Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАБОВ'

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАБОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ХАБ / ГАЗОВЫЙ ХАБ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКА / РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ХАБ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакуров Е.Л.

Энергетические хабы как экономические и торговые феномены появились лишь в конце двадцатого века в США. Однако довольно быстро распространились на территории и других континентов. Европа не прошла стороной столь успешную модель либерализации цен на энергоносители и всецело старается применить их на своей экономической модели. В этой статье рассматривается путь европейского континента к созданию на своей территории газовых хабов, а также понимания развития хабов в Европе. Европейский опыт показывает, что либерализация рынка и переход к рыночному механизму ценообразования на газ необходимы для создания конкурентных рынков, которые нужны для функциональных газовых хабов. Политическая воля и нормативные акты еще больше защищают конкурентную среду, необходимую для развития газовых хабов. Природные факторы, такие как наличие большого объема внутренней добычи, могут оказать существенное влияние на развитие хабов и переход к механизму рыночного ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN EXPERIENCE WITH ENERGY HUBS

Energy hubs as economic and trade phenomena did not emerge until the end of the twentieth century in the US. However, they quickly spread to other continents as well. Europe has not passed over such a successful model of energy price liberalisation and is trying wholeheartedly to apply it to its economic model. This article examines the European continent's path towards the creation of gas hubs in its territory, as well as its understanding of the development of hubs in Europe. The European experience shows that market liberalisation and a move towards a market-based gas pricing mechanism are necessary to create the competitive markets needed for functional gas hubs. Political will and regulations further protect the competitive environment needed for the development of gas hubs. Natural factors, such as the availability of large domestic production, can have a significant impact on the development of hubs and the transition to a market-based pricing mechanism.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАБОВ»

Европейский опыт создания энергетических хабов

Шакуров Егор Леонидович

аспирант, кафедра мировая экономика, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», sixaxis90@gmail.com

Энергетические хабы как экономические и торговые феномены появились лишь в конце двадцатого века в США. Однако довольно быстро распространились на территории и других континентов. Европа не прошла стороной столь успешную модель либерализации цен на энергоносители и всецело старается применить их на своей экономической модели. В этой статье рассматривается путь европейского континента к созданию на своей территории газовых хабов, а также понимания развития хабов в Европе. Европейский опыт показывает, что либерализация рынка и переход к рыночному механизму ценообразования на газ необходимы для создания конкурентных рынков, которые нужны для функциональных газовых хабов. Политическая воля и нормативные акты еще больше защищают конкурентную среду, необходимую для развития газовых хабов. Природные факторы, такие как наличие большого объема внутренней добычи, могут оказать существенное влияние на развитие хабов и переход к механизму рыночного ценообразования. Ключевые слова: энергетический хаб, газовый хаб, либерализация рынка, рыночное ценообразование, европейский хаб.

Опыт многочисленных европейских газовых узловых показывает, что для развития газового хаба есть несколько существенных факторов. Разделение вертикально интегрированных газовых компаний создает необходимых участников рынка. Либерализация рынка и переход к ценообразованию создают потребность в торговле и ликвидности. Хаб и переход к ценообразованию на газ взаимосвязаны. С одной стороны, ключевым результатом перехода к ценообразованию является появление центров торговли газом, которые производят базовые цены в качестве альтернативы нефтяным индексированным ценам. С другой стороны, создание хабов является ключевым фактором, способствующим переходу к ценообразованию, поскольку хабы могут способствовать развитию торговли и обеспечению функционирования конкурентных рынков. Кроме того, либерализация и переход к ценообразованию требуют политической решимости, а также изменения культуры, правил и практики управления. Необходима сильная политическая воля для того, чтобы справиться с властью тех, кто будет страдать от либерализации рынка и перехода к ценообразованию. Часто требуется внести изменения в законодательство, с тем чтобы вынудить сотрудников, занимающих эти должности, высвободить мощности инфраструктуры и долю на газовом рынке. Хотя управление и необходимо, внутреннее производство будет способствовать переходу к ценообразованию, а торговая традиция благоприятствует принятию модели ценообразования в газовом хабе.

Всеобъемлющий процесс либерализации газового рынка является предварительным условием для развития газового хаба. Это можно продемонстрировать тремя причинами. Во-первых, либерализация рынка необходима для создания конкурентной среды. Отсутствие рыночной конкуренции является одним из основных барьеров для развития хабов. В Италии и Франции хабы не получили достаточного развития из-за отсутствия у государства желания либерализовать свои газовые рынки. Задержка с созданием ликвидного хаба в Италии была вызвана неудачей в создании конкуренции в среднем и нижнем секторах в той степени, в какой это наблюдалось на либерализованном рынке Северо-Западной Европы в 2000-х годах. До недавнего времени утверждалось, что в Италии не было реального желания иметь эффективный коммерческий газовый узел PSV. Например, несмотря на то что итальянское правительство обеспечивает соблюдение антимонопольных мери освобождение газа, ENI по-прежнему является доминирующим игроком, владеющим хранилищами, большей частью производственной и импортной инфраструктуры, и до недавнего времени вообще не вела торговлю на PSV хабе. Аналогичным образом, в то время как бельгийский газовый рынок развивался в соответствии с директивами ЕС о либерализации, отсутствие конкуренции на ранних стадиях развития хабе ZEE привело к задержке осуществления реформ. Во-вторых, либера-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

со

01

о ш m

X

3

<

m О X X

лизация рынка является необходимой мерой для создания спроса на оптовую торговлю, которая, в свою очередь, является ключевым стимулом и основополагающей ролью хаба. В монополистической отрасли интегрированная компания может управлять большинством вливаний и выведений, а также балансировать шоковые потрясения спроса и предложения, путем корректировки своего портфеля контрактов, и, таким образом, не имеет потребности торговать [7]. Напротив, дерегулирование в газовом секторе создает фрагментацию и, следовательно, спрос на торговлю. Либерализация цен на газ не позволяет перекладывать издержки на потребителей, что создает потребность в торговле и конкуренции. Дезагрегирование стимулирует участников рынка использовать хабы для балансирования своих контрактов, управления портфельными рисками и даже спекуляций и, таким образом, повышает ликвидность рынков. Создание хаба NBP последовало за либерализацией национального газового рынка с приватизацией Британской газовой корпорации (1986 г.) и введением в действие Закона о газе (1995 г.), который фактически ввел конкуренцию [3,4]. Либерализация газовых рынков в ЕС достигла такой вехи, что поставщики, доминирующие на газовом рынке, были перебалансированы, чтобы лучше удовлетворять потребности потребителей. Это относительно недавнее достижение, поскольку не далее, как в 20052006 гг. наблюдатели критиковали рыночные механизмы, в которых владельцами и трейдерами трубопроводов раньше были одни и те же компании, способные манипулировать рынком. Эти опасения были учтены в третьем Энергетическом пакете.

Кроме того, либерализация национальных рынков электроэнергии также играет важную роль в развитии газового узла, поскольку коммунальные предприятия являются крупными потребителями газа, которые с меньшей вероятностью будут участвовать в оптовой торговле газом, если смогут переложить издержки на потребителей. О важности либерализации для развития ха-бов свидетельствует опыт TTF хаба. В отличие от NBP, TTF и его развитие началось лишь в 2009 году, когда был осуществлен ряд необходимых рыночных изменений. Во-первых, в июле 2009 года стандартизованный природный газ TSO эффективно стер разницу между высококалорийными и низкокалорийными газами. Во-вторых, в апреле 2011 года TSO внедрила "Балансировку на основе рынка", режим балансировки в режиме реального времени. В-третьих, поставщики нидерландского газового рынка, включая GasTerra, Exxonand Shell, активно поддерживали торговлю на базе хабов [6]. В результате этих всеобъемлющих мер по либерализации объемы торговли TTF в период с 2009 по 2011 гг. резко возросли и составили около 62% в год. К 2012 году TTF можно будет назвать зрелым рынком.

Процесс либерализации включает в себя организационную реструктуризацию соответствующих отраслей и реализацию программы регулятивных реформ. Miriello и Polo предложили эволюционный путь для оптового рынка природного газа: развитие оптовой торговли для балансирования потребностей фрагментированного рынка, второй источник поставок газа в качестве альтернативы долгосрочному газу на жидком рынке, а также торгуемые финансовые инструменты для управления рисками. Ключевыми факторами успеха являются либерализация оптовых рынков и конечных цен, разделение вертикально интегрированных газовых компаний, откры-

тый и прозрачный доступ третьих сторон путем введения единого сетевого кодекса, надлежащее законодательство о конкуренции, а также практическая государственная политика. Действующий доступ третьих сторон и прозрачные цены на хабах дают потребителям, в частности, крупным компаниям, доступ к различным поставщикам и, таким образом, конкуренция за крупных потребителей становится серьезнее.

Переход к ценообразованию по долгосрочным контрактам поддерживает конкуренцию и создает ликвидность. Переход к хабовым ценам является еще одним важным фактором создания спроса на хабовые сделки и повышения ликвидности газовых хабов. После либерализации местные хабовые цены могут быть заметно ниже импортных цен, индексированных по нефти, по крайней мере, в несколько раз.

Например, сочетание неожиданного появления на рынках нового СПГ и снижения спроса в связи с мировым финансовым кризисом создало заметное ценовое расхождение между долгосрочными контрактными ценами, индексированными по нефти, и спотовыми ценами и мотивировало европейский переход к ценообразованию на газ. При такой разнице в ценах и свободе выбора своих поставщиков потребителями на либерализованном рынке традиционные коммунальные предприятия, подписавшие связанные с нефтью долгосрочные контракты, часто обходили стороной и, как следствие, несли финансовые потери, а также не достигали соглашений на условиях "бери или плати". Разрыв в ценах и либерализация розничного рынка приводят к неустойчивому финансовому воздействию на предприятия среднего звена, которые вынуждены обращаться в арбитраж и договариваться о снижении цен в своих долгосрочных газовых контрактах.

Избыток поставок является ключевым рыночным условием, позволяющим осуществлять переход к ценообразованию вне зависимости от цен на нефть. С одной стороны, профицит создаст более низкие спотовые цены, чем цены на нефть. Разница в ценах и либерализация привели к финансовым потерям для тех, кто не смог выжить и был вынужден прибегнуть к пересмотру своих долгосрочных контрактов. В Северной Америке центр торговли газом "Henry Hub" был создан в конце 1980-х годов, когда межгосударственная торговля газом стала менее диверсифицированной, поставки стали более обильными, а добыча - конкурентоспособной. Эффективное развитие континентальных европейских хабов началось лишь в 2009 году, когда избыток поставок СПГ стимулировал их же ликвидность. В течение нескольких лет после 2009 года европейский рынок был переполнен новым СПГ в связи с бумом добычи сланцевого газа в США, взлетом цен на нефть, падением спроса в связи с мировым финансовым кризисом, а также вводом в эксплуатацию новых терминалов по сжижению СПГ в Катаре, Йемене, России и Индонезии.

С другой стороны, избыток создает "рынок покупателя" и делает этот переход возможным. Переход к ценообразованию стал возможен благодаря переходу к рынку, на котором доминируют потребители, и переконфигурации участников рынка, что постепенно привело к формированию рынка "гибридных цен", начиная с середины 2000-х годов. Поскольку большая часть неудач связанных с контрактами "бери или плати" произошла у "Газпрома", европейские коммунальные предприятия пересмотрели свои контракты с "Газпромом", снизив

цены и уровень закупок по контрактам "бери или плати" к 2012 году. Газпром" является сильной поддержкой нефтяной индексации и изначально не принимал хабо-вые цены, а вместо этого предоставлял скидки, чтобы приблизить цены нефтяной индексации к хабовым [11]. Однако в сентябре 2015 года "Газпром экспорт" в первый раз провел газовые аукционы, что символизировало принятие им частичного перехода от традиционных долгосрочных контрактов с нефтяной индексацией к рыночным (хабовым) механизмам ценообразования, учитывая текущую ситуацию на рынке поставок.

Переход к спотовой маркировке не является легкой работой в деловом секторе. Разбивка долгосрочных нефтяных индексированных контрактов является резким изменением режима коммерческой практики и создает как победителей, так и проигравших. Переход к формированию цен на газ в Европе был достигнут за счет пересмотра некоторых долгосрочных контрактов с нефтяной индексацией путем введения спотовой индексации и большей гибкости в отношении объемов контрактов по схеме "бери или плати", что происходило начиная с 2010 года, а также за счет более широкого использования более краткосрочных контрактов. Некоторые изменения долгосрочных контрактов оформляются в арбитражном порядке, что нежелательно для делового партнерства. В связи с тем, что со сторонами импортеров были нанесен значительные финансовые ущеры, арбитраж зачастую был успешным. Поскольку финансовый ущерб в европейских газовых компаниях слишком велик, чтобы его можно было пережить, арбитраж был единственным шансом для выживания европейских коммунальных предприятий.

Либерализация и переход к ценообразованию обходятся очень дорого многим участникам, в частности компаниям, которые первыми зародились на этом рынке. Либерализация рынка означает, что действующие монопольные компании были вынуждены отказаться от своей вертикальной интеграции, рыночной власти и доли рынка. Доминирующие интегрированные газовые компании, такие как в Великобритании (British Gas) и Нидерландах (GasTerra), были разделены и вынуждены отказаться от своей доли рынка, чтобы освободить место для новых игроков. Либерализация розничного газового сектора привела к постепенной утрате монополии на традиционные коммунальные услуги. Эти компании часто являются национализированными компаниями (или только недавно приватизированными), имеющими прочные связи с правительствами, и, таким образом, имеют стимулы и возможность лоббировать затягивание процесса либерализации рынка, требуемого европейским законодательством.

Необходима сильная политическая воля для того, чтобы справиться с властью тех, кто будет страдать от либерализации. Великобритания смогла добиться успеха в либерализации благодаря агрессивности правительства. Процесс перемен начался благодаря сильной политической воле к "приватизации" национализированного "Британского газа". Изменения также были подстегнуты сильной заинтересованностью всех ключевых игроков рынка. Напротив, слабая политическая и регуляторная работа по стимулированию торговли способствовала провалу итальянского хаба PSV. Точно так же, TTF был запущен только после реализации "Газовой карусели" в середине 2000-х годов. Либерализация газового рынка в континентальной Европе была обусловлена политическими амбициями ЕС по созданию как

справедливого рынка для всех потребителей, так и интегрированного энергетического рынка.

Государственное регулирование является необходимым инструментом для обеспечения развития хаба. Открытие рынка конечных потребителей в Германии с помощью правовых решений положило начало изменению отношения к рынкам сбыта газа. Во-первых, в июне 2006 г. были объявлены незаконными долгосрочные контракты между E.ON и ее дистрибьюторами, а также введены ограничения на срок действия будущих контрактов на поставку. Впоследствии, в марте 2010 г., с заявлением Федерального суда Германии, цены на природный газ для частных клиентов больше не могли быть немедленно привязаны к ценам на топочный мазут. Напротив, Италия и Франция, отстали в создании хабов и в развитии ценовой политики в связи с тем, что их нормативные положения ограничивали как трансграничную торговлю, так и сильные позиции, занимаемые ими в этой сфере.

Утверждается, что опыт либерализации европейского газового рынка свидетельствует о том, что для успешного развития оптового рынка газа потребовались следующие действия: разработка четких правил и механизмов, касающихся выбора модели газотранспортной системы, разработка правил балансировки и наличие требований в отношении прозрачности.

Некоторые природные факторы могут повлиять на развитие газового хаба, а также на столь необходимую либерализацию рынка и переход к ценообразованию. Во-первых, переходу к хабовой индексации может способствовать наличие множества источников поставок. Дополнительные факторы, такие как поставки по нескольким трубопроводам плюс возможный СПГ, большой спрос со стороны нескольких покупателей и хранение газа, считаются ценными для перехода к рыночному ценообразованию. Например, при наличии альтернативы в Западной Европе Россия снижает цены на газ на западноевропейских рынках, но сохраняет нефтяную индексацию в Восточной Европе. Британский переход также имеет преимущество множества поставщиков. Диверсифицированные источники поставок, улучшение взаимосвязей между рынками и внутри них, а также благоприятное отношение Европейской комиссии ценообразованию по схеме газ-от-газа в качестве альтернативы нефтяной индексации также являются ключевыми факторами, способствующими переходу.

Наличие отечественного производства способствовало переходу на европейский рынок. Регуляторному органу легче заставить отечественных производителей изменить свое поведение (перейти к хабовой торговле) и тем самым создать спотовую торговлю через хабовые центры. Это особенно актуально в Великобритании и Нидерландах, где правительства изначально отвязали "вертикальные" газовые компании и создали внутреннюю конкуренцию без споров с иностранными компаниями. Такой торговый хаб выявил цены, которые могут быть использованы в качестве эталона для того, чтобы заставить иностранных поставщиков изменить свое поведение на более позднем этапе. В Нидерландах переход к хабовым ценам был подкреплен полными обязательствами со стороны действующего внутреннего производителя GasTerra (после некоторого политического давления с целью "использовать хаб"), со стороны TSO и со стороны участников рынка.

Изменения на газовом рынке могут быть обусловлены культурными факторами. Такие страны, как Вели-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

со

01

о ш m

X

3

<

m О X X

кобритания, Нидерланды и скандинавские страны, извлекают выгоду из своих давних торговых традиций, поэтому как либерализация газового рынка, так и развитие хабов в этих странах происходил бысто. Голландские и норвежские поставщики быстро втянулись в хабовою модель ценообразования и предлагают альтернативные контракты с индексацией к хабовым ценам. Напротив, Италия, Франция и другие южно-европейские страны традиционно в большей степени защищали свою торговую среду, выбирают "национальных чемпионов", нежели позволяя рынку принимать решения. Например, как во Франции, так и в Италии преобладает мнение в пользу сильных национальных компаний, и поэтому либерализация газового сектора идет медленными темпами. Отсутствие либерализации цен является причиной медленного развития хабов в этих странах.

Между двумя концами спектра находятся германские страны, которые разработали свои собственные торговые системы и устойчивы к изменениям, которые, возможно, улучшат показатели, благодаря своей собственной системе. Традиционные коммунальные предприятия также неблагоприятно реагируют на изменения, предпочитая сохранять свою франшизу и контроль над потребителями.

В рамках более широких культурных факторов традиция государственного управления также имеет значение. Либерализация и переход к конкурентным рынкам также бросают вызов способам управления. Страны, которые ценят энергетическую безопасность больше, чем рыночную эффективность, должны будут адаптироваться к новой модели. Роль правительства в экономике должна быть изменена с командно-административной модели на косвенную, основанную на рыночной модели. Такие переходы являются сложными и часто представляют собой проблему с точки зрения управленческого потенциала.

Однако культурные изменения возможны. Доминирующая культура долгосрочных контрактов, связанных с нефтью, была раздроблена в результате реструктуризации газовых компаний под эгидой коммунальных служб. Переход механизмов ценообразования коснется даже работников старого газового сектора. Европейский опыт показал, что участники рынка в прежнем мире с нефтяным индексом ушли, а старая парадигма исчезла со сменой руководителей в газовой отрасли. Последние не разделяют связи и способы ведения бизнеса газовых компаний с неевропейскими поставщиками. Они без колебаний ставят под сомнение стоимость связанных с нефтью цен и долгосрочных контрактов. В результате условия некоторых контрактов были пересмотрены и теперь включают или состоят исключительно из индексации спотовых цен.

Литература

1. IEA. Developing a natural gas trading hub in Asia: obstacles and opportunities. Paris: International Energy Agency; 2013.

2. Stern J, Rogers H. The transition to hub-based gas pricing in continental Europe. The Oxford Institute for Energy Studies; 2011.

3. Miriello C, Polo M. The development of gas hubs in Europe. EnergyPolicy 2015;84:177-90.

4. Honore A. The Italian gas market: challenges and opportunities. Oxford:OIES; 2013.

5. Heather P. The evolution of European traded gas hubs. Oxford: OIES;2015.

6. Neumann A, Siliverstovs B, von Hirschhausen C. Convergence of European spot market prices for natural gas? A real-time analysis of market integration using the Kalman filter. Appl Econ Lett 2006;13:727-32.

7. Dickx L, Miriello C, Polo M. Balancing systems and flexibility tools In European gas markets. Milano: IEFE Centre for Research on Energy and Environmental Economics and Policy, Bocconi University; 2014.

8. Heather P. Continental European gas hubs: are they fit for purpose.Oxford: OIES; 2012.

9. Rogers HV, Stern JP. Challenges to JCC pricing in Asian LNG markets.Oxford: OIES; 2014.

10. Stern J. International gas pricing in Europe and Asia: a crisis of fundamentals. Energy Policy 2014;64:43-8.

11. Platts. Russia's Gazprom edges towards flexible gas market-driven auctions. 16th September 2015.

12. Rogers H. Transition from JCC pricing in Asian LNG markets. Timera Energy 2014.

13. Huberator. Further gas trading growth. 2015.365Shi X.P. / Natural Gas Industry B 3 (2016) 357-36

European experience with energy hubs Shakurov E.L.

Diplomatic academy of the ministry of foreign affairs of the Russian Federation

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

Energy hubs as economic and trade phenomena did not emerge until the end of the twentieth century in the US. However, they quickly spread to other continents as well. Europe has not passed over such a successful model of energy price liberalisation and is trying wholeheartedly to apply it to its economic model. This article examines the European continent's path towards the creation of gas hubs in its territory, as well as its understanding of the development of hubs in Europe. The European experience shows that market liberalisation and a move towards a market-based gas pricing mechanism are necessary to create the competitive markets needed for functional gas hubs. Political will and regulations further protect the competitive environment needed for the development of gas hubs. Natural factors, such as the availability of large domestic production, can have a significant impact on the development of hubs and the transition to a market-based pricing mechanism. Keywords: energy hub, gas hub, market liberalisation, market-based pricing,

European hub. References

1. IEA. Developing a natural gas trading hub in Asia: obstacles and opportunities. Paris: International Energy Agency; 2013.

2. Stern J, Rogers H. The transition to hub-based gas pricing in continental Europe. The Oxford Institute for Energy Studies; 2011.

3. Miriello C, Polo M. The development of gas hubs in Europe. EnergyPolicy 2015;84:177-90.

4. Honore A. The Italian gas market: challenges and opportunities. Oxford:OIES; 2013.

5. Heather P. The evolution of European traded gas hubs. Oxford: OIES;2015.

6. Neumann A, Siliverstovs B, von Hirschhausen C. Convergence of European spot market prices for natural gas? A real-time analysis of market integration using the Kalman filter. Appl Econ Lett 2006;13:727-32.

7. Dickx L, Miriello C, Polo M. Balancing systems and flexibility tools In European gas markets. Milano: IEFE Centre for Research on Energy and Environmental Economics and Policy, Bocconi University; 2014.

8. Heather P. Continental European gas hubs: are they fit for purpose.Oxford: OIES; 2012.

9. Rogers HV, Stern JP. Challenges to JCC pricing in Asian LNG markets.Oxford: OIES; 2014.

10. Stern J. International gas pricing in Europe and Asia: a crisis of fundamentals. Energy Policy 2014;64:43-8.

11. Platts. Russia's Gazprom edges towards flexible gas market-driven auctions. 16th September 2015.

12. Rogers H. Transition from JCC pricing in Asian LNG markets. Timera Energy 2014.

13. Huberator. Further gas trading growth. 2015.365Shi X.P. / Natural Gas Industry B 3 (2016) 357-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.