Научная статья на тему 'Европа и нефть России'

Европа и нефть России Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
81
15
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европа и нефть России»

Леонтий ЭДЕР

ЕВРОПА И НЕФТЬ РОССИИ

Европа - один из наиболее ёмких рынков нефти. Здесь используется более 20% её мирового потребления. До начала 1970-х годов Европа была и одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка нефти. Однако, в связи с нефтяными кризисами 1973-1974 и 1979-1980 годов и перебоями в её поставках из Персидского залива нефть стала активно вытесняться из топливно-энергетического баланса европейских стран. По этой причине увеличение спроса на это сырьё, наблюдавшееся в 1965-1980 годах (с 422 до 818 млн т), сменилось на устойчивый спад, происходивший до 1982-1983 годов, когда использование нефти сократилось до 687 млн т. В дальнейшем произошла стабилизация этого показателя с незначительным ростом, который составил чуть более 70 млн тонн.

Крупнейшие потребители нефти - Германия (127 млн т), Франция (93 млн т), Италия (93 млн т), Великобритания (77 млн т) и Испания (73млн т). На эти пять государств приходится свыше 60% всей используемой в Европе нефти. В других странах расход существенно ниже: от 43 млн т в Нидерландах до 0,9 млн т в год в Исландии.

Динамично развивающаяся экономика Европы по-разному, конечно, востребует продукты переработки нефти. Наиболее активно растёт рынок средних дистиллятов (авиакеросин, дизельное и печное топливо - тяжёлый газойль). Их применение варьируется в зависимости от отраслевой структуры экономики, географического положения той или иной страны, состава её автомобильного парка, уровня развития авиационного транспорта. В структуре средних дистиллятов наиболее активно растёт использование дизельного топлива. Сейчас его доля (в разных странах) находится в пределах 50-75% от общего объёма потребления средних дистиллятов. Причина растущего спроса на этот вид топлива (с учётом повышения экологических требований) - в более высокой экономич-

© Эдер Леонтий Викторович - научный сотрудник Института геологии нефти и

газа Сибирского отделения РАН (ИГНГ СО РАН).

ности современных дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми, меньшим (на 25%) уровнем выбросов СО2 на единицу мощности. Поэтому продажи автомобилей с такими двигателями во Франции, Испании, Австрии, Бельгии и Люксембурге уже превышают реализацию машин с бензиновыми двигателями. И если в 2002 году в Европейском союзе (ЕС-15) их доля в общем парке легковых авто составляла около 32%, то ожидается, что к 2005 году она возрастёт до 50%.

Другая причина, по которой увеличивается спрос на дизельное топливо в Европе, - высокая доля перевозок груза автомобильным (40% в общем объёме грузовых перевозок) и водным транспортом (30%). Сравним: железнодорожная доставка груза в Европе составляет всего 9% общего объёма. Способствует такому положению дел значительная развитость системы автодорог на континенте и высокая манёвренность автотранспорта, а также относительно небольшие расстояния доставки груза. Водный же транспорт привлекателен высокой коммерческой эффективностью и наличием в Европе множества морских и речных портов.

Вторым по объёмам использования средних дистиллятов является печное топливо, которое обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами энергоносителей: оно имеет более высокую энергетическую ценность, удобно для хранения и транспортировки. В Германии в структуре средних дистиллятов на него приходится 49,3% - это крупнейший рынок печного топлива в Европе. Значительную его часть немцы расходуют на отопление частных домов - 46% от общего потребления этого топлива. Кроме того, оно используется в промышленных котельных (5%) и в выработке электроэнергии (0,2%). В Великобритании относительно высока доля использования средних дистиллятов на водном транспорте (14%), в промышленных котельных (15%) и для отопления в частном секторе (14%), а во Франции значительная часть востребована сельским хозяйством (9%), промышленностью (9%) и автомобильным транспортом.

Почти стабильным в конце рассматриваемого периода остаётся использование в Европе бензина. Оно увеличилось со 174 до 190 млн т в год (основной его прирост произошёл до 1990 года и остаётся теперь на этом уровне).

Иную тенденцию мы видим в использовании мазута. После энергетических кризисов 70-80-х годов XX века в целях поддержания энергетической безопасности Европы, которая практически полностью зависела от поставок нефти из геополитически нестабильного региона - Персидского залива, в электроэнергетике мазут стал частично заменяться углём и газом. В связи с этим с начала 1980-х годов потребление этого нефтепродукта сократилось с 139 до 96 млн т. Кроме того, происходило увеличение глубины переработки нефти с возрастанием доли вторичных процессов (каталитический крекинг и др.), а также ужесточение экологических норм.

Наиболее высока доля применения мазута в странах Южной Европы, что обусловлено тем, что на средиземноморском рынке цены на него самые низкие, концентрация же поставок из зоны Персидского залива, Африки, а также России наиболее высока. Кроме того, в Южной Европе располагаются избыточные мощности по первичной переработке нефти, часть которых имеет не очень высокий технологический уровень, поэтому выход тяжелых фракций на них выше среднеевропейского показателя. Высокие среднегодовые температуры здешних мест также благоприятствуют использованию мазута в структуре котельно-печного топлива, его хранению и транспортировке.

Наоборот, в регионе Северо-Западной Европы доля потребления этого нефтепродукта самая низкая на континенте, цены же самые высокие в мире. На ситуацию влияет преобладание в тепло- и электроэнергетике генерирующих мощностей, основанных на использовании ядерного топлива, газа, средних дистиллятов, а также угля.

В Скандинавских странах - Норвегии, Швеции, Финляндии, а также в Дании наблюдается средний уровень использования мазута (в пределах 15-20% от объёма всех нефтепродуктов). В Восточной Европе доля его потребления в общем объёме использования нефтепродуктов весьма высока: от 37-40% в Латвии, Литве и Эстонии до 18-15% в Польше и Чехии. Причины здесь, в частности, в низком технологическом уровне энергетики и невысокой степени переработки нефти в этих странах.

При больших масштабах использования нефти Европой она не обеспечивает свои потребности собственными ресурсами. В 2002 году здесь было добыто 319 млн тонн нефти, что составляет около 9% от общемирового уровня. Главные поставщики сырья: Норвегия - 49%, Великобритания - 36%, Дания - 5%, Румыния - 2%, Италия - 1,7%. Все остальные страны - менее 5%. Крупномасштабная добыча нефти в Европе началась не так давно - в начале 1970-х годов с освоения месторождений шельфа Северного моря. Этому активно способствовали нефтяные кризисы 1970-1980-х годов, когда для обеспечения энергетической безопасности и удовлетворения растущего спроса на нефть развитые страны пошли на интенсификацию геологоразведочных работ в новых нефтегазоносных регионах, в том числе в Северном море. Основной рост добычи происходил до начала 1980-х годов в британском секторе Северного моря, с конца 1970-х и начала 1980-х годов - в норвежском секторе. По этой причине наибольший рывок в увеличении объёмов извлекаемого сырья в Европе произошёл до 1987 года (с 168 до 219 млн тонн). В 1987-1990 годах имел место небольшой спад, вызванный выбытием из эксплуатации ряда месторождений в Великобритании. В дальнейшем при опережающем росте добычи нефти в Норвегии общеевропейский показатель увеличился к 1997 году до 327 млн т с последующей стабилизацией к 2002 году в диапазоне 327-319 млн тонн. Ожидаемый уровень в 2004 году - более 315 млн тонн.

Как видно из приведённых цифр, добыча "жидкого золота" обеспечивает только половину сегодняшних потребностей континента. Вторая половина, естественно, покрывается за счёт импорта из других стран, в том числе из России и СНГ.

Взгляд в завтрашний день

Каковы перспективы развития "нефтяной ситуации" на европейском континенте?

По данным EIA1, потребление нефти и нефтепродуктов в Европе возрастёт к 2010 году до 819 млн т, а к 2020-му - до 843. По оценкам Европейской комиссии2, предполагающим дальнейшее увеличение использования энергосберегающих технологий, альтернативных видов энергии, экономии ГСМ на транспорте и т. д., расход нефти в Европе будет снижаться к 2010 году до 743 млн т, к 2020-му - до 726, а к 2030-му - до 710. Более низкие показатели обусловлены ещё и тем, что в прогноз Green Paper были включены не все страны Европы, а только ЕС-30 (старые члены Европейского союза; страны, принимаемые в ЕС в 2004-2007 годах, плюс Норвегия и Швейцария) без учёта ряда Балканских государств и Турции, где ожидается быстрый рост использования нефти.

По расчётам сибирских учёных из Института геологии нефти и газа, потребление нефти и нефтепродуктов в Европе к 2010 году увеличится до 788 млн т, к 2020-му - до 825, к 2030-му - до 872. Прирост в 2010 году по отношению к 2003 году составит более 48 млн т, в 2020-м - 140, в 2030-м - 254. Ожидается, что максимальный прирост произойдёт в странах Восточной Европы: в Польше - на 17 млн т, Румынии - на 13, Венгрии - на 11 млн т. Это связано с вхождением восточноевропейских стран в ЕС, что приведёт к постепенному выравниванию уровня их душевого потребления нефти и нефтепродуктов (сейчас он в три - пять раз ниже, чем в ЕС).

В странах Южной Европы (Испания, Италия, Португалия) в результате вытеснения мазута из топливно-экономического баланса будет происходить замедление потребления нефти. К 2030 году объём её использования по отношению к 2003 году снизится в Испании примерно на 8 млн т, в Италии - на 2 млн т. Эта тенденция ранее имела место в Северной Европе. В последнее десятилетие удельное (на душу населения) потребление нефти здесь стабилизировалось.

В какой степени предполагаемые будущие потребности в углеводородах покроет собственная добыча на континенте? Обратимся снова к прогнозам специалистов двух сторон.

1 Energy Information Administration, 2003, USA.

2 Green Paper. Towards а European strategy for the security of energy supply. Brussels. 2000.

Согласно Е1А, добыча нефти в Европе будет возрастать до 2005 года и достигнет 345 млн т с последующим плавным понижением к 2010 году до 340 млн, к 2020 - до 312 млн т. По оценкам всё той же комиссии (применительно к странам, входящим в ЕС-30), основанным только на существующей ресурсной базе (доказанные и вероятные запасы), добыча в регионе останется относительно стабильной до 2010 года и составит 314 млн т., после чего произойдёт резкое её падение к 2020 году до 158 и к 2030-му - до 23 млн тонн.

Согласно прогнозу ИГНГ СО РАН, добыча нефти в Европе будет снижаться, но менее интенсивно после 2010 года, чем в прогнозе Европейской комиссии. Предполагается возможность увеличения сырьевой базы в Норвежском море, где в последние годы выявлен ряд перспективных на нефтегазоносность структур. В некоторых из них уже открыты такие крупные месторождения, как Norn и др. Этот показатель в 2010 году может составить 293 млн т, в 2020-м - 211 млн т, в 2030-м - 112 млн тонн.

За последние десятилетия основной прирост добычи нефти в Европе обеспечивался главным образом за счёт Норвегии, что было обусловлено запасами норвежского сектора моря. Ожидалось, что эта тенденция сохранится до 2030 года. Учитывая ввод в разработку новых крупных месторождений в Северном и Норвежском морях - Balder и Jotun (разрабатываемых американской компанией Exxon/Mobil), Visund и Troll (оператор норвежская компания Norsk Hydro), а также планы по разработке новых блоков - Fram West, Gran и др., добыча в Норвегии возрастет к 2010 году до 170 млн тонн. Тем не менее исходя из существующей сырьевой базы даже с учётом открытия новых месторождений добыча к 2020 году снизится до 135 млн т, к 2030-му - до 100.

Уровень добычи другого крупного поставщика углеводородного сырья -Великобритании за эти годы также существенно колебался. С 1994 года он стабилизировался в пределах 127-130 млн т, в 1999-м возрос до 137, но в 2001 добыча упала до отметки 116 млн т, что отражает исчерпание запасов, ухудшение горно-геологических условий на месторождениях. Ожидается, что тенденция к падению добычи нефти в британском секторе Северного моря сохранится: в 2010 году уже 103 млн т, в 2020-м - 91, в 2030-м - 55 млн т. В датском же секторе добыча в период 1989-2003 годов имела устойчивую тенденцию к росту, что объясняется успешным проведением геолого-разведочных работ и вводом в разработку ряда крупных месторождений, а также расширением инфраструктуры транспорта нефти. Возросшие почти в два раза за этот период запасы в датском секторе Северного моря позволяют считать, что здесь добыча в 2010 году составит 21 млн т, в 2020-м - 15 млн, в 2030-м - 10 млн т.

В целом с учётом прогнозируемого ИГНГ СО РАН уровня добычи и потребления нетто-импорт нефти и нефтепродуктов Европой возрастёт к 2010 году до 487 млн тонн, к 2020-му - до 607 млн, к 2030-му - до 727 млн, то есть прирост на эти даты по отношению к 2003 году составит соответственно около 50, 170 и 291 млн тонн.

Экспортная стратегия России на европейском рынке

Россия - второй (после Ближнего Востока) крупнейший поставщик нефти на европейский рынок, а европейский рынок - главное экспортное направление российской нефти. Основной сырьевой базой для этих поставок служат месторождения Западной Сибири. Остальная нефть поступает из европейской части страны (Тимано-Печорский, Волго-Уральский нефтегазовые бассейны). В 2002 году экспорт нефти на европейский рынок (без учёта поставок в СНГ) превысил 144 млн тонн, что составило 78% всего объёма, экспортируемого из РФ. Основное количество нефти транспортировалось танкерным флотом - около 70 млн тонн. Почти 50 млн т доставляется через черноморские морские терминалы в Новороссийске, Одессе и Туапсе. Остальная часть - по Балтийскому морю через терминалы в Бутинге (Литва) и Приморске. Значительное количество (57,4 млн т) поставляется по нефтепроводу "Дружба" протяжённостью 5,5 тыс. км в Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и страны бывшей Югославии. Кроме того, по железной дороге около 15 млн т нефти поступает в Финляндию, Польшу, Румынию и Эстонию.

Из 73,5 млн т экспортируемых Россией нефтепродуктов в Европу направляется около 60. В их структуре доминируют мазут (86%) и дизельное топливо (79%). Основной способ поставок - железнодорожные перевозки (42%), а также через терминалы на Чёрном и Балтийских морях.

Среди стран СНГ одним из наиболее значительных поставщиков нефти на мировой рынок и прежде всего в Европу является Казахстан. В 2002 году там было добыто около 47 млн тонн нефти, из которых экспортировано около 40. Основная её часть поставлялась транзитом через территорию РФ по трубопроводам Атырау - Самара, Махачкала - Новороссийск, Актау - Баку - Батуми. Меньшая часть прокачивается на российские перерабатывающие предприятия (Оренбургский и Орский нефтеперерабатывающие заводы), а также в Неку и Энзели и далее по схеме замещения на заводы Ирана.

Существенный объём нефти поступает в Европу из Азербайджана -11,7 млн тонн в 2002 году и из Туркменистана - 6,4 млн тонн.

В связи с открытием значительных запасов нефти на шельфе Каспийского моря, прежде всего в Казахстане и Азербайджане, и началом их крупномасштабной разработки Каспийский регион имеет хорошие шансы приобрести важную роль в увеличении нефтяного потока из СНГ в Европу. Но как бы ни был велик этот поток, именно российские поставки на европейский континент сегодня во многом помогают удержаться на плаву его экономике, давая ей возможность успешно развиваться. Поэтому представляется, что происходящее сейчас дальнейшее укрепление плодотворных связей Европа - Россия отвечает интересам обеих сторон, гарантируя перспективу экономического сотрудничества.

В сложившихся условиях экспортная стратегия России на европейском рынке предусматривает поддержание и усиление своих торговых позиций за счёт замещения падающей добычи в Северном море. Согласно "Энергетической стратегии России до 2020 года" Западная Сибирь останется основным нефтегазоносным регионом и источником снабжения нефтью Европы при одновременном росте добычи и экспорта из европейской части России. При разных вариантах развития нефтяной промышленности - умеренном и критическом - экспорт нефти в Европу поднимется в ближайшие годы до 222 млн т (умеренный вариант) или до 205 млн (критический вариант). В то же время не следует забывать напоминание учёных о том, что доказанных запасов нефти России хватит менее чем на 22 года1.

Пока же для обеспечения и увеличения экспортных возможностей предполагается расширение пропускной способности ряда существующих маршрутов, а также строительство новых трубопроводов и терминалов. Приоритетным становится наращивание пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС) и терминала в г. Приморске (в марте 2004 г. планируется расширить пропускную способность БТС до 42 млн т). В перспективе ожидается увеличение прокачки нефти через Балтийскую трубопроводную систему до 62 млн т. Кроме этого, в ближайшее время предполагается повысить мощности терминалов в Новороссийске на 3 млн т и в Бутинге на 6 млн тонн.

В развитии экспортной инфраструктуры важную роль должна сыграть интеграция трубопроводных систем Центральной и Восточной Европы. Первоочередным проектом является объединение двух систем "Дружба" и "Адрия" в целях поэтапного (5 - 10 - 15 млн т в год) увеличения экспорта из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в п. Омишаль (Хорватия). Более отдалённый по времени проект в этом регионе нацелен на обход турецких проливов. Это строительство нефтепровода Бургас (Болгария) - Александрополис (Греция), который свяжет побережье Чёрного и Эгейского морей. Однако между государствами, по территории которых будет проходить проектируемый нефтепровод, нет ещё окончательной договорённости по поводу отвода земель и долей участия в проекте. Предполагаемая же его пропускная способность может составить 35 млн тонн.

Реальную перспективу имеют проекты создания в Европе системы перемычек, которая позволит увеличить экспорт нефти (на 5-10 млн т) и поможет решить проблему соединения трубопроводов России, Восточной, Центральной и Западной Европы. В первую очередь это реверсирование нефтепровода Ин-гольштадт - Чехия, далее - соединение "Адрии" с нефтепроводом на Триест для поставок не только в Центральную, но и в Западную Европу, в том числе на юг Франции. Рассматривается также возможность строительства 60-километровой перемычки между Словакией и Австрией и соединение германского НПЗ Лейна с районом Франкфурта-на-Майне.

1 Россия в глобальной политике, т. 2, № 2, март-апрель 2004. С. 82.

Ряд планов связан с расширением инфраструктуры экспорта нефтепродуктов, что позволит вывести магистральные продуктопроводы на побережье Балтийского и Чёрного морей, а это даст возможность снизить зависимость российского экспорта нефтепродуктов от сопредельных стран, повысить коммерческую эффективность поставок. В настоящее время завершаются работы по сооружению нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск. В дальнейшем предполагается строительство такой магистрали в южном направлении по маршруту Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск.

Осуществляя общее расширение системы экспортных нефтепроводов, Россия, конечно, не может не учитывать перспективу значительного увеличения (до 200-210 млн т) добычи нефти в Каспийском регионе и соответственно необходимость усиления инфраструктуры её транзита из стран СНГ через территорию Российской Федерации. Поэтому она считает необходимым, во-первых, повышение транзитной способности направления Атырау - Самара (до 25 -30 млн т в год) и наращивание мощности нефтеналивного терминала "Шесха-рис" в Новороссийске, а также увеличение протяжённости трубопроводов ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум" до 67 млн т в год (строительство второй нитки).

* * *

В целом, если суммировать основные составляющие экспортной стратегии России на европейском рынке нефти и нефтепродуктов, то они, по нашему мнению, сводятся к следующему: поддержание и усиление торговых позиций в регионе; переориентация части нефтепотоков из стран Южной Европы на североевропейский рынок; интеграция российской и европейской нефтепроводных систем; максимальное наращивание транзита нефти из стран Каспийского региона.

Что касается экспорта нефтепродуктов, то в этой области целесообразно увеличение качественных поставок, в особенности на наиболее перспективный рынок средних дистиллятов. Одновременно следует максимально сократить экспорт "полупродуктов" (низкокачественного дизельного топлива и прямогон-ного мазута). При этом надо учитывать, что поставки в Европу коммерчески наиболее эффективны при небольшом плече транспортировки (Киришский, Ярославский, Рязанский, Туапсинский и Волгоградский НПЗ и др.). В то же время для повышения надёжности сбыта нефти и нефтепродуктов необходимо приобретение российскими нефтяными компаниями перерабатывающих и сбытовых активов в европейских странах.

Во всём этом, как представляется, - залог успеха торгово-экономической деятельности России в ближайшей перспективе в сфере, имеющей огромную значимость для страны и для укрепления её связей с Европой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.