A.V. Krotov, A.K. Volkova, O.N. Baryshnikova
Altai State University, Barnaul, Russia
FEATURES OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS ALLOCATION IN THE STRUCTURE OF URBAN LANDSCAPES (on the example of Barnaul)
The article is devoted to the problem of choosing and saving objects of cultural heritage within the existing theoretical framework, and regulatory documents of regional, federal and world levels. The analysis is given to the main provisions and differences of Russian and world legislation (using the example of the UNESCO Convention). A comparative description of the terminology is carried out, and the most acceptable factors for identifying cultural heritage sites and the criteria for their evaluation are identified. The authors justify the necessity to select such a unit as an architectural ensemble as objects of heritage; consider the necessity to preserve objects of historical, cultural and aesthetic value in the conditions of modern development of urban areas (including the example of Barnaul). The necessity of assigning the status of cultural heritage sites to individual architectural ensembles of the city of Barnaul in accordance with the UNESCO criteria has been demonstrated.
Key words: cultural heritage, anthropogenic landscape, cultural landscape, urban landscape, architectural ensemble.
УДК 165+141.33
А.В. Кротов1, М.В. Мелёхина2, В.А. Мелёхин2
'Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия;
2Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Россия
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья посвящена исследованию методологической проблемы социального изучения культурного наследия с учетом и/или посредством эзотерического знания. Показана роль и значение эзотерического знания в рамках более широкого понимания окружающего мира. Эзотерические системы берут свое начало с самых истоков человеческой цивилизации и духовно и культурно связаны с практическим ежедневным опытом существования человека. Прослеживается некоторая связь между религиозным мировоззрением в буддизме, например, и мистическими практиками. Рассматривается в этой религии мистический контекст картины мира. Дается представление о мире, который конструируется через мифы религией. Проанализирована роль восточной медитативной традиции в исследовании внутреннего мира человека. Охарактеризованы основные практики эзотерического знания. Утверждается, что об эзотерическом знании нужно говорить как о некоем протонаучном этапе становления познавательной теории и практики. Авторы проводят аналитическую работу в статье с позиции
диалектического материализма. В качестве вывода утверждается мысль о признании эзотерического знания важной частью целостного понимания культурного наследия человечества.
Ключевые слова: культурное наследие, эзотерическое знание, религия, миф, культура, картина мира.
Термин «эзотерика» понимается в этимологии своего значения довольно широко, а в греческом звучании трактуется как «внутренний», «скрытный», поэтому его из-за своей многозначности следует перевести в социологический аспект анализа. Для этого авторы вынуждены сослаться на авторитет М. Вебера, который полагал, что «мистическое знание... является практическим знанием». По своей сущности оно, скорее, - «обладание», исходя из которого возможно новое практическое ориентирование в миру, а при известных обстоятельствах и новое коммуникативное познание [Вебер, 1994, с. 205].
Эзотерическое знание в значительной степени психологично, что является одним из его видовых признаков. В свою очередь эзотерическое знание несет в себе признаки системного содержания и анализа, когда знание есть материально-логическое содержание опыта, конкретизирующее всякий раз его использование, его проявление в решении конкретной же задачи (удовлетворении конкретной потребности) [Кар-ташев, 1995, с. 56].
В этом смысле авторы исходят из марксистской посылки о принципе единства теории и практики, связанной с проблемой познания в целом. Когда знания человека о природе приносят практическую пользу; различные теории материи «работают» лишь в том смысле, что приносят конкретные результаты, которыми может воспользоваться человек.
Эзотерические системы знаний, используемые достаточно ограниченным числом адептов, существовали практически во всех культурах мирового сообщества. Осуществлялась посылка: «внешнее - отражение внутреннего» или «познай себя - и познаешь весь мир», что согласуется с теориями номинализма и реализма в социологии.
Принимая во внимание положения социологии культуры, определимся, что в отношении анализа эзотерического знания исходим из того, что используется «направление теоретического исследования, применяющего методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ социокультурных изменений» [Ионин, 1998, с. 16].
Контекстуально, в качестве предметных характеристик, речь может идти об индийской йоге, суфистских практиках, таинствах масонских орденов, магии «вуду» и др.
Эзотерические системы в культурно-генетических истоках своего становления духовную основу находят в религиозном мировоззрении, в частности в буддизме. В этой религии синтетически совмещаются мистический и религиозный контексты картины мира.
В мифах, с одной стороны, отражались магия, обряды, суеверия и т.п., а с другой - нравственные нормы, социальный опыт и память. Эти представления о мире консервируются религией и составляют ми-стико-религиозную картину мира, безраздельно господствующую в ми-фолого-художественном сознании первобытного человека.
Замкнутость мифологической системы подтверждалась циклическими изменениями в природе (синхронизация), обеспечивающими историческое время (диахрония) и свидетельствующими о неизменности и повторяемости всего в мире [Капитонов, 2000, с. 21].
Инструментарием практико-ориентированного познания эзотерического учения в восточной традиции является медитация, суть которой в исследовании внутреннего мира человека, который сотворен по образу и подобию мироздания. Медитирующий субъект ищет освобождение от своих желаний и пороков, получая «независимость», «власть» над ними, тем самым повышая собственную «осознанность», приводящую человека к эволюции духовного становления.
В этом смысле медитирующий человек действует в канонах понимающей социологии В. Дильтея, М. Вебера, отчасти Г. Зиммеля, П. Сорокина и др., когда человек в свои действия вкладывает субъективный смысл познания социальной действительности.
В западной эзотерической традиции на основе иудейской религии оформилась «каббала - наука о душе и о Боге, во всех их соотношениях. Она учит и доказывает, что всё заключается в одном и одно во всём; позволяя, благодаря аналогии, восходить от образа к принципу или от принципа опускаться к форме» [Папюс, 1993, с. 163], когда вчеловеке высшим миром будет дух или бессмертное существо, - пользующееся сознательной нервной системой; жизнь или жизненное начало -пользующееся симпатической нервной системой и кровеносными сосудами - представит средний мир и, наконец, тело - поддерживающее и обновляющее все материальные вещества - будет изображать мир низший [Папюс, 1993, с. 165].
Названное триединство каббалистического знания аналогизируе-мо с подходами и оценками социологии, когда речь также идет о трехуровневом анализе социологического знания в традиции Р. Мертона [2006, с. 64-104]:
- общесоциологические концепции (марксизм, структурно-функциональный анализ, интегрализм и др.);
- социологические теории среднего уровня (социология религии, социология образования, экономическая социология и др.);
- эмпирико-прикладные, конкретные социологические исследования.
Общепризнанный в научном смысле метод аналогии используется
в практиках западной традиции магии (заклинания, применение предметов силы) как идея символизма, который в свою очередь сопоставим в методологическом основании с социологическим, символическим ин-
теракционизмом. Это - теоретико-методологическое направление современной социологии и социальной психологии, сосредоточивающиеся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании, особенно в языке - главного символического принципа взаимодействия (Д. Мид, Г. Блумер, Т. Шибутани, М. Кун и др.).
Сопоставимость конкретно-социологического уровня в эмпирической социологии видится в анализе практик, которые своеобразно трактуются представителями европейского эзотерического знания, которое содержит при традиционном научном подходе, скорее, околонаучный смысл: оккультизм, алхимия, астрология, магия, психургия.
Практики эзотерического знания неотождествимы с конкретно-социологическими, конкретно-политическими, культурологическими исследованиями. Например, рассмотрим аннотацию на книгу Б.М. Моносова «Большая книга практической магии. Техника огненного шара. Файер-болл» [2016, с. 4]: «Специальные упражнения, заклинания; работа с энергиями, активизация арканов Таро помогут вам овладеть скрытыми в вас способностями, научат управлять энергетическими потоками, считывать информацию из тонкого мира, воздействовать на ситуации и конкретных людей, исполняя свои желания и создавая мир, в котором вы хотите жить...» «Психопрактики являются неотъемлемым культурным феноменом, присущим человечеству на всех этапах его развития. рассмотрены такие вопросы, как место измененных состояний сознания в культуре и религии, роль религии в формировании и поддержании социотипа, культурное значение эзотерических практик» [Сафронов, 2010, с. 4].
Заявленная тема статьи, основанная на характеристике эзотерического и социального знания, исходит из того, что оба вида познания являются обращением к культурному наследию человеческого знания. Названные виды знания следует понимать как сумму всех культурных достижений общественной жизни, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, когда процесс познания внутреннего и внешнего мира человека развивается в процессе эволюции научного знания. Об эзотерическом знании можно говорить как о протонаучном этапе становления познавательной теории и практик, лежащих в познании внутреннего мира человека и способности влиять собственными мыслями на судьбу человека, не сводящегося к психологическому, психоаналитическому и психиатрическому подходам. Иначе, каким образом можно объяснить, что на борт самолета не являются пассажиры в случае авиационной катастрофы, в процентном отношении превышающие количество отказавшихся от полета, когда авиационные рейсы протекали нормально.
Стоит заметить, что, конечно, трудно объяснимы с точки зрения официальной науки явления экстрасенсорики: предсказания событий будущего, «видение» прошлого и настоящего не знакомых экстрасенсу людей, а также явления деструктивного магического воздействия на человека, таких как порча, сглаз, проклятие, или конструктивного: «мате-
риализация мыслей», воплощение мечты средствами иррационального, не объяснимого с точки зрения науки, характера.
Практически у каждого народа испокон веков существовали свои языческие культы. Например, славянское язычество на Руси, виккан-ство в европейских странах, магия «вуду» в Африке и т.д. (см. более подробно: [Казаков, 2016; Саргасян, 2017]).
Мистические практики в языческих традициях основаны на культе веры предков, на идее многобожия, идее обожествления сил природы, особом уважении ко всей массе стихий.
Однако в течение эволюции человечества языческие традиции утратили свою значимость, уступив место религии. Однако неоязычество успешно развивается, возрождает забытые традиции предков. На основе языческих традиций в настоящее время существует магия стихий, деревенская магия, ритуалика.
Названные научные подходы в изучении внутреннего мира являются релятивистским пределом познания личности. Диалектический материализм, а именно этой методологии придерживаются авторы, признает относительность познания в том смысле, что каждая историческая ступень познания ограничена данным уровнем развития производительных сил и уровнем современной науки.
Эзотерические знания находятся во взаимодействии психологических и духовных переживаний, неотделимых от внешних факторов анализа социальной жизни.
Методология эзотерического знания и практик является подси-стемным аспектом целостного понимания культурного наследия человечества, а именно методологии научного познания мира в целом, вне зависимости от того, о каких науках идет речь: от социогуманитарных до дисциплин естественнонаучного цикла.
Библиографический список
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение // Избранное. Образ общества. М., 1994. 704 с.
Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие. 2-е изд. М., 1998. 278 с.
Казаков В.С. Мир славянских богов. М., 2016. 240 с.
Капитонов Э.А. История и теория социологии: учеб. пособие для вузов. М., 2000. 368 с.
Карташев В.А. Система систем: очерки общей теории и методологии. М., 1995. 325 с.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 64-104.
Моносов Б.М. Большая книга практической магии. Техника огненного шара. Файерболл. М., 2006.
Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. М., 1993. 271 с.
Саргасян А. Круг года: викканские праздники, их атрибуты и значение. СПб., 2017. 304 с.
Сафронов А.Г. Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности: монография. Харьков, 2010.
A.V. Krotov1, M.V. Melekhina2, V.A. Melekhin2
'Altai State University, Barnaul, Russia;
2Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Russia
ESOTHERIC KNOWLEDGE AS AN ELEMENT OF THE METHODOLOGY OF SOCIAL STUDY OF CULTURAL HERITAGE
The article is devoted to the study of the methodological problem of the social study of the cultural heritage, with the use of esoteric knowledge. The role and significance of esoteric knowledge within the framework of a broader understanding of the surrounding world is shown. Esoteric systems takes origins from the very beginning of human civilization and are spiritually and culturally associated with daily experience of human existence. There is some connection between the religious worldview in Buddhism and mystical practices. This religion deals with the mystical context of the worldview. The article gives the vision of the world that is constructed through myths by religion; analyzes the role of the eastern meditative tradition in inner world of the man; characterizes the main practices of esoteric knowledge. It is argued that esoteric knowledge should be considered like a kind of protoscientific stage in the development of cognitive theory and practice. The authors carry out analytical work in the article with the usage of dialectical materialism. In conclusion, the idea of recognizing esoteric knowledge as an important part of a holistic understanding of the cultural heritage of humanity is approved.
Key words: cultural heritage, esoteric knowledge, religion, myth, culture, worldview.
УДК 902(571.1/.5)
Н.А. Кузнецов
МАУКМузей-заповедник «Кузнецкая крепость», Новокузнецк, Россия
ОБ ОДНОЙ ИЗ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ЮЖНОЙ СИБИРИ
По материалам исследований в Кузнецкой котловине, погребальный обряд верхнеобской культуры включал в себя несколько этапов, одним из которых являлось длительное хранение тела умершего до полного его разложения, перед кремацией. Таким этапом выступал обычай «воздушного погребения», следы которого фиксируются у народов Саяно-Алтая вплоть до начала ХХ в. Такое открытое погребение имеет явное сходство с зороастрийскими ритуалами. Внешнее сходство с зороастрийскими традициями позволило средневековым арабским географам говорить об «огнепоклонниках» на Иртыше. Однако совершенно невозможно напрямую связывать погребальные обряды, включающие кремацию костей умершего человека с зороастрийскими традициями, где такое обращение с огнем считается большим грехом. Их объединяет только «подготовительный этап», когда останки человека отдавали на съедение птицам и насекомым. Зоро-астрийская идеология, возможно, оказала некоторое влияние на мировоззрение тюрков Южной Сибири, но, в целом, это совершенно иная традиция.
Ключевые слова: верхнеобская культура, зороастризм, кремация, воздушные погребения, Южная Сибирь.