Научная статья на тему 'Европейский вектор внешней политики России'

Европейский вектор внешней политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
960
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский вектор внешней политики России»

Александр АВДЕЕВ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Россия всегда была и остается неотъемлемой частью Европы. Исторические судьбы нашей страны и европейского континента, их культурное и политическое наследие неразрывно связаны друг с другом. Именно с учетом этого в современной Концепции внешней политики Российской Федерации четко зафиксировано, это отношения с европейскими государствами занимают традиционно приоритетное место в ее дипломатической деятельности. В качестве ее главной цели на европейском направлении определено создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества.

Такая линия представляется естественной и оправданной, в первую очередь, в силу того, что в условиях глобализации международных отношений и мировой экономики существенно возрастает роль Европы. Развитие ситуации на континенте во все большей степени определяет общую стабильность и благополучие. Накопленный нами опыт активно используется для строительства систем коллективной безопасности в других регионах мира. Однако и в самой Европе остается немало нерешенных проблем, которые могут существенно затормозить ее прогрессивное развитие в XXI веке.

За последние десять лет "старый континент" пережил немало судьбоносных событий, коренным образом изменивших его облик. Среди них - прекращение противостояния Востока и Запада, слом "железного занавеса" и падение Берлинской стены. В начале 1990-х годов казалось, что впереди у европейцев светлое и безоблачное будущее, благоденствие, бесконфликтное существование.

Однако, к сожалению, действительность оказалась иной. Окончание "холодной войны" и завершение идеологического противостояния вопреки первоначальным ожиданиям не привели к решению основной задачи - созданию единого пространства равной для всех безопасности в евроатлантическом масштабе. Причин этому много. Главная из них, пожалуй, - неготовность некоторых влиятельных политических сил перестроиться, отказаться от штампов военно-силового мышления. Ярким подтверждением этого стала силовая акция Североатлантического альянса против суверенного государства - СРЮ, предпринятая в нарушение Устава ООН и общепринятых норм международного права. Ситуация усугубляется еще и тем, что мировое сообщество практически одновременно с рецидивами прошлого столкнулось с новыми опасными вызовами и угрозами: ростом международного терроризма, агрессивного национализма, сепаратизма и других форм экстремизма.

Авдеев Александр Алексеевич, первый заместитель Министра иностранных дел РФ. © 2000

Понятно, что способность мирового сообщества дать действенный ответ на эти вызовы, выбрать путь неконфронтации и сотрудничества, по которому Европа долж-на войти в XXI век, будет во многом зависеть от того, насколько четко и глубоко будут координиро-

ваться усилия ведущих "игроков" на поле европейской безопасности, включая, конечно, и Россию.

* * *

Свою европейскую политику мы строим, прежде всего исходя из необходимости выстраивания взаимодополняющих отношений между различными организациями в сфере безопасности. Важной составляющей этих усилий должно стать углубление нашего сотрудничества с Североатлантическим альянсом.

Хорошо известно, что за последние полтора года наши отношения с НАТО прошли серьезные испытания на прочность. Несмотря на принятое весной этого года решение о поэтапном возобновлении связей по линии Россия - НАТО, тяжелые последствия военной агрессии альянса против суверенной Югославии, что вынудило нас заморозить почти все контакты с этой организацией, ощущаются до сих пор. Российская сторона неоднократно заявляла о своей позиции по этому вопросу: НАТО нарушила основополагающие нормы международных отношений, закрепленные как в многосторонних, так и в двусторонних документах, де-факто пыталась подменить собой ООН, ОБСЕ. Последовательно выступая против доминирования замкнутых военно-политических группировок над остальным миром, мы отклоняем любые попытки навязывать силовые решения в Европе и за ее пределами. Россия выступает за строгое соблюдение правил и норм международного права, прежде всего Устава ООН, положений Хельсинкского Заключительного акта и Хартии европейской безопасности. Важнейшим условием для дальнейшего развития наших отношений с НАТО является готовность альянса реально учитывать российские интересы, развивать сотрудничество строго на паритетных началах.

Неприемлемость для нас появления новых разделительных линий в Европе определяет отрицательную позицию России в отношении расширения НАТО на Восток. В принципиальном плане мы считаем ошибочными планы любого расширения НАТО.

Все эти вопросы и являются приоритетными темами нашего диалога с альянсом. Первые после продолжительной паузы заседания Совместного Постоянного Совета (СПС) Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел и обороны в мае-июне 2000 года придали новую позитивную динамику этому диалогу. В Москве убеждены в наличии широкой сферы применения совместных усилий России и Организации Североатлантического договора по формированию стабильности, безопасности и демократического уклада в евроатлантиче-ском регионе. СПС Россия-НАТО является подходящим форумом для обсуждения проблемы сохранения Договора по ПРО; предстоит также немалая работа по реализации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Существенной сферой приложения обоюдных усилий является проблема международного терроризма.

Однако наше взаимодействие обретет долгосрочную, соответствующую имеющемуся потенциалу перспективу лишь в том случае, если и Россия, и НАТО будут предпринимать шаги по повышению качества двусторонних отношений. Разумеется, это возможно только при внимательном учете интересов и озабоченностей друг друга в политической и военной сферах. Здесь уже сделаны первые серьезные заделы - состоялся обстоятельный обмен мнениями по стратегии НАТО, военной доктрине России, программам развития инфраструктуры. Имеется договоренность продолжить выработку мер укрепления доверия, углубления транспарентности и снятия недопониманий.

* * *

Ключевое место в европейской политике России по праву занимает проблематика развивающихся отношений с Европейским Союзом. Важность данного направления для Рос-

сии обусловлена, прежде всего, тем, что само развитие ЕС в последнее время оказывает все возрастающее влияние на формирование лица европейского континента в новом столетии. Такие процессы, как расширение Европейского Союза, становление внешнеполитического и оборонного измерения ЕС, утверждение евро, не могут не быть в центре внимания международных партнеров Евросоюза, среди которых России принадлежит далеко не последнее место.

Представляется естественным, что Россия уделяет первостепенное внимание двустороннему формату отношений с ЕС. Евросоюз - ведущий торговый партнер России (до 40% ее внешнеторгового оборота); многообещающи перспективы сотрудничества между Россией и ЕС в таких областях, как наука и техника, правоохранительная сфера, трансграничное и региональное партнерство, инвестиции, здравоохранение, образование.

Основополагающим документом в отношениях Россия - ЕС является вступившее в силу в 1997 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, потенциал которого еще предстоит раскрыть. Делу его реализации призвана послужить Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). Работу российских министерств и ведомств, вовлеченных в деловые связи с Евросоюзом, координирует Правительственная комиссия Российской Федерации по сотрудничеству с ЕС.

Ориентиром выстраивания взаимоотношений России с Европейским Союзом является установление стратегического партнерства между Россией и ЕС в интересах создания стабильной и сбалансированной архитектуры безопасности и сотрудничества в Европе, мира и открытости на европейском континенте. Важный фактор достижения намеченной цели состоит в развитии и углублении политического диалога между Россией и ЕС в соответствии с реалиями настоящего и будущего.

Регулярный политический диалог на высшем, высоком и экспертном уровнях, пожалуй, самая продвинутая сфера взаимодействия России с ЕС. В общих интересах России и Европейского Союза - его систематическое наполнение конкретным содержанием, адекватным как международной обстановке, так и потенциалу участвующих в нем сторон.

В настоящее время ЕС приступил к формированию своего интеграционного измерения в области безопасности и обороны, что наделяет его новыми качествами и, соответственно, создает объективную основу для дальнейшего развития политического диалога Россия-ЕС в духе транспарентности по таким вопросам, как миротворческие операции при обязательном соблюдении Устава ООН, проблемы предотвращения и урегулирования кризисов, разоружение и т. д. Положительным знаком для России стало подтверждение саммитом ЕС в Фейре (19-20 июня 2000 г.) его заинтересованности в подключении государств, поддерживающих с ним политический диалог, в том числе России, к осуществлению операций в рамках общей политики Евросоюза в области безопасности и обороны. Однако остановиться только на выражении обоюдных намерений было бы неправильно. Теперь в наших общих интересах и интересах европейской безопасности в целом - перейти к выработке конкретного формата взаимодействия с ЕС и его специализированными военно-политическими структурами с учетом новых возможностей в области безопасности и обороны, что в значительной мере обогатило бы наш политдиалог и еще раз подчеркнуло бы его роль как фактора стабильности и предсказуемости в Европе.

С этими проблемами тесно связан и процесс расширения Европейского Союза - за счет принятия новых членов, в том числе из Центральной и Восточной Европы. Россия признает его объективный характер, однако полагает, что при этом должны быть учтены позиции тех международных партнеров ЕС, интересы которых он затронет. Ни в политической, ни в экономической области не должно возникнуть предпосылок для возврата к разделительным линиям на европейском континенте.

Как это определено в Концепции внешней политики Российской Федерации, мы намерены добиваться должного учета своих интересов в связи с расширением ЕС. В этой связи начало консультаций с Комиссией Европейских сообществ о последствиях расширения ЕС для России, о важности которых российская сторона говорила уже давно, воспринимается как несомненный шаг вперед. Однако, как таковое, проведение консультаций - не самоцель. Их начало должно иметь реальное продолжение в продуктивной работе по всему спектру российских "озабоченностей", в том числе по таким непростым вопросам, как соответствие кандидатов на вступление в ЕС высоким критериям Европейского Союза в области прав человека и национальных меньшинств (предмет российского беспокойства в этом плане -Латвия и Эстония), проблематика Калининградской области. Россию также не может не беспокоить перспектива привнесения в ЕС некоторыми странами-кандидатами своей антироссийской риторики, что могло бы негативно отразиться на отношениях Россия - ЕС. Еще раз подчеркнем: мы открыты к конструктивному диалогу по всем возможным последствиям расширения Европейского Союза для партнерства и сотрудничества между ЕС и Российской Федерацией.

Общим интересам России и Европейского Союза отвечает более полное раскрытие потенциала торгово-экономических отношений Россия — ЕС. В этой связи одним из приоритетов для России является привлечение западноевропейских инвестиций в российскую экономику. Во время встречи на высшем уровне в формате "1+2" (Президент Российской Федерации — Председатель Европейского союза — Председатель Комиссии Европейских сообществ) 29 мая 2000 года в Москве лидеры ЕС говорили об имеющейся в странах-членах заинтересованности в развитии сотрудничества в этой области. Однако в таком случае необходимые усилия должна предпринимать не только Россия, но и Европейский Союз. Российская Федерация продолжает работу по улучшению инвестиционного климата, включая совершенствование налогового, страхового законодательства. ЕС, со своей стороны, мог бы поощрять к сотрудничеству с Россией крупных потенциальных инвесторов. В этой связи обоюдным интересам ЕС и России соответствовало бы принятие совместного пакета мер для привлечения капиталовложений. Весьма полезной представляется и активизация работы "Круглого стола" промышленников и предпринимателей России и ЕС.

Потребностям дальнейшего развития двусторонних отношений отвечала бы и выработка механизмов, обеспечивающих более тесную интеграцию научно-технических потенциалов России и Европейского Союза с целью их взаимоусиления и совместной реализации результатов НИОКР. Необходимым условием для этого является подписание подготовленного сторонами соглашения Россия - ЕС о сотрудничестве в сфере науки и техники.

Понятие партнерства предполагает адекватное отношение к интересам и предметам обеспокоенности друг друга. Представляется, что в этом ключе должны восприниматься и сохраняющиеся взаимные претензии в торговле между Европейским Союзом и Россией, которые надо не искусственно раздувать, а совместно решать, в том числе на базе основополагающего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Состоявшийся 30 октября саммит Россия-ЕС в Париже закрепил основной вектор нашего взаимодействия с этим динамично развивающимся интеграционным объединением - стратегическое партнерство. Предметный диалог Президента России В.В. Путина с лидерами Евросоюза позволил открыть новые горизонты взаимодействия.

В первую очередь это касается развития политического диалога в новых условиях, когда Европа «пятнадцати» вступила в завершающую фазу формирования своей «оборонной самобытности». Реальные очертания этот процесс, видимо, приобретет после декабрьского заседания Евросовета в Ницце, однако уже сейчас намечены контуры нашего взаимодейст-

вия на этом направлении, которое, несомненно, отвечало бы интересам укрепления стабильности и безопасности в Европе.

В Париже приняты решения, которые позволят, как мы рассчитываем, существенно расширить рамки экономического взаимодействия. Речь идет и о выработке новой модели долгосрочного сотрудничества в области энергетики, о мерах по содействию вступлению России в ВТО, поддержке российских экономических и социальных реформ, в том числе и с помощью программы ТАСИС. Впервые на встречах такого уровня акцентирована инвестиционная составляющая взаимоотношений. Не была обойдена стороной и проблематика учета интересов России в процессе расширения ЕС.

Важным инструментом строительства действительно единой Европы призван стать Совет Европы. У него есть все основания превратиться, наряду с ОБСЕ, в одну из несущих опор европейской архитектуры, формирование которой идет очень непросто, играть роль ключевого игрока по обеспечению демократической, социальной, гуманитарной составляющей европейской безопасности.

Исходя из этого, мы заинтересованы в повышении роли Совета Европы в европейских делах. Хорошей основой для этого служит принятая на юбилейной сессии Комитета министров СЕ в Будапеште 7 мая 1999 года Политическая декларация Совета Европы "За Большую Европу без разделительных линий".

Вступление России в Совет Европы было продиктовано нашими долгосрочными интересами. Взаимодействие нашей страны с этой организацией - процесс взаимовыгодный.

За четыре года членства в СЕ Россия получила немало полезного. Это и свободный доступ к европейским конвенциям и другим наработкам Совета Европы, прежде всего, в области защиты всего комплекса прав и свобод человека, и возможность использования обкатанных и доказавших свою эффективность европейских технологий управления демократическим обществом. Это и безвозмездное привлечение экспертов Совета Европы к разработке новых правовых норм с учетом общепринятых европейских стандартов, а также к подготовке кадров государственных служащих, работников правоохранительных органов и судей. Это, наконец, подключение к реализации крупных общеевропейских программ сотрудничества в социальной сфере, в области культуры и образования.

Одновременно и Совет Европы, приняв в свои ряды Россию, получил возможность использовать российский интеллектуальный потенциал для разработки своих новых идей и планов. Конкретный пример тому - активное участие наших экспертов в подготовке целого ряда конвенций СЕ.

На ближайшую перспективу мы видим следующие задачи Совета Европы: приоритет -утверждение "духа Страсбурга", провозглашенного на втором саммите СЕ; его суть - единение Европы, а не возведение новых барьеров, расширение на континенте сферы действия «силы права», а не «права силы» с обслуживающими его военными структурами.

Для выполнения своей нелегкой и вместе с тем исключительно важной миссии Совет Европы должен, на наш взгляд, как можно быстрее довести до логического завершения процесс своего расширения: вслед за Грузией принять в СЕ Армению и Азербайджан, а также Боснию и Герцеговину, Монако, СРЮ, восстановить в организации статус специально приглашенного в отношении Белоруссии и шаг за шагом вести дело к оформлению белорусского членства в СЕ.

В свете наращивания диалога СЕ с другими европейскими институтами речь также могла бы идти, например, о более широком использовании последними созданной Советом Европы разветвленной нормативной базы европейского права из более чем 170 конвенций.

Чтобы избежать размывания провозглашенных высоких европейских стандартов, Совету Европы, по нашему мнению, следует усилить контроль за выполнением государствами

обязательств, вытекающих из их членства в СЕ. Причем это должно касаться всех без исключения, а не только новичков.

В целом, в контексте контроля за обязательствами Совету Европы, если он хочет быть верен традициям европейского гуманизма, провозглашающего человека мерой всех вещей, надлежит уделить особое внимание более эффективному мониторингу соблюдения прав человека, включая права тысяч людей без гражданства в государствах Балтии. Россия намерена добиваться через Совет Европы воздействия на Латвию и Эстонию, с тем чтобы положение русскоязычного населения в этих странах полностью соответствовало общепризнанным европейским нормам. Двойные стандарты в этом важнейшем вопросе недопустимы.

Исключительно ответственной задачей СЕ, вытекающей из самого предназначения организации, является содействие реформам в недавно вступивших в нее государствах и выравнивание тем самым уровней демократического развития различных частей Европы. Россия будет всячески содействовать укреплению этого важнейшего компонента стабильности на континенте, поискам эффективного противоядия возникновению конфликтных ситуаций различного рода.

На наш взгляд, СЕ должен активизировать свои усилия и в социально-экономической сфере. Ведь ни для кого не секрет, что в сегодняшней Европе на смену идеологическим барьерам пришли экономические водоразделы, а многие страны, причем отнюдь не только на востоке континента, будоражат социальные конфликты.

В целом, отношения России и Совета Европы имеют под собой достаточно прочную конструктивную основу, несмотря на возникающие иногда недопонимания, как, например, в связи с событиями в Чеченской Республике. Но мы уверены: в конечном счете в СЕ возобладает реалистический подход, как это уже продемонстрировал Комитет министров СЕ в своем ответе Парламентской Ассамблее Совета Европы, не согласившись с ее рекомендациями приостановить членство России в этой организации.

* * *

Действующие в Европе организации весьма различны по составу и компетенции, но объединены общей целью - содействовать формированию устойчивой системы европейской безопасности. Однако лишь одна из них способна предложить действительно комплексный и многовариантный подход к вопросам безопасности, учитывать интересы всех государств Европы, несмотря на их членство в тех или иных организациях. Имеется в виду Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

25 лет назад этот форум создавался как инструмент разрядки международной напряженности. Долгие годы он служил своего рода мостом, а иногда и громоотводом в отношениях между двумя противостоящими блоками, местом диалога в условиях ядерного противостояния. Десять принципов Хельсинки, являющиеся стержнем Заключительного акта, обеспечили рамки стабильных взаимоотношений между государствами не только в сложнейших условиях конца 70-х и 80-х годов, но и продолжают сохранять свою актуальность сегодня.

Важнейшей общей задачей является использование в полной мере имеющихся у ОБСЕ явных преимуществ перед другими международными структурами, действующими в области безопасности. К ним относятся:

- Широкая география участников. Членами ОБСЕ сегодня являются 55 государств, простирающих свою территорию на три материка и занимающих пространство, которое принято называть "от Ванкувера до Владивостока", хотя правильнее было бы сказать: "От Чукотки до Аляски".

- Сфера деятельности ОБСЕ включает в себя практически все аспекты безопасности, условно разделенные на три «корзины» - военно-политическую, экономико-экологическую и гуманитарную права человека. Универсальные рамки ОБСЕ позволяют государствам-участникам обсуждать и решать действительно любые проблемы из любой области отношений между ними, чего не позволяют сделать другие международные структуры.

- В рамках ОБСЕ функционирует наиболее демократичный из всех механизм принятия решений - правило консенсуса.

На нынешнем этапе формирования системы европейской безопасности и, в частности, в работе самой ОБСЕ можно, однако, выделить проблемы, вызывающие принципиальную озабоченность.

Прежде всего, речь идет о географическом дисбалансе. Нетрудно увидеть, что основные усилия этой организации направлены на пространство бывшего Советского Союза и Балканы. Практически в каждой стране этого обширного региона действуют "миссии", "информационные центры", "присутствия" и "группы содействия" ОБСЕ и других организаций. Не отрицая наличия в этих государствах действительно серьезных проблем, которые требуют международного содействия в той или иной форме, вряд ли можно серьезно говорить о поголовном иммунитете от "проблемной болезни" в других регионах, в частности, в Западной Европе и Северной Америке.

Несколько десятилетий не затихает очаг напряженности в Северной Ирландии. На по-граничье между Францией и Испанией действуют баскские террористы. На широкую автономию вплоть до отделения претендуют определенние крири во французской Корсике и датских Фарерах. Далека от урегулирования курдская проблема в Турции. С проявлениями сепаратизма сталкиваются в Квебеке и Техасе. Сохраняются перегибы в правоохранительной практике в США. Это далеко не полный перечень того, на что стоило бы обратить внимание на пространстве, расположенном за пределами постсоветского и постюгославского регионов. К сожалению, в повседневной практике ОБСЕ этим вопросам практически не уделяется никакого внимания, а наши неоднократные попытки подключить ОБСЕ к их решению наталкиваются на резкое неприятие.

Во-вторых, сохранение функционального дисбаланса в работе ОБСЕ. Ни для кого не секрет, что из трех «корзин» ОБСЕ - военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной - основное внимание уделяется правозащитному и гуманитарному измерению, то есть третьей "корзине". Тем самым делается попытка постепенно переориентировать деятельность Организации с всего комплекса проблем безопасности на один из ее узких аспектов.

Совокупное углубление географического и функционального дисбалансов создает опасность постепенной утраты ОБСЕ ее значимости, что неизбежно приведет к эрозии самой сути Организации и, соответственно, снижению ее роли в системе европейской и евро-атлантической безопасности.

Для исправления ситуации необходимо не только равномерно распределять внимание государств-участников на все пространство ОБСЕ, но и развивать механизмы, связанные с различными измерениями безопасности, в частности совершенствовать потенциал Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, повышать роль экономического измерения.

В-третьих, угрозу концептуального характера представляют не так давно появившиеся доктрины "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета". Сегодня под предлогом доктрины "гуманитарной интервенции" предпринимаются попытки оправдать и узаконить факты вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Развитие подобных доктрин может приобрести в будущем самые уродливые формы, поэтому мы считаем их крайне опасными и призываем всячески им противостоять. Тем более что они противо-

речат как политическим обязательствам государств по линии ОБСЕ, так и их международно-правовым обязательствам.

В-четвертых, крупную угрозу международной безопасности создает сегодня проблема международного терроризма. Особую опасность представляет одна из его разновидностей, связанная с агрессивным исламским экстремизмом. Если обозначить на карте мира основные точки его реального проявления сегодня, то выстроится дуга, проходящая через Кашмир, Афганистан, государства Центральной Азии, российскую Чечню и упирающаяся в Балканы. Вполне вероятно, что после разгрома боевиков в Чечне экстремисты активизируются в балканском регионе, с возможным расползанием проблемы и на другие страны Западной Европы.

Поэтому мы выступаем за интенсификацию усилий всех государств по борьбе с терроризмом, за выработку глобальных скоординированных действий между ними. Свое слово здесь может и должна сказать ОБСЕ .

В-пятых, считаем необходимым привлечь внимание к проблеме, связанной с угрозой возрождения нацизма и правого экстремизма, с которой особенно остро сталкивается Европа в последние год-два. Заметно активизировались националистические силы в таких странах, как Франция, Германия, Бельгия, Норвегия. Из ряда вон выходящими являются открытые марши ветеранов войск СС и преследования ветеранов-антифашистов в Латвии и Эстонии.

Озабоченность вызывает не только сама проблема возрождения фашизма, но и двойные стандарты, проявляющиеся в отношении к ней со стороны международного сообщества. В Западной Европе, к примеру, по-разному реагируют на проявления ксенофобии в Австрии и в странах Балтии. В перспективе это чревато усилением негативных тенденций.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что ОБСЕ действительно обладает уникальным потенциалом в области поддержания мира и безопасности в Европе. Однако не весь этот потенциал сегодня реализуется полностью. Для этого необходима политическая воля всех без исключения государств-участников, которые должны развивать сотрудничество на действительно равноправной основе. Ведь каждая международная организация сильна готовностью своих членов взаимодействовать друг с другом в общих целях.

Как показала практика, попытки дискриминации в рамках ОБСЕ отдельных государств путем отстранения их от участия в работе ее органов, как это случалось с Югославией, или путем непризнания одной из существующих в них ветвей власти, как это имело место в отношениях между Парламентской ассамблеей ОБСЕ и Национальным собранием Белоруссии, не приносят конструктивных результатов ни для одной из сторон и, самое главное, не идут на пользу европейской безопасности в целом.

Все эти вопросы носят не абстрактный характер, они реальность нашего времени, которая должна найти свое отражение в практической дипломатии ОБСЕ.

Современная система отношений на европейском континенте должна строиться прежде всего на основе равных возможностей всех государств в экономической области. Это подразумевает движение различных европейских экономических институтов, объединений и отдельных государств к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству без применения каких-либо ограничений, санкций и иных мер, ущемляющих свободу экономического взаимодействия.

Реальное экономическое сотрудничество не возможно без действенных политических и, по возможности, юридических гарантий в области безопасности. Такие гарантии, в свою очередь, должны строиться на строгом соблюдении норм и принципов международного права, тесном неиерархическом взаимодействии всех существующих сегодня европейских институтов в области безопасности, равноправном и действенном партнерстве всех госу-

дарств Европы в решении возникающих проблем и кризисных ситуаций и поисках адекватных ответов на новые риски и вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.