Научная статья на тему 'Эзопов язык'

Эзопов язык Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1182
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН / ЭЗОПОВ ЯЗЫК / БАСНЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова М. С.

Научный руководитель: к.ф.н., Ремпель Е.А. Эзопов язык позволяет писателю замаскировать содержание мысли и передать ее в печати, несмотря на запрет властей. Эта форма художественной речи связывается с именем Эзопа — полулегендарного создателя греческой басни, жившего в VI в. до н. э. Как гласит предание, Эзоп был рабом, а потому не мог открыто высказывать свои убеждения. В баснях на сюжеты из жизни животных он изображал людей, их взаимоотношения, достоинства и недостатки.Наименование «эзопов язык» распространилось в России в результате разъясненийМ. Е. Салтыкова-Щедрина, часто употреблявшего этот прием в своей политической сатире: /«...Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Еще древний Эзоп занимался таким обдумыванием...»/. Многие русские писатели применяли в своих произведениях эзопов язык. Это И. А. Крылов, Н.Г. Чернышевский, В. А. Слепцов.Эзопов язык позволял избегать преследований и выражать запретные мысли с помощью различных приемов. Прежде всего, использовались умолчания и недомолвки. Например, Рахметов в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского всю жизнь без остатка посвятил революционной деятельности, но автор не говорит о содержании его работы и обрисовывает ее только внешне: /«мало бывал дома», «все ходил и разъезжал». /Приемы эзоповского языка — иносказание, метафора, ирония, перифраз, аллюзия — оживляли произведения.Гениальный сатирик разработал разветвленную систему эзоповских терминов /(«фьюить»/ — политическая ссылка, /«превратные толкования»/ — революционные идеи, /«гневные движения истории»/ — революции). М.Е. Салтыков-Щедрин часто прибегал к иносказательным выражениям, «нечаянным» оговоркам, умолчаниям, иронии и маске «благонамеренного рассказчика». Более того, он показал целый сатирический мир, в образах которого отразил жизнь царской России: «Пошехонье», «Глупов», «Ташкент» обозначают в щедринской сатире всю Россию с бесправием ее населения и неограниченной властью самодержавия.Если в баснях Эзопа и И.А.Крылова аллегория служит для утверждения общечеловеческих моральных ценностей, то в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина с помощью иѐڐАאАݐؑϐԐБё‘QϠкритическая оценка современной общественной жизни России. Эзопов язык как художественный прием — ценнейшее изобретение в области литературы, позволяющее писателям, во-первых, не менять своих принципов, а во-вторых, удачно обходить все препятствия цензуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эзопов язык»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (^БЫ 2224-6150) 2013. Том 3. № 2

Ю: 2013-02-27-^2202 Тезис

Новикова М.С.

Эзопов язык

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: к.ф.н., Ремпель Е.А.

Эзопов язык позволяет писателю замаскировать содержание мысли и передать ее в печати, несмотря на запрет властей. Эта форма художественной речи связывается с именем Эзопа — полулегендарного создателя греческой басни, жившего в VI в. до н. э. Как гласит предание, Эзоп был рабом, а потому не мог открыто высказывать свои убеждения. В баснях на сюжеты из жизни животных он изображал людей, их взаимоотношения, достоинства и недостатки.

Наименование «эзопов язык» распространилось в России в результате разъяснений

М.Е. Салтыкова-Щедрина, часто употреблявшего этот прием в своей политической сатире: «...Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Еще древний Эзоп занимался таким обдумыванием...». Многие русские писатели применяли в своих произведениях эзопов язык. Это И.А. Крылов, Н.Г. Чернышевский, В.А. Слепцов.

Эзопов язык позволял избегать преследований и выражать запретные мысли с помощью различных приемов. Прежде всего, использовались умолчания и недомолвки. Например, Рахметов в романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского всю жизнь без остатка посвятил революционной деятельности, но автор не говорит о содержании его работы и обрисовывает ее только внешне: «мало бывал дома», «все ходил и разъезжал». Приемы эзоповского языка — иносказание, метафора, ирония, перифраз, аллюзия — оживляли произведения.

Гениальный сатирик разработал разветвленную систему эзоповских терминов («фьюить» — политическая ссылка, «превратные толкования» — революционные идеи, «гневные движения истории» — революции). М.Е. Салтыков-Щедрин часто прибегал к иносказательным выражениям, «нечаянным» оговоркам, умолчаниям, иронии и маске «благонамеренного рассказчика». Более того, он показал целый сатирический мир, в образах которого отразил жизнь царской России: «Пошехонье», «Глупов», «Ташкент» обозначают в щедринской сатире всю Россию с бесправием ее населения и неограниченной властью самодержавия.

Если в баснях Эзопа и И.А.Крылова аллегория служит для утверждения общечеловеческих моральных ценностей, то в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина с помощью иносказания даётся критическая оценка современной общественной жизни России. Эзопов язык как художественный прием — ценнейшее изобретение в области литературы, позволяющее писателям, во-первых, не менять своих принципов, а во-вторых, удачно обходить все препятствия цензуры.

Ключевые слова

Салтыков-Щедрин, эзопов язык, басня, художественные приемы

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.