роким усмотрением, которое дается им оговоркой о добросовестности, тем более, что в большинстве случаев хватает рассмотренных других средств.
В связи со сказанным перед каждым законодателем возникает серьезный вопрос: предоставить ли судам такой опасный инструмент, каким является оговорка о добросовестности. Западноевропейские законодатели доверяют своим судам и включают оговорку о добросовестности в законодательство. Однако российский законодатель решил по-иному, и в ГК РФ оговорка о добросовестности отсутствует.
1 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 66.
2 Шершеневич ГФ. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / вступ. ст. Е.А. Суханова. М., 1995. Т. 2. С. 78.
3 См.: Там же. С. 79.
4 См.: Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009. С. 40.
5 См.: Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 1994 // Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. М., 1996. С. 431-463; Ахаимова Е.А. Реализация Принципов европейского договорного права в зарубежном законодательстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
6 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 262.
Р.Л. Наумова
ФАКТИЧЕСКИЙ И ДОГОВОРНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК: ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КЛАССИФИКАЦИИ
Статья посвящена исследованию сторон договора о комплексном обслуживании туриста, в частности аспекту перевозки (доставки) туриста к месту проведения отдыха. Рассмотрены субъекты, участвующие юридически и фактически при морской перевозке туриста.
Ключевые слова: турист, туроператор, турагент, перевозчик, договор, путешествие, тур-продукт.
R.L. Naumova
ACTUAL AND CONTRACTUAL CARRIER: REASONS AND LEGAL IMPLICATIONS OF CLASSIFICATION
The article investigates parties of a contract about complex tourist service, namely the aspect of transportation (delivery) tourists to the location of rest. Subjects were reserched, participating ,legally and factually, in the carriage tourist by sea.
Key words: tourist, tour operator, travel agent, carrier, contract, travel, tourist product.
Субъекты договора морской перевозки туристов — это лица, принимающие участие в заключении и реализации данного договора. Договор морской перевозки туристов выступает частью комплексного договора о реализации туристского продукта. Одной из сторон договора о реализации туристского продукта всегда выступает профессиональная туристская организация. Туристские поездки морем и предоставление туристских услуг в целом регулирует Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 3 мая 2012 г.) (далее — Закон «О туристской деятель-
© Наумова Руслана Леонидовна, 2012
Аспирант кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
ности)1' указывающий на лиц, участвующих в осуществлении туристской деятельности — туроператора и турагента. Данные субъекты несут обязанность по предоставлению комплекса качественных туристских услуг второй стороне договора о реализации туристского продукта — туристу.
Статья 1 названного Закона определяет туроператора как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, а турагента — как юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность лишь по продвижению и реализации туров. Силами туроператора обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет. Туроператор — это конечное звено в системе доведения тура до туриста, вступающее во взаимодействие с предприятиями инфраструктуры туристической индустрии (перевозчики, отели и пр.) — непосредственными исполнителями услуг в целях предоставления качественного отдыха туристу.
Туроператор занимается комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг в соответствии с требованиями туристов. Только туроператоры могут формировать туристский продукт и вправе осуществлять полный цикл работ по организации путешествий — от поиска объектов путешествий (маршрутов), их правового и материально-технического обеспечения, включая деятельность по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт, до проведения комплекса мер, направленных на реализацию туристского продукта.
Система договорных связей в отношениях по туристской поездке морским видом транспорта с самого начала строится таким образом, что исполнение обяза- ш тельства по перевозке, вытекающего из договора о реализации туристского про- н дукта, будет производить не сам туроператор, а исполнитель услуги — морской С
а
перевозчик. Ведь туроператор или турагент не могут являться исполнителями т
о
услуг, т.к. их исполнение входит в правоотношения по оказанию туристических к
о
услуг, а не в оказание услуг по организации путешествия. Туроператор самосто- о' ятельно перевозить туристов не может, для этого он подыскивает исполнителей | — перевозчиков и осуществляет доставку туристов к месту отдыха и обратно их в
силами. Получается, что именно туроператор организует туристское обслужива- н
о
ние, в которое входят все услуги по организации путешествия. Ю
Итак, основным субъектом, занимающим главную позицию в сфере предо- и ставления и реализации туристских продуктов, является туроператор. Это под- с
к
тверждает и законодатель принятием Федерального закона от 5 февраля 2007 г. а № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской Л деятельности в Российской Федерации"»2, в котором лицензирование для туро- | ператоров было заменено системой финансового обеспечения. Реестр туропера- • торов и финансовое обеспечение — новый способ государственного регулирова- 88 ния в сфере туризма и ответственности за нарушение договоров о реализации ту- ^ ристских продуктов. 2
Транспортные предприятия, включаемые в индустрию туризма, являются первичными производителями туристских услуг. Используя необходимые ресурсы, они создают услуги по перевозке, которые выносят на рынок, и услуга по перевозке доводится до потребителя (туриста)3. Смысл деятельности туроператора как организатора путешествий в том и состоит, что он освобождает лицо, производящее туристские услуги, от продвижения услуги из сферы производства (сферы 115
осуществления перевозки) в сферу обращения (продажи туристских продуктов). Туроператор занимает, таким образом, промежуточную позицию между производителями и потребителями услуг.
Перевозка — это действие, совершаемое во исполнение договора о реализации туристского продукта, выражающееся в перемещении туристов в пространстве, а точнее к месту проведения отдыха и обратно. Перевозчиком же в соответствии со ст. 1 Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г.4 признается лицо, которое или от имени которого заключен договор перевозки, независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка им самим или заменяющим перевозчиком. Аналогичное определение перевозчика по договору морской перевозки пассажира содержится и в п. 2 ст. 177 Кодекса торгового мореплавания (далее — КТМ РФ)5. Данное определение говорит о договорном перевозчике (следовательно, туроператоре или турагенте в договоре морской перевозки туриста) и указывает на возможность заключения договора морской перевозки туриста и турагентом, но в рамках договора о реализации турпродукта и только как представителя туроператора (розничного продавца его путевок).
Согласно договору морской перевозки туристов туроператор выступает исполнителем услуги по перевозке в рамках договора о реализации туристского продукта. В отношении перевозки он — договорной перевозчик, т. к. самостоятельно (фактически) перевозку не осуществляет. Таким образом, в качестве договорного перевозчика может выступать лицо, которое заключило договор морской перевозки туриста в рамках договора о реализации туристского продукта, а именно туроператор, независимо от того, осуществляется ли перевозка самим договор-2 ным перевозчиком (например, при аренде судна без экипажа) или фактическим ? перевозчиком, под которым понимается лицо, являющееся собственником суд-5 на или использующее это судно на ином основании и фактически осуществляю-| щее перевозку туриста.
I Фактическим перевозчиком является иное, чем перевозчик, лицо, которое, бу-
1 дучи судовладельцем, осуществляет всю перевозку пассажира или ее часть (п. 2 | ст. 177 КТМ РФ). Фактический перевозчик согласно п. 1 ст. 173 КТМ РФ и Кон-| венции ООН от 31 марта 1978 г. (Гамбургские правила)6 «О морской перевозке | грузов» — это любое лицо, которому перевозчиком поручено осуществление пе-
2 ревозки или ее части, и включает любое другое лицо, которому поручено такое ° осуществление перевозки. Фактический перевозчик согласно п. «с» ст. I допол-£ нительной к Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, каса-| ющихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не яв-I ляющимся перевозчиком по Договору 1961 г.7 означает лицо, не являющееся пе-1 ревозчиком по Договору, которое, будучи уполномочено перевозчиком по Дого-
0
° вору, осуществляет полностью или частично перевозку.
го
¿5 Фактический перевозчик, принимая участие в исполнении туристского обя-
1 зательства, юридически не заменяет организатора путешествия, поэтому он не | вступает в правовые отношения с туристом, а лишь фактически осуществляет те
действия, совершить которые обязан туроператор. Не находясь в правовой связи с туристом, морской перевозчик вступает с ним в фактические отношения по оказанию туристских услуг. Туроператор не выбывает из правоотношений с туристом и остается обязанным перед ним по договору вплоть до полного прекращения обязательства. Фактический перевозчик не становится субъектом основно-116 го обязательства и не несет перед туристом никаких обязанностей. Для него обя-
занности возникают на основе договора, заключенного с организатором путешествий. Таким образом, фактический перевозчик по договору морской перевозки туристов в рамках договора о реализации туристского продукта — это лицо, которому договорным перевозчиком (туроператором) поручено осуществление перевозки туриста.
Фактическим перевозчиком, таким образом, может быть любой судовладелец, с которым заключен договор организатором путешествий (туроператором).
В п. 2 ст. 177 КТМ РФ указаны два признака, характерные для перевозчика: 1) он должен быть обозначен в качестве стороны в договоре, оформляющем отношения по перевозке (в договоре морской перевозки туриста в рамках договора о реализации туристского продукта это как раз признак договорного перевозчика — туроператора); 2) осуществлять перевозку на судне, принадлежащем ему на определенном правовом титуле (праве собственности и т. п.) с использованием услуг экипажа (это может быть признаком и договорного перевозчика, и фактического).
Необходимо заметить, что в Законе «О туристской деятельности» не содержится понятий «договорной перевозчик» и «фактический перевозчик». Следует признать обоснованность внесения данных понятий в ст. 1 указанного Закона, т. к. международный туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности и скорости во время передвижения. Понимание того, кто является фактическим исполнителем морской перевозки и ответственным за нее лицом в рамках договора о реализации туристского продукта, имеет важное значение для туриста. Турист как потребитель туристского продукта должен различать продавца путевки, исполнителя конкретной услуги и ответственного за ненадлежащее исполнение договора о реализации турпродукта. ш В морской перевозке туристов, таким образом, участвуют следующие субъекты: н турист (покупатель тура и услуги по перевозке), туроператор (производитель тура, С
а
организатор всего комплекса услуг и оптовый продавец путевок), турагент (рознич- т
о
ный продавец), а также контрагент туроператора — перевозчик (транспортная ор- к
о
ганизация, предоставляющая и исполняющая фактически услугу по перевозке, о' входящую в состав тура). Юридически договор заключается между туроперато- | ром (турагентом) и туристом. Фактически перевозку морем осуществляет перевоз- в
чик, он же отвечает за сохранность туриста и его багажа, но за исполнение основ- нн
о
ного обязательства о реализации туристского продукта ответственности не несет. Ю В целом можно сказать, что необходимы изменение и совершенствование дей- и ствующего законодательства в сфере морских перевозок и туризма, т.к. с каждым с
к
годом количество туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации, в а
т.ч. и на морском транспорте, увеличивается, растет спрос на путешествия, ту- Л
е
ризм и услуги, связанные с ним. Потребители туристских услуг стали более ин- | формированными и чаще обращают внимание на качество и безопасность турист- • ского продукта, перевозки в рамках договора о его реализации. Транспорт отно- 88 сится к средству, которое использует турист для поездки из места своего посто- ^ янно жительства к месту отдыха и обратно, и вопросы ответственности за каче- § ственное предоставление услуг по перевозке требуют уточнения и детализации в Законе «О туристской деятельности», в КТМ РФ и в ГК РФ.
Договорной перевозчик несет повышенную ответственность за морскую перевозку туриста в рамках договора об оказании туристских услуг, т.к. он выступает организатором всего путешествия, заключает с туристом выступает, обсуждает с ним важнейшие его условия. Договор морской перевозки туриста как часть 117
комплексного договора об оказании туристских услуг практически всегда исполняется третьим лицом — фактическим перевозчиком, которого находит и привлекает для оказания данной услуги договорной перевозчик (туроператор). Важное значение имеет разграничение двух обозначенных понятий «договорной перевозчик» и «фактический перевозчик» для возможности определения размера и вида ответственности, которую каждый из них будет нести в случае некачественного предоставления туристу услуги по морской перевозке в рамках предоставленного турпродукта.
В связи с изложенным предлагаем внести следующие изменения и дополнения:
1. В ст. 1 Закона «О туристской деятельности» включить следующие понятия:
«Договорной перевозчик — это организатор услуги по перевозке туриста в рамках договора о реализации туристского продукта; лицо, заключившее договор перевозки туриста в рамках договора о реализации туристского продукта (туроператор или турагент).
Фактический перевозчик — непосредственный исполнитель услуги по перевозке туриста в рамках договора о реализации туристского продукта; лицо, являющееся собственником судна или использующее это судно на ином законном основании, которому договорным перевозчиком поручено осуществление перевозки туристов и фактически осуществляющее перевозку туриста или ее часть».
2. Закон «О туристской деятельности» дополнить статьями, касающимися разграничения и пределов ответственности договорного и фактического перевозчиков, возможности исключения (снятия) с них ответственности, условия повышенной ответственности.
Данные меры будут способствовать повышению качества предоставляемых туристу услуг по перевозке морем, привлечению к ответственности виновных лиц за некачественное, несвоевременное предоставление или непредоставление услуг в рамках комплексного договора об оказании туристских услуг.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 49, ст. 5491; 2012. № 19, ст. 2281.
2 См.: Российская газета. 2007. 9 февр.
3 См.: Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 411 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам туризма») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 22, ст. 2588.
4 Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 38, ст. 570. Данная редакция была введена в действие в соответствии с «Протоколом к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа» 13 декабря 1974 г. СССР присоединился к Конвенции (указы Президиума Верховного Совета СССР: от 5 апреля 1983 г. № 9064-X «О присоединении к Афинской конвенции 1974 года»; от 14 ноября 1988 г. «О присоединении к протоколу 1976 года к Афинской конвенции 1974 года»). Конвенция вступила в силу для СССР 28 апреля 1987 г.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2207.
6 См.: Закон и право. 2000. № 6. С. 39-47.
7 Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору. Гвадалахара, от 18 сентября 1961 г. Конвенция в соответствии с п. 1 ст. XIII вступила в силу для СССР 21 декабря 1983 г. URL: www.airlines-tickets.ru/content/view/112/50/lang,ru (дата обращения: 15.10.2011).