Менее критичны респонденты при оценке уровня бедности (М = 4,57; а = 2,10), степени расслоения населения (М = 4,54; а = 2,02) и последствий миграционных процессов (М = 4,37; а = 1,64).
В качестве наиболее перспективных партнеров для республики, по мнению обследованных, выступают Китай и Россия. Меньший интерес вызывают страны Европы, а наименее перспективным партнером Мозамбика респонденты в настоящее время считают США. Последнее обстоятельство может быть связано с событиями в Северной Африке, где в ходе национального и международного конфликта происходят разрушения и имеются многочисленные человеческие жертвы, что в свою очередь снижает доверие к членам НАТО. Ориентации на партнерство со странами Европы и с США выделились в отдельный фактор факторной матрицы.
Остановимся подробнее на результатах факторного анализа данных, полученных при помощи опросника и дополненных результатами корреляционного анализа между признаками факторов (по Спирмену). В результате факторного анализа данных после ротации были получены пять полновесных факторов, представленных в данной статье в последовательности от наиболее к наименее весомому.
Фактор с наибольшим факторным весом (8,2) получил название «фактор деструктивного влияния коррупции на политику страны» (табл. 2). Ядро фактора составило отношение к коррупции как к основной проблеме общества Мозамбика на фоне сильного социально-экономического расслоения населения. Те испытуемые, которые считают, что коррупция является основной проблемой общества в Мозамбике и что в стране слишком сильно расслоение по доходам, осуждают власть и опасаются принятия
новых законов, не понимают и не принимают цели политики своего правительства. И, наоборот, граждане, которые принимают цели современной политики в Мозамбике, в меньшей степени осуждают высокую коррупционную составляющую и расслоение в экономической системе страны.
Таблица 2. Фактор деструктивного влияния коррупции на политику страны (в скобках приведены факторные нагрузки признаков)
Факторный вес — 8,2
Коррупция как основная проблема общества в Мозамбике (0,808) Слишком сильное расслоение по доходам (0,677) Принятие новых законов вызывает опасения (0,492) Во всех проблемах общества виновата власть (0,601) Граждане Мозамбика понимают и принимают цели политики своего правительства (-0,639)
По замечаниям экспертов, страна поражена коррупцией на всех уровнях. В качестве факторов, которые способствуют коррупции в большом спектре секторов государственного функционирования в Мозамбике, выделяют политические причины: однопартийное доминирование и монополию власти, непотизм (семейственность) и фаворитизм и, как следствие, отсутствие проверок, слабые механизмы отчетности, терпимость в отношении коррупции (в частности из-за страха возмездия), политизированную и неэффективную бюрократию [15].
Если обратиться к исследованиям культурной обусловленности коррупции, то, согласно работе Г. Хофстеда (на материалах, полученных в 40 странах), коррупцию усугубляют следующие обстоятельства: низкий уровень экономического развития страны; высокий уровень участия государства в экономической жизни общества (доля ВВП, которой распоряжается государство); значительные диспропорции в уровне доходов между группами населения; большая дистанция власти; высокий уровень коллективизма; высокий уровень маскулинности [см.: 16]. Культурно-психологический портрет жителей стран Юга и Востока Африки содержит перечисленные факторы [17, 18]. Согласно точке зрения С. Хантингтона, коррупционные процессы усиливаются в период модернизации, когда политическая активность опережает институционализацию [19]. Полученные нами результаты исследования граждан Республики Мозамбик не противоречат работам указанных авторов.
Если первый фактор отображает обвинение власти в коррупции, то второй фактор или «фактор политической вины за традиционализм» (вес — 5,9) связывает вину власти за текущие проблемы общества с ее инертностью, традиционализмом (табл. 3). Те респонденты, которые в большей степени приписывают власти вину, согласны отказаться от культурных ценностей ради прогресса, упрекают государственных деятелей Мозамбика в излишней порядочности, считают, что принципы морали в обществе работают лучше, чем законы. Если учесть средние показатели по тем утверждениям, степени согласия с которыми нашли отражение в факторе, то можно утверждать, что тех, кто стремится к инновациям даже в ущерб культурным ценностям, меньше половины, но именно у них больше претензий к власти. Отношение к такой политической инновации как партнерство с Россией, тоже вошло во второй фактор. Действительно, Россия в отличие от других стран БРИКЮ пока в меньшей степени проявила себя как экономический партнер стран Африки, но такая перспектива имеется [20].
Таблица 3. Фактор политической вины за традиционализм
Факторный вес — 5,9
Во всех проблемах нынешнего общества виновата власть (0,624) Ради прогресса можно отказаться от многих культурных ценностей (0,622) Россия как самый перспективный партнер для Мозамбика (0,543) Высокая порядочность государственных деятелей (0,479) Принципы морали работают лучше, чем закон (0,472)
Следующий фактор, или «фактор эмиграционной готовности» (табл. 4), был назван по признаку, который в силу наибольшей нагрузки составил его ядро. И факторные нагрузки, и результаты корреляционного анализа между признаками фактора свидетельствуют о том, что слабые надежды на улучшение экономической ситуации в стране в ближайшей перспективе (низкий экономический оптимизм) и невозможность ставить долгосрочные цели (оптимизм перспективы), а также низкий уровень гражданской гордости способствуют ориентации на эмиграцию из Мозамбика.
Таблица 4. Фактор эмиграционной готовности
Факторный вес — 5,8
Обстановка позволяет ставить долгосрочные цели (0,492) Экономический оптимизм (0,604) Гражданская гордость (0,593) Готовность эмигрировать (-0,737)
Четвертый фактор, или «фактор гражданской обиды за безработицу» (табл. 5), показал, что респонденты, считающие безработицу самой острой проблемой в стране, меньше стараются подчиняться законам и в меньшей степени готовы пожертвовать личным интересом ради блага общества в сложной ситуации. Это позволяет заключить, что чем выше уровень безработицы, тем менее граждане законопослушны и соответственно в меньшей степени готовы проявлять гражданскую солидарность, то есть безработица, образно выражаясь, дает право на гражданскую обиду, канализирующуюся в противоправном поведении и отстраненности от интересов общества.
Таблица 5. Фактор гражданской обиды за безработицу
Факторный вес — 5,3
Гражданская солидарность (0,445) Подчинение законам (0,745) Безработица как самая острая проблема (-0,784)
В пятый фактор, или «фактор будущего страны» (табл. 6), в качестве признаков вошли представление о будущем страны, геополитический оптимизм (вера, что Мозамбик достигнет многого в глобальном мире), гражданская солидарность и оценка политической стратегии государства. Геополитический оптимизм оказался выше у тех респондентов, которые демонстрируют более высокий уровень солидарности и имеют идеальный образ будущего страны. Респонденты с более выраженной готовностью
действовать в интересах общества рассматривают политику Мозамбика как имеющую стратегию и четкие приоритеты.
Таблица 6. Фактор будущего страны
Факторный вес — 5,3
Готовность самопожертвования ради интересов общества (0,511) Геополитический оптимизм (0,647) Есть образ будущего государства (0,656) Политическая стратегия (0,509)
Структурный анализ данных, полученных путем использования опросника, следует дополнить анализом корреляций данных, накопленных в результате применения разных методик, поскольку сходство и тесные связи полученных разными способами сведений свидетельствуют о высокой надежности результатов исследования.
Рассматривая взаимосвязи оценок экономической политики страны, выявленных с помощью методики «Семантический дифференциал», с данными, полученными в результате использования опросника гражданина, остановимся только на высоко значимых корреляциях. Так, испытуемые с более высоким экономическим оптимизмом оценили экономическую политику Мозамбика как полезную, решительную, передовую и современную на третьем уровне достоверности (р < 0,001) и как сильную, смелую, быструю, самостоятельную, хорошую, предпочитаемую, положительную, гуманную и справедливую, безопасную и безмятежную на втором уровне достоверности (при р < 0,01).
Как гуманную, хорошую, справедливую политику оценивают те, кто считает, что обстановка в стране позволяет ставить долгосрочные цели (при р < 0,01). Справедливой ее считают также те, кто понимает и принимает цели современной политики в стране (при р < 0,01). Полученные результаты подтверждают роль ценностно-смысловой составляющей для принятия политики населением [21, 22].
Те испытуемые, которые «голосуют ногами» (в данном контексте — проявляют готовность эмигрировать из страны), характеризуют экономическую политику как пассивную, слабую, нерешительную, отсталую, несовременную (при р < 0,01). Также те, кто не видит перспективы и четкого набора приоритетов в политике Мозамбика, оценивают экономическую политику (с помощью СД) дескрипторами «пассивная», «колеблющаяся», «уступчивая» и «покорная».
Те, кто низко оценил порядочность государственных деятелей страны, репрезентируют экономическую политику как колеблющуюся, несовременную и разрушительную. Теми, кто вину за проблемы страны приписывает ее жителям, экономическая политика оценивается как робкая, легковесная, инертная, жестокая, отрицательная, отвергаемая.
Таким образом, результаты, полученные с помощью опросника гражданина и полупроективного метода оценки экономической политики страны, оказались созвучными. Они подтвердили роль экономической составляющей в образе государства, показали важность чувства перспективы для оценки экономической политики как справедливой, а также потребность в инновациях и переменах тех, кто собирается эмигрировать из страны. На образе экономической политики государства сказываются и когнитивные компоненты, и эмоциональная сторона отношения к государству.
Литература
1. Петренко Б. Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 2. С. 3.
2. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс-Универс, 1995. 496 с.
3. Giersch H. Allgemeine Wirtschaftpolitik. Grundlagen. Wiesbaden, 1960. 356 S.
4. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10. С. 104-113.
5. Соколинский В. М. Государство и экономика. М.: Финанс. академия Правительства РФ, 1997. 136 с.
6. Шаров А. Н. Государственность и власть в общественном мнении молодежи // Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 6. 2006. Вып. 3. С. 104-115.
7. Харламов А.В. Глобализация и мирохозяйственные процессы. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.finec.ru/materials_files/345051881.pdf. С. 23 (дата обращения: 23.07.2011).
8. Дейнека О. С. Экономико-психологические последствия переходного периода // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 442-474.
9. Дейнека О. С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 2. С. 36-44.
10. Дейнека О. С. Динамика образа российской экономической политики // Актуальные проблемы современной политической психологии / под ред. Е. Б. Шестопал. М.:РИОР, 2010. С. 198204.
11. Deyneka O. The Representation of Modern Economic Policy in Common Consciousness Citizens of Russia and Germany// The 12th European Congress of Psychology (abstracts). Istanbul, 2011.
12. Maital Sh. Mind, market and money: psychological foundation of economic behavior. New York, 1982.
13. [Электронный ресурс]. URL: http://aix1.uottawa.ca/~czurcher/czurcher/Transitions_files/ Final%20Report%20Mozambique.pdf . С. 4 (дата обращения: 12.07.2011).
14. [Электронный ресурс]. URL: http://maputo.usembassy. gov/uploads/images/q3naBGGSYz-
8BsCXguSD5Pw/Final_Report-Mozambique__Corruption_Assessment-without_internal_rec.pdf.
С. 6-8 (дата обращения: 15.08.2011).
15. [Электронный ресурс]. URL: http://www.freedomhouse.org/images/File/fop/2011/F0TP-2011Global Regional Tables.pdf. стр. 3 (дата обращения: 24.08.2011).
16. Нестик Т. А. Коррупция и культура // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. Вып. 4(2). С. 18-21.
17. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса М., 2009. 408 с.
18. Makgoba M. W. MOKOKO, the Makgoba Affair. A Reflection on Transformation. Florida Hills: Vivlia Publishers and Booksellers. 1997. Р. 197-198.
19. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2005. 603 с.
20. Матемулане Ж. З. С. Россия — Африка: эффективная образовательная политика как фактор укрепления международных отношений. [Электронный ресурс]. // Материалы XII конференции африканистов «Африка в условиях смены парадигмы мирового развития». Москва, 24-26 мая 2011 г. С. 150. URL: http://www. inafran. ru/ru/images/stories/Materials/Conference_12_1. pdf (дата обращения: 17.07.2011).
21. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 232 с.
22. Шестопал Е. Б. Политическая психология: учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.
Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.