Отзыв публикации/Retraction
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион УДК 339.9:005.56
Н. Д. Гуськова, Ю. Н. Сушкова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация.
Актуальность и цели. Европейская интеграция насчитывает не один десяток лет, в течение которых осуществлялся поиск оптимального пути развития и становления единой Европы, который так и не был установлен. Рассматривая Европу в контексте интеграционных процессов, необходимо отметить ее неоднородность, разнообразие противоречивых тенденций вплоть до возможности минимизации коммунитарных преобразований. Цель работы - проанализировать существующие подходы к определению понятия «европейская интеграция», этапы ее становления и обосновать необходимость ее изучения в рамках образовательной программы «Европейские исследования».
Материалы и методы. Решение исследовательских задач было достигнуто на основе использования данных интернет-опроса студентов и выпускников последних лет по направлению подготовки «Европейские исследования» различных университетов мира, что позволило установить их мотивацию к изучению данной проблематики и определить перспективы ее развития.
Результаты. Исследовано становление и развитие европейской интеграции в контексте европейских исследований, проведен анализ предпосылок ее возникновения, обоснованы перспективы развития европейских исследований в рамках взаимодействия и сотрудничества Европейского и Евразийского союзов.
Выводы. Изучение эволюции европейской интеграции в рамках европейских исследований позволило установить перспективы их развития: расширение рамок политико-правового европейского пространства, в том числе большее изучение Российской Федерации как крупнейшего европейского государства. При этом большее внимание должно быть уделено сравнительным аспектам деятельности общеевропейских и национальных институтов, анализу взглядов на восприятие Европы со стороны других государств мира, реализации совместных проектов.
Ключевые слова: европейские исследования, Европа, европейская интеграция, Жан Монне, Европейский союз, сотрудничество.
N. D. Guskova, Yu. N. Sushkova
EUROPEAN INTEGRATION IN THE CONTEXT OF EUROPEAN RESEARCHES: REALITIES AND PROSPECTS
Abstract.
Background. European integration has taken place already for several decades. During this period, there has been performed the search of an optimal path of development and formation of the united Europe. That path has not been found. Considering Europe in the context of the integration process, it is necessary to emphasize its non-uniformity, diversity of conflicting trends up to minimization of the possibility of community transformations. The purpose of this article is to analyze the existing approaches to defining the concept of "European integration", the stages of its formation and to substantiate a necessity of its consideration as a part of the educational program "European Studies".
Materials and methods. The research problems were solved through the usage of the data of online survey of college students and recent graduates of the program "European Studies" at various universities in the world. The solution allowed to establish students' motivation to study the issues presented in the "European Studies" and to determine the prospects of its development.
Results. The authors researched the formation and development of European integration in the context of European research, carried out the analysis of preconditions of its occurrence, justified the prospects of development of European Studies within the interaction and cooperation between the European and Eurasian Unions.
Conclusions. The evolution of European integration in the framework of the European research allowed to determine its development prospects: the expansion of political and legal framework of the European space, including a more detailed study of Russia, as the largest European country. At the same time, greater attention should be paid to the comparative aspects of European and national institutions, the analysis of perception of Europe by other countries in the world, implementation of joint projects.
Key words: European studies, Europe, European integration, Jean Monnet, European Union, cooperation.
1-2 октября 2014 г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная научно-практическая конференция Жана Монне «Будущее европейских исследований», посвященная анализу современного состояния научно-образовательного, междисциплинарного направления подготовки «Европейские исследования» (European Studies). Обзор сложившийся ситуации в европейских университетах проходил в год 25-летия новейшей европейской интеграции под эгидой Европейской комиссии Европейского союза (далее - ЕС). Традиционно открывал научный форум председатель Европейской комиссии ЕС Жозе Мануэл Боррозу, отметивший, что европейские исследования на современном этапе претерпевают существенные изменения, обусловленные комплексом кризисных ситуаций, с которыми столкнулась Европа в последнее десятилетие, среди которых, прежде всего, политико-правовые, экономические трудности. По его словам, большие надежды по разработке практических рекомендаций в решении этих трудностей деятели ЕС возлагают на представителей научной общественности, в том числе относящихся к исследователям Европы в рамках проектов идеолога и лидера европейской интеграции Жана Монне.
Участие председателя Европейской комиссии неслучайно, поскольку в структуре данного института имеется должность Европейского комиссара по исследованиям, инновациям и науке, учрежденная в 2010 г. на основе портфеля еврокомиссара по вопросам науки и исследованиям. В соответствии с мандатом в область ответственности входят развитие Европейского исследовательского пространства (так называемой «пятой свободы» в дополнение к четырем существующим для обеспечения беспрепятственного перемещения исследователей и технологий); реализация всестороннего подхода к инновациям; координация научных исследований на уровне ЕС и на национальном уровнях; повышение эффективности поддержки, оказываемой Европейским союзом научным исследованиям. В распоряжении комиссара по исследованиям, инновациям и науке при Еврокомиссии действуют генеральные директораты и агентства, содействующие ему в выполнении своих обязанностей.
Какие же аспекты подпадают в сферу европейского исследовательского пространства? Европейские исследования - комплексное, междисциплинарное научно-образовательное направление по изучению Европы. Не углубляясь в дискуссию о геополитических границах Европы, которые поныне очерчиваются неоднозначно и не ограничиваются лишь рассмотрением этой историко-культурной области как части света, обозначим существование такого мнения, что ЕС должен непременно расширяться, включая страны не только собственно Европы, но и Азии и даже Африки, если они в большей степени нацелены воспринимать «европейские ценностные ориентиры». Что же касается таких государств, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других, то они в политико-правовом смысле также могут рассматриваться как европейские, поскольку принимают участие в важнейших европейских организациях, являются продолжателями сложившихся традиций и устоев. Соответственно, спектр исследований Европы преобразовывается, основываясь на реально происходящих процессах взаимодействия и укрепления связей с собственно Европой. Вместе с тем, несмотря на перспективы достаточно широкого охвата проблематики, можно выделить в качестве основополагающих направлений европейских исследований главным образом европейскую интеграцию и связанную с ней организацию и деятельность Европейского союза, рассматриваемые с точки зрения междисциплинарного подхода.
В учебных программах европейских университетов содержится комплекс учебных дисциплин по изучению ЕС, включающие политологию (основные направления политики ЕС), европейскую историю, европейское право, экономику, социологию, социокультурную антропологию, географию, государственное управление, психологию, философию, международные отношения, культурологию, литературу, лингвистику и языки. Большинство образовательных программ сориентированы на изучение ЕС, в отдельных случаях анализируются национальные практики, осуществляется их сравнительное сопоставление. Образовательная программа «Европейские исследования» включает как гуманитарные, так и общественные науки. В основном кафедры фокусируют свое внимание исключительно на изучении Европы. В то же время могут включаться в сферу исследований с точки зрения европейских позиций Северная Америка, Азия, Африка, Австралия и Новая Зеландия. Существуют специализированные ассоциации европейских исследований, среди которых Ассоциация университетов по современным европейским исследованиям (University Association for Contemporary European Studies), Ассоциация изучения Европейского союза (European Union Studies Association), Ассоциация изучения европейской интеграции (Arbeitskreis Europäische Integration).
Европейская интеграция предполагает процесс производственного, политико-правового, социально-экономического, культурного объединения государств. Интеграция выражается не только непосредственно в деятельности региональных и межрегиональных организаций, но и учреждении особых интеграционных образований, уникальным примером которого выступает Европейский союз. Процесс европейской интеграции в новейшей истории рассматривается как один из оптимальных способов укрепления обороноспособности государств-членов и стал ответом на военные потрясения XX в.
В политологии и европейском праве выработано три основных подхода к определению понятия «европейская интеграция»: межправительственный,
институциональный и коммунитарный. Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам, создающим с целью решения конкретных проблем соответствующие общие институты. В рамках институционального подхода европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений. Коммунитарный подход предполагает процесс создания наднациональных институтов, которым государства-члены добровольно передают часть своих суверенных прав для более эффективной координации и управления ими в тех или иных областях жизнедеятельности [1-3].
История европейской интеграции включает следующие этапы: 19461950 гг. - предварительный (от призыва к созданию Соединенных штатов Европы (В. Черчилль) до декларации Р. Шумана, приглашавшего Германию и все заинтересованные страны к объединению в сообщество); 1951-1992 гг. -коммунитарный (1951-1967 гг. - от договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) до подписания Договора о Европейском союзе (1951-1967 гг.) и Договора о слиянии и образования единой институциональной системы для всех сообществ; 1967-1986 гг. - с момента вступления в силу Договора о слиянии до подписания Единого Европейского акта (ЕЕА); 1987-1992 гг. - от ЕЕА до подписания Договора о Европейском союзе в Маастрихте); с 1993 г. по настоящее время - евросоюзный (от образования Европейского союза до Амстердамского договора (1997-1999), от Европейского совета в Ницце (2000) до разработки проекта Конституции Европейского союза (2004), подписания Договора о реформе ЕС в Лиссабоне 2007 г. и вступления его в силу с 1 декабря 2009 г.) [4, 5].
В настоящее время особое внимание исследователей посвящено содержанию, современной практике и перспективам применения Договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (Договора о реформе ЕС), принятого с целью улучшения функционирования ЕС и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений. Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор завершил 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, начатой подписанием Маастрихтского договора в 1992 г., и заложил правовые основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15-20 лет. Когда в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, Европейский союз оказался в институциональном тупике, выход из которого был возможен лишь при существенном преобразовании структуры коллективных органов, принципов и порядка их работы, обеспечении прозрачности их деятельности, закреплении баланса между целями и интересами стран -членов ЕС.
Ныне Европейский союз объединяет 28 государств Европы, представляя собой уникальное интеграционное образование. В рамках ЕС действует единый рынок, включающий в себя таможенный союз, валютный союз (единая европейская валюта - евро - действует на территории 18 из 28 членов Евросоюза). Европейский союз также предпринимает меры к координации действий стран-членов в различных направлениях как внутригосударствен-
ной, так и внешней политики, постепенно эволюционируя из экономической организации в наднациональную.
На конференции Жана Монне 1-2 октября 2014 г. были доложены результаты социологического исследования, посвященного проблеме перспектив европейских исследований. Более девятисот респондентов в течение двух месяцев с середины июля до середины сентября 2014 г. (студенты, выпускники последних лет) как из стран государств - членов ЕС, так и зарубежных стран (Китай, Турция) приняли участие в интернет-опросе. Респонденты в основном были из Южной Европы (к примеру, 43 респондента из Мальты и лишь 8 из Великобритании), обучавшиеся (60 %) у профессоров Жана Монне, т.е. тех ученых, которые победили в данной номинации соответствующего конкурса. На вопрос о мотивации выбора этого направления подготовки «Изучение Европейского союза» 615 респондентов (45 %) ответили, что фундаментальные знания о Европейском союзе необходимы для осуществления карьеры в сфере международных отношений. Другими мотивацион-ными факторами являются трудоустройство в институтах ЕС (306 респондентов, или 22 %), обладание сравнительными материалами о ЕС для сопоставления с внутригосударственным нормообразованием и нормоприменением (303 респондента, или 20 %), необходимость в знаниях ЕС для трудоустройства в любой области (33 респондента, или 2 %), а также другие причины (124 респондента, или 9 %).
Что же касается ожиданий от образовательной программы, то 734 респондента (61 %) главным преимуществом посчитали наличие междисциплинарного подхода, выраженного в комплексном изучении политологии, права, истории, экономики, социологии Европы. Интерес представляет изучение общественных наук, публичное администрирование с фокусом на развитие институтов ЕС (17 человек, или 1 %), более широкий предмет, включающий такую тематику, как европейская культура, литература и языки (189 человек, или 16 %), перспектива сравнения ЕС с национальными учреждениями (248 человек, или 20 %), другие причины (25 человек, или 2 %). Большинство респондентов высказались, что их ожидания были оправданы. В качестве пожеланий указывалось развивать практико-ориентированный подход, более подробно изучать преимущества европейской интеграции, расширять базы и сроки практик. Затрагивая личные аспекты карьерного продвижения и трудоустройства, 379 человек (46 %) отметили, что европейские исследования позволили весьма глубоко осмыслить идею и перспективы европейской интеграции, 266 человек (32 %) посчитали, что полученные знания открыли двери для карьеры, а 178 респондентам (22 %) помогли сформироваться в качестве более ответственных и образованных европейских граждан.
За двадцать лет интерес к ЕС был существенным, но в последние два года наблюдается понижение внимания. Среди причин финансовый кризис, спад позиций евро, неопределенность с будущим ЕС, подъем других более мощных регионов. Тем не менее исследования ЕС рассматриваются как весьма значимые для перспектив в карьере и личного развития. Прослеживается тенденция: чем более углубленные курсы изучения ЕС и, соответственно, полученные знания, тем лучше развивается карьера. Данная образовательная программа способствует выработке навыков междисциплинарных исследований, дает возможность формировать обширный кругозор, расширя-
ет мировоззрение. Отдельные участники опроса отмечают, что изучение ЕС круто изменило их жизнь, определило «жизненный путь». По методологии обучения ими рекомендуется обращать внимание на практический опыт деятельности европейских институтов, использовать интерактивные методы, кейсы, ролевые игры, практиковать стажировки, визиты. По содержанию курсов важно исследовать современную ситуацию развития европейских институтов. Выпускникам необходимо понимать перспективы их карьерного роста, продвижения. Около двух третей респондентов подчеркивают важность навыков междисциплинарных исследований, выход за рамки традиционных академических границ.
Наряду с изучением Европейского союза, европейские исследования охватывают и познание деятельности других значимых европейских организаций. Так, к важнейшим организациям Европы относится Совет Европы, членами которой являются практически все страны Европы (47 государств), в том числе и Российская Федерация. Целями Совета Европы являются программы по сглаживанию противоречий между законодательными базами европейских стран в таких сферах, как права человека, гражданство, международное частное право, защита окружающей среды и культурного наследия, охрана прав национальных меньшинств и т.п. Совет Европы нередко называют «сторожевой собакой» демократии и прав человека. Крупной военно-политической организацией, членами которой являются в основном страны Европы, а также США и Канада, выступает Организация Североатлантического договора (НАТО), созданная для коллективной обороны в случае нападения на любое из государств-членов. Крупнейшей региональной организацией по безопасности, нацеленной на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов следует считать Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.
Для координации сотрудничества между парламентами и правительствами стран Северной Европы были учреждены Северный совет (1952) и Северный совет министров (1971), членами которой являются Дания, Финляндия (с 1956), Исландия, Норвегия, Швеция. В 1989 г. по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны образован Арктический совет, в который вошли восемь стран: Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция, США (страны-наблюдатели: Великобритания, Франция, ФРГ, Нидерланды, Польша, Испания). Действует Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕАСТ) - международная организация, являющаяся преемником Вишеградского соглашения между странами, не являющимися членами ЕС, подписанного 21 декабря 1992 г. На данный момент членами этой организации являются Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Молдавия, Черногория, Сербия, Республика Косово. До вступления в ЕС членами организации являлись: Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Словения. 3 февраля 1958 г. был создан политический, экономический и таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс).
На постсоветском пространстве было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), включающее 11 бывших республик Советского Сою-
за (кроме стран Прибалтики и Грузии). СНГ не обладает наднациональными полномочиями, осуществляет координацию взаимодействия между странами-участницами в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан для укрепления обороноспособности государственных границ учредили Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Крупнейшей евроазиатской организацией становится Евразийский экономический союз, члены которой Россия, Республика Беларусь, Казахстан нацелены на формирование не только единого экономического пространства, общего рынка, но и политико-правового интеграционного образования.
Принципиально важное значение имеет укрепление российских исследований в рамках европейских. Политические, экономические, культурные отношения между Россией и европейскими государствами складывались веками. В настоящее время, несмотря на немалые политические трудности, существует идея европейской интеграции в рамках перспектив взаимодействия и сотрудничества Европейского и Евразийского союзов по пути формирования «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока.
Эффективность взаимодействия и сотрудничества ЕС и России во многом зависит от реализации совместных проектов, направленных на разработку совместных образовательных программ. В Мордовском государственном университете реализуется ряд международных проектов:
- «Enhancement of Russian creative éducation: new Master program in Digital Arts in line with En Standards» («Улучшение российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС»). Координатором проекта является университет Альберты (Португалия). Основная цель проекта заключается в разработке и внедрении магистерской программы в области компьютерного дизайна, согласованной с европейскими университетами и основанной на стандартах европейских вузов;
- «Modern Education Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia» («Современные образовательные технологии в обучении математики в рамках инженерного образования в России»). В этом проекте участвуют более десяти европейских вузов (университет Саарланд, технологический университет Темпере, университет Касселя, открытый университет Нидерландов, Венский университет, университет Монпелье и др.), а также ряд российских вузов, в том числе ЛЭТИ, КНИТУ и др. Цель проекта состоит в том, чтобы дать студентам-первокурсникам возможность обнаружить проблемы в их математических знаниях и устранить их. Система обучения будет многоязычной и мультикультурной, адаптированной к условиям страны, в которой проживает обучаемый; единая поисковая система и база знаний позволит поддерживать академическую мобильность студентов инженерных специальностей в рамках Болонского проекта;
- разработка совместной магистерской программы «Предпринимательство для будущего» («Entrepreneurs for Tomorrow»). Координатор проекта Zuyd University of Applied Sciences (Netherlands). В реализации проекта, кроме координатора, участвуют еще три европейских вуза из Бельгии, Финляндии и Германии, а также три российских вуза: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Нижегородский архитектурно-строительный
университет и Самарский архитектурно-строительный университет. Целями проекта являются:
1) создание новой магистерской программы «Предпринимательство для устойчивого развития» по направлению «Менеджмент»;
2) развитие сетевого взаимодействия российских и зарубежных вузов в рамках образования через всю жизнь для устойчивого развития;
3) формирование профессиональных и языковых компетенций выпускников программы;
4) апробация предпринимательских навыков и готовых бизнес-идей в реальном секторе экономики Приволжского федерального округа.
Все вышеперечисленные проекты реализуются при поддержке гранто-дателя Еврокомиссии (КЭС) в рамках программы TEMPUS.
Помимо названных проектов, в Мордовском госуниверситете реализуются проекты при поддержке фонда Жана Монне: «Европейский и Евразийский союзы как стратегические партнеры в Европейском процессе интеграции: на пути к "Большой Европе" от Лиссабона до Владивостока», а также проект «Организация и проведение международной конференции "Образование через всю жизнь для устойчивого развития"». Второй проект был реализован в апреле 2014 г. Число гостей и участников конференции превысило 300 человек, среди которых представители высших учебных заведений, органов власти, работодателей и студенчества из России и зарубежных стран -Болгарии, Латвии, Малайзии, Сербии, Финляндии, Республики Беларусь, из разных городов Российской Федерации Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Пензы, Самары, Саратова, Тамбова, Тольятти, Саранска. В рамках конференции состоялись конкурсы научно-практических работ школьников «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» и конкурс студенческих медиа-проектов «Живем сегодня -думаем о будущем». Целью этих конкурсов стало привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам устойчивого развития планеты Земля, распространение знаний и мирового опыта в данной области, повышение ответственности за мир на Земле, социальной активности и экономической культуры.
Результаты конкурса продемонстрировали тревогу за состояние среды обитания на Земле, осознание и понимание социальной ответственности за результаты деятельности человека. Это ярко проявилось в работах, представленных на конкурсе: «Переработаем старое, получим новое. Раздельный сбор и переработка отходов», «Голубой планете - жить!», «Экологическое производство», «Бабочки. Борьба за выживание», «Человеку дорог каждый цветок», «Школа моей мечты», «Правила здорового образа жизни» и др. Всего на конкурс было представлено 30 работ школьников. Их выступления продемонстрировали серьезную озабоченность не только своим будущим, будущим близких, но и будущим еще не родившихся поколений. Результаты конкурса вселяют надежду, что наше будущее в надежных руках.
Однако следует отметить, что большая часть работ, представленных на конкурс, была посвящена лишь одной составляющей устойчивого развития -экологической. Проблематика экономической и социальной сфер практически вышла из поля зрения как самих учеников, так и их руководителей [6, с. 19].
Все это свидетельствует о необходимости включения в образовательные программы начальной и средних школ дисциплин, отражающих экономические и социальные аспекты устойчивого развития. Изучение опыта организации и содержательных аспектов системы образования в странах Европейского союза позволит повысить качество подготовки подрастающего поколения.
В то же время более углубленное изучение России в рамках европейских исследований в европейских университетах будет способствовать лучшему взаимопониманию политики России и стран ЕС в глобальном экономическом пространстве.
Таким образом, исследование прошлого европейских государств и современных процессов европейской интеграции актуализируется в связи с общественной значимостью проблематики, в круг которой входят европейские национальные идентичности, европейский регионализм, миграционные процессы в Европе, европейская интеграция, евроатлантические отношения, институты ЕС, партийно-политическая система европейских государств, внутренняя и внешняя политика европейских стран, глобализация и международная безопасность.
Список литературы
1. Dinan, D. Ever Closer Union. An Introduction to European Integration / D. Dinan. -Great Britain : Macmillan Press Ltd., 1999.
2. Rosamond, B. Theories of European Integration / B. Rosamond. - Great Britain : Palgrave Publishers Ltd., 2000.
3. Stephanou, C. A. The Legal Nature of the European Union / C. A. Stephanou // Legal Aspects of Integration in the European Union. - London : Kluwer Law International, 1997. - P. 171-185.
4. Каракулян, Э. А. «Subsidium права» или власть герметичного общества? Идея субсидиарности в истории политических и правовых учений Западной Европы / Э. А. Каракулян. - Нижний Новгород, 2004.
5. Сушкова, Ю. Н. Европейские институты / Ю. Н. Сушкова. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2007. - 52 с.
6. Гуськова, Н. Д. Стратегия образования: мы и наше будущее / Н. Д. Гуськова, Т. А. Салимова // Стандарты и качество. - 2014. - № 11. - С. 16-21.
References
1. Dinan D. Ever Closer Union. An Introduction to European Integration. Great Britain: Macmillan Press Ltd., 1999.
2. Rosamond B. Theories of European Integration. Great Britain: Palgrave Publishers Ltd., 2000.
3. Stephanou C. A. Legal Aspects of Integration in the European Union. London: Kluwer Law International, 1997, pp. 171-185.
4. Karakulyan E. A. «Subsidium prava» ili vlast' germetichnogo obshchestva? Ideya sub-sidiarnosti v istorii politicheskikh i pravovykh ucheniy Zapadnoy Evropy ["Subsidium of law" or the power of sealed society? The concept of subsidiarity in the history of political and legal studies in Western Europe]. Nizhny Novgorod, 2004.
5. Sushkova Yu. N. Evropeyskie instituty [European institutions]. Saransk: Tipografiya «Krasnyy Oktyabr'», 2007, 52 p.
6. Gus'kova N. D., Salimova T. A. Standarty i kachestvo [Standard and quality]. 2014, no. 11, pp. 16-21.
Гуськова Надежда Дмитриевна доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Полежаева, 44)
E-mail: [email protected]
Guskova Nadezhda Dmitrievna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of management, Ogarev Mordovia State University (44 Polezhaeva street, Penza, Russia)
Сушкова Юлия Николаевна
доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой международного и европейского права, декан юридического факультета, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
(Россия, г. Саранск, ул. Полежаева, 44) E-mail: [email protected]
Sushkova Yuliya Nikolaevna Doctor of historical sciences, associate professor, head of sub-department of international and european law, dean of the law faculty, Ogarev Mordovia State University
(44 Polezhaeva street, Penza, Russia)
УДК 339.9:005.56 Гуськова, Н. Д.
Европейская интеграция в контексте европейских исследований: реалии и перспективы / Н. Д. Гуськова, Ю. Н. Сушкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. -№ 1 (33). - С. 214-223.