Научная статья на тему 'Европейская интеграция как новый источник политического риска'

Европейская интеграция как новый источник политического риска Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
410
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN INTEGRATION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / DECISION MAKING / РЕЙТИНГИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА / POLITICAL RISK RATINGS / МАНИФЕСТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА / POLITICAL RISK MANIFESTATION / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бордовских Анастасия Николаевна, Буссье Рафаэль

Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г. Нобелевский комитет присудил премию мира Европейскому союзу, признав результативность данного проекта. Большинство европейских стран сегодня занимают лучшие позиции в рейтингах политического риска. С другой стороны, малоэффективный процесс принятия решения, особенно по экстренным вопросам, порождает сегодня в Европе ряд процессов, ставящих под вопрос подобный оптимизм аналитиков. Проведенный анализ факторов политического риска указывает на негативные тенденции в целом ряде стран как новой, так и старой Европы. Еще бо2льшие опасение вызывают конкретные манифестации реализованного политического риска: учащающиеся конфликты правительственных структур с иностранными инвесторами, усиление вмешательства государства в экономику, односторонние расторжения контрактов, элементы политического насилия, рост ксенофобии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European integration as new source for political risk

Schuman Declaration of 1950 has fixed the main goals and principal of future European construction, among them — war and political risk mitigation in European countries. In 1950 Nobel Peace Prize was awarded to European Union as kind acknowledgement of successful realization of this project. Indeed most European countries have today he best positions in all political risk rankings. But at the same time we can witness today that ineffective decision making, especially concerning the emergencies, result in processes which make us doubt such an optimism of analytics. The conducted factor analysis shows negatives trend in political risks both in Old and New Europe. Hence the major concern is the manifestation of political risks such as numerous conflicts between business and public institutes, government interference in the economy, breeches of contract, some elements of political violence, increase of xenophobia.

Текст научной работы на тему «Европейская интеграция как новый источник политического риска»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 2

ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

А.Н. Бордовских, Р. Буссье

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА

Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г. Нобелевский комитет присудил премию мира Европейскому союзу, признав результативность данного проекта. Большинство европейских стран сегодня занимают лучшие позиции в рейтингах политического риска. С другой стороны, малоэффективный процесс принятия решения, особенно по экстренным вопросам, порождает сегодня в Европе ряд процессов, ставящих под вопрос подобный оптимизм аналитиков. Проведенный анализ факторов политического риска указывает на негативные тенденции в целом ряде стран как новой, так и старой Европы. Еще большие опасение вызывают конкретные манифестации реализованного политического риска: учащающиеся конфликты правительственных структур с иностранными инвесторами, усиление вмешательства государства в экономику, односторонние расторжения контрактов, элементы политического насилия, рост ксенофобии.

Ключевые слова. Европейская интеграция, Европейский союз, принятие решений, рейтинги политического риска, манифестации политического риска, факторный анализ.

Schuman Declaration of 1950 has fixed the main goals and principal of future European construction, among them — war and political risk mitigation in European countries. In 1950 Nobel Peace Prize was awarded to European Union as kind acknowledgement of successful realization of this project. Indeed most European countries have today he best positions in all political risk rankings. But at the same time we can witness today that ineffective decision making, especially concerning the emergencies, result in processes

Бордовских Анастасия Николаевна — кандидат политологических наук, старший научный сотрудник кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова; е-таП: Ьогскж-kikh@spa.msu.ru

Буссье Рафаэль — соискатель кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-таП: гЬои551ег@§е-melli-group.com

which make us doubt such an optimism of analytics. The conducted factor analysis shows negatives trend in political risks both in Old and New Europe. Hence the major concern is the manifestation of political risks such as numerous conflicts between business and public institutes, government interference in the economy, breeches of contract, some elements of political violence, increase of xenophobia.

Key words. European integration, European Union, decision making, political risk ratings, political risk manifestation, factor analysis.

B 2012 г. Нобелевская премия мира была присуждена Европейскому союзу «За шесть десятилетий защиты прав человека в Европе и долгосрочную роль в объединении континента». Основной целью европейской интеграции в 50-е гг. было устранение риска новой европейской войны, однако постепенно эта цель была расширена задачами снижения всего спектра политических рисков. Европейское экономическое сообщество, созданное в 1957 г. и являющееся одним из предшественников Европейского союза, было ориентировано на формирование условий для экономического процветания своих стран-членов и развитие таких взаимоотношений между ними, которые способствовали бы снижению не только трансграничных политических рисков (война, политическая и экономическая асимметрия, геополитическая напряженность), но и национальных (мятежи, перевороты, социальное противостояние). B еще большей степени задача нивелирования политических рисков звучит в декларации Шумана от 9 мая 1950 г. Заявленные им предохранение мира в послевоенной Европе, преодоление разногласий для искоренения внутри-европейского риска, совместное противодействие внешней угрозе в лице социалистического блока, солидарность и взаимопомощь при восполнении материальных и гуманитарных потерь шестилетней войны — все вместе стало фундаментом европейского строительства.

Получение Европейским союзом нобелевской премии мира знаменует собой признание успешного завершения данного процесса. Действительно, государства ЕС обладают лучшими позициями в рейтингах по уровню политических рисков, тем не менее, нельзя не обратить внимание на тот факт, что данное признание совпало по времени с ухудшением ряда индикаторов политического риска в этих странах вследствие финансового кризиса 2008—2012 гг. О повышении уровня политического риска свидетельствует общее нарастание напряженности в отношениях между европейскими государствами, сильная дестабилизация в таких странах, как Греция, Испания и Португалия, усиление асиммет-

рии Юг—Север, осложнения немецко-французских отношений после президентских выборов во Франции 2012 г., нарастание популизма в целом ряде политических программ. Джозеф Стиг-лиц, обладатель Нобелевской премии по экономике и один из главных специалистов по политическому риску, не боится заявления о том, что евро «нехорошо для мира». И далее поясняет свою мысль: «Речь идет о расколе между странами, а также о расколах внутри каждой страны в отдельности, о чем свидетельствует рост популярности экстремистских и националистскх течений». Стиглиц также предупреждает, если европейская интеграция продолжится, то она уже не будет тем естественным процессом, который был задуман основоположниками проекта, и будет носить вынужденный характер2. Может ли европейская интеграция стать основным фактором усиления нового политического риска именно в тот момент, когда мировое признание получает ее эффективность в преодолении политических рисков середины прошлого века? Возникает парадокс, разрешение которого приобретает огромное значение.

Традиционный подход к оценке политического риска предусматривает наделение особым весом таких факторов, как стабильность политического режима , соблюдение норм демократии , либерализация экономики , уровень политических беспорядков . С учетом вышеприведенных позиций, Европа всегда представляла собой модель для подражания, к которой стремились многие государства в разные периоды истории. Либерализация и демократизация в странах Латинской Америки, Азии, Восточной Европы в полной мере отражает их стремление приблизиться к идеальной европейской модели с целью привлечения иностранных инвестиций . Для преодоления военных и политических рисков в интеграцию вовлекалось как можно большее количество нацио-

1 L'euro „pas bon pour la paix" (Stiglitz) // Le Figaro 15.10.2012 URL: http:// www.lcfigaro.fr/flash-cco/2012/10/15/97002-20121015FILWWW00435-l-curo-pas-bon-powr-la-paix-stiglitz.php (дата обращения: 14.02.2013).

1 Там же.

3 Haendel D. Foreign Investment and the management of Political Risk. Boulder. Colorado: Westview Press. P. 79.

4 Olsen M. Dictatorship. Democracy and development // American Political Science Review 87 (3). 1993. P. 567-576.

5 Kobrin S. Political Risk: A Review and reconsideration // Journal of International Business Studies. 1979. Vol. 10. P. 67.

6 См.: Бордовских A.H. Политические риски: современные проблемы оценки и теоретического моделирования. Дисс. ... канд. полит, наук. М., С. 120—121.

7 См.: Стиглиц Дж. В тени глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2. С. 17-19.

нальных политических, социальных и экономических процессов. Степень евро-интегрированности отражалась на улучшении позиций в рейтингах политического риска. Иными словами, присоединение к европейской семье автоматически означало соответствие определенным стандартам и соответственно снижение политического риска.

Карта, публикуемая ежегодно страховым брокером AON, подтверждает данный тезис. Все страны разделены на шесть групп, начиная от низкого уровня политического риска и заканчивая очень высоким. В 2012 г. все государства, вошедшие в Европейский союз до 2004 г. (включительно), оказываются в первой группе с самым низким уровнем риска (low risk). Из всех стран ЕС только Болгария и Румыния, принятые позже всех в 2007 г., получают оценку на порядок ниже и попадают в группу умеренно низкого риска. При этом соседние, но не входящие в Евросоюз Хорватия, Албания, Молдова, Черногория, Босния, Сербия, Македония, Украина и Беларусь расположились в группах среднего, высокого и очень высокого риска . Визуально карта политического риска Европы напоминает карту принадлежности стран к Европейскому союзу. Государства члены ЕС имеют четкое цветовое отличие от государств, располагающихся в том же регионе, но в ЕС не входящими . Все страны-члены имеют окраску зеленого и светло-зеленого цвета, никто из них не отнесен к группам высокого или даже умеренного риска. К сожалению, карты AON публикуются только с 2005 г., поэтому у нас нет возможности четко проанализировать, насколько вступление в ЕС изменило позиции в рэнкинге политического риска государств, присоединившихся в рамках расширения 2004 г. Тем не менее можно констатировать, что в 2005 г. Польша, Латвия и Литва еще находятся в группе умеренно-низкого риска, из которой к 2012 г. они уже переместились в группу низкого риска. Еще интереснее наблюдать за эволюцией позиций Болгарии и Румынии, присоединившихся в 2007 г. В 2005 г. обе страны находились в группах умеренного и умеренно-высокого риска соответственно, но к 2012 г., через 5 лет после присоединения, уже переместились в группу умеренно-низкого риска, то есть улучшили свои позиции на целых два и три пункта соответственно .

82012 Political Risk Map AON URL: http://www.aon.com/2012politicalrisk-map/ (дата обращения: 14.02.2013).

9 Union Européenne: cartes URL: http://www.statistiques-mondiales.com/car-te_union_europeenne.htm (дата обращения: 14.02.2013).

10 2005 Political Risk Map AON. URL: http://www.exportexpert.be/images/ RiskMap-2005_groot.gif (дата обращения: 14.02.2013).

Европейская интеграция

и преодоление политического риска

Проект европейской интеграции с момента своего появления был нацелен на нивелирование рисков войны, революций, установления недемократических режимов, всего, что вызывало опасения в исторический период после окончания Второй мировой войны. Таким образом, мы можем констатировать, что основной задачей объединения было снижение классического набора политических рисков и устранение факторов, способствующих их возможному усилению в будущем.

В продолжение кантовской идеи вечного мира11 граф Куден-хове-Калерги между двумя войнами в 1923 г. публикует Панъевропейский манифест, в котором предостерегает о грядущих войнах и революциях в Европе, избежать которых можно только лишь путем формирования союза стран Европы по образу Соединенных Штатов Америки12. Куденхове-Калерги обращает внимание на то, что главным условием формирования такого рода объединения является эволюция франко-германских отношений. На первом этапе предлагалось созвать панъевропейскую конференцию, учреждающую панъевропейское бюро и дальнейшую программу действий; на втором — подписание арбитражного договора между всеми странами-членами нового объединения. В планах Куден-хове-Калерги также было создание таможенного союза, а затем и формирование европейской конфедерации, в рамках которой все государства обладали бы равными правами.

Несмотря на то что идеи Куденхове-Калерги не нашли поддержки в период между двумя мировыми войнами, они знаменуют собой появление нового теоретического подхода к управлению политическими рисками и окажут впоследствии большое влияние на отцов-основателей Евросоюза. Вторая мировая война стала наглядным доказательством правоты Куденхове-Калер-ги, продемонстрировав на практике необходимость европейского строительства. В своей декларации 1950 г. Роберт Шуман, в частности, пишет: «Европа не была создана — мы получили войну»3. Приняв к учету уроки провала слишком амбициозной идеи панъ-

11 Terminski B. The evolution of the concept of perpetual peace in the history of political-legal thought // Perspectivas internacionales: Revista de ciencia política y relaciones internacionales. Vol. 6. N 1. 2010. P. 277—291.

12 Vereecken F. La lutte pour les Etats-Unis d'Europe, Richard Coudenhove-Ka-lergi en exil 1938—1947. Lothian Foundation Press, 1996.

13 Декларация от 9 мая 1950 г., больше известная как Декларация Шумана URL: http://www.robert-schuman.eu/declaration_9mai.php (дата обращения: 14.02.2013).

европейского союза Куденхове-Калерги, сторонники европейской интеграции предложили в основу проекта заложить следующие принципы:

• создание Европейского союза необходимо сегодня не только для предохранения мира и процветания континента, но и для противостояния двум геополитическим блокам, вступившим в холодную войну между собой;

• европейский проект не может существовать без восстановления дружественных отношений между Францией и Германией;

• эти отношения должны базироваться на прочных экономических связях между двумя странами;

• межгосударственный метод кооперации доказал свою несостоятельность, поэтому новый механизм должен предусматривать формирование институтов, наделенных супра-национальными полномочиями;

Вышеуказанные принципы были зафиксированы в той же декларации Шумана от 9 мая 1950 г.: «Европа не может быть создана сразу и полностью, ее создание будет включать в себя конкретные действия; прежде всего формирование обоснованной европейской солидарности. Объединение европейских наций требует исключения векового противостояния Франции и Германии, главная инициатива должна исходить, в первую очередь, от этих стран»14. В рамках данной идеи небольшой, но решающий шаг предложен французским правительством — объединить французское и немецкое производство угля и стали под руководством Высшего органа, и сделать новую организацию открытой для других стран Европы .

Продолжением стало подписание Парижского договора и создание в 1951 г. Европейского объединения угля и стали, включающему в себя шесть стран: Германию, Францию, Италию и страны Бенилюкс. Между странами-участницами Договора заработал свободный рынок угля и стали; управленческие полномочия переданы странами-участницами в надгосударственный Высший руководящий орган, находящийся под контролем представителей национальных правительств, депутатов и независимого суда. Таким образом, Европейское объединение угля и стали стало первым супранациональным европейским институтом, наделенным собственными полномочиями. Позднее инициатива Шумана реализовалась в создании ЕЭС вслед за подписанием

14 Там же.

15 Там же.

Римского договора 25 марта 1957 г. В его преамбуле значится необходимость формирования основ прогрессивной интеграции европейских народов. Подписание Единого европейского акта и Маастрихтского договора, предполагающего введение общей валюты, представляет собой набор действий, направленных на укрепление Союза, упрочнение мира и увеличение благосостояния в Европе. Стоит отметить, что во всех договорах, подписанных до Лиссабонского соглашения, не было предусмотрено никакого процесса выхода из Европейского союза, что само по себе подтверждает идею европейского строительства как необходимое условие для обеспечения безопасности и политической стабильности в Европе.

Европейское строительство, изначально задуманное для стабилизации политической ситуации в странах центра Европы, постепенно распространяется сначала на юг, а затем — на восток. Данный процесс оказал благоприятное влияние на снижение политического риска в странах периферии и сыграл большую роль в упрощении переходного периода в бывших народно-демократических республиках Центральной Европы. Путем своего расширения первоначальное объединение шести стран с 185-миллионным населением насчитывает сегодня 27 государств, в которых проживает 492 млн граждан. Статья 49 Маастрихтского договора гласит, что любая страна, соблюдающая принципы свободы, демократии и гражданских прав и в целом являющаяся правовым государством, может заявить о своем желании быть принятой в Европейский союз.

Между 1957 г. и 1995 г. Европейский союз проводил расширение малыми шагами, постепенно открывая двери для новых членов, число которых достигло в 1995 г. пятнадцати. Помимо Великобритании и некоторых северных стран, политически и экономически близких к изначальным участникам договора, первая волна расширения позволила осуществить стабилизацию трех крупных государств юга: Греции в 1981, Испании и Португалии в 1986 гг. Общим являлось наличие здесь в недавнем прошлом авторитарных режимов (военный режим в Греции, франкизм в Испании и диктатура Салазара в Португалии)16. Важно отметить, что даты окончательного присоединения к Европейскому союзу не отражают фактического периода трансформаций,

16 Греция присоединилась к Европе спустя всего шесть лет после падения в ней режима полковников, Испания — через восемь лет после вступления в ииу новой Конституции и всего через пять лет после последней попытки государственного переворота 23 февраля 1981 г., Португалия — через десять лет после апрельской революции 1974 г.

который начинается на много лет раньше, с подачей страной своей кандидатуры на присоединение к ЕС. Таким образом, управление факторами политического риска начинается еще на этапе подготовки к вступлению и заключается в реформировании законодательной и судебной систем, усовершенствовании системы защиты прав человека и групп, стабилизации рыночных механизмов, принятии новых социальных программ. Интересно отметить, что процессы присоединения к Европе, с детально прописанными кодексами и правилами политической и социальной организации государства и общества, являлись превосходным инструментом демократической консолидации даже тех стран, которые по экономическим показателям отставали от государств Центра. По тому же сценарию вторая волна расширения, а точнее, сама его перспектива, сыграла основополагающую роль в регулировании источников политического риска в бывших народно-демократических республиках Восточной Европы. После присоединения 1 мая 2004 г. десяти новых членов (Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Мальты и южной части Кипра), а затем — Румынии и Болгарии 1 января 2007 г. завершилась важнейшая фаза в истории европейской интеграции, объединившая страны Запада и Востока.

До сегодняшнего дня идея европейского строительства ассоциируется с улучшением политической стабильности. Будущие расширения могут затронуть Исландию на севере Европы, страны Балканского полуострова (Хорватию, Македонию, Албанию, Боснию, Черногорию, Сербию, Косово) и Турцию в регионе Черного моря. Уже сегодня три страны получили статус кандидата. 3 октября 2005 г. Европейский союз подтвердил официальный статус кандидата Хорватии, Турции и Македонии, которые вот уже семь лет проводят необходимые для окончательного вступления изменения своей социально-политической и экономической организации. Стремление присоединиться к ЕС действительно оказывает положительное воздействие на основные компоненты политического риска, однако нельзя не обратить внимания на то, что одновременно с плюсами европейская интеграция несет в себе сегодня и ряд ощутимых угроз.

Факторный анализ

политического риска в странах ЕС

Последние пять лет знаменуют непростой период в истории европейского сообщества. Проблема внешнего долга ряда государств-членов выявила несовершенство процесса принятия реше-

ний в рамках Европейского союза и неэффективность существующей наднациональной системы управления кризисными ситуациями нового типа . Финансовый кризис привел к возникновению в Европе сенситивных политических рисков и породил опасение возвращения на данные территории политических рисков высокой степени уязвимости. К группе сенситивных рисков обычно относят уменьшение доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, усиление контроля государства над ценами, изменение налогового законодательства, ухудшение социальной остановки. К рискам высокой степени уязвимости в первую очередь приравнивают конфискацию или национализацию собственности8. Здесь же окажутся ограничения на вывоз капитала и дивидендов, мятежи и масштабные социальные беспорядки, кардинальные изменения в законодательстве. Если европейские институты в срочном порядке сегодня не решат проблему неэффективного принятия решений в отношении тех кризисов, которые поражают все больше стран-участниц Союза, возникновение рисков уязвимой природы станет неизбежным. Для разрешения сложившейся финансовой ситуации необходимо наличие межгосударственного согласия по ключевым вопросам, а также на национальном уровне единение государства и общества для совместного преодоления кризисных явлений. На практике, однако, между странами Союза в высокой степени превышен допустимый уровень разногласий, а внутри государств наблюдается раскол общественного мнения и государственной политики.

Экономический кризис лишний раз подтвердил наличие политической асимметрии внутри ЕС. Одним из проблемных вопросов становится соблюдение условий свободной экономической зоны. Учитывая, что это один из основных принципов функционирования ЕС, любое давление национального государства на передвижение европейского коммерческого капитала ему полностью противоречит, но на практике примеров завуалированного протекционизма оказывается довольно много. Первый серьезный конфликт возник в 2009 г. Николя Саркози открыто выступает с критикой делокализации французского автопрома в страны восточной Европы, в частности в Чехию, и призывает компании вернуть перемещенное производство во Францию, чтобы поддер-

17 См.: Буссье Р. Принятие решений западными демократиями в условиях глобализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 2. С. 55-73.

18 Политический риск: Анализ, оценка, прогнозирование, управление / Ред. Ш.З. Султанов. М., 1992. С. 15.

жать национальную экономику19. Безусловно, подобная попытка оказать влияние на бизнес, крайне негативно воспринята Чехией, пополняющей свой бюджет, в том числе, налогами, уплачиваемыми иностранными компаниями .

Другим предметом для споров становится фактическое неравенство стран в решении вопросов общеевропейского экономического регулирования. В период с 2008 по 2011 г. Германия и Франция берут на себя лидерство в разрешении финансового кризиса, организуя сначала двусторонние саммиты в своем узком кругу, а затем уже ведя переговоры о ратификации принятых ими решений с остальными странами. Обычная процедура предполагает совместную выработку решений в ходе многосторонних встреч с участием всех стран Договора. Некоторые открыто начинают выражать свое недовольство сложившейся ситуацией. В кулуарах все больше идет разговоров о неравенстве стран центра и «остальных 10», о навязывании решений старой Европой ее новым членам1. При этом процесс принятия решений чрезмерно затянут и неспособен оперативно отвечать на новые вызовы . Таким образом, общеевропейские и национальные правительства продемонстрировали неспособность быстрого принятия решений в условиях экстренной ситуации нового типа, как будто бы растянутой во времени, но при этом сохраняющей свою чрезвычайность, что в свою очередь критически отразилось на углублении кризиса и возврате политического риска в Европу. С уверенностью прогнозировать его развитие в среднесрочной перспективе довольно сложно. С одной стороны, встает вопрос, действительно ли период снижения риска в данной зоне подошел к концу, улуч-

Automobile: les constructeurs inviéts à "relocaliser" // Le Figaro 6.02.2009 URL: http://www.lefigaro.fr/economie/2009/02/06/04001-20090206ARTFIG00304-automobile-les-constructeurs-invites-a-relocaliser-.php (дата обращения: 14.02.2013).

20 Mrzi me pokusy о protekcionismus, rekl lia adresu Sarkozyho Klaus // Dues 9.02.2009 URL: http://zpravy.idnes.cz/mrzi-me-pokusy-o-protekcionisnius-rekl-na-adresu-sarkozyho-klaus-phg-/domaci.aspx?c=A090209_150141_domaci_pje (дата обращения: 14.02.2013).

21 One Europe, one European Union, one euro area. Aid what about the other 10? // EU Inside. 7.02.2011 URL: http://www.euinside.eu/en/news/one-europe-one-europe-an-union-one-eurozone-what-about-the-other-10 (дата обращения: 14.02.2013).

22 За три года было проведено более 20 саммитов, ни один из них не смог остановить нарастание кризисных явлений. Потребовалось почти два года только на запуск европейского стабилизационного механизма: решение о его создании принято в ночь с 16 на 17 декабря 2010 г., однако ввиду внутринациональных политических противостояний в ряде стран первое заседание ЕСМ прошло лишь 8 октября 2012 г. В это время суверенный рейтинг Греции, Испании, Италии и Португалии продолжает падать, растет объем внешних заимствований, на фоне политики экономии и сокращения государственных расходов в более острой форме протекают социальные протесты.

шения достигли своего пика и теперь, согласно теории цикла, с наличием финансового кризиса в качестве катализатора, начинается обратный процесс, и политический риск станет усиливаться в странах ЕС? Или же речь идет больше о временных проблемах, которые будут сняты одновременно с разрешением экономических сложностей? Тем не менее очевидно, что за всю историю европейской интеграции мы впервые становимся свидетелями появления столь обширного количества факторов, негативно влияющих на обстановку в европейских странах и приводящих к нарастанию политической напряженности.

Практически все параметры, традиционно принимаемые к учету при проведении страновых анализов, свидетельствуют о нарастании риска в целом ряде европейских стран. Наибольшие опасения вызывают внутренние экономические показатели, в частности рецессия и связанное с ней падение доходов населения и, конечно, безработица . Испания имеет самый высокий уровень безработицы среди всех индустриальных стран мира — 25,8%; в Греции показатели не намного лучше — 25,1%. Особенно тяжелая ситуация с безработицей среди молодого населения (до 25 лет): в Испании и Греции эта цифра приближается к 55%, в Португалии она составляет более 34%, в Италии — более 35%24.

Непростая экономическая обстановка — первое, что бросается в глаза, однако опасения вызывают также и внутренние факторы политического характера. Достаточно примеров проявления этнической напряженности и наличия конфликтов религиозного характера. Профессор Йельского университета Николас Самбанис пишет: «Европейский долговой кризис — это не только экономический кризис; это свидетельство эскалации конфлик-

23 В августе Юниливср, крупнейший производитель товаров широкого потребления, заявил о переходе Европы на маркетинговую стратегию, обычно применяемую им на развивающихся рынках. Главы европейских подразделений Юниливср предупредили о нарастании бедности в регионе как результате затянувшегося долгового кризиса. Европейский потребитель меняет свои покупательские привычки. Учитывая, что в Испании, например, средний чек за одну покупку не превышает 17 долларов США, свидетельствует Ян Зийдервелд, компания вынуждена перейти на продажу продукции, фасованной ею в малом объеме, чтобы потребитель мог позволить себе приобрести товар. Раньше эта стратегия применялась исключительно на бедных рынках Азии и Африки, но, учитывая, что европейские доходы выросли во втором квартале всего на 0,2%, в то время как в Азии на целых 16%, данная стратегия продаж становится вполне уместной в Европе.

24 Eurostat. Newsrelease. Euro Indicators / Euro area unemployment rate at 11,6%, 155/2012, 31 October 2012. C. 1—3. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ cache/ITY_PUBLIC/3—31102012-BP/EN/3—31102012-BP-EN.PDF (дата обращения: 14.02.2013).

та идентичности, этнического конфликта» . Идеи европейского единства включали в себя формирование общего мировоззрения, замену национального самосознания европейским. Считалось, что этой цели легко будет достичь, принимая во внимание уровень экономического благосостояния, к которому приведет европейская интеграция. Однако с развитием кризиса национальное самоопределение выходит на первый план, принося достаточно примеров возврата былых стереотипов и стигматизации ряда стран. Самбанис приводит в пример унизительную аббревиатуру РЮ826 («свиньи» в переводе с английского), которой сегодня принято обозначать экономики стран, оказавшихся в затруднительном положении. «Германия учит Грецию жизни, а в ответ греки называют немцев нацистами», — пишет Самбанис27.

Помимо внутриэтнических проблем между европейскими национальностями, обостряются и религиозные конфликты, источник которых многие видят в больших масштабах иммиграции в европейские страны. Великобритания, Германия и Франция являются крупнейшими принимающими странами в Европе. В сознании этнических европейцев иммиграция ассоциируется с преступностью, причем под этой иммиграцией чаще всего подразумеваются потоки из стран мусульманского вероисповедания, что переводит проблему на уровень религиозного конфликта. Исследования, проводимые в Великобритании, показывают, что более 60% населения негативно относятся к «принимающей» иммиграционной политике . Расовая проблема особенно остро сегодня стоит во Франции. На президентских выборах 2012 г. иммиграционный вопрос стал центральным звеном предвыборной кампании кандидатов как правого, так и левого крыла. Для Национального фронта под руководством Ле Пена расистские заявления стали уже традицией, однако в этом году в унисон с ним звучали также выступления лидеров Союза за народное движение во главе с Николя Саркози . Основной поток иммиграции

25 Sambanis N. Has 'Europe' Failed? // The New York Times. 27.08.2012. P. A19.

2t> Португалия (Portugal), Италия (Italy), Греция (Greece), Испания (Spain).

27 Sambanis N. Has 'Europe' Failed? // The New York Times. 27.08.2012. P. A19.

28 Browne A. Do we need mass immigration? Lancing (U.K.), 2003. VI. P. 119. Цит. по: Кондратьева T.C. Великобритания: Дискуссия no проблемам иммиграции. Западная Европа перед вызовом иммиграции. Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов. Вып. 1. РАН ИНИОН / Ред. Т.С. Кондратьева, И.С. Новоженова и др. М.,"2005. С. 88-114.

19 Mucchielli ¿.Délinquance et immigration: une erreur de logique qui ne pardonne pas // Le monde. 05.03.2012. URL: http://insecurite.blog.lemonde.fr/ 2012/03/05/delinquance-et-immigration-une-erreur-de-logique-qui-ne-pardonne-pas/ (дата обращения: 25.10.2012).

идет из стран Африки (42,7% в общей структуре иммиграции во Францию)30. Проведенные в 2010 г. исследования, показавшие, что иммигранты (подразумевались выходцы из африканских государств) в силу культурных особенностей совершают в разы больше незаконных действий, чем граждане французского происхождения Франции, открыли весьма оживленную дискуссию по вопросу влияния роста иммиграции на рост преступности . На смену европейскому мультикультурализму приходит сегодня европейский экстремизм, который является важнейшим источником роста политического риска.

Популярность экстремистских течений подтверждают также результаты парламентских и президентских выборов 2011—2012 гг.32 На президентских выборах во Франции 30% голосов получают радикальные силы, с одной стороны, в лице радикала от Левого фронта Жан-Люка Меланшона (11,1%), а с другой — Марин Ле Пен, лидера партии Национальный фронт (ультраправая направленность), которая оказалась на третьем месте после Олланда и Саркози, набрав 17,9% голосов. В Греции второе место на парламентских выборах получает ультралевое объединение СИРИЗА, проповедующее неомарксистскую идеологию. Почти 7% на тех же выборах отходят к неофашистской партии Хриси Аги (Золотая заря), которая не стесняется использования нацистской символики (нацистские приветствия, стилизованная свастика в качестве логотипа партии, флаг наподобие нацистского)33. Усиление экстремизма, причем в абсолютно противоположенных направлениях (от радикально левого до радикально правого), неминуемо ведет к развитию конфликта в обществе, что представляет весомый фактор в анализе политического риска.

Стабильность правительства — один из ключевых индикаторов оценки политического риска, — также становится объектом беспокойства исследователей. В 2010—2012 гг. по Европе пронес-

30 По данным Национального института статистики и экономических исследований Франции. Répartition des immigres par pays de naissance. 2009.

31 Immigration et délinquance — "C'est le bal des hypocrites". France Soir. 15.09.2010.

32 Gollom M. Is the far right gaining in Europe? // CBC news. 8 May 2012. URL: http://www.cbc.ca/news/world/story/2012/05/07/f-far-right-parties-europe.html (дата обращения: 14.02.2013).

33 Fascism rises from the depths of Greece's despair // The independent. 04 May 2012. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/fascism-rises-from-the-depths-of-greeces-despair-7712276.html (дата обращения: 14.02.2013).

Похожей ориентации придерживается и венгерская партия Йоббик, располагающая 46 местами в парламенте. Ее представители активно используют ксенофобскую риторику, некоторые их идеи вызывают прямые ассоциации с идеологией расизма и антисемитизма.

лась волна смен правительств. На первый взгляд это не должно вызывать беспокойства. Режимы сменяемой демократии (alternating democracy34), то есть те режимы, где политический лидер не может находится у власти более двух сроков, считаются оптимальными для поддержания низкого уровня политического риска. Тем не менее есть очевидная разница между сменой правительства, протекающей в естественном выборном процессе и сохраняющей определенную преемственность проводимой политики, и сменой, продиктованной отставками, досрочными выборами и ощутимым изменением политического курса .

Одна из наиболее авторитетных сегодня систем оценки политического риска — ICRG — в расчете политического подиндекса рассматривает 12 переменных (табл. 1). Опираясь на приведенные выше свидетельства, анализ этих индикаторов говорит о развитии неспокойной политической ситуации в Европе.

34 Elbadri S. Alternating Democracy — A New Vision For Human Government. Lulu.com, 2005.

35 В марте 2011 г. в Португалии падает социалистическое правительство Сократеша. В результате новых выборов (на 2 года раньше срока!) власть переходит к оппозиционным социал-демократам, получившим 105 из 230 мест в парламенте. В Испании в ноябре 2011 г. также путем досрочного голосования к власти приходит Народная партия во главе с Мариано Рахоем. Два разрушительных поражения на выборах 2004 г. и 2008 г. сменились убедительной победой над социалистической рабочей партией. В том же ноябре 2011 г., после досрочной отставки правительства Берлускони, в Италии сформировано «техническое» правительство под председательством Марио Монти с программой радикальных реформ, направленных на урегулирование экономического кризиса в тесном сотрудничестве с Европой. Во Франции все выборы прошли в запланированные сроки, однако с полной сменой политической окраски всех ветвей власти. После семнадцати лет президентства правых (Жак Ширак — с 1997 г. по 2007 г., Николя Саркози — с 2007 г. по 2012 г.) пост главы государства переходит к социалистам в лице Франсуа Олланда. Затем Социалистическая партия побеждает на парламентских выборах в июне 2012 г., получая 289 мест в Национальной ассамблее и абсолютное большинство во французском парламенте, последний раз достигнутое в 1981 г. Перед этим еще в сентябре 2011 г. социалисты получают большинство в Сенате, а в 2010 г. становятся лидерами на региональных выборах. Таким образом, впервые за всю историю Пятой республики Социалистическая партия Франции контролирует все центральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти в стране. В Греции парламентские выборы, которые должны были пройти в 2013 г., первый раз состоялись в мае 2012 после отставки правительства Папандреу. Ввиду того что ни одна партия из лидерской тройки (Новая демократия — 18,9%, Коалиция радикальных левых СИРИЗА — 16,8%, ПАСОК — 13,2%) не смогла сформировать коалиционное правительство, были назначены новые выборы, проведенные в июне 2012 г. Коммунисты из СИРИЗА, которые еще на выборах 2009 г. получили лишь 4,6% голосов, в этот раз оказались на втором месте с 26,9%, уступая лишь Новой демократии (29,7% голосов). ПАСОК, партия, на стороне которой в 2009 г. было 43,9%, получила третье место с 12,3% голосов избирателей.

Таблица 1

Факторы политического риска

Фактор Вес

1 Стабильность правительства 12

2 Социально-экономические условия 12

3 Внутренний конфликт 12

4 Внешний конфликт 12

5 Инвестиционный климат 12

6 Коррупция 6

7 Военные структуры в политике 6

8 Конфликты религиозного происхождения 6

9 Закон и порядок 6

10 Этническая напряженность 6

11 Степень демократизации 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Чиновничий аппарат 4

Источник: ICRG Methodology. The PRS Group // www.prsgro-up.com/ICRG_Methodology.aspx

Оценка стабильности правительства включает в себя анализ единства настроений в правительстве, популярность этого правительства, а также поддержку правительственной инициативы в парламенте. Франция, например, проигрывает по всем трем показателям: министры каждый день противоречат друг другу (последний скандал разгорелся по вопросу узаконивания приема легких наркотических веществ), популярность правительства неуклонно падает (всего через четыре месяца после выборов популярность Франсуа Олланда падает на 11 пунктов, премьер-министра Жан-Марка Эро — на 6)36, первый важный законопроект правительства Эро по вопросу социального жилья аннулирован Конституционным судом на основе жалобы, поданной депутатами оппозиционной партии Союз народного движения37.

Проблемы социально-экономических условий жизни в Европе уже были обозначены в настоящей работе. Данный параметр

зо По данным IFOP от 23.09.2012.

37 La loi sur le logement social annulée par le Conseil constitutionnel // Le Point. 24.10.2012 URL: http://www.lepoint.fr/politique/la-loi-sur-le-logement-annulee-par-le-conseil-constitutionnel-24—10—2012—1520368_20.php (дата обращения: 14.02.2013).

в системе 1СЯО весит также 12 баллов и оценивает безработицу, структуру потребления и уровень бедности. Цифры по безработице, росту населения, проживающего за чертой бедности, усилению государственной продовольственной поддержки в совокупности не позволяют дать положительную оценку данному параметру в большинстве европейских государств.

Негативное воздействие на усиление внутреннего конфликта оказывает как развитие экстремизма в Европе, так и этнолингвистическая и социально-экономическая дефрагментация общества. Говоря о внешних конфликтах, не следует забывать, что европейские страны занимают, как правило, активную позицию по международным вопросам и часто участвуют в боевых действиях. Достаточно вспомнить операции в Ливии, Афганистане, Ираке, сегодняшнюю позицию по гражданской войне в Сирии. В этом смысле даже если у европейских государств нет прямых пограничных конфликтов, они часто вовлечены в военные действиях на других территориях.

Проблема коррупции, шестой элемент рассматриваемого политического индекса, остро стоит в целом ряде стран ЕС: практически на всей восточной территории Союза, а также в Греции, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Великобритании. Этническая напряженность и конфликты религиозного свойства уже были обозначены в качестве основных европейских проблем, и об этом подробно шла речь в предыдущем разделе настоящей статьи.

Девятая переменная — закон и порядок. По уровню законодательных рисков Европа по-прежнему занимает одну из самых лучших позиций, что также положительным образом должно отразиться на оценке инвестиционного климата, последнего фактора в списке больших весов (12 баллов). Однако уровень уличной и организованной преступности сегодня растет во всех странах, включая такие страны «центра», как Великобритания, Франция, Испания и др.

Для формирования аргументированного мнения относительно развития политического риска в Европе, безусловно, необходимо проведение более глубокого анализа с привлечением обширного числа экспертов из разных областей, однако нельзя не отметить, что даже поверхностный обзор заставляет задуматься о том, действительно ли политический риск настолько несущественен в странах Европейского союза, как его представляют различные рейтинги. Из 12 переменных только две могут быть оценены с однозначно позитивным трендом: переменная номер 5 — инвестиционный климат, а также номер 7, оценивающая влияние военных структур на государственную политику. Таким образом,

в весовом исчислении (по сумме баллов) около 80% источников политического риска в Европейском союзе может получить негативную оценку.

Манифестации (проявления)

политического риска в странах ЕС

Приведенные факторы являются своего рода предвестниками политического риска, который может реализовываться в более тяжелых или более мягких формах. К тяжелым формам относятся прежде всего национализация и экспроприация, несущие в себе катастрофический ущерб для иностранного капитала. Среди более мягких форм чаще всего встречаются политические риски административного характера, например отзыв лицензий или различного рода препятствования проведению торговых и инвестиционных операций. Другим подходом к классификации политических рисков является выделение группы легально-правительственных рисков, т.е. напрямую исходящих из осознанных решений государства, и экстралегальных рисков, не вытекающих напрямую из деятельности государственных структур. К первой категории могут быть отнесены как «мягкие» по своей силе решения (изменение налогового законодательства), так и «тяжелые» — объявление войны, введение эмбарго. Среди экстралегальных окажутся такие проявления политического риска, как терроризм или массовые беспорядки.

Разумно предположить, что страны, в которых есть в тех или иных формах манифестации реализованного политического риска, не могут уже быть отнесены к группам низкого риска, особенно если эти манифестации соответствуют периоду проведения исследования или произошли в относительно недавнем прошлом. Общая методология диагностики политического или странового риска в узком значении включает в себя в первую очередь учет его проявлений, а затем и факторный анализ, позволяющий дать сценарный прогноз их эволюции в разной временной перспективе. Основываясь на приведенных выше примерах негативных тенденций в ряде стран Европейского союза только исходя из второй компоненты исследования (факторный анализ), сложно отнести европейские государства к зонам самого низкого риска. Однако можно предположить, что методология построения карты политического риска AON, о которой шла речь в начале статьи, присваивает большие веса не тенденциям, выявляемым через факторный анализ, а самим манифестациям. Таким образом, в случае полного отсутствия реализованного полити-

ческого риска, несмотря на тенденции к его усилению, страна все-таки может оказаться в группе низкого риска. Предположительно, она должна будет получить рейтинг А (самый низкий риск), но с негативным прогнозом. Возникает вопрос, действительно ли в странах ЕС нет никаких проявлений (манифестаций) политического риска?

На основе различных подходов к классификации политических рисков и их проявлений (Саймон38, Кеннеди9, Ламберт40, Крюгер41, Робок42 и др.) нами был сформирован обобщенный список данных манифестаций и проведен эмпирический анализ их возникновения в странах Европейского союза. Результаты, занесенные в табл. 2, показывают, что практически все виды проявлений политического риска в разной степени могут быть зафиксированы в европейских странах. Общим является отсутствие демонстративных видов политического риска, как, например, ущерб иностранному бизнесу вследствие военных действий, случаи открытой национализации или экспроприации, однако в более мягких формах могут наблюдаться практически все виды риска.

Наибольшее количество проявлений было нами зафиксировано в области государственного вмешательства в экономику, во многом продиктованное последствиями экономического кризиса, безработицей, высоким уровнем государственного долга, т.е. традиционными факторами, а также различными формами политического насилия, развитие которых было обусловлено внутренними политическими и экономическими факторами на протяжении последних нескольких лет.

Высокая степень вмешательства государства в экономику. Классической формой государственного регулирования экономики является установление контроля над ценами. В ряде европейских стран можно отметить наличие фиксированных цен на продукты и услуги в сфере энергетики, как, например, установление Германией фиксированной цены на топливо на запра-

3S Simon J. Political Risk Assessment: Past Trends and Future Prospects // Co-

lumbia Journal of World Business, 1982.

39 Kennedy C. Political Risk Management: A Portfolio Planning Model / Пос)-

колшна И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки.

1996. № 5.

40 Lambert J.-P. Opérations internationales et risques politiques. Paris. 1984.

41 Krueger ,4.0. The political Economy of the Rent Seeking Society // American Economic review. 1974. June. P. 291—303.

42 Robock S.H. Political Risk Identification and Assessment // Columbia Journal of World Business. 1971. N 6 (4). P. 6-20.

Таблица 2

Проявления политического риска в странах ЕС (последние 5 лет)

Наименование Наличие Примеры

Война X -

Национализация, экспроприация X -

Высокая степень вмешательства государства в экономику V Ценовое регулирование, влияние на корпоративную политику в частном секторе

Наличие системы контроля за входящими инвестиционными потоками X

Наличие конфликта государства (общества) с иностранными инвесторами V Конфликты с ТНК по вопросу закрытия отдельных производств

Ограничение на вход новым иностранным инвесторам V Давление государства с целью приостановить сделки по слиянию и продаже активов иностранным компаниям

Установление торговых барьеров (введение пошлин, установление эмбарго и т.д.) X Инициатива увеличения пошлин одной группой стран сдерживается несогласием группы стран-экспортеров

Несоблюдение условий договора с государственным контрагентом (включая одностороннее расторжение контракта) V Неплатежи по государственным заказам

Политическое насилие (мятежи, массовые беспорядки, гражданское неповиновение) V Массовые беспорядки и социальные протесты 2010—2011 гг. Захват заложников на французских предприятиях

Ксенофобия в отношении иностранного капитала и экспатриированных лиц V Протесты против итальянских, румынских и польских рабочих в Великобритании

Резкое изменение законодательства (включая налоговое) V Чрезмерно частое изменение налогового законодательства, даже в рамках работы одного и того же правительства (изменение НДС при Фийоне и при Эро во Франции)

Коррумпированность органов власти V Коррупция местных органов власти в области строительства

вочных станциях, идущее вразрез с европейским законом о соревновании , в медицине — фиксация цен на фармацевтические продукты и медицинские услуги (Франция)44. Премьер-министр Словакии также выступил в этом году с заявлением о необходимости регулирования продуктовых цен и цен на топливо . Европейские государства стремятся сегодня к увеличению контроля над большим бизнесом, что перестает быть только лишь тенденцией и принимает форму оформленных действий правительства. Практически во всех исследуемых странах можно найти примеры подобного вмешательства, один из ярких — блокирование немецким правительством сделки между концерном ЕАБ8 и ВАЕ46.

Конфликты государства с ТНК. Отражением растущего вмешательства государства в работу коммерческих структур являются их частые конфликты друг с другом. Учитывая растущий уровень безработицы на фоне политики государственной экономии, европейские правительства идут на самые крайние меры, чтобы не допустить сокращений в частном секторе. В настоящий момент конфликт государства с иностранным инвестором по вопросам социальной ответственности бизнеса стал привычным проявлением политического риска в Европе. Еще во время своей предвыборной компаний Франсуа Олланд выступил с предложением издать закон, запрещающий простое закрытие предприятия. Предполагалось, что оно должно быть в обязательном порядке продано или передано другому лицу, которое продолжит его функционирование с сохранением рабочих мест, а при невоз-

43 Parliamentary questions. 9 May 2012. Fuel Price Regulation — E-004726/2012 URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+WQ+E-2012—004726+0+DOC+XML+VO//EN&language=FR (дата обращения: 14.02.2013).

44 См. подробнее о регулировании и фиксации цен на медикаменты и медицинские услуги, подлежащие компенсации по программам страхования, в статье Grandfils, Nathalie. Fixation et régulation des prix de médicaments en France // Revue Française des Affaires Sociales. Le médicament. 2007, (n. 3—4), 3. 53—72.

45 Fico: Smer will pursue greater regulation of food and energy prices // The Slovak Spectator 4 January 2012 URL:http://spectator.sme.sk/articles/view/44950/10/ fico_smer_will_pursue_greater_regulation_of_food_and_energy_prices.html (дата обращения: 14.02.2013).

4t> После объявления возможного слияния европейского авиаконцерна с оборонной британской компанией в итоге незадолго до предполагаемой даты подписания сделка была аннулирована. Слияние было выгодно обеим взаимодополняющим компаниям, но в переговоры вмешались государства главных акционеров, и консенсуса достичь не удалось. Германия даже не является прямым акционером EADS, эту роль выполняет частная корпорация Daimler, однако это не стало препятствием для Ангелы Меркель, чтобы подключиться к переговорам с требованиями, оказавшимися слишком сложными для выполнения обеими корпорациями.

можности найти подобное лицо — временно переданное в собственность государства за символический евро. Некоторые примеры государственных мер в отношении бизнеса во Франции всерьез заставляют задуматься об угрозе возникновения риска национализации .

Ограничение на вход инвестиций тоже встречается довольно часто. Априорный политический риск, то есть риск прихода на рынок, реализуется в очень большом количестве во всех странах ЕС. Часто с этим проявлением сталкиваются российские корпорации, стремящиеся к развитию в Европе. Можно вспомнить неудачные попытки Северстали во Франции и Бельгии приобрети Лгее1ог, а также снятие Аэрофлота с конкурса на покупку чешских авиалиний, так как «это угрожало национальной безопасности Чехии»48. В Испании было организовано насто-

47 Сразу после выборов новое французское правительство вступает в конфликт с компанией PSA Peugeot Citroen, которая под угрозой банкротства решает закрыть завод в Ольнэ. Олланд называет такое решение «неприемлемым», однако через несколько месяцев, в ходе которых компанию успели обвинить в безнравственном ведении бизнеса, правительству все-таки приходится согласиться с необходимостью закрытия производства, иначе французскому автопрому просто не справится с текущими финансовыми проблемами. Несмотря на то что 60% акций Peugeot Citroen находится в свободном обращении, она сохраняет за собой статус французской компании, треть ее капитала по-прежнему находится в руках семьи Пежо. Однако конфликты французского правительства не ограничиваются только национальным бизнесом. В октябре 2012 г. после 14-месячного приостановления производства сталелитейная транснациональная корпорация Arcelor Mittal, головной офис которой находится в Люксембурге, объявляет о намерении полностью закрыть завод в районе г. Флоранж во Франции, объясняя свое решение сильным падением европейского спроса на сталь. Правительство выступило с резкой критикой такой позиции и фактически препятствует закрытию производства. Арно Монтебург, министр экономического оздоровления, активно призывает национализировать Флоранж. Примеры такого рода проявлений политического риска наблюдаются не только во Франции. В Италии американская корпорации Alcoa объявша еще в январе о своем намерении закрыть убыточное производство на Сардинии, что сразу спровоцировало конфликт с правительством. В соответствии с требованиями министерства экономического развития компании пришлось отложить закрытие на 4 месяца. В течение этого времени предполагалось найти покупателя, заинтересованного в сохранении мощностей предприятия. По сообщениям правительства, переговоры ведутся с тремя заинтересованными лицами, однако пока ни с одним из них не получается прийти к соглашению, которое бы удовлетворило все стороны. В течение всего этого времени Alcoa и ее акционеры, среди которых есть и частные лица, купившие акции компании на свободном рынке, продолжают нести убытки. Приведенные примеры свидетельствуют о наличии абсурдной с точки зрения инвестиционной деятельности ситуации. Сегодня ни одно крупное частное производство не может самостоятельно принимать решение о закрытии своих подразделений или производств.

48 Чехи не пустили // Expert Online. 21 апреля 2009. 10:51 URL: http://rn.ex-pert.ru/2009/04/21/csaaero/ (дата обращения: 14.02.2013).

ящее политическое движение против покупки Лукойлом испанской Яер8о149.

Установление торговых барьеров. Тарифная политика государств-членов ЕС регулируется на общеевропейском уровне в соответствии с законом 260/2009 об общих правилах импорта. Учитывая неизбежность длительности процесса изменения этого закона, требующей согласования и ратификации всеми странами Договора, торговый оператор фактически защищен от внезапности проявления этого риска и показа примеров его реализации. Тем не менее стоит отметить инициативу некоторых стран изменить закон, чтобы ограничить импорт ряда продукции. К их числу, как правило, будут относиться государства, в которых есть национальное производство, не выдерживающее конкуренции с импортируемыми товарами той же категории. Франция обвиняет сегодня корейских автопроизводителей в ценовом демпинге, отражением которого стало сильное снижение продаж национального автопрома. В Италии страдает текстильная индустрия, оказавшаяся в конкуренции с дешевой продукцией из азиатских стран. Стоит при этом отметить, что стремление ряда стран увеличить пошлины будет негативно воспринято странами-экспортерами. В их числе, в первую очередь, окажется Германия, для которой низкие пошлины на импорт означают встречные условия по экспорту товаров.

Неисполнение условий договора государственным заказчиком — еще один классический политический риск, проявление которого может быть зафиксировано в Италии, Франции, Греции, Португалии и Испании. В Греции и Испании государство не только не платит по свои заказам, но и не выплачивает заработные платы государственным служащим. На конец 2011 г. греческое правительство имеет задолженность перед своими контрагентами в размере 5,7 млрд евро и не соблюдает соглашения об избежании уплаты двойного НДС, что является грубым нарушением текстов международных договоров . Профсоюз коммерческих предприятий выступил с заявлением, что 30% предприятий в Италии закрываются вследствие неплатежей со стороны заказчика. Оказывается, одним из основных должников частному сектору является само государство, которое в среднем опаздывает с платежами на 180 дней, а в некоторых случаях компании ждут плату

49 См.: Бордовских А.Н. Политические риски прямых иностранных инвестиций российских ТНК // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Политология, экономика, право. М., 2009. Т. 2. № 2.

50 Datton М. Crisis Makes Greeks Wait Even Longer for Pay / The Wall Street Journal, 4 June 2012 18:47 URL: http://online.wsj.com/article/SBi0001424052702303 506404577446302677322614.html (дата обращения: 14.02.2013).

по государственным заказам годами. Совокупный долг итальянского правительства по договорам государственного заказа приближается сегодня к 10 млрд евро51.

Массовые беспорядки. В 2010—2011 гг. по Европе прошла волна массовых социальных беспорядков как реакция на последствия экономического кризиса и неспособность национальных правительств стабилизировать ситуацию. Массовые протесты населения против повышения пенсионного возраста прошли в 2010 г. во Франции. На улицах оказалось более 3,5 млн человек, среди них — много представителей молодежи и даже школьников. 350 лицеев было закрыто на время проведения забастовки на территории всей страны. Парализована работа парижских аэропортов и вокзалов, бастующие заблокировали производство двенадцати нефтеперерабатывающих заводов, что повлекло за собой перебои с топливом. В марте 2011 г. в ответ на правительственные меры снижения государственного долга прошли крупные профсоюзные забастовки в Великобритании. В Лондоне на улицы вышли около полумиллиона протестующих. Августовская мирная демонстрация закончилась разгромом целого квартала. Лондонские беспорядки распространились на Манчестер, Бирмингем, Бристоль, Ливерпуль. Массовую демонстрацию, начавшуюся 15 мая 2011 г. в Испании, по объему можно сравнивать лишь с майскими событиями 1968 г. во Франции; на улицы вышли 8 млн человек, т.е. каждый восьмой гражданин Испании.

К гражданскому неповиновению можно отнести ставший уже привычным во Франции захват в заложники руководителей предприятий своими же сотрудниками, недовольными социальным планом сокращений или снижением заработных плат. В 2009 г. сотрудники завода компании Sony захватили в заложники двух руководителей с требованием повышения размера компенсаций в связи с закрытием производства. В марте того же года во французском подразделении Caterpillar четыре топ-менеджера компании были взяты в заложники сотрудниками с требованиями увеличения выходного пособия. С реализацией того же риска столкнулись такие компании, как FM Logistic, имевшая производство на северо-востоке Франции, Servisair Cargo, Renault и PSA Peugeot Citroen на заводе New Fabris в Шательро, 3M, Scapa, Molex и другие. Ситуация осложняется еще и тем, что во Фран-

51 Frasca L. Lo Stato non paga, le imprese falliscono La Cgia di Mestre lancia l'allarnic: dal'linizio della crisi hanno gia chiuso i battenti 46.400 aziende II 31% si e arreso a causa del ritardo nella riscossione dei crediti: sono saldati solo dopo 180 gior-ni// II Tempo 30.08.2012, 05:30 URL: http://www.iltempo.it/2012/08/30/1360545-sta-to_paga_imprese_falliscono.shtml?refresh_ce (дата обращения: 25.10.2012).

ции подобные действия рабочих находят поддержку общественного мнения и правительства, поэтому, несмотря на их незаконность (законом предусмотрено до 5 лет лишения свободы), компании редко обращаются в полицию, и до сегодняшнего дня не было вынесено ни одного обвинительного приговора.

Ксенофобия в отношении иностранного капитала и экспатриированных лиц является следствием ухудшения социально-экономических факторов, принимаемых к учету при анализе политического риска. Негативное отношение к иностранному бизнесу и иностранной рабочей силе можно зафиксировать сегодня во многих европейских странах. В первой части настоящей работы уже было отмечено нарастание националистических настроений на фоне развития финансовых затруднений. Конфликты на этнической почве возникают не только с неевропейскими иностранными институтами и лицами, но и внутри самой европейской семьи, что лишний раз говорит о кризисе идеи европейского единства52.

Резкое изменение законодательства в стране размещения инвестиций может самым пагубным образом отразиться на экономической стабильности вложения. В целом ряде европейских стран прошли или готовятся реформы по кардинальному изменению налоговой системы. По оценкам экспертов, во Франции каждый год переписывается около 20% налогового кодекса53. В этих условиях инвестор не может планировать свой финансовый результат и не может сформировать даже среднесрочную стратегию кредитования. Привлечение инвестиций государствами осуществляется сегодня на базе программ субсидирования или сниженного налогообложения. Например, инвестиции в разви-

52 В Великобритании в январе 2009 г. несколько тысяч человек выступили с пикетом против итальянских рабочих, прибывших на строительство завода на севере Англии по тендеру, выигранному итальянской компанией Irem. Основные лозунги протестантов: «Итальянцы крадут наши рабочие места» и «Работа в Великобритании для британских рабочих». Идеи того, что компании, осуществляющие свою деятельность в Великобритании, должны в первую очередь брать на работу граждан Великобритании, находят свое отражение и в заявлениях правительства, которое получает много жалоб об увеличении иммиграционных потоков из Польши и Румынии, приводящих к снижению зарплат и ограничению доступа местного населения к рабочим местам. Отвечая на эти жалобы, в июне 2007 г., будучи еще министром финансов. Гордон Браун выступает с идеей создания партнерства бизнеса и государства с целью обеспечения работой граждан Великобритании, центральным элементом программы должна стать «британскость».

53 Robequain L. Les desastres de l'instabilité fiscale // Les Echos. 03.04.2012. 05:00. URL: http://www.lesechos.fr/economie-politique/france/dossier/0201983895095/ 0201989666857-les-desastres-de-l-instabilite-fiscale-309030.php (дата обращения: 14.02.2013).

тие альтернативных источников энергии привлекались во Франции за счет установления высокого государственного тарифа на киловатт альтернативно произведенной энергии и уменьшения ставок налогообложения на 50% для компаний, оперирующих в данной области. В 2010 г., произошло внезапное сокращение этих субсидий, что незамедлительно привело к закрытию 7000 рабочих мест и банкротству самих предприятий4.

Коррупция — прежде всего фактор (источник) политического риска, но может также трактоваться как его проявление, особенно в тех случаях, когда ее масштабы достигают недопустимо высокого уровня. К сожалению, коррупционные элементы наблюдаются во многих странах Евросоюза. В Польше, Чехии, Словакии, Румынии и Венгрии зафиксирован средний уровень коррупции, они попадают в серединные группы стран в соответствии с индексом Transparency Inernational. Румыния, Болгария, Греция и Италия уже находятся в группах высокого уровня. Некоторые случаи свидетельствуют о проявлении коррупционного риска в таком масштабе, что он блокирует возможность законного ведения инвестиционной деятельности .

Таким образом, анализ факторов политического риска, а также его проявлений на территории ряда европейских стран позволяет констатировать возврат отдельных компонентов политического риска в Европу. Опираясь на предложенную выше классификацию манифестаций политического риска и анализ этих проявлений в европейском регионе, можно свидетельствовать о возникновении рисковых элементов практически во всех сферах легально-правительственного регулирования, а также за пределами влияния государственного аппарата. Наиболее остро стоит вопрос социального противостояния, нестабильности правительственных программ и реформ, большие опасения вызывают примеры открытого ущемления прав собственности крупного бизнеса. В случае, если государства не возьмут сегодня под контроль финансовые проблемы европейских стран, наладив процесс наднационального принятия решений по вопросам общего рынка, валюты и

54 Там же.

55 В итальянском городе Сесто Сан Джованни, недалеко от Милана, на протяжении 20 лет успешно функционировала коррупционная схема в строительстве жилой недвижимости. Администрация города выдавала разрешения на строительство лишь в том случае, когда инвестор передавал в собственность представителей власти определенный процент прибыли, полученной от продажи новых объектов строительства. По словам руководства крупной девелоперской компании СаИа§1гопе, отказываясь идти на коррупционные соглашения с властью города, они не могли получить ни одного разрешения, требуемого для реализации проекта, в течение целых 10 лет.

финансовых резервов, ситуация может выйти из-под контроля, и политический риск в некоторых странах достигнет своего критического уровня. «Подкрадывающаяся экспроприация» (creeping expropriation)56 может стать европейской реальностью, тем более что уже сегодня мы наблюдаем довольно много ее предвестников: повышение налогообложения доходов до 75%, дивидендов — до 60%, ограничение прав бизнеса самостоятельно управлять своим портфелем путем разрешения беспрецедентного участия профсоюзов в процессе принятия корпоративных решений.

Процессы, которые изначальны были ориентированы на преодоление неопределенности, ограничение суверенитета, объединение ресурсов и централизация решений, создание общего рынка, парадоксальным образом оказываются сегодня главными источниками риска. Евровалюта, введение которой должно было ознаменовать собой кульминацию европейской интеграции в той форме, в которой она была задумана Морисом Шуманом, и одновременно стать отправной точкой в формировании еще более тесного объединения на базе конфедерации, оказала на практике дестабилизирующее воздействие на национальные экономики. В сложившейся ситуации необходимо определить, до какой степени европейская интеграция приносит выгоду и с какого момента представляет источник угрозы стабильности национальных государств-членов Евросоюза, какие шаги по сближению несут в себе рост благосостояния, а какие — возможность его утраты.

Список литературы

AON Political Risk Map 2005. URL: http://www.exportexpert.be/ima-ges/RiskMap-2005_groot.gif (дата обращения: 14.02.2013).

AON Political Risk Map 2012. URL: http://www.aon.com/2012politi-calriskmap/(дата обращения: 14.02.2013).

Automobile: les constructeurs invites а "relocaliser" //Le Figaro 6.02.2009. URL: http://www.lefigaro.fr/economie/2009/02/06/ 04001—2009 0206ARTFIG00304-automobile-les-constructeurs-invites-a-relocaliser-.php (дата обращения: 14.02.2013).

Browne A. Do we need mass immigration? U.K., Lancing, 2003.

Corruption a Pan-European Problem: New Report / Transparency International, 6 June, 2012. URL: http://www.transparency.org/news/feature/enis (дата обращения: 14.02.2013).

Coutts fined for failings in money laundering controls // BBC News, 26.03.2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/business-17512140 (дата обращения: 14.02.2013).

56 См.: Стиглиц Дж. В тени глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.

Dalton M. Crisis Makes Greeks Wait Even Longer for Pay // The Wall Street Journal, 4 June 2012 18:47 URL: http://online.wsj.com/article/ SB10001424052702303506404577446302677322614.html (дата обращения: 14.02.2013).

Elbadri S. Alternating Democracy — A New Vision For Human Government. Lulu.com, 2005.

Eurostat. Newsrelease. Euro Indicators / Euro area unemployment rate at 11,6%, 155/2012, 31 October 2012. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ cache/ITY_PUBLIC/3—31102012-BP/EN/3—31102012-BP-EN.PDF (дата обращения: 14.02.2013).

Fascism rises from the depths of Greece's despair // The independent 04 May 2012. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/fas-cism-rises-from-the-depths-of-greeces-despair-7712276.html (дата обращения: 14.02.2013).

Fico: Smer will pursue greater regulation of food and energy prices // The Slovak Spectator, 4 January 2012. URL: http://spectator.sme.sk/artic-les/view/44950/10/fico_smer_will_pursue_greater_regulation_of_food_and_ energy_prices.html (дата обращения: 14.02.2013).

Florange, fin de partie pour les hauts fourneaux? //La Tribune. 1. Octobre. 2012.

Frasca L. Lo Stato non paga, le imprese falliscono // Il Tempo 30.08.2012, 05:30. URL: http://www.iltempo.it/2012/08/30/1360545-stato_ paga_imprese_falliscono.shtml?refresh_ce (дата обращения: 25.10.2012).

Gollom M. Is the far right gaining in Europe? // CBC news. 8 May 2012. URL: http://www.cbc.ca/news/world/story/2012/05/07/f-far-right-parties-europe.html (дата обращения: 14.02.2013).

Grandfils N. Fixation et regulation des prix de medicaments en France / Revue Française des Affaires Sociales. Le medicament. 2007. N 3—4. P. 53—72.

Haendel D. Foreign Investment and the management of Political Risk. Boulder, US Colorado, Westview Press, 1979.

IFOP pour le journal de dimanche: Les indices de popularite, Novembre 2012. URL: http://www.ifop.com/media/poll/2052—1-study_file.pdf (дата обращения: 14.02.2013).

Immigration et delinquance — "C'est le bal des hypocrites" // France Soir, 15.09.2010. URL: http://www.francesoir.fr/actualite/politique/immigra-tion-et-delinquance-c-est-bal-des-hypocrites-56942.html (дата обращения: 14.02.2013).

INSEE. Repartition des immigres par pays de naissance, 2009. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?ref_id=immigrespaysnais&reg_id=0 (дата обращения: 14.02.2013).

Jones G., Helm T., Wilsom G. British workers for British jobs says Brown//The Telegraph, 6 Jun 2007.12:01 URL: http://www.telegraph.co.uk/ news/uknews/1553710/British-workers-for-British-jobs-says-Brown.html (дата обращения: 14.02.2013).

Kobrin S. Political Risk: A Review and reconsideration // Journal of International Business Studies, 1979. Vol. 10.

Krueger A. The political Economy of the Rent Seeking Society // American Economic review 1974. June.

La loi sur le logement social annulée par le Conseil constitutionnel // Le Point, 24.10.2012. URL: http://www.lepoint.fr/politique/la-loi-sur-le-lo-gement-annulee-par-le-conseil-constitutionnel-24—10—2012—1520368_20.php (дата обращения: 14.02.2013).

Lambert J.-P. Operations internationales et risques politiques. Paris, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marseille: l'armee doit-elle intervenir pour lutter contre les règlement de compte?// Express, 30.08.2012. URL: http://www.lexpress.fr/actualite/societe/ marseille-l-armee-pour-lutter-contre-les-reglements-de-compte_1154576.html (дата обращения: 14.02.2013).

Mrzi me pokusy o protekcionismus, rekl na adresu Sarkozyho Klaus // Dnes. 9.02.2009. URL: http://zpravy.idnes.cz/mrzi-me-pokusy-o-protekcionis-mus-rekl-na-adresu-sarkozyho-klaus-phg-/domaci.aspx?c=A090209_150141_ domaci_pje (дата обращения: 14.02.2013).

Mucchielli L. Delinquance et immigration: une erreur de logique qui ne pardonne pas // Le monde. 05.03.2012. URL: http://insecurite.blog.le-monde.fr/2012/03/05/delinquance-et-immigration-une-erreur-de-logique-qui-ne-pardonne-pas/ (дата обращения: 14.02.2013).

Olsen M. Dictatorship. Democracy and development // American Political Science Review. 1993. N 3.

One Europe, one European Union, one euro area. And what about the other 10?//EU Inside. 7.02.2011. URL: http://www.euinside.eu/en/news/ one-europe-one-european-union-one-eurozone-what-about-the-other-10 (дата обращения: 14.02.2013).

Panorama des regions de l'OCDE. Securite: meurtres declares. OCDE, 2009.

Parliamentary questions. 9 May 2012. Fuel Price Regulation — E-004726/2012 / URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pub Ref=-//EP//TEXT+WQ+E-2012—004726+0+D0C+XML+V0//EN&lan-guage=FR (дата обращения: 14.02.2013).

Randacio E. Sesto, ecco come il Comune strangolava gli imprenditori // La Repubblica Milano. 26 ottobre 2012. URL: http://milano.repubblica.it/ cronaca/2012/10/26/news/sesto_ecco_come_il_comune_strangolava_gli_im-prenditori-45322024/ (дата обращения: 14.02.2013).

Riddl M. British jobs for British workers' is the cry of our worst instincts // The Telegraph. 4 Feb 2009.9:14PM. URL: http://www.telegraph.co.uk/ comment/columnists/maryriddell/4516854/British-jobs-for-British-workers-is-the-cry-of-our-worst-instincts.html (дата обращения: 14.02.2013).

Robequain L. Les desastres de l'instabilite fiscale // Les Echos, 03.04.2012, 05:00. URL: http://www.lesechos.fr/economie-politique/france/ dossier/0201983895095/0201989666857-les-desastres-de-l-instabilite-fiscale-309030.php (дата обращения: 14.02.2013).

Robock S.H. Political Risk Identification and Assessment // Columbia Journal of World Business. 1971. N 6 (4).

Sambanis N. Has 'Europe' Failed? // The New York Times. 27.08.2012.

Schuman R. Declaration 9 May 1950 URL: http://www.robert-schu-man.eu/declaration_9mai.php (дата обращения: 14.02.2013).

Senate report: HSBC 'allowed drug money laundering' // BBC News. 17 July 2012.

Simon J. Political Risk Assessment: Past Trends and Future Prospects // Columbia Journal of World Business. 1982, Fall.

Stiglitz J. L'euro „pas bon pour la paix" // Le Figaro. 15.10.2012. URL: http://www.lefigaro.fr/flash-eco/2012/10/15/97002-20121015FILWWW00435-l-euro-pas-bon-pour-la-paix-stiglitz.php (дата обращения: 14.02.2013).

Terminski B. The evolution of the concept of perpetual peace in the history of political-legal thought // Perspectivas internacionales: Revista de ciencia política y relaciones internacionales. 2010. Vol. 6, N 1. P. 277—291.

The state of the drugs problem in Europe. Annual report / European Monitoring Center for Drugs and Drugs Addition. Luxembourg, 2012.

Unilever stellt sich auf neue Armut in Europa ein // Financial Times Deutschland. 27.08.2012 URL: http://www.ftd.de/unternehmen/handel-dienst-leister/:/70081740.html (дата обращения: 14.02.2013).

Vereecken F. La lutte pour les Etats-Unis d'Europe, Richard Couden-hove-Kalergi en exil 1938—1947. Lothian Foundation Press, 1996.

Бордовских A.H. Политические риски прямых иностранных инвестиций российских ТНК // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Политология, экономика, право. М., 2009. Т. 2. № 2.

Бордовских A.H. Политические риски: современные проблемы оценки и теоретического моделирования. Дисс.... канд. полит. наук. М., 2009.

Буссье Р. Принятие решений западными демократиями в условиях глобализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 2.

Козубова В. Подрывная деятельность Меркель. Канцлер Германии сорвала сделку по объединению концерна EADS и ВАЕ // Ведомости. 11 октября 2012.

Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 5.

Политический риск: Анализ, оценка, прогнозирование, управление / Ред. Ш.З. Султанов. М., 1992.

Стиглиц Дж. В тени глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.

Чехи не пустили // Expert Online. 21 апреля 2009 г., 10:51. URL: http://m.expert.ru/2009/04/21/csaaero/ (дата обращения: 14.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.