Научная статья на тему 'Эзотерика в художественном мире М. Горького'

Эзотерика в художественном мире М. Горького Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ / М. ГОРЬКИЙ / ЕГО ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА / RUSSIAN NEO-REALISM / MAXIM GORKY / HIS PHILOSOPHY AND AESTHETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Н.Н., Скибинская О.Н.

Авторы статьи актуализировали нераскрытые духовные смыслы в литературе русского неореализма. Установлена роль эзотерики как одного из факторов художественных поисков М. Горького. По-новому представлены известные тексты Горького: найдено отражение эзотерических идей в аллюзиях и ассоциациях, мотивах и архетипах. Анализируются межтекстовые переклички, глубинные связи произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Esotericism in M. Gorky’s artistic world

The authors have highlighted unsolved spiritual meanings in the literature of Russian neo-realism. The role of esotericism as one of the factors of Maxim Gorky’s artistic searches is substantiated in the article. The well-known texts by Gorky are presented in a new way: a reflection of esoteric ideas in allusions and associations, in motifs and archetypes can be found. Intertextual references and underlying connections of his works are analysed.

Текст научной работы на тему «Эзотерика в художественном мире М. Горького»

УДК 821.161.1 + УДК 008 (091)

Н. Н. Иванов, О. Н. Скибинская

Эзотерика в художественном мире М. Горького

Авторы статьи актуализировали нераскрытые духовные смыслы в литературе русского неореализма. Установлена роль эзотерики как одного из факторов художественных поисков М. Горького. По-новому представлены известные тексты Горького: найдено отражение эзотерических идей в аллюзиях и ассоциациях, мотивах и архетипах. Анализируются межтекстовые переклички, глубинные связи произведений.

Ключевые слова: русский неореализм, М. Горький, его философия и эстетика.

N. N. Ivanov, O. N. Skibinskaya

Esotericism in M. Gorky's artistic world

The authors have highlighted unsolved spiritual meanings in the literature of Russian neo-realism. The role of esotericism as one of the factors of Maxim Gorky's artistic searches is substantiated in the article. The well-known texts by Gorky are presented in a new way: a reflection of esoteric ideas in allusions and associations, in motifs and archetypes can be found. Intertextual references and underlying connections of his works are analysed.

Key words: Russian neo-realism, Maxim Gorky, his philosophy and aesthetics.

Мировоззренческий контекст всегда соответствовал миссии русского писателя - он больше, чем только литератор. На рубеже Х1Х-ХХ столетий контекст стал шире: всяческие школы мудрости и знания, религиозные, философские учения, эзотерика, антропософия, теософия, оккультизм обогащали как символизм или акмеизм, что объяснимо, так и реализм. И если в отношении двух первых исследования ведутся [1; 9], то реализм, точнее - неореализм, все еще остается в стороне. Между тем полнота научных знаний об искусстве слова предполагает изучение связей, влияний на уровне и персоналий, и художественной типологии. Этой цели и служит анализ эзотерики как одного из факторов философии, эстетики М. Горького.

Эзотерика - синтетическое учение, одно из самых древних на Востоке и Западе. По легенде, первым эзотериком был Адам, получивший знания от Бога-Отца [10]. Эзотерическую мудрость развивали пифагорейцы, орфики, даосы, ведантисты; она росла на почве герме-тизма, неоплатонизма, гностицизма, учений розенкрейцеров и алхимиков, ее идеи совершенствовали Парацельс, Сен-Жермен, Беме, Све-

денборг; ее вершиной стали, что общепризнано, труды Р. Штайнера, Е. П. Блаватской.

Аккумулируя многие мистические традиции, эзотерика исходит из принципов не разъединения, а подобия и тождества микро- и макрокосма, Духа и Материи: земное -продолжение небесного, человек устроен, как мир. Принцип подобия в эзотерике базовый: и в медицине (холод лечат холодом), и в духовно-медитативных практиках, этике.

Ответственности за мысли, слова, дела эзотерика отводит особую роль, поскольку они прямо или опосредованно провоцируют иные слова и дела, состояния и качество жизни. Подобие, проекции видимого и невидимого -предмет эзотерики, тогда как ее теория и практика направлены на коррекцию видимого через связи с потусторонним, через апелляцию к Высшим Силам. Эзотеризм допускает индивидуальные, социальные изменения в соответствии с иерархией духовных сил. Категории добра и зла имеют выверенные не только мистические, метафизические, но и психофизические характеристики. Поиск вселенской правды, гармонии, любви наполняют жизнь тем смыслом, который не

© Иванов Н. Н.. Скибинская О. Н. 2016

уничтожается смертью; сам факт физической смерти открывает новые врата. Познавая свои резервы, овладевая потенциями жизни, стихийными силами, люди совершенствуют себя, творчески преображают Мир. Потому для столь высокой миссии важны душевное богатство и мистический опыт личности, интуиция, прозрения, откровения религий, молитвенные практики и знания - древние и новые, научные.

Посвященные, причастные к тайным знаниям - эзотерики, в отличие от экзотериков - непосвященных. Посвященным в историю, теорию эзотерической мысли был и М. Горький, подтверждений чему нами обнаружено немало. Таковы, например, пометы на полях книг из личной библиотеки писателя. «Мир как воля и представление», «Духовидение»

А. Шопенгауэра и «Рефлексы головного мозга» И. Павлова интересовали Горького как проводники к тайнам Духа и Разума [6].

Горький сам демонстрировал мощное эзотерическое мышление: в переписке, публицистике оно заявлено открыто, в творчестве реализовано более сложно. Еще в 1892 году, мечтая придать жизни «форму художественную», он поделился со своим нижегородским товарищем И. Картиковским: «Но что есть эта жизнь? Конечное нечто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня» [8, Т. 1, с. 36]. Возможности «художественного», творческого

преобразования действительности Горький связывал с освобождением внутренних резервов человека, с усилиями его мысли и души. В 1900 году он признался Л. Н. Толстому: «Человек - вместилище Бога живого, Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости <.. > существует только человек, все же прочее есть мнение. Всегда был, есть и буду человекопоклонником» [7, Т. 2, с. 377]. В 1904 году ответил Е. К. Малиновской: «Вера в силы мысли - живое, постоянно, вместе с мыслью растущее чувство, гордое и свободное - это вера человека в себя самого <...> Гармония в человеке - слияние чувства и мысли в одно пламя, в одну могучую сущность» [8, Т. 1, с. 250].

Эзотерическая составляющая просматривается и в оценках, которые Горький давал идейно

близким ему людям. Так, Н. К. Рериха он называл «прорицателем», «величайшим интуитивистом современности» [5]. Столь откровенные суждения архетипичны, они передают сакральный для М. Горького смысл отношений Человека и Мира, отношений творческих, действенных, улучшающих все стороны жизни. Общая тенденция означенных устремлений суммирована в очерке «О М. М. Пришвине» (1926). М. Пришвин, по убеждению Горького, принадлежит к тем людям, которые достигли «ощущения Земли как своей плоти» [2, Т. 24, с. 266], а духовной творческой энергией они обязаны земному богатству и стремятся вовлечь «в разум свой все тайные силы» его. «Мудрец» М. Пришвин был именно таким человеком, он писал «не о природе», а «о Земле, Великой Матери нашей» [2, Т. 24, с. 266]. В 1920-30-е гг. Горького увлекли идеи трансформации физической энергии в духовную, продления жизни через познание духовных тайн. Одним из проектов реализации столь смелых взглядов стал создаваемый в начале 1930-х гг. не без участия писателя Института человека.

Означенные убеждения воплотились в системе мотивов, архетипах, аллюзиях, ассоциациях, микрообразности сочинений Горького, стали подтекстом его драматургии, прозы, публицистики. Персонажи пьесы «На дне» настойчиво варьируют мотивы устройства и творческого преображения жизни [4, с. 7]. Бубнов говорит о порядке и чистоте: «Все хотят порядка, да разума нехватка» [2, Т. 6, с. 122]. Противопоставляя знаниям талант, Актер вспомнил игру в театре, такую, что театр «трещал и шатался от восторга публики» [2, Т. 6, с. 110]. Он же: «Я говорю - талант, вот что нужно герою. А талант - это вера в себя, в свою силу» [2, Т. 6, с. 110]. Лейтмотивом пьесы стали афористичные реплики Луки о вере, Боге и человеке: «Коли веришь, - есть; не веришь, -нет... Во что веришь, то и есть» [2, Т. 6, с. 135], «Человек- все может... лишь бы захотел» [2, Т. 6, с. 131]. Последнее речение Луки («Человек все может...») резонирует с приведенным суждением Горького из письма Л. Н. Толстому: «Человек - вместилище Бога живого <.. > существует только человек, все же прочее есть мнение», которое, в свою очередь, зеркально отражено в сакраментальном монологе Сатина: «Человек- вот правда!» [2,

Т. 6, с. 165]. «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга» [2, Т. 6, с. 170].

Горький обобщил и судьбы персонажей, символично привязав их к мотиву игры -жизни. Одни партии сыграны красиво и ярко -будь то перевоплощение на сцене Актера в героя, или талантливое карточное шулерство Сатина, или комбинации с шашками Бубнова. «И одна - не бедна, коли умна... ходи!» [2, Т. 6, с. 129]. Другие - бездарно: Барон, Медведев, Клещ.

«Изумительная загадка: каким чудом неорганическое вещество превращается в живое <...> дает <...> сотни великих мыслителей, поэтов-работников по созданию второй природы, творимой нашей человеческой мыслью, нашей волею?» [2, Т. 24, с. 267]. «Изумительная загадка» мучила Горького многие годы, и вариантом ее разрешения могли бы стать слова о человеке, который «все может, лишь бы захотел», и тогда путь от мысли и воли к преобразованию «органического вещества» становится прогнозируемым вариантом авторских поисков. В финале повести «Исповедь» во время крестного хода сила веры и общее устремление людей (чудотворная икона символизирует единство) привели к чуду -«безногая» девочка пошла. Чудесное и невозможное, но мыслившееся как желанное преображение плоти стало возможным, потому что материальное подчинилось духовному, идеальному.

В Окуровской дилогии, цикле рассказов «По Руси», горьковские интенции выразились в образах «мыслей сердца», «таинственной силы» человека, «невидимых земли и неба», «мощи необъятной» Земли и Души. И если «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина» - это повествование о нереализованных людских возможностях, то рассказы «Ледоход», «В ущелье», «Покойник» и другие иллюстрируют мистические связи человека с силами земли и неба. Они воплотились в метафорических пейзажах, в мотивах «взаимоперетекания» земли и неба, неба и воды, символически передающих авторские раздумья о границах души и тела. «Вослед солнцу в небо поднимались тесною толпою сизые и белые, как снег, облака, их мягкие бугры отразились в тихой Оке, сотворив в ней иное небо, столь же глубокое и мягкое» («Губин») [3, Т. 4, с. 273].

Программным в этом ряду является рассказ «Ледоход». Его главный герой, Осип,

маленький, жалкий, с погасшими глазами и «странно открытым ртом», в трудную минуту преображается - идет по воде и льдинам. Осип, «старичок, похожий на Николая Чудотворца» [3, Т. 4, с. 304], играет с рекой, он вовлек в «разум свой» тайные силы природы, его путь направляет Святой. Демонстрируя чудо -умение человека держаться на воде, управлять стихиями, Горький настоял на ассоциациях Осипа с Николаем Чудотворцем и ... Христом. Эти смысловые аллюзии выразили мысль его о бесконечном совершенствовании духа человека. Будущий человек Горького - это Богочеловек, «вместилище Бога живого». Его красота и сила - в торжестве духа над плотью, в пробуждении скрытых сил, гармонии с природой. В рассказе «Ледоход» автор заявил о «мощи необъятной» земли и души, о духовном преображении личности.

Изучение эзотерической составляющей в творчестве М. Горького кажется правомочным, поскольку раздвигает представления об эстетике русского неореализма.

Библиографический список

1. Богомолов, Н. А. Русская литература и оккультизм [Текст] / Н. А. Богомолов. - М., 2001.

2. Горький, М. Собрание сочинений. В 30 т. [Текст] / М. Горький. - М. : ГИХЛ, 1949-1955.

3. Горький, М. Собр. соч. В 12 т. [Текст] / М. Горький. - М. : Современник, 1987.

4.Иванов, Н. Н. «Человек все может ... лишь бы захотел». Пьеса М. Горького «На дне» [Текст] / Н. Н. Иванов // Литература в школе. -М., 2003. - № 7. - С. 5-10.

5. Кузнецова, И. Н. А. М. Горький и Н. К. Рерих [Текст] / И. Н. Кузнецова // Максим Горький на пороге XXI столетия / Горьковские чтения, 1998 г. Том II. - Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2000.

6. Личная библиотека А. М. Горького в Москве [Текст] / Описание в двух книгах. - М. : Наука, 1981.

7. Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. В 2-х т. [Текст] / Л. Н. Толстой. - М., 1987.

8. Переписка М. Горького. В 2-х т. [Текст]. -М. : Х.л., 1986.

9. Смирнова, Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX века [Текст] / Л. А. Смирнова. -М., 2001.

10. Het Monster. Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до наших дней. [Текст] / Перевод с английского. - Киев, 1997.

Bibliograficheskij spisok

1. Bogomolov, N. A. Russkaja literatura i ok-kul'tizm [Tekst] / N. A. Bogomolov. - M., 2001.

2. Gor'kij, M. Sobranie sochinenij. V 30 t. [Tekst] / M. Gor'kij. - M. : GIHL, 1949-1955.

3. Gor'kij, M. Sobr. soch. V 12 t. [Tekst] / M. Gor'kij. - M. : Sovremennik, 1987.

4.Ivanov, N. N. «Chelovek vse mozhet ... lish' by zahotel». P'esa M. Gor'kogo «Na dne» [Tekst] / N. N. Ivanov // Literatura v shkole. - M., 2003. -№ 7. - S. 5-10.

5. Kuznecova, I. N. A. M. Gor'kij i N. K. Rerih [Tekst] / I. N. Kuznecova // Maksim Gor'kij na poroge XXI stoletija / Gor'kovskie chtenija, 1998 g. Tom II. - N. Novgorod : NNGU im. N. I. Loba-chevskogo, 2000.

6. Lichnaja biblioteka A. M. Gor'kogo v Moskve [Tekst] / Opisanie v dvuh knigah. - M. : Nauka, 1981.

7. L. N. Tolstoj. Perepiska s russkimi pisateljami. V 2-h t. [Tekst] / L. N. Tolstoj. - M., 1987.

8. Perepiska M. Gor'kogo. V 2-h t. [Tekst]. - M. : H. l., 1986.

9. Smirnova, L. A. Russkaja literatura konca XIX - nachala XX veka [Tekst] / L. A. Smirnova. -M., 2001.

10. Het Monster. Trinadcat' vrat. Istorija jezo-tericheskih uchenij ot Adama do nashih dnej. [Tekst] / Perevod s anglijskogo. - Kiev, 1997.

Дата поступления статьи в редакцию: 15.08.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.