УДК 94 (420) . 02
Е.В. Зайцева *
АББАТСТВО РЕДИНГ И КЛЮНИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В XII в.
(ПО МАТЕРИАЛАМ КАРТУЛЯРИЯ АББАТСТВА РЕДИНГ)
Статья посвящена истории взаимоотношений аббатства Клюни и английского аббатства Рединг. Анализируя документы Картулярия Редингского аббатства, автор ставит вопросы о статусе этого монастыря по отношению к Клюни, характеризует их взаимосвязи в период становления общины в Рединге.
Ключевые слова: Англия, XII век, история средневекового монашества, Рединг, Клюни.
История западной церкви долгие десятилетия оставалась в тени в российской историографии. До 90-х гг. XX в. эта тема практически не изучалась. В большей степени выходили труды, посвященные истории папства или отдельных ересей. В последние десятилетия исследователи (среди них В. А. Ермолаев, Н. Ф. Усков, В. Л. Керов, А. А. Анисимова) все чаще обращаются к различным сюжетам, связанным с историей церкви и монашества. Но огромный круг проблем от истории отдельных монастырей и монашеских кон-грегаций до особенностей взаимоотношений внутри этих общин остается неисследованным. Не является исключением и клюнийская конгрегация.
Напомним, что сам клюнийский монастырь, основанный в Бургундии в X в., стал для своей эпохи совершенно новым явлением, положив начало движению за реформу церкви. Одновременно Клюни способствовал созданию разветвленной сети монастырей по всей Европе, связанных жесткой централизацией. Начиная с XI в. клюнийские монашеские общины появляются в Англии. Одним из таких монастырей стал Рединг.
К общей истории этого монастыря обращались такие английские исследователи, как Коатс, Харри, Ноулз, Кемп1. Но практически никто из них не ставил вопроса о взаимоотношениях Рединга и Клюни, хотя и констатировали, что монастырский обычай Рединга был воспринят из Клюни. Лишь отчасти данный вопрос поднимался в исследовании К. Платта2. В данной статье предполагается проследить, как складывались взаимоотношения Рединга и Клюни в середине — второй половине XII в., а также ответить на вопрос о статусе Рединга в момент его основания и первый период существования.
Основной материал для исследования данного вопроса содержится в Картулярии аббатства Рединг, где представлены три грамоты середины — второй половины XII в., составленные от имени аббатов Клюни и адресованные аббатам и конвенту Рединга.
* © Зайцева Е.В., 2009
Зайцева Екатерина Витальевна ([email protected]), кафедра истории Средних веков Саратовского государственного университета, 410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Несколько слов об истории основания Редингского аббатства. Согласно мнению большинства историков, идея его создания появилась у короля Генриха I в 1120 г. Исследователи объясняют такое намерение трагической гибелью сына Генриха I Вильгельма на «Белом корабле» в 1120 г., усилившей религиозное настроение короля, и желанием подготовить себе место для погребения3. По всей видимости, Генрих следовал примеру своего отца, Вильгельма I, который основал в Кане, своей нормандской столице, два великолепных бенедиктинских монастыря, в одном из которых его впоследствии похоронили4.
Генрих I сам предпринял переговоры с аббатом Клюни об основании монастыря на основе клюнийского обычая. Этот обычай был известен в Англии с XI в. Первой официальной клюнийской общиной стало приорство Св. Панк-раса в Льюисе. Клюнийские монахи произвели огромное впечатление строгостью устава и образа жизни на Вильгельма де Варена, ближайшего сподвижника короля Вильгельма I, во время его пребывания в монастыре при совершении паломничества в Рим5. В период с 1078 по 1082 гг. во владениях Вильгельма де Варенна в Льюисе было основано приорство, получившее в виде дарения церковь Св. Панкраса, несколько поместий с вилланами и поддержку короля Вильгельма6. Впоследствии приор Льюиса приобрел статус главного викария аббата Клюни в Англии и Шотландии, основав несколько дочерних приорств. Наиболее успешными среди них были Castle Acre и Thetford в Норфолке, а также Wenlock и Bermondsey, положившие начало образованию «семьи» зависимых клюнийских монастырей в Англии7.
Довольно широкое распространение клюнийского обычая в Англии, начиная со второй половины XI в., было связано с одним немаловажным обстоятельством. Нормандское завоевание способствовало появлению в Англии значительного числа представителей нормандской знати, которые обзавелись здесь земельными владениями. Также и нормандские монастыри (большинство из которых уже были реформированы по клюнийскому образцу) получали от Вильгельма I и баронов в качестве дарений земли и церкви в Англии с правом сбора десятины и других соответствующих доходов8. Однако предоставление владений нормандским монастырям не означало массовой монашеской колонизации. До определенного времени нормандское монашество не стремилось к основанию не только аббатств, но и приорств в Англии. Если последние и возникали, то либо для управления английскими поместьями, либо по просьбе патрона монастыря. В 70—90 гг. XI в. мы находим только единичные примеры подобных оснований9.
Активизацию деятельности нормандских монахов в Англии спровоцировало то, что рыцари и бароны, прибывшие с Вильгельмом, не нашли общего языка с англосаксонским духовенством. Последнее воспринимало нормандцев как завоевателей. Удобным способом урегулирования отношений с английской церковью и стало ее реформирование в клюнийском духе и усиление влияния папской власти10. Именно поэтому в исследуемый период основание монашеских общин, в составе которых были франкоговорящие клюнийские монахи, стало повсеместным. Эти общины были намеренно противопоставлены англосаксонскому духовенству, именно им обеспечивалась материальная и моральная поддержка.
Таким образом, Генрих I выбрал для основания нового аббатства клюний-ский обымай, имея на то вполне серьезные религиозные и политические причины.
Предположительно в начале 1121 г. Генрих обратился к аббату Клюни с просьбой направить несколько монахов во вновь основанный монастырь. В ответ на эту просьбу аббат посышает в Англию приора Петра и семь монахов из числа наиболее достойныгх. По прибытии в Англию к ним присоединились несколько монахов из клюнийского приорства в Льюисе.
В Рединг первые монахи прибыши 18 июня 1121 г. Община жила под управлением приора Петра до 15 апреля 1123 г. Затем его сменил приор Льюса Хьюго Амьенский, который быш поставлен первым аббатом Рединга. Петр после этого назначения вернулся в Клюни11.
Следует отметить, что главной организационной формой для вновь образованный^ клюнийских общин стало приорство. Судя по грамоте об основании приорства в Льюисе, это подразумевало нераздельную связь с Клюни. В названном документе «церковь Св. Панкраса со всем ей принадлежащим и поместьями передается Богу и Св. апостолам Петру и Павлу в местечко, называемое Клюни, возглавляемое аббатом Хьюго»12. Как видим, речь здесь идет главным образом о передаче прав на владения с целью основания при-орства (хотя напрямую эта цель в документе не прописана). Это должно бышо означать, что образуемая монашеская община станет частью клюний-ской семьи, приняв не только устав и обыпчай, но и власть аббата Клюни.
Очевидно, первоначальный статус Рединга не отличался от статуса приор-ства в Льюисе. Но такая ситуация не соответствовал планам короля Генриха I. К сожалению, мы не располагаем точными данными о том, как король добился признания независимости основанного им аббатства. Возможно, свою роль здесь сыграло то, что к этому времени были преодолены разногласия с Папой Римским, возникшие по поводу назначения на архиепископские кафедры в Англии. Но очевидно, что уже в 1123 г. Рединг фактически стал независимым от Клюни.
Первые свидетельства этой независимости мы находим в грамоте Папы Каликста II от 19 июля 1123 г.: Папа дарует аббату Рединга Хьюго I и его преемникам свою защиту и покровительство для Редингского аббатства, основанного Генрихом I, и подтверждает все сделанные королем пожалования13. Упоминание о том, что эта община является «дочерней» по отношению к Клюни, отсутствует. В королевской грамоте об основании монастыря в Рединге, датируемой мартом 1125 г., также речь идет об основании независимого аббатства с довольно широкими правами и привилегиями как во внутренней жизни, так и по отношению к дарованным землям14.
Но каким бышо отношение аббата Клюни к факту преобразования приорства Рединг в аббатство?
В этой связи особый интерес представляет грамота, направленная клю-нийским аббатом Петром Достопочтенным аббату Хьюго I и конвенту Рединга в 1130 г.15, т. е. через пять лет после королевской грамоты. В рубрике Картулярия данная грамота обозначена как «грамота аббата и конвента Клюни относительно взаимной общности (societas)». Что подразумевала эта «общность» или «единство»?
Содержание грамоты дает весьма недвусмысленный ответ. Община Рединга признается основанной по «благочестию» короля и «через нашу конгрегацию». Тем самым подтверждается, что принятый в Рединге монашеский обычай был заимствован из Клюни, а конгрегация признала саму общину. Вместе с тем аббат Клюни включает в текст грамоты важные свидетельства: «по просьбе благороднейшего короля Генриха» и самого аббата Рединга новое аббатство он обозначает как независимое и равноправное с Клюни. Аббату Рединга предоставляется право присутствовать в капитуле Клюни наравне с главами общин, принявших клюнийский обычай, и самостоятельно возглавлять капитул в Рединге. Также в грамоте оговаривалось, что монахи Ре-дингского аббатства будут находить достойный прием в самом Клюни и во всех общинах клюнийского устава.
Наиболее важной частью этой грамоты являются положения о порядке выборов аббата Рединга. Петр Достопочтенный предписывал избирать нового аббата из числа монахов Редингского монастыря, а не «из чужих аббатов». «Если же не найдется достойной персоны, то выбирать следует из монахов Клюни, исключая приора». Как видим, и здесь признается внутренняя самостоятельность общины в таком важном вопросе, поскольку не говорится о необходимости утверждения нового аббата капитулом Клюни. Вместе с тем единственной альтернативой монахам Рединга при определении кандидатуры нового аббата могли быть только монахи Клюни. Такой порядок, очевидно, был призван обеспечить преемственность клюнийских традиций в новом монастыре, а также укрепить связи между Редингом и Клюни.
Однако после того как Хьюго I, аббат Рединга, стал архиепископом Руана в сентябре 1130 г., только два аббата были избраны не из числа монахов Рединга: аббат Аншер в 1130 г. и аббат Хьюго II в 1186 г., бывшие до этого приорами в Льюисе.
Дальнейшие взаимоотношения между этими аббатствами не выходили за рамки того, что было описано выше. Довольно немногочисленные свидетельства позволяют предположить, что активизация контактов происходила в те периоды, когда аббатами Рединга избирались «клюнийцы». Это уже названные аббаты Аншер и Хьюго II. Именно ко времени их пребывания на посту аббата относится появление двух документов, которые отражают попытки укрепить связь между Редингом и Клюни.
Грамота, обращенная аббату Аншеру от имени Петра Достопочтенного (датируется 1130—1135 гг.), предоставляет право записывать для поминовения имена умерших аббатов Рединга вместе с именами аббатов Клюни16. В рамках сложившейся в Клюни практики поминовения усопших это означало, что имена умерших аббатов Рединга будут поминать во время совершения литургии наравне с именами клюнийских аббатов. Это должно было стать не только свидетельством единства монашеских общин Рединга и Клюни, к чему, по всей видимости, так стремились клюнийские аббаты, но и признанием авторитета аббатов Рединга.
Подтверждением этого является значительно боле поздняя грамота аббата Клюни Хьюго IV, адресованная аббату Хьюго II и конвенту Рединга и датируемая 1186 г. Эта грамота в основных положениях подтверждает и повторяет грамоту Петра Достопочтенного 1130 г. о «взаимной общности»17. Любопытен
тот факт, что в 1154—1158 гг. эта же грамота была подтверждена Папой Адрианом IV. В своей конфирмации аббату Рединга Реджинальду он «утверждает общность и братство Рединга и Клюни»18. Это единственная папская конфирмация, затрагивающая интересы двух аббатств. Во всех остальныгх случаях Рединг предстает в папских документах как независимое аббатство (хотя иногда и называется как «клюнийское», например, в грамотах Иннокентия III).
Как мы видим, именно бывшие приоры Льюиса стремились сохранить связь с Клюни. На деле же эти попытки не увенчались успехом, и Рединг продолжал существовать уже в качестве независимого аббатства, основанного на клюнийском обыпчае.
Позднее в Англии появляется еще одно независимое клюнийское аббатство — Фавершем, основанное королем Стефаном в 1148 г., другие же клю-нийские общины продолжали существовать как приорства или зависимые от Клюни аббатства.
Таким образом, взаимоотношения Клюни и основанного на его обыпчае, но получившего независимый статус Рединга быши довольно непростыми. В середине — второй половине XII в. эти отношения определялись во многом благодаря той поддержке, которую оказывал Редингу король Генрих I. Именно покровительство короля и богатые дарения в конечном итоге способствовали утверждению независимого статуса Рединга.
Примечания
1 Coates C. The history and antiquities of Reading. London, 1802 (с приложениями и дополнениями — Reading, 1809); Hurry J. B. Reading Abbey. London, 1902; Knowles D.D. The religious houses of Medieval England. London, 1940; Idem. The religious ordes in England. Cambridge, 1979. V. I (первое издание — 1948); Kemp B. Introduction // Reading abbey cartularies. London, 1986. V. I.
2 Platt C. The abbey and priories of medieval England. London, 1984.
3 Brett M. The English church under Henry I. Oxford, 1975. P. 112; Hallam E.M. The burial places of English Kings // History today. July 1981. V. 31. P. 45—46.
4 Kemp B. Introduction. Р. 14; Hallam E. M. The burial places... Р. 45.
5 Platt C. Medieval England. A social history and archaeology from the Conquest to A.D. 1600. London, 1978. P. 21.
6 Charter of William de Warenne, founding the priory of Lewes in Sussex (1078—1082) // English historical documents. V. II. 1042—1189 / Ed. by D.C. Douglas. London, 1953. P. 605.
7 Platt C. The abbey and priories of medieval England. P. 11; Moorman J.R. A history of the church in England. London, 1973. P. 69.
8 Platt C. The abbey and priories of medieval England. P. 4; Dyer Chr. Making a living in the Middle Ages. The people of Britain. 850-1520. New Haven, London, 2002. P. 114.
9 К. Платт приводит три факта: приорство St. Neot's, община St. Werburgh's в Честере, приорство St. John Baptist в Клэр. См.: Platt C. The abbey and priories. P. 4.
10 Carpenter S.C. The church in England (597-1688). London, 1954. P. 49.
11 Kemp B. Introduction. P. 15.
12 Charter of William de Warenne, founding the priory of Lewes in Sussex (1078-1082). Р. 605.
13 Reading abbey cartularies. V. I. № 139. P. 129. (Далее - RAC I).
14 Ibid. № 1. Р. 33-34.
15 Ibid. № 218. P. 180-181.
16 RAC I. № 219. Р. 181.
17 Ibid. № 220. Р. 182.
18 Ibid. № 146. Р. 132.
E.V. Zaitzeva*
ABBEY READING AND CLUNY: FEATURES OF MUTUAL RELATIONS
IN THE XIITH CENTURY (ON THE MATERIALS OF THE READING ABBEY CARTULARIES)
The article is devoted to the history of mutual relations of abbey Cluny and English abbey of Reading. Analyzing documents of the Reading abbey cartularies, the author puts questions on the status of this monastery in relation to Cluny, characterizes interrelations of these monasteries during becoming a community in Reading.
Key words: England, XIIth century, history of a medieval monasticism, Cluny, Reading.
* Zaitzeva Ekaterina Vitalievna ([email protected]), the Dept. of History of Middle Ages, Saratov State University, Saratov, 410012, Russia.