УДК: 616. 28-008. 14-053. 37/. 4-073. 7-08-03/. 8/
ЕЖЕГОДНОЕ АУДИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С. Л. Коваленко
МУЗ Детская поликлиника №1, г. Краснодар (Главный врач - Л. Л. Чепель)
Нарушения слуха у детей могут развиться в любом возрасте, что, по мнению М. Е. Заго-рянской и М. Г. Румянцевой, диктует необходимость проведения систематического ежегодного обследования детей дошкольного возраста [7]. При проведении медицинских осмотров методом аудиометрического скрининга выявляется от 0,67% до 6,7% человек с нарушениями слуха [1, 2, 3, 6, 18]. В последние годы в нашей стране наметился рост числа детей, страдающих кон-дуктивной и смешанной формами тугоухости, наступивший в результате своевременно не диагностированного или неправильно леченного экссудативного среднего отита (ЭСО). По данным сурдологопедических кабинетов России, данная патология в 2001г. констатирована у 17,9% детей, в 2004г. - у 34,8%, а в 2005 г. - у 38,7% [7, 6]. Учитывая флюктуирующий характер тугоухости при ЭСО, Н. А. Милешина и соавт. утверждают, что тональная пороговая аудиометрия не может являться скрининговым методом при выявлении этого заболевания. Для более точной диагностики ЭСО исследователи отдают предпочтение тимпанометрии и акустической рефлексометрии [10]. М. Р. Богомильский и соавт. рекомендуют при проведении активных профилактических осмотров организованных контингентов детей для получения полноценных результатов скрининговую аудиометрию дополнять тимпанометрией [8].
Рецидивирующая кондуктивная тугоухость, обусловленная ЭСО, в раннем детском возрасте, важном для формирования речи, отрицательно сказывается на общем развитии ребенка [15, 16, 17]. Своевременно оказанная помощь способствует у многих детей полному выздоровлению, а у части из них предотвращает прогрессирование заболевания [4, 5]. И. И. Климова и соавт. также полагают, что выявление ЭСО на субклинической стадии, своевременная санация очагов инфекции верхних дыхательных путей (ВДП) и улучшение носового дыхания, позволяют восстановить слух и предупредить переход болезни в хроническую форму [12].
Общеизвестно, что расстройства слуха у детей, даже односторонние, ведут к нарушениям формирования речи, причем даже небольшая временная потеря слуха на 15-25 дБ приводит к значительной задержке развития 2-ой сигнальной системы, к проблемам с обучением, коммуникацией и поведением [9, 11, 13]. В большинстве стран при этой патологии ребенок в обязательном порядке проходит обследование слуха для выявления или исключения тугоухости как причины этой задержки. В нашей стране по данным И. В. Королевой и соавт. систематические комплексные исследования слуха у детей с речевыми расстройствами не проводятся. При этом проводимые авторами исследования доказали наличие значительного количества детей с речевыми нарушениями с осложненной структурой дефекта, обусловленного сочетанием центральных (фонематических) и минимальных периферических слуховых расстройств [9]. Согласно исследованиям Е. Л. Черкасовой, эта группа составляет 28% от общего числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи [14].
Целью нашей работы явилось повышение эффективности ранней диагностики нарушений слуха у детей дошкольного возраста путем проведения аудиологического обследования, основанного на аудиометрии, тимпанометрии и акустической рефлексометрии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Сравнить частоту нарушений слуха и определить структуру тугоухости у детей, имеющих патологию речи (посещающих логопедические группы или обучающихся при логопункте в детских садах, а также перед поступлением в логогруппы), и у пациентов с нормальным речевым развитием, соответствующим возрасту, посещающих массовые группы.
2. Изучить влияние хронической патологии носа и глотки на состояние среднего уха ребенка, а также влияние консервативных методов лечения, аденотомии и тимпаностомии на восстановление слуха у детей с туботитами и ЭСО.
3. Определить частоту рецидивов ЭСО и туботита у воспитанников логопедических и массовых групп детских садов.
4. Оценить частоту впервые выявленной патологии слуха у детей обследованных групп, не имеющих данных нарушений при первичном обследовании.
5. Провести сравнительный анализ динамики тугоухости у детей при ежегодном обследовании.
Материал и методы
Аудиологическое обследование детей, посещающих логопедические и массовые группы детских садов, осуществляли в 3 этапа (первичное обследование в детских садах, дообследование и лечение в условиях городского детского отделения аудиологии и повторное обследование в детских садах через 1 год). В дошкольных учреждениях осуществляли тональную пороговую аудиометрию (исследовали пороги воздушного звукопроведения), тимпанометрию и акустическую рефлексометрию. В специализированном сурдологическом отделении проводили комплексное аудиологическое обследование, включающее в себя тональную пороговую аудиометрию с исследованием как воздушной, так и костной проводимости, повторную тим-панометрию и акустическую рефлексометрию, а также регистрацию задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ) и коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).
На первом этапе были обследованы 1010 детей. Нарушения речи наблюдали у 315 из них, а у 695 человек речевое развитие соответствовало возрасту. В связи со снижением частоты патологии уха и изменением ее структуры с возрастом детей, для определения тенденции в развитии заболеваний органа слуха, все пациенты были условно разделены на 3 возрастные группы: I группа - дети 2-3 лет; II группа - 4-5 лет; III группа - 6-7 лет.
На втором этапе осмотрено 458 человек. Из них 157 детей были сразу направлены на дообследование: у 64 человек предполагали СНТ, у 6 больных - смешанную тугоухость, а 87 пациентам в возрасте 2-3 лет невозможно было исследовать пороги воздушного звукопроведения. У 301 ребенка с кондуктивной тугоухостью слуховую функцию исследовали после проведенного лечения.
На третьем этапе с целью определения частоты рецидивов ЭСО и туботита, а также выявления впервые возникшей патологии у ранее отологически здоровых лиц, было предпринято повторное их обследование через год. Всего на данном этапе в детских садах был обследован 1141 ребенок. Из осмотренных ранее 1010 человек повторному осмотру подверглись 730, остальные 280 детей выбыли из детских садов. Из обследованных повторно 730 детей через год нарушения речи наблюдались у 260 человек, а у остальных 470 состояние речи соответствовало возрасту. Дополнительно с целью выявления закономерностей частоты поражений слуха, а также определения аналогичности заболеваний у детей дошкольного возраста на третьем этапе исследования впервые были осмотрены 411 человек, вновь поступивших в детские сады. Из них 118 детей посещали логопедические группы, а 293 - массовые.
Следует отметить, что ни родители, ни педагоги жалоб на снижение слуха у этих детей не предъявляли, состояние слуха у них ранее не анализировали. Результаты и их обсуждение
Перед проведением аудиологического обследования всем пациентам проводили осмотр ЛОРорганов для выявления серных пробок, острых и хронических воспалительных заболеваний уха и ВДП.
На первом этапе оториноларингологические заболевания определены у 218 из 315 детей с нарушениями речи (69,2%) и у 448 из 695 человек с речевым развитием, соответствующим возрасту (64,5%). Среди обучающихся в логопедических группах патология ЛОРорганов диагностирована у 89,2% детей I возрастной группы, 72,5% пациентов - II группы и у 62,2% обследованных - III группы. Среди воспитанников массовых групп аналогичные заболевания
Материалы III-ей конференции ЮФО
обнаружены в 77,7% случаев I группы, в 64,6% - II группы и 50,9% наблюдений - в III возрастной группе. Различия между пациентами с нарушениями речи и нормальным речевым развитием, соответствующим возрасту, в частоте встречаемости оториноларингологических заболеваний по t-критерию Стьюдента отсутствовали (p>0,05). Наибольшая вероятность развития патологии ЛОРорганов - это 2-3 года, в старшем возрасте данная патология развивается статистически значимо реже как в логопедических, так и в массовых группах (p<0,05).
Хроническая патология ЛОРорганов у детей дошкольного возраста в подавляющем большинстве случаев вызвана изменениями лимфоидного кольца глотки: гипертрофией глоточной и небных миндалин, хроническим аденоидитом и тонзиллитом. Так, 404 (40%) обследованных ребенка страдали наличием аденоидов, при этом у 61 из них имел место хронический аденои-дит. Значительно реже обнаруживали острые воспалительные заболевания носа, глотки и уха, а также аллергический ринит и искривление носовой перегородки. Обращает на себя внимание тот факт, что у 173 человек/ 279 ушей (17,1%) снижение слуха было следствием серных пробок.
Тугоухость обнаружена у 368 (36,4%) из 1010 осмотренных детей - 681 ушей. Частота и структура снижения слуха у воспитанников логопедических и массовых групп в зависимости от возраста представлена в таблице 1.
Таблица 1
Частота и структура снижения слуха у воспитанников логопедических и массовых групп в зависимости от возраста (абс., %)
Виды тугоухости Обследованные группы
Массовые группы Логопедические группы
I n=170 II n=356 Ш n=169 Всего n=695 I n=17 II n=171 Ш n=127 всего n=315
1. ЭСО всего 63 (37,0± 3,7%) 93** (26,1± 2,3%) 29** (17,2± 2,9%) 185*** (26,6± 1,67%) 10 (58,8± 12,30) 69** (40,4± 3,76%) 43** (33,9± 4,2%) 122*** (38,7± 2,74%)
Туботиты 37 (21,7± 3,17%) 60 (16,8± 1,94%) 20** (11,8± 2,49%) 117** (16,8± 1,65%) 8 (47± 12,48) 38 (22,2± 3,19%) 33** (26,0± 3,91%) 79** (25,08± 2.45%)
ЭСО 26 (15,3± 2,77%) 33** (9,3± 1,50%) 9 (5,3± 1,73%) 68 (9,8± 1,13%) 2 (11,8± 8,05%) 31** (18,1± 2,95%) 10 (7,9± 2,40%) 43 (13,7± 1,94%)
Из них сочетание ЭСО и туботита 8 (4,7± 1,63%) 8** (2,3± 0,77%) 5 (2,9± 1,31%) 21 (3,0± 0,65%) - 14** (8,2± 2,10%) 3 (2,4± 1,35%) 17 (5,4± 1.28%)
Кондуктивная тугоухость при ЭСО 63 (37,0± 3,7%) 91** (25,6± 2,3%) 29** (17,2± 2,9%) 183*** (26,3± 1,67%) 10 (58,8± 12,30) 66** (38,6± 3,7%) 42** (33,0± 4,2%) 118*** (37,4± 2,73%)
Смешанная тугоухость при ЭСО - 2 (0,56± 0,4%) - 2 (0,3± 0,20%) - 3 (2,36± 1,35%) 1 (0,79± 0,79%) 4 (1,3± 0,63%)
2. СНТ - 10*** (2,8± 0,85%) 12* (7,1± 1,98%) 22*** (3,2± 0,66%) - 20*** (11,7± 2,46%) 19* (15± 3,18%) 39*** (12,4± 1,86%)
Итого 63 (37,0± 3,7%) 103*** (28,9± 2,4%) 41*** (24,2± 3,31%) 207*** (29,8± 1,7%) 10 (58,8± 11,0%) 89*** (52,0± 3,8%) 62*** (48,8± 4,45%) 161*** (51,1± 2,82%)
Примечание: *(p<0,05) **(p<0,01) ***(p<0,001) при сравнении логопедических и массовых групп
Как следует из таблицы, в группе из 315 детей с установленными речевыми нарушениями снижение слуха диагностировано в 161 (51,1%) случае. В группе из 695 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту, такое снижение встречалось почти в 2 раза реже (у 207 (29,8%) человек).
Частота слуховых расстройств в различных возрастных группах неодинакова. С возрастом снижается кондуктивная тугоухость, статистически значимые различия определены для пациентов массовых групп (р<0,001). Данная тенденция прослеживается и у детей, имеющих нарушения речи, однако у них статистически значимых различий не выявлено (р>0,5). Вероятность развития сенсоневральной тугоухости, наоборот, статистически значимо чаще как у воспитанников логопедических, так и массовых групп, возникает к 6-7 годам, у детей 2-3 лет данная патология отсутствовала.
В качестве наглядности, на рисунке 1 продемонстрирована частота патологии слуха у детей различных возрастных групп в зависимости от состояния речи.
24,20 □ Логогруппы
p<0,001 для II и III групп
28,90
37,00 -h
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00
Рис. 1. Нарушения слуха у детей различных возрастных групп в зависимости от состояния речи.
Как следует из рисунка, у детей с нарушениями речи снижение слуха диагностировали статистически значимо чаще как в целом, так и во II-III возрастных группах (p<0,001).
Для наглядности структура тугоухости у детей с нарушениями речи и пациентов, с речевым развитием, соответствующим возрасту, представлена на рисунке 2.
p<0,001
3,2_0,3
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Логогруппы Массовые группы
^Здоровы □ Кондуктивнаятугоухость □ Сенсоневральнаятугоухость В Смешанная тугоухость
Рис. 2. Структура тугоухости у детей, имеющих нарушения речи и пациентов, с речевым развитием, соответствующим возрасту.
На рисунке четко видно, что среди воспитанников логопедических и массовых групп преобладала кондуктивная тугоухость (соответственно 37,4% и 26,3%). Реже выявляли сенсонев-ральные (12,4% и 3,2%) и смешанные формы (1,3% и 0,3%) снижения слуха. У детей с нарушениями речи статистически значимо чаще диагностировали как кондуктивную, так и сенсоневральную тугоухость (p<0,001). Следует отметить, что данные о 61 случае СНТ и 6 случаях смешанной тугоухости приведены для детей после подтверждения диагноза на втором этапе аудиологического обследования.
У всех больных с кондуктивной и смешанной тугоухостью были обнаружены аденоиды, либо они были после хирургического лечения - аденотомии. Так из 307 детей с патологией среднего уха у 301 ребенка (74,5%) имело место сочетание аденоидов и тугоухости, а 6 человек были после аденотомии. Только 103 пациента из 404 с аденоидами имели нормальный слух (25,5%).
На втором этапе аудиологического обследования из 64 человек с предполагаемой СНТ, нарушения слуха определены у 61 ребенка. Всем больным с подтвержденной СНТ назначали медикаментозное лечение, они были поставлены на диспансерный учет, им рекомендовано наблюдение не реже 2 раз в год. У 6 больных ЭСО обнаружили смешанный тип тугоухости - они были направлены на хирургическое лечение - одномоментную аденотомию и тимпаностомию. Патологии слуха не определили у 87 пациентов, которым невозможно было осуществить аудио-метрию в детских садах. Обращает на себя внимание тот факт, что у 37 из 48 детей с МСНТ, при порогах слуха, не превышающих 25 дБ, и 2 из 10 человек с СНТ I степени, с преимущественным повышением порогов слуха в высокочастотном спектре, регистрировали ЗВОАЭ. Следовательно, для выявления минимальной и I степени сенсоневральной тугоухости у детей дошкольного возраста, недостаточно проведения аудиологического скрининга, основанного на ЗВОАЭ, у них необходимо осуществлять диагностику тугоухости, используя аудиометрию, тимпанометрию и акустическую рефлексометрию.
Повторно на втором этапе был осмотрен 301 ребенок с кондуктивной тугоухостью после проведенного курса консервативной терапии и 6 пациентов со смешанной тугоухостью, развившейся на фоне ЭСО, после хирургического лечения. Слуховая функция восстановилась у 89 из 301 ребенка. У остальных 212 пациентов тугоухость сохранялась. Следует отметить, что ЗВОАЭ регистрировали у 47 из 110 детей с туботитами, когда пороги слуха не превышали 20 дБ. Следовательно, ЗВОАЭ не может являться скрининговым методом для выявления данной патологии.
Неоднократные курсы консервативного лечения позволили восстановить слух у 120 человек (39%). При отсутствии эффекта от проводимого лечения 92 пациентам (29,9%) с аденоидами II-III ст., а также рецидивирующими аденоидитами и острыми средними отитами в анамнезе, была проведена аденотомия.
Через месяц после хирургического лечения выздоровление констатировали у 77 пациентов из 98 (у 6 человек - после одномоментной аденотомии и лазерной тимпаностомии). У 16 детей регистрировали значительное улучшение (переход типа «В» тимпанограммы в тип «С», уменьшение интратимпанального давления). Им рекомендовали динамическое наблюдение. 5 больным с ЭСО после неэффективной аденотомии, сохранении типа «В» тимпанограммы в течение 3-4 месяцев и наличии тугоухости выше 20 дБ, назначили тимпаностомию. Через месяц после оперативного лечения слуховая функция у них восстановилась.
На третьем этапе исследования нарушения слуха наблюдали у 131 из 730 обследованных повторно детей (17,9%) - 210 ушей. В таблице 2 отражена частота и структура тугоухости у детей при повторном обследовании.
Как следует из представленных данных, среди 260 детей с нарушениями речи снижение слуха констатировано в 62 (23,8%) случаях. В группе из 470 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту, такое снижение встречалось реже - у 69 (14,7%) человек. Как и при первичном обследовании, у пациентов, имеющих нарушения речи, тугоухость наблюдали статистически значимо чаще, как в целом (p<0,01), так и во II и III возрастных группах (p<0,05 и p<0,01 соответственно).
Таблица 2
Частота и структура тугоухости у детей при повторном обследовании (абс., %)
Обследованные группы
Виды Массовые группы Логопедические группы
тугоухости I II III всего I II III Всего
n = 57 n = 249 n =164 n = 470 n = 93 n =167 n =260
1. ЭСО всего 11 39 12 62 (13,2± 1,56%) 20 20 40
(кондуктивная тугоухость) (19,30± 5,27%) (15,66± 2,31%) (7,32± 2,04%) - (21,51± 4,28%) (11,98± 2,04%) (15,4± 2,25%)
4 16 3 23 9 8 17
Туботиты (7,02± 3,41%) (6,43± 1,56%) (1,84± 1,05%) (4,89± 1,00%) - (9,68± 3,08%) (4,79± 1,76%) (6,54± 1,54%)
7 23 9 39 11 12 23
ЭСО (12,28± 4,99%) (9,24± 1,84%) (5,49± 1,78%) (8,30± 1,27%) - (11,83± 3,37%) (7,19± 2,00%) (8,85± 1,76%)
Из них 2 5 7 1 1
сочетание ЭСО (3,51± (2,01± - (1,49± - (1,08± - (0,38±
и туботита 2,46%) 0,89%) 0,56%) 1,08%) 0,38%)
2. СНТ - 2* (0,80± 0,57%) 5* (3,05± 1,35%) 7** (1,49± 0,56%) - 6* (6,45± 2,56%) 16* (9,58± 2,28%) 22** (8,46± 1,73%)
11 41* 17** 69** 26* 36** 62**
ИТОГО (19,3± 5,22%) (16,5± 2,35%) (10,4± 2,38%) (14,7± 1,63%) - (28,0± 4,65%) (21,6± 3,18%) (23,8± 2,64%)
Примечание: *(p<0,05) **(p<0,01) ***(p<0,001) при сравнении логопедических и массовых групп
Среди воспитанников логопедических и массовых групп, как и при первичном исследовании, преобладала кондуктивная форма снижения слуха (соответственно 15,4% и 13,2%). При этом 29 человек (22 из логогрупп и 7 из массовых) страдали сенсоневральной тугоухостью, которая при повторном обследовании осталась неизменной у всех детей. У пациентов с нарушениями речи сенсоневральная тугоухость встречалась статистически значимо чаще как в целом (p<0,001), так и во II и III возрастных группах.
Рецидивы заболевания обнаружены у 23 (23,47%) из 98 детей с нарушениями речи, у которых при первичном осмотре была диагностирована патология среднего уха. При этом у 19 из них рецидив ЭСО и туботита наблюдали при неудаленных аденоидах (19,4%) и только у 4 детей после аденотомии (4,1%). Впервые патология среднего уха возникла у 17 человек с аденоидами (12,1%) среди ранее отологически здоровых 140 детей.
Среди воспитанников массовых групп, рецидив заболевания наблюдали у 32 человек (23,8%), из них у 28 детей (20,9%) при неудаленных аденоидах и только у 3 (2,25%) после осуществленной ранее аденотомии и у 1 (0,75%) - после тимпаностомии. Из осмотренных повторно ранее здоровых 329 человек впервые тугоухость диагностировали у 30 детей с аденоидами (9,1%).
В качестве сравнения на рисунке 3 представлена частота патологии среднего уха у воспитанников логопедических и массовых групп при первичном и повторном обследовании.
Таким образом, как следует из рисунка, своевременная диагностика и лечение патологии среднего уха у детей дошкольного возраста, позволили снизить частоту кондуктивной тугоухости у этих пациентов более чем в 2 раза, как в логопедических, так и в массовых группах. Однако, несмотря на значительное снижение заболеваемости среднего уха у этих детей, остается высоким риск развития рецидивов, особенно при наличии аденоидов. Также нередко впервые диагностировали тугоухость у ранее отологически здоровых пациентов с аденоидами.
Примечательным является тот факт, что из 404 детей с аденоидами, нарушения слуха в виде кондуктивной и смешанной тугоухости при первичном исследовании встречались у 301
ребенка. Еще у 47 ранее отологических здоровых лиц, страдающих аденоидами, при повторном обследовании впервые были диагностированы изменения в среднем ухе. Таким образом, у 348 детей из 404 при наличии аденоидов диагностировалась патология среднего уха (86,1%). Следовательно, можно говорить о высоком риске развития кондуктивной тугоухости у детей с аденоидами.
Рис. 3. Частота патологии среднего уха у воспитанников логопедических и массовъх групп при первичном и повторном обследовании.
После нормализации слуховой функции 5 человек были переведены из логопедических групп в массовые. У всех пациентов, продолжающих обучение в логопедических группах, после восстановления слуха логопеды и воспитатели отмечали значительное улучшение речевых показателей и успеваемости. У этих детей наблюдали изменение звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, звуко-слоговой структуры и лексико-грамматического строя речи, а также расширение словарного запаса. В случаях стойкой тугоухости (при рецидивах ЭСО и туботита, а также сенсоневральной тугоухости) успехи в коррекционной работе были достигнуты после усиления педагогами громкости разговорной речи на занятиях.
При первичном обследовании 411 детей на третьем этапе исследования, оториноларинго-логическая патология выявлена у 201 ребенка (48,9%). Заболевания ЛОРорганов обнаружены у 73 из 118 детей с нарушениями речи (61,9%) и у 128 из 293 человек с речевым развитием, соответствующим возрасту (43,7%). Среди обучающихся в логопедических группах патология ЛОРорганов диагностирована у 33,3% детей I возрастной группы, 64,0% пациентов - II группы и у 58,6% обследованных - III группы. Среди воспитанников массовых групп аналогичные заболевания обнаружены в 62,7% случаев - в I группе, в 44,6% - во II группе и в 28,9% наблюдений - в III возрастной группе. В отличие от первичного осмотра различия между детьми массовых и логопедических групп по частоте встречаемости диагностированной патологии ЛОРорганов по t-критерию Стьюдента являются значимыми как в целом (p<0,001), так и во II и III возрастных группах (p<0,01). Среди пациентов с нарушениями речи различий в частоте оториноларингологической патологии в возрастных группах не выявлено (p>0,05). У детей с нормальным речевым развитием, как и при первичном исследовании, наибольшая вероятность развития заболеваний ЛОРорганов - это 2-3 года, в старшем возрасте данная патология развивается статистически значимо реже (p<0,05).
Как и у детей, осмотренных год назад, наиболее часто диагностировали аденоиды и серные пробки, реже гипертрофию небных миндалин, хронические риниты и острые воспалительные заболевания ВДП. 131 (31,9%) ребенок страдал наличием аденоидов, при этом у 13 из них имело место сочетание с хроническим аденоидитом. Обращает на себя внимание тот факт, что у 46 человек/ 81 ухо (11,2%) снижение слуха было следствием серных пробок.
Всего при осмотре 411 детей, тугоухость обнаружили у 144 из них (35%)/ 263 уха. В таблице 3 представлены данные о частоте и структуре тугоухости у детей при первичном исследовании.
p<0,001
Таблица 3
Частота и структура тугоухости у детей при первичном исследовании (абс., %)
Массовые группы Логопедические группы
Виды тугоухости I n = 51 II n = 166 III n = 76 Всего n = 293 I n = 3 II n = 86 III n = 29 всего n = 118
24 42** 11 77* 36** 9 45*
1. ЭСО всего (47,1± (25,3± (14,5± (26,3± - (41,9± (31,0± (38,1±
7,0%) 3,4%) 4,0%) 2,57%) 5,3%) 8,6%) 4,5%)
14 31 7 52 19 6 25
Туботиты (27,5± (18,7± (9,2± (21,8± - (22,1± (20,7± (21,2±
6,3%) 3,02%) 3,3%) 2,7%) 4,5%) 7,5%) 3,8%)
ЭСО 10 (19,6± 5,56%) 11** (6,6± 1,93%) 4 (5,3± 2,57%) 25* (8,5± 1,63%) - 17** (19,7± 4,29%) 3 (10,3± 5,64%) 20* (16,9± 3,45%)
Из них 3 2* 1 6 7* 1 8
сочетание ЭСО (5,9± (1,2± (1,3± (2,5± - (8,1± (3,4± (6,8±
и туботита 3,3%) 0,8%) 1,3%) 0,91%) 2,9%) 3,4%) 2,3%)
Кондуктивная 24 41** 11 76* 36** 7 43*
тугоухость при (47,1± (24,7± (14,5± (25,9± - (41,9± (24,1± (36,4±
ЭСО 7,0%) 3,3%) 4,0%) 2,57%) 5,3%) 8,0%) 4,4%)
Смешанная 1 1 2 2
тугоухость при - (0,6± - (0,4± - - (6,9± (1,7±
ЭСО 0,6%) 0,4%) 4,7%) 1,19%)
5* 3 8** 10* 4 14**
2. СНТ - (3,01± (3,9± (2,7± - (11,6± (13,8± (11,9±
1,33%) 2,2%) 1,0%) 3,5%) 6,4%) 3%)
24 47*** 14* 85*** 46*** 13* 59***
Итого (47,1± (28,3± (18,4± (29,0± - (53,5± (44,8± (50,0±
6,99 %) 3,49%) 4,45%) 2,65%) 5,4%) 9,23%) 4,60%)
Примечание: *(p<0,05) **(p<0,01) ***(p<0,001) при сравнении логопедических и массовых групп
Как следует из полученных данных, в группе из 118 детей с нарушениями речи тугоухость диагностировали в 59 (50%) случаях. В группе из 293 детей с речевым развитием, соответствующим возрасту, такую патологию встречали почти в 2 раза реже - у 85 (29%) человек. У детей, обучающихся в логопедических группах, как и при первичном исследовании, снижение слуха определяли статистически значимо чаще как в целом (p<0,001), так и во II-III возрастных группах (p<0,001 и p<0,05 соответственно). При этом у детей, посещающих логогруппы, статистически значимо чаще диагностировали как кондуктивные, так и сенсоневральные формы снижения слуха (соответственно p<0,05 и p<0,01). У детей логопедических и массовых групп преимущественно констатировали туботит (21,2% и 21,8%), реже ЭСО (соответственно 16,9% и 8,5%). Смешанная тугоухость, развившаяся при ЭСО, была диагностирована у 2 пациентов, обучающихся в логопедической группе, и 1 ребенка, посещающего массовую группу. Данные о 11,9% случае сенсоневральной тугоухости у обучающихся в логопедических группах и 2,7% воспитанников массовых групп приведены для тех детей, у которых диагноз был подтвержден после дообследования в отделении аудиологии.
Также как и при первом обследовании, в I возрастной группе (2-3 лет) отсутствовали сен-соневральные формы нарушения слуховой функции, одновременно у них наиболее часто выявляли кондуктивную тугоухость. Чем старше ребенок, тем реже у него диагностировали нарушения слуха, связанные с патологией среднего уха, и тем чаще выявляли сенсоневральную тугоухость.
Анализируя результаты первичного осмотра детей (1010 человек на первом этапе исследования и 411 - на третьем), можно говорить о незначительных различиях в частоте тугоухости
Материалы III-ей конференции ЮФО
и заболеваний ее вызвавших (p>0,05). Таким образом, характер заболеваний органа слуха ежегодно повторяется, что диктует необходимость ежегодного систематического исследования
слуха у детей, поступающих в детские учреждения. Выводы:
1. Применение для диагностики тугоухости у организованного контингента детей дошкольного возраста тональной пороговой аудиометрии в сочетании с тимпанометрией и акустической рефлексометрией, позволяет определить даже минимальные слуховые расстройства, а также объективно оценить состояние среднего уха ребенка.
2. При сравнении частоты нарушений слуха у воспитанников логопедических и массовых групп, выявлено значительное преобладание как кондуктивной, так и сенсоневральной тугоухости у детей с нарушениями речи (p<0,001), что диктует необходимость проведения обязательного аудиологического обследования детей, направляемых в логопедических группы и логопункты детских садов.
3. Частота слуховых расстройств в различных возрастных группах неодинакова. С возрастом снижается частота кондуктивной тугоухости, статистически значимые различия определены для пациентов массовых групп (p<0,001). Вероятность развития сенсоневральной тугоухости, наоборот, статистически значимо чаще как у воспитанников логопедических, так и массовых групп, возникает к 6-7 годам, у детей 2-3 лет данная патология отсутствовала.
4. С целью первичной профилактики слуховых расстройств, в группу риска возможного развития тугоухости целесообразно выделить детей с аденоидами.
5. В связи с высокой частотой рецидивов туботита и ЭСО после консервативного лечения, а также вновь развившейся патологии среднего уха у пациентов с аденоидами, обосновано применение аденотомии как первоначальной меры в лечении данных заболеваний.
6. Своевременная диагностика и лечение заболеваний среднего уха среди детей дошкольного возраста позволяет значительно снизить у них частоту патологии слуха (p<0,001). После восстановления слуховой функции у воспитанников логопедических групп значительно улучшаются речевые показатели и успеваемость. У этих детей изменяется звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, звуко-слоговая структура и лексико-грамматический строй речи, а также расширяется словарный запас.
7. Сравнивая частоту слуховых нарушений у 1010 детей, обследованных первично, и 411 пациентов, у которых слух ранее не исследовался, можно говорить о незначительных различиях (p>0,05). Следовательно, возникает необходимость ежегодного обследования всех детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выявление тугоухости при профилактических осмотрах детских учреждений Санкт-Петербурга/ Л. М. Ковалева, А. М. Ковалева, С. М. Петров и др. // Нарушение слуховой и вестибулярной функции: диагностика, прогноз, лечение: Сб. тр. СПб НИИ уха, горла, носа и речи. - СПб., 1993. - С. 10-17.
2. Гавриленко С. Л. Экссудативный средний отит у детей (эпидемиология, диагностика): Автореф. дис. ...канд. мед. наук/ С. Л. Гавриленко. - М., 1988. - 21 с.
3. Григорьева И. Ф. Значение профилактических осмотров в ранней диагностике в реабилитации детей с тугоухостью: Метод. рекомендации/ И. Ф. Григорьева. - СПб., 1995. - 12 с.
4. Загорянская М. Е. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей/ М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева// Рос. оторинолар. - 2003. - №3 (6). - С. 79-83.
5. Загорянская М. Е. Эпидемиология нарушений слуха у детей/ М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева// Дефектология. - 2005. - №6. - С. 14-20.
6. Загорянская М. Е. Ранняя диагностика нарушений слуха у детей всех возрастных групп - единственная возможность их социальной реабилитации/ М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева, Л. И. Колесова Мат. II науч.-практ. конф. оторинолар. ЮФО. - Сочи. - 2006. - С. 54-55.
7. Загорянская М. Е. Значение систематического изучения эпидемиологии нарушений слуха для создания стандартов профилактики и лечения тугоухости и глухоты/ М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева// Рос. оторинолар. - Приложение. 2007. - С. 134-139.
8. Значение активного аудиологического обследования детей раннего возраста в выявлении и профилактике слуховых нарушений/ М. Р. Богомильский, И. В. Рахманова, Е. Ю. Радциг и др. // Вестн. оторинолар., - 2006. №1 - С. 49-50.
9. Королева И. В. Состояние слуха у детей с расстройствами речи/ И. В. Королева, И. Ф. Григорьева, Е. В. Петрига Мат. научн.-практ. конф. «Современные методы дифференциальной диагностики нарушений слуха». -Суздаль, - 1999. - С. 66.
10. Милешина Н. А. Алгоритм ведения больных экссудативным средним отитом. / Н. А. Милешина, Н. С. Дмитриев, В. В. Володькина// Рос. оторинолар. - Приложение. 2007. - С. 164-167.
11. Сапожников Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей/ Я. М. Сапожников, М. Р. Богомильский. - М.: ИКАР, 2001. - 78 с.
12. Сочетание экссудативного отита у детей с патологией лимфоидного кольца глотки/ И. И. Климова, А. Н. Вышлов, А. С. Вышлова и соавт. Мат. научн.-практ. конф. с международн. участием «Современные вопросы диагностики и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой» - Суздаль, - 2006. - С. 99-100.
13. Таварткиладзе Г. А. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни: Метод. пособие/ Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. - М., 2001. - 159 с.
14. Черкасова Е. Л. Нарушение речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология»/ Е. Л. Черкасова. - М.: АКТИ, 2003. - 56 с.
15. Kohler L. Auditory Screening of Four-Year Children/ L. Kohler, H. Holst// Acta pediatr. scand. - 1972. - Vol. 61, N5. - P. 555-560.
16. Mc. Curdy J. A. Auditory screening preschool children with impedance audiometry - a comparison with pure tone audiometry detecting otologic diseans prior to the ohset of hearing loss/ J. A. Mc. Curdy, J. L. Goldstein, D. Corski/ / Clin. Pediat. - 1976. - Vol. 15. - P. 436-457.
17. Ventry I. M. Effects of conductive hearing loss: fact or fiction/ I. M. Ventry// J. Speech Hear. Disord. - 1980. - Vol. 45. - N2. - P. 143-156.
18. Xingkuan Bu. The Chinese Hearing Questionnaire for School Children/ Bu. Xingkuan, Z. Xiaolu, C. Driscoll/ / J. Am. Acad. Audiol. - 2005. - Vol. 16. - P. 687-697.
УДК: 616. 284-002. 2. 155-08
СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИИ СЛУХОВОЙ ТРУБЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ АЛЛЕРГИЧЕСКОГО РИНИТА У ДЕТЕЙ А. М. Левая-Смоляк, Е. П. Меркулова
Учреждение здравоохранения 8-я городская детская поликлиника, г. Минск (Главный врач - Р. М. Филонович)
Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск (Зав. каф. болезней уха, горла и носа - канд. мед. наук А. Ч. Буцель)
Широкая распространенность аллергических заболеваний (более 20% населения планеты) превратили проблему аллергии в глобальную медико-социальную проблему. Учитывая ежегодный рост аллергопатологии, регистрируемый повсеместно, можно говорить об эпидемии аллергии, которая охватила большинство стран мира в конце прошлого века и имеет тенденцию к росту в XXI веке.
Аллергопатологиями, находящимися в зоне внимания оториноларингологии, являются аллергические риниты: интермиттирующий (или сезонный), связанный главным образом с аллергией на пыльцу растений, и персистирующий (или круглогодичный) , который связан в основном с бытовой аллергией.
Наиболее уязвимой категорией пациентов с аллергическими ринитами являются дети. Целью нашей работы является анализ состояния вентиляции среднего уха у детей с различными формами аллергического ринита и уточнение зависимости обструкции слуховой трубы от формы заболевания. Материал и методы
Совместно с сотрудниками кафедры педиатрии Белорусской Медицинской Академии Последипломного Образования на базе Республиканского детского аллергологического центра проведено комплексное обследование 100 детей с различными формами аллергического ринита. Выделено 3 группы детей: