Научная статья на тему 'Евроинтеграция: возможны варианты'

Евроинтеграция: возможны варианты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТАМОЖЕНЫЙ СОЮЗ / СНГ / ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунтиян В. И.

В статье автор раскрывает предложения относительно перспектив интеграции Украины в Таможенный союз, в частности в рамках ЕврАзЭс. Проведен детальный анализ социально- экономической ситуации в странах СНГ и Европейского Союза, дана оценка потенциальных рисков украинской экономики в результате интеграции с ЕС. Раскрываются стратегические приоритеты двухсторонних украинско-российских отношений, описываются факторы влияния украинских предприятий на модернизацию и обновление российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евроинтеграция: возможны варианты»

Евроинтеграция: возможны варианты

Предложения Минэкономики Украины относительно стратегии развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

В статье автор раскрывает предложения относительно перспектив интеграции Украины в Таможенный союз, в частности в рамках ЕврАзЭс. Проведен детальный анализ социальноэкономической ситуации в странах СНГ и Европейского Союза, дана оценка потенциальных рисков украинской экономики в результате интеграции с ЕС. Раскрываются стратегические приоритеты двухсторонних украинско-российских отношений, описываются факторы влияния украинских предприятий на модернизацию и обновление российской экономики.

Ключевые слова: интеграция, кооперация, инновация, модернизация, трансформация, Таможеный союз, СНГ, ЕС

Приоритет Правительства Украины — развитие поэтапной углубленной интеграции Украины с ТС — по своей сути является стратегическим — и в условиях мирового финансово-экономического кризиса, глобализации мировой экономики, геополитической и геоэкономической ситуации в мире — единственно правильным.

Однако, при варианте, если на первом этапе предлагается создание зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ, а лишь на втором — ЗСТ ТС, то ведь члены ТС одновременно являются членами СНГ и поэтому, после завершения переговорного процесса о ЗСТ СНГ, который длится уже 3 года, приступать к переговорам о том же предмете, с теми же участниками — только в более узком формате, нелогично — и Украина добровольно лишит себя тех достижений и преимуществ, которые достигнуты со странами СНГ. И главное — вариант не учитывает мировую конъюнктуру, продолжение финансово-экономического кризиса, тенденции процессов глобализации, регионализации и хаотизации, а самое главное — реальное экономическое и финансовое положение государства, а также обеспечение экономической безопасности Украины.

Ведь физический износ основных производственных фондов на 26% превысил пороговое значение. Уровень ВВП составляет лишь 65,9% от уровня 1990 г. По данным платежного баланса за 2010 г. отрицательное сальдо составило — $3850 млн. Негативная тенденция продолжается — за первый квартал 2011 г. отрицательное сальдо составило $1202 млн. Объем инвестиций в основной капитал за 2010 г. к предыдущему году со-

В. И. Мунтиян,

д. э. н., профессор, Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, государствами - участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями, член-корреспондент НАН Украины e-mail: [email protected]

ставил 11,8%, тогда как в 2007 г. — 36,7%, а за I квартал 2011 г. — лишь 1,9%. Общая сумма государственного гарантированного долга — $56,4 млрд. Задолженность по заработной плате — 1,324 млн грн.

Не ликвидирован ряд структурных диспропорций в экономике Украины, отсутствуют реальные источники для проведения модернизации экономики и построения инновационной модели развития. По индексу глобальной конкурентоспособности Украина занимает 89-е место в мире. Низка платежеспособность населения, сложная ситуация в банковском секторе. Поэтому рекомендации должны учитывать реалии настоящего и подкрепляться соответствующими ресурсами.

Поэтому недопустимо не учитывать вариант, который предусматривает интеграцию в ТС с перспективой вступления в ЕС. Ведь именно при нем РФ и страны ТС были готовы предоставить соответствующие преференции по требованию украинской стороны о выравнивании стартовых позиций.

Предложения России по необходимым Украине компенсационным затратам, которые должна осуществить РФ для обеспечения равных возможностей Украины с целью углубления экономической интеграции через вступление в ТС заключаются в следующем:

1. Отмена экспортных пошлин на нефть — $3 млрд в год.

2. Отмена экспортных пошлин на нефтепродукты — $490 млн в год.

3. Снижение цен на газ до уровня российских внутренних цен — $4,6 млрд в год.

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

4. Отмена действующих в двусторонней торговле российских защитных мер приведет к увеличению украинского экспорта в РФ как минимум на $670 млн в год.

5. Компенсация Украине за возможные санкции со стороны ВТО — $1,9 млрд.

Необходимо заметить, что цифра в $7 млрд, которую якобы могут выставить страны - члены ВТО за то, что Украина условно нарушит свои обязательства, а также то, что ее могут исключить из ВТО, не имеет ни расчетов, ни юридических оснований.

Отсюда, с точки зрения атвора, поэтапная интеграция Украины в ТС должна состоять из двух этапов, на что должна быть политическая воля и осуществлены внутригосударственные процедуры:

1. Подписание Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 10.10.2000 г.

2. Подписание Соглашения присоединения Украины к ТС в рамках ЕврАзЭС.

После осуществления этих этапов может быть осуществлен процесс экономической интеграции ТС с Европейским Союзом (ЕС).

Исследуя проблемы глобализации экономики, исходя из тенденций развития геополитики и геоэкономики в мире, можно сделать вывод, что Российская Федерация увеличивает свою прочность и значение в мирохозяйственной системе. Так, она уже на сегодня является членом 0-8 и заняла в нем 6-е место по паритету покупательной способности (ППС).

Россия является активным участником 0-20 — стран, которые производят 80% мирового ВВП. Кроме того, она является членом АТЭС — стран, которые производят 2/3 ВВП мира и в следующем, 2012 г., она будет председательствующей в этой организации.

Российская Федерация является активным членом и БРИКС. Через 10 лет объем ВВП этих стран будет вдвое превышать ВВП США. Из пяти стран - членов БРИКС в рейтинге ВВП по ППС Россия занимает 3-е место.

Она также входит в Е-7 (страны, которые быстро развиваются — Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Турция). По результатам прогнозов на основе базового сценария к 2050 г. экономика стран Е-7 будет на 64% больше, чем текущий масштаб экономик 0-7 в долларовом выражении по рыночным обменным курсам (РОК) и в 2 раза превысит по ППС. Внешнеторговый оборот РФ в I квартале текущего года вырос на 129,9%, а с Украиной — на 170,3%, а экспорт — на 126,4%, тогда как из Украины — на 177,2%. Более высоких темпов роста внешнеторгового оборота в России нет ни с одной другой страной мира.

Удельный вес Украины во внешнеторговом обороте России за I квартал текущего года составил 7,2%, а за 4 месяца — 7,4%, что составляет 4-е место после Китая — 10,4%, Нидерландов — 8,3%, Германии — 8,2%.

Кроме того, это составляет 44% от общего объема товарооборота России со всеми странами СНГ и 86% со странами ЕврАзЭС. Украина также имеет положительную динамику и высокие темпы роста.

По прогнозам английских ученых, экономика Российской Федерации будет расти меньшими темпами

из-за сокращения доли работоспособного населения, но вместе с тем ее ВВП превысит ВВП Германии и Великобритании по рыночным обменным курсам и по ППС.

Таким образом, анализ института стратегических исследований в плане того, что Россия не имеет перспектив, исходя из геополитических прогнозов, под собой не имеет веских оснований как на сегодняшний день, так и на перспективу. Хотя определенные риски все же существуют. Но они в современных условиях имеют отношение не только к России, но и к другим странам. А что касается территории и ресурсного потенциала России, которые крайне важны в условиях развития реальной экономики, то она занимает первое место в мире и равных ей по этим показателям пока не существует.

Страны Европейского Союза также имеют демографические проблемы и проблемы национальных меньшинств, которые для них являются риском не меньшим, чем для Российской Федерации.

Теперь от геополитики к вопросам экономики. Европейский Союз находится в рецессии и на сегодняшний день падение экономики, которое было нанесено финансово-экономическим кризисом, не ликвидировано, а темпы роста ВВП в 1,5 раза ниже порогового значения для экономик стран - членов Союза.

Кроме низких темпов роста огромную опасность для экономик Евросоюза представляют структурные диспропорции. Другими словами, чтобы заявлять о каких-то реформах или выходе из кризиса, необходимо прежде всего ликвидировать системный кризис и предложить принципиально новую модель социальноэкономического развития.

Анализ показывает, что социальные стандарты в странах Европейского Союза значительно выше их реальных финансово-экономических возможностей. А резервов по их покрытию пока не существует. Поэтому искажения структурных диспропорций будут проходить через снижение уровня социальных выплат, а соответственно стандартов, что в свою очередь, приведет к социальному противостоянию и напряженности. Ведь через бюджеты распределяется и так слишком большая доля ВВП, за 2010 г. — 50,4% ВВП, средства на развитие основных фондов при норме не ниже 22-25% составляют 17,4%, тогда как в КНР до 40%, что делает экономику стран Евросоюза неконкурентоспособной.

Что касается финансовой устойчивости, то она сегодня в странах Союза не обеспечена и находится в затяжном системном кризисе. Так, дефициты бюджета (7,4% за 2010 г.) в 2,5 раза выше пороговых значений (3%). Внешний государственный долг при норме не более 60% составляет 85%. Страны Европейского Союза не имеют возможности покрыть как долговые обязательства, так и дефициты бюджетов и на сегодняшний день уже около 30% дефицит покрывается за счет нерезидентов, что является угрозой не только с экономической, но и с политической точки зрения.

Опасность также представляет политика эмиссии Европейского Центрального банка, которая не только не решит существующих проблем, но и обострит их. Ведь это повлечет новый виток инфляции, прежде

всего монетарной. Этот эффект может усилить тот факт, что евро связан с долларом США, а Федеральная резервная система США вышла с предложением в Конгресс дать согласие на проведение третьей волны эмиссии, что лишь усугубит ситуацию. Кроме того, по всем критериям некоторые страны Евросоюза (Греция, Португалия, Ирландия, Испания) находятся не только на стадии дефолта, но и по существу являются банкротами.

Кроме того, уровень безработицы в странах ЕС также превысил пороговое значение и составляет 10%.

Следующим негативным фактором ЕС является отсутствие ресурсов, которые могут обеспечить развитие, в первую очередь — энергоресурсов. Так, собственная добыча нефти составляет 2,3 млн баррелей в день, а потребление 13,4 млн баррелей в день, что почти в 6 раз превышает объемы собственного производства. Не лучше ситуация и с природным газом (178 млрд м3 в год, потребление — 376 млрд м3 в год), т. е. потребление в 2,1 раза превышает производство.

Учитывая общую тенденцию повышения цен на энергоресурсы в мире, полный отказ от ядерной энергетики Германии, частично Франции и некоторых других стран, а также изменение климата, что приведет к похолоданию на европейском континенте, ситуация и дальше будет оставаться сложной.

Исходя из вышеизложенного, надеяться на то, что Евросоюз предоставит Украине реальную помощь инвестициями, инновациями и технологиями, а также предоставит рынок для украинской продукции, не просто маловероятно, но и нереально, поскольку в странах Евросоюза отсутствуют реальный потенциал, возможности и желания, ибо им, прежде всего, нужно себя спасать.

Необходимо также учесть, что страны Европейского Союза не имеют и экономической мотивации вложения инвестиций в Украину. Это объясняется низким инвестиционным рейтингом Украины (В-), отнесением Украины к 18 странам, которым могут объявить дефолт (Украина занимает 6-е место), тяжелым финансово-экономическим состоянием, высоким уровнем внешней задолженности государства, низким уровнем платежеспособности (средний уровень заработной платы в Украине в 2,2 раза ниже, чем в странах СНГ), малым объемом рынка, а также отсутствием энергоресурсов, в которых нуждается экономика Евросоюза и других стран.

Учитывая указанное, проведения переговоров по ускоренной интеграции со странами Европейского Союза, в том числе создание ЗСТ+, откровенно говоря, вызывает беспокойство. Украина с первых дней независимости стремится к интеграции со странами Евросоюза и добровольно выполнила, и выполняет все свои международные обязательства, ведет себя как предсказуемый партнер, даже пошла на такие проекты, которые тяжелы для нее в экономическом плане (закрытие четвертого энергоблока ЧАЭС, ликвидация стратегических ядерных вооружений), и за 20 лет, именно когда Европейский Союз достиг пика своего развития и расширения, Украине в реальном плане практически не было предоставлено необходимой помощи.

Поэтому логичен вопрос, почему в условиях финансово-экономического кризиса вдруг стала необходима ускоренная интеграция в ЕС?! Как эксперт, считаю, что основная причина этого — переложить часть кризисной и долговой нагрузки на экономику нашего государства.

Что касается интеграции со странами СНГ, и в том числе Таможенного союза, то здесь ситуация ни на сегодня, ни на перспективу не представляет для украинской экономики угроз и опасностей, хотя безусловно существуют вызовы и риски, которые Минэкономики учитывало в своих предположениях при проведении расчетов, прогнозов и моделей.

В мире происходят быстрые изменения и в принятии стратегических решений руководство государства однозначно прежде всего должно принимать решения, обеспечивающие суверенитет и безопасность Украины.

При участии в ТС не стоит вопрос о потере независимости и суверенитета, напротив, Украина увеличивает в данной модели свой экономический суверенитет, а также имеет значительно большие шансы — на более взаимовыгодных условиях — интегрироваться в Европейский Союз и другие международные объединения.

Статистические данные на протяжении 20 лет независимости свидетельствуют, что страны СНГ являются крупнейшими торговыми партнерами Украины. Доля украинского экспорта, импорта и товарооборота только с Россией превышает объем всех 27 стран Евросоюза (31,4% с РФ и 28,6% со странами ЕС).

Необходимо также заметить, что неопределенность относительно экономической интеграции Украины приводит к тому, что Украина несет экономические убытки и теряет свой потенциал, а также не может воспользоваться теми преференциями, которые согласны предоставить Россия и другие члены Таможенного союза.

Сегодня Россия не та, что была 20 лет назад. Она, как и другие страны Таможенного союза, взяла курс на инновации и модернизацию национальной экономики. Для примера: сегодня доля шестого технологического уклада в структуре национальной экономики России составляет 1%, тогда как в США — 5%, а в Украине лишь 0,04%. Доля пятого технологического уклада в России — 10%, в Украине — 3%.

Интеграционный процесс Украины со странами Таможенного союза даст ей шанс выровнять свои возможности, не потерять экономический потенциал и строить инновационную модель экономики. Ведь по инновационности Украина занимала по многим ключевым позициям первые места не только среди бывших союзных республик, но и ведущих стран мира. Ожидания того, что страны ЕС будут вкладывать в Украину инвестиции и инновации напрасны — ведь за 20 лет так и не оправдались наши ожидания относительно предоставления необходимой помощи Украине.

Следующий факт, который необходимо учесть — это существование согласованных проектов и программ, которые вызваны глубокой интеграцией Украины со странами Таможенного союза — с одной стороны, а с другой — предоставление инвестиций в

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

виде софинансирования для обеспечения совместного производства, а также рынков для реализации продукции. Для примера — только с Российской Федерацией подготовлены и согласованы проекты по машиностроению, начиная с комплексной программы модернизации тепловозов и заканчивая освоением новых технологий высокоэффективных газотурбинных установок, сельскохозяйственной техники, серийного производства самолетов, ракето- и судостроения, превышающие $5 млрд.

Инвестиции в модернизацию энергокомплекса Украины и обеспечения энергетической безопасности превышают $6 млрд. Более $6 млрд составляют программы по модернизации газотранспортной системы и по возобновновляемым источникам энергии.

Затягивание с интеграцией с ТС — вместо получения крайне необходимых преференций от стран ТС — может привести к потере исторических рынков стран ТС. И эти процессы уже начались.

Так, может начаться процесс вытеснения украинской продукции с внутреннего российского рынка, который происходит на фоне достаточно высокой зависимости Украины от поставок в РФ.

Товарная структура поставок на внутренний рынок РФ с Украины почти полностью соответствует структуре совокупного импорта России.

Необходимо заметить, что Украина еще полностью не устранила те негативные последствия, которые были вызваны решением предыдущего правительства, когда сложилась патовая ситуация, при которой Российская Федерация приняла решение о строительстве обходных газопроводов, а также переход многих производств на замкнутые циклы, которые привели к потере традиционных рынков. И мы можем попасть во вторую волну тех же системных ошибок.

Металлургическая продукция составляет основу экспортной специализации Украины на всех рынках, в том числе — российском, где она занимает важные позиции. В контексте повышения роли украинских предприятий для модернизации и обновления российской экономики локомотивом может стать именно металлургия.

Одновременно в этой сфере также происходит замещение украинских поставщиков. Только за последние четыре-пять лет доля Украины в покрытии импортной емкости внутреннего рынка металлургической отрасли РФ снизилась с 32,1 до 18,4%.

Вместе с тем укрепили позиции на российском рынке украинские производители минерального сырья. Поставки из Украины минеральных продуктов обеспечивают пятую часть импортных потребностей рынка РФ, тогда как недавно не достигали 10%.

Значительные шансы на усиление своей роли в процессе модернизации российской экономики имеют украинские производители машиностроительной продукции, которые на сегодня обеспечивают 5% импортных потребностей РФ в этих товарах. Существует значительный нереализованный потенциал на этом рынке, ведь импортная емкость соответствующего рынка РФ превысила $68 млрд, и это без учета дополнительных потребностей неотложной модернизации секторов российской экономики.

Ключевым аспектом является абсолютное доминирование Украины среди стран СНГ в структуре обеспечения импортной емкости российского рынка машиностроения.

Потеря Россией темпов обновления производственных и промышленно-инфраструктурных мощностей после распада СССР, а также физическое истощение технико-технологических эксплуатационных возможностей, сложившегося в советское время потенциала, актуализирует для российской экономики потребность в неотложной модернизации.

О неспособности российской экономики осуществить модернизацию собственными мощностями свидетельствует укрепление зависимости российской экономики от товаров полного цикла (продукции конечного потребления), которая составляет более 70% российского импорта; из которых 42% составляет импорт машин и оборудования — материальной основы производства.

Специализация украинских предприятий на российском рынке определена следующими характеристиками:

1. Российский внутренний рынок является ключевым потребителем украинской технологической продукции (42,3% всех украинских поставок в РФ занимает технологическая продукция), чему в значительной степени способствует совместная экономическая история и родство научнопроизводственных комплексов. На сегодня сохраняется ряд стратегических кооперационных связей, в частности в энергетике, авиастроении, транспортном строительстве, судостроении и т. д.

2. Российский рынок — крупнейший потребитель украинской продукции конечного потребления (почти 60% в структуре поставок из Украины в 2010 г.). Отмечается достаточно устойчивая ниша украинских товаров на рынке РФ, которая обеспечивается прежде всего товарами машиностроительного комплекса, что является актуальным в контексте развития возможностей наращивания роли украинских предприятий для модернизации экономики России.

3. Значительные традиционные конкурентные возможности украинских предприятий наблюдаются на сегменте полуфабрикатов и конструкционных материалов российского рынка (который охватывает, прежде всего, значительную часть металлургических изделий). Прежде всего рост поставок соответствующей украинской продукции должен произойти за счет восстановления утраченных позиций.

В двусторонних украинско-российских отношениях остается ряд стратегически важных направлений сотрудничества, в которых российская экономика критически зависима от украинских предприятий и инфраструктурных объектов, над которыми РФ попытается восстановить утраченный контроль.

Для примера. На ОАО «Вертолеты России» почти все двигатели для современных вертолетов РФ разрабатывают и производят украинские компании, на ОАО «Объединенной двигателестроительной корпорации»

значительную часть двигателей для современных самолетов разрабатывает, или помогает разработать, украинское КБ «Ивченко-Прогресс»; компания «Мотор Сич» изготавливает двигатели и помогает изготовить их части почти во всех новых самолетах и крылатых ракетах, создаваемых в РФ.

Относительно ряда украинских предприятий предполагаемо с российской стороны будет осуществляться политика реинтеграции в циклы производства, организованные в экономическом пространстве стран СНГ. Необходимо заметить, что украинская продукция машиностроения, особенно ракето- и авиастроение, двигателестроение соответствует международным стандартам, а по некоторым образцам не имеет аналогов в мире. Активное инвестирование в украинские предприятия, стратегические для российской экономики, с целью получения контроля над производством, также может быть основанием для российской стороны не считать украинские предприятия иностранными,

и, следовательно, не блокировать их поставки на российский рынок.

Важность украинских предприятий для российской экономики раскрывается через ключевое признание стран СНГ (среди поставок которых на российский рынок Украина занимает доминирующую роль — 92%) — одним из стратегических партнеров военно-технологической и экономической модернизации экономики РФ. Отмечая общую необходимость модернизации экономики, РФ позиционирует сотрудничество и помощь в решении такой задачи — органической и взаимовыгодной.

Согласно концептуальным принципам модернизации, Россия должна стать одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработка и выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива рассматривается как один из потенциальных способов ухода от существующей зависимости от сырьевых рынков. Таким образом, энергетика должна стать едва ли не основной движущей силой инновационных преобразований в РФ. Сотрудничество Украины с РФ традиционно сохраняет высокий потенциал реализации.

Вторым приоритетом для модернизации РФ считается сохранение и поднятие на новый качественный уровень ядерных технологий. Разработки в атомной сфере наиболее наукоемкие и придают толчок для научной среды, служа восстановлению фундаментальных разработок с возможностью коммерциализации полученных интеллектуальных результатов. Сотрудничество Украины с РФ в сфере атомной энергетики базируется на длительной совместной основе и поэтому имеет значительные перспективы.

Важное место в проекте модернизации России занимает модернизация ВПК и вооруженных сил РФ. По планам Министерства обороны РФ в ближайшие 10 лет планируется потратить на перевооружение не меньше 19,5 трлн руб. Планируется возобновление производства грузовых самолетов Ан-124 «Руслан» и закупка транспортных самолетов Ил-112 (замороженное финансирования), Ил-476 (так и не разработан) и Ан-70 (перспективный, не имеющих аналогов в мире, самолет). Таким образом, речь идет об увеличении

закупки или о производстве современных украинских военно-транспортных самолетов. Российское Минобороны уже сделало существенные заказы на будущие самолеты производства «Антонов».

Роль украинских предприятий для модернизации и обновления российской экономики обуславливается следующими факторами:

• Имеющийся экономический потенциал РФ в значительной степени создан с привлечением и использованием технологий, изготовленных в Украине, прежде всего речь идет об энергетике, авиации, судостроении, нефте- и газодобыче и т. п. и т. д.

• На сегодня в РФ нет единого взгляда на определение уровней возможной и необходимой модернизации. Если в одних сферах Россия способна, и пойдет на введение самых современных технологий, то в других — произойдет лишь частичное обновление и ремонт основных фондов, где украинские предприятия соответствующей продукции могут расширить свои рынки сбыта.

• Украина обладает существенными конкурентными преимуществами на российском рынке (по поставкам товаров средней технологичности и готовых изделий), которые можно применять при различных сценариях модернизации российской экономики. Имеющиеся производственные и научные возможности позволяют Украине обеспечить поставку как новых технологий (энергетическое приборостроение, авиация и т. д.), так и включиться в частичное обновление и ремонт за счет поставок принципиальных узлов и агрегатов.

На сегодня значительная часть электроэнергетического комплекса РФ укомплектована украинской продукцией, что обусловливает высокий уровень технологической зависимости. Традиционно высокую роль в обеспечении потребностей российской энергетики товарами энергетического приборостроения играла Украина, на территории которой расположены уникальные производственные предприятия, которые еще со времен СССР обслуживали потребности общей энергетической системы. В частности, речь идет об ОАО «Турбоатом», ГП завод «Электротяжмаш», ОАО «Запорожтрансформатор» и другие. В результате российские энергетические мощности в значительной степени укомплектованы украинскими компонентами (турбины, генераторы и т. д.), так в настоящее время АЭС на 92,1%, ТЭС — на 36,3%, ГЭС — на 18,7%.

Происходит вытеснение украинских производителей электроэнергетического оборудования с рынка РФ при одновременном увеличении их ориентации именно на этот рынок. Неблагоприятная рыночная конъюнктура и ухудшение конкурентной среды для украинских предприятий, в том числе обусловленное целенаправленными мероприятиями по уменьшению зависимости от украинских поставщиков, привела к значительному сокращению их доли в поставках электроэнергетического приборостроения на рынок РФ. Если в 2007-2008 гг. украинская продукция электроэнергетического приборостроения обеспечивала более 18% соответствующего российского импорта, то в 2009 г. эта доля сократилась до 10,1%. При этом,

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

украинские производители удерживают критически высокий уровень ориентации именно на рынок РФ (в 2008 г. доля российского рынка составила 68,4%, в 2009 г. — 61,6%). Таким образом, для украинских предприятий растет нереализованный потенциал на российском рынке, а также укрепляется концентрация поставок на российский рынок в структуре внешних поставок.

Проведенные Минэкономики дополнительные расчеты о последствиях для экономики Украины приоритетных инфраструктурных и промышленных проектов лишь подтвердили предварительно проведенные расчеты, осуществленные Минэкономики Украины (от 01.06.2011 г.). Только от создания ЗСТ СНГ на принципах и правилах ВТО предусматривалось увеличение объемов производства в машиностроении на 6-7%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (области, которая занимает 1-е место по обеспечению валютных поступлений в государство) — на 3-4%, а также увеличение строительных и монтажных работ — на 7%.

Только за счет этих факторов — рост объема выпуска по видам экономической деятельности (ВЭД) — до 7%, что через межотраслевые связи положительно скажется на росте смежных отраслей и выпуска по экономике в целом — до 4%, а рост объема ВВП — на 2,5%.

Более детальные расчеты по приросту (снижению) объема выпуска продукции по ВЭД и ВВП в целом, в условиях вступления Украины в Таможенный союз, в процентах были проведены Минэкономики по поручению Кабинета Министров Украины от 06.05.2010 г. № 20449 и п. 2.2 Протокола 6-го заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии.

Так, расчет был сделан с использованием экономико-математической модели на базе таблицы «затраты-выпуск» (за базовый год был взят 2008 г.) с учетом изменения средней арифметической ставки пошлины, а также перечня приоритетных инфраструктурных и промышленных проектов. Расчет был осуществлен по сценарию, который предусматривал 2 волны. Первая волна учитывает прямое влияние на выпуск продукции от изменения условий торговли, а

вторая волна учитывает дальнейшее опосредованное лаговое влияние от изменения условий торговли продукции по ВЭД за счет изменения среднеарифметической ставки пошлины.

Так валовой выпуск по сценарию первой волны увеличится на 3,26%, а ВВП на 2,2%, по сценарию второй волны — на 3,35 и 2,06% соответственно.

Наибольшие объемы роста испытывают следующие виды экономической деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• добыча угля, лигнита и торфа, добыча урановой и ториевой руд — 3,56 и 4, 09%;

• добыча углеводов и связанных с ним услуг — 4,45 и 4,32%;

• металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 4,12 и 3,69%;

• производство прочей неметаллической минеральной продукции — 5,02 и 3,38%;

• машиностроение — 6,21 и 4,07%;

• строительство — 6,94 и 3,98%;

• транспорт — 5,75 и 3,70%;

• химическая и нефтехимическая продукция — 2,97 и 3,13%;

• сельское хозяйство — 2,12 и 2,45%, соответственно.

Eurointegration: variants are possible V. I. Muntiian, Doctor of Economics, Professor, Government Commissioner for Cooperation with RF, CIS, EurAsEc and other Regional Units, The Chairman of the Working Group on Interstate Program of Innovation CIS countries cooperation by to 2020.

In article the author opens offers concerning prospects of integration of Ukraine in the Customs union, in particular within the limits of Eurasian Economic Community (EurAsEC). The author leads the detailed analysis of a social and economic situation in the Commonwealth of Independent States countries and the European Union, the assessment of potential threats is given to the Ukrainian economy as a result of integration from EU and the CIS. The strategic priorities of bilateral Ukrainian-Russian attitudes reveal factors of influence of the Ukrainian enterprises on modernization and updating of the Russian economy are described by the author.

Keywords: integration, cooperation, innovation, modernization, transformation, Tamozhenyj the union, the CIS, EU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.