Научная статья на тему 'Европейская опора социальных прав'

Европейская опора социальных прав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ / SOCIAL PARTNERS / ПРЕКАРИАТ / PREKARIAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говорова Наталья Викторовна

В статье анализируется инициатива Европейской комиссии, направленнаяна оптимизацию систем социального обеспечения и функционирования рынка труда, борьбус наиболее актуальными проблемами социально-экономического развития Евросоюза: бед-ностью и неравенством, обусловленными высокими уровнями долгосрочной и молодёжнойбезработицы, гендерными различиями на рынке труда. Рассматривается также текущаяситуация и динамика рынка труда. Сделаны выводы о позитивной взаимосвязи примененияразнообразных инструментов социальной политики, увеличения мотивации и производитель-ности труда, роста мобильности и положительной динамики социально-экономических по-казателей Европейского Союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Pillar of Social Rights

Тhe article analyzes the initiative of the European Commission aimed at optimizingsocial security systems and labor market functioning, combating the most urgent problems of socialand economic development: poverty and inequality caused by high levels of long-term and youthunemployment, gender inequality in the labor market. The current situation and the dynamics of thelabor market are also considered. The analysis allows us to conclude that there is a positive relationshipbetween the application of various instruments of social policy, increasing motivation andproductivity, increasing mobility and the positive dynamics of the socio-economic indicators of theEuropean Union.

Текст научной работы на тему «Европейская опора социальных прав»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

УДК 331.5, 331.556.2, 332.146.2 Наталья ГОВОРОВА

ЕВРОПЕЙСКАЯ ОПОРА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

Аннотация. В статье анализируется инициатива Европейской комиссии, направленная на оптимизацию систем социального обеспечения и функционирования рынка труда, борьбу с наиболее актуальными проблемами социально-экономического развития Евросоюза: бедностью и неравенством, обусловленными высокими уровнями долгосрочной и молодёжной безработицы, гендерными различиями на рынке труда. Рассматривается также текущая ситуация и динамика рынка труда. Сделаны выводы о позитивной взаимосвязи применения разнообразных инструментов социальной политики, увеличения мотивации и производительности труда, роста мобильности и положительной динамики социально-экономических показателей Европейского Союза.

Ключевые слова: Европейский Союз, социальная политика, социальная защита, рынок труда, занятость, социальные партнёры, прекариат.

В соответствии с Лиссабонским договором о функционировании Европейского Союза, вступившим в силу в декабре 2009 г., социальная политика и координация вопросов занятости относится к сфере совместной компетенции ЕС и государств-членов1. Для достижения основных целей социальной политики - повышения занятости, улучшения условий жизни и труда, развития человеческих ресурсов, снижения бедности, неравенства и социальной иск-лючённости, осуществляются меры, учитывающие разнообразие национальных практик и необходимость поддержки конкурентоспособности экономики Евросоюза. Социальное измерение ЕС основывается на общих обязательствах и установленных компетенциях и направлено на сближение государств-членов в этой сфере. Социальную политику ЕС отличает широкий спектр инструментов, с помощью которых его институты осуществляют гармонизацию социальной сферы, содействуют расширению занятости и гарантий социальной защиты граждан.

Своевременное начинание

26 апреля 2017 г. Европейская комиссия обнародовала новую инициативу - «Европейская опора социальных прав» (European Pillar of Social Rights), нацеленную на построение бо-

© Говорова Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований ИЕ РАН. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Доцент кафедры экономики, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт. E-mail: n_govorova@mail.ru.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201825

1 Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union, Art. 151. Official Journal of the European Union. C 83. 30.03.2010.

лее справедливой Европы и укрепление её социального измерения1. Этому событию предшествовали (март-декабрь 2016 г.) масштабные публичные онлайн-консультации с участием социальных партнёров, государств-членов, гражданского общества и научных кругов. Декларация о Социальной опоре была подписана 17 ноября 2017 г. в Гётеборге (Швеция) на саммите ЕС по социальным вопросам председателем Еврокомиссии Ж.-К. Юнкером, главой Европар-ламента А. Таджани и премьер-министром Эстонии, председательствующей в этот период в Совете ЕС, Ю. Ратасом.

«Опора» включает 20 ключевых принципов и прав для содействия оптимальному функционированию европейских рынков труда и систем социального обеспечения, поддержания баланса между трудовой и личной жизнью европейцев, предназначенных, прежде всего, для участников еврозоны (могут быть применены ко всем странам ЕС). Нормы и правила, зафиксированные в «Опоре», отражают новые реалии в трудовой сфере и европейском обществе в целом (глобализации, цифровая революция, распространение новых типов занятости, демографические изменения) и структурированы по трём направлениям: равные возможности и доступ к рынку труда; справедливые условия труда; социальная защита и включённость (табл. 1).

Таблица 1

Принципы Европейской опоры социальных прав_

Направления Ключевые принципы

I. Равные возможности и доступ к рынку труда 1.Образование, обучение, в том числе в течение всей жизни

2. Гендерное равенство

3. Равные возможности

4. Активная поддержка занятости

II. Справедливые условия труда 5. Безопасная, адаптированная занятость

6. Справедливая заработная плата

7. Информация об условиях занятости и защите в случае увольнений

8. Социальный диалог и вовлечение работников

9. Баланс работы и личной жизни

10. Здоровая, безопасная рабочая среда и защита данных

III. Социальная защита и включённость 11. Уход за детьми и защита их от нищеты

12. Социальная защита

13. Пособия по безработице

14. Минимальный доход

15. Доходы и пенсия по старости

16. Здравоохранение

17. Включённость людей с ограниченными возможностями

18. Долгосрочный уход

19. Жильё и помощь для бездомных

20. Доступ к основным услугам

Источник: European Commission. European Pillar of Social Rights. https://ec.europa.eu/commission/priorities/deeper-and-fairer-economic-and-monetary-union/european-pillar-social-rights/european-pillar-social-rights-20-principles_en.

1 SOCIAL: Commission presents points of reflection to relaunch social Europe. Bulletin Quotidien Europe (BQE). 2017. №11775. 26.04.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, N»2

Реализацию положений документа общими усилиями будут осуществлять институты ЕС, государства-члены, социальные партнёры (им принадлежит центральная роль в продвижении Европейской опоры социальных прав) и другие заинтересованные стороны. Европейские институты отвечают за рамочные условия, принятие требующихся законодательных инициатив, а также обновление и дополнение существующих нормативных актов ЕС. Это жизненно важно для решения самых болезненных социальных проблем европейского общества: высокого уровня долгосрочной и молодёжной безработицы, бедности в отдельных странах и регионах, с трудом поддающегося выравнивания гендерного разрыва1 в трудовой сфере (разница в оплате труда составляет более 16%, в пенсионном обеспечении - 40%) вследствие которых страны Евросоюза теряют ежегодно 370 млрд евро2.

Деятельность в рамках новой инициативы началась с предложения об оптимизации законодательства в сфере отпусков по уходу за детьми, модернизации трудовых договоров в части минимальных гарантий и вопросов доступа к социальной защите, для всех категорий работников, в том числе прекариата и самозанятых. На рынке труда ЕС растёт доля нестандартной занятости и самозанятости, особенно среди молодёжи. От двух до трёх млн человек трудится по нетиповым контрактам и находится в наиболее уязвимом положении относительно прозрачности и предсказуемости различных аспектов занятости, в то время как обеспечение максимально справедливых и предсказуемых трудовых договоров является основой для достойной занятости в ЕС. Комиссия предлагает расширить сферу действия Директивы о трудовых договорах (Директива о письменном заявлении), распространив её на новые нетипичные формы занятости; это позволит избежать недобросовестной конкуренции. 21 декабря 2017 г. Комиссия приняла решение о разработке новой Директивы по повышению прозрачности и предсказуемости условий труда в ЕС, существенно дополняющей обязательства по информированию каждого работника об условиях работы. Прозрачные правила и условия труда важны для повышения мотивации и производительности труда, а значит новая Директива принесёт пользу как работникам, так и предпринимателям.

13 марта 2018 г. Комиссия объявила о планах создания Европейского Агентства по вопросам труда. Этот орган должен будет обеспечить справедливое, простое и эффективное применение правил ЕС в отношении мобильности рабочей силы. Миссия новой европейской организации будет заключаться в следующем:

• укрепить сотрудничество и доверие к трудовой мобильности, в том числе путём разрешения возможных споров между различными национальными органами;

• объединить существующие инструменты в области трансграничной мобильности для обеспечения единого контакта с гражданами, предприятиями и государственными органами;

• бороться с нарушениями, касающимися трудового и социального законодательства;

1 Говорова Н.В. Гендерные аспекты занятости: новые тенденции, старые проблемы. Проблемы теории и практики управления. 2004. №6. С. 107-114.

2 European Commission. Speech. Speaking points by Commissioner Thyssen on the European Pillar of Social Rights and accompanying initiatives. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-17-1119_en.htm.

3 Прекариат (от англ. precarious «сомнительный, ненадёжный, случайный») - население, работающее в условиях отсутствия стабильной занятости, профессиональной идентичности, гарантий и защищённости, а также нестабильного и низкого заработка.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

• организовывать совместные действия пограничного контроля;

• использовать существующие структуры для более эффективного управления трансграничной и совместной деятельностью, например, в сферах охраны и гигиены труда на рабочем месте, управления реструктуризацией и борьбы с нелегальным трудом.

За последнее десятилетие число мобильных граждан почти удвоилось и в 2017 г. достигло 17 млн человек. Агентство поможет отдельным лицам, предприятиям и национальным администрациям максимально использовать возможности, предлагаемые свободным передвижением работников, будет предоставлять информацию о возможностях для работы, ученичества, найма и обучения. Свободное передвижение трудящихся сегодня регулирует обширное законодательство ЕС, оно корректируется и модернизируется на постоянной основе. Вновь созданное управление будет содействовать улучшению обмена информацией, оказывать помощь в проведении согласованных и совместных инспекций, обеспечивать посредничество и содействовать принятию решений по трансграничным спорам, например, в случае реструктуризации компании с участием нескольких государств-членов. Европейское Агентство по вопросам труда начнёт работу в 2019 г.

Рынок труда: ситуация и динамика

Рынок труда ЕС переживает в настоящее время подъём: занятость превзошла докризисный уровень, безработица приближается к нему, так как на волне экономического роста безработным стало легче трудоустроиться. В 2016 г. заработная плата в еврозоне выросла на 1,2%, увеличившись почти во всех государствах-членах. При этом в Венгрии, Румынии и странах Балтии, имеющих относительно низкий её уровень, зарегистрирован наибольший рост, что говорит о тенденции постепенного выравнивания этого показателя. Однако во многих странах темпы роста заработной платы невелики, а заработки у временных работников ниже, чем у постоянных (особенно там, где доля временной занятости выше). В рамках инициативы «Европейская опора социальных прав» Комиссия представила законодательное предложение об улучшении баланса трудовой и личной жизни европейцев и начала консультации с социальными партнёрами по модернизации трудовых договоров и доступу к социальной защите трудящихся всех форм занятости. Эти инициативы могли бы - после их принятия - дать ответы на основные вызовы в трудовой сфере: сегментация рынка труда и отсутствие защиты работников нестандартных форм занятости1.

Комиссия рапортует о позитивных переменах в сфере занятости и улучшении социальной ситуации в ЕС на фоне устойчивого экономического роста (квартальный Отчёт от 12.02.2018). В годовом исчислении занятость выросла на 1,7% (+4 млн занятых), и основной вклад в этот процесс внёс рост числа постоянных рабочих мест: число сотрудников с постоянными контрактами увеличилось на 2,8 млн человек, и это более чем втрое превышает рост числа временных контрактов (900 тыс.). Количество работников, занятых полный рабочий

1 EMPLOYMENT: European Commission study illustrates improving employment situation in EU. Bulletin Quotidien Europe (BQE). 2017. № 11883, 14.10.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

день выросло на 3 млн (до 181 млн человек), в то время как занятых неполный рабочий день - на 300 тыс. (до 42,7 млн человек). Уровень занятости лиц в возрасте 20-б4 лет постоянно увеличивался в течение последних трёх лет и в третьем квартале 2017 г. составил 72,3% (от 58% в Греции до 82% в Швеции); это самый высокий показатель, который когда-либо был зафиксирован в ЕС. Производительность труда выросла на 0,8% по сравнению с третьим кварталом 201б г., наибольший прирост зафиксирован в Латвии, Литве, Польше и Румынии (3% или более в годовом исчислении). Финансовое положение домашних хозяйств продолжало улучшаться почти повсеместно примерно на 1,5% в год, главным образом за счёт увеличения трудовых доходов. Однако в Хорватии, Греции, Италии, Португалии, Испании и Нидерландах валовой доход домохозяйств по-прежнему ниже уровня 2008 г. Нехватка рабочей силы и спрос на неё в отчётный период продолжали расти1.

* А А

Усилия всех акторов, задействованных в формировании и реализации социальной политики в ЕС, оказывают синергетический эффект на экономику и общество. Однако, несмотря на отчётливые позитивные тенденции в социальной сфере и на рынке труда, среди главных проблем Евросоюза в 2018 г. останутся различные виды неравенства (гендерного, материального, социального), проблемы молодёжной занятости и миграция, основная причина которых - разрыв в экономических показателях и сфере регулирования трудовых отношений среди стран ЕС и внутри них. Для преодоления этих трудностей ЕС собирается последовательно вводить общие социальные стандарты, в том числе в рамках Европейской опоры социальных прав, Европейского Агентства по вопросам труда, социального табло (обзор деятельности государств-членов в социальной сфере), пересмотра Директивы письменного заявления и других уже существующих и перспективных инструментов.

Список литературы

Говорова Н.В. Гендерные аспекты занятости: новые тенденции, старые проблемы. Проблемы теории и практики управления. 2004. №б. С.107-114.

References

Bulletin Quotidien Europe (BQE). 2017. №11775. 2б.04.

Bulletin Quotidien Europe (bQe). 2017. №11883, 14.10.

Bulletin Quotidien Europe (bQe). 2018. №11959. 13.02.

Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union, Art. 151. Official Journal of the European Union. C 83. 30.03.2010.

European Commission. European Pillar of Social Rights. URL: https://ec.europa.eu/commission /priorities/deeper-and-fairer-economic-and-monetary-union/european-pillar-social-rights/european-

1 EMPLOYMENT: Employment and productivity continuing to rise in EU, European Commission says. Bulletin Quotidien Europe (BQE). 2018. №11959. 13.02.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

pillar-social-rights-20-principles_en.

European Commission. Speech. Speaking points by Commissioner Thyssen on the European Pillar of Social Rights and accompanying initiatives. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-17-1119_en.htm.

Govorova N.V. Gendernye aspekty zanyatosti: novye tendencii, starye problemy. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2004. №6. S.107-114.

European Pillar of Social Rights

Author. Govorova N. PhD in Economics, leading Researcher, Institute of Europe, Russian academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Assistant professor of economics, Moscow Technological Institute. E-mail: n govorova@mail.ru.

Abstract. The article analyzes the initiative of the European Commission aimed at optimizing social security systems and labor market functioning, combating the most urgent problems of social and economic development: poverty and inequality caused by high levels of long-term and youth unemployment, gender inequality in the labor market. The current situation and the dynamics of the labor market are also considered. The analysis allows us to conclude that there is a positive relationship between the application of various instruments of social policy, increasing motivation and productivity, increasing mobility and the positive dynamics of the socio-economic indicators of the European Union.

Key words: The European Union, social policy, social protection, labor market, employment, social partners, prekariat.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201825

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.