Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1
УДК 327 EDN: XCNTHX
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120231725
ЕВРОСОЮЗ - ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Игорь Николаевич Щербак
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1222-3423
Ссылка для цитирования: Щербак И.Н. Евросоюз - Западные Балканы: проблемы интеграции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 17-25. DOI: 10.15211/vestnikieran120231725
Аннотация. Статья посвящена итогам декабрьского саммита Евросоюз - Западные Балканы и анализу стратегической линии ЕС в регионе. Отмечается, что саммит стал новым этапом в реализации стратегии Евросоюза по интеграции государств Западных Балкан. В настоящее время она фокусируется на расширении политического и экономического влияния Союза для встраивания государств Западных Балкан в приоритеты Общей политики ЕС в сфере безопасности и обороны, в том числе в контексте конфликта вокруг Украины. Параллельно решаются задачи стимулирования реформ, необходимых для укрепления внутренней стабильности и предотвращения потенциальных кризисных ситуаций как в самих странах Западных Балкан, так и между ними (прежде всего между Приштиной и Белградом). Рассматриваются основные конфликтные ситуации в регионе и процесс интеграции в целом, анализируются посреднические усилия ЕС в достижении нормализации отношений между сторонами. По мнению автора, дальнейшая стратегия ЕС в отношении Западных Балкан будет развиваться по двум параллельным направлениям - ускорению интеграции стран Западных Балкан с Евросоюзом и повышению эффективности посреднической миссии ЕС в целях достижения всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косовом?
Ключевые слова: Саммит ЕС - Западные Балканы, Тиранская декларация, ускорение процесса интеграции Западных Балкан и ЕС, соглашение о нормализации отношений между Сербией и Косовом, посредничество ЕС в диалоге между Сербией и Косовом, проблемы стабильности на Западных Балканах, противодействие нелегальной миграции, масштабная экономическая помощь.
Статья поступила в редакцию: 27.12.2022.
EU - WESTERN BALKANS: PROBLEMS OF INTEGRATION
IgorN. Shcherbak
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1222-3423
© Щербак И.Н. - к.и.н., в.н.с. Отдела европейской безопасности ИЕ РАН; в.н.с. ИМИ МГИМО МИД России.
For citing: Shcherbak, I.N. (2023). EU - Western Balkans: problems of integration. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 31(7): 17-25. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120231725
Abstract. The article examines the results of December EU-Western Balkans Summit and the EU strategy concerning EU - Western Balkans integration. It notes that the summit became a new step in realization of the EU integration strategy in relation to the Western Balkans states. At this stage the strategy is focused on strengthening its political and economic influence in the region and on alignment of the Western Balkans states with the priorities of the EU common security and defense policy, including on the questions of the Ukrainian conflict and related sanctions. At the same time the EU integration strategy creates incentives aimed at realization of necessary reforms in the region with the purpose of strengthening internal stability in the region and prevention of potential conflicts inside of the Western Balkans states as well as among them and first of all between Serbia and Kosovo. The author analyzes the main conflicts in the region which negatively affect stability and security in the Western Balkans and the integration process in general. Special attention is devoted to the escalation of conflict between Serbia and Kosovo which could create serious threat to stability in the region and jeopardize the integration process itself as well as the EU mediation efforts aimed at normalization of relationships between Serbia and Kosovo. The author considers that further EU strategy would be developed on two parallel tracks - acceleration of integration process with the Western Balkans states and increasing effectiveness of the EU mediation mission aimed at achieving comprehensive agreement on normalization of relations between Serbia and Kosovo. Key words: EU - Western Balkans Summit, Tirana Declaration, acceleration of integration EU -Western Balkans, comprehensive agreement on normalization of relations between Serbia and Kosovo, the EU mediation between Serbia and Kosovo, problems of stability in the Western Balkans, struggle against illegal migration, large-scale economic assistance.
Article received: 27.12.2022.
Декабрьский саммит ЕС - Западные Балканы в Тиране (6 декабря 2022 г., Албания) стал новым этапом в реализации стратегии Евросоюза по интеграции государств Западных Балкан. Как представляется, саммит был призван наметить скоординированные с этими странами ориентиры для решения ключевых для ЕС задач:
- расширить влияние Евросоюза в стратегически важном для Брюсселя регионе;
- использовать стимулы интеграции для проведения реформ в интересах внутренней стабильности, укрепления уз солидарности с позицией Евросоюза в конфликте вокруг Украины и для приглушения конфликтных ситуаций, прежде всего между Сербией и частично признанным Косовом.
Основные положения Тиранской декларации
Положения принятой по итогам саммита Тиранской декларации полностью вписываются в контекст вышеперечисленных задач, стоящих перед Евросоюзом. В декларации, в частности, отмечено, что ЕС безоговорочно поддерживает интеграцию государств Западных Балкан и её ускорение при условии реализации ими значимых реформ и приверженности базовым европейским ценностям и принципам в соответствии с нормами международного права. В свою очередь, Брюссель ожидает от стран региона устойчивой стратегической солидарности с целями Общей политики ЕС в сфере безопасности и соблюдения режима антироссий-
ских ограничительных мер (в связи с конфликтом вокруг Украины).
Отдельное положение в декларации отводится проблемам региональной безопасности в контексте конфликта между Белградом и Приштиной. В частности, выражается полная поддержка усилиям высокого представителя ЕС и специального представителя Евросоюза по диалогу между Белградом и Приштиной с целью достижения всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений между ними в интересах стабильности региона. Выражается надежда, что обе стороны будут конструктивно взаимодействовать в решении накопившихся проблем и воздерживаться от односторонних или провокационных действий, которые могут привести к дальнейшему росту напряженности и насилию в регионе (EU - Western Balkans Summit... 2022).
Ключевые аспекты кризисных ситуаций в регионе
Саммит проходил на фоне общей нестабильности на Западных Балканах и нарастающей напряжённости между Сербией и частично признанным Косовом (в числе стран, воздерживающихся от его признания, есть и члены ЕС: Испания, Греция, Румыния, Словакия и Кипр). Эти факторы также осложняли достижение «евро-атлантической перспективы» для государств региона (за 20 лет после провозглашения Брюсселем этого курса в ряды Евросоюза были приняты только Словения и Хорватия; остальные шесть государств региона с совокупным населением в 18 млн человек по-прежнему ожидают своей очереди). Недавнее решение ЕС предоставить статус кандидатов на вступление в Союз Украине и Молдове может замедлить динамику интеграционного процесса для соискателей членства из числа балканских государств.
Нестабильность в регионе подпитывается сохранением конфликтных ситуаций в ряде стран Западных Балкан. Прежде всего это касается Боснии и Герцеговины (БиГ), где продолжаются поиски конструктивного взаимодействия в рамках федеративного государства между боснийскими сербами, хорватами и босняками (мусульманами). Проблемы с политической нестабильностью испытывают также Северная Македония и Черногория. Однако главным источником напряжённости является неутихающий конфликт между Белградом и Приштиной. В экспертной среде потенциальный риск вооружённой конфронтации в регионе оценивается как маловероятный, несмотря на наличие локальных политических проблем в БиГ и Северной Македонии. И хотя ситуация на данном этапе кажется на первый взгляд управляемой и почти застойной, нет гарантий, что замороженные конфликты, в первую очередь между Сербией и Косовом и в БиГ, не перейдут в неконтролируемую эскалацию. Фактором, сдерживающим перерастание локальных конфликтов в масштабный кризис, является присутствие военных подразделений НАТО в Косове и БиГ. Ситуацию могут усугубить вмешательство внешних игроков и неконтролируемая масштабная миграция из стран Африки, Ближнего Востока и Азии. В этом плане Западные Балканы являются удобным транзитным маршрутом на пути мигрантов в страны ЕС (Taylor... 2022).
Одним из приоритетов ЕС становится выработка общей стратегии со странами Западных Балкан по противодействию масштабной нелегальной миграции в пространство Евросоюза на основе разработанного Брюсселем и представленного на саммите «Плана действий для Западных Балкан». Предполагается, что ЕС и страны региона будут координировать свою политику по пяти кластерам: укрепление пограничного контроля; разработка процедур предоставления убежища и приёма мигрантов; противодействие нелегальной миграции; расширение сотрудничества в сфере возвращения мигрантов и выравнивание визовой практики. Цель совместных акций - ослабить усилившееся в последнее время давление потоков мигрантов из сосед-
них с ЕС кризисных зон (Африка и Ближний Восток) на экономику и внутреннюю стабильность региона, перекрыть транзитный путь через Западные Балканы в Евросоюз для нелегальных мигрантов (Migration routes... 2022).
Экономическое влияние ЕС в регионе и интеграционный процесс
Тиранский саммит подтвердил, что ЕС намерен продолжать использовать интеграционную стратегию для усиления торгово-экономических позиций Евросоюза и создания дополнительных стимулов для встраивания Западных Балкан во внешнеполитические ориентиры ЕС в рамках общей политики и обороны Союза. В частности, Тиранская декларация подтвердила линию ЕС на реализацию «Экономического и инвестиционного плана», а также «Зелёной и цифровой повесток» для стран Западных Балкан. На финансирование 40 проектов в рамках этих планов Брюссель выделяет 1,2 млрд евро. Кроме того, в целях закрепления позиций ЕС как ведущего торгово-экономического и инвестиционного партнёра Западных Балкан Брюссель планирует мобилизовать беспрецедентный объём инвестиций в экономики этих стран в размере около 30 млрд евро на период до 2027 г. (The EU: main trade partner. 2021).
Столь масштабный объём финансово-экономической помощи со стороны ЕС не в последнюю очередь может объясняться стремлением Брюсселя создать конкурентные преимущества в борьбе за влияние на Западных Балканах. В этой связи отмечается, что в последние годы активизировались попытки Китая, а также арабских государств Персидского Залива расширить своё политическое, экономическое и культурное присутствие в регионе. КНР делает ставку на финансирование крупных инфраструктурных проектов в Черногории, Албании и Сербии. Пекин также поставляет системы ПВО Сербии. Турция финансирует строительство мечетей в Албании, БиГ и Косове. Объединённые Арабские Эмираты заняты осуществлением инвестиционных проектов (Taylor 2022).
Эскалация конфликта Сербия - Косово и посредничество ЕС
Однако главным очагом напряжённости в регионе остаётся продолжающийся конфликт между Белградом и Приштиной, обострение которого совпало со временем проведения саммита ЕС. Причиной нового витка обострения ситуации послужило решение властей Пришти-ны штрафовать жителей Косова за использование сербских автомобильных номеров. В итоге события привели к эскалации конфликта. Президент Сербии А. Вучич обвинил власти Приш-тины в несоблюдении международных соглашений, достигнутых и при участии дипломатии ЕС. Речь идёт о резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, а также о Брюссельском и Вашингтонском соглашениях. О серьёзности ситуации говорит тот факт, что 11 декабря президент Сербии созвал экстренное совещание Совбеза и заявил о намерении направить запрос военному контингенту НАТО в Косове о введении в самопровозглашённое Косово сербских сил безопасности для защиты интересов своего населения в Косове и Метохии.
27 декабря последовал новый виток в эскалации конфликта в связи с опасениями о возможной силовой разблокировке косовскими властями баррикад, воздвигнутых протестующими сербскими жителями Митровицы (северная часть Косова). На этом фоне президент Сербии отдал распоряжение привести сербскую армию и полицию в состояние чрезвычайной готовности (Tensions rise in northern Kosovo. 2022). Ситуация ещё больше обострилась после зафиксированных СМИ случаев перестрелки в районе сербских баррикад и обращения премьер-министра самопровозглашённого Косова к руководству военного контингента НАТО в Косове c требованием демонтировать сербские баррикады (Bahri 2022).
Считается, что одной из причин обострения обстановки в Косове является отсутствие
сдвигов в нормализации отношений между Белградом и Приштиной. Несмотря на посреднические усилия Евросоюза, этот процесс практически заблокирован вследствие жёстких позиций сторон. Белград категорически отказывается признавать независимость Косова, поскольку это кардинально противоречит международному праву. В свою очередь Приштина утверждает, что переговоры о нормализации отношений могут иметь смысл только в случае, если они приведут к признанию Белградом независимого статуса Косова (Bahri 2022).
По оценке российских официальных кругов, политика Приштины, стремящейся взять под полный контроль всю территорию Косова, в том числе северные районы с сербским населением, стала основной причиной эскалации ситуации. При этом не исключается дальнейшее её обострение с переходом в «горячую стадию» (Посол РФ в Сербии. 2022).
Важное место в Тиранской декларации отводится поддержке посреднических усилий дипломатии ЕС в диалоге между Белградом и Приштиной по достижению соглашения о нормализации отношений между ними.
Как известно, обе стороны участвуют в процессе стабилизации и ассоциации ЕС, цель которого состоит в политической, экономической и социальной устойчивости Западных Балкан как условии получения членства в Евросоюзе. Критерии изложены в рамочном соглашении со сторонами о переговорах под эгидой ЕС, которые были, в свою очередь, одобрены Советом ЕС в 2013 г. Согласно этим критериям, Сербия и Косово обязуются выполнить следующие ключевые положения:
- реализовать в духе доброй воли все соглашения, достигнутые в диалоге;
- полностью уважать принципы инклюзивного регионального сотрудничества;
- решать все спорные проблемы посредством диалога и в духе компромисса, сотрудничать друг с другом по техническим и правовым вопросам;
- эффективно взаимодействовать с миссией ЕС по верховенству закона и сотрудничать с ней в выполнении её мандата (Council of the European Union. 2014);
- на Косово было дополнительно возложено обязательство: сотрудничать с миссией ЕС по общей политике безопасности и обороны в реализации её мандата на территории Косово.
На первом этапе (2011-2013 гг.) диалог между Сербией и Косовом под эгидой ЕС по техническим вопросам оказался результативным - были подписаны соглашения по кадастровым и таможенным вопросам, совместному управлению пограничными службами и пропускными пунктами, взаимному признанию дипломов о высшем образовании. В качестве поощрения за конструктивный подход в марте 2012 г. Сербии был предоставлен статус кандидата на вступление в Союз. В том же году Комиссия ЕС запустила структурный диалог по вопросу верховенства закона и разработала проект дорожной карты по либерализации визового режима для Косова. В результате подключения к переговорам высоких представителей ЕС по иностранным делам и политике безопасности (Кэтрин Эштон и Федерики Могерини) в 2013 г. между Сербией и Косовом была подписана серия т.н. Брюссельских соглашений. Они предусматривали учреждение Ассоциации сербских муниципалитетов в районах с преобладанием сербского населения и их интеграцию в правовую систему Косова. Для дальнейшего стимулирования переговорного процесса ЕС подписал в 2015 г. с Косовом соглашение о стабилизации и ассоциации. Годом раньше ЕС начал переговоры с Сербией о вступлении в ЕС.
Однако, несмотря на усилия ЕС, с реализацией данных соглашений возникли серьёзные сложности. При этом инициативная роль в их создании принадлежала властям Приштины. В 2018 г. Косово в нарушение ранее достигнутых договорённостей ввело 100% тариф на товары из Сербии и Боснии и Герцеговины. В 2015 г. Конституционный суд Косова вынес решение, что создание Ассоциации сербских муниципалитетов противоречит его Основному зако-
ну. В результате этих действий переговорный процесс между Белградом и Приштиной был приостановлен почти на два года. Предпринятые Германией и Францией попытки возобновить диалог между сторонами не принесли ожидаемых результатов. К делу подключились США, хотя и без должной координации с ЕС. Итогом автономной активности американской дипломатии стало подписание в сентябре 2020 г. в Вашингтоне соглашения о нормализации экономических отношений между сторонами. Белград и Приштина согласились реализовать ряд ранее достигнутых договорённостей, обязались тесно сотрудничать с финансовой корпорацией США по международному развитию (US International Development Finance Corporation) и инвестиционным банком США в инфраструктурных проектах, которые были ранее согласованы в рамках ЕС при активной поддержке Германии. Кроме того, обе стороны пошли на годовой мораторий: Белград приостановит кампанию против признания Косова, а Приш-тина не будет в этот период добиваться членства в международных организациях.
Такой подход подтверждает, что в Вашингтоне, как и в Брюсселе, считают, что экономические и инвестиционные стимулы могут быть эффективны не только для налаживания конструктивного диалога и примирения, но и для расширения регионального экономического сотрудничества на Западных Балканах под патронажем США и ЕС.
Некоторые аналитики полагают, что сложности для ЕС в налаживании взаимодействия между Белградом и Приштиной отчасти объясняются следующими причинами:
- проведению чёткой политики ЕС в переговорном процессе мешает отсутствие консенсуса внутри него (до сих пор 5 из 27 стран - членов ЕС - Кипр, Греция, Румыния, Словакия и Испания - не признают независимость Косова);
- ряд институтов Евросоюза занимают различные позиции по вопросу о статусе Косова. Европейский парламент одобрил независимость Косов и в последнее время принял ряд резолюций, призывающих «пятёрку стран-диссидентов» присоединиться к большинству, поскольку это будет способствовать нормализации отношений между Сербией и Косовом, укрепит безопасность в регионе Западных Балкан и ускорит интеграцию обоих государств в Евросоюз. В то же время Комиссия и Совет ЕС формально придерживаются нейтральной позиции в отношении статуса Косова. Например, Совет считает, что решение по Косову должно приниматься государствами - членами ЕС (Medovic 2022).
Несмотря на понимание важности урегулирования этой проблемы и активной вовлечённости в этот процесс высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Ж. Бореля, прорыва пока не наблюдается. Причина - кардинальные различия в подходах Белграда и Приштины относительно признания независимости Косово и автономных прав сербов Косова в рамках Ассоциации сербских муниципалитетов. Очевидно, что посредничество ЕС в урегулировании данной проблемы имеет свои пределы и пока не приносит желаемых результатов.
Повысить эффективность посреднической миссии ЕС призваны разработанные Берлином и Парижем по следам саммита в Тиране новые предложения по нормализации отношений между Белградом и Приштиной. На этот раз они содержат поэтапный график выполнения сторонами конкретных мер для достижения в ближайшей перспективе всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений (Bytyqi 2022). В этой связи высказывается предположение, что одним из вариантов развязки проблемы может стать модель соглашения 1972 г. об основах отношений между ФРГ и ГДР. В соответствии с этим образцом Сербия не будет официально признавать независимость Косова. Но при этом Белград пойдёт на одобрение территориальной целостности Косова и его суверенитета, а также не будет блокировать вступление Косова в ООН и другие международные организации (Bahri 2022).
В развитие франко-германской инициативы в конце февраля в Брюсселе состоялись переговоры лидеров Сербии и Косова при посредничестве Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Борреля и спецпредставителя ЕС М. Лайча-ка. Центральной темой переговоров стало обсуждение предложенного Германией и Францией плана нормализации отношений между сторонами из 11 пунктов. Однако по итогам переговоров предложенный документ не был подписан сторонами. Следующий раунд переговоров для обсуждения данной инициативы намечен на 18 марта с.г. (Петров 2023)
В экспертной среде высказывается мнение о том, что в этих условиях для Евросоюза выходом может стать более динамичное продолжение линии на расширение и ускорение политической и экономической интеграции Западных Балкан в структуры ЕС. Ожидается, что такой подход должен создать практические стимулы для необходимых реформ в странах региона, которые могли бы реально работать на предотвращение потенциальной угрозы вооружённого конфликта (Taylor 2022).
В этом контексте в Евросоюзе обсуждаются также различные варианты модернизации самого процесса политической интеграции стран Западных Балкан с ЕС и вступления западно-балканских стран в Союз, исходя из понимания, что в нынешнем виде он предельно сложен и может затянуться для потенциальных кандидатов на значительные сроки. Цель такого подхода - сделать процесс вступления более предсказуемым и динамичным. Как представляется, это должно повысить эффективность инструмента присоединения к ЕС как средства политической стабилизации в странах-кандидатах, которые сталкиваются со значительными сложностями в реализации начерченных Брюсселем внутренних реформ и связанными с ними внутриполитическими противоречиями.
Одновременно планируется активно использовать финансовые и инвестиционные стимулы для поощрения стран-кандидатов, достигших ощутимого прогресса в реализации требуемых ЕС внутренних реформ. Предполагается также применение санкций со стороны Брюсселя в отношении тех стран-кандидатов, которые затянули реализацию подобных реформ или не выполнили установленные требования в отношении процесса присоединения (полное или временное приостановление переговорного процесса по вступлению, прекращение доступа к программам помощи ЕС и сужение объёмов инвестиционных проектов) (A more credible, dynamic. 2020).
Вместе с тем понимание отдалённости и сложности «европейской перспективы» для ряда стран Западных Балкан подталкивает Брюссель к поиску альтернативных вариантов, которые, с одной стороны, дали бы возможность ЕС более эффективно уже на данном этапе решать в рамках процесса де-факто интеграции вопрос об управлении рисками возможной дестабилизации региона вследствие накопившихся там социально-экономических и политических проблем вне зависимости от предоставления этой группе стран полномасштабного членства в Евросоюзе.
В этом контексте, в частности, обсуждается идея создания т.н. «Европейской конфедерации», которая объединила бы своих рядах нынешние 27 государств - членов ЕС и ряд западно-балканских стран (Албанию, Косово, Сербию, Северную Македонию, Черногорию, Боснию и Герцеговину), а также соискателей членства в Евросоюзе из других регионов (Молдову, Украину, Грузи.). Преимущества такой «федеративной архитектуры» авторы идеи видят в том, что её реализация позволит создать платформу для политического диалога на высоком политическом уровне между нынешним ядром Евросоюза и потенциальными членами ЕС, в том числе в плане оперативного урегулирования назревающих кризисных ситуаций на Западных Балканах. Это также позволит приобщить страны региона уже на данном этапе к обсуж-
дению ключевых проблем европейской безопасности и развития, а также даст им ощущение причастности к совместному принятию стратегий Евросоюза в этих сферах и к их реализации. Для усиления символической значимости Конфедерации как части «европейской семьи» предлагается проводить заседания Европейского совета по следам саммитов «Европейской конфедерации» в целях закрепления их результатов со стороны высших органов Евросоюза (Ьейа 2022). Однако, несмотря на привлекательность подобной концепции для ЕС в плане повышения эффективности управления рисками безопасности и стабильности в регионе, «камнем преткновения» остаётся вопрос об отношении к этой идее политических элит упомянутых стран, сделавших амбициозную ставку на скорейшее получение статуса и привилегий полноправных членов Евросоюза.
* * *
Декабрьский саммит ЕС - Западные Балканы в Тиране внёс определённые коррективы в интеграционную стратегию Евросоюза с учётом обстановки в регионе Западных Балкан и общей ситуации с европейской безопасностью на фоне конфликта вокруг Украины. Как представляется, саммит был призван выработать скоординированные со странами этого региона ориентиры для решения ключевых для ЕС задач, используя механизмы интеграции для расширения политического и экономического влияния Евросоюза в стратегически важной для Брюсселя зоне и предотвращения дальнейшей эскалации кризисных ситуаций, которые могут представлять угрозу стабильности и безопасности Евросоюза.
Можно предположить, что дальнейшая стратегия ЕС в отношении Западных Балкан будет развиваться по двум параллельным направлениям - ускорению интеграции стран Западных Балкан с Евросоюзом и достижению всеобъемлющего соглашения о нормализации отношений между Сербией и Косовом, которое является ключом к стабилизации ситуации в регионе.
Список литературы/ References
A more credible, dynamic, predictable and political EU accession process - Commission lays out its proposal. European Commission. 05.02.2020. Available at: https:ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_181 (accessed 24.02.2023).
Bahri, C., Rujevic, N. (2022). What's behind the tensions between Kosovo and ethnic Serbs. DW. 27.12.2022. Available at: https://www.dw.com/en/whats-behind-the-tensions- between -kosovo-and-ethnic-serbs/a-64093299 (accessed 27.12.2022).
Bytyci, F. (2022). EU drafts new proposal for Kosovo-Serbia ties- senior EU diplomat. Reuters. 06.12.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/kosovo-apply-eu-membership-by-year-end-president-2022-12-06/ (accessed 18.12.2022).
Council of the European Union, General EU position. Ministerial Meeting Opening the Intergovernmental conference on the Accession of Serbia to the European Union. European Council. 09.01.2014. Available at: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/AD-1-2014-UNIT/en/pdf (accessed 22.12.2022).
EU - Western Balkans Summit. Tirana Declaration. European Council. 06.12.2022. Available at: http://www.consilium.europa.eu/media/60568/tirana-declaration-en.pdf (accessed 13.11.2022).
Letta, E. (2022). Secretary of the Italian Democratic Party, A European Confederation: a common political platform for peace. The Progressive Post. 25.04.2022. Available at: https://progressivepost.eu/a-european-confederation/ (accessed 25.02.2023).
Medovic, V. (2022). The potential and limits of the European Union as mediator in the dialogue between Serbia and Kosovo. Istituto Affari Internazionali. 03.2022. Available at: https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2203.pdf (accessed 22.12.2022).
Migration routes: Commission proposes Action Plan for cooperation with Western Balkans to address common challenges. European Commission. 05.12.2022. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_7447 (accessed 14.12.2022).
Migration routes: Commission proposes Action Plan for cooperation with Western Balkans to address common challenges. European commission. 05.12.2022. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_7447 (accessed 14.12.2022).
Taylor, P. (2022). Seize the geopolitical moment, The Western Balkans and European security. European defense study. Winter 2022. Available at: https://www.friendsofeurope.org/wp/wp-content/uploads/2022/12/2022_European_Defence_Study_Balkans.pdf (accessed 14.12.2022).
Tensions rise in northern Kosovo as local Serbs block roads. Alarabiya news. 27.12.2022. Available at: https://english.alarabiya.net/News/world/2022/12/27/Tensions-rise-in-northern-Kosovo-as-local-Serbs-block-roads (accessed 27.12.2022).
The EU: main trade partner and investor for the Western Balkans. European Council. 16.12.2021. Available at: consilium.europa.eu/en/infographics/the-eu-main-trade-partner-and-investor-for-the western-balkans/ (accessed 15.12.2022).
The EU: main trade partner and investor for the Western Balkans. European Council. 16.12.2021. Available at: www.consilium.europa.eu/en/infographics/the-eu-main-trade-partner-and-investor-for-the western-balkans/ (accessed 15.12.2022).
Кандель, П.Е. (2022). Косово и Северная Македония: местные выборы не местного значения // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 25(1): 44-55. [Kandel, P.E. (2022). Kosovo and Northern Macedonia: local elections are not the local issues. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN 25(1): 44-55. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran120224455
Петров, Г. (2023). Вучич преградил Косово путь в ООН, а Сербии в ЕС. Независимая газета. 01.03.2023. Available at: https://www.ng.ru/world/2023-03-01/6_8670_kosovo. html (accessed 02.03.2023).