Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА И ВОПРОСЫ ВЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ'

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА И ВОПРОСЫ ВЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЕВРОПА / УКРАИНА / КОЛОНИИ / АБОРИГЕНЫ / ВЕРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дусь Юрий Петрович

В докладе даётся конспективная характеристика либеральных идей, их мутации и результатов воздействия через европейскую политику на страны и народы, в частности на Украину, в контексте цивилизационного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN POLITICS AND MATTERS OF FAITH IN THE CONTEXT OF INTERACTION OF CIVILIZATIONS

The report gives a concise description of liberal ideas, their mutations, and the results of the impact through European policy on countries and peoples, in particular, on Ukraine in the context of civilizational interaction.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА И ВОПРОСЫ ВЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Дусь Юрий Петрович «Европейская политика и вопросы веры в контексте взаимодействия цивилизаций»

УДК 327 (4)

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА И ВОПРОСЫ ВЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Дусь Юрий Петрович,

доктор экономических наук, доцент, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Омской духовной семинарии

Аннотация. В докладе даётся конспективная характеристика либеральных идей, их мутации и результатов воздействия через европейскую политику на страны и народы, в частности на Украину, в контексте цивилизационного взаимодействия.

Ключевые слова: либерализм, цивилизации, Европа, Украина, колонии, аборигены, вера.

EUROPEAN POLITICS AND MATTERS OF FAITH IN THE CONTEXT OF INTERACTION OF CIVILIZATIONS

Dus Yury Petrovich,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Lecturer of the Department of Humanities of the Omsk Theological Seminary

Abstract. The report gives a concise description of liberal ideas, their mutations, and the results of the impact through European policy on countries and peoples, in particular, on Ukraine in the context of civilizational interaction.

Keywords: liberalism, civilizations, Europe, Ukraine, colonies, natives, faith.

В известном романе американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» главный герой 17-летний юноша по имени Холден обостренно воспринимает (точнее, не воспринимает) фальшь моральных канонов американского общества, а главной мечтой, которую он поведал малолетней сестрёнке, было спасать детей: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались» [1, 72].

Образ достаточно прозрачный и, думаю, относится не только к детской чистоте, поглощаемой «пропастью» взрослой жизни с ее очерствелостью, пошлостью, жестокостью, но и к целым народам и странам. Такой страной, балансирующей на краю пропасти (или уже в нее летящей), является Украина. Украинцы - по сути, те же русские люди, оказавшиеся на «окраине» (из названия видно) Русского мира. Будучи долго под властью и влиянием Польши, давлением Австрии и в целом Запада, ма-

№ 2 (13), 2022

лороссы потеряли ориентиры, «заигрались во ржи», очень напоминая «ребятишек» Сэлинджера.

Почему же мы ведем речь о пропасти? Ведь на Украине часть так называемой интеллектуальной элиты, пока находящейся у власти, утверждает, что страна жизненно нуждается в интеграции именно с Западной Европой, являющейся образчиком передового цивилизационного развития, высокого уровня жизни, воплощённого либерализма. На наш взгляд, в современном мире либеральные ценности и идеи ведут к кризису, к пропасти всех, кто им следует - и страны, создавшие данную идеологию, и те, что пытаются к ней примкнуть. Смеем предположить, что либерализм - это продукт только для внутреннего, западноевропейского «употребления», где блага и свободы предназначаются только для самих «больших белых хозяев». Остальных европейцы веками использовали и истребляли. По мнению ряда исследователей, на американском континенте до Колумба могло проживать не менее 100140 млн индейцев. За период господства белых это количество сократилось на 90% (в т. ч. из-за голода и болезней). А к сегодняшнему дню сохранилось не более 5% прежней численности коренного населения. Предполагают, что только в Центральной и Южной Америке было уничтожено от 60 до 80 млн, в том числе - целыми цивилизациями и народами (ацтеки, инки, майя, беотуки, куэва, таино, тимукуа и др.) Такого истребления, приведшего к гибели почти 100 миллионов (!) человек, по подсчетам американского историка, профессора Гавайского университета Дэвида Станнарда, назвавшего свою книгу «Американский холокост» (с ним в той или иной мере согласны американские специалисты К. Сейл, Б. Кирнан, Л. Стиффарм, Ф. Лейн), в мировой истории не демонстрировал никто, кроме «просвещенных европейцев» [2, 41]. Даже если американские учёные несколько ошибаются в расчётах, это был невиданный в истории геноцид!

Далее, по мере расширения деятельности европейцев на мировой арене, процесс использования и уничтожения других народов только нарастал: более трех веков работорговцы, как скот в трюмах, вывозили чернокожих на плантации в Америку. По данным Организации Объединённых Наций, было вывезено до 17 млн рабов [3], но даже по стыдливо-скромным данным Википедии, на каждого живого раба приходилось по 3-4 погибших во время «охоты на людей и транспортировки», а многие источники утверждают, что в реальности до Америки доплывал один чернокожий из десяти. То есть, выходит, что к возможным 100 млн индейцев ещё примерно от 70 до более 100 млн африканцев погибли на родной земле, пошли на корм атлантическим рыбам в ходе распространения европейского влияния на американский и африканский континенты.

Можно допустить, что такая пропорция - уничтожение около 80-90% местных народов при освоении других континентов - прослеживаются повсюду, где появлялась Европа. В Австралии, например, до прихода европейцев проживало (естественно, по подсчетам самих европейцев) до 1 млн аборигенов [4], к началу ХХ века их оставалось около 60 тыс. человек.

Во всех европейских колониях, в начале ХХ в. охватывавших половину территории планеты (около 55 %), где проживало более трети (около 35 %) землян [5], аборигенов (т. е. местных жителей, которые на своей земле вдруг становились расходным материалом, рабами) никто толком не считал. В одной только Индии за период бри-

Дусь Юрий Петрович «Европейская политика и вопросы веры в контексте взаимодействия цивилизаций»

танского колониального правления было загублено от голода, эпидемий, военного насилия несколько десятков миллионов человек. Как пишет пресловутая Википедия, «современные исследования прямо обвиняют в голоде политику Британской короны», уничтожившей «...бессчётное (! - Ю.Д.) количество индусов» [6]. Если прибавить, что британцы заставляли тех же колонизированных индусов производить тонны опиума, а затем под жерлами корабельных орудий (в ходе двух Опиумных войн XIX века) принуждали покупать эту отраву китайцев, за короткий срок буквально наводнив Поднебесную зельем, то количество жертв европейцев в Азии совершенно невозможно учесть.

Стоит подчеркнуть, что при активном участии Европы (создавшей после Великих географических открытий систему всемирных связей) зараза наркомании распространилась на весь мир. И Запад до сих пор очень успешно этому способствует. Согласно данным ООН, с момента ввода в Афганистан в 2001 г. военных контингентов США и НАТО и до 2010 г. урожаи опиумного мака в Афганистане выросли почти в 40 раз. В какой-то момент эта страна производила в два раза больше опиатов, чем весь мир [7]. Только за год на планете от наркотиков гибнет около 500 тыс. человек [8] (эти подсчёты ООН представляются весьма приблизительными, поскольку только в нашей стране от употребления зелья каждый год умирает около 70 тыс. человек [9]). Выходит, европейский вклад в дело уничтожения людей по всему миру за время распространения Западного влияния, действительно, невозможно переоценить! Про такие «мелочи», как развязанные Западной Европой две Мировые войны с их почти 100 млн только убитых, уже и вспоминать не стоит.

Теперь о том, почему в данном докладе все вышеназванные преступления и трагедии напрямую связываются с европейским влиянием, и главное - с либерализмом. Ведь эта идеология, будучи основой современной европейской цивилизации, как формулирует упоминавшийся прозападный информационный ресурс, «провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью (! - Ю.Д.) и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка» [10] . Прекрасно звучит! Почему же не срабатывает, когда европейцы (а сегодня и их порождение -американцы) взаимодействуют с остальным миром? Потому что Европа безнадежно выхолостила красивые идеи, выдвинутые в эпоху Просвещения известными мыслителями, основателями либерализма Дж. Локком, Т. Гоббсом, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.

Дело в том, что для обоснования замены устаревших феодальных порядков на либерально-рыночные нормы названным просветителям в далеких ХУИ-ХУШ веках надо было доказать, что средневековое внеэкономическое принуждение - это несправедливо и незаконно, что человек (как предприниматель, так и наемный работник) должен быть свободен! Мыслители даже назвали этот принцип «естественным законом Природы, Разума и Божества». По бесспорному утверждению авторов, свобода не может «вырастать» из природы (ведь даже у муравьев есть рабство; у пчел -фактически, коммунизм; в звериных стаях - тотальная диктатура вожака). Но и Разум не может являться для нее естественным основанием, поскольку разумные существа на протяжении всей истории цивилизации стремились поработить ближних, переложить на плечи соседа социальную «ношу». Следовательно, человеческая свобода может быть выведена только из идеи, лежащей над природой и обществом, т. е. из

№ 2 (13), 2022

наличия Высшего разума, из признания бытия Бога. Локк так и пишет: «Люди рождаются равными и свободными, т. к. никого из них Творец не выделил чем-то особенным» [11, 263-265].

Если мы согласно утверждениям названных просветителей одинаково созданы Творцом и одинаково принадлежим ему, то существование Бога, «естественный закон» требуют мира и сохранения всего человечества. Никто не имеет права причинять вред тому, что принадлежит Богу, т. е. своей и чужой жизни, здоровью, собственности, а в конечном итоге - свободе. Локк вполне логичен: если вы видите, что кто-то хочет убить, подчинить или ограбить вас, то это означает, что этот кто-то восстает против закона Природы и Бога, тем самым, объявляя войну всему человечеству, т. е. фактически вычеркивая себя из списка людей (потому-то при допустимой мере самообороны убийство по закону не наказуемо).

Поскольку это естественное право может вылиться в войну всех против всех, люди объединяются в общество, отказываются от естественного (первобытного) состояния и создают государство. Иными словами, свобода, права человека, собственность и даже государство имеют смысл, только если мы признаём бытие Бога; верим, знаем, что все мы и всё «наше» принадлежит Ему. В противном случае, грабители, насильники, убийцы, смутьяны могут делать все, что пожелают... Примерно так своим творчеством утверждал и Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то всё позволено».

Так вот, либерализм, который в теории так красиво начинался, по мере развития Запада потерял фундамент своей концепции - Бога и Его законы. В первую очередь не сохранила этого западная церковь, которая сначала отпала от Православия в виде католичества, а затем уже от самого католичества откололись кальвинизм и лютеранство, в свою очередь рассыпавшиеся по очень примерным подсчетам современных протестантских историков почти на 22 тысячи (!) течений, направлений, сект. В результате практически все заповеди к сегодняшнему дню были забыты и/или извращены до неузнаваемости:

- вместо «почитай отца и мать» вышло: «пожалуйся на них в ювенальную юстицию, и их лишат родительских прав»;

- вместо «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да убоится мужа своего» стало: «в современной гендерной теории покровительственное отношение мужчины к женщине есть оскорбление женщины» (потому-то в Кельне на соборной (!) площади накануне нового 2016 г., когда арабы и африканцы нападали на немок, немецкие мужчины не заступались, только один хорват, державший на площади кафе, дал отпор подонкам);

- вместо «не убий» была узаконена эвтаназия в Голландии, Бельгии, Люксембурге, Канаде, отдельных штатах США и Австралии, и пр. (в самых «небедных» странах);

- вместо «не укради» - смотри всё то, что написано выше об отношении к другим народам и цивилизациям на протяжении веков. И сегодня мало что изменилось. Если страна неугодна (Северная Корея, Венесуэла, Сербия, Иран, Сирия, Россия и др.), можно объявить её нарушителем (либеральных) норм и заморозить (отобрать) авуары в западных банках. Уже не хочется вспоминать про то разорение, что было сотворено с Югославией, Афганистаном, Ираком, Ливией. Тот же киевский режим, пришедший к власти (на деньги Запада) после вооруженного переворота, много лет устраивает массовые убийства, без разбору бомбит жилые кварталы, бросает в тюрь-

Дусь Юрий Петрович «Европейская политика и вопросы веры в контексте взаимодействия цивилизаций»

мы тысячи людей, оболванивает миллионы. А его поддерживают, кредитуют, жмут руки. Всё можно, чтобы ослабить конкурентов, поставить под контроль и поделить (до поры) чужое.

Поэтому в своем непросвещенном стремлении в Европу, к ее ценностям Украина (точнее её прозападное руководство) напоминает мне Библейского блудного сына (в нашем случае - брата). Либералы обдерут как липку, изымут все «отцовское» (советское) наследство, заставят обслуживать свои нужды, есть свиной корм (а не свиное сало) и после использования выбросят за ненадобностью. Сейчас самое время здоровой части украинского общества подумать о возвращении к Отцу, точнее - к старшему брату. Туда, где правда, а потому и сила.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джером Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. - М.: Радуга, 1983. - 96 с.

2. David E. Stannard. «American Holocaust: the Conquest of the New World», Oxford University Press, 1993. P. 41. URL: https://celz.ru/david-e-stannardx/page,41,167711-american_holocaust.html (дата обращения: 01.07.2022).

3. Осознание трагедии - путь к преодолению её последствий. URL: https://www. un.org/ru/events/slaveryremembranceday/2007/backgrounder.shtml (дата обращения: 04.07.2022).

4. Indigenous Australians. URL: http://www.workingwithindigenousaustralians. info/content/History_3_Colonisation.html (дата обращения: 04.07.2022).

5. Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале ХХ века. URL: https://infopedia.su/21xed43.html (дата обращения: 05.07.2022).

6. Британская Индия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Британская_Индия (дата обращения 21.01.2016).

7. Организация Объединённых Наций. Всемирный доклад о наркотиках, 2022 г. Статистическое приложение. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/wdr2022_annex.html (дата обращения 06.07.2022).

8. В ООН сообщили, что число наркозависимых в мире растёт. URL: https:// tass.ru/obschestvo/11739507?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 06.07.2022).

9. Статистика наркомании в России 2020-2021 года URL: https://narcorehab. com/articles/statistika-narkomanii-v-rossii-2020-2021/ (дата обращения 06.07.2022).

10. Либерализм. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерализм (дата обращения 21.01.2016).

11. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 3. - 668 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.