Государство и право России: История и современность
ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ И РОССИЯ А.Х. Абашидзе, Ю.А. Арсентьев
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, ¡17198, Москва, Россия
В данной статье рассматриваются цели, задачи, функции и деятеьлность Европейского банка реконструкции и развитая и его взаимоотношения с Российской Федерацией.
В Концепции внешней политики Российской Федерации (июль 2000 г.) определен главный приоритет в сфере международных экономических отношений — содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей, включая участие в международных банковских учреждениях. Россия, участвуя в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) получает дополнительные возможности привлечения инвестиций, в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики1. К сожалению, до сих пор не проведено всеобъемлющее исследование деятельности столь важной организации, какой является ЕБРР.
Европейский банк реконструкции и развития — международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 года. Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС (ныне ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР. Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и его сотрудников определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном 15 апреля 1991 года.
Основная цель Банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран. Главной задачей ЕБРР является содействие переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора.
С начала своей деятельности ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где работает ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
— использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского деда;
1 См.: Независимая газета. 11 июля 2000 г.
— гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по
секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
— сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
— сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;
— координирует взаимодействие с международными валютно-кредитными и
финансовыми организациями;
— гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
— стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона; объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 году по инициативе ЕБРР и других пяти международных организации-спонсоров (МВФ, МБРР, BMP, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики.
Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих — высший распорядительный орган ЕБРР — включает по два представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника Банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР, по сути, являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности банка. Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов:
— прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в Банке;
— избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом;
— увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР;
— предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
— утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов;
— внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.
Совет управляющих проводит ежегодное заседание, а также другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета директоров. Заседание Совета управляющих созывается Советом директоров по'требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право членьг ЕБРР. Две трети управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет-не менее 2/3 от общего количества голосов* на которые имеют право члены ЕБРР.
Совет директоров — главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих. В их числе:
подготовка работы Совета управляющих;
— в рамках указаний Совета управляющих определение политики и принятие решений в отношении предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР;
— предоставление проверенной аудиторами отчетности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании;
— утверждение бюджета ЕБРР.
Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран — членов НС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора — от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора — от остальных европейских стран; 4 директора — от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 от общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85 процентов, голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании).
Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосовании, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих и председательствует на Совете директоров.
При формировании ресурсов ЕБРР разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд. экю делится на 1 млн. акций с номиналом 10 ООО экю каждая, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляет 3 млрд. экю, или 30 процентов разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70 процентов акций — неоплаченные и могут быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежат.
Страны — члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51 процента, страны Центральной и Восточной Европы — 13 процентов, остальные европейские страны — 11 процентов, неевропейские страны — 24 процента. Наибольшими долями в капитале располагают США (10 процентов), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5 процента). Размер уставного капитала пересматривается не реже одного раза в пять лет. Совокупная доля стран — членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС при пересмотре размера капитала не должна быть ниже 50 процентов общей суммы разрешенного к подписке капитала. Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают:
— разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию;
— привлеченные заемные средства;
— средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал;
— прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития.
Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 года в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции). Главная цель программы — содействовать развитию частного сектора путем поддержки мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. 10
ЕБРР осуществляет управление этими двумя фондами. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов (начиная с технико-экономических обоснований), а другой — для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим странам и международным организациям предложено вносить средства в эти фонды. Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
— предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие
производства;
инвестирование в капитал;
— гарантированное размещение ценных бумаг; . . .
— облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания
содействия в других формах;
— размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями,
определяющими их использование;
— предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание
технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием.
ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мест за счет расширения существующих или организации новых -предприятий-заемщиков.
ЕБРР оказывает России кредитную помощь в сфере развития энергетики, совершенствования инфраструктуры, осуществления конверсии, содействия разгосударствлению и приватизации, подготовки кадров и т.д. В 1992 году совместно с Мировым банком и рядом западноевропейских банков он участвовал в соглашении о предоставлении кредита России на закупку оборудования и содействии в области приватизации на сумму 90 млн. долл. (доля ЕБРР — 43 млн. долл.)1.
С момента образования ЕБРР к началу .1994 года Совет директоров ЕБРР одобрил 20 проектов на общую сумму около 1,8 млрд. долл. с долей ЕБРР в размере 570 млн. долл. Фактическое использование кредитов по одобренным проектам по России к началу 1994 года составило около 100 млн. долл., т.е. около 5,5 процента объема обещанных кредитных ресурсов. Из двадцати утвержденных по России-проектов восемь на сумму 1,3 млрд. долл. относятся к нефтегазовому сектору (доля ЕБРР — 36 процентов); четыре проекта на сумму 85 млн. долл. — к финансовобанковскому сектору (доля ЕБРР — 35 процентов); два проекта в сумме 152,4 млн. долл. осуществляются в области деревообработки и производства мебели (доля ЕБРР -— 72 процента) и один проект (в сумме 33 млн. долл. при доле ЕБРР — 27 процентов) связан с реконструкцией 3
1 См.: Международные валютно-кредитные отношения М., 1994. С.571.
зданий в Санкт-Петербурге. ЕБРР также участвует в размере 43,8 млн. долл. в приватизационном кредите на общую сумму 159,8 млн. долл.1
В сфере высоких технологий одобрены два проекта в области телекоммуникаций на общую сумму 31,1 млн. долл. (доля ЕБРР — 20 процентов).
ЕБРР финансирует ряд отраслей и производств, испытывающих трудности, в частности предприятия по добыче золота2.
Европейский банк реконструкции и развития — первый международный финансовый институт, который в своем уставе четко определил охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности.
В 1992 году банком был подготовлен документ «Управление состоянием окружающей среды: политика банка». В этом и ряде последующих документов определены цели и основные направления экологической политики ЕБРР. В качестве приоритетных можно назвать следующие направления:
— оказание помощи странам в формировании экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, установление приемлемых экологических стандартов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;
— содействие применению различных экономических инструментов для ликвидации исходных причин ухудшения окружающей среды и использованию рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;
— поощрение развития рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;
— организация или поддержка специальных исследований и программ по решению региональных и национальных экологических проблем, а также по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т.д.;
— принятие адекватных процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов Банка;
— содействие распространению вышеупомянутых процедур в частном и государственном секторах’.
Инструментами реализации экологической политики Банка являются: проводимые ЕБРР исследования в области охраны окружающей среды; экологические процедуры, сопровождающие процесс принятия решений по операциям и проектам ЕБРР; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, гарантии, инвестиции ЕБРР, обеспечивающие финансирование экологических проектов.
ЕБРР активно содействует развитию в России малого и среднего бизнеса. Средства ЕБРР отечественные предприниматели получают через Фонд развития малого бизнеса в России, который был создан при поддержке стран «большой семерки». Активы фонда — 300 млн. долл., половину из которых предоставляет именно Европейский банк. Программа кредитования малого и среднего бизнеса сейчас реализуется в 23 регионах страны, в ней участвуют 7 российских банков.
Программа ЕБРР традиционно состоит из двух видов кредитов: микрокредитов на срок до одного года (от 100 до 30 тыс. долл.) и так называемых «малых кредитов», которые предоставляются на срок до трех лет в размере до 125 тыс. долл.
Как утверждают представители ЕБРР, кредитная методика, используемая в программе, а также возможность заложить под кредит буквально все — от самого бизнеса до личного имущества — позволяют максимально снизить количество невозвращаемых кредитов4.
Европейский банк реконструкции и развития завершил программу создания региональных венчурных фондов (РВФ) в России.
1 См. там же.'
2 См.: Киселева Е. ЕБРР занял место Гохрана. Банк будет финансировать добычу золота // Коммерсанте, 8 декабря 1999 г.
3 См.: Касатонов В.Ю. Европейский банк реконструкции и развития: политика в области охраны окружающей среды // Банковское дело, 1995, №12. С. 2.
4 См.: Волошин А. Удалый малый. ЕБРР нашел российские предприятия, в которые не страшно вкладывать
деньги //Известия, 17 февраля 2000 г. С 5. ’
Программа создания РВФ для укрепления результатов приватизации в России была утверждена на токийской встрече стран «семерки» в июле 1993 года при согласовании с Европейским союзом. Каждый фонд располагает 30 млн. долл. от Европейского банка, которые должны быть инвестированы в предприятия с числом служащих не более 5000'.
РВФ могут вкладывать в один проект от 300 тыс. до 3 млн. долл., и действуют в течение 10 лет с момента образования. Каждый из фондов поддерживается правительствами стран «семерки», ЕС или Скандинавии и получает дополнительно 20 млн, долл. в качестве «технической помощи». Управляет1 фондом, как правило, компания той страны, которая выделила данному РВФ 20 миллионов. Например, Дальневосточный фонд поддерживается Японией.
Следует отмстить, что ЕБРР, тем не менее, накладывает ограничения на инвестиции венчурных фондов. Запрещены вложения в табачную промышленность, производство оружия, крепких спиртных напитков, в игорные заведения, а также в операции с недвижимостью, банковский и финансово-страховой бизнес. РВФ представляют ежеквартальные отчеты и два раза в год отчитываются перед советом ЕБРР.
ЕБРР участвует в первоначальном капитале Банка проектного финансирования в Москве. Российский банк проектного финансирования (РБПФ) представляет собой часть многоступенчатого проекта. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий и других клиентов, способствуя тем самым переходу России к рыночной экономике. Российские банки в качестве акционеров РБПФ получат доступ к западной технологии финансирования проектов; предприятия частного сектора обеспечиваются финансовой и консультационной поддержкой, а местный персонал будет обучен работать в соответствии с международными банковскими стандартами. Подбор и оценка проектов должны способствовать привлечению иностранных капиталовложений в Россию.
В ряде российских банков ЕБРР приобрел значительные пакеты акций: например, в Российском банке проектного финансирования и в Токобанке. В настоящее время ЕБРР и МБРР приступают к совместному проекту укрепления российской системы (участие ЕБРР — 100 млн. долл.; участие МБРР — 200 млн. долл.). Проект ориентирован на совершенствование работы и техническое оборудование российских коммерческих банков. Число российских банков, отобранных для данного проекта, — от 30 до 40. Руководство ЕБРР летом 1994 года уже подписало соглашение с Правительством РФ о выделении 100 млн. долл. на реализацию проекта2.
Активная деятельность ЕБРР в России сопровождается возрастанием имущественных споров с российскими компаниями. Так, в 1999 году, например, ЕБРР начал процесс арбитражного разбирательства в связи с неуплатой АО «КамАЗ» долга. Впоследствии между руководством Татарстана и ЕБРР в Москве была достигнута важная договоренность — ЕБРР остановит процесс арбитражного разбирательства с долгами АО «КамАЗ» до получения результатов аудиторской проверки. «КамАЗ», в свою очередь, обязался нанять международную аудиторскую компанию, которая проведет аудит деятельности предприятия за 1998 и 1999 годы.
В августе 1999 года ЕБРР подал в арбитраж иск о признании недействительным другого кредитного договора, согласно которому «КамАЗ» перезаложил часть своего имущества, уже заложенного ЕБРР. В ответ на этот иск «КамАЗ» обратился в Международный суд в Лондоне со встречным иском к ЕБРР о признании недействительным залогового соглашения, заключенного с Банком.
Финансовые претензии ЕБРР имеет и к Российскому банку СБС-Агро’.
1 См.: Свешников А. Европейский банк надеется проложить дорогу частным инвесторам в Россию И Финансовые известия, 11 января 1996 г. С. 5.
2 См.: Касатонов В.Ю. Указ. соч.
1 См.: Филимонов М. Яишсот прошв ЕБРР. Стороны, возможно, рассудит только Высший арбитражный суд// Ведомости, 1В февраля 2000 г.
EUROPEAN BANK OF RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT AND RUSSIA
A.Kh. Abashidze, J.A. Arsentiev
The Department of International Law Russian University of Peoples' Friendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
This theses analyses aims, targets, iunction and activities of European Bank of Reconstruction’s and Development and its relationships to Russia.