УДК 332
ал. соколов ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РОССИИ: ИНСТРУМЕНТЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Европейский север страны не является исключением в снижении своего уровня экономического и социального развития в постсоветский период, а также в период экономического кризиса. Автором определен перечень субъектов Российской Федерации, входящих в данный экономико-географический округ страны, и основные классификации регионов. Установлено, что наиболее оптимальным инструментом социально-экономического развития территорий должно стать планирование. Региональное и федеральное планирование осуществляется на основе Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г., реализуемой через региональную политику, организованную органами государственной власти страны. В большинстве случаев пространственное развитие территорий осуществляется на основе оценок конкурентоспособности и преимуществ региона. В начале планирования необходимо построить структуру промышленности региона по отраслям, проанализировав полученный результат, определить приоритетные направления развития территорий. Инструментами диверсификации региона должна стать инновация, через реализацию инновационных проектов. Автором предложена дорожная карта реализации инновационного проекта с отражением эффекта на валовой региональный продукт. При модернизации экономики регионов целесообразно использовать стохастическое моделирование, основанное на выявлении и оценке реальных опционов.
Ключевые слова: регион, планирование, социально-экономическое развитие, дорожная карта, кластер, диверсификация, концепция.
ар. Sokobv EUROPEAN NORTH OF RUSSIA: THE TOOLS
OF ECONOMIC MODERNIZATION
Annotation. The European north of the country is no exception to reduce its level of economic and social development in the post-Soviet period, and also during the economic crisis. The author defines the list of subjects of the Russian Federation within the given economic and geographical area of the country and the major classifications of regions. It is found that the best tool for socio-economic development of the territories should be planning. Federal and regional planning is based on the concepts of social and economic development of Russia until 2020, realized through regional policy organized by public authorities of the country. In most cases the spatial development of the regions is based on estimates and competitive advantages of the region. At the beginning of the planning it is necessary to build the branch the structure of industry in the region, to analyze the results, to identify priority areas of development of territories. Innovation should become a diversification tool for the region through the implementation of innovative projects. The author offers a stout card for an innovative project with the effect on the gross regional product. It is advisable to use a stochastic simulation based on the identification and evaluation of real options for the modernization of regional economies. Keywords: region, planning, socio-economic development, road map, cluster, diversification, concept.
В постперестроечный период территории РФ остановились либо значительно снизили темпы своего социально-экономического роста. Европейский север России не стал исключением, однако имел достаточный задел в данном направлении. С точки зрения географического расположения к европейскому северу России относятся: город Санкт-Петербург, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Архангельская, Мурманская, Калининградская области, республики Коми и Карелия [5, с. 270]. Хотя регионы и расположены в большинстве своем в одной природной и климатической зоне, но все же имеют существенные различия в социальном и экономическом развитии.
Общепринятых классификаций регионов достаточно много, постараемся ниже оценить наиболее распространенные и адаптировать к исследуемым территориям.
© Соколов А.П., 2014
I. Классификация субъектов федерации по типологии:
1) регионы с суровым неблагоприятным климатом;
2) регионы с малоблагоприятными климатическими условиями;
3) регионы с благоприятными климатическими условиями [4, с. 228].
По данной классификации Европейский север входит первые две группы, а именно в первую Мурманская, Архангельская области, Республика Коми и Карелия; во вторую группу - город Санкт-Петербург, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области [2, с. 121].
II. По степени преимущественного развития определенных отраслей хозяйства регионы подразделяются:
1) на сырьевые (регионы Крайнего севера);
2) промышленные;
3) преимущественно аграрные [4, c. 230].
По данной классификации регионы европейского севера можно отнести ко всем видам, так как они являются сырьевыми, аграрными и промышленными территориями [6, с. 319].
III. Еще одна классификация регионов по дифференциации отраслей:
1) отсталые территории, то есть отстают от среднестатистических показателей по стране;
2) депрессивные регионы - территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей.
Для большинства депрессивных регионов возврат на уровень стабильного развития может произойти за счет осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта [4, с. 228]. В данном случае субъекты РФ, входящие в этот экономико-географический округ, можно отнести чаще всего к депрессивным, но в некоторых случаях к отсталым.
IV. Наиболее часто регионы принято классифицировать по состоянию экономического развития:
1) кластер - благоприятные регионы (город Санкт-Петербург);
2) кластер - регионы выше среднего уровня (Вологодская, Мурманская области, Республика Коми);
3) кластер - регионы среднего уровня (Республика Карелия, Архангельская, Ленинградская области);
4) кластер - регионы ниже среднего уровня (Калининградская область);
5) кластер - неблагоприятные регионы;
6) кластер - крайне неблагоприятные территории.
Исходя из проведенной классификации и группировки регионов, можно с уверенностью сказать, что территории европейского севера России достаточно развиты по своему социально-экономическому развитию, однако имеются резервы для дальнейшего их развития за счет использования механизма планирования.
Инструментами региональной, политической системы является прогнозирование социально-экономического развития. Прогноз — это научное предвидение будущих ситуаций, построение гипотез, сценариев, моделей протекания социально-экономических процессов и влияющих на них условий [1, с. 17]. Прогнозы социально-экономического развития служат базой для формирования государственного бюджета, который используется как главный проводник политики государства. В настоящее время в РФ, как и во всех развитых странах, основополагающим при разработке стратегий регионального развития является программно-целевой подход на базе индикативного планирования. План используется как основной инструмент управления, при этом меняется набор средств реа-
лизации планов. Данный тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических результатов, ориентирование субъектов рынка на выполнение поставленных задач [5, с. 234].
На федеральном уровне России органы государственной власти проводят регулярный мониторинг развития данных территории и страны в целом. В соответствии с посланиями Президента РФ было принято решение о скорейшей разработке Концепции социально-экономического развития РФ в период до 2020 г., данный документ разработан и принят, в настоящее время успешно реализуется [3]. Для выравнивания неоднородности развития регионов в соответствии с разработанной Концепцией в РФ имеется достаточное количество институциональных структур по реализации региональной политики. Существуют данные подразделения в Правительстве РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Пространственное развитие субъектов РФ должно быть сформулировано по большей степени на основе оценки конкурентных преимуществ территорий.
На конкурентоспособность региона большое влияние оказывают следующие группы факторов (см. рис. 1):
1) позитивно влияющие;
2) негативно влияющие [4, с. 122].
Конкурентоспособность регионов
Позитивно влияющие
Внешний спрос на продукцию региона. Внутренний спрос на продукцию региона. Рост производства региона; освоение технологического процесса. Степень управляемости экономикой региона. Приток инвестиций
Негативно влияющие
Недобросовестная конкуренция; негативный имидж регионов. Дотационность регионов
Рис. 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность региона
В зависимости от влияния той или иной группы факторов на регион и происходит перемещение территории в соответствии с классификацией (классификациями) из одной группы в другую.
Перед самым началом планирования необходимо выделить те приоритетные направления в отраслевом народном хозяйстве региона, которые наиболее конкурентоспособны в данный период времени, а также наиболее перспективны для дальнейшего развития в соответствии с имеющимися ресурсами и возможностями. В результате полученных результатов принимается решение о целесообразности и необходимости размещения социальной и производственной инфраструктуры в целях дальнейшего освоения территории. Например, для Вологодской области в разрезе отраслей можно
построить следующую диаграмму, характеризующую современное состояние экономики территории (см. рис. 2).
5%
□ Металлургическое производство
□ Химическое производство
□ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
□ Производство пищевьк продуктов
□ Производство машин и оборудования
□ Обработка древесины и производство изделий из дерева
□ Производство готовьк металлических изделий
□ Прочие
Рис. 2 Структура промышленности Вологодской обл. в 2011 г., %
Как видим, основную долю регионального народного хозяйства занимают металлургическое производство, химическая отрасль, поэтому в дальнейшем в целях ухода от моноструктурности необходимо снизить долю металлургии за счет увеличения доли отраслей глубокой переработки, а также инвестирования и увеличения доли отраслей «второго эшелона»: сельское хозяйство, пищевая промышленность, машиностроительный комплекс, электроэнергетика, туристический комплекс [1, с. 87].
Механизмом реализации должно явиться создание зон опережающего экономического роста, производственно-территориальных кластеров и единых технологических цепочек производства продукции с высокой добавленной стоимостью. К таким зонам относятся: крупные городские агломерации, портовые или транспортно-логистические, зоны развития промышленности и сельского хозяйства, зоны освоения природных ресурсов, зоны инновационного развития и создания высоких технологий, образовательные центры, туристические, курортные и природные ландшафты [4, с. 234].
В большинстве регионов европейского севера страны значительная часть этих механизмов используется региональными властями совместно с частным бизнесом и населением. На территории Вологодской области, как пример, реализуются две инвестиционно-инновационные площадки на территории Шекснинского и Сокольского муниципальных районов: индустриальные парки «Шекс-на» и «Сокол» [1, с. 101].
Следующим достаточно важным локомотивом роста региона должны стать инновации. Важность и значимость инновационной деятельности подчеркивается в многочисленных исследованиях всех зарубежных и российских ученых. Инновация является основой для проведения модернизаци-онных и диверсификационных процессов в субъектах РФ. В научном плане интерес представляет создание адекватных условий для модернизации экономики регионов европейского севера России с точки зрения формирования предпосылок для повышения социально-экономической эффективности народного хозяйства территории. Полагаем, что необходимо реализовывать эту задачу на основе преобразований форм и методов хозяйственной деятельности за счет инновационных технологий при прямом и косвенном воздействии государства на данный процесс.
Результативность инновации достигается не в течение одного года, а только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для реализации инновационного сценария развития на уровне региона целесообразно использовать дорожную карту. Данный механизм пошагово отражает и позволяет вносить какие либо изменения, уточнения в сценарии развития объекта. Пример упрощенной дорожной карты приведен на рисунке 3.
Человеческие ресурсы Диверсификация и экс-
тенсификация
Рис. 3. Дорожная карта реализации инновационного проекта
Карта примерно указывает на периоды развития (реализации) проекта и факторы влияния инновационной активности предприятий региона на валовой региональный продукт, а также в целом на инновационную активность по региону. Приведенный пример является упрощенной системой, отражающей основные временные и уровневые периоды развития данного процесса. Считаем, что отраженная на схеме прямая роста регионального валового продукта за счет внедрения инноваций необходима, так как в развитии этих процессов наблюдается причинно-следственная связь. Предприятие со своим инновационным продуктом проходит все этапы развития (от формирования идеи до выпуска товара на рынок для большого круга покупателей), при этом регион получает отдачу в виде роста валового регионального продукта в зависимости от эффективности процесса реализации проекта. Так как проект - это частное, а региональный продукт — общее, то и уровень прямой гораздо ниже по отношению к прямой развития проекта.
Поскольку инновационная деятельность носит неустойчивый характер, причинами которого является неопределенность в социально-экономическом развитии региона, целесообразно использовать инструменты стратегического анализа и планирования при прогнозировании развития территорий. Диверсификационные и модернизационные процессы управления экономикой региона особое внимание уделяют технологиям с наибольшей отдачей от инновационной деятельности и с развитой ранее инфраструктурой для их внедрения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что модернизация регионального развития на уровне ев-
ропейского севера России протекает в условиях неопределенности и направлена на устойчивое развитие, поэтому в дальнейшем целесообразно использовать стохастическое моделирование, основанное на выявлении и оценке реальных опционов. Европейский север России, не являясь исключением, должен реализовывать данные инструменты и механизмы в своих диверсификационных процессах.
Библиографический список
1. Васильева Л.П. Управление социально-экономическим развитием региона: сценарно-индикативное прогнозирование и планирование: моногр. / Л.П. Васильева, А.П. Соколов. - Вологда: Садогород, 2013.
2. Васильева Л.П., Соколов А.П. Анализ социально-экономического развития региона и его роль в системе управления // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 2 (31). - С. 121—125.
3. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/Download?AttachID=184 (дата обращения: 06.11.2014).
4. Национальная экономика: учеб. / под ред. П.В. Савченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 836 с. - (Высшее образование).
5. Региональная экономика: учеб. / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2003. -666 с. - (Высшее образование).
6. Соколов А.П. Инструментарий индикативного планирования региональных социально-экономических систем // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 319—322.