Научная статья на тему 'Европейский газовый рынок и перспективы России'

Европейский газовый рынок и перспективы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1113
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОВЫЙ РЫНОК / МОДЕЛИ "ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ" / ЭКСПОРТ ГАЗА / ИСТОЩЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NATURAL GAS MARKET / "ENERGY DOCTRINE" MODELS / NATURAL GAS EXPORT / DEPLETION OF OIL AND NATURAL GAS DEPOSITS / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Привалов Николай Геннадьевич, Ли Татьяна Борисовна

Истощение нефтяных и газовых месторождений усиливает конкуренцию мировых стран-лидеров за ресурсы и меняет их экономическую и энергетическую политику. Европейские страны ужесточают экологические стандарты, поэтому закрывается часть атомных станций. В результате повышается спрос на природный газ. Описываются модели «энергетической доктрины» доминирование крупных государственных монополий, конкурентная энергетическая доктрина и формирующаяся «Новая глобальная энергетическая доктрина» с усилением государственного регулирования. Обострение ситуации на газовом рынке проявление нового этапа в формировании смешанной экономики. Авторы предлагают рекомендации для российского бизнеса и органов власти, способствующие сохранению экономических и политических позиций России на европейском и мировом газовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Natural Gas Market and Russia’s Prospects

Depletion of oil and natural gas deposits tightens the competition between leading countries of the world for resources and alters their economic and energy policies. European countries raise ecology standards, for this reason, part of nuclear power plants is closed. As a result, the demand for natural gas is growing. The article describes the models of “energy doctrine”, namely the domination of large state monopolies, the competitive energy doctrine and the forming “The new global energy doctrine” connected with increasing state regulation. The exacerbation of the situation in natural gas market marks the new stage in the formation of mixed economy. The authors formulate recommendations for Russian government bodies and national business that will help to retain Russia’s economic and political positions in European and global natural gas market.

Текст научной работы на тему «Европейский газовый рынок и перспективы России»

ПРИВАЛОВ Николай Геннадьевич

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и экономической политики

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, РФ, г. Санкт-Петербург, Наб. Канала Грибоедова, 30/32 Контактный телефон: (812) 310-47-25 е-1шН: [email protected]

ЛИ Татьяна Борисовна

Аспирант кафедры экономической теории и экономической политики

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, РФ, г. Санкт-Петербург, Наб. Канала Грибоедова, 30/32 Контактный телефон: (911) 125-43-25 е-1шН: [email protected]

Европейский газовый рынок и перспективы России

Истощение нефтяных и газовых месторождений усиливает конкуренцию мировых стран-лидеров за ресурсы и меняет их экономическую и энергетическую политику. Европейские страны ужесточают экологические стандарты, поэтому закрывается часть атомных станций. В результате повышается спрос на природный газ. Описываются модели «энергетической доктрины» - доминирование крупных государственных монополий, конкурентная энергетическая доктрина и формирующаяся «Новая глобальная энергетическая доктрина» с усилением государственного регулирования. Обострение ситуации на газовом рынке - проявление нового этапа в формировании смешанной экономики. Авторы предлагают рекомендации для российского бизнеса и органов власти, способствующие сохранению экономических и политических позиций России на европейском и мировом газовом рынке.

JEL classification: 035, 048

Ключевые слова: газовый рынок; модели «энергетической доктрины»; экспорт газа; истощение нефтяных и газовых месторождений; государственное регулирование.

Энергетическая доктрина в широком смысле означает направленную на экономическую эффективность и обеспечение энергетической безопасности систему экономических, технологических и политических мер, концентрированно отражающих интересы субъектов разного уровня в сфере энергетики.

Можно предположить, что развитие энергетической доктрины шло параллельно й трансформации технологий воспроизводства минерально-сырьевой базы, технологий управления и развития мирового рынка газа на фоне глобализации мировых процессов. н Исследователи выделяют следующие периоды и этапы развития мирового, в том

^ числе европейского, газового рынка, которым соответствуют свои модели энергетиче-Н ской доктрины:

и • 1950-е - 1970-е годы - доминирование крупных вертикально интегрированных

| государственных монополий, включающих производство, транспортировку и распре-^ деление углеводородов;

• 1970-е - 2000-е годы - конкурентная энергетическая доктрина [5. С. 9-10].

Этапы развития европейского рынка газа

1. Преимущественно национальные рынки газа. Европейский рынок газа, один из крупнейших энергетических рынков в мире, является основным импортером российского газа. На пять стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция) приходится 70% потребления газа в Европейском союзе (ЕС). С 1930-х годов началось развитие газовых рынков в странах ЕС и до 1960-х годов они носили преимущественно национальный, внутренний характер. В Италии и Франции газовые месторождения были открыты в 1930-е годы, а в Германии и Нидерландах в 1950-е годы. Великобритания начала закупать сжиженный природный газ (СПГ) в 1950-е годы, а местное производство газа началось только в 1960-е годы.

2. Общеевропейский рынок газа. С 1960-х годов развивается международная торговля газом и диверсификация его поставок. В течение 1960-х и 1970-х гг. спрос на природный газ во Франции, Италии и Германии опережал отечественное производство, и импорт газа стал необходимым. Великобритания производила достаточно газа для внутреннего потребления и начала экспортировать газ только в конце 1990-х годов. В Нидерландах после открытия месторождения Гронинген экспорт газа начался в больших масштабах. Этот период характеризуется созданием огромной транспортной сети, построенной в Европе для торговли газом на международном уровне. Первоначально она создавалась для поставок из Нидерландов, затем из России, Норвегии и Великобритании.

Для международных поставок, в частности из Нидерландов в Италию, Европе была необходима сеть трубопроводов с высоким давлением. Она финансировалась по схеме «Нетбэк», согласно которой цены на газ в стране назначения связаны с ценообразованием на конкурирующие виды топлива, а оплата за газ не включает транспортные расходы. Растущая проблема конкурентоспособности европейской промышленности в условиях глобализации рынка подталкивала Европейский союз на создание более конкурентоспособного и более эффективного энергетического сектора.

3. Либерализация европейского рынка газа. Целью либерализации является создание более конкурентоспособного и эффективного энергетического сектора. По-настоящему работающий внутренний рынок более гибок в случае перебоев с поставками и посредством этого повышает газовую безопасность. Либерализация европейского рынка газа оказывала огромное влияние на мировую энергетику в целом и кардинально стала менять энергетический рынок не только европейских стран, но и энергетическую политику основных стран - экспортеров газа, в частности России.

В 1996 г. Европейский союз принял Директиву по электроэнергии (96/92/ЕС), а два года спустя - Газовую директиву (98/30/ЕС). В документах представлены общие правила для энергетических рынков Евросоюза. Новая правовая база направлена на открытие газовой инфраструктуры для третьих сторон. Этой цели планировалось достигнуть путем расчленения операторов газа, что позволяет конкурировать поставщикам в рамках сети естественных монополий. Принятая в 2004 г. Директива (2004/67/ЕС) не была столь обязательной по либерализации. Другой особенностью второй газовой директивы было предложение об обновлении Директивы по транзиту 1991 г. и предложение о совместном регулировании всех магистральных газопроводов высокого давления в странах ЕС, которые будут доступны и для третьих сторон. Вопрос трубопроводов в процессе либерализации решался с определенной осторожностью. Новые трубопроводные проекты были временно освобождены от доступа для третьих сторон, чтобы сделать возможными инвестиции и их погашение.

В январе 2007 г. был представлен доклад о будущем энергетической политики ЕС. Он предусматривал «третий пакет» законопроектов, касающихся европейских рынков газа и электроэнергии. Основными положениями третьего пакета в отношении рынков природного газа являются:

• совместное рассмотрение энергетических и экологических проблем;

• разделение собственности между транспортировкой и продажами;

• создание европейского агентства по регулированию энергетики для мониторинга трансграничных вопросов;

• укрепление энергетической безопасности и ускорение интеграции энергетических рынков;

• эффективное разделение поставщиков газа и операторов газопроводов;

• выравнивание полномочий национальных регуляторов, усиление их роли и независимости;

• повышение прозрачности рынка.

В конце 2009 г. в Евросоюзе было создано новое отраслевое объединение операторов газораспределительных сетей БМТ800. Его главная цель - сделать газотранспортный рынок более прозрачным и унифицировать правила работы на нем. Объединение появилось в соответствии с планом Евросоюза по разделению энергетических компаний на генерирующие и сетевые. Одни компании должны энергию производить и продавать, а другие, не связанные с ними напрямую, отвечать за ее доставку. БМТ800, учрежденный по инициативе Еврокомиссии, призван обеспечить стабильность поставок газа европейским потребителям и равные условия доступа поставщиков газа к распределительным сетям.

Современные тенденции европейского рынка газа

В настоящее время в ЕС-27 можно выделить три группы стран по уровню развития: крупные газовые узлы, страны-транзитеры и конечные потребители. Страны, претендующие на роль газовых узлов ЕС (Бельгия, Германия, Испания, Италия, Великобритания), занимаются добычей, экспортом, импортом и транзитом газа самостоятельно. Транзитные страны (Австрия, Венгрия, Словакия, Чехия) контролируют транспортные потоки газа, и их вес на международной газовой арене обусловлен географическим положением. Конечными потребителями в ЕС становятся недостаточно интегрированные в европейскую газотранспортную сеть страны (Португалия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва и Эстония).

Структура газового рынка Европы исторически формировалась под влиянием газовых потоков из регионов Северного моря, Северной Африки и СССР. Страны, имеющие непосредственный выход к Северному морю, стали крупнейшими европейскими производителями (Великобритания, Нидерланды, Дания), а сеть газопроводов развивалась с севера на юг для подключения к ресурсам сначала Бельгии и Франции, а затем Италии и Испании.

В последние годы начинает активно развиваться использование сжиженного природного газа (СПГ). Наличие у страны СПГ-терминала позволяет импортировать газ из Алжира, Нигерии и государств Персидского залива. СПГ-терминалы с законтрактованными объемами газа, пересечение большого числа газопроводов позволяют создать узел (хаб), в котором можно управлять потоками газа, а предложение превышает спрос. В Европе уже существуют несколько хабов.

Основной причиной роста спроса на природный газ является быстрое увеличение доли природного газа как ресурса в энергетическом секторе. Сектор производства электроэнергии стал последним, который в значительной степени переключился на использование природного газа. Для стран Европы очень важно то, что экологические характеристики газа делают его сравнительно чистым топливом для тепло- и электростанций.

Внутренние газовые запасы и, соответственно, внутреннее предложение природного газа в странах Европейского союза ограничены. Наблюдается устойчивое увеличение потребления. После четвертого и пятого расширений ЕС 2004-2007 гг. зависимость

экономики ЕС от импорта газа возросла на 17% (с 48% на 1999 г. до 64% на 2009 г.)1. Запасы Великобритании и датские запасы Северного моря, которые составляют основную часть газа ЕС, в ближайшее время могут быть практически полностью истощены [9]. С учетом того, что собственные месторождения в ЕС истощаются, электроэнергетика все более ориентируется на использование газа, а также, принимая во внимание процессы взаимной интеграции электроэнергетики и газовой промышленности в регионе, зависимость ЕС от мирового рынка природного газа будет расти [3. С. 34].

Разработка месторождений сланцевого газа

В 2009 г. падение спроса, вызванное экономическим кризисом, совпало с заметным увеличением предложения, обусловленным тем, что благодаря инновативным технологиям США оказались в состоянии полностью обеспечивать себя собственным сланцевым газом. Это привело к тому, что в Западной Европе на спотовых рынках, где осуществляются краткосрочные сделки, цены на газ оказались существенно ниже цен, оговоренных в долгосрочных контрактах на поставки этого энергоносителя по трубопроводам. В Европе для разведки месторождений сланцевого газа максимальный интерес сегодня представляют Польша, Венгрия, Германия и Швеция.

Запасы сланцевого газа на территории США оцениваются в 24 трлн м3 (на всю Европу, в том числе и часть России, приходится около 16 трлн м3). Мировые, технически извлекаемые запасы этого топлива составляют больше 200 трлн м3.

Однако появляется все больше информации о недостатках сланцевого проекта. «Объемы газа и нефти, которые можно извлечь из этой породы, очень маленькие, -объясняет ректор Национального минерально-сырьевого университета «Горный» профессор Владимир Литвиненко. - В горной породе содержится всего 2-10% углеводородов. Чтобы извлечь миллионы кубов газа, надо охватить огромное количество сланцевых месторождений. Технология очень сложна. Нужно пробурить две скважины глубиной около километра-двух. Затем следует произвести гидроразрыв пласта путем накачки в одну из скважин от 10 до 20 т воды вместе с химическими реагентами. Газ, который образутся в результате синтеза, устремляется вверх с огромным количеством воды. В атмосферу выбрасывается столб жидкости с реагентами. Зона вокруг скважины от одного до десяти километров выглядит как безжизненный лунный грунт. Европейские государства давно мечтали за счет получения нефти и газа из сланцев стать независимым в плане энергетики. ... В прошлом году я был на одном из совещаний в Гамбурге. Там четко озвучили мнение экологического сообщества: в Европе в ближайшие годы эту технологию использовать не будут. ... Ситуацию усугубляет еще и то, что бурить надо много и постоянно. Ведь любая скважина в первые полгода-год после гидроразрыва дает хорошие результаты, но потом добыча резко падает. Сегодня американцы добывают сланцевый газ только в тех районах, где очень низкая плотность населения. В Европе, сами понимаете, это практически невозможно. И еще я хотел бы подчеркнуть, что только 30% скважин, которые сейчас бурят в США, успешны» [4].

Сверхлегкая сланцевая нефть к тому же может самопроизвольно взрываться при транспортировке. К такому выводы пришли эксперты по итогам расследования взрывов на нефтеналивных поездах. Она содержит большое количество газов и, по утверждениям работающих с ней компаний, является по сути не нефтью, а газоконденсатом [1].

Все это увеличивает издержки и делает освоение сланцевых залежей более проблематичным. В конечном счете, сланцевый тип газа и нефти может оказаться конкурентоспособным только на ограниченный промежуток времени.

1 Energy, transport and environment indicators. Luxembourg: Publications Office of the European

Union, 2011. P. 24.

Увеличение спотового рынка влияет на ценообразование. На европейском рынке газа создается двухуровневый рынок: на основе долгосрочных контрактов, цены которых привязаны к ценам на нефть, и на основе краткосрочных сделок, цены которых формируются на спотовом рынке.

Следует обратить внимание и на политику, которая может замедлить рост спроса на природный газ.

Экологическая политика ЕС

Для ЕС важно, что экологические характеристики газа делают его сравнительно чистым топливом для тепло- и электростанций. Природный газ эффективнее угля в расчете на единицу энергии. Планы по свертыванию ядерной энергетики в Швеции и Германии предусматривают частичную замену атомных электростанций газовыми. Ожидается, что после закрытия устаревших и загрязняющих окружающую среду угольных электростанций в Польше, Чехии, Эстонии и Болгарии возрастет зависимость этих стран от поставок газа из России.

Энергетическая политика ЕС

Основными направлениями энергетической политики ЕС являются:

• либерализация рынка газа - Директива по электроэнергии (96/92/ЕС); Газовая директива (98/30/ЕС); Газовая директива (2003/55/ЕС); Директива (2004/67/ЕС);

• безопасность энергоснабжения - Зеленая книга «К европейской стратегии безопасности энергоснабжения» 2000 г.), в которой констатируется, что доля внешних источников в энергобалансе Евросоюза неизбежно будет расти, поэтому реальная задача заключается не столько в сокращении зависимости, сколько в снижении связанных с ней рисков путем диверсификации и сокращения спроса;

• снижение спроса на газ (Инициатива 20-20-20).

Инициатива 20-20-20 была предложена Комиссией ЕС и одобрена в 2008 г. Советом государств - членов ЕС и Европейским парламентом. В соответствии с ней, к 2020 г. ЕС должен выпускать парниковых газов на 20% меньше, по сравнению с уровнем 1990 г., иметь долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе, равную, по крайней мере, 20%, а энергоэффективность повысить не менее чем на 20% (см. рисунок). Меньшая энергоемкость, а также более высокая зависимость от возобновляемых источников энергии, при прочих равных условиях, приведут к снижению спроса на импортируемый природный газ.

2005 Основа: Основа: Политика: Политика:

нефть нефть нефть нефть

61 дол. США 100 дол. США 61 дол. США 100 дол. США

Чистый импорт газа в ЕС, млрд м3 (4 сценария)1

Рисунок показывает чистый импорт газа в Европейский союз в 2020 г. в соответствии с четырьмя сценариями. Первые два сценария предполагают, что Инициатива

1 Рассчитано по: [9].

20-20-20 не выполнена. Первый сценарий предусматривает относительно низкий уровень средней цены нефти - 61 дол. США за баррель в течение 2008-2020 гг., второй -100 дол. США за баррель [9]. Третий и четвертый сценарии предполагают, что Инициатива 20-20-20 соблюдается при двух вариантах цен на нефть.

Если брать сценарий с низкой ценой на нефть без новой политики (сценарий 1), то данные условия приведут к тому, что Россия не в состоянии будет увеличить поставки в достаточном количестве. ЕС будет вынужден импортировать большие объемы газа из Ирана и других стран. С другой стороны, с Инициативой 20-20-20 и низкими ценами на нефть (сценарий 3), спрос к 2020 г. вырастет примерно на 40 млрд м3 в год, по сравнению с уровнем 2005 г. Если цены на нефть окажутся высокими (сценарий 4), то ЕС к 2020 г. будет импортировать природный газ меньше, чем в 2005 г. В результате дополнительный трубопроводный транспортный потенциал для ЕС станет полностью ненужным. Если Инициатива 20-20-20 реализуется, то и существующие, и новые трубопроводы будут работать намного ниже полной мощности.

Опережающий рост потребления газа усилил актуальность надежности поставок газа. Выпущенная в 2000 г. Европейской комиссией «Зеленая книга: Европейская стратегия безопасности энергоснабжения», призванная стимулировать дискуссию, стала первой попыткой сформулировать на наднациональном уровне всеобъемлющий и согласованный подход к проблемам энергетической безопасности.

Основными поставщиками газа в ЕС в настоящее время являются Россия, Норвегия и Алжир. Истощение запасов в Северном море еще больше усилит зависимость от импорта: объем газа, импортируемого ЕС, может вырасти с 200 млрд м3 в 2001 г. до 650 млрд м3 в 2030 г. [2]. Доля импорта за тот же период может увеличиться с 38% до примерно 70%, большая его часть будет поступать из России и Алжира.

Расширение ЕС повысило его зависимость от импорта энергоресурсов из России. Планы по свертыванию ядерной энергетики в некоторых государствах - членах Евросоюза предусматривают частичную замену атомных электростанций газовыми. После закрытия устаревших и загрязняющих окружающую среду угольных электростанций в Польше, Чехии, Эстонии и Болгарии зависимость этих стран от российского газа возрастет. Свой вклад в удовлетворение европейского спроса способны внести африканские поставщики - Алжир, Ангола, Ливия, Египет и Нигерия, а также страны Центральной Азии и Южного Кавказа - Казахстан, Туркмения и Азербайджан.

Полагаем, что после прохождения этапа «конкурентной энергетической доктрины» (1970-2000 гг.) начала формироваться новая глобальная энергетическая доктрина с усилением государственного регулирования. Причины этого:

1. Истощение доступных запасов минерально-сырьевых ресурсов, в том числе энергоносителей.

2. Усиление мировой конкуренции за рынки сырья, в которой главенствующую роль начинают играть правительства национальных государств, прежде всего США и КНР.

3. Попытки передела мира, выражающиеся в усилении борьбы мировых лидеров (США, КНР, Евросоюз, Россия и др.), стремительном движении вперед некоторых стран (КНР, Индия), создании новых интеграционных блоков (БРИКС, Евразийский экономический союз и др.), стремлении США сохранить однополярный мир, а России занять новое достойное место в этих процессах и вернуть себе статус «сверхдержавы».

4. Переплетение экономических, политических и даже военных инструментов в геополитической борьбе со стороны США и Евросоюза, например в современном конфликте на Украине, одной из причин которого могут быть запасы сланца на юго-востоке Украины. Донбасс, по оценкам американских экспертов, что было озвучено в ходе избирательной компании В. Порошенко, - территория, расположенная в центре так называемого Юзовского проекта. Здесь таятся запасы сланцевого газа объемом 3,6 трлн м3 [7].

5. Интересы экономической, национальной и глобальной безопасности, требующие усиления роли национальных государств и межгосударственных отношений.

Объяснить происходящие события можно также с позиции теории длинных волн Н. Кондратьева, поскольку нисходящая часть пятой волны Кондратьева предположительно в 2017 г. [6. С. 73] - 20181 гг. завершится новым среднесрочным экономическим кризисом и перейдет в повышательную часть шестой длинной волны.

До 2030 г. в мире будет развертываться глубокий научно-технический переворот. Он связан с переходом в начале ХХ1 века от повышательной к понижательной фазе современного пятого цикла Кондратьева и адекватного ему технологического уклада и освоением первых поколений шестого уклада, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках в 20-40-е годы XXI века. В переходный период происходит структурная перестройка экономики, падает эффективность технологических систем, замедляются темпы экономического роста, углубляются периодические экономические кризисы, повторяющиеся каждое десятилетие, ужесточается конкуренция на мировых и внутренних рынках. В 30-40-е годы, на повышательной фазе шестого цикла Кондратьева, ожидаются обратные тенденции [8. С. 222].

Все это меняет правила игры на мировых рынках, усиливает их неустойчивость, что требует создания новых (или совершенствования старых) регулирующих механизмов. Рыночные инструменты перестают работать в кризисных точках, какой, например, стал острый конфликт между Россией и Украиной по поводу поставок газа и оплаты Украиной газовых долгов. Газ, а в перспективе, возможно, и другие стратегические ресурсы, становится предметом не столько рыночных отношений, сколько политики, точнее - геополитики. Поэтому для оценки и прогнозирования ситуации требуется более комплексная методология.

В практическом плане российским органам власти и отечественным участникам рынка, в том числе газовым компаниям, вероятнее всего, необходимы следующие меры:

1. Диверсификация поставок газа и, возможно, других энергоресурсов. Естественной реакцией на западные санкции в 2014 г. стало подписание гигантских контрактов о поставках российского газа в Китай и отмена проекта «Южный поток» (с заменой его проектом строительства газопровода через Турцию).

2. Проявление более твердой и последовательной позиции в отношении зарубежных партнеров, многие из которых под давлением США наносят ущерб международному имиджу России как торговому и политическому партнеру.

3. Вступление России в 2014 г. в этап «новой экономической политики». Санкции стали только поводом к началу нового цикла российских реформ, когда прежний либеральный этап должен перерасти в этап укрепления государства во всех сферах в рамках сохранения смешанного характера экономики. Можно вычленить намечающиеся направления реформ: реиндустриализацию (как инструмент для импортозамещения); возрождение ВПК; возрождение АПК (прежде всего продовольственной безопасности); усиление государственного управления стратегическими ресурсами (в том числе в ТЭК); политику протекционизма отечественным товаропроизводителям; государственную и общественную защиту национального потребителя; инновационную политику; комплексную переработку ресурсов и энергосбережение; демографическую безопасность; идеологическое сопровождение новой экономической политики (патриотизм и укрепление традиционных духовных ценностей); диверсификацию внешнеэкономических и внешнеполитических связей.

1 Так, например, считает С. Глазьев.

Источники

1. Американская сланцевая нефть оказалась взрывоопасной // Прайм. Агентство экономической информации. 2014. 25 июня. Режим доступа: http://1prime.ru/ oil/20140625/787281900.html.

2. Губайдуллин А., Кампанер Н. Газ в Европе: есть ли альтернатива? // Россия в глобальной политике. 2006. № 1.

3. Кидямкин А. А. Формирование стратегии сотрудничества России и Европейского союза в области транзита природного газа в условиях глобализации мировой энергетики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2014.

4. Кузнецова К. Сланцевая лихорадка // MK.ru - Санкт-Петербург. 2013. 20 марта. Режим доступа: http://spb.mk.ru/article/2013/03/20/828263-slantsevaya-lihoradka.html.

5. Метелев П. С. Становление глобального рынка природного газа и место России в этом процессе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2013.

6. Пантин В. И. Циклы и ритмы истории. Рязань : Ряз. арм. культур. о-во «Аракс», 1996.

7. Полубота А. Сланцевые фантазии «незалежной» // Свободная пресса. 2014. 29 апреля. Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/86512/?regnum=1.

8. Россия в пространстве и времени (история будущего) / Б. Н. Кузык, А. И. Агеев, О. В. Доброчеев и др. М. : Ин-т экон. стратегий, 2004.

9. Christie E. European security of gas supply - A new way forward // PEI Electronic Publications. 2009. 08. URL: http://www.tse.fi/FI/yksikot/erillislaitokset/pei/Documents/Ju-lkaisut/Liuhto%200809%20web/pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.