УДК 32 ББК 60.5
Ф.А. СТЕПУН: МЫСЛИ О РОССИИ
ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ КУРСКОВ,
доцент кафедры социально-гуманитарных наук Академии социального управления Научная специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы
Е-той: [email protected]
Рецензент: КалинаВ.Ф., кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент СЫайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется творческое наследие Ф.А. Степуна, видного представителя русского зарубежья. Рассматривается видение мыслителем русской революции, ее последствий для страны. Приводится прогноз социально-экономического и политического развития России после падения большевизма, данный философом.
Ключевые слова: революция, большевизм, идеократия, христианство, национальная идея, новая вера.
Annotation. The author analyzes the creative legacy F.A. Stepun, a prominent representative of the Russian diaspora. Considered vision thinker Russian Revolution and its consequences for the country. Shows the forecast of socio-economic and political development of Russia after the fall of Bolshevism, given philosopher.
Key words: revolution, Bolshevism, ideocracy, Christianity, national idea, a new faith.
Представители русского зарубежья, оказавшись в вынужденной эмиграции, не только исследовали причины и последствия русской революции, но и прогнозировали ее будущее. Форма государства, экономическое развитие России, формы собственности, социальная стратификация, политические элиты, политическая культура, нравственные ценности, консолидация общества, роль России в мире — все эти вопросы остались и сегодня на повестке дня.
Русская революция оценивалась по-разному представителями политических партий, русской интеллигенцией, самими участниками революционных событий начала ХХ в. Демократическая направленность Февральской революции фактически ни у кого не вызывала сомнений. Но эта революция проторила дорогу октябрьской революции, открывшей «новую эру в истории человечества». Ф.А. Степун, оценивая февральские события 1917 г., пишет: «Если в будущей России установится свободный демократический режим — это будет значить, что февраль был подлинной реальностью...». Таким образом, демократические тенденции в развитии российской государственности сохранились в сознании россиян, и семена сво-
боды, посеянные в февральские дни 1917 г., дали всходы. Но «если победит азиатски-косоглазый евразиокоммунизм, — февраль отойдет в историю в качестве прекраснодушной мечты русской интел-лигенции»1.
Октябрь 1917 г. мыслился представителями радикальной партии «всерьез и надолго». Но оказался в действительности — не навсегда.
Идеократическое государство, т.е. государство, созданное по «интеллектуальным чертежам» отцов-основателей кануло в Лету. Разочарование в марксизме он объясняет тем, «что все периоды хотя бы временного улучшения советской жизни были связаны с отступлением власти от марксистской доктрины, периоды же ее омрачения вплоть до осатанения — с возвратом к Марксу»2. Мыслитель надеется, что в России «начинает ликвидироваться и большевистски-коммунистическая форма идеокра-тической диктатуры»3.
Если «власть большевистского миросозерцания» не будет оказывать решающего воздействия на массы, то что представляет из себя «новая вера, подымающаяся сейчас из бессознательных глубин русского народа»? — задается вопросом Ф.А. Степун4. Для него новая вера — возвращение к истокам,
к целостному христианскому мировоззрению как антиподу большевизма5. Далее мыслитель конкретизирует свою мысль, говоря о христианстве: «Социологически — христианство может быть, таким образом, определено как антиутопизм, как пафос конкретности и постепенности социального устроения. Этим стремлением к трезвости определяется отношение новоградского миросозерцания и новоградского человека ко всем началам современной политической борьбы, к коммунизму и национализму, к государству, классу и партии, к демократии и парламентаризму»6. Но противодействие большевизму и строительство лучшего мира должно быть активным, поскольку «спор Бога с дьяволом» ведется на социально-политической территории»7. Христианство должно стать надежной основой будущего жизнеустройства. Осью христианского сознания является идея Богочеловечества, несовместимая с идеей всемогущего человека8. Ф.А. Степун пишет: «Для всех же, кто ищет для России новых путей, созвучных глубочайшим запросам XX века, но не ведущих в тупики идеократий и диктатур, остается действительно только одно: возврат к первозданной идее русской культуры, к идее православного христианства»9.
«Новый град» Ф.А. Степуна — это новый мир, создаваемый после падения большевистского режима. Строитель нового мира — органически свободолюбив, ибо дух свободы неотделим от истины. В то же время, свобода должна быть защищена от врагов свободы. Если эта власть не защитима словом, то ее надо защищать мечом10.
Но защита свободы означает использование силы в исключительных случаях в качестве крайней меры. Ф.А. Степуна страшит мысль о том, что ради защиты новых идеалов на смену большевикам могут прийти люди, обладающие не только радикальным мышлением, но и готовые на новые жертвы ради нового строя. Такой сценарий развития событий не должен повториться.
Говоря о форме правления, Ф.А. Степун безоговорочно выступает за республику с сильной властью и представительной властью в лице свободных советов. Это — строй авторитарной демократии, которая «может и должна быть демократией для демократов». Но «идея подлинного народоправства» означает свободу и ценность всякой человеческой
личности. Это означает, что политические свободы будут гарантировать народное представительство, отвечающее интересам народа. В таком случае народ — суверен; он — источник власти, соборная личность, т.е. коллектив, делегирующий свои права другому человеку. Таким образом, по мысли Ф.А. Степуна, общественно-политическая жизнь будет соответствовать христианскому и народному представлению о ней.
«Социально-хозяйственная область», с точки зрения Ф.А. Степуна, должна быть свободна «от общего миросозерцания, какой бы то ни было идеологии». В то же время, следует учитывать систему ценностей, заложенных при становлении российской государственности: коллективизм, соборность, русский мир. Именно в силу такой специфики народного духа «христианская душа по природе со-циалистична», а, следовательно, дух капитализма не свойственен россиянам. Он считает, что превращение России в типично капиталистическую страну было бы величайшим преступлением как перед идеей социального христианства, так и перед всеми пережитыми Россией муками11. Исходя из опыта землепользования в России, Ф.А. Степун полагает, что земля должна быть «изъятой из свободного частновладельческого товарооборота» и стать собственностью государства. В то же время, он — противник колхозного строя и поэтому считает целесообразным наделение крестьян землей и возвращение к форме единоличного хозяйства. Ф.А. Степун считает целесообразным использование советского опыта развития промышленности: «Что касается промышленности, которой предстоит еще очень большой расцвет, то ясно, что ее придется строить на тех же сложных основаниях не бессмысленной отмены всего, что сделано большевиками, а на утверждении уже начатого ими. Все ключевые производства должны будут остаться в руках государства»12.
Вопреки прославлению романтики социалистического труда, пафоса созидания новой жизни, Ф.А. Степун, отмечая «тяжелую печать убогого уныния» строителей нового мира, верит, что «новый русский трудовой национализм... сменит пролетарский патриотизм». Пробуждение забытых чувств истинной любви к России будет основано, верит Ф.А. Степун, на ощущении своей
востребованности, ощущении себя созидателями новой России. Любовь к Родине — это забота об ее процветании, благополучии ее граждан как со стороны государства, так и со стороны самого народа.
Ф.А. Степун трактует понятие «национальная идея»: она связана, прежде всего, с «чувством общерусского отечества», что означает осознание себя россиянами вне зависимости от национальной принадлежности.
Таким образом, Ф.А. Степун оказался достаточно прозорливым, прогнозируя социаль-
но-экономическое и политическое развитие России.
1 Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. С. 37.
2 Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. С. 230.
3 Там же. С. 229.
4 Там же.
5 Там же. С. 166.
6 Там же. С. 167.
7 Там же. С. 167—168.
8 Там же. С. 171.
9 Там же. С. 231.
10 Степун Ф. Новый град. 1934. № 8. С. 24.
11 Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. С. 237.
12 Там же. С. 243.
УДК 316.472 ББК 60.6
ПОСТРОЕНИЕ ПАРТНЕРСКОЙ МОДЕЛИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ЛАЩЕНОВ,
адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
Научная специальность 22.00.08 — социология управления E-mail: [email protected] Научный руководитель: Филимонов О.В., доктор социологических наук;
Рецензент: Передня Д.Г., кандидат социологических наук.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены проблемы взаимодействия институтов гражданского общества, становления системы социального партнерства в правоохранительной сфере, механизм объединения общества в противодействии преступности.
Ключевые слова: социальное партнерство, борьба с преступностью, органы внутренних дел, правоохранительная сфера, гражданское общество.
Annotation. The article is devoted to problems of interaction between civil society institutions, the establishment of a system of social partnership in law enforcement, the mechanism of association society in combating crime.
Keywords: social partnership, fight against crime, police, law enforcement, civil society.
Современное российское общество переживает перемены, которые без исключений, затрагивают все стороны нашей жизни, все сферы жизнедеятельности граждан. В условиях построения правового демократического государства меняется общество, функции государства, меняются взгляды на понимание различных проблем общественной жизни. С принятием Федерального закона № 3-ФЗ
«О полиции»[1] переосмыслены базовые основы полицейской деятельности, изменившие взаимоотношения органов внутренних дел Российской Федерации и граждан с доминантной модели на партнерскую. Развитие партнерского взаимодействия с общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности рассматривается Министерством внутренних дел