Научная статья на тему 'ЕВРОПЕИЗАЦИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ЕВРОПЕИЗАЦИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИДНЕСТРОВЬЕ / КОНФЛИКТ / ЭКОНОМИКА / УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шедько Филипп Сергеевич

В данной статье автор представляет краткую историю конфликта в ПМР и рассматривает текущую экономическую ситуацию в рамках урегулирования этнополитического конфликта на территории непризнанной республики. Автором показывается значительное увеличение зависимости экономики ПМР от Европейского Союза и Молдовы, обозреваются основные ограничения, введенные на экспорт с территории ПМР. Делается вывод о том, что ЕС и Молдова используют инструмент «взаимодействия без признания», с помощью которого завязывают на себе торговлю республики устанавливая ее зависимой от рынков ЕС, Молдовы, Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEANIZATION OF THE CONFLICT SETTLEMENT IN THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC: ECONOMIC ASPECTS

In this article, the author presents a brief history of the conflict in the Pridnestrovian Moldavian Republic (PMR) and examines the current economic situation as part of the settlement of the ethno-political conflict on the territory of the unrecognized republic. The author shows a significant increase in the dependence of the PMR economy on the European Union and Moldova, surveys the main restrictions imposed on exports from the territory of the PMR. It is concluded that the EU and Moldova use the tool of "interaction without recognition", with the help of which they tie up the trade of the republic, making it dependent on the markets of the EU, Moldova, Ukraine.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕИЗАЦИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Европеизация урегулирования конфликта в Приднестровской Молдавской Республике: экономические аспекты

Europeanization of the conflict settlement in the Pridnestrovian Moldavian Republic:

economic aspects

Шедько Филипп Сергеевич

Студент 2 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: philippshedko@mail.ru

Shedko Filipp Sergeevich

Student 2 term Faculty of Economics Saint Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: philippshedko@mail.ru

Научный руководитель Ломагин Никита Андреевич

Доктор исторических наук Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: n.lomagin@spbu.ru

Scientific adviser Lomagin Nikita Andreevich

Doctor of Historical Sciences Saint Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: n.lomagin@spbu.ru

Аннотация.

В данной статье автор представляет краткую историю конфликта в ПМР и рассматривает текущую экономическую ситуацию в рамках урегулирования этнополитического конфликта на территории непризнанной республики. Автором показывается значительное увеличение зависимости экономики ПМР от Европейского Союза и Молдовы, обозреваются основные ограничения, введенные на экспорт с территории ПМР. Делается вывод о том, что ЕС и Молдова используют инструмент «взаимодействия без признания», с помощью которого завязывают на себе торговлю республики устанавливая ее зависимой от рынков ЕС, Молдовы, Украины.

Annotation.

In this article, the author presents a brief history of the conflict in the Pridnestrovian Moldavian Republic (PMR) and examines the current economic situation as part of the settlement of the ethno-political conflict on the territory of the unrecognized republic. The author shows a significant increase in the dependence of the PMR economy on the European Union and Moldova, surveys the main restrictions imposed on exports from the territory of the PMR. It is concluded that the EU and Moldova use the tool of "interaction without recognition", with the help of which they tie up the trade of the republic, making it dependent on the markets of the EU, Moldova, Ukraine.

Ключевые слова: Приднестровье, конфликт, экономика, урегулирование.

Key words: Transnistria, conflict, economy, settlement.

Введение в конфликт

Природа конфликта в Приднестровье включает целый ряд этно-политических факторов, однако решающим для начала вооруженного противостояния можно считать принятие в 1989 году закона о языке (запрет на преподавание в школах русского языка, курс на провозглашение единственным государственным языком молдавского) [4]. Эта и ряд других мер, направленных на «румынизацию» общественной жизни, политики,

культуры и языка в начале 1990-х годов, вызвали целый ряд протестов среди русскоязычного населения по всей Молдавской ССР. В конечном итоге они привели к образованию Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) в составе СССР, [3] затем и к провозглашению независимости Приднестровской Молдавской Республики в августе 1991 года [2]. 1 декабря 1991 года на территории ПМР был проведен референдум «О независимости Приднестровской Молдавской Республики», «за» - 97,7%. После чреды мирных акций протеста, митингов и забастовок на территории самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики, вооруженные силы Молдовы инициировали начало боевых действий, которые продолжались в период с ноября 1990 года по август 1992 года [10]. Военная стадия конфликта достигла пика в июне 1992 во время боев за город Бендеры, который молдавское руководство пыталось захватить силой. Решительные действия Москвы позволили достичь договоренности о прекращении огня и начале миротворческой операции.

Миротворческая операция по разведению сторон в Приднестровье проходила на основе двустороннего межгосударственного соглашения, которое было подписано президентами Б. Ельциным и М. Снегуром (несмотря на непризнанный статус лидера ПМР И. Смирнова, он также был привлечен к процессу подписания документа в статусе присутствующего, и таким образом было выражено обоюдное согласие сторон конфликта с миротворческой ролью РФ). В соответствии с соглашением было определено, что в состав миротворческих сил входят молдавский, российский и приднестровский контингенты. Позже эти положения были документально зафиксированы и на двустороннем молдавско-приднестровском уровне, и в ряде трехсторонних документов.

Основное положения договоренностей, на основе которых осуществляется миротворческая операция, можно свести к следующим:

• «конфликтующие стороны обязались предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из зоны безопасности;

• для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне был создан особый политический орган Объединенная контрольная комиссия, состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании;

• определялось, что комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в подчинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении соглашения;

• решения комиссии принимаются консенсусом» [6].

Одним из немногих действенных механизмов в рамках приднестровского урегулирования считается Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках процесса по приднестровскому урегулированию «5+2»[6] (Молдова, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина + наблюдатели от США и ЕС), однако крайний раунд переговоров в Братиславе не завершился подписанием итогового соглашения, стороны решили «приостановить часы» [5]. Кроме того, наблюдается постепенный перевод статуса переговоров с высшего политического уровня через дипломатический, до экспертного, а заключенные за продолжительный период урегулирования соглашения не выполняются сторонами в полном объеме [13].

До сих пор сдерживающим фактором в данном конфликте остается миротворческая операция РФ, которая объединяет военные контингенты конфликтующих сторон — Молдовы и Приднестровья, которые несут службу в составе Совместных миротворческих сил вместе с Россией [11].

Приднестровье продолжает существовать в рамках своего непризнанного статуса, так как официально ПМР признана такими же непризнанными государствами (Южная Осетия, Абхазия, НКР). Сложившаяся ситуация в Приднестровье не оставляет выбора в способе рычагов воздействия, сводя их к экономическим.

С политико-географической точки зрения Приднестровье до недавнего времени также находилось ближе всех точек возможной эскалации конфликта к территории ЕС. В рамках Европейской политики соседства Молдова также является ассоциированным членов ЕС с 2014 года. 23 июня 2022 Молдове был также официально предоставлен статус кандидата в ЕС. Более того, между ЕС и Молдовой существует Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA). В этой связи ЕС и официальный Кишинев заинтересованы в углублении партнёрства, однако серьезным препятствием остается вопрос о территории непризнанной ПМР. Тем не менее, ЕС развивает все более тесные отношения с Молдовой, переходя от сотрудничества к постепенной экономической интеграции и углублению политического сотрудничества. Стоит также отметить, что Приднестровье находится в «зажатом» положении между проевропейски настроенной Молдовой и также проевропейски настроенной Украиной.

"Россия"

"Восток" (истернизация) "Запад"

Рисунок 1. Карта ориентации внешней политики государств (составлено автором)

ПМР также не имеет собственного выхода к морю. Данные факторы существенно ограничивают

возможность торговли с Россией, делая Приднестровье легким объектом для различных экономических и торговых манипуляций.

Экономическая взаимозависимость и взаимодействие без признания

Приднестровье - индустриально-аграрное непризнанное государство, в котором, в отличие от многих непризнанных государств, сконцентрирована большая часть промышленности бывшей МССР. Уникальность Приднестровья также заключается в том, что за весь период своего развития ПМР удалось сохранить основную индустриальную базу и ядро своего промышленного потенциала.

На данный момент, «главное место в структуре приднестровского промышленного сектора занимают черная металлургия и электроэнергетика, а также пищевая и легкая промышленность. Кроме этого, заметный вклад вносят предприятия машиностроения и металлообработки, электротехнической, химической, лесной и деревообрабатывающей, полиграфической промышленности, промышленности строительных материалов. Черная металлургия представлена таким крупнейшим для всего региона предприятием, как Молдавский металлургический завод (расположен в г. Рыбница). В 2021 году ММЗ обеспечил почти 39% совокупного приднестровского промышленного выпуска» [9].

Основу энергетики республики составляют Молдавская ГРЭС, Дубоссарская ГЭС, а также когенерационная электростанция ООО «Тиротекс-энерго». Приднестровье не только полностью обеспечивает себя электричеством, но и является экспортером электроэнергии в Республику Молдова [9].

Промышленно развитая территория ПМР является одновременно и ее проклятьем. Известно, что как раз из-за концентрации промышленного потенциала в регионе экономика Приднестровья характеризуется большой степенью открытости и высокой интенсивностью внешнеэкономической деятельности. Экономика ПМР структурирована крупными предприятиями и зависима от экспорта на рынки ЕС, Молдовы, Украины и других

Вопросы студенческой науки Выпуск №12 (76), декабрь 2022

внешнеэкономических партнеров и постоянно сталкивается с вынужденными ограничениями. Велика роль нерыночного сектора экономики [8]. Рынки сбыта находятся за рубежом, подобная ситуация не позволяет выручке оставаться в ПМР и стимулировать развитие локальной экономики.

Так, внешнеторговый оборот республики по итогам января-ноября 2021 года сложился на уровне 2 293,9 млн долл, в то время как стоимостной объем экспортных продаж составил 850,1 млн долл. (+48,0%), импортные поставки (с учетом операций физических лиц) оценены в сумме 1 443,8 млн долл. Отрицательное сальдо операций сформировано в размере-593,7 млн долл. против -364,7 млн долл. в январе-ноябре 2020 года.

2 800 2 100 1 400 700 0

-700

+51,5%

+53,7%

ВТО экспорт импорт сальдо

1 514 575 939 - 365

2 294 850 1 444 - 594

I январь-ноябрь 2020 года

I январь-ноябрь 2021 года

Рисунок 2. Динамика внешнеторгового оборота, млн долл. [7]

В этом же периоде основными потребителями Приднестровского экспорта стали:

• Молдова - 32,0% совокупного экспорта, или 272,3 млн долл.;

• Польша - 14,7%, или 125,3 млн долл.;

• Украина - 13,8%, или 116,9 млн долл.;

• Румыния - 10,7%, или 91,2 млн долл.;

• Российской Федерация - 9,1%, или 77,4 млн долл [7].

99

Основной Основной -Основной -Основной Основной

94

83

Основной

89

74

74

54

60

>-71 67

-+-

-+-

-+-

-+-

2019 год

2020 год

2021 год

с о*

+ /

' средний уровень 2020 года

Рисунок 3. Помесячная динамика экспорта в 2019-2021 гг., млн долл.

Исходя из этих данных видится, что зависимость Приднестровья от внешних рынков остается критической. Только на Польшу и Румынию приходится 25,4% экспорта ПМР. Если сложить данные цифры с экспортом в Украину и Молдову, получится, что 71,2% экспорта Приднестровье поставляет в страны с диаметрально противоположным внешнеполитическим курсом, не направленным на идею евразийской интеграции.

Что касается импорта, он превышает экспорт практически на треть. Заметную часть в структуре импорта занимает ввоз сырья для черной металлургии, топливно-энергетических товаров, продовольственных товаров.

Основная часть импортируемой продукции в указанный период поступала из:

• Российская Федерация - 43,9% совокупного импорта, или 633,9 млн долл. в стоимостном выражении (рост на 71,3% к уровню января-ноября 2020 года);

• Румыния - 14,2%, или 205,6 млн долл. (рост в 2,2 раза);

• Украина - 12,5%, или 179,9 млн долл. (+23,5%);

• Республика Молдова - 10,5%, или 151,6 млн долл. (рост в 1,5 раза) [7].

Зависимость от импорта из России также остается существенной, в сочетании с нынешней внешнеполитической ситуацией и эскалацией конфликта в Украине поставки из РФ становятся сложными и ограниченными. Это, в свою очередь, снова ставит Приднестровскую экономику в зависимое от ближайших соседей и ЕС положение в части энергоносителей для преобладающей промышленности и продовольствия.

Не секрет, что ЕС, Молдова и Украина неоднократно пользовались зависимым экономическим положением ПМР. Еще в начале 2000-х исследователи из ЕС и Молдовы упоминали, что «ЕС также должен оказать давление на Украину, чтобы убедиться, что Киев соблюдает соглашения, заключенные с Кишиневом, и останавливает на своих границах товары, произведенные компаниями, не зарегистрированными в Молдове» [14]. Неоднократно упоминалось, что дальнейшая интеграция Молдовы с ЕС должна повысить мотивацию экономической элиты приднестровского региона к тесной интеграции с остальной частью страны, чтобы сохранить и даже расширить свой доступ к рынку сообщества. Постепенно это экономическое и социальное давление заставит политические элиты в регионе выработать новый подход, учитывая, что интересы экономических элит из Приднестровья будут все больше и больше противоречить геополитическим интересам России [15].

Для реализации данной политики «в 2006 году со стороны Республики Молдова и Украины была ограничена внешнеэкономическая деятельность Приднестровья. Транзит продукции возобновился лишь после регистрации экономических агентов Приднестровья в Республике Молдова. По оценке экспертов, двойное таможенное оформление и налогообложение для хозяйствующих субъектов Приднестровья обернулось ежегодными потерями в сотни млн долл. США» [1]. Упоминалось, что, если Приднестровье хочет воспользоваться преимуществами более либерального торгового режима Молдовы с ЕС, его компаниям необходимо иметь постоянную регистрацию в Молдове. Также ЕС имеет собственные правила по происхождению товаров, в связи с чем на территорию ПМР допускаются представители таможенных органов Молдовы для проверки правил происхождения (однако без униформы). С декабря 2015 г., также действует «дорожная карта» ПМР - ЕС, включающая в себя поэтапное введение бессрочного режима свободной торговли. По состоянию на 2021 год такой статус распространялся на 70% экспортно-импортных отношений ПМР и ЕС.

Для продолжения эффективного сотрудничества ЕС и Молдова предлагают ПМР следовать следующим правилам:

• приведение производственных процессов в соответствие с европейскими требованиями и стандартами (например, санитарными и фитосанитарными стандартами, требованиями к внешнему виду и упаковке, определенными требованиями к качеству и т. д.);

• регистрация в Государственной регистрационной палате Молдовы;

• разрешение и облегчение доступа представителей Таможенной службы Молдовы в производственные подразделения компаний;

• сотрудничество с органами мониторинга и контроля властей Кишинева [15].

В 2020 году ситуация осложнилась «банковским кризисом, возникшим, когда Кишинев заблокировал банковские счета приднестровских хозяйствующих субъектов» [12]. В этом же году Молдова ввела запрет на пересечение молдавско-украинской границы для транспортных средств с приднестровскими номерными знаками. Согласно договоренностям, Приднестровцы должны были получить нейтральные номера, однако подводным камнем стала необходимость получения при этом молдавских водительских удостоверений, которые выдаются исключительно при предъявлении молдавского паспорта или вида на жительство [12]. К февралю данный кризис был погашен, однако для Приднестровских товаров, которые должны уйти на экспорт, получение нейтральных номеров остается обязательным. Таким образом, продолжается политика паспортизации населения ПМР через введение точечных ограничений.

Выводы

Вышеупомянутые данные свидетельствуют о том, что соседи ПМР (Украина, Молдова) используют дипломатию экономического принуждения, делают ПМР более склонным к сотрудничеству через зависимость экономики непризнанной республики от рынков сбыта данных стран. ЕС активно использует инструмент «взаимодействия без признания», постепенно завоевывая экспортный рынок ПМР. Вкупе с экономическими проблемами узость рынка ПМР дополняются мультигражданственностью населения, его готовностью к высокой эмиграционной мобильности [8]. Текущий конфликт России и Украины также, очевидно, наложит существенные ограничения на импорт из РФ, что в свою очередь усилит кризисные явления в ПМР. Несмотря на то, что Россия сохраняет миротворческий контингент и имеет прямой влияние через субсидирование цен на энергоносители, у Приднестровья все равно остается все меньше возможности для самостоятельных и односторонних действий. В связи с этим, для сохранения Приднестровья в качестве самостоятельного субъекта необходима постоянная поддержка со стороны РФ. Также за прошедшие годы стало очевидно, что экономическое взаимопроникновение сторон, справедливое разделение в сферах собственности и финансов, исключение административного и политического давления на процесс экономической реинтеграции [8] - единственный способ постепенного сближения конфликтующих сторон. Только на такой основе, на основе тактики малых шагов можно поступательно решать проблемы правового и политического статуса Приднестровья. Любые же попытки использования мер экономического давления и принуждения приводят к еще большему напряжению и отдаляют всеобъемлющее урегулирование конфликта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы:

1. Волкова, О.А. Кризисные явления в экономике Приднестровья как фактор динамики миграционных настроений: по результатам социологического исследования / О.А. Волкова, А.Н. Оставная // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Сер. Социально-экономические науки. - 2015. - №5.-С. 123-129.

2. Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Республики от 25. 08. 1991г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР. — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/DTp

3. Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) со столицей в городе Тирасполь в составе СССР от 2 сентября 1990 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http ://newspmr. com/pridnestrove/dekl-obr-pmssr

4. Закон № 3465 «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» от 1.09.1989 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа:

http://lex.iustice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=312813&lang=2

5. Игнатьев В. В. «Продолжительное отсутствие заседаний в формате «5+2» негативно сказалось на переговорах в Братиславе» // Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР. — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/tyy

6. Никитин А. И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование [Электронный ресурс]: учебник/ А. И. Никитин - М: Аспект Пресс - 2020. - 268 - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96311.html

7. Отчет о деятельности Министерства экономического развития Приднестровской республики по итогам 2021 года: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mer.gospmr.org/otkrvtoe-ministerstvo/otchvot-o-deyatelnosti.html

8. Рынок Приднестровья и его влияние на политику и экономику Республики Молдова.— Киев: Фонд им. Фридриха Эберта, Региональное представительство в Украине, Беларуси и Молдове, 2005.

9. Сайт ТПП Приднестровья: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tiraspol.ru/o-pridnestrove/ekonomicheskiv-potentsial/

10. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21. 07. 1992 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.peacekeeper.ru/ru/?action=view&id=89&module=pages

11. Шевчук Н.В. Миротворчество в Приднестровье: невыученные уроки // Н.В. Шевчук / РСМД. - 2020 - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analvtics-and-comments/analvtics/mirotvorchestvo-v-pridnestrove-nevvuchennve-uroki/

12. Шевчук Н.В. Транспортная проблема в приднестровском урегулировании: «дипломатия принуждения» вместо «тактики малых шагов». ЕВРАЗИИСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2020;(1):103-108. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2020-1-103-108

13. Штански Н. В. Особенности урегулирования «конфликтов идентичности» казус Приднестровья / Н.В. Штански // Международные процессы. - 2014. - № 36-37. - С. 33-50. - Режим доступа: http://www.intertrends.ru/old/thirtv-seventh/Shtanski.pdf

14. The European Union and Moldova, Jacek Wrobel, 2004: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pdc.ceu.hu/archive/00002229/01/eu and md.pdf?fbclid=IwAR0ozlFqB4JTK66xTaPbBQ3dGDR vmn0rZ9DR5

15. Transnistria and the Deep and Comprehensive Free Trade Agreement: a little stone that overturns a great wain?, POLICY NOTES, 2ND SERIES, NO.1, Valeriu Prohnitchi, Adrian Lupusor, Chisinau, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.