Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, ДЕФИЦИТ СТРАТЕГИЙ'

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, ДЕФИЦИТ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегические вызовы / дефицит стратегий / ядерная угроза / интересы США / китайский фактор / франко-германский тандем / претензии Польши / strategic challenges / shortage of strategies / nuclear threat / US interests / Chinese factor / Franco-German tandem / Polish claims

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Владимир Чернега

Европейский союз сталкивается сегодня со множеством стратегических вызовов, как внешних, так и внутренних. В статье анализируются некоторые из них, представляющиеся автору наиболее важными. Отмечается, что у ЕС либо отсутствуют стратегии по преодолению этих вызовов, либо они подменяются «реагированием», основанным на эмоциях или идеологических стереотипах. Особое внимание в этой связи уделяется угрозе ядерной войны на континенте, резко возросшей из-за украинского конфликта и поставок Западом Украине вооружений все большей дальности и мощности. Рассматриваются также проблемы подчинения ЕС американским геополитическим и экономическим интересам, втягивания объединения Соединенными Штатами в конфронтацию с Китаем, изменения отношений внутри франко-германского тандема, геополитических претензий Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, ДЕФИЦИТ СТРАТЕГИЙ»

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, ДЕФИЦИТ СТРАТЕГИЙ

Владимир Чернега,

главный научный сотрудник ИНИОН РАН

Аннотация. Европейский союз сталкивается сегодня со множеством стратегических вызовов, как внешних, так и внутренних. В статье анализируются некоторые из них, представляющиеся автору наиболее важными. Отмечается, что у ЕС либо отсутствуют стратегии по преодолению этих вызовов, либо они подменяются «реагированием», основанным на эмоциях или идеологических стереотипах. Особое внимание в этой связи уделяется угрозе ядерной войны на континенте, резко возросшей из-за украинского конфликта и поставок Западом Украине вооружений все большей дальности и мощности. Рассматриваются также проблемы подчинения ЕС американским геополитическим и экономическим интересам, втягивания объединения Соединенными Штатами в конфронтацию с Китаем, изменения отношений внутри франко-германского тандема, геополитических претензий Польши.

Ключевые слова: стратегические вызовы, дефицит стратегий, ядерная угроза, интересы США, китайский фактор, франко-германский тандем, претензии Польши

Key-words: strategic challenges, shortage of strategies, nuclear threat, US interests, Chinese factor, Franco-German tandem, Polish claims

За время своего существования Евросоюз не раз сталкивался с различными вызовами. Достаточно вспомнить угрозу банкротства Греции в 2010 г., которое могло вызвать «эффект домино» во всей южной части объединения, миграционный кризис 2015 г. или пандемию коронавируса, на начальном этапе породившую среди государств-членов тенденцию: «каждый сам за себя». Но еще никогда перед ЕС не стояло столь много вызовов одновременно - в экономике, социальных отношениях, сфере безопасности, геополитике, на геоэкономическом уровне и даже внутри объединения в связи с изменением привычной схемы лидерства, детерминировавшей до сих пор вектор и темпы европейской интеграции. Многие из них связываются с обострением украинского конфликта, поэтому кажется естественным, что европейские лидеры сосредоточились именно на нем. Однако окончание данного конфликта определенно не приведет к восстановлению в полном объеме прежнего статус-кво, хотя бы уже потому, что ряд из обнажившихся разломов и опасностей в Европе и мире на самом деле вызревали давно, события на Украине послужили для них лишь катализатором. Но независимо от того, идет ли речь о новых или старых проблемах, в ЕС наблюдается дефицит стратегий, которые реалистично формулировали бы методы их преодоления: пока, как представляется, предпринимаются главным образом действия, подпадающие под категорию «реагирования», даже если официально их и представляют как политику на длительную

перспективу. Более того, такое «реагирование» зачастую строится не на трезвом расчете, а на эмоциях и идеологических стереотипах.

Прежде всего это относится к сфере безопасности, где главным вызовом для ЕС (и Запада в целом) объявлена Россия. Даже если с точки зрения «истеблишментов» западных стран так оно и есть, прокламируемый и применяемый на практике способ решения этой проблемы не просто усугубляет ее, он чреват непредсказуемыми последствиями для всего мира. Повторяя вместе с Дж. Байденом мантру, что «Украина должна победить» и, соответственно, любой другой вариант неприемлем, европейские лидеры не просто забыли основополагающий принцип дипломатии: never say never («никогда не говори никогда»). Они почему-то не задаются вопросом, имеющим принципиальное значение: а может ли вообще неядерное государство победить ядерную сверхдержаву? Конечно, дипломатическая практика показывает, что термин «победа» достаточно растяжим и его можно трактовать по-разному. Карибский кризис 1962 г. является хорошей иллюстрацией: в США до сих пор превалирует тезис, что они в итоге выиграли. В действительности, Н.С. Хрущев добился даже большего, чем рассчитывал, поскольку, как известно, Соединенные Штаты не только вывели свои ракеты средней дальности из Турции (что, собственно, и было целью СССР), но и взяли на себя обязательство не нападать на Кубу.

Однако в случае с украинским конфликтом в ЕС, особенно в восточной его части, чем дальше, тем больше активизируются силы, требующие занять по поводу «победы» максималистскую позицию. Подобные требования раздаются и в США. В этой связи напоминание о Карибском кризисе кажется все более уместным. В исторической памяти народов он остался как крайне опасный момент, когда судьба человечества повисла на волоске. Ощущение «края пропасти» сыграло свою роль в заключении позже двумя сверхдержавами известных соглашений по ограничению ядерных вооружений или контролю над ними, хотя главным фактором было установление стратегического паритета в этой области.

К сожалению, как констатируют сегодня многие, восприятие угрозы ядерной войны с тех пор в значительной мере размылось. И дело не только в том, что появились новые поколения руководителей государств, политических деятелей, журналистов, интеллектуалов, у которых нет такого страха перед войнами держав, как у их предшественников, знавших, что это такое. Ядерное сдерживание изначально зиждилось на «равновесии страха», на идее, что оно не может быть применено в принципе, поскольку это обернулось бы всеобщей катастрофой. Но военная мысль не смирилась с такой ситуацией и в результате появилось тактическое ядерное оружие, которое иногда еще называют «оружием поля боя». Само его существование связано с представлением, что ядерная война может носить ограниченный

характер. Но военные стратеги, в частности в США, пошли дальше, инициировав работы по миниатюризации ядерных зарядов, делающих такую перспективу еще более реальной. На вооружении американских ВМС уже находятся БРПЛ1 «Трайдент» с боезарядами пониженной мощности, которые предназначены именно для «ограниченного» применения2. Одновременно разрабатываются доктрины, предполагающие, что ядерный «удар возмездия» можно предотвратить, поразив соответствующие цели с помощью высокоточных обычных боеприпасов3.

Происшедшее в последние годы разрушение почти всех соглашений, упомянутых выше, усугубило тревожную ситуацию. Украинский кризис подводит ее к опасной черте. Риск эскалации и выхода конфликта за конвенциональные рамки как никогда велик. США и их союзники по НАТО игнорируют предостережения России, что усиливающаяся тенденция с их стороны к поставкам Украине ударных систем большой дальности и мощности, к передаче ей наступательных вооружений (танки), могут привести к неконтролируемому развитию событий. Недавнее решение Польши передать Украине многоцелевые истребители МИГ-29, заявления официальных лиц во Франции о возможных поставках ей истребителей-бомбардировщиков «Мираж-2000» делают эти опасения все более обоснованными4. Руководство РФ демонстрирует чувство ответственности и не размахивает «ядерной дубинкой», однако понятно, что в случае реальной опасности для российского государства возможны любые варианты. Конечно, можно допустить, что территория Соединенных Штатов не будет затронута. Вашингтон еще в 1962 г., сразу после Карибского кризиса, принял доктрину «поэтапного реагирования» («доктрина Макнамары» - по имени тогдашнего главы Пентагона), предусматривающую, что ядерная война может начаться и закончиться в Европе5. Однако европейские страны в той или иной степени пострадают непременно. Тем не менее стоит повторить, что в ЕС не разрабатывается сейчас никакой альтернативной стратегии разрешения украинского конфликта, а доминирующая позиция в отношении опасности ядерных ударов, по сути, основывается на эмоциональной установке: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

1 Баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках.

2

Выступление заместителя министра иностранных дел РФ С.А. Рябкова // К 60-летию Карибского кризиса. Международная научно-практическая конференция, 23 сентября 2022 года. Москва. Дипломатическая академия МИД РФ. - 2022. - С. 6.

3 Dupuis J-P. La guerre qui ne peut pas avoir lieu. Essai de métaphysique nucléaire. Paris. - Editions Desclée de Brouwer. - 2022. P. 138-139.

4 Lassere I. La France forme l'armée d l'air ukrainien sur des Mirages// Le Figaro, 22.03.2023. - available at : https://www.lefigaro.fr/international/la-France-forme-despilotes-ukrainiens-sur-des-mirages-20230322 (Accessed 26.03.2023)

5 Malandri P. Imaginer l'imaginable. Guerre nucléaire et stratégie américaine depuis 1945 // Vingtième siècle. Revue d'histoire. Vol. 1, N°1. P. 57-74.

Конечно, за фасадом единства в ЕС по украинскому вопросу скрываются определенные противоречия. Однако, робкие попытки, к примеру венгерского руководства, подвергнуть сомнению нынешнюю линию, жестко пресекаются во имя необходимости сохранения «западной солидарности». Тот факт, что последняя оборачивается для объединения подчинением интересам США не только в сфере безопасности, но и в экономике, в том числе в военной промышленности, в целом если не игнорируется, то относится к категории тем, нежелательных для широкого обсуждения. Отдельные предостережения на сей счет, в частности бывшего начальника генерального штаба ВС Франции генерал-лейтенанта П. де Вилье, указывающего, что продолжение военных действий на Украине невыгодно Европе, по сути, замалчиваются \ При этом Соединенные Штаты в 2022 г. резко увеличили поставки в ЕС своего дорогого газа вместо российского (чего они давно добивались), одновременно, как сообщает Стокгольмский институт исследований мира (SIPRI), столь же масштабно выросли продажи в Европу американских вооружений. В общем приросте (65%) импорта европейскими союзниками подобных товаров львиная доля пришлась как раз на продукцию американских производителей .

«Западная солидарность» не помешала США принять в сентябре 2022 г. нашумевший Inflation Reduction Act, который ведет к массовому оттоку инвестиций из отраслей экономики ЕС, связанных с развитием альтернативной энергетики. В контексте энергетического кризиса, назревавшего давно и усугубленного резким сокращением поставок российского газа, это, как были вынуждены констатировать даже «следующие актуальной повестке» европейские СМИ, явилось для объединения настоящим «ударом под дых». Однако все старания европейских руководителей, в том числе президента Франции Э. Макрона, канцлера ФРГ О. Шольца, председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, договориться с Дж. Байденом о каком-то компромиссе закончились провалом. Собственной же проработанной всеобъемлющей стратегии, которая позволила бы противостоять эгоизму США, в ЕС нет. Справедливости ради надо отметить, что в марте 2023 г. Еврокомиссия выработала законодательную инициативу, предусматривающую субсидирование «промышленности с нулевой эмиссией

1 Pervinquière A. «La guerre en Ukraine n'est pas dans l'intérêt des pays européens», estime le général Pierre de Villiers // Le Figaro. - 10.11.2022. - available at : - https://www.lefigaro.fr/intemational.fr/la-guree-en-ukraine-n-est-pas-dans l-interet des pays europeens-estime-le -general-pierre-de-villiers-20221110 (Accessed 26.02.2022)

2 SIPRI for the media. Surge in arms imports, while US dominance of the global arms trade increases. 13 March 2023. - available at : https://www.sipri.org/media/press-release/éàé»/surge-arms-imports-europe-while-US-dominance-global-trade-increases (Accessed 16.03.2023)

парникового газа»1, что могло бы смягчить проблему. Однако, как считают, например, французские эксперты, шансы на то, что проект будет принят в близком будущем, невелики2.

Вместе с тем США усиливают давление на ЕС с целью втянуть его в русло своей кон-фронтационной политики с Китаем, что также чревато для большинства государств-членов, в первую очередь Германии и Франции, огромными экономическими потерями. Стоит указать, что во внешней торговле Германии Китай занимает первое место (9,5% торгового оборота по сравнению с 7,5%, приходящимися на США). Для Франции он является вторым торговым партнером после Германии (соответственно 8 и 13,9% оборота), также «весящим» больше, чем Соединенные Штаты (5,6%)3. В ноябре 2022 г. канцлер О. Шольц, несмотря на неудовольствие Вашингтона, нанес визит в Пекин, в ходе которого обсуждались прежде всего вопросы экономического сотрудничества, нарушенного пандемией коронавируса. Для Германии, в 2022 г. впервые с 1991 г. столкнувшейся с дефицитом торгового сальдо, это сотрудничество имеет жизненно важное значение.

Елисейский дворец также объявил, что 5-8 апреля 2023 г. Китай посетит Э. Макрон, и можно предположить, что основные вопросы повестки дня будут те же. Симптоматично, однако, что оба лидера подчеркнули, что видят главную цель контактов с Пекином в том, чтобы побудить его оказать давление на Москву для прекращения российской СВО на Укра-ине4. Вряд ли они верят в достижимость этой цели, но, судя по всему, считают необходимым делать эти заявления в адрес США и про-атлантических кругов в собственных странах. Эти последние, кстати, не замедлили раздуть антикитайские настроения в связи с государственным визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2023 г. и сделанными им с В.В. Путиным заявлениями по поводу дальнейшего укрепления стратегического партнерства между двумя странами.

Метания между прагматичным подходом, обусловленным экономическими интересами, с одной стороны, идеологическим неприятием китайской политической системы и стремлением «идти в ногу» с США, пытающимися представить свою конфронтацию с Пеки-

1 L'Europe enfin mûre pour une politique industrielle. - Le Monde, 18.03.2023. // available at : https://www. lemonde.fr/idees/article/2023/03/18/l-europe-enfin-mure-pour-une-politique-industrielle_6166030_3232.html (Accessed 26.03.2023)

2 L'Europe enfin mûre pour une politique industrielle. - Le Monde, 18.03.2023. available at : // https://www. lemonde.fr/idees/article/2023/03/18/l-europe-enfin-mure-pour-une-politique-industrielle_6166030_3232.html (Accessed 26.03.2023)

3 Allemagne. Les relations économiques entre la France et l'Allemagne. - available at: https://www/tresor.eco nomie/gouv.fr//Pays/De/les-relations-economiques-entre-la-France-et-l-Allemagne. - texte=SelonDestatis%2C l'office federal (Accessed 26.03.2023)

4 Emmanuel Macron se rendra en Chine «début avril» pour que Pékin l'aide à faire pression sur la Russie. -available at : https://bfmtv.com/politique/elisee/emmanuel-macron-annonce-qu-il-se- rendra-en-chine-debut-avril_AV-202302250147.html (Accessed 26.03.2023)

ном не как борьбу за лидерство в мире, а как противостояние демократии и авторитаризма, -с другой, характерны сегодня и для ЕС в целом. Еще в 2019 г. Еврокомиссия охарактеризовала Китай как одновременно «партнера по сотрудничеству», «стратегического конкурента» и «стратегического соперника»1. С тех пор она так не смогла определиться со стратегической линией в отношении китайского гиганта. Государства-члены разделились. Одни склонны следовать за Вашингтоном, другие, как Германия и Франция, предпочитают придерживаться более осторожной позиции.

Стоит напомнить в этой связи, что Э. Макрон и О. Шольц неоднократно высказывались в поддержку необходимости стратегической самостоятельности Европы, предполагающей способность продвигать собственные интересы в мире, опираясь не только на экономическую мощь, но также на собственный военный потенциал («европейская автономная оборона»). Убежденный «европеист» Э. Макрон отстаивает эту идею более решительно, О. Шольц, судя по всему, вынужден оглядываться на проатлантические круги своей страны, оживившиеся еще после прихода к власти в США Дж Байдена. Естественно, они используют украинский кризис для усиления своего влияния. Кроме того, если Э. Макрон, в соответствии с конституцией Пятой республики и сложившейся во Франции практикой может определять внешнеполитический курс страны единолично, О. Шольц же должен считаться с партнерами по правительственной коалиции - «зелеными» и свободными демократами, сильнее настроенными на конфронтацию с Россией и, соответственно, больше опасающимися навредить единству НАТО.

Вместе с тем в последнее время продвижение «европеистской» идеи осложнилось в результате изменений в привычной схеме лидерства в ЕС, которая, как упомянуто выше, долго детерминировала вектор и темпы «европейской интеграции», в том числе в оборонной области. С 70-х годов «мотором» интеграционного процесса был франко-германский тандем, вес которого позволял, на основе координации действий Парижа и Бонна (затем Берлина), продвигать инициативы, направленные на его углубление и расширение. Особо следует отметить, что благодаря тандему были созданы некоторые предпосылки для строительства «европейской автономной обороны»2. Стоит также подчеркнуть, что в его рамках Франция, ядерная держава со статусом постоянного члена Совета безопасности ООН, располагающая заморскими департаментами и территориями в Атлантике, регионах Тихого и Индийского океанов, второй в мире (после США) сетью зарубежных военных баз, претендовала на поли-

1 European Commission. Commission reviews relations with China, proposes 10 actions. - available at : https://www. ec.europe.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_19_1605 (Accessed 26.03.2023)

Сидоров А.С. «Европейская оборона» через призму французских интересов и возможностей // Актуальные проблемы Европы. - ИНИОН РАН. 2020. - №°4. C. 137-169.

тическое лидерство. Германская сторона вроде бы мирилась с этим, хотя после объединения Германии в 1990 г. уже существовавшее ее превосходство в экономической мощи и демографических ресурсах стало подавляющим. Сегодня ВВП Германии почти на треть больше ВВП Франции, последняя занимает во внешней торговле ФРГ лишь четвертое место. В то же время для Парижа Берлин является главным торговым контрагентом и инвестором1. ФРГ в течение длительного времени играет роль «экономического локомотива» ЕС и главного арбитра при распределении его финансовых ресурсов.

Закономерно, что, как выразился еще в 2018 г. посол Германии в России Р. фон Фрич, его страна стала ощущать себя «центром силы в центре Европы», то есть де-факто возвратилась к известной концепции «Миттельевропы», сформулированной во второй половине XIX в.2 Украинский конфликт побудил Германию к резкому увеличению военных расходов (чего давно добивались США) и к перевооружению бундесвера, а сильная армия - это уже атрибут державы. В отношениях с Францией ФРГ все более открыто обозначает свои национальные приоритеты, зачастую расходящиеся с французскими. Франко-германский тандем начал давать сбои и, хотя он, конечно, не исчезнет, прежней эффективности этот механизм уже не демонстрирует, что, несомненно, представляет для ЕС важнейший внутренний вызов. Как его преодолевать? На этот вопрос ответа пока нет.

Данный вызов усугубляется тем, что лидерство тандема в объединении подвергается сомнению со стороны Польши. Последняя, как пишут французские СМИ, под предлогом своей активной роли в конфронтации Запада с Россией в связи с кризисом на Украине добилась в ЕС не только забвения проблемы польской «нелиберальной демократии» и нарушений Варшавой принципов правового государства, но и значительно более весомого голоса, чем раньше, в его инстанциях. Она также обзаводится вооруженными силами, несоразмерными с ее экономическим и демографическим весом3. С точки зрения автора данных строк, польские амбиции идут дальше лидерства в Восточной Европе: элиты страны мечтают «потеснить» западноевропейских «грандов» в масштабах всего ЕС. Произойдет ли это, покажет будущее, но во французских экспертных кругах уже сегодня раздаются призывы активизировать «веймарский треугольник», созданный в 1991 г. в составе Франции, Германии и Польши и с тех пор едва подававший признаки жизни, или даже попытаться создать франко-польский

1 Allemagne. Les relations économiques entre la France et l'Allemagne. - available at: https://www/tresor. economie/gouv.ir//Pays/De/les-relations-economiques-entre-la-France-et-l-Allemagne.—texte=SelonDestatis%2C l'office federal (Accessed 26.03.2023)

2 Пределы лидерства Германии в Европе: сборник статей. Москва: ИМЭМО РАН. - 2018. - C. 8. Iwaniuk J. Le retour en grâce de la Pologne, effet collatéral de la guerre en Ukraine//Le Monde. - 24.03.2023. -

available at : https://www.lemonde.fr/international/article/2023/03/24/le-retour-en-grace-de-la-pologne-effet-collateral-de-la-guerre-en Ukraine_6166865_3210.html (Accessed 24.03.2023)

тандем1. Независимо от реалистичности этих призывов очевидно, что увеличение веса в ЕС откровенно проамериканской Варшавы ставит под вопрос не только прежнюю схему лидерства в объединении, но и перспективу «стратегической самостоятельности Европы», и без того ослабленную императивом «западной солидарности» в варианте, определяемом Соединенными Штатами. Иначе говоря, проблема способности ЕС продвигать собственные интересы в мире лишь обостряется.

♦ ♦ ♦

1 Haroche P. «L'avenir de la défense européenne passe par le couple franco-polonais2//Le Monde. - available at: 16.03.2023. - https://www.lemonde.fr/idees/article/2023/03/16/l-avenir-de-la-defense-europeenne-passe-par-le-coup le-polonais_6165683_3232.html (Accessed 26.03.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.