Научная статья на тему 'Роль регионов в Европейском Союзе: проблемы и перспективы'

Роль регионов в Европейском Союзе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барцано Альберто

At the time of birth of the European Community the majority of countries were centralized and the problem of division between regional and local bodies of authority wasnt actual for Europe. The Maastricht Treaty (1981) provided radical changes in the institutional set up of the EU member states: introduction of the principle of subsidiarity, establishment of the Council of Regions, opening of the Council of Ministers for the representatives of regions and local bodies. As a result, two tendencies were formed: European integration and strengthening of the role of regions in the EU member states. The EU should promote the existence of different models of authority on equal terms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Regions within the European Union: Problems and Prospects

At the time of birth of the European Community the majority of countries were centralized and the problem of division between regional and local bodies of authority wasnt actual for Europe. The Maastricht Treaty (1981) provided radical changes in the institutional set up of the EU member states: introduction of the principle of subsidiarity, establishment of the Council of Regions, opening of the Council of Ministers for the representatives of regions and local bodies. As a result, two tendencies were formed: European integration and strengthening of the role of regions in the EU member states. The EU should promote the existence of different models of authority on equal terms.

Текст научной работы на тему «Роль регионов в Европейском Союзе: проблемы и перспективы»

©

РОЛЬ РЕГИОНОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. Барцано

сегодняшнего дня европейское сообщество развивалось без какой-либо определенной программы, и благодаря своей так называемой «федеральной слепоте» до 80-х годов Европейский Союз не обращал никакого внимания на региональные и местные органы власти стран, входящих в него, потому что в момент рождения европейского сообщества большинство этих стран были централизованными, следуя так называемой французской модели.

Институциональная структура стран -членов Европейского Союза претерпела большие изменения в период с 70-х по 90-е годы, когда общепринятой моделью европейской государственной системы было разделение государства на регионы, а с начала 80-х годов - стали создаваться регионы и местные органы власти.

В европейской государственной системе еще нет точного определения слова «регион». Значение, которое подразумевается европейскими нормами и постановления, довольно неясно.

THE ROLE OF REGIONS WITHIN THE EUROPEAN UNION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Alberto Barzano

At the time of birth of the European Community the majority of countries were centralized and the problem of division between regional and local bodies of authority wasn't actual for Europe.

The Maastricht Treaty (1981) provided radical changes in the institutional set up of the EU member states: introduction of the principle of subsidiarity, establishment of the Council of Regions, opening of the Council of Ministers for the representatives of regions and local bodies. As a result, two tendencies were formed: European integration and strengthening of the role of regions in the EU member states.

The EU should promote the existence of different models of authority on equal terms.

2002 • ВЕСТНИК ПАГС 9 1

9 1

Только Маастрихтский договор (1981) внес радикальные изменения, узаконив три важных нововведения: принцип субсидиарности; создание Совета регионов; обеспечение доступа в Совет Министров представителям регионов и местных органов власти. С принятием Амстердамского договора Совет регионов получил новые полномочия по самоорганизации, включая возможность официальных консультаций в Европейском Парламенте и некоторых других.

При такой взаимосвязи между европейской интеграцией и процессом усиления роли регионов в странах-членах Европейского Союза выделяются две модели европейских регионов: радикальная модель, в которой процесс увеличения роли регионов закончится только с распадом государства; и усовершенствованная модель, в которой регионы являются одной из трех составляющих в сообществе.

Радикальной модели противостоит так называемый «франкель-за-гребельский парадокс», согласно которому трудно представить, чтобы организации, призванные участвовать в процессе реформирования, могли быть самоуничтожены, в то время как создание умеренной модели осложнено тем фактом, что не все государства имеют регионы и что Европейский Союз не может способствовать созданию регионов в тех государствах, где они не существуют.

Более того, даже те государства, в которых есть регионы, отличаются друг от друга (рассмотрение итальянской модели государства, по сравнению с некоторыми федеративными государствами, помогает обратить внимание на разные аспекты проблемы).

И наконец, проблема Европы призвана доказать еще раз ее традиционную способность развивать разные культуры, объединенные общими ценностями на основе соответствующей правовой базы.

Проблема заключается отнюдь не в том, состоит ли Европа из регионов, заменяют они государство или являются одной из трех составляющих сообщества, а в понимании того, как разные политические институты с эквивалентными правовыми формами сосуществуют на разных уровнях. В результате можно сделать вывод, что как такового процесса реформирования в Европе не существует, скорее это процесс органического развития совершенно других правовых решений; эти реалии постепенно меняются, заменяя старые формы. Европа не нуждается в новой институционной модели, она нуждается в сосуществовании нескольких моделей.

Итак, проблема заключается не в спасении национального государства, не в замене регионами, но в обеспечении сосуществования различных моделей государственной власти, основанной на принципе равенства.

9 2 2002 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.