Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЕ НОВШЕСТВА КАК ВНЕШНИЙ ДЕКОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЕТРА I.'

ЕВРОПЕЙСКИЕ НОВШЕСТВА КАК ВНЕШНИЙ ДЕКОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЕТРА I. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР I / ПРОПАГАНДА / АЛЛЕГОРИИ / ТРИУМФ / МЕДАЛИ / ОРДЕНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черникова Т.В.

Цель. Анализ нескольких форм государственной пропаганды Петровской эпохи.Процедура и методы. Проанализирована смысловая нагрузка, которую несли выполненные на западноевропейский манер портреты-аллегории Петра I, памятные медали, ордена, декор кораблей, спектакли и триумфы. В основе исследования лежал принцип историзма, требующий трактовки смыслов, исходя из представлений конца XVII - начала XVIII вв. Применялась методология сравнительного анализа западных и российских источников.Результаты. Проведённый анализ показал поверхностность петровской европеизации в идейной области, подмену идеи «общего блага» государственным интересом в трактовке царя. По своей сути государственная идеология Петровского времени была формой развития прежних «старомосковских» социально-политических взглядов, выработанных в рамках русской патримониальной монархии, украшенных европейским аллегорическим «декором».Теоретическая и/или практическая значимость. Сделанный вывод практически не встречается в отечественной историографии и акцентирует внимание исследователей на ту часть петровской идеологии, которая была связана не столько с «новшествами», сколько со старой основой социокультурной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN INNOVATIONS AS AN EXTERNAL DECORATION OF THE STATE PROPAGANDA OF PETER THE GREAT

Aim. The purpose of the article is to analyze several forms of state propaganda of Peter the Great’s era.Metodology. The author analyzes the semantic load that allegoric portraits of Peter the Great, commemorative medals, orders, decor of ships, performances and triumphs carried out in the Western European manner. The basis of the study is determined by the principle of historicism, which requires interpretation of meanings, based on the beliefs of the late 17th - early 18th centuries. The methodology of comparative analysis of Western and Russian sources was applied.Results. The analysis revealed the superficiality of Peter the Great’s Europeanization in the ideological sphere, the substitution of the idea of the «common good» in the interpretation of the tsar. In essence, the state ideology of that time was the form of the development of the former «Old Moscow » socio-political views which were developed as a part of the Russian patrimonial monarchy, ornamented by European allegorical «decor».Research implications. The conclusion made is practically not found in domestic historiography and emphasizes the attention of researchers to that part of Peter the Great’s ideology which was connected with the old basis of the sociocultural system of Russia rather than with with the «innovations».

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЕ НОВШЕСТВА КАК ВНЕШНИЙ ДЕКОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЕТРА I.»

УДК 94(47)"18"(092) Петр I

DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-2-30-47

европейские новшества как внешний декор государственной пропаганды петра i

Черникова Т. В.

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

119454, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 76, Российская Федерация Аннотация

Цель. Анализ нескольких форм государственной пропаганды Петровской эпохи. Процедура и методы. Проанализирована смысловая нагрузка, которую несли выполненные на западноевропейский манер портреты-аллегории Петра I, памятные медали, ордена, декор кораблей, спектакли и триумфы. В основе исследования лежал принцип историзма, требующий трактовки смыслов, исходя из представлений конца XVII - начала XVIII вв. Применялась методология сравнительного анализа западных и российских источников. Результаты. Проведённый анализ показал поверхностность петровской европеизации в идейной области, подмену идеи «общего блага» государственным интересом в трактовке царя. По своей сути государственная идеология Петровского времени была формой развития прежних «старомосковских» социально-политических взглядов, выработанных в рамках русской патримониальной монархии, украшенных европейским аллегорическим «декором». Теоретическая и/или практическая значимость. Сделанный вывод практически не встречается в отечественной историографии и акцентирует внимание исследователей на ту часть петровской идеологии, которая была связана не столько с «новшествами», сколько со старой основой социокультурной системы России.

Ключевые слова: Пётр I, пропаганда, аллегории, триумф, медали, ордена

european innovations as an external decoration of the state propaganda of peter the great

T. Chernikova

MGIMO University

Prosp. Vernadskogo 76, Moscow 119454, Russian Federation Abstract

Aim. The purpose of the article is to analyze several forms of state propaganda of Peter the Great's era.

Metodology. The author analyzes the semantic load that allegoric portraits of Peter the Great, commemorative medals, orders, decor of ships, performances and triumphs carried out in the Western European manner. The basis of the study is determined by the principle of historicism, which requires interpretation of meanings, based on the beliefs of the late 17th - early 18th centuries. The methodology of comparative analysis of Western and Russian sources was applied. Results. The analysis revealed the superficiality of Peter the Great's Europeanization in the ideological sphere, the substitution of the idea of the «common good» in the interpretation of the tsar. In

© CC BY Черникова Т. В . , 2022.

essence, the state ideology of that time was the form of the development of the former «Old Moscow» socio-political views which were developed as a part of the Russian patrimonial monarchy, ornamented by European allegorical «decor».

Research implications. The conclusion made is practically not found in domestic historiography and emphasizes the attention of researchers to that part of Peter the Great's ideology which was connected with the old basis of the sociocultural system of Russia rather than with with the «innovations».

Keywords: Peter I, propaganda, allegories, triumph, medals, orders

Введение

Эпоха преобразований Петра I - одна из самых парадоксально противоречивых страниц отечественной истории. Разброс мнений историков и публицистов велик: от апологетики, представленной в трудах таких значимых для отечественной науки историков XIX - начала XXI вв. , как М. П . Погодин, С . М . Соловьёв и Н . И. Павленко и др . , до критических, если не сказать негативных, при рассмотрении ближних и долгосрочных последствий, какую мы можем найти в трудах также известных исследователей П . Н . Милюкова, Е. В . Анисимова и многих других. Более уравновешенный взгляд на баланс позитивных и отрицательных итогов преобразовательной деятельности Петра I представлен в книгах В . О . Ключевского и С . Ф . Платонова, за которыми, на наш взгляд, и следует большинство современных отечественных и зарубежных специалистов, изучающих Россию конца XVII - первой четверти XVIII вв .

Хотелось бы привлечь внимание читателя к выводу, который сделал С Ф Платонов, подводя итоги своему анализу петровской реформы во всех её направлениях [9, с . 448-450]:

«К какому выводу приведёт нас наше изучение Петра? Была ли деятельность традиционной или же она была резким неожиданным и неподготовленным переворотом в государственной жизни Московской Руси? Ответ довольно ясен Реформы Петра по своему существу и результатам не были переворотом; Пётр не был царём-революционером, как его иногда любят называть

Прежде всего деятельность Петра не была переворотом политическим: во внешней политике Пётр строго шёл по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции... В политике внутренней Пётр недалеко ушёл от XVII века . Государственное устройство осталось прежним: полнота верховной власти, сформулированная царём Алексеем. , получила более пространное определение при Петре в регламенте воинском, в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича Земское самоуправление, не имевшее политического характера и имевшее характер сословный до Петра, осталось таким и при Петре. Над органами сословного самоуправления, как и раньше, стояли учреждения бюрократического характера, и хотя формы администрации были изменены, общий тип её остался неизменным, как было и до Петра: смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным

Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей. В экономической политике Петра, в её задачах также нельзя видеть крутого переворота, Пётр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, - задачу поднятия производительных сил

vy

страны... Россия, имея после Петра более двухсот фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной с очень слабым торговым и промышленным развитием

И в культурном отношении Пётр не внёс в русскую жизнь новых откровений . Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII веке вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. Но его предшественники были ученики киевских богословов и схоластиков, а Пётр был ученик западноевропейцев, носителей протестантской культуры Пётр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром

Если, таким образом, деятельность Петра не вносила по сравнению с прошлым ничего радикально нового, то почему же реформы Петра приобрели у потомства и даже современников Петра репутацию коренного государственного переворота?. Близорукие московские люди объясняли себе и внешние предприятия, и внутренние нововведения государя его личными капризами, взглядами и привычками. За разрушенными и введёнными вновь частностями общественного быта они не видели общей сущности старого и нового. современникам Петра, присутствовавшим при бесчисленных нововведениях, и крупных и мелких, казалось, что Пётр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. Видоизменения старого порядка они считали за полное его уничтожение» . «Видоизменения старого порядка» -вот итог аналитики С. Ф . Платонова. Мы попытаемся подкрепить этот взгляд на эпоху Петра, рассмотрев некоторые из

форм и средств государственной пропаганды конца XVII - первой половины XVIII вв . , акцентируя внимание на столь любимых царём европейских заимствованиях и пытаясь понять, какой идейный посыл обществу скрывался в их форме

Идея «общего блага» и законотворчество Петра I

Просветители на Западе видели в государстве, прежде всего, в просвещённой абсолютной монархии, инструмент обеспечения «общего блага» . «Правильное» государство через справедливые законы и законность в действиях всех ветвей власти учреждало сословный компромисс, который и был воплощением «общего блага»

Огромное число новых законов, указов и распоряжений Петра отчасти происходило от его желания в западноевропейском духе учредить в России законность Новая государственно-правовая доктрина подпитывается идеями Х. Вольфа, В . Лейбница, С . Пуфендорфа и других мыслителей и правоведов, с которым Пётр был лично знаком

Историк права М. О . Акишин насчитал 3314 «узаконений», включённых в «Полное собрание законов Российской империи» за период с 1696 по 1725 гг. [1, с. 100-101]. Акишин критиковал Е . В . Анисимова, насчитавшего только с 1713 по 1725 гг. 7584 указов по различным отраслям управления, за непонимание разницы «законов» и личных распоряжений царя Однако, на наш взгляд, дело заключается не в наличии теоретической разницы, а в том, что в Петровскую эпоху, как и в старомосковские времена, живая воля царя и была воплощением верховной законности, могла противоречить недавно и давно принятым нормам В отличие от западного правоведения XVIII в. в России никто не видел в этом нонсенса

В публичных речах Петра, в его беседах с иностранными послами царь неоднократно говорит о себе как о «первом

слуге» государства. Однако в главных законодательных актах (указе «О Единонаследии», 1714 г. ; «Воинском уставе», 1716 г. ; «Генеральном Регламенте» (28 февраля 1720 г. ), «Духовном регламенте», 1721 г. ; законе о престолонаследии (1722 г. ), «Табели о рангах» (январь 1722 г. ), указе о «Должности Сената», 27 апреля 1722 г. ) мы не найдём разделения понятий «самодержец» и «государство» Они там слиты и воплощены совершенно по-старомосковски в образе царя, наместника Бога, что само по себе знаково, т к показывает, что все заимствования из идеологии раннего западного просвещения в Петровскую эпоху не более чем декоративный глянец на прежнем каркасе патримониальной монархии, в корне отличной от института западноевропейского абсолютизма XVII-XVIII вв .

«Устав Воинский» 1716 г. определял нормы поведения не только военного, но и гражданского населения Указом Сенату от 10 апреля 1716 г «Устав Воинский» переносился на всех жителей России, превращая страну в один военный лагерь Статус российского монарха там был определён предельно чётко: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответ дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» («Воинский устав», гл. 3, арт. 201). Из столь строгого заключения мог следовать лишь один вывод: определять государственные интересы («общественное благо» в частной риторике Петра) может только государь Самое интересное, как доказал М М Богословский, что процитированный выше артикул 20, столь обычный для представлений «холопов государевых» в Московском государстве конца XV-XVII вв . , был почти целиком взят из шведского закона 1693 г. [2, с . 20].

1 ПСЗ РИ .Т. V. № 3006.

Но заимствуя формулировку из западного акта, Пётр, как в своё время Иван III, Иван IV, Борис Годунов или первые Романовы, не прочь был использовать монопольное господство Российского государства над обществом в рамках старомосковского вотчинного уклада Такой порядок не только не мешал, а, скорее, помогал быстрее внедрить в русскую жизнь отобранные царём западноевропейские новшества в хозяйстве, военном деле, в искусстве и в быту, не меняя при этом средневековой природы социально-экономических и социально-политических старомосковских институтов

Это же стремление овладеть внешними формами наблюдается и в государственной пропаганде

Аллегории и девизы Петровского времени на гравюрах, портретах, медалях, и орденах

С конца XVII в . появится немало парадных аллегорических царских портретов, указывающих на добродетели ПетраI - военачальника, законодателя, строителя новой столицы, Отца Отечества и т. д. Работа по «европеизации» образа русского монарха началась в ходе Великого посольства, а потом в течение всего царствования Петра заказывались парадные и камерные портреты, гравюры с аллегорическими изображениями царя в типичном для западноевропейских монархов облачении

Писали портреты первостепенные художники, которые имели известность и влияние при дворах многих европейских суверенов Среди них, к примеру, были голландец П ванн дер Верф и немец Г. Кнеллер. Последний являлся придворным художником английского короля Вильгельма III Посвящённый королём в рыцари, он был необычайно популярен в Англии, писал портреты как аристократов, так и видных учёных (И. Ньютона, Д . Локка). Многочисленные изображения царя кисти известных на всю Европу мастеров (саксонца И Г Таннауэр,

официального придворного живописца Петра I, чеха Я . Купецкого, нидерландца Я. Хоубракена, француза Б . ле Кофра, придворного живописца датского короля, французов Ж-М. Наттье и Л. Кара-вакка) формировали совсем другой образ россиянина С этих картин часто тиражировали гравюры, причём как в Европе, так и в России Из русских портретистов был востребован И. Никитин (парадные и камерные портреты), но главным русским мастером аллегорических портретов-гравюр стоит считать А Ф Зубова

Появлялись столь насыщенные аллегориями портреты, что для донесения их смысла до зрителей создавались «иконо-логические лексиконы» Стараясь быть доступной адресату и одновременно нести просветительскую нагрузку, государственная пропаганда времён Петра I создала свою систему символов и девизов, опираясь на западноевропейскую традицию в этой области . В 1705 г. было выпущено пособие «Симбола и эмблематика» В работе над книгой царь принимал непосредственное участие. Это издание, а потом и ещё несколько подобных брошюр, должны были «облегчить жизнь» типографам, художникам и устроителям массовых публичных действий, указав им «правильный» лексический и образный ряд «Наиболее любимые царём девизы многократно повторялись в разных произведениях и видах искусства. Иногда девизы создавались из общеизвестных "ходячих" выражений типа библейских цитат, поговорок или пословиц либо сочинялись ни на что не похожие по горячим следам каких-то значимых событий» [12, с . 104].

Антиподами в визуальных рядах выступали образы русского орла и шведского льва, в основе которых лежало обыгрывание государственных гербов России и Швеции . Олицетворять эти образы могли не только страны и народы, но также персонально Петр I и Карл XII . «Например, на гравюре Адриана Шхо-небека, изображающей фейерверк в Мо-

скве 1 января 1704 г. , орёл российский на центральном транспаранте держал на груди Андреевский крест, на крыльях он держал карты Белого и Азовского морей, в правой лапе - карту Каспийского моря, и всё это сопровождалось девизом "Сим чрез единого"» «Симбола и эмблематика» предлагала ещё 4 варианта образа орла с девизами: «1) орёл с пучком молний и оливковой ветвью, девиз: "Имею обои"; 2) орёл, сидящий на пушке, над ним Купидон, дующий ему на крылья, девиз: "От обоих бесстрашен"; 3) орёл, сидящий на ветке, пригнувшейся к земле, девиз: "Не гласом, но делами моими"; 4) орёл, нападающий на льва, девиз: "Приключаю и сильному трясение" Чаще других использовался образ орла, терзающего льва с соответствующими девизами, утверждающими победу России» [12, с . 104].

Нужные идейные символы внушались также через декоративное оформление памятных медалей К примеру, в 1796 г в честь взятия Азова была выпущена медаль На лицевой стороне был изображён сам Пётр в анфас в латах и с античным римским символом славы - лавровом венке По кругу шла надпись на русском языке: «ПЕТРЪ. АЛЕКСЕЕВИЧА МОСКОВСКОЙ. ПРИСТНО. ПРИРАСТИ-ТЕЛЬ» . На обороте - картина обстрела Азова из пушек с указанием года 1696, т е уже в западноевропейском летоисчислении от Р.Х. (хотя официально такой стиль будет введён только с 1 января 1700 г. ). Девиз на обороте, написанный в две строки над панорамой осады Азо-ва, гласил: «МОЛНИЯМИ И ВОЛНАМИ / ПОБЕДИТЕЛЬ» . В целом медаль была выполнена по западноевропейским лекалам с указанием имени мастера В обрезе плеча царя имелась надпись: «С. Ю . » (Самойла Юдин)1

1 Медаль в память взятия Азова // Петровское барокко : [сайт]. URL: http://petro-barocco. ru/archives/2851?yrwinfo=1642321341687971-3590623107126441579-man1-5786-849-man-l7-bal-ancer-8080-BAL-4036 (дата обращения: 06.01.2022) .

После возвращения Великого посольства в Россию памятные медали стали выпускаться преимущественно с девизами на латыни, что не удивительно, ведь выполнялись они западными мастерами, но при личном идейном надзоре со стороны Петра на стадии проекта

В 1698 г. мастер Христиан Верт отчеканил медаль в честь такого неслыханного прежде в России события как частный (якобы инкогнито) вояж царственного урядника «Петра Михайлова» с Великим посольством в Европу Профиль царя в лавровом венке и мантии на аверсе «по-русски»1 повёрнут вправо . Надпись по кругу гласит: «PETR'. ALEXEIEWICZ D:G.M. MOSCOV. TZAR» («Петр Алексеевич Божьей милостью Великий Царь Московии») На реверсе Петра символизирует аллегорическая фигура путешествующего Геракла . Хронология «путешествия» римскими цифрами: «AO M DC IIIC. ET MDCIIC» («Годы 1697 и 1698»), Девиз: PERLVSTRAT TERRAS. (Обходит земли)», второй девиз по гурту: «VIDIT INAVDITO EXEMPLO GERMANIA PRIMVM» («Германия впервые увидела неслыханный пример»)2.

В 1698 г. была отчеканена ещё одна медаль в честь заслуг боярина Ф . А. Головина в дипломатической службе и за его участие в розыске по стрелецкому бунту На главной стороне красовался профиль Головина с латинской надписью: «THEODOR. ALEXID. GOLOVIN CSAR MAY. INT. BOYARIN GENERAL. ET. BEL-LIC . EXPEDIT. COMMISSAR. IS. YAMLE-GAT. EXTR. PLENIP. VICEREG. SIBIRIAE» («Фёдор Алексеевич Головин, Царского Величества ближний боярин, генерал и кригскомиссар, чрезвычайный и полномочный посол, наместник Сибири»). На

1 На античных монетах такое встречалось. На русских православных иконах такое направление было каноном. Западная геральдика требовала разворота справа налево .

2 Медаль на первое путешествие Петра I по Европе (1698) Головина // Петровское барокко : [сайт].

URL: http://petro-barocco. ru/archives/2826 (дата обращения: 06.01.2022).

обороте - герб Головина: коронованный лев в обрамлении лавровых ветвей с девизом «Е! сошШо е! гоЬоге» («И советом, и мужеством»)3 .

Корона на головинском гербе была графская Ещё одним из символических утверждений принадлежности России к европейской цивилизации стало при Петре I получение титулов иностранных монархов Головин, вторым после Мен-шикова, удостоился в Вене в 1698 г от императора (и с разрешения царя) титула графа Священной Римской империи германской нации

В конфликте с царевичем Алексеем Пётр полагал, что плохо скрываемое недовольство царевича его образом правления есть личная прихоть ленивого и недалёкого наследника Угроза лишить Алексея наследия, спровоцировала бегство последнего в Австрию, что подвело основу к подозрению царевича в измене Через А. Румянцева и П . Толстого обещанием прощения Пётр вернул сына в Россию Как отец он даёт прощение царевичу, а как государь «за Отечество своё не жалеющий ни своего живота, ни животов подданных», простить его не может и фактически обрекает наследника престола на смерть

Суд сановников, назначенных царём, был не более чем спектакль, организованный для придания законности расправы над наследником перед просвещённым западноевропейским мнением, а заодно и проверки лояльности российских чинов, назначенных в судилище Старого фельдмаршала Б. П . Шереметева, сообщившего Петру о своей болезни, царь заподозрил в нежелании участвовать в суде и под угрозой опалы вытребовал в Петербург По дороге Шереметев скончался, так что, скорее всего, царские подозрения были напрасны Как обнаружил Н И Павленко, степень пыток, применённых к царевичу Алексею на следствии в спе-

3 Медаль в честь Фёдора Алексеевича Головина // Петровское барокко : [сайт]. иИЬ: Ьйр://ре!го-Ьагос-со. ги/агсЫуе8/2837 (дата обращения: 06.01.2022).

циально созданной по его делу Тайной канцелярии, сильно превышала обычную практику пытки, применяемой главным органом политического сыска того времени - Преображенским приказом Остаться в живых у Алексея Петровича просто не было шансов Понятно, что превышение нормы пыток в отношении царского сына, как и смертный приговор ему, вынесенный сановниками, могли появиться только с санкции Петра

Как ни странно, но по случаю дела царевича Алексея тоже была выпущена памятная медаль, причём ещё до судилища над царевичем Дата чеканки на медали - декабрь 1717 г На лицевой стороне красовалось погрудное изображение Петра в профиль с надписью по кругу: «ПЕТРСЪ ПЕРВЫИ. БОЖШЮ МIЛОСТIЮ. IМПЕРАТОРЪ. РОСIИСКИI». Как мы видим, налицо пример позиционирования Петром себя как императора, хотя до официального поднесения сенаторами прошения о принятии царём императорского титула ещё остаётся почти 4 года Принимая в 1721 г. титулы «Великий», «Отец народа» и «Император», пришедшие в западноевропейскую и российскую действительность из древнеримской истории, Пётр скажет, что будет «трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам перед очьми кладёт»1

На оборотной стороне медали имелась надпись: «ДОБРОДЕТЕЛЬ ТВО-РИТЪ. БЛАГОДШНА». Российское государство олицетворял орёл, сидящий в гнезде и укрывающий крыльями птенцов (очевидно, подданных) Голова орла была обращена в сторону восходящего солнца Гнездо располагалось между сухой ветвью (аллегория на царевича Алексея) и живой ветвью с листьями и плодами2, очевидно, символизирующими других возможных наследников . В 1718 г. , как

1 ПСЗ РИ .Т. VI . № 3840.

2 Медаль в память процесса царевича Алексея (1717) // Петровское барокко : [сайт]. URL: http:// petro-barocco.ru/archives/2815 (дата обращения: 06 01 2022)

мы знаем, официальным наследником был провозглашён царевич Пётр, сын Петра I и его второй жены Екатерины, прозванный родителями «Шишечкой» По смерти «Шишечки» был принят закон о престолонаследии 1722 г, которым император России подобно римским и византийским императорам оставил за собой право назначить себе любого наследника Лучший публицист петровской эпохи Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей» обосновал это решение интересами «общего блага»

На деле гибель царевича внушила не столько веру в преданность Петра I служению «общему благу», сколько укрепила прежнюю уверенность во всевластии и всемогуществе обладателя шапки Мономаха Лишь староверы, бегущие к сибирским окраинам страны, противопоставили царской воле свою наивную средневековую сказку о «царевиче Не-чае», Алексее, спасшемся Божьим чудом и скрывающимся среди старообрядцев

В петровское царствование в честь разных событий было выпущено множество памятных медалей Только по-свящённых военным победам России начеканили на Монетном дворе 12 А выпускались ещё медали по случаям основания Кроншлота и Петербурга, поездок царя за границу, окончания процесса по винам царевича Алексея и другим поводам Большинство из медалей имело изображение царя Медали также вводили русского зрителя в эстетический и этический мир Ренессанса В понимание прежде всего социальной элиты России вошли образы-символы античных богов и героев, преимущественно с римской формой имён - Марс, Амур, Геркулес и т п , но встречалась и Афина-Паллада как дева-воительница и олицетворение мудрости Появлялись цитаты античных авторов . Так, аверс медали 1704 г. в честь основания Кроншлота имел девизом цитату из Вергилия на латыни (пер.: «Паллада о крепости, которую основала, сама заботится Вергилий») На лицевой

же стороне в обрезе поместили и более понятную фразу: «Кроншлот среди зимы российским императором построен, 1704» . А на реверсе латинская надпись цитировала уже Овидия («В зимнее время на гнезде сидит Альциона1, тогда безопасна дорога моря Овидий Метаморфозы»2)

Наибольшим смысловым подтекстом, подводящим итоги царствования Петра Великого, обладала вторая из 3 посмертных медалей в честь почившего государя На лицевой стороне был расположен портрет Петра в доспехах римского императора и лавровом венке . Царский профиль был обращён вправо Это важная деталь, т к западные геральдические правила требовали «смотреть» влево Поворот профиля, аналогичный русской иконографической традиции, мог олицетворять самозначимость России в Европе и словно отражал записанную А И Остер-маном фразу позднего Петра Когда Россия на международной арене попала в блестящую изоляцию после победы над Швецией в Северной войне, зафиксированной в чрезмерных, по мнению многих в Европе, статьях Ништадтского мира, Пётр якобы заявил: «Мы возьмём всё, что нужно в Европе, а потом повернёмся к ней задом!» .

Надпись на русском по кругу аверса гласила: «ПЕТРЪ. ВЕЛИКИ. ШПЕРАТОРЪ. ИСАМОДЕРЕЦЪ. ВСЕРОСГСКИ» . На реверсе на фоне бескрайнего моря и парусника неслась на облаке аллегоричная фигура Вечности, уносившая в своей руке Петра в небеса Надпись фиксировала слова, обращён-ные императором к аллегоричной фигуре России в образе женщины, сидящей на берегу: «ВИЖЬ КАКОВУ ОСТАВИХЪ

1 Альциона (др . -греч. AXkuwv - «зимородок») - в античной мифологии дочь Атланта. Именем Альционы названа одна из ярчайших звезд .

2 Медаль на строительство Кроншлота (1704)-2 // Петровское барокко : [сайт]. URL: http://

petro-barocco.ru/archives/2840 (дата обращения: 06 01 2022)

ТЯ»3. Два лавровых дерева символизировали славные дела и вечную жизнь Рядом с фигурой России находились символы государственной власти, науки, искусства и военной мощи Для русского общественно-политического сознания (конечно, элитарного) революционным было включение в число достижений Петра, как государя, науки, которой в принципе не существовало в старомосковской России, и искусства, которое в прежние времена большинство служилых людей вряд ли бы отнесли к важным для монарха делам

Появление русских орденов

Традиция выпуска медалей в России имела определённый отечественный исток В xVII в на Руси существовал обычай награждения за заслуги перед монархом особыми золотыми и серебряными монетами, не имевшими значения денег Пётр помимо памятных медалей, подражая западной традиции, учредил 2 российских ордена: мужской и женский Особый нагрудный знак символизировал принадлежность человека к ордену, сообществу людей, совершивших, с точки зрения высшей государственной власти, достойные прославления поступки

Мужчины могли быть пожалованы «вступлением» в орден Апостола Андрея Первозванного, который был учреждён 30 августа 1698 г. и имел одну степень . Первым орденоносцем 10 марта 1698 г. (по юлианскому стилю) стал Ф. А. Головин Мы знаем об этом из записок И -Г. Корба, секретаря австрийского посольства в России «Его царское величество учредил кавалерский орден Св апостола Андрея Кавалеры будут носить крест такого вида, как обыкновенно изображают крест Св Андрея, называемый иначе бургундским; надпись на лицевой стороне: "Св . Апостол Андрей", на оборотной: "Пётр Алексеевич, обладатель и самодер-

3 Медаль на смерть Петра I (1725)-2 // Петровское барокко : [сайт] URL: http://petro-barocco ru/ archives/2768 (дата обращения: 06 01 2022)

VV

жец Российский", поперёк имя царевича: "Алексей Петрович" Этот орден установлен как знак отличия для тех, которые во время турецкого похода прославили себя храбрыми подвигами Его царское величество пожаловал боярина Головина первым кавалером этого ордена и дал ему знаки оного Боярин сегодня же вечером1 показывал этот орден императорскому посланнику и рассказал ему содержание устава» [11, с. 54-55].

Не последнюю роль тут сыграло то, что Фёдор Алексеевич был не только одним из трёх великих послов в Великом посольстве в Европу в 1697-1698 гг. , но в этой роли принял самое деятельное участие в наёме на русскую службу иностранных моряков, а ранее осенью 1695 - весной 1696 гг вместе с Лефортом координировал строительство на р Воронеж первого петровского флота По учреждению в Москве 11 декабря 1698 г «Приказа воинского морского флота» Головин возглавил его А флот, как известно, являлся любимым детищем Петра. 21 апреля 1699 г. , после смерти ближайшего личного друга Петра адмирала Франца Лефорта, Головин стал первым из русских генерал-адмиралом флота2.

В 1699 г. Пётр также внёс изображение ордена Андрея Первозванного и цепи к нему в российский герб . Элементы ордена Св Андрея Первозванного вошли чуть позже в знаки гвардейских полков Для преображенцев эскиз креста Андрея Первозванного нарисовал сам царь

На западные истоки орденской системы в России указывает «Устав ордена Св Андрея Первозванного», окончательно выработанный при Петре лишь в

1 Запись относится к 20 марту 1698 г. по григорианскому стилю .

2 Интересно, что сам Ф . А . Головин, как прежде Лефорт, не был военно-морским специалистом или «флотоначальником, выигрывавшим морские баталии . Однако он понимал это и сосредоточился на администрировании привлечения на русскую службу профессиональных западноевропейских военно-морских чинов, в чём преуспел и стал, таким образом, одним из создателей военного флота России .

1720 г. : «.мы сей наш новый орден именем сего Св Андрея назвать за благо изобрели; наипаче же и для того, что орден Св Андрея, яко патрона и заступника, в Шотландии уже пресёкся; а другой от Филиппа Добраго, герцога Бургунского и Брабантскаго, в 1430 г. в честь Пресвятыя Богородицы и Апостола Андрея устроенный, в орден Золотого Руна превращён от цесаря Карла» Изучавший историю ордена А. Л . Хазин считает также аргументированным мнение Г В Вилинбахова, развиваемое Э Зицером, что при Алексее Михайловиче в России появился культ Константиновского Св Георгия, знака ордена, учреждённого римским императором Константином Великим в 312 г [4, с. 219]. Почитание Константиновского креста может быть отнесено к русским истокам орденской системы Петра I.

Девиз ордена Андрея Первозванного, ставшего в дальнейшем главным орденом Российской империи, гласил: «За веру и верность» Он был близок и понятен как человеку с традиционным религиозным мировосприятием, так и людям Нового времени

В 1703 г. сам царь Пётр Алексеевич и его любимец Алексашка Меншиков получили право носить знак ордена Св Андрея Первозванного за подвиг по захвату в акватории вблизи Ниеншанца 2 шведских фрегатов Это была чистой воды авантюра, героическая и опасная, не имевшая особого военного смысла, т. к . крепость Ниеншанц 1 мая 1703 г. уже сдалась русским Однако захват фрегатов стал первой победой русских на Балтийском море. «Шведский адмирал Нумерс, не зная, что Ниеншанцем уже овладели русские, отправил 5 мая 2 корабля своей эскадры в устье Невы Пётр решил атаковать корабли Ранним утром 7 мая под покровом тумана от берега отчалили 30 лодок с солдатами Половиной из них командовал Пётр, другой - Меншиков Оба отряда лодок подкрались к шведским кораблям и одновременно взяли их на абордаж Быстротечная схватка закончи-

лась овладением кораблями и почти полным истреблением экипажей, поскольку они "пардон зело поздно закричали"» [7, с 40] В честь захвата фрегатов была выпущена медаль с девизом: «Небываемое бывает»

Женщин в петровское время могли по царскому указу приобщить к ордену Св Великомученицы Екатерины Этот орден был учреждён 24 ноября 1714 г Орденом Св Екатерины Пётр наградил только свою вторую супругу Отчасти это был жест легитимации Екатерины как царицы после официального оформления брака в 1712 г Долгое время Екатерина, популярная среди гвардейцев и «худородной» по происхождению новой знати (выдвиженцев из «птенцов гнезда Петрова»), не пользовалась расположением как у «фамильных людей» из старой аристократии, так и у высшего духовенства . Последнее, к примеру, упорно не отмечало тезоименитств Екатерины в церковных службах, хотя традиция такого праздника в честь царицы существовала со старомосковских времён

После смерти Петра орден Св Екатерины большого орла вручался только женщинам из царской семьи числом не более 12, а малого орла, числом не более 94 награждённых, - жёнам высших сановников с учётом государственных заслуг мужей

Обязательным условием «зачисления» в Орден для российских подданных была принадлежность к шляхетскому сословию Кстати, частое при Петре ещё до обнародования в 1722 г. «Табели о рангах» пожалование шляхетства простолюдинам за служебное рвение и заслуги перед монархом также было наградой Идейный подтекст состоял в простой формуле: беззаветная служба государю/ государству - высшая добродетель для россиянина Дарование шляхетства простолюдину моментально возвышало его в общественных представлениях над представителями тяглых сословий Пётр стремился к объединению всех старорус-

ских служилых наследственных сословий (бояр, дворян, сынов боярских) с новыми выдвиженцами в рамках единого шляхетского сословия

Заимствование польско-литовского названия здесь неслучайно . О французских шевалье или немецких рыцарях в России знали не много, в то время как о шляхетстве Речи Посполитой хорошо было известно . Кроме того, тайно все русские служилые люди по отечеству завидовали его привилегиям и высокому положению. Называя себя шляхтичем, русский дворянин возвышался в собственном представлении над «народом рабочим, крепостным» и это примиряло его с возросшими тяготами его бессрочной службы государю

Флот как символ Петровской эпохи

Любимым детищем Петра и серьёз -ным нововведением для России являлся военный флот Помимо своего прямого назначения, он использовался и в качестве средства пропаганды Причём здесь личная опека Петра была почти монопольной . Царь ещё в годы своей первой войны с Турцией в указе от 25 мая 1699 г. [5, с. 51; 12] застолбил за собой право выбирать названия судов, девизы, поясняющие смысл названий, и, наконец, скульптуры-аллегории и прочие украшения для кораблей Ориентировался царь главным образом на примеры из книги де ла Фея «Девизы и эмблемы».

Особую гордость царя по началу составлял «Гото предестинация» (лат. «Goto Praedestinatio» - «Божье предвидение»). Этот трёхмачтовый линейный корабль 4 ранга с экипажем в 253 человека имел на вооружении 58 пушек . Он был заложен на Воронежской верфи 19 ноября 1698 г. У современников закрепилось убеждение, и это очень значимо для представлений петровского времени, что конструкцию судна придумал сам царь

Как не вспомнить свидетельство автора XVI в. С. Герберштейна, что русские полагают, что их государь знает и умеет

всё Историки флота считают, что, скорее всего, Пётр I лично внёс изменения в привезённый им из Англии британский чертёж, чтобы корабль мог ходить по мелководью [3; 5]. Построен «Гото предестинация» был русскими корабельными плотниками во главе с Ф М Скля-евым и Л А Верещагиным, которых царь отозвал из Венеции, где оба проходили обучение. Внешний вид корабля приучал вкус россиян к стилю, который искусствоведы позже назвали петровским барокко Резьба на носу, корме и венки вокруг портов для пушек были позолочены, внутренняя часть бортов с портами была окрашена в огненно-красный цвет Синие и красные надстройки на палубе имели позолоченные декоративные украшения с изящной резьбой Под бушпритом находилась позолоченная фигура коронованного льва с прильнувшем к нему золотым ангелом . Корабль имел ещё много вызолоченных скульптур людей и животных по бортам и в каюте капитана На корме над окнами капитанской каюты в центре гакаборта располагался овал с изображением коленопреклонённого апостола Петра. Над ним на фоне золотого солнца с лучами и голубя поместили девиз: «И на семъ камени созиждю церковь мою» Овал с каждой стороны окружали с трезубцами в руках по два Нептуна, сидящих на фантастических рыбах, которые плыли по голубым волнам1

1 Представление о внешнем и внутреннем виде «Гото предестинации» даёт его реконструкция, созданная при участии историков и музейных работников в 2011-2014 гг. Реконструкция основывается на изображениях «Гото предестинации», выполненных художниками, его видевшими (на триптихе А . Шхонебека, гравюрах из «Куншт корабельных» П . Пикарта и рисунках П . Бергмана), а также на его описаниях в письмах и других документах Петровской эпохи . Никах чертежей корабля не сохранилось. Существует довольно обширная литература о «Готопредестинации» Особой значимостью обладают статья И А Иванова и А С Константинова «Первый линейный корабль России», напечатанная в журнале «Моделист-конструктор» в № 9 за 1981 г. (с . 14-26), очерк «"Предестинация" - первый линейный корабль русской постройки» Л . И . Алешина, В . И . Барыше-

Спуску «Гото предестинации» на воду 27 апреля 1700 г. был придан статус большого всероссийского и международного масштаба. Пётр привёз на Воронежскую верфь многих своих сановников, наследника престола -царевича Алексея, иностранных дипломатов За действом наблюдали сотни простых жителей Воронежа и крестьян окрестных сёл, все русские и иноземные плотники верфи, солдаты гарнизона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ради справедливости скажем, что с практической точки зрения корабль оказался не так хорош, как красив Его пришлось дорабатывать ещё до 1710 г. , когда он, наконец, с русским экипажем при капитане и лекаре «немцах» вошёл в состав Азовского флота Однако Азов пришлось вернуть османам после провала Прут-ского похода 1711 г. Азовский флот был уничтожен или частично продан Турции (включая «Гото предестинацию»)

Но к этому времени на Остзее, как тогда называли Балтийское море, имелся уже другой более мощный и современный флот. Недалеко от Ниеншанца 16 мая 1703 г. на Заичьем острове была заложена крепость, названная на голландский манер - Санкт-Петербурх. В 1705 г. здешняя Адмиралтейская верфь приступила к строительству кораблей А двумя годами раньше на Олонецкой верфи при участии Петра сразу начали постройку 43 различных кораблей К концу петровского царствования насчитывалось 147 линейных судов Им часто царь утверждал имена животных и даже насекомых К примеру: «Элефант» (девиз «Злым - лих»), «Спящий лев» (девиз «Сердце его бдит»), «Скорпион» (девиз «Смертью его исцеляются») Другие корабли носили военные угрожающие названия: «Бомба» (девиз

ва и двух уже названных выше авторов в журнале «Судостроение» (№ 2 за 1977 г. , с . 38-40) и статьи А . В . Иванова «Уникальный рисунок первого русского линейного корабля «Гото предестинация» Воссозданный корабль-музей может ходить по Воронежскому водохранилищу на дизельном ходу, но плавал он лишь раз и был пришвартован к пирсу у Адмиралтейской площади г Воронеж

viv

«Горе тому, кому достанусь»), «Шпага» (девиз «Покажи мне, где суть лавровые венцы»), «Барабан» (девиз «Непотребен без грому») и т д Мелкие боты назывались с юмором Так кораблик с именем «Три рюмки» имел поучительный девиз «Держи во всех делах меру». Привычку к иностранным названиям воспитывали такие имена кораблей, как: «Бир-Драгерс» («Пивоносец»), «Вайн-Драгес» (Виноносец») и т. п . [12, с. 104-106].

Л Чёрная произвела сравнительный рейтинг употреблявшихся в Петровскую эпоху девизов и пришла к мнению, что при оформлении кораблей, как и гравюр, медалей, орденов, чаще всего использовались слоганы, апеллирующие к Богу: «С божьей помощью», «Божье сему есть предвидение», «Бог всем управляет» и т. п . [12, с. 106], что не удивительно, учитывая, что окружение Петра, да и сам государь, во многом сохраняли привязанность к религиозным традициям, а простой российский люд и не вышел за пределы старомосковского восприятия мира только через постулаты своей православной веры

Театральные спектакли и Триумфы

Обратимся, однако, к другим формам внушения публике важных для Петровской эпохи истин

Одной из таких форм был театральный спектакль-панегирик. Первый любительский театр в России, возник, как известно, при Алексее Михайловиче Постановки разыгрывали ученики протестантской школы Немецкой слободы и актёры из холопов А С Матвеева при деятельном участии царевны Софьи Спектакли прекратились в царствование Фёдора Алексеевича Новому царю нравилась музыка Он распространил в России западную музыку, а заодно и западную нотную грамоту, вытеснившую старорусские крюки Пётр решил вернуться к начинанию времён отца

В 1702 г. в Москву была приглашена профессиональная труппа Иоганса Кун-

ста. На Красной площади возвели «хоромину», вмещавшую до 2000 зрителей Однако спектакли, разыгрываемые артистами-немцами, быстро надоели царю Он уставал от роли пассивного наблюдателя пьес, не связанных с первостепенными делами его государства В итоге роль «народного театра», выполнявшего государственный агитационный заказ, опять перешла к юным любителям На сей раз это были уже не школьники пасторской школы, а студенты Славяно-греко-латинской академии . Многие из них были переведены в Москву из Киево-Могилянской академии, где существовала своя любительская театральная традиция, впитавшая отчасти черты польского театра

29 декабря 1701 г. под Эрестфером русские одержали первую свою победу в Северной войне. 4 февраля 1702 г. студенты духовной Академии уже разыгрывали спектакль «Страшное изображение второго пришествия», являвшимся панегириком-аллегорией в честь победы отряда Б П Шереметева Центральный персонаж - Марс Российский - появлялся на сцене как победитель прегордых шведов Фортуна возлагала на голову Марса венец и вместе с Победой украшала «столп торжественный», а русский Орёл опускался на эту колонну и метал огненные стрелы

Это незамысловатое, но радостное и наполненное «спецэффектами» зрелище входило в контекст Триумфа, посвящён-ного Эрестферу. Зрители быстро находили привычных ещё их предкам врагов России - «агарян проклятых», «еретиков богоотступных», «шведов, немцев проклятых» - и ликовали по случаю победы «наших», попутно знакомясь с античными Марсами и Амурами, ставшими теперь тоже «нашими»

Понимая недостаточную востребованность у населения в печатных панегириках, Пётр счёл правильным воздействовать на менталитет своих подданных через массовые праздничные зрелища, в контекст которых вплетались важные для

государства идейные посылы и новины Поводами к таким действам служили военные победы, исстари почитаемые населением как лучшее доказательство силы государя и богоизбранности его власти

На Западе Европы ещё в эпоху Ренессанса в ХГУ-ХУ! вв . возродился жанр древнеримского парада Триумфа, в XVII в . он стал непременной частью празднования военных побед Пётр и его окружение имели представление о западных Триумфах из рассказов служилых иноземцев и других обитателей столичной Немецкой слободы Триумфы стали своего рода «визитной карточкой» петровского царствования

Через Триумфы все интеллектуально-ментальные, этико-эстетические, религиозно-философские и политические наработки Ренессанса, Барокко и раннего Просвещения хлынули в Россию, работая на прославление центральной государственной фигуры - царской особы, которая в любом Триумфе оказывалась главным героем

Первый Петровский триумф был организован в Москве 30 сентября 1696 г в честь взятия Азова. С 9 утра до темноты по столичным улицам шли войска Солдаты-победители двигались внутри людского коридора из пленных турок «Праздновались подвиги командующих, генерала и адмирала Лефорта и генерала Шеина, подразумевались подвиги самого Петра, который являлся «Большим Капитаном» Семёновский полк вёл полковник Чемберс, генерал Патрик Гордон шёл во главе своих войск, а замыкали шествие полки стрельцов. В процессии шли и австрийские, и бранденбургские инженеры, а также Франц Тиммерман со своими кораблестроителями и плотниками» [2, с . 348]. Демонстративное единение русских и «немцев» в этом параде также было публичной демонстрацией, снимающей прежние религиозно-национальные барьеры . Взгляд на Европу как очаг цивилизации стал одной из революционных идей Петровской эпохи В этом случае, как и в

пропаганде пользы наук и светского образования, петровская европеизация выходила за рамки поверхностного подражания внешним формам и приёмам

Американский историк Р. С. Уортман подчёркивает особую значимость аллегорических изображений и надписей, украшавших Триумфальную арку Бросались в глаза массивные барочные фигуры Геракла и Марса с надписями «С Геркулесовой крепостию» и «С Марсовой крепостию» «В Геркулесе и Марсе русские столкнулись с западными метафорами монарха-героя, монарха-бога. . . » [10, с. 68-69]. Цитата из Евангелия от Луки, помещённая на фронтон Арки, «Достоин делатель мзды своея» сопровождалась не иконой, а изображением «античной крылатой Победы с лавровым венком и зелёной ветвью в руках»

Присутствовали и надписи с упоминанием римского императора Константина, но не как защитника христианства, с которым так любили сравнивать прежних московских монархов русские монахи-книжники Теперь на золотых гобеленах Константин выступал аллегорией царя Петра, прославляя его как монарха-воина, возвращающегося подобно римскому императору с победой и празднующего свой триумф «над нечестивым царём Максентием римским» [10, с. 69] (аллегорическим воплощением османского султана)

Не забывали петровские триумфы упомянуть и сподвижников царя В их честь также звучали панегирики

На московском Триумфе 1696 г на крыше Триумфальной арки стоял Андрей Андреевич Виниус, сын голландца Андрея Виниуса (Старшего), создателя первой в России железоделательной европейской мануфактуры под Тулой (1632 г. ), принявшего, в конце концов, православие, а вместе с ним и русское подданство Младший Виниус был думный дьяк и главный почтмейстер России На Триумфе он читал стихи собственного сочинения в честь Франца Лефорта:

«Генерал-адмирал, морских воев всех Страх велий в Азове и всюду сил глава! Пришед, зрей, победил прегордаго врага . Мужеством командора турок вскоре поражен! Премногих же оружий и запасов си лишён, Сражением жестоким бусурманы побеждены; Корысти их отбиты, корабли запалены; Оставшиежь ся в бегство ужасно устремиша, разшириша

По сих, их сила многа на море паки прииде, Но в помощь в град Азов от сих никтоже вниде: Сие бо возбранила морских ти воев сила. Их к сдаче град Азов всю выю наклонила . И тем бо взятием весело поздравляем, Труды же командора триумфом прославляем1» .

Перефраз «Пришед, зрей, победил» сравнивал с Юлием Цезарем даже не столько Франца Лефорта, сколько царя . Слова «пришёл, увидел, победил» были также помещены на Арке в трёх местах.

Звучал панегирик и воеводе Алексею Семёновичу Шеину:

«О великий воевода! тя мы восхваляем, Преславные твои дела по всюду разширяем! Радуйся, полководче, агарян победивый, Полки татар и турок прехрабро прогонивый! Где ныне гордость их, яже в высость восходила, Во все три части мира пространство размирила. Преполная луна у них се ныне ущербляет, Взятием бо Азова весьма ся умаляет Желаем же прилежно, как ныне побеждал И в будущия б лета Измаил указал . Преславное же воинство победы одержали, С такими жь радостями в свояси возвращали . Прехвальныя те дела прияли достоинства, И двалетние труды всего преславна воинства, Сими враты победны повсюду разширяем И подвиги прехрабры триумфом прославляем»2.

Пушки салютовали Азовской «виктории» Музыканты, русские и иноземцы били в литавры и барабаны, звучала

1 Гистория Свейской войны (Поденная записка Петра) / сост. Т. С. Майкова. М . , 1974. С. 103-132.

2 Дневниковые записи И . А . Желябужскаго (время Федора Алексеевича и Петра Великаго) // Русский архив. 1910. № 9. С. 136-137.

европейская военная музыка. Вечером обязательно зажигались фейерверки в форме какой-нибудь аллегорической надписи или символического изображения из античной мифологии . Кстати, первые фейерверки завёл в России вовсе не Пётр, а его единокровный брат царь Фёдор III Алексеевич (1676-1682). Он являлся крёстным отцом Петра и веселил довольно часто маленького братца-крестника этим невиданным прежде зрелищем. Однако именно Пётр стал использовать фейерверки как часть идеологического спектакля

В дальнейшем Триумфы, подобные Азовскому, но ещё более пышные и долгие, стали обычным делом. И всё это было так не похоже на старый колокольный звон и шествие духовенства с иконами Впрочем, колокольный звон никуда не исчез. Но и в православных храмах на европейский манер духовные лица читали теперь сочинённые ими похвальные проповеди в честь царя и его великих дел Они имели тот же смысл, что и вирши Андрея Виниуса, но были куда более поучительными и совершенными

Продолжение получила и старорусская традиция почитания святых В ранг государственного культа было введено почитание Александра Невского При этом было полностью перестроено понимание памяти этого святого Из благоверного князя, успевшего перед смертью принять постриг, а потому и изображаемого прежде на иконах в образе схимника, по государеву указу Александр превратился в идеал воина, изображаемого только в доспехах или другом княжеском облачении. Царским указом изменили и дату почитания, перенеся её на дату подписания Ништадтского мира Выбор Св . Александра Невского и развитие вокруг него особой государственно-религиозной мифологии, понятной народу, куда лучше барочных аллегорий из античной мифологии объяснялся предельно просто. Невскую битву 1240 г. , как и Ледовое побоище 1242 г. , легко было представ-

лять истоками петровского «прорубания окна» в Европу

Уже после смерти Петра, в 1725 г. был учреждён и новый российский орден -орден Св . Александра Невского .

С введением нового счёта лет от Рождества Христова (1700 г. ) начало Нового года в России переместилось с 1 сентября на 1 января . Царским указом повелевалось, что надо как в Европе шумно и весело праздновать наступление Нового года с ёлками и хвойными гирляндами, с пальбой, угощениями, а главное с рвением, не меньшим, чем празднование Рождества с молитвой

В утверждении «нового и цивилизованного» огромную роль Пётр придавал переодеванию служилых и горожан в «немецкое платье» и ношению ими «европейских» причёсок и париков А поскольку петровской манере управления была свойственна спонтанность, склонность к режиму «ручного управления», то и здесь начало было положено импульсивным царским поступком В августе 1698 г. по возвращении из заграничного вояжа царь собственноручно начал резать бороды и подолы старорусского платья Прежде в России брадобритие считалось «елинской ересью» . В феврале 1699 г на шуточном освящении роскошного дворца, построенного в стиле европейского барокко в Немецкой слободе на Яузе, для главного любимца, друга и во многом учителя Петра I - женевца Франца Лефорта, царь, вооружась ножницами, резал подолы старорусского платья у своих вельмож . Чуть позже в Китай-городе и у Чудова монастыря в Кремле появились листы с публикованием указа, чтобы в Москве и прочих городах все люди, а дворяне повсеместно, носили бы немецкие и венгерские кафтаны В столице, где первая реформа по перемене старорусского платья на польский кафтан (но при запрещении немецкого костюма) прошла ещё при Фёдоре III, нововведение приняли спокойно Совсем иное творилось в провинциальных городах. В Астрахани,

восставшей от возрастающих налогов и произвола властей, звучал клич: «За бороду и русское платье!» .

Волей царя вводился ещё один «еретический» прежде обычай, за который ранее грозила смертная казнь, - курение табака

Разгром бунтовщиков астраханцев, как и прочих восставших в многочисленных бунтах Петровской эпохи, освещали с церковного амвона и при чтении указов с лобного места, но не только .

На смену «Курантам», первой своего рода рукописной газете XVII в. , читаемой только перед царём и боярами, в 1703 г пришла европейская газета «Ведомости» с огромным по тем временам тиражом в 2000 экземпляров Стоит согласиться с оценкой её роли, высказанной американским учёным Р Пайпсом: «Это издание не только внесло большой вклад в русскую культурную жизнь, оно также ознаменовало важнейшее конституционное нововведение, ибо этим шагом Пётр положил конец московской традиции обращаться с внутренними и иностранными новостями как с государственной тайной» [8, с . 173].

Заключение

Мы привели лишь некоторые формы государственной идеологии Петровского времени Насколько они вместе с многочисленными панегириками и прочими формами и способами донесения до публики важных для власти идеологем изменили менталитет русского населения к моменту смерти их инициатора Петра I?

Безусловно, наибольшее влияние было оказано на дворянскую социальную элиту, и об этом написано немало Но, что не менее важно, память о Петре и оценка его дел сохранились в народном фольклоре Народные сказания очень противоречивы Мы можем найти и образ Петра как Антихриста в старообрядческом фольклоре, и образ Петра как Великого императора Последнее свидетельствует о том, что до определённых народных слоёв идейные посылы петровской пропаганды достучались

Обычно, когда речь идёт о кончине императора Петра I, приводят погребальное слово Феофана Прокоповича: «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! безмерное богатство силы его и славы его . . . при нас есть . Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал врагам страшною, страшная и будет; сделал на весь мир славною, славная и быти не перестанет Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления» [6, с 552]

Однако и в фольклорных источниках мы находим памятники, родственные панегирику Прокоповича Нам хочется закончить статью примером одной солдатской песни, отражающей новое мировосприятие рядовой служилой массы, воспитанной петровским «Воинским уставом», собственными воинскими подвигами и Триумфами в их честь «Песнь» явно солдатская, но записана она в крестьянской среде уже в XIX в . , что тоже немаловажно Создан данный источник был по средневековым канонам народного плача, но с идеологией, звучавшей в ходе публичных представлений Петровской эпохи Публикаторы назвали песню «Смерть Петра I». Она начинается с рассказа о последних часах жизни императора:

Под одеялечком лежит удалой добрый молодец, Удал добрый молодец, наш православный царь . Православный царь Пётр Алексеевич . Перед ним стоят все князья-бояре, Все старшие фельдмаршалы: «Тебе, видно, худо можется, Худо можется конец ближится . На кого ты своё царство приказываешь, На кого ты своё государство отказываешь? Кому у нас будет сенат судить, Кому у нас владеть каменной Москвой, Каменной Москвой, всей Россиею?» А возговорил наш батюшка православный царь, Православный царь Пётр Алексеевич: «Сенат судить вам, князьям-боярам, Каменна Москва и Россия вся — моей государыне»

Услыхала государыня, Из палат идёт, сама вопит: «О ты гой еси, мой мил-сердечный друг, Православный царь Пётр Алексеевич!

Следующий сюжет этой печальной баллады переносит нас уже к похоронам царя:

Ах ты батюшко светел месяц .

Что ты светишь не по старому,

Не по старому и не по-прежнему.

Всё ты прячешься за облаки,

Закрываешься тучей тёмною .

Что у нас было на Святой Руси,

В Петербурге в славном городе,

Во соборе Петропавловском, что у правого

у крылоса .

У гробницы государевой, Молодой солдат на часах стоял, Стоючи, он призадумался, Призадумавшись, он плакать стал, И он плачет, что река льётся, Возрыдает, что ручьи текут, Возрыдаючи, он вымолвил: «Ах ты матушка сыра земля, Раступися ты на все стороны, Ты раскройся, гробова доска, Развернися ты, золота парча, И ты встань, проснись, православный царь . Посмотри сударь, на свою гвардию, Посмотри на всю армию, Уже все полки во строю стоят

Дожидаются они полковника, Что полковника преображенского, Капитана бомбардирского»1

В наивной и традиционной для фольклора форме здесь вполне чётко переданы события января 1725 г. , включая отголосок официального объяснения причины кончины императора без составления духовной Император выбрал наследника, когда в 1724 г. короновал свою вторую супругу Екатерину Алексеевну как императрицу Звучит уважи-

1 Исторические песни и баллады М , 1991 С 312

тельный тон к высшим военным чинам (князьям-боярам, старшим фельдмаршалам), которым велено вести дела Сената, и так и невысказанная впрямую, но абсолютно понятная оценка деятельности Петра I . Очевидно, что воспитательная нагрузка петровских указов, триумфов и похвальных слов не оставила равно-

душной автора (авторов) этой песни, а вот образы из древнегреческих мифов, надолго вошедшие в символику дворянской мысли и в пространство высокого русского искусства, в солдатских головах явно не прижились

Дата поступления в редакцию 29.11.2022

ЛИТЕРАТУРА

I. Акишин М . О . «Общее благо» и государев указ в эпоху Петра Великого // Ленинградский юридический журнал . 2010 . № 3 (21). С 100-101.

2 . Богословский М. М . Петр I . Материалы для биографии . Т. I . Л . : Государственное социально-

экономическое издательство, 1940. 348 с.

3 . Быховский И . А. Петровские корабелы. Л . : Судостроение, 1982, 100 с.

4. Зицер Э . Орденские отступники: рыцарская идея в политической практике «компании» Петра

Великого // Пётр Великий : альманах / ред. Е. В . Анисимов . М . , 2007. С. 210-240. 5 . Елагин С. И . История русского флота . Период Азовский . Спб . ,1864. 412 с . 6. Павленко Н. И . История Петра Великого . М. : Вече, 2006. 570 с.

7 . Павленко Н . И . Пётр Первый и его время . М . : Просвещение, 1983. 144 с.

8 . Пайпс Р. Россия при старом режиме / пер . В . Козловского . М: Независимая газета, 1993. 424 с.

9 . Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб . : С. В. Дорофеев, 2011. 608 с.

10 . Уортман Р. С. Сценарии власти . Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. М. : ОГИ, 2004. 605 с.

II. Хазин А . Л . Высшая награда Отечества. К вопросу о создании статута ордена Святого апостола Андрея Первозванного // Военно-исторический журнал. 2008. № 12 . С. 53-55.

12 . Черная Л . «Децкая утеха принесла мужески триумф» . Девизы Петра Великого как средства пропаганды, просвещения и патриотического воспитания // Родина. 2019. № 6 (619). С. 104-106.

REFERENCES

I. Akishin M . O. [«The Common Good» and the sovereign's decree in the era of Peter the Great]. In: Leningradskiyyuridicheskiy zhurnal [Leningrad Legal Journal], 2010, no. 3 (21), pp. 100-101.

2 . Bogoslovskiy M . M. Petr I. Materialy dlya biografii. Т. 1 [Peter the Great . Materials for a biography.

Vol. 1]. Leningrad, Gosudarstvennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo Publ. , 1940. 348 p .

3 . Bykhovsky I. A. Petrovskiye korabely [Peter's shipbuilders]. Leningrad, Sudostroyeniye Publ. , 1982,

100 p

4. Zitser E. [Order apostates: a knightly idea in the political practice of the «company» of Peter the Great]. In: Anisimov E . V. , ed. Potr Velikiy: almanakh [Peter the Great : almanac]. Moscow, 2007, pp . 210-240.

5 . Elagin S . I . Istoriya russkogo flota. Period Azovskiy [History of the Russian fleet . Azov period]. St . Pe-

tersburg, 1864. 412 p.

6 . Pavlenko N. I . Istoriya Petra Velikogo [History of Peter the Great]. Moscow, Veche Publ . , 2006. 570 p.

7 . Pavlenko N. I . Petr Pervyy i yego vremya [Peter the Great and his time]. Moscow, Education Publ . ,

1983.144 p .

8 . Pipes R . Russia under the old regime (Russ. ed. : Kozlovsky V. , transl . Rossiya pri starom rezhime. Mos-

cow, Nezavisimaya gazeta Publ. , 1993. 424 p . ).

9 . Platonov S . F. Lektsii po russkoy istorii [Lectures on Russian history]. St. Petersburg, S . V. Dorofeev

Publ. House, 2011. 608 p.

10 . Wortman R . S . Stsenarii vlasti. Mify i tseremonii russkoy monarkhii. T. 1 [Scenarios of power. Myth and

ceremony in Russian monarchy. Vol. 1]. Moscow, OGI Publ. , 2004. 605 p .

II. Khazin A . L. [The highest award of the Motherland. On the issue of creating the statute of the Order of the Holy Apostle Andrew the First-Called]. In: Voyenno-istoricheskiy zhurnal [Military History Journal], 2008, no. 12, pp. 53-55.

12 . Chernaya L. [«Children's joy brought a manly triumph» . The mottos of Peter the Great as a means of propaganda, education and patriotic education]. In: Rodina [Motherland], 2019, no. 6 (619), pp. 104-106.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Черникова Татьяна Васильевна - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации; e-mail: Tchernikova1961@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Taniana V. Chernikova - Dr. Sci. (History), Prof. , Department of World and Domestic History, MGIMO University;

e-mail: Tchernikova1961@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Черникова Т В . Европейские новшества как внешний декор государственной пропаганды Петра I // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки . 2022. № 2 . С 30-47. DOI: 10.18384/2310-676Х-2022-2-30-47

FOR CITATION

Chernikova T. V. European innovations as an external decoration of the state propaganda of Peter the Great . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2022, no . 2, рр. 30-47.

DOI: 10.18384/2310-676X-2022-2-30-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.