УДК 005:327
Елена ВОДОПЬЯНОВА
ЕВРОПА В ПОИСКАХ ИННОВАЦИЙ
(размышления философа)
Инновационный вызов сегодня оказался одним из центральных для человечества. Ответ на него Европы в целом и Евросоюза в частности, был своеобразным, во-первых, и динамично изменчивым, во-вторых. Фактически, начиная с идеологии рамочных программ ЕС по науке и технологиям, первая из которых датируется 1984 годом, страны Европейского Союза ищут пути ускорения инновационного развития. Впрочем, первоначально данная задача не ставилась столь прицельно.
Произрастая из науки...
В XXI столетии инновационная проблематика, а значит, прежде всего, сфера коммерциализации научно-технологических достижений, попала в фокус дискуссий о базовых траекториях опережающего развития Старого Света в перспективе ближайших десятилетий. Ведь успехи Европы в инновационной динамике оказались куда менее значимыми, нежели аналогичные достижения в США и в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Размышляя о причинах происходящего, начнём с самых общих теоретических построений. В контексте вхождения в постиндустриальную эпоху не только экономико-финансовая составляющая современной эволюции глобального общества, но и его социокультурное измерение не в состоянии эффективно функционировать вне следования триаде "быстротечность - многообразие - инновации". Таким образом, речь не идёт о тотальной коммерциализации социума посредством инноваций, а всего лишь о следовании времени. Причины такой ситуации разнообразны:
- во-первых, именно инновации позволят ускорить темп вхождения вновь полученных значимых новых научно-технологических результатов в повседневную жизнь. Настоятельная потребность в этом диктуется кардинальными изменениями в экосистемах, производственных циклах различной специфики, схемах образовательных процес-
© Водопьянова Елена Викторовна - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт Европы РАН, профессор МГТУ МИРЭА. E-mail: veritas-41 @yandex.ru Адрес организации: 125993 Москва, Моховая ул., 11-3В. Ключевые слова: системный подход к инновациям, ЕС, различные типы инноваций, самоорганизация, Еврокомиссия, Стратегия-2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220143141
сов всех уровней, технологиях медицинской помощи, а также в претерпевающих трансформацию стилях поведения в быту и способах проведения досуга; - во-вторых, необходимую новому веку быстроту опредмечивания и материализации теоретических знаний ныне уже не может обеспечить ни фундаментальная, ни прикладная наука. Именно по этой причине социум сегодня делает попытки ускоренного прицельного формирования инновационного поля;
- в-третьих, постиндустриальная эпоха задаёт ещё и новый ритм жизни, который востребует как непрерывный поток инноваций, так и их критическую массу. А значит, объективно скорость прогрессивных социальных изменений окажется выше в той стране или группе стран, которые продемонстрируют способность к наибольшей инновационной восприимчивости на всех уровнях;
- в-четвёртых, кроме ресурсов организационных, инновации безусловно требуют и значительных финансовых ресурсов в условиях острой нехватки последних и новых схем их привлечения.
Аналогична ситуация с сегодняшним широкомасштабным социальным заказом на многообразие: его тоже в состоянии обеспечить скорее новые неклассические формы поиска нового знания и предметностей, нежели традиционная наука. Ещё один сегмент исследовательского процесса в обществе, ориентированном на инновации, - это малые гибкие венчурные фирмы. Большинство таких фирм исчезает вскоре после появления, но некоторые достигают выдающихся результатов, не в последнюю очередь измеряемых доходами от их продажи. Доходами измеряются и нынешние стратегии многих банков промышленно развитых стран, активно скупающих патенты - зримое подтверждение коммерческой значимости современной науки.
Таким образом, используя уже ставшую общепринятой терминологию "вызов-ответ", можно утверждать, что главным ответом на постиндустриальный вызов ныне должны стать социально-ориентированные инновационные процессы, услуги и продукты. "В силу указанных причин все правительства стремятся к инновациям, но ни одно из них не имеет точного представления о том, как полностью раскрыть потенциал инновационного развития" [Инновационная политика будущего].
При этом, в дело должна вступить крупномасштабная "инновационная самоорганизация". Нет оснований именовать её сугубо рыночной самоорганизацией, поскольку, хотя в основе ускоренного предложения обществу новых предметностей и процессов и будут по-прежнему лежать новые знания, однако их поток и востребование будут генерироваться иными, до сих пор не вполне ясными механизмами. Совокупность названных обстоятельств как раз и выступила основой для нынешних попыток кардинальной смены управленческой парадигмы по отношению к европейскому научно-технологическому комплексу в направлении от централизации к децентрализации. Они до сих пор ещё полноценно не реализованы в управленческой практике Евросоюза. Здесь в самом общем смысле нашёл подтверждение теоретический тезис о том, что жёсткие системы и негибкие методы управления ими уходят в прошлое.
Среди лидеров мирового научно-технологического развития Европейский Союз фактически первым начал реализовывать комплексные многоуровневые программы такого развития. За прошедшие три десятилетия, начиная с первой Рамочной программы ЕС, система институциональных мер по стимулированию трансфера знаний из науки в промышленность и далее на рынок, постоянно видоизменялась, углублялась и трансформировалась, но, увы, не приносила ожидаемых результатов.
Комплекс предлагаемых ныне мер, если говорить об их сути, а не о подчас лишь видоизмененных названиях, характеризуется, прежде всего, целостностью видения проблемы и основан на методологиях, учитывающих функционирование систем со
случайным выбором направления последующей эволюции и большой долей неопределённости. Подобные ожидания диктует современная эпоха, а уж затем научно-технологический комплекс. Это, в частности, означает объединение в единые механизмы системы финансовых инструментов, необходимых для возникновения инноваций, развития соответствующей инфраструктуры, заинтересованного сотрудничества между всеми акторами инновационного цикла, а также координации всех этапов инновационного процесса со стороны структур ЕС, стран, в него входящих, а также управления на региональном и муниципальном уровнях.
Принесут ли предпринимаемые усилия ожидаемый результат? Это вовсе не обязательно, хотя и желательно для европейцев. Всё развивается циклично: наука, социум, индивид... Циклы научно-промышленного триумфа Европа уже проходила. Возможно, теперь настал черед для иных регионов мира. Процитируем один из постулатов циклической парадигмы, озвученный применительно к науке: "Каждый научный цикл имеет неповторимую структуру (совокупность базовых теорий, научных парадигм, открытий), группу лидирующих отраслей знаний, в которых начинается научный переворот, и свой эпицентр - страну или группу стран, в которых этот поворот вызревает и начинает осуществляться (выделено мною. - Е.В.). Однако крупные научные открытия возможны и на периферии" [Яковец, Пирогов, 1993: 7]. Аналогичные закономерности вполне могут быть присущи и инновационной сфере. В этой связи для ЕС ныне важно даже не столько попытаться опередить мировых лидеров, сколько не оказаться в перманентных аутсайдерах этого движения.
Несмотря на повсеместно подтверждённое устремление к инновациям как поистине единственному известному на сегодня способу вхождения в грядущие реалии общества нового типа, прогнозирование их потенциальной эффективности до сих пор в большей мере остаётся искусством, чем наукой. Инновации - это всегда риск. Собственно, как и фундаментальная наука, являющаяся столь же высоко рискованным, хотя чаще всё же менее дорогостоящим предприятием, нежели многие из инновационных процессов. Но фундаментальную науку и инновации роднит, разумеется, не только это.
Известная поговорка гласит: "Нет ничего практичнее хорошей теории". Таким образом, исследовательская, либо проектная (а ныне и предпроектная) составляющая является необходимым, первоначальным, хотя и безусловно недостаточным условием успешного развития инновационных процессов. Другое дело, что в современных условиях классическая наука тоже не остается неизменной. Остановимся подробнее на характеристике происходящих в ней процессов.
Во-первых, время научных открытий ныне повсеместно сменяется временем использования плодов этих открытий, временем инноваций, в которых объединяются социально востребованные текущим моментом наука и технология. Практически повсеместно происходит подчинение познания требованиям эффективности и быстрой востребованности на рынке, а дух познания блекнет перед духом предпринимательства. Последнему, конечно, также свойственны творческие порывы, но они отнюдь не тождественны классическому творчеству в науке как бескомпромиссному поиску истины, а не имиджа и прибыли в первую очередь.
Во-вторых, оценка науки современным обществом на основе соотнесения затрат и результатов сегодня также оказывается не в её пользу. Технолого-прикладные, а вовсе не фундаментальные приоритеты современной науки отразились и в названиях крупнейших исследовательских достижений конца XX века: информационные технологии, биотехнологии, технологии клонирования. Разумеется, исследовательская активность в нынешнем столетии будет, как и прежде, распределена по всему спектру направлений, но приоритетными, видимо, станут те сферы, в которых инновационный цикл окажется
наиболее коротким. Такова ещё одна иллюстрация нарастающего прагматизма и эко-номизации деятельности учёных.
В-третьих, мировая наука становится всё более прикладной и с технологической точки зрения всё более приближается к производственному процессу. В-четвёртых, постиндустриальная научная деятельность выпадает и из общей тенденции развития общественного производства данного исторического периода, которая характеризуется стремлением к минимизации всех типов ресурсов: от людских до сырьевых и финансовых. Для большинства патронируемых промышленностью научных центров приоритет конкурентоспособности является ведущим мотивом при выборе предмета исследований. На языке сегодняшних реалий вполне правомерно говорить о порабощённости науки инновациями.
В-пятых, современная наука полностью придаёт забвению доставшееся в наследство от Нового времени стремление учёного к энциклопедизму и универсализму в процессе создания нового знания. Как отмечают теоретики информационной эпохи, к экономике "третьей волны" наиболее безболезненно адаптируются те, кто готов к быстрому приспособлению к изменениям и способен перемещать идеи из одной сферы в другую. Именно поэтому есть все основания утверждать, что для постиндустриальной науки наиболее важным становится режим гибкой специализации исследователей, который означает умение обучаться, а главное - постоянно переобучаться. При этом работает и другое правило: чем больше знаешь, тем легче познавать новое. Поток инноваций функционирует по этому же принципу, генерируя новые инновации с большей долей вероятности там, где уже существует и значительно превышает некие усредненные показатели их "критическая масса". О косвенных характеристиках последней (таких как количество патентов, численность выпускников вузов, финансирование НИОКР частным бизнесом и т.п.) речь пойдёт ниже.
Инновации в зеркале методологии
Уже не первое десятилетие ЕС фиксирует сложности с мировой конкурентоспособностью европейского высшего образования, недостаточным по сравнению с мировыми лидерами уровнем финансирования НИОКР бизнес-структурами, неготовностью последних принимать на себя дополнительные риски, с этим связанные, а также более низкие по сравнению с США и Японией показатели результативности патентной статистики. Безусловно, появление новых научных открытий и зарегистрированных патентов не гарантирует их обязательное превращение в инновации. Однако произрастают последние безусловно отсюда. Другим столпом инновационного генезиса выступает образовательный уровень потенциальных инноваторов.
Нельзя не отметить, что, несмотря на научно-технологический фундамент инноваций, уровень инновационного развития в современных европейских странах отнюдь не однозначно обусловлен их текущим научным и патентным рейтингом. Так, в частности, "в отчёте Innovation Scoreboard" за 2010 год подчёркивается, что по показателю уровня инновационного развития страны ЕС можно разделить по меньшей мере на четыре группы:
1). Дания, Финляндия, Германия и Швеция, которые по эффективности инновационного развития значительно опережают остальные страны ЕС, - лидеры инновационного развития;
2). Австрия, Бельгия, Кипр, Эстония, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Словения и Великобритания - последователи лидеров инновационного развития;
3). Чешская Республика, Греция, Венгрия, Италия, Мальта, Польша, Португалия, Словакия и Испания, показывающие результаты ниже среднего уровня, получили название умеренных инноваторов;
4). Болгария, Латвия, Литва и Румыния, уровень инновационного развития которых значительно отстаёт от среднеевропейского, обозначены как начинающие инновато-ры" [Инновационная политика будущего].
Таким образом, данный инновационный рейтинг почти полностью (за исключением примера ФРГ) опровергает классические исследовательские показатели продуктивности в странах ЕС, во главе которого по-прежнему стоит четвёрка стран, состоящая из Германии, Великобритании, Франции и Италии. Интересны и ещё два момента, вытекающие из подобного сопоставления:
- во-первых, в лидерах, а особенно в последователях лидеров инновационного развития оказались малые страны, никогда не имевшие столь крупной науки, как вышеупомянутая четвёрка исследовательских лидеров,
- во-вторых, Австрия и Ирландия продолжают оставаться в конце списка наукометрического рейтинга Западной Европы (по числу публикаций в процентах от мирового публикационного потока), что, однако, не помешало им занять весьма престижные позиции в европейской инновационной классификации. Да и в целом вторая из представленных групп весьма разнородна, если пытаться оценивать её с позиций традиционного научно-технологического рейтингования.
Всё это означает, что как эксперты, так и исследователи до сих пор слабо готовы принять тезис о том, что инновации нужно оценивать, а особенно прогнозировать, в неких лишь дополняющих научно-технологическое развитие измерениях.
В нынешнюю эпоху происходит перестройка самих основ предшествующего индустриального общества. Меняются место и количество труда, растёт количество свободного времени (европейская социальная политика во второй половине XX в. внесла в этот процесс дополнительный вклад). Одновременно начинает формироваться тенденция отношения к труду как к игре. Заметим в этой связи, что игра как социальное явление куда ближе к творчеству, чем к рутинной, алгоритмизированной производственной деятельности. Безусловно, игровая составляющая в той или иной степени присутствует и в инновационном цикле. Очевидно и другое: вектор любых грядущих изменений в организационном аспекте формирования инноваций безусловно будет определяться цифровой и сетевой инфраструктурой.
Меры, предпринимаемые в европейских странах, да и в ЕС в целом, для активизации инновационного процесса, многократно озвучивались и анализировались в научной литературе. Поэтому позволим себе в этой статье сделать акцент прежде всего на методологическом срезе проблемы, лежащем в основе конкретных действий, в настоящее время предпринимаемых для оптимизации европейских инновационных процессов на национальном и наднациональном уровнях.
Общеизвестно, что большие системы, с управлением которыми в настоящее время пытается справиться человечество, уже сегодня столь сложны, что централизованное управление ими становится практически нереальным из-за огромного потока информации, подлежащей обработке. Возникающие трудности социум пытается преодолеть на путях перехода от централизации к децентрализации. Последняя, выступая в данном случае как синоним самоорганизации, обеспечивает саморазвитие большой системы за счёт локальности управленческих действий в каждой из её подсистем. Но это лишь одна сторона проблемы. Другая заключается во внутренней готовности (или неготовности) самой системы к переходу на принципиально иной тип управления.
Условием появления нового качества в развитии подобного рода гиперсистемы являются небольшие локальные изменения в ней. При этом теоретики синергетического подхода утверждают: "Невозможно узнать, какое состояние будет выбрано. Решать будет лишь случай через динамику флуктуаций (локальных изменений. - Е.В.). Про-сканировав "фон", система совершит несколько попыток, поначалу, возможно, безуспешных, и, наконец, какая-то особенная флуктуация победит" [Николис Г., Пригожин Н.]. Во второй половине XX века безусловно ярчайшим примером такой флуктуации при анализе генезиса революционных инноваций стало появление компьютера, а затем и Интернета и их дальнейшее победно-инновационное шествие по планете.
Учёт и растущее уважение к случайностям всех видов как раз и характерны для становящегося постиндустриального социума. Если же переходить от общих самоорганизационных постулатов к их конкретизации на практике, то следует отметить такие текущие параметры, предпосланные инновациям, как в значительной степени автономные процессы кооперации различных предприятий, в том числе и из разных стран и формирование интернациональных инновационных кластеров, а также свободное, формируемое под инновационную проблему, взаимодействие субъектов различного уровня (от отдельных индивидов до корпораций).
Однако чем более иерархичен и сложен научно-технологический универсум современного мира, тем более он инерционен и консервативен, тем менее он открыт для инноваций. Стало аксиомой утверждение классиков синергетики о том, что события, относящиеся к чисто случайной стадии эволюции, в сложных системах реализуются значительно труднее. Если же инновация не была отторгнута той системой, в которую планировалось её внедрение, то именно она далее выбирает путь последующей эволюции целого. Возникает новое качество, поскольку наряду с инерционностью, сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к случайным изменениям. Такие системы и консервативны, и чрезвычайно вариативны одновременно.
Но такова лишь одна сторона медали. Другая заключается в том, что для нормальной работы любой самоорганизующейся системы внутри неё должны существовать блоки, функционирование которых в целом стабильно и предсказуемо. Таковыми для инновационного поля прежде всего безусловно выступают как финансирование, так и обеспечение каналов внедрения потенциальных инноваций в социум. Речь идёт о преодолении фрагментации финансовых рынков и препятствий для использования венчурного капитала (особенно для малого и среднего бизнеса), а также о формировании крупномасштабного института квалифицированных посредников между звеньями инновационной цепочки. Пока же эти проблемы в ЕС всё ещё не решены.
Долгосрочное планирование и стратегическое управление инновациями в Европейском Союзе выглядит, как это ни парадоксально, противоречиво: при скрупулезной детализации зафиксированные на бумаге планы часто успевают устареть ещё до завершения многоступенчатой процедуры согласований на всех управленческих уровнях. Это означает, что европейская система программирования инновационных решений, отвечая на вызовы времени, должна быть как минимум перестроена в направлении расширени её открытости, упрощения, гибкости и работы в режиме усиления обратных связей".
Хотя в Европейском Союзе уже делались попытки создания постоянных консультационных платформ с гражданами, все же в перспективе реализации полномасштабных инновационных ожиданий, в последних в большей мере скорее должны быть задействованы не столько отдельные личности, сколько "потенциально инновационные" группы, способные предложить ожидаемые обществом - помимо традиционных их ви-
дов - ещё и политические, социальные, экологические, информационные, медицинско-гигиенические, досуговые и тому подобные продукты и услуги.
Что понимается в современной науке под инновациями? В самом широком смысле это "любое целенаправленное, позитивное изменение материальных и нематериальных элементов организации, то есть изменение, способствующее развитию и повышению уровня организации" [Санто, 1990: 100]. Возможно, данная трактовка инноваций и является чрезвычайно расширительной, однако она позволяет понять тот смысловой стержень, который объединяет в единое социокультурное целое все продуцируемые обществом инновации. Среди них - экономические, технико-технологические, научные, образовательные, организационные, политические, социальные, экологические инновации.
Инновации сегодня требуют нестандартного менеджмента, в котором, как полагают эксперты, сотрудничество и творчество должны превалировать над разобщенными интересами, конкуренцией, сокрытием информации и непредоставлением финансовых ресурсов.
В свою очередь, сам Евросоюз не должен стремиться проконтролировать все звенья инновационной цепочки. В данном случае контроль объективно войдёт в противоречие с декларируемой самоорганизацией. Весь предыдущий опыт европейского научно-технологического развития в интеграционном измерении фактически проиллюстрировал всю бесперспективность подобного подхода, хотя ожидание инновационных результатов имплицитно было встроено и в Рамочные программы, и в Лиссабонскую стратегию, концепции формирования технопарков, кластеров, технологических платформ и даже в Болонский процесс, ныне трансформировавшийся в инициативу "Европейское пространство высшего образования"
Да, допущенные ранее ошибки менеджмента в ЕС всегда признавали, однако сам принцип всё более детального планирования научно-технологических изменений сверху одновременно всё более углублялся в частности, фактически оставаясь неизменным в своей основе. В результате неизменно незавершенным оставалось достижение новых, более высоких по сравнению с уже занятыми в мире, конкурентных позиций. Иногда необходимым изменениям мешал принцип чёткого разделения полномочий между ЕС, странами и регионами и невозможность, а подчас и непонимание необходимости в современных условиях смягчить видимые и невидимые законодательные и организационные барьеры.
Основной болевой точкой инновационного развития Европейского Союза сегодня представляется следующее: внешнее управление со стороны ЕС (прежде всего Евроко-миссии) входит в противоречие с потребностями управления по принципу самоорганизации (прежде всего сетевой) всеми составляющими инновационной деятельности, а именно: её субъектами, средствами и объектами. При преодолении указанной дилеммы инновационный процесс в идеале оказывается "образцовой" самоорганизующейся системой, в которой порою лишь случайности и ничто иное определяют перспективы на будущее. В самом же общем плане в нынешнем европейском инновационном пространстве должно быть создано всё больше условий для вариативности и всё меньше возможностей для "зарегулированности", в том числе выраженной в директивах ЕС.
Работа над ошибками, или Новый взгляд на инновационную стратегию
Ныне традиция уходит на второй план, отдавая пальму первенства инновации. Признание этого постулата Европой особенно символично. Оно означает принятие даже на уровне "еврократии" гибких стратегий и решений, столь свойственных информацион-
ным реалиям и во многом противостоящим жёстко традиционным и весьма инерцио-ным европейским схемам менеджмента. Это подразумевает открытость к диалогам, обратным связям и деятельности в условиях значительной неопределённости.
Современное общество стремительно изменяется, и результативность отнюдь не всех изменений определяется масштабными финансовыми вливаниями. В этой связи эксперты отмечают, что "получение доступа к государственному финансированию, возможно, является наименьшей из проблем, с которыми сталкиваются европейские компании, проявляющие интерес к НИОКР и инновационному развитию. Дальнейшее наращивание государственного финансирования вряд ли является решением, поскольку расходы ЕС на финансирование НИОКР по отношению к ВВП уже превысили аналогичные расходы в США и Японии" [Инновационная политика будущего].
Как утверждают эксперты, "в Европе есть несколько причин, ограничивающих частные инвестиции в НИОКР. Это недостаток развитых рынков венчурного капитала, различия национальных законодательств, мешающие росту притока иностранных инвестиций в рамках ЕС, отсутствие положений, регулирующих масштаб и минимальную величину инновационных проектов, высокие налоговые ставки и трудности в области найма талантливых специалистов, непрекращающиеся проблемы, связанные с регистрацией патентов и многое другое" [Инновационная политика будущего]. Подобные проблемы вряд ли могут разрешиться в одночасье.
Между тем соблазн решить острейшие проблемы привычным способом исключительно финансового патронажа по-прежнему остаётся. Именно так и развивалось массовое индустриальное общество с его столь же массовыми промышленностью, наукой, образованием и культурой. Однако попытка воспроизвести в ЕС подобный подход к генерированию инноваций в тех же массово-промышленных масштабах пока не становится результативной. Здесь, в основном исходя из привычной парадигмы, в большей мере в различных формах финансируют потенциальное предложение инноваций рынку и обществу, а не слушают в первую очередь голос и пожелания возможных потребителей, расширяя формы подобных диалогов. "Во многих случаях политика ЕС уделяет основное внимание поддержке предложения конкретных технологий. ЕС редко позволяет промышленности и потребителям самим решать, какие товары и технологии скорее всего приведут к наилучшему результату для общества" [Инновационная политика будущего].
Как известно, меры, направленные на достижение инновационных результатов, можно подразделить на три магистральных направления: идущие от спроса, идущие от предложения и, наконец, формирующие инновации автономно. Последние крайне редки, и за последние десятилетия по всему миру мы можем назвать в качестве примеров последних, пожалуй, всего лишь уже упомянутое выше появление компьютера и Интернета. В наибольшей степени эти примеры иллюстрируют как раз обстоятельства, имманентные функционированию инновационного феномена: спонтанность и одновременную готовность общества к принятию некой революционизирующей предметности (или процесса). Что же касается обозначенных двух традиционных стратегий инновационной политики, то обычно к мерам, направленным на продвижение инноваций посредством ориентации на спрос, относят:
- инновации, инициированные социальным заказом потребителей,
- государственные закупки,
- потребность в новом, идущую от бизнеса.
При этом инновационная политика, основанная на предложении, подразумевает следующие меры:
- финансовая поддержка НИОКР, в том числе через банковские кредиты, гранты, налоговые льготы, венчурное финансирование,
- поддержка человеческих ресурсов, в том числе через программы обучения, переобучения, непрерывного образования, образовательной и профессиональной мобильности,
- инфраструктурные меры как в реальном, так и сетевом сегментах по отношению к традиционным и вновь возникающим формам организации инновационного процесса на всех этапах его цикла,
- информационная поддержка инновационной политики. Специалисты сегодня утверждают, что последняя в её нынешнем виде скорее пассивна, нежели активно способствует инновационному буму. Провозглашаемая ориентация на спрос одновременно предполагает усиление роли посредников между генераторами инноваций и бизнесом, а также интенсификацию и организацию открытого обмена информацией и широкий спектр бизнес-услуг, в том числе ориентированных на параметры и стиль деятельности предприятий всех масштабов. Весь этот комплекс посреднических услуг чрезвычайно развит в США, и ныне Европе необходимо воспроизводить на своей почве его аналоги.
Сегодня принято считать, что инновационная политика ЕС должна быть переориентирована в направлении всё большего учёта составляющей спроса, поскольку она считается и менее затратной в том числе. Вряд ли здесь уместны какие-то крайности, однако комплексное развитие инновационной политики безусловно является верным. Жизнь требует принципиально иного подхода к генерации инноваций, адекватного современному глобальному и виртуально-сетевому миру. Последнее означает сетевую и самоорганизационную парадигму взаимодействия между инноваторами, менеджерами, финансистами и потребителями.
Совместные системные инновации - этот термин сегодня означает ожидание формирования среды для функционирования "инновационного чуда", которая должна объединить не только формально заинтересованных управленцев и инноваторов, но идеи и запросы потенциальных потребителей.
В условиях, когда инновации, а главное, создание предпосылок для них должны интернационализироваться, безусловно, и Еврокомиссия должна будет пересмотреть некие свои базовые, прежде казавшиеся незыблемыми не только де-факто, но и де-юре, управленческие постулаты. Как известно, одна из важнейших особенностей самоорганизующейся системы - это её открытость. Пожалуй, в перспективе магистральным для ЕС видится создание атмосферы инновационного краудсорсинга на базе создаваемых виртуальных структур патронажа над инновациями. Собственно говоря, запуск и эффективное функционирование последних и станет реальным подтверждением действующих обратных связей между потребителями и инноваторами.
Институциональной основой планируемых изменений должна стать новая рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям "Горизонт 2020" на 2014-2020 годы. По сравнению с предыдущей VII рамочной программой ЕС инвестиции на её реализацию будут увеличены на 46%.
Символично, что в самом названии инициативы рамочных программ Евросоюза впервые за прошедшие фактически тридцать лет на смену традиционным технологиям пришли инновации. Последние направлены, во-первых, на акцентирование внимания к циклу порождения позитивных изменений, прежде всего в таких нетрадиционных для классических инноваций сферах, как изменение климата, энергетическая и ресурсная эффективность, а также здоровье населения Европы и демографическая динамика. Во-вторых, в данной проектной концепции впервые для ЕС оказались объединены все типы инноваций, включая творческую деятельность различных видов, услуги и социальные новации.
* * *
Знаменательно, что ныне идеология декларируемого интегративного подхода к инновационной сфере оказалась детально прописана в самих документах Еврокомиссии. Так, в частности, описан механизм многоуровневого применения научных и технологических знаний на разных уровнях. При этом, во-первых, новое знание в инновационном измерении может находить не только крайне привлекательное для всех участников данного цикла коммерческое, но и социетальное применение. Также крайне значимым становится и изобилие форм ииновационного процесса. Оно может включать в себя множество как традиционных, так и новых способов организации деятельности и способов финансирования, а также видов взаимодействия субъектов инновационного процесса. При этом речь идёт в том числе как о совершенствовании уже существующих технологий и научных результатов, так и о применении инноваций для некоммерческого использования. Подобная гибкая открытая система в состоянии успешно противостоять всем вызовам современного мира, нацеливая наиболее творческих людей на самостоятельные решения и упраздняя всяческие барьеры.
Содержание документов "Стратегии 2020", обосновывая новую комплексную научно-технологическую и инновационную политику на долгосрочную перспективу, одновременно подразумевает ответ на крайне важный для массового сознания вопрос: "Почему ЕС инвестирует в образование, исследования и инновации в период, когда Европа находится в глубоком кризисе?" Ответ этот однозначен для экспертного сообщества: другого пути у Европы сегодня нет (впрочем, как и у любого, задумывающегося о своем будущем государственного, либо надгосударственного образования). Smart-инвестиции - это потенциальный источник будущего экономического роста и эффективности инновационного комплекса, в том числе и в условиях перманентной состязательности Европы XXI века с мировыми инновационными лидерами.
Как уже говорилось выше, чётких представлений об алгоритме генерации потока инноваций сегодня не имеет не только Еврокомиссия, но и, пожалуй, никто в мире. Именно поэтому в условиях понимания их необходимости усилия по их генезису должны объединить учёные, малый, средний, в идеале и крупный бизнес, гражданское общество, поставщики информационных услуг всех видов, управленцы всех уровней. Выход за рамки традиций, национальных барьеров и стереотипов - таков магистральный вектор становления инновационного общества будущего в Европе. Одновременно такое движение предполагает как использование уже известных (технопарки, бизнес-инкубаторы, платформы, сети, союзы, хабы, кластеры и т. д.), так и создание пока не-апробированных институциональных форм рождения инноваций. По своей природе инновация есть преодоление стандарта и традиции, вряд ли и сам процесс её генерации может быть инерционно-консервативным по природе. Ждёт ли Европу успех на этом тернистом пути, покажет лишь время. Одно ясно уже сегодня: альтернативы такому движению нет.
Список литературы
Инновационная политика будущего. URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2012/iem/bailo/library/ar2.pdf (Дата обращения 30 января 2014);
Николис Г., Пригожин Н. Самоорганизация в неравновесных системах. URL: http ://www.booksshare.net/index.php?id 1=4&category=chem&author=nikolis -g&book=1979&page=152 (Дата обращения 30 января 2014);
Санто Б. Инновации как средство экономического развития. - М., 1990;
Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. - М., 1993.
Europe in search of innovations (approach of a philosopher)
Author. Elena Vodopianova, senior researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]. Address: Institute of Europe, Russia, 125993, Moscow, Mokhovaya street, n/3"V".
Abstract. The article is devoted to the analysis of system approach to innovative strategy of EU. The author considers, that the european system of creation of innovative decisions should develop in a direction of openness, simplification and flexibility. The set of measures is characterized first of all by the integrity of the vision of the problem and based on the methodologies that take in to account the functioning of systems with random choice of trends of further evolution and great role of uncertainty. The author gave attention to the methodology that is the background for concrete actions undertaken for optimization of European innovation processes on the national and over national levels. In spite of the generally confirmed striving for innovations as the only instrument of entering the society of a new type, prognosis of their potential effectiveness till now is more art, than science. Innovations like fundamental science (the article analyses differences and similarities of them) - are always risk. Defined that the basic sore point of innovation development of EU today is that the external management on the part of EU (first of all European Comission) contradicts the demands of management of components of innovation activity (subjects, objects, resources) based on the principles of self-organization. The article states that either in European Commission or in the world today there is no exact idea about the algorithm of generation of the stream of innovations. Understanding the necessity of innovations, scholars, small, middle and ideally also big business, civil society and providers of information services, managers of various levels have to unite their efforts on the way of genesis of innovations. The main vector of establishing the innovation society in a future Europe - is the exit out of limits, out of national barriers and stereotypes.
Key words. EU, the system approach to innovations, various types of innovations, European Comission, self-organization, "Strategy-2020".
References
Innovacionnaja politika buduschego. URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2012/iem/bailo/library/ar2.pdf (Accessed 30 January 2014);
Nikolis G., Prigozhin N. Samoorganizacija v neravnovesnyh sistemah. URL: http ://www.booksshare.net/index.php?id 1=4&category=chem&author=nikolis-g&book=1979&page= 152 (Accessed 30 January 2014);
Santo B. (1990). Innovacii kak sredstvo jekonomicheskogo razvitija. Moscow, Russia (In Russ.);
Jakovec Ju.V., Pirogov S.V. (1993). Zakonomernosti ciklichnoj dinamiki i genetiki nauki, obrazovanija i kul'tury. Moscow, Russia (In Russ.).