Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТУРКМЕНИСТАН'

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТУРКМЕНИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗ / ТУРКМЕНИСТАН / ТРАНСПОРТИРОВКА / ЕВРОПА / ИНФРАСТРУКТУРА / ДОБЫЧА / ПОСТАВЩИКИ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хань Тао

Статья посвящена рассмотрению особенностей современного энергетического кризиса, который охватил всю Европу с начала 2022 года. Продолжающееся сокращение Россией поставок природного газа в Евросоюз привело к резкому росту мировых цен, нарушению торговых потоков и острой нехватке топлива в некоторых европейских государствах. Согласно прогнозам экспертов, ожидается, что напряженность на энергетическом рынке сохранится вплоть до 2023 года. В данном контексте европейское правительство приступило к активным действиям по укреплению своей энергетической структуры. Поэтому в процессе исследования отдельное внимание уделено актуальной энергетической политике ЕС, ее ключевым целям и задачам. Детально рассмотрена инициатива Repower EU и ее составляющие. Кроме того, особый акцент сделан на поиске новых поставщиков газа на Европейский континент из стран Центральной Азии. В данном контексте обозначена роль и возможности включения Туркменистана в поддержку энергетического баланса в европейских государствах. Особый акцент сделан на проекте Trans-Caspian Interconnector и посредничестве Турции в обеспечении доступа туркменского газа на рынки Европы с целью уменьшения ее зависимости от российских поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN ENERGY SECURITY AND TURKMENISTAN

This article examines the specifics of the current energy crisis that has engulfed all of Europe since the beginning of 2022. Russia's ongoing reduction of natural gas supplies to the European Union has led to a sharp rise in global prices, disrupted trade flows, and severe fuel shortages in some European states. Experts predict that tensions in the energy market will continue until 2023. In this regard, the European government has launched active measures to strengthen its energy structure. Therefore, the study pays special attention to the current EU energy policy, its key goals and objectives. The Repower EU initiative and its components are examined in detail. In addition, special attention is paid to the search for new gas suppliers to the European continent from Central Asian countries. In this context, the role and possibilities of inclusion of Turkmenistan in support of the energy balance of European countries are outlined. Particular emphasis is placed on the Trans-Caspian Interconnector project and Turkey's mediation to ensure access of Turkmen gas to European markets in order to reduce dependence on Russian supplies.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТУРКМЕНИСТАН»

Европейская энергетическая безопасность и Туркменистан

Хань Тао

секретарь-преподаватель Совместного института ППИ-МГТУ Пекинского политехнического Института, [email protected]

Статья посвящена рассмотрению особенностей современного энергетического кризиса, который охватил всю Европу с начала 2022 года. Продолжающееся сокращение Россией поставок природного газа в Евросоюз привело к резкому росту мировых цен, нарушению торговых потоков и острой нехватке топлива в некоторых европейских государствах. Согласно прогнозам экспертов, ожидается, что напряженность на энергетическом рынке сохранится вплоть до 2023 года. В данном контексте европейское правительство приступило к активным действиям по укреплению своей энергетической структуры. Поэтому в процессе исследования отдельное внимание уделено актуальной энергетической политике ЕС, ее ключевым целям и задачам. Детально рассмотрена инициатива Repower EU и ее составляющие. Кроме того, особый акцент сделан на поиске новых поставщиков газа на Европейский континент из стран Центральной Азии. В данном контексте обозначена роль и возможности включения Туркменистана в поддержку энергетического баланса в европейских государствах. Особый акцент сделан на проекте Trans-Caspian Interconnector и посредничестве Турции в обеспечении доступа туркменского газа на рынки Европы с целью уменьшения ее зависимости от российских поставок. Ключевые слова: газ, Туркменистан, транспортировка, Европа, инфраструктура, добыча, поставщики, политика.

Украинский кризис начала 2022 года принес за собой новую эволюцию в геополитике, инициировал трудности и нарушил глобальный энергетический баланс. Особо остро изменения и нестабильность на рынке ощутили страны Евросоюза. После начала конфликта международным сообществом были введены санкции против России. В результате чего ЕС сократил потребление российского газа на 15% [1]. В ответ Кремль прекратил поставки жидкого топлива в страны Европы, а российский газовый гигант «Газпром» объявил, что газопровод «Северный поток-1», по которому газ доставляется в страны ЕС, будет закрыт на техническое обслуживание на неопределенный срок. Только небольшие объемы российского топлива все еще поступают по трубопроводам через Украину в Словакию и через Черное море, Турцию в Болгарию. Два других маршрута - по дну Балтийского моря в Германию и через Беларусь и Польшу -закрыты.

В следствие этих событий европейские цены на газ выросли в восемь раз, по сравнению со средним значением за 10 лет, правительства вводят меры по сдерживанию воздействия роста цен на домохозяйства и предприятия. К ним относятся все, от субсидий на прожиточный минимум до регулирования оптовых цен. В целом финансирование таких инициатив по состоянию на август достигло 276 млрд. дол. [2]. Начиная от энергоемкой алюминиевой промышленности до производителей удобрений, компании по всей Европе были вынуждены сократить производство, а ряд из них даже обанкротился, поскольку восходящая динамике цен оказалась разрушительной для бизнеса.

Европейские правительства и бизнес восполнили большую часть дефицита газа, поступающего до этого из России, за счет закупки дорогостоящих запасов сжиженного природного газа, который доставляется морским путем из таких стран, как США и Катар. Также были увеличены поставки по трубопроводу из Норвегии и Азербайджана. Однако, обозначенные альтернативные пути являются слишком затратными для экономики ЕС и кратковременными. В связи с этим руководством блока была подготовлена инициатива Repower EU и принято решение диверсифицировать поставки газа за счет углубления сотрудничества со странами Центральной Азии, а именно с Туркменистаном. Поставки газа в ЕС из других стран (кроме стран Центральной Азии) нецелесообразны. У Израиля, который заключил соглашения об экспорте газа с рядом стран, собственные логистические цепочки достаточно нестабильны. Катар, с другой стороны, транспортирует только от 10 до 15% СПГ в Европу, согласно сообщению в European Times [3].

Поэтому Европейский Союз обратился к Туркменистану с тем, чтобы повысить энергетическую независимость Европы от ненадежных поставщиков и нестабиль-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

ного ископаемого топлива. Потенциал туркменского природного газа, идущего на запад в Европу, очень велик. Страна владеет почти 10% мировых запасов газа и вторым по величине газовым месторождением в мире. Общие запасы природного газа в Туркменистане оцениваются в 50 триллионов кубометров [4].

Таким образом, вопросы, связанные с обеспечением энергетической безопасности Евросоюза в новых геополитических реалиях и с учетом возможностей диверсификации поставок газа из Туркменистана, являются на сегодняшний день актуальными, что и обуславливает выбор темы данной статьи.

Изучение современных угроз и вызовов для энергетической безопасности европейских стран в условиях новой энергетической политики России, а также в контексте имплементации «Турецкого потока», Южного газового коридора, Транскаспийского газопровода является актуальной темой исследований таких авторов как: Клинова М.В., Апалькова Т.Г., Горкина Т.И., Пономарева Е.Г., Правосудов С.А., Izabela Surwillo, Ariel Cohen, Ivan Benovic, Kacper Szulecki.

Вопросам, связанным с выявлением новых угроз и вызовов для энергетической системы Европы, идентификацией возможностей перехода на возобновляемые источники посвящены труды Чернышевой А.М., Трофимовой А.А., Chalvatzis, Konstantinos J.; Ioannidis, Alexis; Hohlefelder, Walter.

Проблематика совпадения интересов Туркменистана, который хочет диверсифицировать свой экспорт энергоносителей, и ЕС, стремящегося наладить импорт энергоресурсов на турбулентном рынке энергоресурсов, рассматривается Темниковым Р., Потоцкой Т.И., Баль-дони М., Хлоповым О.А., Horak S.; Skalamera, Morena; Horak, Slavomir; Jafarzadeh, Amir; Shakeri, Abbas.

Однако, несмотря на постоянно растущее количество публикаций, многие ключевые аспекты в сфере обеспечения энергетической безопасности Европы на сегодняшний день остаются нерешенными, а энергетический кризис 2022 г. породил целый комплекс вопросов, на которые экспертная среда сегодня не имеет ответов. Кроме того, особенности взаимоотношений Туркменистана и Турции, Китая и Азербайджана на пути урегулирования энергетического кризиса в Европе остаются открытыми. Также особого внимания заслуживает проблематика нового витка геополитических рисков, связанного с выходом ЕС на газовый рынок Центральной Азии.

С учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в исследовании возможностей обеспечения энергетической безопасности стран Евросоюза за счет расширения сотрудничества с Туркменистаном и обозначении преимуществ последнего в результате выхода на европейский рынок.

Как уже отмечалось ранее, в начале 2022 года в связи с изменением баланса на глобальном энергетическом рынке, Европа столкнулась с перспективой острой нехватки газа, в связи с тем, что под угрозой оказались будущие поставки жидкого топлива из России потребителям ЕС в объеме около 140 миллиардов кубометров в год. Еще до 2022 года в результате ужесточения газового баланса, цены на газ (и электроэнергию) в Европе выросли до экстремальных уровней, что выдвинуло бесперебойные поставки энергоносителей на передний план национальных и европейских политических проблем.

Вследствие этих событий Европейская комиссия представила план Repower EU, главная цель которого заключается в максимальном снижении зависимости ЕС от российских ископаемых видов топлива, которые используются в качестве экономического и политического оружия и обходятся европейским налогоплательщикам почти в 100 миллиардов евро в год, и решении проблемы климатического кризиса.

Для укрепления энергетической структуры ЕС и достижения обозначенных целей в инициативе Repower EU обозначены три задачи:

(i) увеличить импорт природного газа из нероссийских источников. Сегодня ЕС работает с международными партнерами над поиском альтернативных источников энергии. В краткосрочной перспективе Союзу необходимы альтернативные поставки газа, нефти и угля в кратчайшие сроки, а в будущем понадобится и возобновляемый водород;

(ii) нарастить импорт сжиженного природного газа (СПГ) из нероссийских источников. С этой целью планируется интенсифицировать сотрудничество в рамках недавно созданной Энергетической платформы ЕС, поддерживаемой региональными целевыми группами, что позволит осуществлять добровольные совместные закупки газа, СПГ и водорода за счет объединения спроса, оптимизации использования инфраструктуры и координации взаимодействия с поставщиками;

(iii) стимулировать развитие биоэнергетики и производство возобновляемых источников энергии. В рамках данной задачи предполагается масштабное расширение и ускорение использования возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии, промышленности, зданиях и транспорте.

Для достижения первой цели ЕС обратил свое внимание на возможности и потенциал сотрудничества с Туркменистаном. После различных споров Евросоюза о поставках газа с Россией и общего ослабления геополитических отношений нет никаких сомнений в том, что энергетическая безопасность Европы выиграет от увеличения поставок из Туркменистана, как и Туркменистан сможет получить ряд неоспоримых стратегических преимуществ от расширения энергетического сотрудничества с Европой. Рассмотрим из более подробно.

Во-первых, чрезмерная зависимость от одного рынка - Китая, не отвечает конечным интересам Туркменистана. Туркменистан является крупнейшим иностранным поставщиком газа в Китай, и к 2023 году КНР планирует импортировать из Республики до 85 миллиардов кубометров газа [5]. Кроме того, CNPC (The China National Petroleum Corporation) - единственная иностранная компания, которой было разрешено заключить соглашение о разделе продукции (СРП) на суше Туркменистана. И сегодня правительство Туркменистана не вполне удовлетворено некоторыми условиями СРП. Поэтому Туркменистан хочет избавиться от чрезмерной зависимости от китайских рынков и расширить сферу экспорта энергоносителей.

Во-вторых, учитывая, что Туркменистан владеет второй по величине в мире ресурсной базой углеводородов, инфраструктурная зависимость от России в сфере их транспортировки представляет собой одно из самых истощающих экономических наследий. Поэтому участие в менее масштабных, но более реалистичных проектах транспортировки туркменского газа в Европу является для страны хорошей перспективой. На сегодняшний день огромные вложения в долгосрочные гигантские

проекты уже не оправданы. Расчет ведется на ближайшие 20-25 лет. Такие проекты могут быть реализованы в короткие сроки. Поэтому они наиболее жизнеспособны. Располагая огромными запасами газа, Туркменистан мог бы конкурировать с крупнейшими мировыми экспортерами, такими как Россия, Катар и Норвегия. Однако, не имея выхода к морю в Центральной Азии, у него до сих пор были лишь ограниченные возможности монетизации своих запасов и не было возможности экспортировать газ на прибыльные европейские рынки. Поэтому разрешение инфраструктурных вопросов открывает перед страной новые перспективы и возможности.

В-третьих, выход на энергетический рынок Европы позволит Туркменистану улучшить свой инвестиционный климат и обеспечить выгодную норму прибыли на инвестиции. Акцент на европейских инвесторов является важным новым элементом. Послы обоих стран отдельно отмечают энергетику среди сфер, в которых ЕС и Туркменистан будут «внедрять новые подходы» и «в дальнейшем повышать эффективность совместной деятельности».

В-четвертых, расширение экспортных возможностей туркменской газовой промышленности и внесение вклада в газовый баланс Европы. В данном контексте, особого внимания заслуживает проект Trans-Caspian Interconnected

Туркменистан ведет переговоры с Азербайджаном, Турцией, Грузией и Европейским Союзом о возможности строительства газопровода мощностью от 10 до 30 миллиардов кубометров газа в год. Это эквивалентно одному из ныне приостановленных газопроводов Nordstream 2, каждый из которых имел мощность 27,5 миллиардов кубометров природного газа в год. Проект разработан Trans Caspian Resources и предназначен для транспортировки природного газа из Туркменистана и Казахстана в Европу в обход России и Ирана и считается расширением на восток Южного газового коридора, состоящего из Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ), Трансанатолийского газопровода (ТАНАП) и Трансадриатический трубопровод (ТАП) [6].

Ожидается, что реализация проекта Trans-Caspian Interconnector по предварительным оценкам, займет около четырех месяцев и потребует инвестиций в размере 400 миллионов долларов США. Основой для реализации проекта станет инфраструктура, уже имеющаяся в Туркменистане и Азербайджане на Каспийском море. Trans-Caspian Interconnector позволит поставлять туркменский природный газ в Азербайджан и далее в Закавказский регион, Турцию и другие страны. Он обеспечит поставку 10-12 миллиардов кубометров природного газа в год.

Преимуществом данного проекта является то, что строительство интерконнектора между двумя прибрежными газовыми месторождениями в Каспийском море — азербайджанским «Азери Чираг Гюнсели» и туркменским «Банка Ливанова» — обойдется примерно в треть меньше, чем строительство последующего более крупного Транскаспийского трубопровода. Кроме того, это поможет укрепить доверие между двумя странами и многими потенциальными заинтересованными сторонами в Европе и с меньшей вероятностью вызовет возражения.

Для того, чтобы Trans-Caspian Interconnector стал реальностью Азербайджан и Туркменистан подписали соглашение о совместной разработке давно спорного каспийского газового месторождения, сегодня именуемого

как «Достлук». Ранее известное как «Кяпаз» в Азербайджане и «Сардар» в Туркменистане, месторождение на морской границе между двумя государствами было предметом спора с тех пор, как эти две страны получили независимость от Советского Союза три десятилетия назад [7]. Сам по себе «Достлук» не имеет критического значения. Азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR предположила, что его можно сравнить с уже разрабатываемым ею месторождением «Карабах», на котором ожидается добыча около 21 миллиона тонн сырой нефти и около 13 миллиардов кубометров газа.

Гораздо более важным является политическое соглашение, которое знаменует собой важный первый шаг к дальнейшим соглашениям, способных изменить региональную энергетическую картину и помочь туркменскому газу попасть в Европу. В частности, совместная разработка Достлука потребует дальнейшего тесного сотрудничества для развития инфраструктуры, необходимой для доставки нефти и газа с месторождения на экспортные рынки, а также инфраструктуры, которая может быть использована для экспорта нефти и газа с других туркменских месторождений.

И в завершении отметим, что немаловажную роль и помощь в выходе Туркменистана на европейский рынок играет Турция. Анкара на сегодняшний день изучает три альтернативных маршрута транзита газа из Туркменистана в Азербайджан и в трубопровод TANAP, который проходит через Турцию в Грецию. В данном контексте Туркменистан и Турция подписали рамочное соглашение для Туркменистана, которое предполагает поставки газа в предлагаемый проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) [8].

Рассматриваемыми вариантами являются следующие:

- отбор 5 млрд. куб. м газа, добываемого Petronas в туркменском секторе Каспия, большая часть которого сжигается в факелах, и транспортировка его в Азербайджан;

- увеличение объемов через своповое соглашение Туркменистан-Иран-Азербайджан на 2 млрд. куб. м, действующее с января 2022 года. Это может увеличить поставки в Азербайджан еще на 2-3 млрд. куб. м, высвободив сопоставимый объем азербайджанского газа для поставок в Турцию, а затем уже на рынки ЕС;

- организация нового своп-соглашения Туркменистан-Иран-Турция для использования свободных мощностей в существующем 48-дюймовом трубопроводе Иран-Турция.

Все обозначенные варианты возможны, поскольку Туркменистан имеет свободные производственные мощности, сжигает газ, и может направить добычу в существующие трубопроводы или, как в случае с Petronas, в новую короткую линию длиной 78 км и мощностью 10 млрд. куб. м для соединения с существующими газосборными сооружениями в водах Азербайджана. Азербайджанские источники указывают, что такая линия может быть введена в эксплуатацию в течение 4-6 месяцев после ее утверждения, а ее стоимость, вероятно, будет находиться в диапазоне $300-500 млн [9].

По существующей линии Иран-Турция в 2021 году Иран экспортировал в Турцию 9,4 млрд куб. м, но это 48-дюймовая линия, и поэтому она способна обрабатывать гораздо больше. В 2022 году поставки были значительно ниже, что открывает еще больше возможностей.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

сч сч о

СЧ

о ш m

X

<

m О X X

Возобновление экспорта Туркменистана в Северо-Восточный Иран обеспечит необходимые поставки.

Своп Туркменистан-Иран-Азербайджан работает с начала 2022 года. Согласно имеющимся сведениям, он работает стабильно, поэтому сегодня рассматривается вопрос о его расширении. В течение года Туркменистан может быть способен поставлять в Азербайджан до 10 млрд. куб. м в год, как по простой соединительной линии через Каспий, так и через Иран. Затем вопрос переходит к транспортировке на запад в Турцию.

Что касается заключительной части договоренности, то Южный газовый коридор — это система, по которой азербайджанский газ транспортируется через Турцию в Италию, а Трансадриатический газопровод — последний участок из Турции в Италию — уже работает примерно на своей текущей пропускной способности в 10 миллиардов кубометров в год.

Обозначенные обстоятельства наглядно свидетельствуют о том, что сотрудничество Турции является важнейшим компонентом выхода Туркменистана на рынки Европы и налаживания бесперебойных поставок газа для сбалансирования энергосистемы.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Участие Туркменистана в поддержании энергетической безопасности Европы является выгодным вектором будущего сотрудничества для обеих сторон. В тоже время чтобы реализовать имеющийся потенциал поставок газа в краткосрочной и среднесрочной перспективе, необходимы определенные инвестиции в расширение соответствующей трубопроводной инфраструктуры. Для этого в настоящее время Туркменистан реализует ряд инициатив совместно с Азербайджаном и Турцией. На основании этого Туркменистан заявляет о своей готовности экспортировать в Европу 40 миллиардов кубометров газа в год.

В целом геополитическая напряженность, нехватка других реальных возможностей делают вариант поставок туркменского газа очень привлекательным и жизнеспособным для Европы. Реализация этой перспективы потребует от ЕС налаживания более прочных энергетических отношений со всеми заинтересованными в этом проекте участниками, а также выхода из определенной экономической и торговой изоляции самого Туркменистана.

Литература

1. Keypour, Javad Consolidating EU energy security by relying on energy de-politicisation // European security. 2022. Volume 31: Issue 1; pp 135-157.

2. Europe's energy crisis conundrum: origins, impacts and way forward. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. 198 р.

3. De Rosa, Mattia Diversification, concentration and renewability of the energy supply in the European Union // Energy: the international journal. 2022. Volume 253; рр 89-94.

4. Wang, Wenya; Fan, L.W.; Zhou, P. Evolution of global fossil fuel trade dependencies // Energy: the international journal. 2022. Volume 238: Number PC; pp 112-115.

5. Kong, Zhaoyang et al. Assessment of import risks for natural gas and its implication for optimal importing strategies: A case study of China // Energy policy. 2019. Volume 127; pp 11-18.

6. Jafarzadeh, Amir Possibility of potential coalitions in gas exports from the Southern Corridor to Europe: a cooperative game theory framework // OPEC energy review.

2021. Volume 45: Number 2; pp 217-239.

7. Azerbaijan and Turkmenistan agreement advances Caspian gas cooperation URL: https://eurasianet.org/azerbaijan-and-turkmenistan-agreement-advances-caspian-gas-cooperation

8. Turkey looking to transit Turkmen gas via Azerbaijan URL: https://eurasianet.org/turkey-looking-to-transit-turkmen-gas-via-azerbaijan

9. Sanili Aydin, Ulviyye Review of new political risks for the multinational energy corporations in the Caspian basin: a study for Azerbaijan // Transnational corporations review.

2022. Volume 14: Number 3; pp 323-332.

10. Соловова, Ю.В. Трансформации мировой энергетической системы в контексте тенденции энергетического перехода // Дискуссия. - 2021. - № 4(107). - С. 4958.

European energy security and Turkmenistan Han Tao

BIT-BMSTU Joint School, Beijing Institute of Technology

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

This article examines the specifics of the current energy crisis that has engulfed all of Europe since the beginning of 2022. Russia's ongoing reduction of natural gas supplies to the European Union has led to a sharp rise in global prices, disrupted trade flows, and severe fuel shortages in some European states. Experts predict that tensions in the energy market will continue until 2023. In this regard, the European government has launched active measures to strengthen its energy structure. Therefore, the study pays special attention to the current EU energy policy, its key goals and objectives. The Repower EU initiative and its components are examined in detail. In addition, special attention is paid to the search for new gas suppliers to the European continent from Central Asian countries. In this context, the role and possibilities of inclusion of Turkmenistan in support of the energy balance of European countries are outlined. Particular emphasis is placed on the Trans-Caspian Interconnector project and Turkey's mediation to ensure access of Turkmen gas to European markets in order to reduce dependence on Russian supplies.

Keywords: gas, Turkmenistan, transportation, Europe, infrastructure,

production, suppliers, policy. References

1. Keypour, Javad Consolidating EU energy security by relying on energy de-politicisation // European security. 2022. Volume 31: Issue 1; pp 135157.

2. Europe's energy crisis conundrum: origins, impacts and way forward. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. 198 r.

3. De Rosa, Mattia Diversification, concentration and renewability of the energy supply in the European Union // Energy: the international journal. 2022. Volume 253; rr 89-94.

4. Wang, Wenya; Fan, L.W.; Zhou, P. Evolution of global fossil fuel trade dependencies // Energy: the international journal. 2022. Volume 238: Number PC; pp 112-115.

5. Kong, Zhaoyang et al. Assessment of import risks for natural gas and its implication for optimal importing strategies: A case study of China // Energy policy. 2019. Volume 127; pp 11-18.

6. Jafarzadeh, Amir Possibility of potential coalitions in gas exports from the Southern Corridor to Europe: a cooperative game theory framework // OPEC energy review. 2021. Volume 45: Number 2; pp 217-239.

7. Azerbaijan and Turkmenistan agreement advances Caspian gas cooperation URL: https://eurasianet.org/azerbaijan-and-turkmenistan-agreement-advances-caspian-gas-cooperation

8. Turkey looking to transit Turkmen gas via Azerbaijan URL: https://eurasianet.org/turkey-looking-to-transit-turkmen-gas-via-azerbaijan

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sanili Aydin, Ulviyye Review of new political risks for the multinational energy corporations in the Caspian basin: a study for Azerbaijan // Transnational corporations review. 2022. Volume 14: Number 3; pp 323332.

10. Solovova, Yu.V. Transformations of the world energy system in the context of the energy transition trend // Discussion. - 2021. - № 4(107). - Pp. 49-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.