Научная статья на тему 'Европейская интеграция и регионализация'

Европейская интеграция и регионализация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1368
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
EUROPEAN UNION / MAASTRICHT TREATY / EUROPE OF REGIONS / REGIONALIZATION / EUROPEAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Марияна Александровна

Статья посвящена изменению ситуации в регионах государств-членов Европейского Союза в контексте европейской интеграции. Автор раскрывает такие понятия как регионализация, регионализм, Европа регионов. При определении инструментов и институтов ЕС, воздействующих на регионы, особое внимание обращается на правовую основу Европейского Союза. На основе этой информации сформирован вывод о влиянии Евросоюза на положение регионов в рамках существующих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is devoted to changing the situation in the regions of the European Union member States in the context of European integration. The author reveals such concepts as regionalization, regionalism, Europe of regions. In defining the EU instruments and institutions affecting the regions, special attention is paid to the legal framework of the European Union. On the basis of this information, the conclusion about the influence of the European Union on the situation of the regions within the existing States is formed.

Текст научной работы на тему «Европейская интеграция и регионализация»

УДК 327

Политические науки

Сорокина Марияна Александровна,, студент, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Россия, Санкт-

Петербург

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ

Анотация: Статья посвящена изменению ситуации в регионах государств-членов Европейского Союза в контексте европейской интеграции. Автор раскрывает такие понятия как регионализация, регионализм, Европа регионов. При определении инструментов и институтов ЕС, воздействующих на регионы, особое внимание обращается на правовую основу Европейского Союза. На основе этой информации сформирован вывод о влиянии Евросоюза на положение регионов в рамках существующих государств.

Ключевые слова: Европейский Союз, Маастрихтский Договор, Европа регионов, регионализация, европейская интеграция.

Abstract: the Article is devoted to changing the situation in the regions of the European Union member States in the context of European integration. The author reveals such concepts as regionalization, regionalism, Europe of regions. In defining the EU instruments and institutions affecting the regions, special attention is paid to the legal framework of the European Union. On the basis of this information, the conclusion about the influence of the European Union on the situation of the regions within the existing States is formed.

Key words: European Union, Maastricht Treaty, Europe of regions, regionalization, European integration.

Современные политические и экономические процессы в мире характеризуются все большим влиянием двух тенденций мирового развития: глобализации и регионализации. Особое значение регионализация приобретает в связи с процессами европейской интеграции. От стран-членов Европейского Союза требуется выработка общих подходов к региональному развитию, применение соответствующих механизмов формирования и реализации региональной политики на общеевропейском и национальном уровнях.

Под понятием регионализация понимают процесс изменения экономической и политической сфер общества, в котором значение регионов существенно увеличивается [12].

С понятием регионализация тесно связан термин под названием регионализм. «Регионализм» - это сложное дискуссионное понятие, которое достаточно часто используют как синоним «регионализации», несмотря на существующие значительные различия между ними. «Регионализм» относится к практике перераспределения определённых властных полномочий центрального правительства с целью предоставления регионам больших полномочий [17]. Соответственно, регионализм касается именно политической жизни, а его итогом будет являть федерализм или сепаратизм (крайняя форма). Примером проявления регионализма может послужить Фландрия и Валлония в Бельгии, Сардиния в Италии, Шотландия в Великобритании и др. [12].

В конце 20 века количество регионов разного уровня растёт, а международная структура становится все более сложной. С одной стороны, практически все страны мира в той или иной степени относятся к определённому международному региону, хотя чаще принимают участие в деятельности нескольких региональных или субрегиональных структур. С другой стороны, государства также активно задействованы в процессах регионализации, развивая внутренний потенциал собственных региональных субъектов. Таким образом, можно выделить два уровня регионализации: объединение государств в международные регионы и выделение регионов в составе тех же государств.

Процессы регионализации в Европе приобретают интенсивное развитие в последние годы. Особая их активизация чувствуется в рамках развития европейской интеграции, которая сама по себе провоцирует необходимость проведение демократической этнонациональной политики и внедрения децентрализации, автономизации как на уровне отдельных стран, так и на уровне ЕС.

Развитие региональных процессов в Европе привело к разработке так называемой концепции «Европы регионов», которая определяла место регионов в Европе и отражала усиление влияния субнациональных территориальных сообществ на процесс формирования и реализации совместной социально-экономической политики в ЕС [11]. Концепция «Европы регионов» нашла много сторонников, но её содержание и трактовка до сих пор вызывают дискуссии как среди учёных, так и среди политиков различных уровней.

Концепция «Европа регионов» как понятие появилось в 1980-х годах и было связано с формированием площадки для Европейского Союза, в более ранние годы, 1950-1960-е, различные авторы уже рассматривали возможность усиления регионов. Следует упомянуть Л. Кора и Д. де Ружмона. Позиции исследователей сходятся в том, что национальное государство устарело и необходимо формирование единой Европы на базе двух уровней -наднационального и регионального [15].

Впервые в рамках Европейского Сообщества о регионах упомянули в Римском Договоре 1957 года, который положил основу Европейскому Экономическому Сообществу. Согласно преамбуле, государства-участники соглашаются «...укрепить единство своих экономик и обеспечить их гармоничное развитие путём уменьшения различий, существующих между различными регионами, и отсталости менее благоприятных регионов» [6].

Однако на практике не было предпринято каких-либо конкретных действий вплоть до 1970-х годов, а именно в 1975 году был учреждён Европейский Фонд регионального развития, нацеленный на финансирование отстающий регионов посредством инвестирования в инфраструктуру и малые

предприятия (в то время южная часть Италии, Ирландия, юго-западная Франция и часть Великобритании) [16]. То есть можно сказать, что главной задачей фонда было и продолжает быть и сегодня уравнивание регионов.

В дальнейшем были разработаны различные документы, направленные на интенсификацию сотрудничества между регионами и усиление их позиций. Среди них можно выделить: Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 года [4], Хартию Сообщества по регионализации 1988 года [2], Европейскую рамочную конвенцию о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года [1].

Говоря о Европейской Хартии о самоуправлении, также следует упомянуть о Конгрессе местных и региональных властей, который принимал непосредственное участие в её разработке. Конгресс входит в Совет Европы, независимую от Евросоюза международную организацию. Сегодня Конгресс объединяет 324 представителя из 47 стран-участников Совета Европы. Предназначением института является содействие укреплению и мониторинг местной и региональной демократии в соответствии с вышеупомянутой Хартией 1988 года [3].

Главной вехой в становлении региональной политики ЕС становится Маастрихстский договор 1992 года [7], трансформировавший Европейское Экономическое Сообщество в Евросоюз. Документ закрепил ключевые аспекты региональной политики ЕС.

Принцип субсидиарности и ранее присутствовал в официальных документах [8], однако его официальное закрепление произошло именно в Договоре о Европейском Союзе 1992 года. Несмотря на то, что термин изначально относился к религиозной сфере, Евросоюз вкладывает в него своё определённое значение, а именно принятие решений, не относящихся к исключительной области наднациональных структур ЕС, происходит на максимально близком к гражданам уровне [13]. Однако следует отметить, что Статья 5 Договора о Европейском Союзе [7] только затрагивает отношения между государствами-членами и Союзом, что противоречит предложению

Германии о применении принципа субсидиарности в отношениях между Союзом, национальными и субнациональными структурами [17]. Ситуация изменилась с принятием Лиссабонского Договора 2007 года [10], вносящему поправки к Маастрихтскому Договору. Так, Статья 5 последнего была заменена Статьёй 3б, которая расширяет принцип субсидиарности до регионального или даже местного уровня [17]. Несомненно, эта поправка в законодательство ЕС способствовала процессам децентрализации, а значит и усилению регионов.

Кроме того, посредством Маастрихтского Договора был учреждён новый орган, который также укрепляет позиции регионов, Комитет регионов. Согласно договору, Комитет является совещательным органом и даёт заключения по запросу Совета Министров и Европейской Комиссии, однако это может быть сделано и по собственной инициативе, если Комитет считает это необходимым. Договор предусматривал членство в Комитете 189 членов, места между странами были распределены в договор [7]. Также сказано, что Комитет должен состоять из представителей региональных и местных органов, однако, как отмечает Е.Ф. Троицкий, это не означало, что представители должны представлять выборные органы власти. В дальнейшем ситуация изменилась: Комитет увеличился в связи со вступлением в ЕС новых государств-участников, членство в Комитете было предоставлено только выборным органам, спектр вопросов, относящихся к сфере деятельности Комитета регионов, был расширен [14]. Сегодня Комитет Регионов, несмотря на предложения увеличения его полномочий, остается только совещательным органом, однако он является главным инструментом регионов в продвижении своих интересов на общеевропейском пространстве.

С одной стороны, интеграционные процессы побуждают центральные власти к передаче значительной части суверенных полномочий на наднациональном уровне, а с другой - постепенно усиливают роль регионов, предоставляя им статус полноправного актора на международной арене. Это, прежде всего, обусловлено тем, что постепенное углубление интеграционных

процессов в Европе привело к существенным изменениям относительно статуса и функций центральной власти на уровне стран-членов ЕС.

Наличие иногда противоположных подходов к оценке влияния и последствий процесса европейской интеграции на страны-члены актуализирует дискуссию о соотношении общеевропейских ценностных ориентиров со стремлением регионов той или иной страны к самоутверждению, возможности обеспечения ими собственной культурной и этнорелигиозной самобытности, противодействия чрезмерной централизации власти.

Отвечая на довольно сложный вопрос о сущности европейских ценностей как таковых, следует обратиться к Маастрихтскому договору, в котором указано, что Европейский Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства, равно как соблюдение прав человека, в том числе прав людей, принадлежащих к меньшинству. Эти ценности являются общими для стран-членов в обществе, которое характеризуется плюрализмом, отсутствием дискриминации, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами [7].

Общепринятые европейские ценности должны установить и обеспечить чувство идентификации и приверженности граждан стран-членов ЕС к так называемой европейской совокупности. Ценности мобилизуются для создания настоящего «чувство нас» в европейском масштабе. Но европейская идентичность и поддержка европейской интеграции не являются одинаковыми понятиями. Скорее можно сказать, что они взаимосвязаны. Ориентация граждан на европейскую интеграцию имеет различные аспекты. Гражданин может испытывать чувство привязанность к Европе, но при это не соглашаться с европейской интеграцией или её результатами [18].

Также следует упомянуть структурные и инвестиционные фонды ЕС (European structural and investment funds). На сегодняшний день в рамках Европейского Союза действуют 5 подобных фондов. Это Европейский фонд регионального развития (European regional development fund), Европейский

социальный фонд Европейский социальный фонд (European social fund), Фонд Сплочения (Cohesion fund), Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов (European agricultural fund for rural development) и Европейский морской и рыбный фонд (European maritime and fisheries fund). Каждый из фондов финансирует различные программы, направленные на улучшение экономической ситуации в регионах. Каждый фонд имеет свои цели. ЕФРР помогает сбалансированному развитию в различных регионах ЕС. ЕСФ специализируется на человеческом факторе и способствует снижению безработицы. Фонд Сплочения направлен на финансирование транспорта и окружающей среды в странах в особо бедных регионах. Средства, выделяемые ЕС, управляются посредством партнерских соглашений, в которых страна в сотрудничестве с Европейской комиссией устанавливает порядок и назначение инвестиций в течении определенного периода финансирования длительностью в семь лет [5].

Другим инструментом ЕС является Европейское территориальное сотрудничество, которое сегодня является одним из приоритетов политики сплочения (cohesion policy). Другим названием является Интеррег. Главной особенностью является создание площадки для реализации совместных проектов на различных уровнях и поощрение сотрудничества. Его цель -совместное решение регионами общих и частных проблем в сфере здравоохранения, окружающей среды, научных исследований, образования, транспорта, энергетики и т.п. Финансирование программ осуществляется Европейским Фондом Регионального Развития (ЕФРР). Интеррег финансирует три типа программ в зависимости от размера области применения: трансграничные (Interreg A), трансрегиональные (Interreg B), межрегиональные (Interreg C). Соответственно, такое разделение позволяет сфокусироваться на проблемах и вопросах отдельных регионов ЕС, что позволяет эффективнее выполнять поставленные перед программами задачи [9].

Современные тенденции мирового развития, такие как глобализация и интеграция и изменения в геополитическом пространстве предоставили новые

импульсы процесса регионализации. В первую очередь это касается стран-членов Европейского Союза, но под влиянием европейского регионализма находятся также страны, которые стремятся в будущем присоединиться к ЕС. Углубление интеграционных процессов, развитие межрегионального и трансграничного сотрудничества способствовало усилению роли регионов на государственном и наднациональном уровнях.

Создание Комитета регионов как совещательного органа на уровне ЕС, принятие принципа субсидиарности и Европейской хартии местного самоуправления является проявлением того, что региональные структуры начинают играть все более важную роль в формировании и реализации совместной европейской политики.

Также следует отметить, что регионализации способствует и единый рынок Европейского Союза. Его основы были заложены в Римском Договоре 1957 года [3; 6], однако окончательно он был оформлен в Договоре о Европейском Союзе 1992 года. Так, в соответствии с договором, страны-члены ЕС образовали внутренний рынок, базирующийся на беспрепятственном перемещении товаров, людей, услуг и капитала, а также устранили таможенные пошлины и ограничения на ввоз и вывоз товара [7]. Единый рынок способствует усилению роли регионов во внешнеэкономической торговле, позволяя областям самостоятельно и на льготных (бестаможенных) условиях осуществлять экономические сделки.

Таким образом, можно сделать вывод, что европейская интеграция положительно сказалась на регионах. Под влиянием региональных механизмов Евросоюза государства-участники ощутили на себе усиление субнациональных структур, что несомненно сказалось и на внутреннем устройстве государств. Регионы, ощущая все большую значимость в контексте евроинтеграции, не намерены больше мириться с унитарным государством, соответственно во многих областях все чаще слышны призывы к большей автономии, то есть федерализации, или к сепаратизму. Однако сепаратистские настроения «охлаждаются» экономическими мотивами, поскольку в случае образования

нового государства не стоит вопрос об автоматическом вступлении в Европейский Союз, что существенно скажется на благосостоянии региона.

Библиографический список:

1. Совет Европы / Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, Мадрид, 21/05/1980, URL: https://www. coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/106 (дата обращения 25.04.2019).

2. Archive of European Integration / European Parliament, Resolution on Community regional policy and the role of the regions and Annexed Community Charter for Regionalization, 18 November, URL: http://aei.pitt.edu/1758/1/ep_resolution_regional_11_88.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

3. Council of Europe / Congress of local and regional authorities, URL: https://www.coe.int/ru/web/congress/overview (дата обращения 25.04.2019).

4. Council of Europe / European Treaty Series - No. 122, European Charter of Local Self-Government, Strasbourg, 15.X.1985, URL: https://rm.coe.int/168007a088 (дата обращения 25.04.2019).

5. European Commission / European structural and investment funds, URL: https ://ec.europa.eu/info/funding-tenders/funding-opportunities/funding-programmes/overview-funding-programmes/european-structural-and-investment-funds_en#thefunds (дата обращения 27.04.2019).

6. European Commission / The Treaty of Rome, 25 March 1957, URL: https://ec.europa.eu/romania/sites/romania/files/tratatul_de_la_roma.pdf (дата обращения 20.04.2019).

7. European Union / Treaty on European Union, Luxembourg, 1992, URL: https://europa.eu/european-

union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (дата

обращения 25.04.2019).

8. European Union law / Single European Act, Official Journal of the European Commutities No L 169, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX: 11986U/TXT&from=EN (дата обращения 25.04.2019).

9. Interreg/ About Interreg, URL: https://interreg.eu/about-interreg/ (дата обращения 27.04.2019).

10. Publications Office of the European Union / Treaty of Lisbon, 2007/C 306/0, Official Journal of the European Union C 306, URL: http://publications.europa.eu/resource/cellar/688a7a98-3110-4ffe-a6b3-8972d8445325.0007.01/D0C_19 (дата обращения 27.04.2019).

11. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов / Т.В. Зонова // Полис. - 1999. - № 5. - С.155-164.

12. Рудницкая А. П., Глинник Ю. А. Процессы регионализации в странах европейского Союза: вызовы и тенденции / А. П. Рудницкая, Ю. А. Глинник // PolitBook. - 2016. - №1. - C. 92-107.

13. Стрежнева М.В. Наднациональность и принцип субсидиарности в ЕС и за его пределами / М.В.Стрежнева // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60, № 6. - С. 5-14.

14. Троицкий Е.Ф. Комитет регионов ЕС: создание и эволюция (19932009 гг.) / Е.Ф. Троицкий // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2017. - №415. - C. 126-129.

15. Borras-Alomar S., Christiansen T., Rodriguez-Pose A. Towards a «Europe of the Regions»? Visions and reality from a critical perspective / S. Borras-Alomar, T. Christiansen, A. Rodriguez-Pose // Regional politics and policy. - 1994. -Volume 4. Issue 2. -pp. 1-27.

16. European Commission / European Regional Development Fund turns 40, URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/newsroom/news/2015/03/european-regional-development-fund-turns-40 (дата обращения 20.04.2019).

17. Evans A. Regionalism in the EU: Legal Organisation of a Challenging Social Phenomenon / A. Evans // Journal of European Integration. -2002. - Volume 24. - Issue 3. pp. 219-243.

18. Kuhn T. Grand theories of European integration revisited: does identity politics shape the course of European integration? / T. Kuhn // Journal of European Public Policy. - 2019. - pp. 1-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.