Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ" В ПРЕДСТАВЛЕНИИ Ш. ТАЛЕЙРАНА'

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ" В ПРЕДСТАВЛЕНИИ Ш. ТАЛЕЙРАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш. ТАЛЕЙРАН / ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС / ВЕНСКАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ / ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ XIX В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жаворонков Андрей Дмитриевич

В данной работе рассматривается то, как величайший французский дипломат оценивал свою роль в складывании Венской системы международных отношений. На основе «Мемуаров» Ш. Талейрана автор пытается показать основные принципы, которым следовал дипломат, проводя те или иные политические решения в жизнь во время Венского конгресса и в системе «Европейского концерта». Были даны ответы на то, как Талейран оценивал новый мировой порядок после Наполеоновских войн, какую роль в становлении данного порядка, по его мнению, сыграл он и почему данная «уравнительная» система была самым верным решением для Франции, чтобы выйти из дипломатической изоляции нач. XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN CONCERT" IN THE PERFORMANCE OF CH. TALLEYRAND

This paper examines how the greatest French diplomat assessed his role in the formation of the Vienna System of International Relations. On the basis of Ch. Talleyrand's "Memoirs", the author tries to show the basic principles that the diplomat followed when implementing certain political decisions during the Congress of Vienna and in the "Concert of Europe" system. Answers were given to how Talleyrand assessed the new world order after the Napoleonic Wars, what role he played in the formation of this order, in his opinion, and why this “equalizing” system was the most correct solution for France to get out of the diplomatic isolation of the beginning. 19th century.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ" В ПРЕДСТАВЛЕНИИ Ш. ТАЛЕЙРАНА»

"Европейский концерт" в представлении Ш. Талейрана "European concert" in the performance of Ch. Talleyrand

Жаворонков Андрей Дмитриевич

Студент 3 курса Факультет Исторический Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова

Россия Москва e-mail: zhavra@mail.ru

Zhavoronkov Andrey Dmitrievich

Student 3 term Faculty of Historical Moscow State University V.M. Lomonosov

Russia Moscow e-mail: zhavra@mail.ru

Аннотация.

В данной работе рассматривается то, как величайший французский дипломат оценивал свою роль в складывании Венской системы международных отношений. На основе «Мемуаров» Ш. Талейрана автор пытается показать основные принципы, которым следовал дипломат, проводя те или иные политические решения в жизнь во время Венского конгресса и в системе «Европейского концерта». Были даны ответы на то, как Талейран оценивал новый мировой порядок после Наполеоновских войн, какую роль в становлении данного порядка, по его мнению, сыграл он и почему данная «уравнительная» система была самым верным решением для Франции, чтобы выйти из дипломатической изоляции нач. XIX в.

Annotation.

This paper examines how the greatest French diplomat assessed his role in the formation of the Vienna System of International Relations. On the basis of Ch. Talleyrand's "Memoirs", the author tries to show the basic principles that the diplomat followed when implementing certain political decisions during the Congress of Vienna and in the "Concert of Europe" system. Answers were given to how Talleyrand assessed the new world order after the Napoleonic Wars, what role he played in the formation of this order, in his opinion, and why this "equalizing" system was the most correct solution for France to get out of the diplomatic isolation of the beginning. 19th century.

Ключевые слова: Ш. Талейран, Венский конгресс, Венская система отношений, Европейский концерт, Лондонская конференция, французская дипломатия XIX в.

Key words: Ch. Talleyrand, Congress of Vienna, Vienna system of relations, Concert of Europe, London Conference, French diplomacy of the 19th century.

«Я остановился на идее служить Франции, как Франции, в каком бы положении она ни была»

Ш. Талейран

Введение

В первой половине XIX в. в Европе на Венском конгрессе формируется новая система международных отношений, влияющая на политические решения европейских держав вплоть до начала Крымской войны. В создании этой системы, которую также называют «Европейский концерт», одну из главных ролей сыграл выдающийся французский дипломат Шарль Морис де Талейран-Перигор.

Будучи неоднозначной исторической личностью, которая сменила и «предала» не одно правительство Франции, Талейран оставался ее главным защитником и представителем на международной арене. Дипломат писал: «Я хочу, чтобы на протяжении веков продолжали спорить о том, кем я был, о чем думал и чего хотел» [18, c. 125] - и исследователи всегда уделяли огромное внимание его роли в истории и, в частности, его работе на Венском конгрессе в 1814-1815 гг., на котором он являлся представителем побежденного государства.

Нас же заинтересовал вопрос, как воспринимал и описывал сам Талейран систему «Европейского концерта», которая была создана на Венском конгрессе. Как он оценивал свою роль в складывании механизма,

который сумел обеспечить мир и стабильность в Европе вплоть до начала Крымской войны [7, с. 88]. Анализ данной темы позволит раскрыть с новой стороны не только важную для истории дипломатии личность Талейрана, но и покажет то, как воспринималась дальнейшая судьба Франции человеком, который, можно сказать, и решал ее судьбу после длительного конфликта начала XIX в.

Таким образом, целью нашего исследования является анализ восприятия Талейраном своей роли в создании Венской системы отношений и определение сущности данной системы для французского дипломата.

Для достижения данной цели мы поставим перед собой ряд задач: Проанализируем дипломатическую деятельность Талейран до и после Венского конгресса. Раскроем сущность и особенности Венского конгресса. Изучим роль Талейрана на Венском конгрессе, сформулируем принципы, которым он следовал в своей деятельности. Кроме того, мы рассмотрим ход Лондонской конференции, чтобы понять, изменилось ли представление Талейрана о «Европейском концерте» спустя 15 лет после его формирования.

В качестве хронологических рамок нашего исследования мы берем период с 1814 г. - начала работы Венского конгресса, до 1832 г. - Бельгийской революции и начала работы Лондонской конференции (последней громкой дипломатической победы Талейрана в рамках Венской системы международных отношений) [17, с. 214]. Работа на данных дипломатических встречах и сформировала главные идеи и положения функционирования «Европейского концерта» в представлении нашего героя. Кроме того, несмотря на то, что Талейран говорил: «Единственный правильный принцип - не иметь никаких принципов», [18, с. 124] мы предполагаем, что его основные политические идеи и стратегии с 1814 г. несли отпечаток его прошлого дипломатического опыта. Таким образом, мы кратко осветим основные политические принципы дипломата до Венского конгресса.

В работе мы неоднократно будем обращаться к терминам, значение которых важно для раскрытия нашей проблематики. Однако они не приводятся самим Талейраном. Это: «пентархия», «Европейский концерт» и Венская система международных отношений.

А.С. Медяков и Н.П. Таньшина «пентархией» обозначают, с одной стороны, сам «Европейский концерт», а с другой стороны, приравнивают данное понятие к странам-победительницам (Англия, Австрия, Пруссия, Россия) и Франции в силу того, что именно им принадлежала на Венском конгрессе решающая роль в решении главных вопросов в Европейском комитете и Комитете восьми [9, с. 172-173]. Главным критерием, на основе которого выделялись «великие державы» - «военная мощь, способность самостоятельно противостоять нападению любой другой европейской державы. Но при этом, невозможность, в силу изменения политики, быть великой державой без великой экономики» [9, с. 164-165]. Испания, Португалия и Швеция считались же великими державами прошлого, так как утратили свою былую военную мощь и развитую экономику.

Под термином «Европейский концерт» в XIX в. подразумевалось «согласие великих держав во имя сохранения единства их рядов и тем самым европейского мира, идти на уступки и компромиссы даже в ущерб некоторым собственным интересам до тех пор, пока не возникнет угроза статусу великой державы. Признается не только конкуренция, но и кооперация на международной арене» - пишет А.С. Медяков [9, с. 168]. Кроме того, представители Венского конгресса воспринимали «Европейский концерт» как «деятельность, направленную на обеспечение внутреннего порядка и подавление революций» [13, с. 8] - данная точка зрения ярче всего отражена в высказываниях австрийского дипломата К. Меттерниха.

Термин Венская система международных отношений большинство историков связывают с временным периодом с 1815 по 1853 гг. Сама система подразделяется на Венскую (1815-1830) и Венский порядок (18301853) [7, с. 88]. Считается, что данная система является установленным миропорядком на Венском конгрессе, а ее главная задача - сохранять мир в Европе и не допустить распространения революционных и реваншистский настроений.

Обзор используемых источников

Главным источником, на котором основывается данная работа, является труд Талейрана «Мемуары», который дипломат писал для потомков, желая показать свою историческую роль. Можно сказать, что данное произведение является автобиографией нашего героя. Сочинение должно было выйти в свет только спустя тридцать лет после его смерти - так он указал в своем завещании. Распорядительницей бумаг была его племянница - герцогиня Дино. После того как она скончалась, документы перешли к Бакуру, который и принялся к печати рукописей Талейрана. Однако он не закончил свою работу и умирая передал «Мемуары» двум светским дилетантам, к которым присоединился академик герцог Брольи, известный лидер французских легитимистов и министр в начале третьей республики. Брольи и приготовил окончательно к печати это произведение, первый том которого появился в Париже в феврале, второй и третий - в июне, а четвертый - в октябре 1891 года. Талейран ушел из жизни в 1838 г. - «Мемуары» полностью увидели свет спустя 53 года после смерти автора [15, с. 4].

Само название «Мемуары» является условным. Талейран писал: «Я не знаю, какое заглавие дать этому труду. Это не литературное произведение: оно полно повторений. Я не могу назвать его "Мои воспоминания", так как я старался, чтобы моя жизнь и отношения с людьми отразились в нем как можно меньше. Если бы я озаглавил эти тома "Мой взгляд на дела моего времени", то такое название было бы в каком-то отношении правильно, но в то же время оно было бы и слишком определенно для работы человека, который в своей жизни так много сомневался. Философское название было бы не исчерпывающим или слишком многообещающим. Поэтому я начинаю без заглавия и также без посвящения; я признаю лишь за герцогиней Дино обязанность меня защищать» [15, с. 53]. Наименование «Мемуары», было дано герцогом Брольи при публикации данного труда.

За работу над «Мемуарами» Талейран принялся еще в 1809 г. после того, как он стал осознавать гибельное положение Франции под управлением Наполеона. Первоначально, он планировал описать историю Французской революции. Написав эссе о герцоге Шуазеле, министре короля Людовика XVI, и о герцоге Орлеанском - Филиппе-Эгалите, Талейран постепенно сделал главным действующим лицом себя самого [17, с. 204-205]. Первоначальный порыв написать именно историю Революции, скорее всего был связан с попыткой осмыслить происходящие в стране события, которые проявлялись в нарастающих кризисах как во внешней, так и во внутренней политике [15, с. 141-145].

Активная творческая деятельность Талейрана пришлась на время опалы при дворе Наполеона. При Реставрации дипломат был занят работой на Венском конгрессе и не брался за перо. После же отставки в 1816 г. он возобновил работу и довел ее до конца. Часто отрывки своего произведения он зачитывал в салонах и публиковали их еще при жизни [17, с. 204-205]. В отсутствии работы он предавался размышлениям о политической ситуации во Франции, возлагал свои надежды на Орлеанскую ветвь и выводил свои мысли о пройденных этапах своей жизни. Закончил Талейран свое жизнеописание 1815 годом.

Наш герой осознавал свою историческую значимость. Он также понимал, что многие его политические поступки осуждаются обществом и современниками. Поэтому, в своей работе, он отразил далеко не все свои идеи, поступки и решения. Где-то он умолчал о своем участии, где-то обозначил мотивацию своих поступков в иных тонах, где-то постарался возвысить свою роль. «Он стремится построить свой рассказ так, чтобы мотивировка его собственных поступков была по возможности возвышенною, а там, где их никак нельзя истолковать в пользу автора, можно постараться и вовсе отречься от соучастия в них» [15, с. 3]. - пишет Е.В. Тарле. С самого начала Талейран хотел, чтобы его читателем были потомки. Он создавал документ, который бы раскрывал его как исторически важную личность для людей, которые его не знают, которые не были очевидцами его «предательств» и «триумфов». Он стремился показать не свою личность, а свой вклад в историю, то, как его поступки, повлияли на ход европейской истории. Поэтому Талейран не оправдывается в своих действиях, даже

если они осуждаются обществом, но и не пишет о ярко негативных своих решениях. В качестве «подстраховки» от осуждения потомками, наш герой использует еще один интересный способ - он перенасыщает свой труд источниками и документами. Как подмечает Е.В.Тарле: «(Талейран) в мемуарах своих скуп на работу. Он явно почти не обрабатывал этих набросков и стремился быть как можно лаконичнее — и поскорее перейти к "бумагам за номером", за которыми, очевидно, по его мнению, и от потомства укрыться как-то надежнее» [15, c. 5].

Таким образом, «Мемуары» Талейрана позволяют нам рассмотреть воспоминания, представления и некоторые документы, которые формировали мнение и воззрения французского дипломата на сущность «Европейского концерта». Кроме того, они показывают то, как сам Талейран оценивал свою роль в складывании новой международной системы.

Так же нами был рассмотрен заключительный акт Венского конгресса от 28 мая 1815 г., который был включен в «Полное собрание законов Российской империи» за 1830 г. и заключительный акт Лондонской конференции 1830-1831 гг., который рассмотрен в «История дипломатии» [6, c. 551-552]. Заключительные акты отражают основы Венской системы международных отношений, установившиеся в Европе.

Таким образом, в основе нашего исследования, главным образом, будет лежать труд, написанный нашим героем и отражающий его политические идеи, принципы и мотивы, а также, показывающий, какую роль сыграл в истории Талейран по своему собственному мнению.

Обзор используемой литературы

О личности нашего героя и о Венской системе международных отношений написано множество работ как зарубежных, так и отечественных исследователей. При отборе литературы мы стремились разделить ее на несколько типов: работы посвященные жизни и деятельности Талейрана, труды о Венской системе международных отношений, исследования о Венском конгрессе и Лондонской конференции, теоретические материалы о «Европейском концерте».

В кластере работ, посвященных жизни и деятельности Талейрана, следует особы выделить труды отечественного историка, специалиста по Наполеоновскому периоду - Е.В. Тарле. В своей статье и работах 30-ых годов прошлого века историк старается освятить весь жизненный путь дипломата, дать его дипломатической деятельности объективную характеристику и выявить основы его политики. Освещая предательства, спекуляции со взятками и двойную игру дипломата. Е.В. Тарле в то же время подчеркивал «громадный ум и колоссальную опытность» Талейрана, [15, c. 36] которые служили на благо Франции. Общий тезис, которым историк обозначает жизнь и деятельность Талейрана являются слова самого дипломата: «Я ничуть не упрекаю себя в том, что служил всем режимам, от Директории до времени, когда я пишу... я остановился на идее служить Франции, как Франции, в каком бы положении она ни была» [15, c. 51].

Для нашего исследования были значимы работы Н.П. Таньшиной - российского историка, специалиста по истории Франции XIX в. Перу Н.П. Таньшиной принадлежит ряд статей и монографий о: работе Венского конгресса, дипломатических связях Франции с Россией, роли Француа Гизо во Французской истории. Нас заинтересовала монография 2014 г. «Талейран. Гений дипломатии», где Н.П. Таньшина описывает жизнь князя и раскрывает его дипломатические успехи. Работа наполнена интересными фактами, дополнениями и вставками, которые позволяют лучше понять и изучить жизнь и деятельность Талейрана. Кроме того, достаточно подробно, в отличие от монографии Е.В. Тарле, описана деятельность Талейрана на службе у Орлеанского дома, его дипломатические успехи и достижения на Лондонской конференции. Главный вывод о деятельности французского дипломата Н.П. Таньшина вкладывает в следующий тезис «Далекий от мыслей о святости суверенитета других народов, министр мыслил категориями политического реализма» [18, c. 58]. Это и

является, по мнению исследователя, главным принципом Талейрана, через призму которого он представлял и «Европейский концерт».

Н.П. Таньшина посвящает Талейрану несколько статей, которые посвящены более подробному изучению деятельности дипломата на европейских конгрессах. В работе «Последняя роль Ш. -М. Талейрана: посольство в Лондоне (1830—1834 годы)» за 2014 г. Свое исследование историк строит на основе тех же «Мемуаров» Талейрана раскрывая дипломатическую роль, которую играл наш герой на Лондонской конференции. Главная цель работы - оценить роль дипломата на Лондонской конференции и в сложившейся системе «Европейского концерта». Историк считает, что работа Талейрана в Лондоне была важнее чем в Вене, так как он сумел не допустить развязывание новой войны в Европе: «Самым важным и трудным делом, в котором принимал участие Талейран на посту посла, было решение бельгийского вопроса» [17, с. 213-214] -заключает Н.П. Таньшина. Кроме того, исследователь подмечает очень важную характеристику политических и дипломатических взглядов Талейрана, с которой мы соглашаемся: «Он никогда не считал себя предателем, а просто ковал карьеру и обрамлял свои поступки красивыми пассажами о служении Франции... он же стремился вернуть развитие Франции в мирное русло после революции, восстановить ее позиции в Европе. Эту задачу Талейран блестяще выполнил в ходе работы Венского конгресса, искусно играя на противоречиях между державами-победительницами и сумев, будучи представителем поверженной страны, навязать победителям свои условия» [17, с. 205]. Таким образом, эта работа Н.П. Таньшиной еще раз раскрывает не только отдельный фрагмент жизни и деятельности Талейрана, но и показывает его дипломатические принципы, достижения и воззрения.

Вторым кластером используемой нами литературы являются работы, посвященные международной системе Венских отношений.

Одной из «классических» работ в данном разделе можно назвать труд Л.А. Зака «Монархи против народов. Дипломат, борьба на развалинах наполеоновской армии» 1966 г. В своей работе исследователь пытается доказать, что Венская система отношений была создана против складывания национальных государств, что она вела к негативным последствиям для Европы и России. Л.А. Зак обращает внимание на то, что по-настоящему «Европейский концерт» не выполнял поставленные перед собой задачи, так как каждая монархия (держава), которая являлась гарантом этих обязательств, пыталась удовлетворить свои личные интересы, которые шли в разрез с желаниями других монархий и народов Европы. Вследствие этого, как считает ученый, Венская система международных отношений быстро перестала функционировать, а к середине XIX в. окончательно распалась. Свои доводы Л.А. Зак подкрепляет очень подробным описанием подготовки и проведения Венского конгресса.

Труд А.С. Медякова «История международных отношений в Новое время» стал для нас важной работой по теории Венской системы международных отношений. В ней приводятся дефиниции, которые раскрывают с точки зрения современной науки понятия «Европейский концерт» и Венская система. Работа интересна и важна для нас именно тем, что она, являясь исследованием, которое обобщает огромный пласт материала, предоставляет подробное объяснение терминов и понятий, которые сложились в науке и сфере международных отношений.

Следует также раскрыть основные выводы статьи А.Л. Хазина и С.В. Богданова «Венский конгресс 1814-1815 годов и его участники: коммуникативные инструменты, ошибки, достижения Государственное управление» 2013 г. В своей работе молодые исследователи старались раскрыть атмосферу и способы, с помощью которых представители стран обсуждали наиболее важные вопросы и проблемы во время конгресса. Большую часть переговоров составляли именно частные беседы, не отраженные в официальных документах, вследствие чего исследователи обращались к письмам и воспоминаниям участников конгресса. Авторами удачно

подчеркнуто, что столь важные вопросы дальнейшего европейского существования решались в условиях нескончаемого праздника и веселья в непринужденной обстановке, несмотря на всю серьезность сложившегося политического положения, что позволило французскому представителю легче достигнуть своих целей. «Никогда, без сомнения, более важные и сложные интересы не обсуждались среди такого количества праздников. Во время бала дробилось на части или увеличивалось королевство, во время обеда получалось согласие на вознаграждение, план конституции намечался во время охоты; иной раз острота или удачное выражение скрепляли договор, заключения которого только с большим трудом можно было достигнуть путем многочисленных совещаний и длительной переписки... Конгресс носил характер большого празднества, даваемого в честь всеобщего умиротворения» [23, c. 239] - подытоживают исследователи, обозначая особенный характер конгресса и условий в которых формировался «Европейский концерт», как новая международная система.

В этом разделе стоит выделить также и работу Н.П. Таньшиной «Венская система и венские соглашения: взгляд из Франции» - статья, в которой автор сравнивает условия существования мира в Европе во время «Наполеоновской легенды» и Венской системы. Главная цель работы, показать, что в условиях Венской системы Франция сумела вступить в «пентархию» великих держав и условно сохранить величие наполеоновских времен, сохраняя миропорядок в Европе. Статья раскрывает как именно Венская система международных отношений способствовала данному возвышению Франции после поражения в наполеоновских войнах.

Еще одной группой литературы, которая составляет основу нашего исследования, являются работы, посвященные событиям, которые происходили вне конгрессов, но так или иначе были связаны с их деятельностью и формировали общий фон политической европейской жизни. Это работа А.С. Намазовой «Из истории революции 1830 г. в Бельгии», в которой автор раскрывает ход Бельгийской революции в 1830 г. и обозначает варианты решения данного кризисного момента европейскими державами на Лондонском конгрессе. Исследователь сравнивает цели и задачи Англии, России, Австрии, Пруссии и Франции, обозначая, что мир находился на грани новой войны, так как данная революция раскачивала европейский мир, который был заложен на Венском конгрессе. Однако умелая работа дипломатов, в том числе и Талейрана, сумела предотвратить данный конфликт - заключает А.С. Намазова.

Работа М.О. Марини «Польская революция 1830-1831 гг. И внешняя политика Великобритании и Франции (историко-культурологический аспект)» отражает влияние восстания в Польше на изменение политики Англии и Франции во время Лондонского конференции. В статье также подчеркивается, что польская революция по сути вывела Россию из активного участия в Лондонском конгрессе о вопросе судьбы Бельгии и ликвидировала военную угрозу.

Полный список используемой литературы читатель может изучить в конце работы, так как в данный раздел мы выдели только самые яркие и значимые для нас труды.

Глава I: В преддверие «Европейского концерта»

В своих «Мемуарах» Талейран кратко описывает свой жизненный путь и приводит ряд важных для него событий, повлиявших на его политическую и дипломатическую карьеру. Безусловно, что данные события отразились на политических идеях и принципах нашего героя и проявились в его работе на Венском конгрессе. Вследствие этого в данном разделе мы осветим жизненный путь дипломата и раскроем особенности открытия Венского конгресса. Для удобства, важные события в жизни Талейрана, мы обозначили в (Приложение 1).

На пути к Венскому конгрессу

Талейран Родился в 1754 г. в древней, но обедневшей аристократической семье [15, c. 8]. «Мое воспитание было в некоторой степени предоставлено случаю; это происходило не от равнодушия, но от того

направления ума, которое заставляет думать, что прежде всего надо поступать и быть как все. Дело в том, что в знатных семьях любили гораздо больше род, чем отдельных лиц, особенно молодых, которые еще были неизвестны» - пишет дипломат [15, с. 54]. Из-за травмы, полученной в детстве его отец выбрал сыну духовную карьеру, всегда ненавистную нашему герою.

Окончив обучение Талейран по протекции дяди получил сан епископа. За всеми церковными догматами и учениями он видел огромное имущество, за которое цепляется духовенство, и осознавал власть этих средств. «Я был назначен его членом от Реймской провинции и тщательно наблюдал за тем, как велись дела в этой большой корпорации. Честолюбие облекалось там в разные формы. Религия, человечность, патриотизм, философия — все служило для его прикрытия! Когда денежные интересы духовенства подвергались опасности, оно все поднималось на их защиту, но прибегало при этом к разным средствам» [15, с. 60]. Талейран воспринимал духовенство, скорее, как власть светскую, которая открывает путь к влиянию и деньгам. Несмотря на свой сан, он вел жизнь светского человека - спекулировал, играл на бирже.

Во время революции он был выбран в Генеральные штаты от духовенства [18, с. 14]. Несмотря на ненависть к революции Талейран поддержал ее для сохранения своей жизни и положения, метко замечая, что: «В кассе общественного мнения я найду гораздо больше того, что вы мне предлагаете. Деньги, получаемые через посредство двора, впредь будут лишь вести к гибели» [18, с. 18]. После 1790 г., когда по инициативе Талейрана церковные земли перешли в национальную собственность, он был назначен дипломатом в Лондон, где ему удалось удержать Англию от войны с революционной Францией.

После возвращения Талейран не задержался на Родине - в 1792 г. после того, как в железном шкафу короля нашли переписку с бывшим епископом компрометирующего характера наш герой уже покинул Францию. Его возвращение произойдет лишь в 1796 г. Директория искала кандидата на пост министра иностранных дел. Благодаря протекции и взяткам на данный пост был выбран Талейран, который в своих мемуарах объяснил данный выбор так: «Настоятельные просьбы госпожи Сталь и главным образом внутреннее чувство, говорившее, что можно принести некоторую пользу, сделали отказ невозможным» [15, с. 94]. Портфель министра иностранных дел будет в руках Талейрана до 1799 г. Наступил период его дипломатической карьеры, когда он стал влиять на судьбу Франции. Уже тогда в его политике проявлялась идея служения Франции. В своих «Мемуарах» Талейран писал: «Должности принимают не для того, чтобы служить людям и помогать действиям, которых не одобряешь, а чтобы направить их на благо будущего» [15, с. 94]. Под «будущем» в данном случае подразумевается будущее страны и тем самым наш герой подчеркивает, что он ставил интересы государства на первое место, даже если «предавал» определенных представителей правительства.

В 1797 г. Талейран впервые познакомился с Наполеоном - человеком, с которым будет тесно переплетена его судьба и успех [18, с. 46]. Оба с первого же знакомства высказывались друг о друге положительно. В 1799 г. Талейран, на фоне политических и внутренних неудач Директории, подает в отставку. Еще за год до этого, что интересно, наш герой в письмах будущему консулу обращается к нему не как друг, а как подданный [18, с. 44]. Талейран один из первых увидел в «маленьком капрале» будущее Франции и стал помогать ему в политических играх и организации переворота 18 брюмера [19, с. 49-51]. Расчет был верен - после прихода Наполеона к власти Талейран вновь занимает главенствующее место в дипломатии Франции вплоть до 1809 г. Его власть и влияние росли в то время как уважение к нему падало, как к человеку, который не следует законам морали.

В 1807 г. отношение Талейрана к политике Наполеона стало меняться: постоянные войны, которые дорого стояли Франции, все новые и новые территории, которые сложно контролировать, склонность к тирании - все это приводит дипломата к мысли о том, что Францию ждет катастрофа, что желания Наполеона не

соотносятся с реальностью и вредят Родине и, в будущем, если Талейран не откажется от своего покровителя, навредят и ему [19, а 145]. Главным поворотным моментом была война в Испании. Осознавая, что она губительна для Франции, но и не имея возможности отговорить императора от ее проведения, Талейран подает в отставку.

Талейран признавал значимую историческую роль за Наполеоном, он верил, что тот мог бы создать Европу, где господствовал бы мир и равновесие. В своих «Мемуарах» дипломат, рассуждая о политике Наполеона, писал: «Наполеон был первый и единственный, кто мог дать Европе то настоящее равновесие, которое она тщетно ищет в течение нескольких веков и которое теперь дальше от нее, чем, когда бы то ни было. Для этого надо было лишь: 1) способствовать объединению Италии, переведя в нее баварский царствующий дом; 2) разделить Германию между Австрией, которая расширилась бы до устьев Дуная, и бранденбургской династией, владения которой следовало увеличить; 3) восстановить Польшу, передав ее саксонскому дому. Обеспечив подлинное равновесие, Наполеон мог бы дать европейским народам такую организацию, которая соответствовала бы истинным нравственным законам. Действительное равновесие сделало бы войну почти невозможной, а правильная организация возвела бы просвещение у всех народов на высшую достижимую для них ступень... Я говорил ему правду даже позже, когда надо было прибегать к особым мерам, чтобы она до него дошла; немилость, которой я заплатил за свою откровенность, дает мне оправдание перед собственной совестью в том, что я отстранился сначала от его политики, а затем, когда он уже стал представлять опасность для судеб моего отечества, то и от него лично» [15, а 180]. Данные проблемы были однако решены на Венском конгрессе при участии нашего героя, что он не забыл подчеркнуть в своем труде.

После поражения Наполеона и реставрации Бурбонов, необходимо было провести конгресс, на котором бы решилась дальнейшая судьба Европы - опустошённой, разделенной, раздираемой революционной идеей. Франция также должна была быть представлена на этом конгрессе, и Бурбоны не могли не выбрать единственного достойного на эту роль человека, как Талейрана. Он должен был вернуть Родину в список великих держав, доказать, что Франция не «аутсайдер» на европейской арене, а значимый игрок. Униженная, проигравшая Франция, разоренная после длительных войн, воспринимающаяся европейскими державами, как рассадник революционных идей, отправила на конгресс человека, который сам вызывал отвращение и неприязнь со стороны почти всех европейских дворов. (Приложение 2) Это был дипломат, который при правлении Наполеона заключал и расторгал договоры с государствами Европы, писал дерзкие письма (как например Александру I после смерти герцога Эйгиенского), смотрел свысока на представителей других держав [15, а 39]. Однако Талейран сыграл свою важную роль в Вене, что он и отразил в своих «Мемуарах».

Работа венского конгресса

18 (30) мая 1814 г. был подписан Парижский мирный договор, который завершал долгое противостояние европейских стран с Наполеоном. По договору за Францией сохранялась территория в границах 1792 г. [21] Однако, всем было понятно, что Парижский договор устанавливает лишь предварительные условия послевоенного мира, так как Европа нуждалась в урегулирование политических и экономических противоречий. Необходимо было созвать конгресс, на котором бы страны участницы решили судьбу не только Франции, но и всей Европы: победители забрали бы свои трофеи, а пострадавшие, в ходе наполеоновских войн, мелкие государства, вернули бы себе то, что принадлежит им по праву. Франции была отведена роль простого зрителя, который бы наблюдал за тем, как его судьбу решают страны-победительницы. «216 государств, 2 императора, 4 короля, 2 наследных принца, 3 великие эрцгерцогини, и 215 глав различных княжеских домов прибыли в Вену на конгресс», чтобы решить судьбу Европы [18, а 75].

Официальное открытие заседаний Венского конгресса постоянно откладывалось из-за дипломатических проволочек стран-победительниц. 22 сентября был создан Инициативный комитет, который должен был решить все вопросы в отношении распределения территорий и статусе стран, в составе лишь четырех держав [5, с. 5051]. Испания и Франция должны были лишь поставить подписи под решениями данного комитета. Талейран неоднократно высказывался против данного решения, требуя провести официальное общее заседание представителей конгресса, а не следовать протоколам на закрытых совещаниях. Только после его выступления 30 сентября и отмены протокола (за 22 сентября) было принято решение о созыве общего собрания. Оно было проведено 8 октября, а официальное открытие Венского конгресса, ввиду проволочек, состоялось только к 1 ноября 1814 г.

Главными вопросами были Польско-Саксонский, Германский и Итальянский, которые затрагивали территориальное деление Европы. В ходе дискуссий и противоречий между странами постепенно сложились два блока: Россия и Пруссия, которые были готовы поддерживать друг друга в территориальных притязаниях в Саксонии и Польше и, постепенно сложившийся, блок из Англии (по меткому замечанию Л.А. Зака «страны-арбитра», которая не претендовала на территориальные приобретения в Европе), [5, с. 33-34] Австрии и Франции, которая и сумела создать данный блок, как пишет Талейран, благодаря его работе в Вене [16, с. 208].

Перед Францией стояла опасность отката границ к 1789 году и наложение контрибуций, что французская экономика не могла бы выдержать, так как постоянные расходы на армию и войну в Испании, в последние годы правления Наполеона, истощили бюджет страны. Францию рассматривали как рассадник пагубных революционных идей, которые угрожают монархическим домам Европы. Престиж и политическая роль Франции были подорваны. Представители других стран испытывали отвращение к Талейрану, который представлял интересы Франции на конгрессе, как к человеку, который унижал их на политическом поприще несколько лет подряд. Эти факторы препятствовали эффективной работе французского дипломата, и вынуждали его искать способы выйти из дипломатической изоляции.

Работа Талейрана началась еще 23 апреля, когда он составлял и подписывал Парижский договор - его крупную дипломатическую победу, так как в покоренном Париже он смог добиться приемлемых и даже не унизительных положений капитуляции Наполеоновской Франции. Он пишет в каких условиях ему приходилось работать и как тогда относились к его Родине. Во многом данное отношение сохранилось и к началу Венского конгресса: «Для беспристрастного суждения об актах, подписанных в тот период, надо хорошо себе представить, чем была тогда Франция и в какое состояние привели ее заблуждения Наполеона. Ее население, денежные источники и прочие ресурсы были истощены, в нее вторглись со всех границ сразу, со стороны Пиренеев, Альп, Рейна и Бельгии, бесчисленные армии, составленные в общем не из наемных солдат, а из целых народов, воодушевленных чувствами ненависти и мести. В течение двадцати лет земли их были заняты врагом и опустошались французскими войсками; их грабили всевозможными способами, их правительства подвергались оскорблениям и с ними обращались с глубочайшим презрением; можно сказать, что не существует такой обиды, за которую им бы не приходилось мстить, и если бы они решили утолить теперь свою страстную ненависть, то как могла бы Франция им противостоять?» [15, с. 194]. Талейран должен был в первую очередь восстановить политический престиж Франции и обезопасить ее от «ненависти» победителей.

Прибыв в Вену 23 сентября, он отмечал возгласы негодования и презрения в свой адрес и в адрес Франции: «Проехав только что через страны, разоренные многолетней войной, они слышали только слова ненависти и мщения по адресу Франции, обременившей их контрибуцией и нередко обращавшейся с ними, как заносчивый победитель. Мои коллеги уверяли меня, что все упрекали их в слабости, проявленной при подписании Парижского мира. Все то и дело перечитывали Шомонский договор, скрепивший узы между союзниками не

только для продолжения войны: он заложил основы союза, который пережил эту войну и сохранил связь между союзниками на случай, который мог представиться в отдаленном будущем. Кроме того, как могли они решиться допустить в совет европейских держав государство, против которого Европа стояла уже двадцать лет под ружьем? Посланник страны, так недавно замиренной, должен быть счастлив, говорили они, что ему разрешают присоединиться к решениям, которые будут приняты послами других держав» [15, а 195]. Ясно видно, что с интересами Франции никто не собирался считаться. Все рассчитывали, что Талейран будет немым наблюдателем, от которого потребуется лишь подпись под заключительным актом конгресса.

В данной обстановке Талейран ставит перед собой цель - вернуть Францию в статус великих держав, влияющих на политическую жизнь в Европе. Выполнить это условия можно было только «проникнув» на закрытые заседания стран-победительниц и открыто выразить на них свои требования: сохранение границ 1792 г, отказ от контрибуций и сохранение малых государств в Европе. Для этого Талейран применил все свои таланты - он начал ссорить стороны между собой, искать союзников, объединять вокруг себя мелкие государства, и складывать политические блоки между странами, которые влияли на принятие тех или иных решений, которые были ему выгодны.

Основываясь на положении Парижского договора: «Все державы, участвовавшие на той и другой стороне в настоящей войне, отправят в Вену полномочных представителей для того, чтобы принять на общем конгрессе постановления, которые должны дополнить предписания Парижского договора», [15, а 197] Талейран требовал своего присутствия на заседании стран-победительниц. Он заявлял на собрании 30 сентября: «Если бы меня здесь не было, вам бы недоставало меня. Господа, я, может быть, единственный из всех присутствующих, который ничего не требует. Подлинное уважение — это все, что я желаю для Франции. Она достаточно могущественна благодаря своему богатству, своему протяжению, численности и духу своего населения, расположению своей территории, единству своей администрации, защите, которую природа и искусство дали ее границам. Повторяю, я ничего не желаю для нее и бесконечно много могу дать вам» [15, а 196-197]. И его слова были услышаны. Великие державы осознавали, что разрешить поставленные вопросы на конгрессе мирным путем и с сохранением мира и порядка в Европе после, возможно только с привлечением всех крупных, сильных государств Европы и Франции.

Так, находясь как бы вне обсуждения и решения судьбы Европы, именно Талейран, после приглашения его Меттернихом на закрытое заседание, стал диктовать и формулировать основные положения, по которым и должен работать, и существовать Венский конгресс и сложившийся «Европейский концерт». О своей деятельности Талейран написал в «Мемуарах»: «Я предоставляю другим судить о роли Франции в этих достопамятных обстоятельствах. Несмотря на неблагоприятное положение, какое она занимала во время первых заседаний конгресса, ей удалось приобрести такое влияние на прения, что самые важные вопросы разрешались отчасти в согласии с ее намерениями и с принципами, которые она установила и защищала. Последние находились в полном противоречии с намерениями держав, которым военное счастье позволило беспрепятственно диктовать Европе законы. Хотя в разгар заседаний конгресса дух бунта и узурпации чуть еще раз не покорил себе Европу, король, переселившийся в Гент, оказывал на Вену такое же влияние, как и из Тюильрийского дворца. По моему предложению и — я должен это сказать к чести государей — без всяких настояний с моей стороны, Европа издала грозную декларацию против узурпатора. Я так называю его, потому что по возвращении его с острова Эльбы роль Наполеона была именно такова. До того он был победителем, и только братья его являлись узурпаторами» [15, а 203]. Тем самым дипломат не только показывает, что он сыграл главную роль в становлении и развитии Венской системы, но и принес необходимые Франции победы на дипломатическом поприще, которые ей были так необходимы в тот момент.

Глава II: Три принципа Талейрана

Если посмотреть на выступления Талейрана на Венском конгрессе и его воспоминания в «Мемуарах», то можно выделить, на наш взгляд, три принципа, которые он формирует в отношении миропорядка в Европе. Мы назовем их следующим образом: принцип легитимности, принцип равновесия и принцип интереса Франции. Именно в рамках этих трех принципов, как мы считаем, и формировалось представление Талейрана о «Европейском концерте».

Принцип легитимности

Талейран видел, что каждая держава стремилась заполучить ту или иную территорию основываясь на праве победителя: «Ямог только надеяться на то, что между державами возникнут разногласия, когда дело дойдет до распределения обширных территорий, поступивших вследствие войны в их распоряжение: каждая из них, желала либо получить для себя, либо дать зависящим от нее государствам значительную часть завоеванных земель. В то же время все желали исключить из участия в разделе те государства, чрезмерная независимость которых внушала опасения» [15, с. 195]. Чтобы препятствовать такому делению Европы, Талейрану нужно было не только рассорить страны-победительницы и сплотить как можно больше союзников вокруг себя, но и сформулировать принцип, который бы приняли все великие державы - принцип существования европейских стран, который бы защищал территории и права и проигравших, и победивших. Таким принципом и стал принцип «легитимности». Принцип, провозглашавший «решения о перераспределении земель и изменений территориальных границ оставлять в нерушимом виде то, что законно существовало до начала революционных войн т.е. до 1792 г.» [3, с. 494-495].

На закрытом заседании 30 сентября, куда впервые был приглашен Талейран, Меттерних провозгласил основную цель конгресса: «укрепить только что восстановленный в Европе мир» [15, с. 196]. К словам австрийского представителя князь Гарденберг добавил: «Для прочности мира нужно свято соблюдать обязательства, возложенные войной, и что таково намерение союзных держав» [15, с. 196]. Талейран сразу же отметил, что данная формулировка направлена против интересов Франции и мелких европейских держав. Французский дипломат высказал свои возражения о целях и способах решения вопросов, которые приняты странами-победительницами на конгрессе. Он обратил внимание на неверное употребление слова «союзные». Дипломат подчеркнул, что союзники имеют общего врага, а врага на конгрессе нет, так как Франция Наполеона потерпела поражение, а Франция Бурбонов - такой же участник, такая же политическая сила, которая желает установить прочность мира в Европе. Франция, как замечал Талейран: «достаточно могущественна благодаря своему богатству, своему протяжению, численности и духу своего населения, расположению своей территории, единству своей администрации, защите, которую природа и искусство дали ее границам. Присутствие здесь министра Людовика XVIII освящает начала, на которых покоится весь социальный порядок. Основная потребность Европы — это изгнание навсегда мысли о возможности приобретения прав одним завоеванием и восстановление священного принципа легитимности, из которого проистекают порядок и устойчивость. Показав теперь, что Франция мешает вашим совещаниям, вы этим самым сказали бы, что вы не руководствуетесь больше одними истинными принципами и что, вы отвергаете справедливость; эта мысль далека от меня, так как мы все одинаково понимаем, что простой и прямой путь один достоин той благородной миссии, которую нам предстоит выполнить» [15, с. 196-197]. Этим замечанием Талейран не только обозначал в своих «Мемуарах» один из основополагающих принципов существования нового политического мира в Европе, но и подчеркивал свою важную роль в становлении данной идеи.

Эта речь достигла своей цели - протоколы заседаний без французской стороны были уничтожены, а последующие собрания велись совместно с Талейраном. Были организованны различные комиссии, которые

решали по отдельности важные вопросы, «в каждую из этих комиссий входили представители государств, более непосредственно заинтересованных в вопросах, которые в них разрешались. Наиболее важные проблемы и вопросы, имевшие общее значение, были поручены комиссии из представителей восьми главных европейских держав, а чтобы иметь в этом отношении твердый критерий, было решено, что такими признаются государства, подписавшие договор 30 мая 1814 года. Комиссия восьми держав занялась прежде всего судьбой саксонского короля и его королевства, а затем судьбой Варшавского герцогства» [15, а 198].

Таким образом, принцип легитимности, выдвинутый Талейраном, выражался в идеи неприемлемости свержения законной власти (монарха). Законной могла считаться только та власть, которая владела той или иной территорией до Наполеоновских войн и революции. С одной стороны, данная концепция сохраняла за Францией, как за монархией Бурбонов, территории к 1792 г., а с другой стороны препятствовала присоединению к Пруссии Саксонии, а к России всей территории Польши. При этом, этот принцип не противоречил интересам Англии в колониях и идеям Австрии в Италии.

Пруссия же и Россия не могли выступить против данного принципа. Они его принимали, но при этом, не желали ссылаться на него в Саксонском и Польском вопросе. Прусский и русский представители пытались подкупить Талейрана, предлагали ему сделки, но верно служа Франции, наш герой, на удивление всех, учил Нессельроде, Гумбольта и даже Александра I морали и праву: «Вы мне говорите о сделке, — я не могу заключать сделок. Я счастлив, что не могу быть так свободен в своих действиях, как вы. Вами руководят ваши интересы, ваша воля; что же касается меня, то я обязан следовать принципам,— а ведь принципы не входят в сделки» [15, а 40].

Разрешить конфликт удалось с помощью сложных махинаций: к Пруссии присоединялась большая часть Саксонии, но лишь как территория от которой отказался сам саксонский король - легитимный правитель [11, с. 140-150]. Россия же, была более настойчива в отношении Польши нежели Пруссия, которая не стала спорить с решением Саксонского вопроса. Кайзер активно поддерживал выдвинутый принцип легитимизма, который, по сути, укреплял его власть. Кроме того, немецкие дипломаты осознавали опасность со стороны сложившегося союза между Францией, Австрией и Англией. Однако и польский вопрос разрешился разделением Герцогства Варшавского на три части после того, так против претензий России блоком выступили Калсри, Талейран и Меттерних. (Приложение 3)

Таким образом, принцип легитимности был признан всеми странами участницами Венского конгресса. Талейран же стал тем, кто открыто высказал его и убедил главные державы действовать в решении международных вопросов ссылаясь на этот принцип.

Принцип легитимности также лег в основу дальнейшего существования мира в Европе, и в основу «Европейского концерта». Если для европейских монархов этот принцип был защитой их интересов, их власти и некой уверенности в том, что их территория неприкосновенна, так как они являются ее владетелями, то для Талейрана в первую очередь этот принцип был возможностью сохранить границы Франции, не допустить чрезмерного усиления стран-победительниц (в первую очередь Пруссии и России) и закрепить за Францией высокий политический статус на мировой арене после поражения в Наполеоновских войнах. С данным положением в системе представления Талейрана о «Европейском концерте» тесно переплетается и второй его принцип.

Принцип равновесия

Ссылаясь на Парижский договор, в составлении которого участвовал сам Талейран, наш герой подмечал:

«Парижский договор гласил, что соответствующие постановления должны быть таковы, чтобы способствовать установлению в Европе реального и прочного равновесия. Ни одна держава не отрицала, что

необходимо сообразоваться с этим принципом (речь идет о принципе легитимизма); но особые виды некоторых из них побуждали их к ложным мерам для выполнения этой цели. С другой стороны, бесполезно было бы устанавливать подобное равновесие, если бы одновременно в основу будущего мира в Европе не были положены те принципы, которые лишь одни могут обеспечить внутреннее спокойствие государств и в то же время помешать голой силе определять их взаимные отношения» [15, с. 207]. Талейран тем самым подчеркивал, что для восстановления всеми желаемого мира и спокойствия в Европе необходимо не только отказаться от гегемоний и завоевательских настроений, но и установить территориальное и политическое равновесие в Европе. Этот принцип можно назвать принципом равновесия, который заключался в компромиссном решении территориальных вопросов и взаимном контроле друг за другом великих держав.

Ярче всего этот принцип и представление, которому следовал Талейран, раскрывается в подведениях итогов Венского конгресса. В своих «Мемуарах» наш герой указывает на достижения, которые ему удалось достичь в ходе нового деления Европы. Талейран ни один раз использует слово «равновесие», подразумевая важный фактор сохранения новых границ и предотвращения новых войн. Равновесие заключалось не только в том, сколько территорий отошло к великим державам (Англией была создана комиссия, которая подсчитывала подданных на спорных землях для того, чтобы количество проживающих - налогоплательщиков, между странами по итогу конгресса было распределено равным образом), [5, с. 106] но и поддержании там, где нужно компромиссных ситуаций, которые не давали бы преимущества ни одной из сторон. Решение Польского и Саксонского вопроса - пример достигнутого равновесия. Ни одна из стран полностью не получила того, чего желала в начале работы конгресса, но при этом и не осталась без каких-либо приобретений.

Учитывались и малые государства: Итальянские земли, Швейцария, Голландия и многочисленные германские королевства должны были составлять буферные зоны между «пентархией», разграничивать их сферы влияния, играть важную роль своеобразных сдержек и противовесов на пути крупных держав к гегемонии. Принцип равновесия был залогом того, что Франция не решиться на реванш, а страны победительницы не захотят силой оружия добиться присоединения новых территорий.

Существовал взаимный контроль между странами «пентархии» и малыми государствами Европы. Так Швейцарские кантоны, Бельгия, итальянские территории не вошли в состав Франции, как это было при Наполеоне. Они подтвердили либо свой независимый статус, либо слились с другими небольшими государствами. В совокупности эти государства, в единой системе, контролировали границы Франции. Франции это было на пользу, так как эти новообразованные или восстановленные государства были слабыми. Но и остальные страны «пентархии» были удовлетворены данным решением создавая вокруг Франции «линию равновесия и влияния», где страны соревновались в укреплении своего положения не оружием, а словом. В рамках Польско-Саксонского, Итальянского и других вопросов был соблюден тот же принцип равновесия.

Принцип легитимности и равновесия не были уникальной идеей Талейрана - они витали в воздухе на конгрессе, так как никто не хотел усиление кого-то одного, во избежание войны и создания нового гегемона. Но Талейран смог заявить об этом официально, поставив во главу угла работы Венского конгресса и «Европейского концерта» данные идеи. Эти принципы, защищаемые Талейраном и не противоречащие целям других держав, были основой представления Талейрана о роли «Европейского концерта». Как подчеркнул наш герой: «С тех пор как державы оставили предубеждения и поняли, что для установления прочного порядка нужно, чтобы он предоставлял каждому государству те выгоды, на которые оно вправе рассчитывать, они добросовестно старались дать каждому то, что не могло вредить другому» [15, с. 210]. И согласно этому правилу, каждая страна получила то, что ей было необходимо, в том числе и Франция.

Принцип интереса Франции

Мы попытались осветить два принципа, которые лежали в основе существования Венской системы и «Европейского концерта» и были восприняты и соблюдались всеми участниками. Но в политике Талейрана на Венском конгрессе и в ходе работы в системе «Европейского концерта» французский дипломат придерживался еще одного принципа, которому он был верен и до 1814 г. - это принцип работы в интересах Франции.

О том, что Талейран всегда стремился и придерживался в своей деятельности достижения интересов своего государства мы говорили выше. Однако важно заметить, что это стремление к достижению интересов своей страны лежало и в представлении Талейрана о «Европейском концерте», который выступал ареной, на которой эти интересы можно было достичь.

Интересно то, что пишет наш герой о решениях и итогах конгресса. Приведем некоторые выдержки из его «Мемуаров: «Между Францией, Австрией и Англией образовался тайный союз против России и Пруссии. Таким образом, при помощи одних доводов разума и одной силы принципов Франция разрушила союз, направленный исключительно против нее» - комментарий в отношение решения Польско-Саксонского вопроса [15, с. 199-200].

«Франция отклонила притязания, основанные на праве победителя, и потребовала гарантий, что Фердинанд IV будет признан неаполитанским королем... Возвращение Неаполитанского королевства Фердинанду IV снова показало на серьезном примере значение принципа легитимности и было помимо того выгодно для Франции, потому что благодаря ему она получила союзника в лице самого сильного государя Италии» - комментарий к итогам решения Итальянского вопроса [15, с. 202].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Швейцария, являющаяся центральной страной Европы, с которой граничат три больших государства — Франция, Германия и Италия, была торжественно и навсегда объявлена нейтральной. Указанное постановление усилило для каждой из этих трех стран способы обороны, ослабив их средства нападения. Такое решение особенно благоприятно для Франции, окруженной крепостями на всех своих прочих границах и лишенной их на границе с Швейцарией. Поэтому нейтралитет этой страны дает ей в том единственном пункте, где она слаба и беззащитна непреодолимый оплот» - о решении вопроса о независимости Швейцарии [15, с. 202].

«Создание нового Нидерландского королевства... казались мне, однако, менее опасными для Франции, чем это предполагалось, так как молодому королевству предстояла большая работа по своему укреплению. В самом деле, составившись из двух стран, разделенных старинной враждой, противоположных по стремлениям и интересам, оно на долгие годы обречено быть слабым и неустойчивым» - в отношении создания Нидерландского королевства [15, с. 202].

«Германская конфедерация должна была стать одним из важнейших элементов европейского равновесия. Нельзя сказать, удалось ли конгрессу заложить прочные основы этой организации, которые могли бы превратить ее в опору указанного равновесия» - в отношении Германского союза, который должен был поддерживать необходимый баланс в Европе [15, с. 202].

И об итоге Венского конгресса: «Я предоставляю другим судить о роли Франции в этих достопамятных обстоятельствах. Несмотря на неблагоприятное положение, какое она занимала во время первых заседаний конгресса, ей удалось приобрести такое влияние на прения, что самые важные вопросы разрешались отчасти в согласии с ее намерениями и с принципами, которые она установила и защищала. Последние находились в полном противоречии с намерениями держав, которым военное счастье позволило беспрепятственно диктовать Европе законы» [15, с. 203].

Можно с уверенностью сказать, что Талейран считал решения Венского конгресса благоприятными для Франции, несмотря на то, что в начале его работы ее не собирались даже привлекать к разработке и совещанию

над делами послевоенного европейского мира. Важную роль в том, что конгресс принял данные решения, сыграл сам Талейран, который сумел воспользоваться разногласиями между сторонами, сплотить вокруг себя малые державы и две из четырех стран-победительниц. Во время всей работы конгресса Талейран думал об интересах Франции, стремясь вернуть ей высокий политический статус. Принципы же функционирования и принятия решений на конгрессе (легитимизма и равновесия) были орудием для достижения поставленной дипломатом цели, которые просто устраивали и другие державы. Талейран умело предложил правила игры, против которых представители других стран не были против, а порой и сами формулировали их, как, например, Меттерних. Эти принципы устанавливали не только в интересах победителей, но и для пользы проигравшей Франции. Закрепившись же в системе «Европейского концерта», эти принципы поддерживали мир, равновесие и легитимность в Европе, до кризисов, революций и новой войны. Основы существования «Европейского концерта», во многом, сформировал сам Талейран на основе своих политических целей и принципов, которые легли в основу работы новой международной системы, созданной в Вене.

Взаимосвязь принципов

Важно отметить, что приведенные нами принципы работы Венского конгресса и «Европейского концерта» сформулированные Талейраном взаимосвязаны и не могут работать друга без друга. Они образуют систему, где важен каждый элемент - отсутствие одного ведет к тому, что не функционирует весь механизм. Легитимизм Талейрана переплетается с идеями политического равновесия и компромисса на фоне стремления достигать интересов Франции.

Эта система была логичной в сложившийся ситуации, она помогала достичь поставленных целей и не вызывала особого осуждения или отвержения у великих держав. Более того, она сумела просуществовать как система международных отношений вплоть до начала Крымской войны. Но система, которая не решает главные вопросы или решает их в одностороннем порядке или сохраняет большое количество противоречий не может существовать долго. Восстания, прокатившиеся по Европе в 30-ые годы XIX века - это кризис работы «Европейского концерта». Кроме того, противодействие со стороны развивающихся национальных и либеральных идей также привели к кризису и краху Венской системы [2, c. 20].

Уместно ли говорить о том, что данная система создана одним Талейраном - конечно нет, но тот факт, что он сыграл большую роль в ее складывании, что он вынес на обсуждение и формирование принципы ее работы - стоит признать. Таким образом, система принципов Талейрана стала его системой представления о «Европейском концерте», как системе, которая в первую очередь должна работать на благо Франции признавая право легитимности французских монархов и политического равенства Франции на мировой арене для сохранения европейского равновесия, порядка и мира.

Завершение работы Венского конгресса и Парижский договор

7 марта 1815 г. Европу потрясла новость о возвращении Наполеона с Эльбы. Работу Венского конгресса было необходимо приостановить, чтобы: «Пренебречь благоденствием народов... и заняться спасением их существования» [15, c. 329]. Талейран, несмотря на предложения эксимператора вернуться к нему на службу, отказался и 13 марта выпустил в свет декларацию, которая провозглашала Наполеона «врагом и нарушителем покоя в мире» [1, c. 282]. Из-за неожиданного возвращения «тирана», отношение к Франции, которая приняла Наполеона без единого выстрела со стороны европейских держав изменилось. Чтобы закрепить свои успехи, Талейран стал торопить подписание заключительного акта Венского конгресса. Промедление грозило сокращением Французских границ, наложением контрибуций и созданием новой политической изоляции. Как писал дипломат об отсрочке завершения работы Венского конгресса: «я счёл бы подобную отсрочку очень большим несчастьем для вашего величества» (речь идет о Людовике XVIII) [15, c. 329-330].

9 июня 1815 г. Англия, Россия, Австрия, Пруссия, Франция, Швеция и Португалия подписали Заключительный акт Венского конгресса, состоящий из 121 статьи и 17 приложений [9, с. 187]. Но если Венский конгресс обозначил принципы и основу существования «Европейского концерта», то судьба Европы окончательно решилась лишь после ссылки Наполеона на остров св. Елены и подписанием Второго Парижского договора 20 ноября 1815 г. Второй Парижский мир был унизительным для Франции. Новый министр иностранных дел Франции - герцог Арман Эммануэль Ришельё не смог добиться заключения хоть каких-то выгод для своей страны. Возвращение к границам 1790 г. и выплата контрибуции в размере 700 млн. франков, оккупация территории и подтверждение принципов борьбы с революционными идеями по Шомонскому договору нанесли страшный урон не только по политическому положению Франции, но и по работе Талейрана на Венском конгрессе [18, с. 91].

Глава III: «Европейский концерт» после 1815 г.

Рассмотрев принципы Талейрана, которых он придерживался на Венском конгрессе и обозначив его роль в складывание «Европейского концерта» (которую он сам обозначает в своих «Мемуарах») мы рассмотрим дипломатическую деятельность нашего героя после складывания венской системы отношений. Изменились ли после Вены представления и идеи Талейрана или нет?

На пути к Лондонской конференции

После дипломатической победы в Вене, вернувшись во Францию, Талейран подвергся опале со стороны Бурбонов, что вынудило его подать в отставку. В это время между составлением «Мемуаров», разговоров в салонах и путешествий по Европе он писал едкие эпиграммы, осуждал чиновников и министров, писал о вреде политики Бурбонов [18, с. 92-93]. Он постоянно пытался показать, что он незаменим, его знания и умения могут пригодиться Франции.

Новое появление Талейрана на политической арене пришлось на 1830 г. Приход к власти Луи Филиппа Орлеанского был также победой нашего героя. Новый монарх видел и ценил способности Талейрана и поспешил ими воспользоваться. Правление Бурбонов ослабило страну на международной арене, восстанавливать же положение должен был тот, кто в 1814 г. сумел сделать из Франции страну «Европейского концерта». В том же 1830 г. Талейран был отправлен в Лондон в качестве посла. Ему было уже 76 лет, а он продолжал свою дипломатическую игру. В этот раз он уже не был призираем, наоборот, на фоне конфликтов в английском парламенте его приняли радушно и партия вигов, и партия тори, вспоминая его былые заслуги на Венском конгрессе [18, с. 108-109].

В 1832 г. Талейран одержал еще одну дипломатическую победу. В Бельгии разразилась революция и страны «Европейского концерта» собрались в Лондоне, чтобы урегулировать данный вопрос. Как замечает А.С. Намазова: «Бельгийская революция нанесла один из самых тяжелых ударов по всей реакционной системе Священного союза. Освященные Венским конгрессом пренебрежение к правам нации и попрание национального принципа были опровергнуты бельгийской революцией 1830 г. Трактаты Венского конгресса, установившие «политическое равновесие» в Европе, оказались не осуществимыми» [10, с. 129]. Казалось, что ни одно решение не является компромиссом в сложившийся ситуации.

Революция в Бельгии - безусловно кризис Венской системы, так как она не смогла предотвратить это восстание и отделение от легитимного правителя территорий. Идей, как разрешить конфликт было множество, но главными были: полное отделение Бельгии от Голландии или восстановление целостности Голландии. Звучали идеи о возвращении Бельгии в состав Франции. Страны «пентархии» разделились на два лагеря. Одни стремились к восстановлению легитимной голландской власти и были готовы даже к интервенции и военному вмешательству для восстановления старого порядка. Другие же допускали, для мирного урегулирования

ситуации, отделение Бельгии и провозглашение ее независимости. Во Франции в это время, осознавая революционную опасность ситуации, такой видный политический деятель как Ф. Гизо, вообще отстаивал идею невмешательства стран в бельгийский конфликт. Все чаще стабильность видели именно в ненасильственной политике невмешательства [2, c. 17]. Сами основы существования «Европейского концерта» противоречили друг другу в Бельгийском вопросе, что привело к длительному и напряженному проведению Лондонской конференции.

Лондонская конференция

Как замечает историк: «Сложные политические перипетии привели к тому, что в течение почти года представители пяти держав не могли решить судьбу маленькой Бельгии и выработать такие условия ее существования, которые примирили бы противоречивые интересы стран участниц Лондонской конференции» [10, c. 130]. Талейрану вновь нужно было в условиях противоречия стран «пентархии» достигнуть выгодных условий для Франции, которую опять воспринимали негативно на политической арене вследствие новой революции. Главная его цель была восстановить престиж Франции и доказать легитимность Луи Филиппа. В отношении же Бельгии Талейран был против любого военного вмешательства, в том числе и со стороны Франции. Он видел в интервенции неминуемое начало новой европейской войны к которой Франция была не готова. «Я счел, что новое французское правительство могло обрести стабильность только при условии сохранения мира, и, несмотря на то, что в это время все, кроме меня, были уверены в неизбежности войны, я был убежден, что мое имя, услуги, оказанные мною в свое время Европе, а также мои старания смогут предотвратить самое ужасное зло: всеобщую революцию и войну» [17, c. 210]. - писал Талейран. Во Франции тогда видели угрозу, против нее были настроены все страны, никто не желал, чтобы решение конгресса согласовывалось с ее интересами [8, c. 81].

Талейрану снова нужно было найти союзников в окружении врагов. При условии того, что присоединение Бельгии Талейраном отвергалось, и что французский дипломат с большей готовностью хотел видеть у границ Родины слабое государство без оборонной линии - сблизило дипломата с английской стороной. «Иногда мы имеем выгоды от сближения с Англией, в другой раз - она от сближения с нами. Следовательно, есть некая обоюдная выгода для самого тесного сближения. Все причины для соперничества были значительно сокращены сделанными нами колониальными уступками» [17, c. 209]. - отмечал дипломат и приходил к выводу, что: «Англия - это единственная держава, с которой мы могли бы действовать совместно» [17, c. 209].

Россия же, как главный инициатор восстановления власти голландского короля, вышла из политической игры после восстания в Польше. Без сильного помощника Австрия и Пруссия стали более сговорчивыми в вопросе отделения Бельгии. 20 декабря 1830 г. Лондонская конференция признала независимость Бельгии от Голландии, а 20 января 1831 г. Было принято решение о вечном нейтралитете Бельгии, целостности и неприкосновенности ее территории, гарантируемых пятью державами - участницами переговоров. 26 июня страны - участницы Лондонской конференции разработали проект договора Бельгии с иностранными государствами, так называемый договор Восемнадцати статей [17, c. 214].

К Бельгии переходила Валлонская часть Люксембурга и часть Лимбурга. В Маастрихте Бельгии предоставлялось то, что не принадлежало Голландии в 1790 г. В торговом отношении Бельгия получала все льготы, установленные Венским конгрессом относительно плавания по рекам. Международное признание бельгийского нейтралитета стало успехом французской дипломатии и лично Талейрана. В Париже считали, что появился новый фактор безопасности Франции, хотя и имевший существенные изъяны: на севере французским границам угрожали 13 крепостей, построенные на территории Бельгии. Талейран по собственной инициативе поставил вопрос об их разрушении перед королем Леопольдом. (Приложение 4) Это безусловно была победа

французской дипломатии и лично Талейрана. Однако соответствовало ли это решение идеям Венского конгресса и представлениям Талейрана о «Европейском концерте»?

Принципы Талейрана на Лондонской конференции

Вернемся к выведенным нами принципам, согласно котором Талейран проводил свою политику на Венском конгрессе и через призму которых он воспринимал работу «Европейского концерта».

Принцип легитимности. Новая власть в Бельгии была не легитимна, ведь она должна была принадлежать голландскому королю. Талейран же выступал за отделение Бельгии - явное несоблюдение данного принципа, который наш герой сам и предлагал.

Принцип равновесия. В данном вопросе Талейран стремился к сохранению мира в Европе. Он отказался от присоединения Бельгии к Франции, был против введения в регион войск и стремился решить мирным, компромиссным путем данный конфликт. Безусловно эта политика соотносилась с идеями о равновесии и стремилась ее поддержать и укрепить.

Принцип интереса Франции. Ключевым принципом выступает принцип государственного интереса. Несмотря на то, что наш герой отказывается от новых территорий, он приносит ей больше пользы. Укрепление политического статуса новой монархии, создание на границе с Францией слабого государства, сохранение мира и сохранение за Францией места в «пентархии» и системе «Европейского концерта» безусловно являются плюсами для Франции и заслугами Талейрана.

Талейран «жонглировал» принципами на Лондонской конференции - какие-то он защищался так же, как и в Вене, а какие-то переворачивал и выставлял в ином свете, подчеркивая легитимность то одного, то другого правительства. Но все в этой системе «Европейского концерта» делается лишь с целью принести положительный результат Франции. Чтобы добиться мира, спокойствия и подтверждения легитимности новой французской монархии со стороны европейских держав необходимо было изменить свои взгляды. «Европейский концерт» опять стал лишь способом, инструментом с помощью которого Талейран достигал своих целей. Правила и принципы, которые способствовали при правильной трактовке достигать Франции тех результатов, которые были ей нужны.

Заключение

В начале нашего исследования мы ставили перед собой цель выяснить чем являлся «Европейский концерт» в представлении Талейрана и как сам дипломат оценивал свою роль в его формировании. Вопросы, достаточно сложные, так как сам автор не упоминает в своих мемуарах ни этого термина, ни непосредственно своего отношения к событиям на Венском конгрессе или Лондонской конференции - он лишь констатирует свои цели, задачи, оценку событий и объяснение своих решений, описывает свои речи и поступки. Однако именно это обстоятельство позволяет нам взглянуть на сложившуюся международную систему глазами отдельного человека, который принимал в создании «Европейского концерта» далеко не последнюю роль. В своих «Мемуарах», подчеркивая свои убеждения и принципы, а также комментировав итоги тех или иных решений на Венском конгрессе, Талейран показывает нам свою роль и свое представление о «Европейском концерте» и сложившейся европейской международной обстановке в Европе после долгого периода Наполеоновских войн.

В отношении своей исторической роли Талейран пишет в «Мемуарах»: «Политическое существование нации зависит главным образом от точного исполнения каждым лицом возложенных на него обязанностей. Если все эти обязанности вдруг перестают исполняться, то общественный порядок нарушается. Таким образом все государственные корпорации отклонялись от своего первоначального назначения, все нарушали положенные им пределы и, став на откос, неизбежно должны были, не имея ни опыта, ни путеводного огня, ни опоры, скатиться в пропасть. Словом, начиная с этого времени все теряет свою устойчивость» [15, с. 71]. Тем

самым, Талейран как бы показывал своим потомкам-читателям, что он исполнял четко и правильно возложенные на него обязанности, что он приносил пользу своей стране и активно участвовал в становлении новой международной системы, необходимой проигравшей Франции.

Талейран обозначал основные принципы по котором должна существовать эта система. Он придерживался их следуя интересам Франции. Однако, во имя государственного интереса или мира и порядка в Европе, ему ничего не стоило «подкорректировать» тот или иной принцип, как им было сделано на Лондонской конференции. Главный принцип нашего героя - работа в интересах Франции всегда был первостепенен в его дипломатической деятельности. Талейрана можно назвать предателем в отношении людей, но не своего государства.

Если для Европы и стран-победительниц «Европейский концерт» был системой сохранения мира и порядка в Европе, сохранение за легитимными правителями их земель и предотвращение реваншистских настроений во Франции, то для Талейрана «Европейский концерт» был орудием для достижения интересов Родины.

После революций, наполеоновских война, а потом революции 1830 г. Франции нужен был мир, спокойствие - время на восстановление. При этом было необходимо восстановить ее как сильную политическую державу на международной арене - заставить другие государства считаться с ее авторитетом и силой. Нужно было сохранить по праву принадлежащие ей земли, не допустить унизительных контрибуций, найти союзников и партнеров. Талейрану это удалось благодаря установкам, которые он сформулировал на Венском конгрессе и своей умелой дипломатической игре. Остальные державы также стремились к миру. Поэтому они положительно приняли предложения Талейрана о принципах легитимности и равновесия - это были принципы, которые играли на руку не только Франции, но и всем главным державам. Однако для Франции это было наиболее выгодно, так как из проигравшей она становилась равной победительницам.

В то же время, можно проследить, что общая атмосфера конгрессов и «Европейского концерта» была настроена против Франции что в Вене, что в Лондоне. Талейран видел в начале работы на конгрессе врагов и соперников. Но он умел разжигать противоречия между ними, пытался привлечь их на свою сторону, стремясь не к соперничеству, а к сотрудничеству. Он стремился из конфликтующих между собой держав создать что-то наподобие блоков союзников, которые помогали бы и поддерживали бы друг друга. Это был способ поддержания мира в Европе и достижения интересов Франции.

Талейран признавал, что Европейский концерт — это система, где для достижения мира и порядка, к которым он и сам стремился, нужно «предоставлять каждому государству те выгоды, на которые оно вправе рассчитывать, они добросовестно старались дать каждому то, что не могло вредить другому» [15, с. 210]. Эта система была «уравнительной». Принцип равновесия и баланса создал именно «концерт», где все были равны. В нем сложились солисты в виде «пентархии», но с каждым разом их число все сокращалось, пока к середине XIX в. их количество не сократилось до двух - Англии и Франции - пишет в своей работе Сергеев В.В [14, с. 196].

Талейран же видел в этом равенстве инструмент для достижения политических целей, возвышения, восстановления и укрепления Франции. В системе, где ты являешься слабым звеном, политика равенства возвышает тебя к лидерам, а лидеров опускает к отстающему. Идея того, что с помощью идей и принципов, которые будут удовлетворять все страны, так как они хотят спокойствия, порядка и равновесие, возможно достичь большей выгоды проигравшей стране - заслуга Талейрана, которой он воспользовался.

Так чем же был «Европейский концерт» для Талейрана? Мы можем сказать, как для человека своей эпохи, выдающегося дипломата, который следует государственным интересам своей страны, «Европейский

концерт» для Талейрана был удобным механизмом-системой для восстановления Франции после поражения в Наполеоновских войнах и после революции 1830 г. Системой, в рамках которой Франции, как сильной, но ослабленной державе, было легко восстановиться на политической арене и вновь играть одну из решающих ролей в решении вопросов на международной арене. Системой, которая поддерживала необходимый Франции мир и стабильность в Европе. Системой, которая легитимизовала власть восстановленных Бурбонов и пришедших в 1830 г. Орлеанов. Системой, в создании которой, как считал сам Талейран, он сыграл одну из главнейших ролей.

Список используемой литературы:

1. Борисов Ю.В. Шарль-Морис Талейран. Изд. международные отношения. М. 1986.

2. Виноградов В.Н., Исламов Т.М., Кирилина Л.А., Макарова Г.В., Оболенская С.В., Ревякин А.В., Фалькович С.М., Федосова Е.И., Чуркина И.В., Яхимович З.П. Европейские революции 1848 года. "Принцип национальности" в политике и идеологии. М. 2001.

3. Громыко А.А., Земсков И.Н. История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 1. М. 1959.

4. Дебирур А. Дипломатическая история Европы: от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878) // Пер. с фр. 2-изд. М. 1994.

5. 3ак Л. А. Монархи против народов. Дипломат, борьба на развалинах наполеоновской армии. М. 1966.

6. История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959, С. 551-552

7. Кудрявцева Е.П. Венская система международных отношений 1815-1854 гг. и её крушение // От царства к империи. Россия в системах международных отношений. Вторая половина XVI - начало XX века. Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив. М. 2015. С. 261-294.

8. Маринин М.О. Польская революция 1830-1831 гг. И внешняя политика Великобритании и Франции (историко-культурологический аспект) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. №4. С. 78-84.

9. Медяков А.С. История международных отношений в Новое время. Изд. Просвещение. М. 2007.

10 Намазова А.С. Из истории революции 1830 г. в Бельгии // Французский ежегодник. М. 1972. С. 129153.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830. С. 144-147,176-177.

12. Рене де Кастр Мирабо ЖЗЛ. М. 2008.

13. Романова Е.В. Трактовки «Европейского концерта» в британской и американской историографии // Вестник МГИМО. 2016. №1 (46). С. 7-16.

14. Сергеев В.В. Равновесие сил» и «концерт держав» в европейской международной жизни середины XIX в. // Проблемы истории международных отношений в новое время [сборник статей]. Смоленск. 2002. С. 196 - 201.

15. Талейран Ш.-М. Мемуары / Редакция и статья Е.В. Тарле. М.: Изд. института международных отношений, 1959.

16. Таньшина Н. П. Венская система и Венские соглашения: взгляд из Франции // Россия и современный мир. 2017. № 4 (97). С. 61-76.

17. Таньшина Н. П. Последняя роль Ш.-М. Талейрана: посольство в Лондоне (1830—1834 годы) // Новая и новейшая история. 2014. № 5. С. 204—220.

18. Таньшина Н.П. Талейран. Гений дипломатии. Изд. АСТ-Пресс. 2014.

19. Тарле.Е.В. Наполеон. М. 1941.

20. Тарле Е.В. Талейран ЖЗЛ. М. 1939.

21. Текст Первого Парижского мира [Электронный ресурс] URL: https://estonia.midm/112?ysdid=l9vpskm35y717233270 (дата обращения: 06.11.2022).

22. Фадеева Т.М. К 200-летию Венского конгресса 1814-1815 гг.: размышления о его наследии. (на страницах журнала «Journal of modern european history»). (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. 2016. №3. С. 116-123.

23. Хазин А.Л., Богданов С.В. Венский конгресс 1814-1815 годов и его участники: коммуникативные инструменты, ошибки, достижения // Государственное управление. Электронный вестник. № 40. Октябрь 2013 г.

Приложения:

_Приложение 1: основные события в жизни Ш. Талейрана

1754-1796 Начало политической и дипломатической деятельности

1754 Родился в Париже

1770 Талейран поступает в семинарию Сен-Сюльпис

1779 Рукоположен в священники

1780 Талейран становиться Генеральным агентом Галликанской церкви при дворе

1788 Талейран становится епископом Отёнским

1789 Открытие сессии Генеральных штатов. Талейран избирается от духовенства, но присоединяется к Учредительному собранию

1790 Принятие Гражданского устройства духовенства.

1791 Талейран слагает с себя обязанности епископа. Отлучается от церкви Святым престолом

1792 Первое дипломатическое назначение Талейрана в Лондон

1793 Казнь Людовика XVI, эмиграция Талейрана в Англию

1794 Декрет об иностранцах. Талейран вынужден отплыть в Северную Америку

1796 Возвращение Талейрана в Европу

1797-1814 Расцвет бескомпромиссной работы французского кабинета международных дел при Наполеоне

1797 По протекции Барраса Талейран получает свой первый министерский портфель. Первая встреча Наполеона и Талейрана

1799 Отставка Талейрана. Переворот 18 брюмера. Талейран становиться министром иностранных дел при Наполеоне

1803—1806 Участие Талейрана в реорганизации политических единиц германских и австрийских земель

1805 Участие Талейрана в подписании Пресбургского говора

1807 Тильзитский мир

1808 Начало Франко-испанской войны

1814 Талейран участвует в сдаче Парижа антинаполеоновской коалиции

1815-1838 Работа при Бурбонах и Орлеанах

1814 Отречение Наполеона, реставрация Бурбонов. Начало работы Венского конгресса

1815 100 дней Наполеона. Создание Священного союза, окончание работы Венского конгресса. Талейран получает портфель министра иностранных дел и становится главой кабинета. Внезапная отставка, Подписание унизительного Парижского мирного договора

1830 Отречение Карла X. Июльская монархия, Талейран возвращается на службу после 15 лет перерыва. Отъезд Талейрана в Лондон в качестве посла

1832 В Лондоне проходит конференция по урегулированию бельгийского конфликта

1834 Договор между Испанией, Португалией, Великобританией и Францией в ходе разрешения испано-португальского конфликта. Талейран добровольно уходит в отставку.

1838 Ухудшение здоровья Талейрана и его смерть.

Вопросы студенческой науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск №06 (82), июнь 2023

Приложение 2: варианты карикатур на Ш. Талейрана XIX в.

•Ср (в личной

4? уиии с 1814 г.)

)¿s> ¿ «ЯГ

¿ХРИСТИАНИН

ФИНЛЯНДИЯ

■зг СТОКГОЛЬМ-

(к Pöecvui^c 1б09гД \ ' Хельсинки* |-<гГ. .

_ (■Гельсонгфррс) С.ПЕТЕРБУРГ

СОЕДИНЁННОЕ .^^Д^КОРОЛЕВСТВО ,

О . ' V > С- /1

ВЕЛИ КОБРИТАНИИ

ИРЛАНДИИ

-ЛОНДОН АМСТЕР^5$Л

Гомоцрг ^ fv/ М

Е И Н <1 В ОРЕ

ДА

~ ) Uí

^í- аэ

э Л

КОПЕНГАГЕН

«ЛЯ*

I L

.¿Рига РОССИЙСКАЯ ~ Вильно /"

Я / ИМ НЕ Р И Я

ПАРИЖ

?'ЛЮКСЕ

14

ВАРШАВА

,- CSJ ЦАРСТВО

_ 7 ^ПОЛЬСКОЕ

^ у, Прага | LUrnynjTapm^ ^ ABC Т^И Й С К А Я

-X

Киев'

чХ

■БЕРЬ

„ßopdo ^ Пцон^ ^, ^ — у^ЛТИРОЛЬ , С

X 4

<о -MKiffíeH «вСНА ИМПЕРИЯ

- - ^------*ч91

Буда^Решт Венгрия

^¿Л**НЦИЙ ВОСН0ИЯ^СЕРБИЯ <

•Ч8 9 TV>.C

вала***4'

N о чТо

1 % ч - ^ %

— БОЛГАРИЯ

Of, РИМ ^ ^

НЕАПОЛЬ*

«*КАЛЬЯРИ

СТАМБУЛ.-

Л Ж

И

- Л/ Ч у и и с

х

-—о-" ХОР -

г Афины

Территории, присоединённые по решению Венского конгресса:

_2 к Российской империи

к Австрийской империи к Прусскому королевству к Швейцарии к Нидерландам

- Граница Германского союза, образованного в 1815 г.

— — Границы государств и владений в 1815 г. Цифрами на карте обозначены: 9 Папская обл.

1 Бельгия 6 Ломбардо- 10 Рейнская Пруссия

2 Швейцария Венецианское кор. 11 Пьемонт

3 Саксония 7 Краковская 12 Сардиния

4 Парма республика 13 Андорра

5 Модена 8 Тоскана 14 Ганновер

Приложение 3: итоги Венского Конгресса в Европе

Приложение 4: карта революции в Бельгии 1830 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.