Научная статья на тему 'Ф. Мазель дружба и разрыв дружбы. Монахи и провинциальная знать во время григорианского кризиса (середина XI - ceредина XII вв. )'

Ф. Мазель дружба и разрыв дружбы. Монахи и провинциальная знать во время григорианского кризиса (середина XI - ceредина XII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каплан А. Б.

Mazel F.Amitie et rupture d l'amitie. Moines et grands laics provencauox au temps de la crise gregorienne (milieu XI milieu XII siecle) // Rev. historique. P., 2005. T. 307, N 1. P. 53-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф. Мазель дружба и разрыв дружбы. Монахи и провинциальная знать во время григорианского кризиса (середина XI - ceредина XII вв. )»

Ф.Мазель

ДРУЖБА И РАЗРЫВ ДРУЖБЫ. МОНАХИ И ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ЗНАТЬ ВО ВРЕМЯ ГРИГОРИАНСКОГО КРИЗИСА (СЕРЕДИНА XI - СЕРЕДИНА XII ВВ.*)

В Средние века ритм жизни значительно отличался от современного, но проследить динамику массовых ценностей определенных групп все-таки удается, несмотря на ограниченное число источников. В данном случае рассматривается история «дружбы» двух сословий - духовенства и знати - в определенный исторический период. Понятие дружбы здесь своеобразно. Это не дружба между людьми, а скорее комфортные отношения между двумя привилегированными социальными группами. Монастыри несли духовную службу, стремились обеспечить в каждом регионе мир. Представители феодальной знати поддерживали аббатства материально, благодаря большим пожертвованиям.

Изучение многочисленных картуляриев (собраний монастырских хартий) показывает, что наиболее энергично действовали представители церкви. Дарения во спасение души быстро приводили к обогащению монастырей. И это порой нарушало идиллию отношений и между конкурирующими монастырями и между знатью и аббатствами. Но эти конфликты в раннее Средневековье, как правило, носили локальный характер, не изменяя основного направления отношений (с. 54). Автор отмечает работу Патрика Гири «Конфликты во Франции без государства: типология механизмов урегулирования

* Mazel F.Amitie et rupture d l'amitie. Moines et grands laics provencauox au temps de la crise gregorienne (milieu XI - milieu XII siecle) // Rev. historique. - P., 2005. - T. 307, N 1. - P. 53-95.

169

конфликтов»1. Гири утверждает, что причина конфликтов коренится в самой природе феодального общества. С увеличением церковной собственности возникала негативная реакция со стороны светской власти. Монастыри все время приумножали свою собственность благодаря постоянным дарениям и завещаниям светских феодалов. Но те же феодалы также стремились к увеличению своей собственности и порой захватывали значительные земельные участки. Аббатства боролись за свои земли таким оружием, как отлучение от церкви агрессивных соседей. Автор подчеркивает, что конфликт сводился не только к поземельным спорам. В средние века борьба духовная тесно переплеталась с борьбой за собственность, и в эту борьбу включались не только феодалы и монастыри, но и епископы, папская власть и еще относительно слабое государство.

На примере одного из конфликтов, происходивших в Провансе между аббатством Сен-Виктор и местными феодалами, автор показывает, что на стороне аббатства был папа, а на стороне феодалов местный епископ. Следует отметить, что папой тогда был Григорий VII, один из ведущих реформаторов церкви. Он осуществил стремления Клюнийского движения, первым лидером которого стал аббат Одон, настоятель аббатства Клюни. Клюнийцы настаивали на безбрачии всех священников, выступали против покупки церковных должностей и других проявлений коррупции. Григорий VII (1073-1085) выступил как завершитель Клюнийской реформы. Но его действия встретили сопротивление как светской власти, так и большинства епископов Европы. Папа требовал абсолютного подчинения всей церковной власти Риму. Ни один епископ не мог быть назначен без его разрешения. Поэтому произошел известный конфликт между папой и императором Священной Римской империи. Обычно аббатства поддерживали Рим, епископы часто заключали союз со светской властью. Ведь большинство епископов по происхождению принадлежали к высшей знати.

Анализируя конфликт между представителями местной знати и монахами аббатства св. Виктора, автор приходит к выводу, что конфликт между императором и папой и мелкие конфликты развивались по очень похожей схеме (с. 59-60). Здесь распри возникали

1 Geary P.Vivre en conflit dans une France sans Etat: typologie des mecanismes de regiment des confits (1050-1200) // Annales HSS. - P., 1986. - P.1107-1133. 170

между монахами и соседними рыцарями обычно из-за земли. У аббатств было оружие, которым их противники не обладали, - отлучение от церкви. Однако не всегда местный граф и епископ поддерживали аббатство в земельных спорах и не всегда признавали церковные санкции. Но монахи, как правило, превосходили своих часто безграмотных соседей опытом в сутяжном деле. В монастырских архивах бережно хранились многочисленные хартии, подтверждающие права аббатств на землю (с. 63). Соседи-рыцари, конечно, могли нанести определенный ущерб аббатству, захватывая участки земли, угоняя скот, но открыто нападать на монастырь не решались. В последней трети XI в. аббатство св. Виктора добилось специальных привилегий у папы Григория VII, после чего аббат Ришар признал папу единственным авторитетом, с которым нужно считаться (с. 64). Не всегда конфликты между соседями носили непримиримый характер. Стороны искали пути к согласию. Монахи нуждались в покое, рыцари были вынуждены обращаться к ним с просьбами о различных религиозных службах. Местный могущественный сеньор, отмечает автор, как правило, не вмешивался в конфликты (с. 66). Но местный епископ внимательно следил за порядком в своей епархии. Следует отметить, что монахи аббатства Сен-Виктор избегали в середине XI в. споров с епископом, но в конце века, когда папа Григорий VII доказал возможность борьбы с императорской властью, монастыри, в частности аббатство св. Виктора, стали проявлять больше самостоятельности. Только папа становился отныне единственным для них авторитетом. И теперь дарения, которые они получали от соседних феодалов, стали полной собственностью аббатств. В конце Х - начале XI вв. в Европе распространился страх, вызванный предчувствием неминуемого конца света. Многие землевладельцы жертвовали соседним монастырям земли во имя спасения души. Именно тогда большинство монастырей очень обогатились (с. 66-69). Уже в 20-х годах XI в. страх стал уменьшаться, и многие родственники феодалов стали претендовать на пожертвованные земли. Монахи реагировали на эту ситуацию более строгой регламентацией дарения, составлением картуляриев - собраний хартий, подтверждающих их власть, обращением к авторитету папы и т. д.

Клюнийская реформа значительное внимание уделяла дарению во имя спасения души. Это был не просто «дар» в традиционном понимании этого слова, а необходимая жертва для получения

171

«дара небесного». Искупительная жертва необходима была каждому: не только крупным собственникам, но и крестьянам-аллодистам, собственникам земли. В период Клюнийской реформы произошла дальнейшая христианизация населения. Конечно, пережитки язычества еще сохранились, но активная деятельность клюнийских проповедников привела к повышению авторитета христианства. Как отмечал известный деятель Клюнийского движения в Провансе, монах монастыря св. Виктора Гийом: «Даритель должен быть другом аббатства» (с. 72.). Богатые и щедрые дарители группировались вокруг аббатств, которые, в свою очередь, кредитовали рыцарей для закупки оружия. Кроме того, крупные дарения церкви содействовали повышению авторитета представителя светской знати. Близкое соседство земельных угодий духовных и светских феодалов не только могло служить поводом для тяжб, но и, напротив, могло быть причиной сплочения против общего врага. Изучение числа дарений дает, на первый взгляд, загадочные цифры - если с 1060 по 1070 г. количество дарений возрастает, то с 1120 по 1130 г. значительно уменьшается. С появлением новых монашеских орденов - цистерцианцев, духовно-рыцарских орденов и т.д. - стало «модным» делать дарения прежде всего им. Хартии старых бенедиктинских монастырей свидетельствуют о резком уменьшении дарственных актов. Характерно еще одно обстоятельство - количество дарений увеличивается или уменьшается в зависимости от этапов политической карьеры папы Григория VII. С 1045 г. он, носивший в то время имя Гиль-дебранда, стал секретарем папы Григория VI, затем секретарем папы Льва IX, при котором стал кардиналом. Гильдебранд, Петр Дамиани и кардинал Гумберт - три главных деятеля Клюнийского движения -в XI в. фактически управляли папским престолом и стали активно осуществлять реформу, главной целью которой стала централизация церкви и абсолютная власть папы. Именно под влиянием Гильдеб-ранда папа Лев IX пошел на окончательный разрыв с православной церковью в 1054 г., когда Константинопольский патриарх и римский папа прокляли друг друга. Но в Европе теперь с папой мог соперничать лишь один человек - император. Преемники Льва IX также были ставленниками Гильдебранда. Период с 1041 по 1060 г. - годы наибольшей активности проведения Клюнийских реформ, которые были очень хорошо приняты аббатствами, поскольку последние ничего не теряли, а лишь выигрывали, становясь независимыми от 172

епископов и крупных феодалов. Мазель подсчитал, что с 1041 по 1060 г. число дарений земель было наибольшим (с. 78). На первый взгляд кажется странным, что в годы понтификата Григория VII число дарений резко падает. Автор высказывает предположение о своеобразии дарений. Они до смерти дарителя могли оставаться в его пользовании, возможно, родственники дарителя, вступившие в монастырь, имели определенные права на подаренные угодья. С 1060 г. наблюдается более активное влияние Рима на повседневную жизнь аббатств. Гильдебранд, еще не будучи папой, требовал полного проведения реформы, он не только запрещал епископам и священникам иметь жен и сожительниц, но и предписывал следить, чтобы дарения не были средством содержания законных и незаконных детей знати и духовенства, живущих в монастыре. Став папой, он еще более активно следил за независимостью монастырей. Григорий VII запретил аббатствам платить денежную «мзду» епископам и владетельным сеньорам. Это вызвало недовольство последних. Поэтому число дарений резко уменьшилось.

Автор анализирует житие св. Изарна, который жил в Провансе, оно было написано в 70-е годы XI в. Этот источник рисует соседей-феодалов как разбойников и воров, совершающих насилия и кражи, разрушающих монастырские здания, угоняющих скот, принадлежащий аббатству. В этом источнике рыцари изображены как люди, ненавидевшие мирный образ жизни. Монахи же выглядят как покровители беззащитных крестьян (с. 88-89).

Вступив на папский престол, Григорий VII опубликовал документ, вошедший в историю как «Диктат папы». Главные мысли этой декларации сводились к тому, что римский первосвященник непогрешим, и что папская власть - верховная власть на земле. Конечно, эти мысли не могли разделять ни император, ни другие европейские монархи. Началась известная война между папой и императором за власть над церковью в Германии. Она шла с переменным успехом. Сначала Григорию удалось организовать мятеж феодалов против отлученного им от церкви императора и навязать ему унизительный мир. Но затем германский монарх, подавив мятеж, вторгся с большим войском в Италию и изгнал Григория VII из Рима. Последний вскоре умер в 1085 г. Безусловно, Гильдебранд опередил свое время, только в позапрошлом веке был принят догмат о непогрешимости папы. Война пап с императорами закончилась два века спустя побе-

173

дой папства. Однако другие монархии, прежде всего Франция, не желали признавать власть папы над собой. Но Григорианская реформа XI в. изменила характер Клюнийской реформы Х в., ибо последняя зародилась в бургундском аббатстве Клюни и была встречена доброжелательно светской властью и феодалами. Григорианская реформа делала главный упор не на проблеме нравственности, а на проблеме власти. Это направление реформы раздражало не только светскую власть, но и епископов.

Автор отмечает, что только аббатства были сторонниками политики папы. Начиная с середины 70-х годов XI столетия налаженные отношения между монастырями и соседними феодалами стали меняться. Мазель даже употребляет термин «культурная революция» (с. 93), сравнивая взаимное озлобление этого периода с событиями в Китае ХХ в.. Он приводит множество случаев мелких междоусобных войн не только в Провансе, но и по всей Франции. В это время нередки похищения светскими феодалами святых реликвий, захваты монастырских земель. Казалось, вражда между монахами и знатью будет бесконечной, но спустя несколько десятилетий она начинает ослабевать. Уже преемник папы Григория VII - Урбан II - на соборе в Арле выдвигает идею крестовых походов. С этого периода появляются первые слабые признаки примирения. А с появлением новых монашеских орденов в XII в. наступает новый этап в отношениях феодалов и аббатств. Католическая церковь всегда обладала искусством маневра, она сумела перестроить свою политику в целях прекращения вражды между аббатствами и их феодальными соседями. Цистерцианские аббатства (самым влиятельным аббатом этого ордена был Бернард Клервосский) были примером самой гибкой и взаимовыгодной политики отношений между аббатствами и соседними феодалами. Снова возрождается практика, когда аббатом нередко становился родственник соседнего владетельного сеньора (с. 94).

А.Б. Каплан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.