Научная статья на тему 'Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии'

Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Янссен Зибо

Janssen S. Die Europapolitik der niederlдndischen und belgischen Christdemokratie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии»

З. Янссен*

Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии

Нидерландская и бельгийская христианская демократия по традиции считаются партиями, активно поддерживающими европейскую идею и процессы европейской интеграции. Причем если нидерландский ХДП и фламандская ХДФ стараются как можно больше увязать европолитику с интересами своей страны (или в случае ХДФ -своего региона), валлонский ГДЦ, как в программном, так и в практическом отношении, является пробельгийской и проевропейской партией.

Нидерландская партия ХДП возникла в 1980 г. на базисе трех партий - Католической народной партии (КНП), протестантской Антиреволюционной партии (АРП) и маленькой Христианской исторической унии (ХИУ), из которых наиболее проевропеской считалась Католическая народная партия, уже в первые годы основания Европейского сообщества активно участвовавшая в европолитических дебатах. Политический католицизм в Нидерландах имел несколько причин для подобной ориентации. Во-первых, в протестантских Нидерландах католики были в меньшинстве, так что идея Европы для них отчасти связывалась с интеграцией в «католический» мир Запада. Кроме того, в «Европе» виделась возможность противовеса как

* Janssen S. Die Europapolitik der niederländischen und belgischen Christdemokratie.

212

Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии

гегемонистским устремлениям Советского Союза, так и американской доминантности. Протестанты из АРП в этом отношении были несколько сдержаннее: с одной стороны, им хотелось воздействовать на процессы европейской интеграции, с другой стороны, имели место опасения, что слишком сильная «европеизация» и слияние с католическим миром разрушат традиционные со времен Реформации протестантские ценности и приведут к утере национальной идентичности. Аргументы в пользу Европы протестанты видели, прежде всего, в соображениях военной безопасности и экономической выгоды. Лишь к началу 70-х годов, со сменой руководства партия открылась для идеи наднационального европейского интеграционного процесса. Третья же партия, маленькая ХИУ, отколовшаяся в свое время по причине своей протестантской радикальности от АРП, была наиболее критична по отношению к европейской интеграции, ибо опасалась католизации Нидерландов.

После слияния этих трех сил в ХДП вновь образованная партия заняла однозначно проевропейскую позицию на базисе представления о Европе, как о «ever closer union», т.е. все теснее сплачивающемся союзе. С момента своего основания ХДП считается одной из наиболее активных сторонниц процесса европейской интеграции. В качестве примера можно назвать проект общеевропейского договора (будущего Маастрихтского), предложенного Европейскому совету в декабре 1990 г., во время президентства в Совете нидерландских христианских демократов Любберса и Ван ден Броека (оба - бывшие члены КНП). Этот проект по причине своей проевропейской радикальности встретил критику всех членов ЕС, кроме Бельгии и Люксембурга.

Интересное противостояние имело место и в рамках фракции ЕНП в начале 90-х годов, когда ХДП совместно с тогдашней бельгийской ХНП и с СХП, а также с итальянской ХДП и люксембургской ХСНП пыталась противодействовать большинству фракции, выступавшему за прием в нее британских и датских консерваторов. Инициатором вступления консерваторов был тогдашний канцлер ФРГ Гельмут Коль, обосновывавший этот шаг соображениями политической тактики: расширившаяся фракция ЕНП могла бы основательно и надолго маргинализировать европейских социалистов.

213

З. Янссен

Нидерландские христианские демократы выступили против, опасаясь, что в ходе сотрудничества с консерваторами в рамках одной фракции европейская христианская демократия будет вынуждена отступить от своих классических христианско-демократических основ. Британские и датские консерваторы стояли, как известно, на неолиберальных позициях и были скептически настроены по отношению к процессам европейского единения. Попытка разделить понятия «консерватизм» и «христианская демократия» и дистанцироваться от консервативного неолиберализма не удалась - в итоге консерваторы все же были приняты во фракцию, что в известной степени определило ее дальнейшую политику. Аналогичная история повторилась позже, когда нидерландские христианские демократы заняли негативную позицию в связи с вступлением во фракцию ЕНП партии «Вперед, Италия».

С 2002 г. под руководством христианского демократа Балкененде (бывшего члена КНП) европолитический курс ХНП становится более прагматичным. Старые проевропейские идеалисты, сторонники ускоренной супранациональной интеграции и федеральной Европы, уступают место реалистам, не мыслящим Европу вне связи с национальными интересами.

Бельгийская христианская демократия (до 1968 г. - ХНП/ СХП, с 1968 г. - ХНП и СХП, с 2002 г. - ХДФ и ГДЦ) всегда занимала активную проевропейскую позицию. В первые годы интеграционного процесса немалую роль играло стремление прочно «привязать» Германию (от которой Бельгия пострадала в ходе мировых войн) к западному сообществу. Кроме того, федеральное устройство Европы могло бы, по мнению бельгийских христианских демократов, предотвратить будущие конфликты на континенте. И, наконец, в контексте противостояния фламандцев (часть которых сотрудничала с национал-социалистами) и валлонов имели место и сомнения в прочности «бельгийской нации».

Новая фаза европолитики началась по ходу дальнейшей децентрализации Бельгии и раскола христианской демократии на фламандскую и валлонскую партии. В то время как валлоны по-прежнему идентифицировали себя со всей Бельгией, фламандцы, с одной стороны, сильнее начали подчеркивать свои интересы, с другой - попытались интегрировать фламандскую идентичность в

214

Европейская политика нидерландской и бельгийской христианской демократии

европейскую. Тем самым фламандские христианские демократы старались создать противовес радикальным фламандским националистам, до 1978 г. объединенным в Народном союзе, а после - в ксенофобском и враждебном Европе Фламандском блоке. «Фламандский вопрос» христианские демократы попытались увязать с прогрессом европейского интеграционного процесса, Фландрия должна была стать частью федеральной Европы с сильными регионами. ХНП развился в сильную проевропейскую партию, ее политики - например, Тиндеманн, Мартенс, Деан -внесли значительный вклад в процессы развития европейской

интеграции.

Поражение ХНП на выборах в 1999 г. и ее последующая реорганизация в ХДФ (христианско-демократическую и фламандскую) символизирует дальнейшее усиление фламандского национального сознания в партии. В ее внутриполитических программах идеи бельгийской федерации уступают место конфедеративным идеям. Европолитика партии тоже не осталась в стороне от этих новых веяний. После реорганизации в европолитических концепциях ХДФ значительное место занимает идея т.н. «Европы регионов», базирующейся на субсидиарном принципе. В последние годы в ходе усиливающихся процессов регионализации в Бельгии «бельгийская идентичность» фламандских христианских демократов ослабевает, что вызывает озабоченность политических наблюдателей: отказ от ответственности за Бельгию может повлечь за собой отказ от ответственности за Европу. Некогда общей бельгийской партии, предавшей свои собственные корни, грозит превращение в национальную партию по интересам.

Перевод с немецкого С.В. Погорельской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.