АРГУМЕНТЫ СТАТИСТИКИ
Наталья ГОВОРОВА
ЕВРОПА БЕЗ БЕЗРАБОТНЫХ?
К подобной постановке вопроса Западная Европа шла долгим путем, прежде чем на саммите в Барселоне в марте нынешнего года главы государств и правительств стран Европейского Союза приняли внушительный пакет мер, направленных на проведение структурных реформ в экономике. Фактически сенсацией стало провозглашение в качестве главной цели социально-экономической политики ЕС достижение полной занятости трудоспособного населения к концу первого десятилетия ХХ! века, а это ни много ни мало, создание 20 млн. новых рабочих мест. Более того, принятая программа ориентирована в целом на превращение Европы в одно из самых открытых, динамичных и конкурентоспособных пространств в мире.
Задача, прямо скажем, грандиозная, и ее решение в зоне ЕС всего за 7-8 лет представляется достаточно проблематичным, если учесть крайне неблагоприятную ситуацию с занятостью в мире вообще и отсутствие значительных результатов в Европе, несмотря на многочисленные и разнообразные усилия в этом направлении. Чтобы уяснить положение дел в этой сфере, обратимся к некоторым цифрам и фактам. По данным Европейской Комиссии, в среднем по 15 странам, входящим в ЕС, уровень безработицы практически не изменился с 1985-го по 1999 год (соответственно 9,9 и 9,2%). Долговременная безработица за тот же период менялась в пределах 4-5% от численности рабочей силы. Незанятость молодежи в возрасте 15-24 лет составляет более 10% от всего населения. В странах ЕС на рубеже столетий зарегистрировано более 16 млн безработных, но есть основания утверждать, что их количество еще больше, так как значительное число "отчаявшихся" людей, которые уже оставили попытки найти работу и вынужденно занятых только часть рабочего дня, значительно увеличивают эту цифру. И хотя в последние несколько лет в Западной Европе отмечались позитивные сдвиги в области занятости, показатель безработицы в 2000 году составлял 9,1% в среднем по зоне ЕВРО, 8,3% - в Европейском Союзе. Ее уровень был самым высоким в Испании (14,1%), Италии (10,5%) и Германии (9,5%). В 2001 году он составлял в Германии - 7,5% (прогноз на 2002-2003 гг. - 8,0-8,1%), Франции - 8,9% (прогноз - 9,39,4%), Италии -10%, Испании - 13,3% (прогноз - 13,0-13,7%)1.
Говорова Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра международных социально-экономических сопоставлений Института Европы РАН
© 2002
Особо тяжелым аспектом безработицы является ее застойная форма. В среднем по ЕС в 1999 году она составила 4,3% от численности рабочей силы (от 7,4% в Испании до 1% в
1 OECD Economic Outlook, Volume 2001/2, №70, December. Р. 59, 63, 67, 117.
Дании). Большей частью долговременная безработица характерна для тех стран, где некоторые отрасли промышленности, сконцентрированные в конкретных географических районах, сворачивают масштабы своей деятельности. В результате без работы остается много относительно немобильных, квалифицированных и неквалифицированных работников среднего и пожилого возраста.
Трудоспособное население стран ЕС более всего страдает от структурной составляющей безработицы, корни которой - в падении спроса на традиционные специальности и в наличии неквалифицированного труда. Это влечет за собой большой риск длительной незанятости для работников с низкой квалификацией и недостаточным уровнем образования.
Острой проблемой по-прежнему остается предоставление работы молодым людям, не имеющим профессиональных навыков. Проблема существует, несмотря на наличие множества программ, призванных обеспечить ее решение.
Высокая безработица приводит к смещению соотношения сил в пользу работодателей, что сказывается не только на распределении функционального дохода, но и на условиях труда и жизни большей части населения. Речь идет об увеличении продолжительности рабочего дня, возрастании стрессовых нагрузок и других подобных факторов.
Весьма осложняет ситуацию на рынке труда все более широкое использование иммигрантов, а также нелегальной рабочей силы, в которой предприниматели видят в этом определенные преимущества. Иностранная рабочая сила получает меньшую зарплату, обеспечивает более высокий уровень рентабельности, не просит социальных гарантий и менее склонна участвовать в забастовках.
Сложный и многоплановый характер безработицы заставляет различные страны применять меры социальной защиты людей. Например, в Финляндии увольняемые работники благодаря развитой системе социального обеспечения получают компенсацию за утрату своего дохода, а государственные службы занятости решают проблемы их нового трудоустройства. В этой стране высокие расходы на социальное обеспечение, вопреки расхожему мнению, не сказываются отрицательно на гибкости и адаптации трудовых ресурсов, а содействуют экономическому развитию и улучшению положения в сфере занятости (уровень безработицы упал там с 18% в 1994 г. до 9,2% в начале 2001 г.).
В Дании используется система выплаты долгосрочных пособий по безработице с высоким размером замещающего дохода. Уровень безработицы, особенно длительной, остается сравнительно низким (соответственно 5% и 1% от численности рабочей силы), поскольку, как и в Финляндии, вместе с выплатой пособий в стране проводятся эффективные меры по содействию людям в поисках работы.
В Нидерландах, благодаря социальному диалогу, найдены компромиссы в области сдерживания роста заработной платы, гибких режимов работы и расширения сферы охвата социальными пособиями. Интеграционная политика на рынке труда привела к увеличению занятости. В 2000 году она выросла почти на 3%:.
Общей чертой опыта этих стран является поиск сбалансированности интересов тех, кто страдает в ходе структурных преобразований, и тех, кто стремится к росту производительности и новаторским подходам. Правительства сумели реализовать принципы, обеспечивающие такую политику на рынке труда, которая не противопоставляет стабильность занятости ее гибкости.
1 Employment in Europe 2000, European Commission, 2000 № 5. Р. 87, 95, 98.
Радикальным средством избавления от безработицы выступает, конечно, экономический рост. А поскольку между ним и параметрами занятости существует прямая связь, то качественный экономический рост способен генерировать занятость и снижать уровень безработицы, правда, при условии, что макроэкономическая политика будет благоприятствовать расширению внутреннего спроса, в особенности увеличению инвестиций в основной капитал. Уверенность в надежном росте объема производства создает благоприятный цикл для инвестиций и повышения производительности, влечет за собой рост реальной заработной платы, прибылей и занятости.
Сегодня факторы экономического роста в ЕС представляются благоприятными, хотя в зоне евро реальный валовой продукт (ВВП), согласно нынешним прогнозам, должен был вырасти примерно на 2,5% в 2001 году по сравнению с 3,4% в 1999-м. Этот прогноз на 0,5 процентного пункта ниже по сравнению с оценками конца прошлого года. Ожидаемые показатели экономического роста являются примерно одинаковыми и для зоны евро, и для ЕС, и для всей Западной Европы1.
Парадокс ситуации, однако, заключается в том, что в странах ЕС увеличение производительности труда, важнейшей составляющей экономического роста, приводит только к повышению заработной платы работающих лиц, в противовес инвестициям и расширению предложения рабочих мест для безработных. Причина здесь такова, что западноевропейским рынкам труда недостает гибкости, поскольку в Европе существует множество систем социальной защиты и различные институциональные механизмы - о чем говорилось выше -которые часто препятствуют осуществлению необходимых корректировок, учитывающих многочисленные рыночные факторы и изменения в мировой экономике. Ряд исследователей, однако, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, во-первых, ЕС нельзя рассматривать в качестве однородной зоны, т.к. в некоторых странах (Финляндия, Португалия, Дания, Нидерланды и Ирландия) во второй половине 90-х годов наблюдались гораздо лучшие показатели занятости по сравнению с ЕС в целом. Во-вторых, что институциональные механизмы регулирования рынка труда должны быть разнообразными. В-третьих, выгоды от повышения производительности труда, получаемые занятыми работниками в форме более высокой заработной платы, могут послужить не только в ущерб безработным и инвестициям. Они увеличивают трансферт между поколениями в виде больших отчислений в государственные и негосударственные пенсионные фонды. Выгодами же от более высокой производительности труда пользуются все потребители в форме снижения цен или менее значительного их повышения. Таким образом, многие социальные программы и законодательные положения, принятые правительствами стран ЕС в последнее десятилетие, являются ответной реакцией на высокую безработицу и представляют собой попытку компенсировать издержки макроэкономической политики.
Действенный способ расширить возможности трудоспособного населения стран ЕС в сфере занятости состоит в том, чтобы заставить предприятия конкурировать между собой за услуги работников. Без давления в виде растущей занятости, работодатели неохотно идут на уступки и всячески сопротивляются принятию более гибких положений, касающихся продолжительности рабочего времени и отдыха и облегчения условий труда, то есть в целом созданию более цивилизованных условий работы. Одновременно рынки труда с высоким спросом на рабочую силу будут стимулировать предприятия к увеличению инвестиций в основной капитал, к организации подготовки не только своего персонала, но и безработных молодых людей.
'The Economic Commission for Europe (ECE) economies in spring 2001: the current situation and selected policy issues, Economic and Social Council. Р. 2, 3.
Все возрастающая потребность в квалифицированной рабочей силе в регионе ЕС является результатом глобализации мировой экономики. Последняя, в свою очередь, влечет за собой усиление конкуренции и внедрение новых форм организации труда. Производительность труда в странах Евросоюза все больше и решительнее зависит от разработки и внедрения передовых технологий и роста квалификации рабочей силы.
Перед лицом конкурентного давления страны вынуждены вкладывать средства в обучение рабочей силы и целенаправленное изменение ее структуры. Но могут ли образование и профессиональное обучение влиять на увеличение занятости, или же их влияние ведет к простой "перетасовке колоды" между безработными и уже занятыми? Высокий уровень безработицы, конечно, можно объяснить, в том числе и недостаточной квалификацией, но резкого ее снижения, скорее всего, не будет даже при должной квалификации рабочей силы. Тем не менее целенаправленные капиталовложения в образование и профессиональное обучение могут дать национальной экономике возможность прямого прироста продуктивных рабочих мест, способствовать привлечению внутренних и иностранных инвестиций, стимулирующих качественный экономический рост и создание, в свою очередь, новых рабочих мест. При любых условиях доступность в получении лучше обученной рабочей силы сможет усилить конкурентоспособность, обеспечить выгодное сочетание человеческого и физического капитала и облегчить процесс приспособляемости отдельного предприятия к вызовам современного производства.
Подтверждением этого является тот факт, что практически во всех странах ЕС растет сейчас спрос на специалистов и инженерно-технических работников, так как их аналитические способности, познавательные и поведенческие навыки позволяют им легче адаптироваться к самой сложной технологии. Однако даже внутри этой высококвалифицированной категории просматривается усиление тенденции к востребованности работников, владеющих несколькими специальностями, сочетающих специализированную профессиональную подготовку с навыками предпринимательской и управленческой работы.
Стремительность распространения новых информационных и коммуникационных технологий меняет и само понятие "рабочее место". Как свидетельствуют результаты проведенных в последнее время многочисленных исследований, наиболее радикальным достижением в этой области стало рождение "виртуального рабочего места", аккумулирующего в себе высокотехнологичную информационную и наукоемкую организационную культуру, снимающую необходимость непосредственного физического контакта при осуществлении производственной деятельности.
В странах ЕС наибольший рост занятости высококвалифицированных работников отмечается в индустрии информационных и коммуникационных технологий. Начиная с 80-х годов темпы роста занятости в этой группе были одними из самых высоких в Евросоюзе. Внедрение таких технологий в секторе услуг - финансах и транспорте - значительно увеличило спрос на высококвалифицированных служащих. В сфере высоких технологий в странах ЕС в 1999 году работало почти 6 млн человек, что составляет 4% от общей занятости в регионе. Наибольшая доля занятости в высокотехнологичной индустрии отмечается в Ирландии (7,1%), Финляндии, Швеции (по 5,4%) и Великобритании (5%)\
Как видим, ситуация в сфере занятости в странах ЕС неоднозначна и неоднородна. Справиться с ней будет, безусловно, непросто, хотя это не означает, что невозможно. Представляется, что принятый в Барселоне руководителями Евросоюза пакет мер достаточно
1 World Employment Report 2001: Life at work in the information economy, ILO, Geneva 2001. Р. 118.
адекватно оценивает положение дел, поскольку предполагает сделать более гибким рынок труда, повысить его мобильность, осуществить ряд конкретных шагов по увеличению занятости женщин и молодежи. Принято решение повысить средний пенсионный возраст с 58 до 63 лет (что продлит период занятости и увеличит страховые отчисления), обеспечить местами в дошкольных учреждениях детей 90% матерей, постепенно приводить к единым стандартам профессиональную подготовку, чтобы дать возможность трудоустройства квалифицированным рабочим в соседних странах.
В числе планируемых мер Евросоюзу, конечно, необходимо будет учесть и проблему расширения ЕС на восток. Ситуацию на рынке труда в странах ЦВЕ трудно назвать благополучной. Хотя, по мнению экспертов МВФ, Латвия еще в 1995 году завершила 80% структурных реформ в экономике, а Венгрия, Польша, Чехия и Эстония - 90%:, их стремление стать членами Евросоюза прибавит последнему более 4 млн безработных. Структура занятости в этих странах тоже оставляет желать лучшего, за исключением Чешской Республики и Венгрии, где на сегодняшний день и структура занятости, и уровень безработицы приближаются к западноевропейскому.
* * *
Итак, современный уровень экономики стран ЕС требует перехода на более высокую технологическую ступень, чтобы это послужило максимальному развитию и использованию всех, включая и трудовые, ресурсов экономики. В свою очередь, для этого необходимы и большие денежные вложения в исследования и научные разработки, перестройка не только в экономике, но и в сознании миллионов людей. Именно поэтому вопросы, связанные с рынком труда и занятостью, нуждаются в непрерывной корректировке. Политика на рынке труда сама по себе не может существенно увеличить занятость или ликвидировать безработицу. Однако она способна сыграть важную роль в уменьшении напряженности на рынке труда и в социальной сфере, стимулируя создание рабочих мест и самозанятость безработных, делая акцент на трудно поддающихся решению проблемах социальной изоляции, качества рабочих мест и стабильности.
1 Финансы & развитие. Публикация МВФ, июнь 2001. С. 32.