УДК 821.161.1 + УДК 008 (091)
Н. Н. Иванов, О. Н. Скибинская
Эзотерика в художественном мире М. Горького
Авторы статьи актуализировали нераскрытые духовные смыслы в литературе русского неореализма. Установлена роль эзотерики как одного из факторов художественных поисков М. Горького. По-новому представлены известные тексты Горького: найдено отражение эзотерических идей в аллюзиях и ассоциациях, мотивах и архетипах. Анализируются межтекстовые переклички, глубинные связи произведений.
Ключевые слова: русский неореализм, М. Горький, его философия и эстетика.
N. N. Ivanov, O. N. Skibinskaya
Esotericism in M. Gorky's artistic world
The authors have highlighted unsolved spiritual meanings in the literature of Russian neo-realism. The role of esotericism as one of the factors of Maxim Gorky's artistic searches is substantiated in the article. The well-known texts by Gorky are presented in a new way: a reflection of esoteric ideas in allusions and associations, in motifs and archetypes can be found. Intertextual references and underlying connections of his works are analysed.
Key words: Russian neo-realism, Maxim Gorky, his philosophy and aesthetics.
Мировоззренческий контекст всегда соответствовал миссии русского писателя - он больше, чем только литератор. На рубеже Х1Х-ХХ столетий контекст стал шире: всяческие школы мудрости и знания, религиозные, философские учения, эзотерика, антропософия, теософия, оккультизм обогащали как символизм или акмеизм, что объяснимо, так и реализм. И если в отношении двух первых исследования ведутся [1; 9], то реализм, точнее - неореализм, все еще остается в стороне. Между тем полнота научных знаний об искусстве слова предполагает изучение связей, влияний на уровне и персоналий, и художественной типологии. Этой цели и служит анализ эзотерики как одного из факторов философии, эстетики М. Горького.
Эзотерика - синтетическое учение, одно из самых древних на Востоке и Западе. По легенде, первым эзотериком был Адам, получивший знания от Бога-Отца [10]. Эзотерическую мудрость развивали пифагорейцы, орфики, даосы, ведантисты; она росла на почве герме-тизма, неоплатонизма, гностицизма, учений розенкрейцеров и алхимиков, ее идеи совершенствовали Парацельс, Сен-Жермен, Беме, Све-
денборг; ее вершиной стали, что общепризнано, труды Р. Штайнера, Е. П. Блаватской.
Аккумулируя многие мистические традиции, эзотерика исходит из принципов не разъединения, а подобия и тождества микро- и макрокосма, Духа и Материи: земное -продолжение небесного, человек устроен, как мир. Принцип подобия в эзотерике базовый: и в медицине (холод лечат холодом), и в духовно-медитативных практиках, этике.
Ответственности за мысли, слова, дела эзотерика отводит особую роль, поскольку они прямо или опосредованно провоцируют иные слова и дела, состояния и качество жизни. Подобие, проекции видимого и невидимого -предмет эзотерики, тогда как ее теория и практика направлены на коррекцию видимого через связи с потусторонним, через апелляцию к Высшим Силам. Эзотеризм допускает индивидуальные, социальные изменения в соответствии с иерархией духовных сил. Категории добра и зла имеют выверенные не только мистические, метафизические, но и психофизические характеристики. Поиск вселенской правды, гармонии, любви наполняют жизнь тем смыслом, который не
© Иванов Н. Н.. Скибинская О. Н. 2016
уничтожается смертью; сам факт физической смерти открывает новые врата. Познавая свои резервы, овладевая потенциями жизни, стихийными силами, люди совершенствуют себя, творчески преображают Мир. Потому для столь высокой миссии важны душевное богатство и мистический опыт личности, интуиция, прозрения, откровения религий, молитвенные практики и знания - древние и новые, научные.
Посвященные, причастные к тайным знаниям - эзотерики, в отличие от экзотериков - непосвященных. Посвященным в историю, теорию эзотерической мысли был и М. Горький, подтверждений чему нами обнаружено немало. Таковы, например, пометы на полях книг из личной библиотеки писателя. «Мир как воля и представление», «Духовидение»
А. Шопенгауэра и «Рефлексы головного мозга» И. Павлова интересовали Горького как проводники к тайнам Духа и Разума [6].
Горький сам демонстрировал мощное эзотерическое мышление: в переписке, публицистике оно заявлено открыто, в творчестве реализовано более сложно. Еще в 1892 году, мечтая придать жизни «форму художественную», он поделился со своим нижегородским товарищем И. Картиковским: «Но что есть эта жизнь? Конечное нечто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня» [8, Т. 1, с. 36]. Возможности «художественного», творческого
преобразования действительности Горький связывал с освобождением внутренних резервов человека, с усилиями его мысли и души. В 1900 году он признался Л. Н. Толстому: «Человек - вместилище Бога живого, Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости <.. > существует только человек, все же прочее есть мнение. Всегда был, есть и буду человекопоклонником» [7, Т. 2, с. 377]. В 1904 году ответил Е. К. Малиновской: «Вера в силы мысли - живое, постоянно, вместе с мыслью растущее чувство, гордое и свободное - это вера человека в себя самого <...> Гармония в человеке - слияние чувства и мысли в одно пламя, в одну могучую сущность» [8, Т. 1, с. 250].
Эзотерическая составляющая просматривается и в оценках, которые Горький давал идейно
близким ему людям. Так, Н. К. Рериха он называл «прорицателем», «величайшим интуитивистом современности» [5]. Столь откровенные суждения архетипичны, они передают сакральный для М. Горького смысл отношений Человека и Мира, отношений творческих, действенных, улучшающих все стороны жизни. Общая тенденция означенных устремлений суммирована в очерке «О М. М. Пришвине» (1926). М. Пришвин, по убеждению Горького, принадлежит к тем людям, которые достигли «ощущения Земли как своей плоти» [2, Т. 24, с. 266], а духовной творческой энергией они обязаны земному богатству и стремятся вовлечь «в разум свой все тайные силы» его. «Мудрец» М. Пришвин был именно таким человеком, он писал «не о природе», а «о Земле, Великой Матери нашей» [2, Т. 24, с. 266]. В 1920-30-е гг. Горького увлекли идеи трансформации физической энергии в духовную, продления жизни через познание духовных тайн. Одним из проектов реализации столь смелых взглядов стал создаваемый в начале 1930-х гг. не без участия писателя Института человека.
Означенные убеждения воплотились в системе мотивов, архетипах, аллюзиях, ассоциациях, микрообразности сочинений Горького, стали подтекстом его драматургии, прозы, публицистики. Персонажи пьесы «На дне» настойчиво варьируют мотивы устройства и творческого преображения жизни [4, с. 7]. Бубнов говорит о порядке и чистоте: «Все хотят порядка, да разума нехватка» [2, Т. 6, с. 122]. Противопоставляя знаниям талант, Актер вспомнил игру в театре, такую, что театр «трещал и шатался от восторга публики» [2, Т. 6, с. 110]. Он же: «Я говорю - талант, вот что нужно герою. А талант - это вера в себя, в свою силу» [2, Т. 6, с. 110]. Лейтмотивом пьесы стали афористичные реплики Луки о вере, Боге и человеке: «Коли веришь, - есть; не веришь, -нет... Во что веришь, то и есть» [2, Т. 6, с. 135], «Человек- все может... лишь бы захотел» [2, Т. 6, с. 131]. Последнее речение Луки («Человек все может...») резонирует с приведенным суждением Горького из письма Л. Н. Толстому: «Человек - вместилище Бога живого <.. > существует только человек, все же прочее есть мнение», которое, в свою очередь, зеркально отражено в сакраментальном монологе Сатина: «Человек- вот правда!» [2,
Т. 6, с. 165]. «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга» [2, Т. 6, с. 170].
Горький обобщил и судьбы персонажей, символично привязав их к мотиву игры -жизни. Одни партии сыграны красиво и ярко -будь то перевоплощение на сцене Актера в героя, или талантливое карточное шулерство Сатина, или комбинации с шашками Бубнова. «И одна - не бедна, коли умна... ходи!» [2, Т. 6, с. 129]. Другие - бездарно: Барон, Медведев, Клещ.
«Изумительная загадка: каким чудом неорганическое вещество превращается в живое <...> дает <...> сотни великих мыслителей, поэтов-работников по созданию второй природы, творимой нашей человеческой мыслью, нашей волею?» [2, Т. 24, с. 267]. «Изумительная загадка» мучила Горького многие годы, и вариантом ее разрешения могли бы стать слова о человеке, который «все может, лишь бы захотел», и тогда путь от мысли и воли к преобразованию «органического вещества» становится прогнозируемым вариантом авторских поисков. В финале повести «Исповедь» во время крестного хода сила веры и общее устремление людей (чудотворная икона символизирует единство) привели к чуду -«безногая» девочка пошла. Чудесное и невозможное, но мыслившееся как желанное преображение плоти стало возможным, потому что материальное подчинилось духовному, идеальному.
В Окуровской дилогии, цикле рассказов «По Руси», горьковские интенции выразились в образах «мыслей сердца», «таинственной силы» человека, «невидимых земли и неба», «мощи необъятной» Земли и Души. И если «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» - это повествование о нереализованных людских возможностях, то рассказы «Ледоход», «В ущелье», «Покойник» и другие иллюстрируют мистические связи человека с силами земли и неба. Они воплотились в метафорических пейзажах, в мотивах «взаимоперетекания» земли и неба, неба и воды, символически передающих авторские раздумья о границах души и тела. «Вослед солнцу в небо поднимались тесною толпою сизые и белые, как снег, облака, их мягкие бугры отразились в тихой Оке, сотворив в ней иное небо, столь же глубокое и мягкое» («Губин») [3, Т. 4, с. 273].
Программным в этом ряду является рассказ «Ледоход». Его главный герой, Осип,
маленький, жалкий, с погасшими глазами и «странно открытым ртом», в трудную минуту преображается - идет по воде и льдинам. Осип, «старичок, похожий на Николая Чудотворца» [3, Т. 4, с. 304], играет с рекой, он вовлек в «разум свой» тайные силы природы, его путь направляет Святой. Демонстрируя чудо -умение человека держаться на воде, управлять стихиями, Горький настоял на ассоциациях Осипа с Николаем Чудотворцем и ... Христом. Эти смысловые аллюзии выразили мысль его о бесконечном совершенствовании духа человека. Будущий человек Горького - это Богочеловек, «вместилище Бога живого». Его красота и сила - в торжестве духа над плотью, в пробуждении скрытых сил, гармонии с природой. В рассказе «Ледоход» автор заявил о «мощи необъятной» земли и души, о духовном преображении личности.
Изучение эзотерической составляющей в творчестве М. Горького кажется правомочным, поскольку раздвигает представления об эстетике русского неореализма.
Библиографический список
1. Богомолов, Н. А. Русская литература и оккультизм [Текст] / Н. А. Богомолов. - М., 2001.
2. Горький, М. Собрание сочинений. В 30 т. [Текст] / М. Горький. - М. : ГИХЛ, 1949-1955.
3. Горький, М. Собр. соч. В 12 т. [Текст] / М. Горький. - М. : Современник, 1987.
4.Иванов, Н. Н. «Человек все может ... лишь бы захотел». Пьеса М. Горького «На дне» [Текст] / Н. Н. Иванов // Литература в школе. -М., 2003. - № 7. - С. 5-10.
5. Кузнецова, И. Н. А. М. Горький и Н. К. Рерих [Текст] / И. Н. Кузнецова // Максим Горький на пороге XXI столетия / Горьковские чтения, 1998 г. Том II. - Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2000.
6. Личная библиотека А. М. Горького в Москве [Текст] / Описание в двух книгах. - М. : Наука, 1981.
7. Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. В 2-х т. [Текст] / Л. Н. Толстой. - М., 1987.
8. Переписка М. Горького. В 2-х т. [Текст]. -М. : Х.л., 1986.
9. Смирнова, Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX века [Текст] / Л. А. Смирнова. -М., 2001.
10. Het Monster. Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до наших дней. [Текст] / Перевод с английского. - Киев, 1997.
Bibliograficheskij spisok
1. Bogomolov, N. A. Russkaja literatura i ok-kul'tizm [Tekst] / N. A. Bogomolov. - M., 2001.
2. Gor'kij, M. Sobranie sochinenij. V 30 t. [Tekst] / M. Gor'kij. - M. : GIHL, 1949-1955.
3. Gor'kij, M. Sobr. soch. V 12 t. [Tekst] / M. Gor'kij. - M. : Sovremennik, 1987.
4.Ivanov, N. N. «Chelovek vse mozhet ... lish' by zahotel». P'esa M. Gor'kogo «Na dne» [Tekst] / N. N. Ivanov // Literatura v shkole. - M., 2003. -№ 7. - S. 5-10.
5. Kuznecova, I. N. A. M. Gor'kij i N. K. Rerih [Tekst] / I. N. Kuznecova // Maksim Gor'kij na poroge XXI stoletija / Gor'kovskie chtenija, 1998 g. Tom II. - N. Novgorod : NNGU im. N. I. Loba-chevskogo, 2000.
6. Lichnaja biblioteka A. M. Gor'kogo v Moskve [Tekst] / Opisanie v dvuh knigah. - M. : Nauka, 1981.
7. L. N. Tolstoj. Perepiska s russkimi pisateljami. V 2-h t. [Tekst] / L. N. Tolstoj. - M., 1987.
8. Perepiska M. Gor'kogo. V 2-h t. [Tekst]. - M. : H. l., 1986.
9. Smirnova, L. A. Russkaja literatura konca XIX - nachala XX veka [Tekst] / L. A. Smirnova. -M., 2001.
10. Het Monster. Trinadcat' vrat. Istorija jezo-tericheskih uchenij ot Adama do nashih dnej. [Tekst] / Perevod s anglijskogo. - Kiev, 1997.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.08.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.09.2016