Научная статья на тему 'ЕВРОСОЮЗ И БОЛГАРО-МАКЕДОНСКИЙ КОНФЛИКТ'

ЕВРОСОЮЗ И БОЛГАРО-МАКЕДОНСКИЙ КОНФЛИКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ / БОЛГАРИЯ / БОЛГАРСКОЕ ВЕТО / ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / РАСШИРЕНИЕ ЕС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кандель Павел Ефимович

Статья посвящена отмене болгарского вето на начало переговоров с Северной Македонией (и Албанией) о вступлении в ЕС. Прослежены основные этапы давнего болгаро-македонского спора и эволюция позиций его сторон. Проанализированы причины и факторы его обострения и смягчения в контексте внутриполитической ситуации в двух странах. Дано объяснение неожиданной готовности Брюсселя пойти на максимальные уступки ультимативным требованиям Софии, хотя они противоречат его принципам. Отношения ЕС с государствами региона подверглись тяжёлому испытанию, когда Брюссель принял явно импульсивное решение предоставить, вопреки устоявшимся процедурам, статус кандидатов на приём Украине и Молдове. Лидеры западнобалканских государств, давно стоящие в этой очереди, отнеслись к такому шагу крайне ревниво и не скрывали своего разочарования. В этих условиях у Евросоюза возникла настоятельная необходимость любой ценой что-то предпринять, чтобы реанимировать в их глазах идею «расширения» и восстановить свой авторитет. Но в итоге болгаро-македонский спор только на первый взгляд разрешён, а по сути лишь законсервирован. Можно прогнозировать, что сложная социально-политическая ситуация и расстановка сил в обеих странах не обещает быстрого прогресса ни в их отношениях, ни в переговорном процессе ЕС со Скопье. Сделан вывод, что подобная тактика вряд ли позитивно скажется и на авторитете Евросоюза на Западных Балканах. Но новая идея «политического сообщества ЕС», выдвинутая Э. Макроном и поддержанная О. Шольцем, вероятно, будет впредь маскировать очевидный факт, что к приёму новых членов сам Евросоюз в его нынешнем виде не готов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU AND THE BULGARIAN-MACEDONIAN CONFLICT

The problem addressed in this article is the lifting of the Bulgarian veto on the start of the EU accession negotiations with Northern Macedonia (and Albania). It traces the main stages of the prolonged Bulgarian-Macedonian dispute and the development of the postures of both parties. It al-so explicates the domestic political situation in both countries and the causes under which the dispute aggravates and mitigates. Consequently, the unexpected willingness of Brussels for maximum concessions to Sofia’s ultimatums, actually contradictory to its principles, is explained. An apparently impulsive decision to grant, notwithstanding the established procedures, a candidate status for admission to Ukraine and Moldova tested the EU’s relations with the Balkan region. After having long stood in line, the leaders of the Western Balkan states viewed this step with jealousy and did not hide their disappointment. Under these conditions, the European Union felt it imperative to do something at any cost to revive the idea of «enlargement» in their eyes and restore its authority. However, in the end, the Bulgarian-Macedonian dispute is only ostensibly resolved, but in fact only mothballed. Therefore the difficult socio-political situation and the balance of power in both countries will not provide for rapid progress either in their relationship or in the EU negotiation with Skopje. The forecast in conclusion is that such tactics are unlikely to have a positive impact on the authority of the European Union in the Western Balkans. But the new idea of the «EU political community» put forward by Emmanuel Macron and supported by Olaf Scholz will probably continue to disguise the obvious fact that the EU in its current form is not ready to accept new members.

Текст научной работы на тему «ЕВРОСОЮЗ И БОЛГАРО-МАКЕДОНСКИЙ КОНФЛИКТ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №4

УДК 327 EDN UEPDKD

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420224050

ЕВРОСОЮЗ И БОЛГАРО-МАКЕДОНСКИЙ КОНФЛИКТ

Павел Ефимович Кандель

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: xpekan@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4333-4276

Ссылка для цитирования: Кандель П.Е. Евросоюз и болгаро-македонский конфликт // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №4. С. 40-50. DOI: 10.15211/vestnikieran 420224050

Аннотация. Статья посвящена отмене болгарского вето на начало переговоров с Северной Македонией (и Албанией) о вступлении в ЕС. Прослежены основные этапы давнего болгаро-македонского спора и эволюция позиций его сторон. Проанализированы причины и факторы его обострения и смягчения в контексте внутриполитической ситуации в двух странах. Дано объяснение неожиданной готовности Брюсселя пойти на максимальные уступки ультимативным требованиям Софии, хотя они противоречат его принципам. Отношения ЕС с государствами региона подверглись тяжёлому испытанию, когда Брюссель принял явно импульсивное решение предоставить, вопреки устоявшимся процедурам, статус кандидатов на приём Украине и Молдове. Лидеры западнобалканских государств, давно стоящие в этой очереди, отнеслись к такому шагу крайне ревниво и не скрывали своего разочарования. В этих условиях у Евросоюза возникла настоятельная необходимость любой ценой что-то предпринять, чтобы реанимировать в их глазах идею «расширения» и восстановить свой авторитет. Но в итоге болгаро-македонский спор только на первый взгляд разрешён, а по сути лишь законсервирован. Можно прогнозировать, что сложная социально-политическая ситуация и расстановка сил в обеих странах не обещает быстрого прогресса ни в их отношениях, ни в переговорном процессе ЕС со Скопье. Сделан вывод, что подобная тактика вряд ли позитивно скажется и на авторитете Евросоюза на Западных Балканах. Но новая идея «политического сообщества ЕС», выдвинутая Э. Макроном и поддержанная О. Шольцем, вероятно, будет впредь маскировать очевидный факт, что к приёму новых членов сам Евросоюз в его нынешнем виде не готов.

Ключевые слова: Северная Македония, Болгария, болгарское вето, Западные Балканы, расширение ЕС.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2022.

EU AND THE BULGARIAN-MACEDONIAN CONFLICT

Pavel E. Kandel

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: xpekan@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4333-4276

© Кандель П.Е. - к.и.н., в.н.с. Отдела социально-политических исследований ИЕ РАН.

For citing: Kandel, P.E. (2022). EU and the Bulgarian-Macedonian conflict. Nauchno-analitiches-kij vestnik IE RAN 28(4): 40-50. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran420224050

Abstract. The problem addressed in this article is the lifting of the Bulgarian veto on the start of the EU accession negotiations with Northern Macedonia (and Albania). It traces the main stages of the prolonged Bulgarian-Macedonian dispute and the development of the postures of both parties. It also explicates the domestic political situation in both countries and the causes under which the dispute aggravates and mitigates. Consequently, the unexpected willingness of Brussels for maximum concessions to Sofia's ultimatums, actually contradictory to its principles, is explained. An apparently impulsive decision to grant, notwithstanding the established procedures, a candidate status for admission to Ukraine and Moldova tested the EU's relations with the Balkan region. After having long stood in line, the leaders of the Western Balkan states viewed this step with jealousy and did not hide their disappointment. Under these conditions, the European Union felt it imperative to do something at any cost to revive the idea of «enlargement» in their eyes and restore its authority. However, in the end, the Bulgarian-Macedonian dispute is only ostensibly resolved, but in fact only mothballed. Therefore the difficult socio-political situation and the balance of power in both countries will not provide for rapid progress either in their relationship or in the EU negotiation with Skopje. The forecast in conclusion is that such tactics are unlikely to have a positive impact on the authority of the European Union in the Western Balkans. But the new idea of the «EU political community» put forward by Emmanuel Macron and supported by Olaf Scholz will probably continue to disguise the obvious fact that the EU in its current form is not ready to accept new members. Key words: North Macedonia, Bulgaria, Bulgarian veto, Western Balkans, enlargement of the EU.

Article received: 20.08.2022.

18 июля 2022 г. Совет ЕС благословил начало переговоров с Северной Македонией и Албанией об их вступлении в его ряды. На следующий день состоялась первая межправительственная конференция, формально знаменующая это начало. Брюссель, наконец, смог выполнить давнее обещание и потому торжествовал. Но мероприятие имело, скорее, символический характер по двум причинам. Собственно переговорный процесс с Северной Македонией стартует лишь после того, как она удовлетворит болгарские претензии к ней, ставшие теперь частью условий ЕС. Кроме того, само это событие никак не предопределяет ни сроков, ни исхода. Реально оно означает лишь повышение статуса двух государств в отношениях с ЕС, приравнявшее их с Черногорией и Сербией. Однако для Брюсселя это событие крайне важное. Он при полной поддержке Вашингтона два года пытался склонить Северную Македонию и Болгарию к компромиссу, но безуспешно, что подрывало его авторитет на Балканах. Теперь ему, наконец, удалось как бы подтвердить свою состоятельность. Но когда звучат победные декларации, уместно углубиться в детали. В данном контексте нынешний финал пока выглядит промежуточным и неоднозначным по последствиям ни для самого ЕС, ни для будущих македонско-болгарских отношений, ни для внутриполитической ситуации в двух этих государствах.

Предыстория

«Македонский вопрос» для Балкан не новость - он зародился в конце XIX в., когда молодые независимые государства (Греция, Сербия, а затем Болгария) начали соперничать за эту территорию со слабевшей Османской империей и между собой. С тех пор сама идентич-

ность македонцев являлась постоянным объектом межгосударственных споров, а их земля -поводом и театром военных действий. Конфликт принял вооружённый характер во время Первой и Второй балканских войн (1912-1913 гг.), повторившись в ходе двух мировых войн. Нынешние государственные границы в регионе окончательно определились в 1946 г. Эта ис-торико-географическая область была разделена между тремя государствами: Эгейская Македония ещё в 1913 г. отошла к Греции, Пиринская осталась в Болгарии, а Вардарская стала одной из республик в составе ФНРЮ.

После прихода к власти в Югославии и Болгарии коммунистических партий Й. Броз-Тито и Г. Димитров обсуждали создание федерации между двумя государствами. Югославская сторона настаивала на немедленном присоединении Пиринской области к Народной Республике Македонии. Болгары были готовы к этому только после образования федерации, но во имя грядущего «воссоединения» согласились на «македонизацию» её населения. Она в соответствии с методами победивших коммунистов по обе стороны границы сопровождалась принудительным внедрением «македонского национального сознания» и насаждением «литературного македонского языка», кодифицированного в 1944-1945 гг. на основе западномаке-донских диалектов (от болгарского языка они отличались сильнее, чем восточномакедонские). Вот как оценивали этот процесс отечественные аналитики: «Перепись 1946 г. в Пиринской области, при проведении которой местным жителям недвусмысленно давали понять, что их будут считать фашистами и врагами народа, если они назовут себя болгарами, насчитала 63% македонцев; правда, лишь каждый пятый из них мог изъясняться на македонском, остальные говорили по-болгарски и македонцами себя не ощущали. Советско-югославский конфликт 1948 г. положил конец федеративным планам, но "македонизация" в Пиринской Македонии, пусть и в более мягкой форме, продолжалась до конца 1950-х гг. "Македонский вопрос" в Болгарии был закрыт в 1963 г., когда компартия однозначно заявила, что никаких македонцев в стране не существует» (Дунаев, Кадринова 2018). Но сам этот сюжет продолжал быть источником постоянных межгосударственных трений между Софией и Белградом, где активное утверждение македонской самобытности и протогосударственности продолжилось. Так, македонский стал одним из государственных языков в социалистической Югославии, её сторонникам признание себя македонцами открывало широкие возможности вертикальной мобильности и приобщения к новой элите. С благословения властей в 1967 г. Македонская православная церковь объявила об автокефалии, хотя её не признала ни Сербская православная церковь, ни одна из других поместных канонических церквей.

Когда в ходе распада СФРЮ Македония в сентябре 1991 г. провозгласила независимость, давние противоречия не могли не вспыхнуть вновь. Правда, Болгария первой безоговорочно признала новое государство 15 января 1992 г. Греция же выступила с резким протестом против его названия и символики, якобы посягавших на эллинистическое историко-культурное наследие. Она даже ввела полуторагодовое эмбарго, нанёсшее серьёзный удар по и без того непростому социально-экономическому положению новорождённого государства. Уступая греческим требованиям, Македонии пришлось принять поправки к своей конституции, сменить флаг и герб, вступить в 1993 г. в ООН, используя не собственное имя, а условное название «Бывшая югославская Республика Македония». Конфликт удалось пригасить только в 1995 г., когда стороны подписали временное соглашение о греческом признании Македонии под этим наименованием. Но принципиальная позиция Афин оставалась неизменной и, добиваясь своего, Греция в 2008 г. наложила вето на её вступление в НАТО на саммите в Бухаресте. В 2012 г. Греция и Болгария уже сообща не позволили определить дату начала переговоров о её присоединении к ЕС.

Чтобы помочь им прийти к компромиссу, в 1999 г. был назначен спецпредставитель Генерального секретаря ООН М. Нимиц. Свои усилия по разрешению этих противоречий неоднократно прилагали и американские, и европейские дипломаты, но тщетно. Греки непоколебимо стояли на своём. Пришедшая в 2006 г. к власти Внутримакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО - ДПМНЕ) во главе с Н. Груевским, как то и подобает националистам, подлила масла в огонь, решив «уд-ревнить» македонскую историю, едва ли не преднамеренно выводя её родословную от государства Александра Македонского. К нему македонцы, считать ли их славянами или потомками булгар-тюрок, никакого отношения иметь не могли, поскольку появились на Балканах много позже. Впрочем, подобная «политика памяти» не слишком отличалась от той, что принята в Греции. И там претензии на наследство великого полководца выглядят некоторой натяжкой, хотя бы потому, что современный греческий отличается от древнегреческого языка едва ли не сильнее, чем македонский от болгарского.

Лишь с возвращением к власти в мае 2017 г. прежде оппозиционного Социал-демократического союза Македонии (СДСМ) в коалиции с албанскими партиями в политике Скопье наметились серьёзные перемены. 1 августа 2017 г. был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с Болгарией фактически в той версии, которую продвигала София, явно напрашивавшаяся на роль «старшего брата» (Договор за приятелство... 2017). Более того, в ноябре 2017 г. Македонская православная церковь попросила Болгарскую патриархию стать её «Церковью-матерью», на что та в конечном итоге не решилась, поскольку резко отрицательно отреагировали Константинопольский патриархат, Элладская и другие поместные церкви.

Новый македонский премьер З. Заев проявил готовность к уступкам и Греции. 17 июня 2018 г. на берегу озера Преспа Заев подписал с греческим премьером А. Ципрасом соглашение, согласно которому страна отныне будет именоваться Северной Македонией, и удовлетворил все прочие греческие претензии касательно исторического наследия (Конечен договор за... 2018). Примечательно, что многие положения двух межгосударственных договоров Македонии с соседями, по сути, вторили друг другу. В частности, стороны обязались не допускать злонамеренной пропаганды, которая может нанести ущерб их отношениям; создать совместный комитет экспертов по историческим и образовательным вопросам для рассмотрения спорных тем; гарантировать невмешательство во внутренние дела для защиты «статуса и прав лиц, не являющихся гражданами Республики Македония», т.е. болгарских и греческих македонцев.

Подобный параллелизм имел далеко идущие последствия. Афины использовали уже зафиксированный болгаро-македонским договором механизм, а София явно вдохновлялась примером греческого упорства в достижении своей цели, что стимулировало её продолжать нажим. Не менее важен и другой урок: партия ВМРО - ДПМНЕ, поначалу встретившая Пре-спанское соглашение с Афинами в штыки, оказалась не в силах сорвать его. Конституционные поправки, в конечном счёте, парламент утвердил необходимым большинством в 2/3 голосов, что было бы невозможно без поддержки части депутатов от оппозиции.

Взамен Северная Македония на саммите НАТО 11 июля 2018 г. в Брюсселе получила долгожданное предложение начать переговоры о вступлении, а 27 марта 2020 г. официально стала членом альянса. Следующим шагом должен был стать аналогичный процесс с ЕС, что Еврокомиссия предлагала ежегодно на протяжении многих лет. Однако когда отпали греческие возражения, в октябре 2019 г. это заблокировала Франция (при поддержке Нидерландов), потребовавшая предварительно реформировать саму процедуру присоединения новых чле-

нов. В начале февраля 2020 г. новая методология переговорного процесса была принята ЕС, но тут в дело вмешалась Болгария, наложившая своё вето.

Фактически этот шаг, противоречащий общей проевропейской ориентации кабинета Б. Борисова, был вызван внутриполитическими причинами. Занимавшие в нём видные позиции националисты, обеспечивающие ему необходимое большинство в парламенте, таким способом стремились остановить падение своей популярности. Им самим это не помогло: на всех трёх парламентских выборах, прошедших в Болгарии в 2021 г. из-за неспособности партий договориться о формировании коалиционного кабинета, они и вместе, и порознь не смогли осилить порога и в Народное собрание не попали. Правда, их место заняла новая националистическая партия «Возрождение». Но успехом она обязана не столько своей антинатовской и русофильской пропаганде, сколько активной эксплуатации широко распространённых в стране антипрививочных настроений.

Между тем развязанная публичная полемика по острым вопросам истории и культуры воспламенила настроения населения у соседствующих близко родственных народов. В таких условиях само родство неизбежно начинает действовать «от противного», лишь усиливая размежевания и противопоставления, что и зафиксировали опросы (Ешгойпк 2021; Анкета 2020; Опрос 2022). Всё это побуждало правящие круги по обе стороны границы к повышенной осторожности. К тому же и в Софии, и в Скопье у власти оказались либо временные, либо хрупкие коалиционные кабинеты, которых любое неосторожное движение могло обрушить.

После тяжёлого поражения правящего Социал-демократического союза Македонии на муниципальных выборах (17 и 31 октября 2021 г.) вынужден был подать в отставку премьер З. Заев. Его наследник Д. Ковачевски с большим трудом удержал власть, пойдя на дополнительные уступки своим союзникам из албанских партий, что ещё больше ослабило его авторитет в глазах македонцев. В Софии сформированное, наконец, в декабре 2021 г. коалиционное правительство К. Петкова решилось было сдвинуть с мёртвой точки вопрос о нормализации отношений с соседкой. Но и внутри кабинета премьер столкнулся с оппозицией двух субъектов из четырёх: движения «Есть такой народ» и Болгарской социалистической партии. Затеявший свою политическую игру президент Р. Радев также выступил против поспешных и необоснованных, по его мнению, шагов навстречу Северной Македонии. Во время визита в Берлин 16 мая 2022 г. он сформулировал своё кредо по данной проблеме крайне жёстко и в заведомо неприемлемой для противоположной стороны форме: «Мы не должны допустить легитимации в ЕС македонизма, идеологии бывшей Югославии и Коминтерна» (Радев од Берлин... 2022).

Неудивительно, что кабинет К. Петкова продержался недолго. Сначала его покинуло движение «Есть такой народ». Затем вотум о недоверии ему, внесённый его главным политическим противником - партией «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) экс-премьера Б. Борисова, был поддержан большинством в Народном собрании. И хотя подлинной причиной отставки была не столько излишняя податливость в македонском вопросе, сколько внутриполитические расчёты недоброжелателей К. Петкова, свою лепту она внесла. Парадоксально, но спустя два дня, 24 июня, парламент после пятичасовой дискуссии подавляющим большинством голосов (170 - за, 37 - против, при 21 - воздержавшемся) согласился снять болгарское вето на начало переговоров, обусловив это ультимативным требованием: отразить в документах ЕС позицию болгарской стороны. Сводилась она к следующему:

1. обеспечить права македонских болгар1, сделав соответствующие изменения в консти-

1 Речь идёт о македонцах, принявших гражданство Болгарии. По данным болгарской стороны, с 1 января 2010 по 22 октября 2020 г. прошение об этом подали 77 829 человек, а получило его 65 675 граждан Северной Македо-

туции Северной Македонии;

2. гарантировать, что добрососедство останется неизменным критерием на протяжении всего процесса присоединения Северной Македонии к ЕС, об исполнении которого Евроко-миссия будет информировать Совет ЕС перед каждой межправительственной конференцией;

3. уточнить в документах Евросоюза, что ничто не может быть истолковано как признание Болгарией существования «македонского языка»;

4. внести в «переговорные рамки» и решение Совета ЕС все эти положения, как и отсылки к договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 2017 г. и протоколам заседаний совместной межправительственной комиссии.

Правительство уполномочивалось подписать эти документы ЕС одновременно или сразу после протокола второго заседания совместной межправительственной комиссии (Решение на Четиридесет... 2022). Там болгарские политики рассчитывали вынудить противоположную сторону к новым уступкам, что и произошло. В частности, македонская сторона должна была фактически отказаться от права на защиту болгарских македонцев (Протокол от Второто... 2022), хотя сама София упорно отказывается выполнять 14 судебных решений Европейского суда по правам человека в пользу македонского меньшинства в Пиринской области, за чем молчаливо наблюдают в ЕС (Стоянович 2022). Кроме того, в протоколе значится обязательство в 2-летний срок внести результаты, согласованные в двусторонней комиссии по сложным вопросам истории, в учебники и другие образовательные материалы, отразить их в соответствующих мемориальных памятниках, и завершить работу комиссии до вступления Северной Македонии в ЕС.

Если бесконечные препирательства о национальной принадлежности деятелей истории и культуры или героев освободительной борьбы при желании можно легко закончить, признав их общими, то вопросы недавней истории, связанные с самим появлением македонской про-тогосударственности, решить сложнее. Для Скопье период 1941-1944 гг. - это время оккупации страны болгарским «монархо-фашистским режимом», в Софии эту квалификацию хотели бы заменить невинным термином - «болгарская администрация». В целом в этих как бы исторических спорах чётко прослеживаются принципиально противоположные интересы сторон: болгарская стремится свести к минимуму любые различия, македонская - сохранить хоть какое-то своеобразие, без чего само государство оказывается пустой формой, лишённой содержания и потому необязательной.

Предъявляя ультиматум Скопье, а на самом деле Брюсселю, в Софии хотели заменить вето новым инструментом постоянного давления на Северную Македонию в ходе всего переговорного процесса, но уже освящённого авторитетом Евросоюза и вписанным в его документы.

Поначалу и премьер Д. Ковачевски, и президент С. Пендаровски (оба из СДСМ) сочли французское предложение в болгарской редакции неприемлемым. Об этом и было заявлено 23 июня на саммите в Брюсселе. Для убеждения македонцев в необходимости использовать выдавшийся «исторический шанс» в Скопье поспешили и О. Шольц, и Ш. Мишель, и У. фон дер Ляйен. Однако болгарские требования были удовлетворены почти полностью, а македонские пожелания - минимально. В одном из документов ЕС скупо констатировалось: «относительно перевода acquis на македонский язык, ЕС принял к сведению соответствующие односторон-

нии (Софща: Бугарска тражи... 2020). Болгарские паспорта и второе гражданство (нередко за взятку и по поддельным документам) понадобились им для того, чтобы беспрепятственно перемещаться в Западную Европу и получать там работу. Всем это известно, и потому претензии защищать их от притеснений на родине выглядят чистой воды политикантством или проявлением скрытых ирредентистских намерений.

ние заявления Болгарии и Северной Македонии о македонском языке» (Ministerial meeting... 2022). Но оказавшись под сильным давлением влиятельных западных патронов извне, и одновременно изнутри со стороны албанских партий, обеспечивающих сохранение СДСМ у власти, его лидеры не смогли устоять.

В итоге Собрание Северной Македонии после трёхдневных дебатов на фоне массовых уличных протестов 16 июля всё же приняло французское предложение (ВМРО - ДПМНЕ и «Левые» в голосовании не участвовали). На следующий день 17 июля две страны по итогам второго заседания межправительственной комиссии подписали протокол, формально удостоверивший их согласие, что и позволило Брюсселю запустить переговорный процесс.

«Цена вопроса?»

Чтобы оценить перспективы дальнейшего развития данного сюжета, нужно проанализировать, как произошедшие события сказались на социально-политической ситуации и расстановке сил в обеих странах. Не менее важно и то, как они отзовутся на самом процессе расширения ЕС и его авторитете в регионе.

Болгария, едва вышедшая в конце 2021 г. из длившегося год политического кризиса, вновь в него погрузилась после отставки правительства К. Петкова. Президент в соответствии с конституцией трижды предлагал разным политическим силам (сначала второму сопредседателю движения «Продолжаем перемены» А. Василеву, затем партии «ГЕРБ», и наконец, БСП во главе с К. Ниновой) мандат на формирование коалиционного кабинета. Однако все три попытки окончились безуспешно. Главным образом из-за категорического нежелания движения «Есть такой народ» и его капризного вождя, популярного шоумена С. Трифонова возобновлять коалицию с прежними партнёрами, хотя объяснить, чего тот, собственно, добивается, никто из аналитиков не в силах. Главе государства не оставалось ничего иного, кроме как распустить Народное собрание, назначить временное служебное правительство под руководством своего давнего соратника Г. Донева и объявить о новых внеочередных выборах 2 октября. В таких условиях ожидать каких-то подвижек в позиции Софии по македонскому вопросу не приходится, скорее, наоборот.

В Скопье ситуация остаётся не менее сложной. СДСМ вместе с албанскими партиями удалось добиться одобрения парламентом спорного французского предложения 68 голосами из 120, хотя правящая коалиция имеет 73 мандата. Следовательно, даже несколько её депутатов (от входящих в блок социал-демократов македонских малых партий) не поддержали это решение. Но чтобы выполнить болгарские требования и внести необходимые поправки в конституцию, необходимо 2/3 голосов депутатов Собрания (80), на что кабинет рассчитывать не может. Это, кстати, прекрасно понимали и в Софии, и в Брюсселе. Оппозиция, организовавшая многодневные, многочисленные и довольно бурные демонстрации против «национального предательства» и «болгаризации» страны, потребовала досрочных парламентских выборов. Удастся ли ей добиться своего - вопрос открытый. Но несомненно, что позиции правительства на фоне ожидаемого энергетического и экономического кризиса будут слабеть. А принуждение к добрососедству и братству со стороны Софии с целью «обезвредить македонизм» по самой природе этнических конфликтов приведёт лишь к росту антиболгарских настроений. Согласно опросу, проведённому 4-6 июня Институтом политических исследований в Скопье, на вопрос «согласны ли вы с началом переговоров с ЕС ценой того, что Македония примет предложение Франции», 72,8% из числа этнических македонцев ответили «нет». В целом же, если не принимать во внимание национальность, против него высказались около 56% респондентов (Тодоровский 2022).

Успех ЕС, вроде бы добившегося своего, также относителен. Давно обещанный переговорный процесс с Северной Македонией и Албанией открыт, но реальные разговоры со Скопье по кластерам и главам могут начаться лишь после изменения македонской конституции. А когда это случится, никому не ведомо. Болгарское вето лишь по видимости снято, а по существу - встроено в процесс подготовки страны к вступлению и стало постоянной угрозой.

Даже убеждённые еврофилы, вроде бывшего главы македонской дипломатии Н. Димитрова, подписавшего Преспанское соглашение с Грецией, расценили французское предложение как опасное. Оно даёт Болгарии возможность шантажировать Македонию в ходе всего переговорного процесса. По его словам, допущение в повестку переговоров нерешённых вопросов о языке, идентичности и истории противоречит важнейшим европейским принципам, включающим уважение языковой и культурной самобытности (Тодоровский 2022). Двусторонние споры, которые прежде служили для Брюсселя поводом отказать очередному претенденту на приём в ЕС (хотя были и досадные исключения, например, Кипр или сегодня Сербия), урегулированы лишь формально. Предложения, подобные французскому, содержались уже ранее в германском и португальском вариантах решения давней проблемы. Но даже экономического и политического веса ФРГ не достало, чтобы добиться их одобрения. Они были заблокированы Чехией и Словакией по своим соображениям, хотя обе страны числятся среди сторонников скорейшего расширения ЕС на Западные Балканы. Более чем вероятно, что прецедентом не преминут воспользоваться и другие члены Союза, скажем, Хорватия, когда речь зайдёт о Сербии или Боснии и Герцеговине.

* * *

Естественен вопрос: чем вызвана такая недальновидность европейских политиков и как она скажется на авторитете ЕС в других государствах региона? Отношения с ними ещё ранее подверглись тяжёлому испытанию, когда Брюссель, вопреки устоявшимся процедурам, принял явно импульсивное и непродуманное решение предоставить статус кандидатов на приём в ЕС Украине и Молдове. Лидеры западнобалканских государств, давно стоящие в этой очереди, отнеслись к такому шагу крайне ревниво и не скрывали своего разочарования. В сложившихся условиях у Евросоюза возникла настоятельная необходимость любой ценой предпринять шаги с целью реанимировать в их глазах идею «расширения» и восстановить собственную репутацию. Один промах повлёк за собой другой.

Сомнительно, чтобы подобная тактика оказалась успешной. Но в ходу уже новая идея «политического сообщества ЕС», выдвинутая Э. Макроном и поддержанная О. Шольцем. По-видимому, именно этот замысел будет впредь маскировать очевидный факт, что к приёму новых членов сам Евросоюз в его нынешнем виде не готов. Но это уже следующая глава истории ЕС и всего балканского сюжета.

Список литературы / References

Draft Council Conclusions. Government of the Republic of North Macedonia. Available at: https://vlada.mk/sites/default/files/dokumenti/draft_council_conclusions.pdf (accessed 10.08.2022).

Eurotink: Bugarska, Albanija i Kosovo najveci neprijatelji, Srbija najveci prijatelj Severne Make-donije. Kosovo Online. 08.04.2021. Available at: https://www.kosovo-online.com/vesti/region/euro tink-bugarska-albanija-i-kosovo-najveci-neprijatelji-srbija-najveci-prijatelj (accessed 15.02.2022).

Ministerial meeting of the intergovernmental conference completing the opening of the negotiations on the accession of North Macedonia to the European Union. General EU position. Govern-

ment of the Republic of North Macedonia. Available at: https://vlada.mk/sites/default/files/doku menti/draft_general_eu_position.pdf (accessed 10.08.2022).

Opening accession negotiations for North Macedonia: A symbolic step forward with many worries. European Western Balkans. 26.07.2022. Available at: https://europeanwesternbalkans.com/ 2022/07/26/ opening-accession-negotiations-for-north-macedonia-a-symbolic-step-forward-with-many-worries/ (accessed 30.07.2022).

Opfer, B. (2005). Im Schatten des Krieges: Besatzung oder Anschluss - Befreiung oder Unterdrückung? Eine komparative Untersuchung der bulgarischen Herrschaft in Vardar-Makedonien 1915-1918 und 1941-1944. Münster: LIT Verlag.

Political meeting of the intergovernmental conference on the accession of North Macedonia to the European Union. EU common position. Government of the Republic of North Macedonia. Available at: https://vlada.mk/sites/default/files/dokumenti/draft_eu_common_position_for_ the_1st_igc.pdf (accessed 10.08.2022).

Анкета во Бугарща: Поддршка за влез на Северна Македонка во ЕУ, но условена. DW. 13.11.2020. [Poll in Bulgaria: Support for North Macedonia's entry into the EU, but conditional. DW. 13.11.2020. (in Bulgarian)]. Available at: https://p.dw.com/p/3lFPd (accessed 10.02.2022).

Баева, И. (2020). Узловые проблемы политической истории Болгарии в начале XXI в. // Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец XX - начало XXI вв. / отв. ред. К. Никифоров. М.; СПб.: Нестор-История. С. 12-52. [Baeva, I. (2020). Nodal problems of the political history of Bulgaria at the beginning of the XXI century. In: Nikifo-rov, K. (ed.) (2020). Essays on the political history of the countries of Central and South-Eastern Europe. Late XX - early XXI centuries. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya: 12-52. (in Russian)].

Договор за приятелство, добросъседство и сътрудничество между Република България и Република Македония, подписан на 1 август 2017 г. Министерство на външните работи. 01.08.2017. [Agreement on friendship, good neighborliness and cooperation between the Republic of Bulgaria and the Republic of Macedonia, signed on August 1, 2017. Ministry of Foreign Affairs. 01.08.2017. (in Bulgarian)]. Available at: https://www.mfa.bg/bg/3117 (accessed 30.07.2022).

Дунаев, А. (2017). Через тернии к ЕС и НАТО? РСМД. 06.09.2017. [Dunaev, A. (2017). Through tensions with the EU and NATO? RIAC. 06.09.2017. (in Russian)]. Available at: https://rus siancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/cherez-ternii-k-es-i-nato/ (accessed 30.07.2022).

Дунаев, А., Кадринова, Д. (2018). Старший брат Македонии. РСМД. 13.07.2018. [Dunaev, A., Kadrinova, D. (2018). Older brother Macedonia. RIAC. 13.07.2018. (in Russian)]. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/starshiy-brat-makedonii/ (accessed 30.07.2022).

Държавният глава: Всяко прибързано действие и предварителен позитивен сигнал на пра-вителството в диалога с Република Северна Македония може да се тълкува превратно като от-стъпки от българската страна. Администрация на Президента на Република България. 01.02. 2022. [The head of state: Any hasty action and preliminary positive signal of the government in the dialogue with the Republic of North Macedonia can be misinterpreted as concessions from the Bulgarian side. Administration of the President of the Republic of Bulgaria. 01.02.2022. (in Bulgarian)]. Available at: https://www.president.bg/news6400/darzhavniyat-glava-vsyako-pribarzano-deyst vie-i-predvaritelen-pozitiven-signal-na-pravitelstvoto-v-dialoga-s-republika-severna-makedoniya-mozhe-da-se-talkuva-prevratno-kato-otstapki-ot-balgarskata-strana.html (accessed 15.02.2022).

Заседание на КСНС. Администрация на Президента на Република България. 10.01.2022. [Meeting at National Committee for Security. 10.01.2022. (in Bulgarian)]. Available at:

https://www.president.bg/cat252/Zasedanie-na-KSNS-20220110/ (accessed 15.02.2022).

Ковачевски: Нищ нема да преговара за идентитетот. DW. 15.01.2022. [Kovachevski: No one will negotiate about identity. DW. 15.01.2022. (in Macedonian)]. Available at: https://p.dw.com/p/45ZlQ (accessed 15.02.2022).

Колосков, Е.А. (2020). От Охрида до Преспы: вехи политической истории Северной Македонии 1999-2019 гг. // Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец ХХ - начало XXI вв. / отв. ред. К. Никифоров. М.; СПб.: Нестор-История. С. 12-52. [Koloskov, E. (2020). From Ohrid to Prespa: Milestones in the political history of Northern Macedonia. 1999-2019. In: Nikiforov, K. (ed.) (2020). Essays on the political history of the countries of Central and South-Eastern Europe. Late XX - early XXI centuries. Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya: 12-52. (in Russian)].

Конечен договор за решаваше на македонско - грчкиот спор за името и за стратешко партнерство. Министерство За Надворешни Работи. [Final agreement to resolve the Macedonian-Greek name dispute and strategic partnership. Ministry of Foreign Affairs. (in Macedonian).]. Available at: https://mfa.gov.mk/mk/document/1708/ (accessed 30.07.2022).

Опрос: более 60% болгар поддерживают евроинтеграцию Северной Македонии. Балканист. 13.01.2022. [Poll: more than 60% of Bulgarians support the European integration of North Macedonia. Balkanist. 13.01.2022. (in Russian)]. Available at: https://balkanist.ru/opros-bolee-60-bolgar-podderzhivayut-evrointegratsiyu-severnoj-makedonii/ (accessed 15.02.2022).

Протокол от Второто заседание на Съвместната Междуправителствена комисия, създаде-на на основа член 12 от Договора за приятелство, добросъседство и сътдудничество между Република България и Република Северна Македония, проведено в София на 17 юли 2022 г. Министерство на външните работи. 17.07.2022. [Minutes of the Second Meeting of the Joint Intergovernmental Commission, established on the basis of Article 12 of the Treaty of Friendship, Good Neighborliness and Cooperation between the Republic of Bulgaria and the Republic of North Macedonia, held in Sofia on July 17, 2022. Ministry of Foreign Affairs. 17.07.2022. (in Bulgarian).] Available at: https://www.mfa.bg/bg/3117 (accessed 10.08.2022).

Радев од Берлин: Нема да дозволиме легитимацща на македонизмот во Европа. DW. 16.05.2022. [Radev from Berlin: We will not allow the legitimization of Macedonianism in Europe. DW. 16.05.2022. (in Bulgarian).]. Available at: https://p.dw.com/p/4BNIn (accessed 30.07.2022).

Республика Болгария // Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник. (2015) М.; СПб.: Нестор-История. С. 456-466. [Republic of Bulgaria. In: Central and South-Eastern Europe. Late XX - early XXI centuries. Aspects of socio-political development. Historical and political science reference book. (2015). Moscow; Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya: 456-466. (in Russian)].

Решение на Четиридесет и седмото Народно събрание на Република България във връзка с разширяването на Европейския съюз и процеса на преговори на Република Северна Македония. Държавен вестник №48. 28.06.2022. [Decision of the Forty-seventh National Assembly of the Republic of Bulgaria in connection with the enlargement of the European Union and the negotiation process of the Republic of North Macedonia. State Newspaper № 48. 28.06.2022. (in Bulgarian)]. Available at: https://dv.parliament.bg/DVWeb/broeveList.faces (accessed 30.07.2022).

Скоп|е и Софща ]а форсираат економщата, Радев повика да се решаваат и политичките прашаша. DW. 25.01.2022. [Skopje and Sofia are forcing the economy, Radev called for political issues to be resolved as well. DW. 25.01.2022. (in Bulgarian).]. Available at: https://p.dw.com/p/464Pn (accessed 10.02.2022).

Софща: Бугарска тражи од Северне Македонке да потпише анекс Споразума о добросу-седству. Нова српска политичка мисао. 11.12.2020. [Sofia: Bulgaria asks North Macedonia to sign the annex to the Good Neighbor Agreement. New Serbian political thought. 11.12.2020. (in Serbian)]. Available at: http://www.nspm.rs/hronika/sofija-bugarska-trazi-od-severne-makedonije-da-potpise-aneks-sporazuma-o-dobrosusedstvu.html?alphabet=c (accessed 30.07.2022).

Стоянович, Т. (2022). Евросоюз и Болгария толкают Македонию в бездну. ИА REX. 13.07.2022. [Stojanovic, T. (2022). The European Union and Bulgaria are pushing Macedonia into the abyss. IAREX. 13.07.2022. (in Russian).]. Available at: https://iarex.ru/articles/86252.html (accessed 30.07.2022).

Тодоровский, Д. (2022). «Ядовитые звезды Евросоюза»: Македонию вынудили отречься от себя ради вступления в ЕС. Но гарантий не дали. Балканист. 28.07.2022. [Todorovsky, D. (2022). EU Poison Stars: Macedonia was forced to disown itself in order to join the EU. But no guarantees were given. Balkanist. 28.07.2022. (in Russian).]. Available at: https://balkanist.ru/yadovi tye-zvezdy-evrosoyuza-makedoniyu-vynudili-otrechsya-ot-sebya-radi-vstupleniya-v-es-no-garantij-ne-dali/ (accessed 30.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.