Научная статья на тему 'Европейские исследования как компонент внутренней интернационализации вуза: опыт Марийского государственного университета'

Европейские исследования как компонент внутренней интернационализации вуза: опыт Марийского государственного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейские исследования как компонент внутренней интернационализации вуза: опыт Марийского государственного университета»

НАУЧНАЯ ХРОНИКА И БИБЛИОГРАФИЯ CHRONICLES AND BIBLIOGRAPHY

УДК 378:001(470.343)

йО!: 10.30914/2227-6874-2018-11-257-261

Европейские исследования как компонент внутренней интернационализации вуза: опыт Марийского государственного университета

Г. В. Рокина

Для цитирования: Рокина Г. В. Европейские исследования как компонент внутренней интернационализации вуза: опыт Марийского государственного университета // Запад - Восток. 2018. № 11. С. 257-261. Б01: 10.30914/2227-6874-2018-11-257-261

Важнейшим трендом развития высшего образования в России в последние годы становится интернационализация. Процесс интернационализации включает в себя самые разнообразные формы международного взаимодействия и отражает интеграционные процессы, происходящие в сфере образования. Интернационализация предоставляет вузу возможность изменить качество образования и выйти на международный рынок спроса и предложений образовательных услуг; разработать и внедрить новые образовательные программы; сформировать у студентов необходимые компетенции, востребованные мировым рынком труда. Эффективность деятельности современного университета кроме прочих показателей оценивается степенью его интернационализации, возможностью конкурировать в глобальном масштабе, а также оказывать влияние на международную научную среду через публикации ученых и их выступления на международных форумах. Интернационализация является одним из показателей ежегодного мониторинга эффективности российских вузов.

Международные связи всегда были одной из важнейших характеристик российского образования, однако термин «интернационализация» появился лишь в 1980-е годы. В 2017 году в Российской Федерации стартовал приоритетный правительственный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Среди пяти ключевых моделей деятельности российских вузов по экспорту образования на первом месте находится

© Рокина Г. В., 2018

257

модель внутренней интернационализации. Эта модель предполагает широкое развитие международных связей, академическую мобильность между российскими вузами и зарубежными университетами-партнерами, а также участие в различных международных образовательных программах.

Кейс Марийского государственного университета в области развития интернационализации включает самые различные примеры: обучение иностранных студентов, академическая мобильность преподавателей и студентов, международные научные проекты. В данном очерке представим лишь один из его компонентов - институциализацию европейских исследований в университете за последние два десятилетия как залог успешного участия университета в образовательных программах Европейского Союза.

Европейские исследования в Марийском государственном университете имеют давнюю традицию: с первых лет образования университета в 1970-е годы на историко-филологическом факультете была организована кафедра всеобщей истории, обучение на которой предполагало специализацию по истории и культуре зарубежных стран, в том числе и европейские исследования. В связи с отсутствием в республике специалистов по зарубежной истории и в результате грамотной кадровой политики уже в первые годы существования университета на кафедру были приглашены ученые-преподаватели по истории, культуре и историографии Европы и США - выпускники Московского, Казанского, Уральского и Саратовского университетов (хунгаролог Н. П. Киселева, германист Л. С. Панова, богемист и словакист И. Р. Фишер, специалист по историографии всеобщей истории Е. В. Колесова). Для студентов первых выпусков кафедры читать спецкурсы по зарубежной истории приглашались визит-профессора из Нижнего Новгорода, Москвы и Казани, известные ученые - Г. Н. Вуль-фсон, И. М. Ионенко, А. С. Козина, А. В. Сергеев и другие. Специализация по кафедре всеобщей истории и уровень полученной квалификации давали возможность ее выпускникам продолжить учебу в аспирантурах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. В итоге среди выпускников кафедры около 10 кандидатов и три доктора наук, защитивших диссертации по всеобщей истории, в том числе и по истории европейских стран.

С середины 1990-х годов выпускники кафедры всеобщей истории после защиты кандидатских диссертаций в Московском и Санкт-Петербургском университетах вернулись работать в alma mater и продолжили европейские, а также и американские штудии в МарГУ. Это богемист А. В. Рандин, словакист Г. В. Рокина, американист А. А. Ярыгин, специалист по античной истории О. В. Кулишова. Их усилиями в преподавательской и научно-исследовательской практике уровень изучения зарубежной истории на кафедре всеобщей истории соответствовал всем необходимым требованиям высшей школы и мировому уровню европейских исследований. Все преподаватели

258

имели опыт международных стажировок и участия в международных конференциях в странах Запада. Теперь уже они готовили своих учеников по всеобщей истории (кандидатские диссертации защитили ученики А. А. Ярыгина - В. П. Лихобабин и А. Е. Фоминых, кандидатскую и докторскую диссертацию защитила ученица О. В. Кулишовой Ю. С. Обиди-на, кандидатскую диссертацию по истории Ирландии под руководством Г. В. Рокиной защитила Е. В. Лежнина). Так, на кафедре всеобщей истории с начала 1990-х годов начало работать уже третье поколение ученых-«все-общников», теперь уже не приглашенных со стороны, а выпускников университета. Почти двадцать лет шел долгий кропотливый процесс по организации преподавания и создания базы для европейских исследований в университете. Начиная с 1990-х годов, можно говорить об институциа-лизации европейских исследований в вузе.

С 1997 года Маргосуниверситет является членом российской Ассоциации европейских исследований (АЕВИС), в 1998 году на базе университета проходила региональная конференция по Европейским исследованиям, в 2000 году - молодежная Европейская летняя школа. Представители кафедры неоднократно участвовали в конференциях и семинарах, организуемых АЕВИС. В университете по инициативе проректора по международным связям, выпускника кафедры всеобщей истории А. А. Ярыгина были созданы Шведского центр и Венгерский кабинет, организованные при поддержке посольств этих стран.

В 1990-е годы в университете был создан факультет международных отношений, на котором в начале 2000-х годов открыта аспирантура по научному направлению «Интеграционные процессы в Европе и США в XIX-XX веках» под руководством выпускницы кафедры всеобщей истории профессора Г. В. Рокиной.

В результате объединения Марийского государственного университета с Марийским педагогическим институтом в 2008 году опыт факультета иностранных языков в области интернационализации образования стал общим достоянием укрупненного вуза. С этого времени в университете были созданы дополнительные условия для проведения европейских исследований - знание языка, истории и культуры европейских стран, а также новейших мировых образовательных технологий и практик. Так, студентами факультета международных отношений совместно с центром европейских исследований Казанского (Приволжского) федерального университета (EC VOICES) в мае 2013 года был организован Первый Европейский молодежный форум.

В Марийском университете успешно продолжена традиция Клуба интернациональной дружбы, который был впервые организован на факультете иностранных языков Марийского педагогического института в 1970-е годы.

259

Методической базой для европейских исследований в МарГУ послужило открытие в 2004 году на базе университета Центра европейской документации. Центр был открыт при поддержке Европейской комиссии с учетом развитых партнерских связей университета с Представительством европейских сообществ и реализованными совместными европейскими проектами в области права, экологического и бизнес-образования. Документы и материалы Европейского Союза, поступающие в Центр, стали основой для включения в учебные планы спецкурсов по истории интеграционных процессов современной Европы, европейскому праву, выполнению бакалаврских и магистерских работ по данной проблематике.

В настоящее время научной площадкой для апробации результатов исследований в области европейской истории и международных отношений является научный журнал «Запад - Восток», издаваемый на базе учебно-исследовательской лаборатории этногендерных исследований историко-филологического факультета с 2008 года. Одним из учредителей журнала является международная российско-словацкая комиссия при Национальном комитете историков РАН.

После вхождения России в Болонский процесс появились новые возможности для продвижения европейских исследований в российских вузах. Сотрудники лаборатории в последние годы принимали активное участие в конкурсных программах Европейского Союза, в частности программы Эразмус+. Это новая программа ЕС, направленная на поддержку международного сотрудничества в области образования. В рамках программы академической мобильности сотрудники лаборатории прошли научные стажировки в Университете П. Й. Шафарика в Брно и университете Дану-биус в Словацкой Республике.

Одной из подпрограмм Эразмус+ является направление Жан Монэ, которое оказывает ресурсную поддержку образовательным проектам по продвижению европейских исследований в мире, в частности по вопросам истории европейской интеграции.

В лаборатории были подготовлены проекты в области европейских исследований «Европейские исследования в Республике Марий Эл» (2016), «Историко-культурный «багаж» стран-участниц Европейского Союза и современный вектор развития» (2017). Эти проекты были направлены на разработку и популяризацию европейских исследований в России. Особое внимание в них было уделено участию молодых исследователей и междисциплинарным подходам в образовании.

Итогом трехлетней проектной деятельности лаборатории и участия в конкурсах программы Эразмус+ стал грант ЕС на реализацию проекта «Историческая память в образовании и развитии Европейского союза» (2018). Научный руководитель проекта - доцент кафедры всеобщей истории,

260

кандидат исторических наук Е. В. Лежнина, а ключевые исполнители - сотрудницы лаборатории этногендерных исследований - доктор исторических наук, профессор Г. В. Рокина и кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD) О. Б. Земцова (1977-2018). Весь предшествующий опыт проведения европейских исследований позволил ученым Марийского университета участвовать в программе, выиграть престижный международный конкурс и получить поддержку на реализацию проекта.

В рамках реализации проекта для студентов гуманитарных направлений подготовки будут прочитаны спецкурсы по истории стран Европейского Союза, подготовлен цикл публичных лекций, опубликованы учебное пособие и научные статьи. Все эти мероприятия направлены на совершенствование компетенций студентов в сфере межкультурных коммуникаций, повышение уровня их профессиональной подготовки и интеллектуальное развитие.

Опыт организации европейских исследований в Марийском государственном университете - лишь один из примеров внутренней интернационализации вуза. Проект ученых лаборатории этногендерных исследований по изучению роли исторической памяти в процессе создания и развития Европейского Союза является логическим продолжением всего предшествующего опыта институциализации и развития европейских исследований в университете.

Статья поступила в редакцию 20.07.2018 г.; принята к публикации 20.08.2018 г.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Об авторе

Рокина Галина Викторовна

доктор исторических наук, профессор, Марий ский государственный университет,

г. Йошкар-Ола, [email protected]

European studies as a component of the university's internal internationalization: experience of the Mari State University

G. V. Rokina

Citation for an article: Rokina G. V. European studies as a component of the university's internal internationalization: experience of the Mari State University. West - East. 2018, no. 11, pp. 257-261. DOI: 10.30914/2227-68742018-11-257-261

Submitted20.07.2018; revised20.08.2018. The author has read and approved the final manuscript.

About the author Galina V. Rokina

Dr. Sci. (History), Full Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.